с момента зачатия или с момента рождения

Юридическое определение момента рождения ребенка и его уголовно-правовое значение

В условиях нового законодательства об основах охраны здоровья граждан начало уголовно-правовой охраны жизни человека должно датироваться юридически определенным моментом его рождения. Таким образом, присутствующее в литературе по уголовному праву мнение о том, что начальным моментом уголовно-правовой охраны человеческой жизни является начало физиологических родов, получило законодательное подтверждение.

с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть фото с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть картинку с момента зачатия или с момента рождения. Картинка про с момента зачатия или с момента рождения. Фото с момента зачатия или с момента рождения
Автор: Шарапов Р.Д.

С 1 января 2012 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1]. Среди нововведений норма, имеющая особое значение для правового регулирования момента возникновения правоспособности граждан и уголовно-правовой охраны их жизни и здоровья. Речь идет о ч. 1 ст. 53, регламентирующей момент рождения ребенка. Впервые российский законодатель нормативно определил момент начала жизни человека, что произошло спустя без малого девятнадцать лет после законодательной констатации момента ее прекращения (ч. 2 ст. 9 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека»[2]).

С медицинской точки зрения‚ плод – это «человеческий зародыш с девятой недели внутриутробного развития до момента рождения»[3].

В Большой медицинской энциклопедии роды (родовой акт) определяются как «физиологический процесс изгнания плода, плаценты с плодными оболочками и околоплодными водами из матки через родовые пути после достижения плодом жизнеспособности»[4]. В современной медицине роды рассматриваются как сложный многозвеньевой процесс, продолжительность которого составляет от 10 до 20 часов в зависимости от первичности или повторности родов. Исходя из приведенного определения, понятие родов базируется на двух периодах родового процесса: изгнании плода и последовом периоде. Между тем в клиническом течении родов выделяют еще один период – раскрытие шейки матки (родовые схватки), который предшествует изгнанию плода и последа‚ и с которого собственно и начинаются роды.

Второй период – изгнание плода (продолжительность 1-2 часа) начинается после полного раскрытия шейки матки, включает продвижение плода из матки по родовому каналу к половой щели и заканчивается рождением плода, также в свою очередь имеющим стадийность: появление головки плода в половой щели (врезывание и прорезывание головки), рождение головки, рождение плечиков, туловища и ножек.

Третий период родов – последовый (продолжительность до 30 минут) начинается после полного рождения плода и заканчивается изгнанием последа (плаценты, плодных оболочек и пуповины) из половых путей роженицы.

В итоге, рождением ребенка следует считать не момент полного изгнания или извлечения младенца из организма роженицы, когда новорожденный начинает проявлять жизненно важные обменные функции, свойственные самостоятельному человеческому организму (легочное дыхание, сопровождаемое первым вдохом и криком), а момент наступления первых родовых схваток у беременной женщины, когда только начинается процесс отделения плода от материнского организма.

В условиях нового законодательства об основах охраны здоровья граждан начало уголовно-правовой охраны жизни человека должно датироваться юридически определенным моментом его рождения. Таким образом, присутствующее в литературе по уголовному праву мнение о том, что начальным моментом уголовно-правовой охраны человеческой жизни является начало физиологических родов, получило законодательное подтверждение[6].

Это означает, что виновное посягательство в отношении рождающегося плода, приведшее к его мертворождению или причинению вреда его здоровью, в зависимости от оснований, предусмотренных уголовным законом, должно квалифицироваться как преступление против жизни или здоровья человека. В частности, оставление без уважительных причин роженицы без родовспоможения со стороны медицинского персонала родильных домов и других лечебных учреждений, повлекшее по неосторожности мертворождение плода, либо ненадлежащее исполнение акушерами своих профессиональных обязанностей при принятии родов, приведшее по неосторожности к членовредительству плода или его смерти, должно влечь уголовно-правовую оценку содеянного по ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118 или ст. 124 УК РФ, а при умышленном отношении виновного к указанным последствиям содеянное следует квалифицировать как убийство или умышленное причинение вреда здоровью человека. Убийство роженицы вместе с плодом должно квалифицироваться по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Для расширения границ состава детоубийства, чтобы последнее распространялось на редкие с практической точки зрения, но все же возможные ситуации, когда роженица умышленно умерщвляет во время родов еще не изгнанный из ее утробы плод, законодателю потребуется исключить из диспозиции ст. 106 УК РФ термин «новорожденный» применительно к первой разновидности детоубийства (убийство ребенка во время или сразу же после родов). Аналогичное изъятие следует произвести из названия ст. 106 УК РФ.

В целом же, решимость российского законодателя обратиться к проблеме правовой регламентации момента рождения человека следует оценить положительно. Юридическое определение момента рождения позволило воссоединить начала уголовно-правовой охраны жизни человека и возникновения права на жизнь, что в совокупности с существенным за последнее десятилетие сокращением социальных показаний для искусственного прерывания беременности (с тринадцати до пяти, а затем до одного[10]) можно рассматривать как серьезный шаг законодателя в деле расширения правовой охраны права человека на жизнь и обеспечения единства правового измерения последней.

Примечания и литература

Опубликовано: Уголовное право. 2012. № 3. с. 75-78.

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Источник

Ученый МГУ рассказал, в какой момент зарождается новая жизнь

с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть фото с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть картинку с момента зачатия или с момента рождения. Картинка про с момента зачатия или с момента рождения. Фото с момента зачатия или с момента рождения с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть фото с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть картинку с момента зачатия или с момента рождения. Картинка про с момента зачатия или с момента рождения. Фото с момента зачатия или с момента рождения

с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть фото с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть картинку с момента зачатия или с момента рождения. Картинка про с момента зачатия или с момента рождения. Фото с момента зачатия или с момента рождения

с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть фото с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть картинку с момента зачатия или с момента рождения. Картинка про с момента зачатия или с момента рождения. Фото с момента зачатия или с момента рождения

Если жизнь начать отсчитывать от момента зачатия, к каким правовым и нравственным последствиям это может привести?

Александр Молчанов: День зачатия установить достаточно трудно. Нет прибора, который бы точно мог определить момент, когда яйцеклетка соединилась со сперматозоидом. Чего не скажешь о родах. Известен набор косвенных признаков, по которым можно сказать, что овуляция была примерно тогда-то. Поэтому на УЗИ женщина, как правило, слышит от врача, что ребенку столько-то недель, но не дней. С другой стороны, можно элементарно отнять девять месяцев от дня рождения и условно обозначить данный день в календаре, как день «зачатия». Однако беременность может наступать раньше или позже срока, а, значит, данное простое решение будет давать сбой.

Все большую популярность набирает суррогатное материнство. Насколько родной, скажем так, в этом случае ребенок для матери как биологически, так и духовно?

Александр Молчанов: Физиологическая (биологическая) мать чувствует родство практически сразу, как только узнает о беременности. Однако это чувство может угаснуть со временем, так как генетика начнет брать свое. Мать генетическая, не носившая плод под сердцем в течение 9 месяцев и не выкармливающая ребенка грудью, поначалу будет воспринимать ребенка как своего только отчасти. Дело в том, что у генетической матери нет гормональной доминанты. Возможно, в будущем этичным будет считаться стимулировать генетическую мать, чтобы эту родительскую доминанту у нее сформировать.

с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть фото с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть картинку с момента зачатия или с момента рождения. Картинка про с момента зачатия или с момента рождения. Фото с момента зачатия или с момента рождения

с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть фото с момента зачатия или с момента рождения. Смотреть картинку с момента зачатия или с момента рождения. Картинка про с момента зачатия или с момента рождения. Фото с момента зачатия или с момента рождения

Однако наша психика устроена таким образом: то, что мы считаем похожим на себя или подходящим нам, автоматически присваиваем себе. Наблюдая свое сходство с ребенком, генетически являющегося родным, мать и отец в свое время начинают испытывать к нему чувство любви. Если же желание продолжить род у родителей изначально велико, а так чаще всего и бывает у пар, согласившихся участвовать в цикле суррогатного материнства, то с момента рождения в ребенке начинают искать черты сходства и любить его тем сильнее, чем больше схожих черт в нем будет обнаружено. К сожалению, если ребенок не оправдает «генетической» мечты своих родителей-заказчиков, то он так и не найдет свой уголок в сердце родителей и станет лишним в семье.

Какие нравственные вызовы стоят перед человечеством в этой сфере?

Александр Молчанов: Одним из вопиющих примеров злоупотребления является рождение детей от уже мертвого человека и ныне здравствующего родственника, например мамы. Зачатие этих детей, будь оно осуществлено естественным образом, было бы однозначно классифицировано как инцест. В России и во всем мире он запрещен. В случае суррогатного материнства данный случай не является нарушением закона.

Источник

На каком этапе эмбрион становится личностью?

Дости­же­ния совре­мен­ной меди­ци­ны, осо­бен­но репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий, застав­ля­ют все серьез­нее заду­мы­вать­ся — с како­го момен­та начи­на­ет­ся жизнь чело­ве­ка, на каком эта­пе внут­ри­утроб­но­го раз­ви­тия эмбри­он ста­но­вит­ся лич­но­стью со все­ми пра­ва­ми и под защи­той зако­на? Об этом рас­суж­да­ет автор ста­тьи, опи­ра­ясь на науч­ные дан­ные, а так­же пред­ла­га­ет биб­лей­ский и свя­то­оте­че­ский взгляд на проблему.

Ста­тус эмбри­о­на — это поня­тие, воз­ник­шее в свя­зи с дости­же­ни­я­ми совре­мен­ных репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий и поста­вив­шее вопрос о мораль­но-эти­че­ских кри­те­ри­ях и барье­рах, свя­зан­ных с мани­пу­ля­ци­я­ми, осу­ществ­ля­е­мы­ми над чело­ве­че­ски­ми эмбри­о­на­ми. Совре­мен­ные репро­дук­тив­ные тех­но­ло­гии неиз­беж­но пред­по­ла­га­ют и про­во­дят опре­де­лен­ные мани­пу­ля­ции с поло­вы­ми клет­ка­ми и эмбри­о­на­ми чело­ве­ка. Но чет­кие регла­мен­та­ции по пово­ду допу­сти­мых пре­де­лов таких мани­пу­ля­ций до сих пор отсут­ству­ют. Более того, суще­ству­ют два пря­мо про­ти­во­по­лож­ных под­хо­да к реше­нию про­бле­мы. Один осно­ван на мораль­ных прин­ци­пах и тре­бу­ет запре­та любых мани­пу­ля­ций с эмбри­о­на­ми чело­ве­ка на любых ста­ди­ях их раз­ви­тия, посколь­ку жизнь чело­ве­ка, по мне­нию сто­рон­ни­ков этой точ­ки зре­ния, начи­на­ет­ся с момен­та зача­тия. При­вер­жен­цы про­ти­во­по­лож­ной пози­ции по вопро­су ста­ту­са эмбри­о­на, сре­ди кото­рых боль­шин­ство вра­чей-иссле­до­ва­те­лей, допус­ка­ют и даже при­вет­ству­ют не толь­ко исполь­зо­ва­ние эмбри­о­нов чело­ве­ка в про­грам­ме экс­тра­кор­по­раль­но­го опло­до­тво­ре­ния (ЭКО), но и вооб­ще широ­кое внед­ре­ние искус­ствен­но­го опло­до­тво­ре­ния в каче­стве аль­тер­на­тив­но­го спо­со­ба раз­мно­же­ния людей. Таким обра­зом, сно­ва воз­ни­ка­ет дав­ний вопрос, как рас­смат­ри­вать ста­тус эмбри­о­на, а имен­но с како­го момен­та отсчи­ты­вать нача­ло жиз­ни чело­ве­ка, на каком эта­пе внут­ри­утроб­но­го раз­ви­тия рас­смат­ри­вать эмбри­он как лич­ность с опре­де­лен­ны­ми пра­ва­ми, нахо­дя­щу­ю­ся под защи­той закона.

Вопрос ста­ту­са эмбри­о­на поро­дил горя­чие дис­кус­сии о юри­ди­че­ских и эти­че­ских гра­ни­цах допу­сти­мо­го в экс­пе­ри­мен­тах над ним. В жид­ком азо­те хра­нят­ся мил­ли­о­ны «лиш­них» эмбри­о­нов, кото­рые были заго­тов­ле­ны для имплан­та­ции в мат­ку на слу­чай неуда­чи преды­ду­щих попы­ток. Что делать с ними по исте­че­нии «сро­ка хра­не­ния»? Мож­но ли исполь­зо­вать чело­ве­че­ские эмбри­о­ны в науч­но-иссле­до­ва­тель­ских, тера­пев­ти­че­ских или про­мыш­лен­ных целях? Поз­во­ли­тель­но ли при­бе­гать к пре­дим­план­та­ци­он­ной диа­гно­сти­ке ради выяв­ле­ния воз­мож­ных гене­ти­че­ских дефек­тов или для опре­де­ле­ния пола буду­ще­го ребен­ка в том слу­чае, если супру­ги жела­ли бы, напри­мер, рож­де­ния маль­чи­ка, а не девоч­ки? Мож­но ли пой­ти на опре­де­лен­ные гене­ти­че­ские мани­пу­ля­ции с целью появ­ле­ния на свет ребен­ка с жела­тель­ны­ми для роди­те­лей каче­ства­ми (тео­ре­ти­че­ски такой под­бор свойств может ока­зать­ся осу­ще­стви­мым)? Отно­сят­ся ли так назы­ва­е­мые «репро­дук­тив­ные пра­ва», то есть пра­во иметь детей, и при­том ров­но столь­ко, сколь­ко хочет­ся, к чис­лу неотъ­ем­ле­мых прав чело­ве­ка? Явля­ет­ся ли эмбри­он лич­но­стью и в пра­ве ли мы за него решать его судьбу?

Тех­но­ло­гия ЭКО вклю­ча­ет опло­до­тво­ре­ние «боль­шо­го коли­че­ства» яйце­кле­ток[1] и после­ду­ю­щее уни­что­же­ние боль­шо­го чис­ла эмбри­о­нов при каж­дой про­из­ве­ден­ной про­це­ду­ре. При каж­дой про­це­ду­ре, как пра­ви­ло, исполь­зу­ет­ся 7–8 яйце­кле­ток и уни­что­жа­ет­ся 6–7 полу­чен­ных эмбрионов.

Когда в 2010 г. Нобе­лев­ская пре­мия в обла­сти физио­ло­гии и меди­ци­ны была при­суж­де­на Робер­ту Эдвард­су за раз­ра­бот­ку тех­но­ло­гии экс­тра­кор­по­раль­но­го опло­до­тво­ре­ния (ЭКО)[2], Рим­ская Като­ли­че­ская Цер­ковь немед­лен­но высту­пи­ла с пуб­лич­ным осуж­де­ни­ем это­го реше­ния Нобе­лев­ско­го коми­те­та. Такая пози­ция Вати­ка­на обу­слов­ле­на тем, что для бого­сло­вия Като­ли­че­ской Церк­ви клю­че­вым вопро­сом эти­ки совре­мен­ных вспо­мо­га­тель­ных репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий явля­ет­ся вопрос о ста­ту­се эмбри­о­на чело­ве­ка. Офи­ци­аль­ные доку­мен­ты Вати­ка­на, исхо­дя­щие из Пап­ско­го Сове­та по вопро­сам семьи (Pontifical Council for the Family) или Пап­ско­го Сове­та по вопро­сам жиз­ни (Pontifical Council for Life), кате­го­ри­че­ски утвер­жда­ют, что с момен­та сво­е­го зача­тия при опло­до­тво­ре­нии яйце­клет­ки — есте­ствен­но­го, искус­ствен­но­го или при кло­ни­ро­ва­нии, — чело­ве­че­ский эмбри­он, даже если он состо­ит из одной опло­до­тво­рен­ной яйце­клет­ки, зиго­ты, обла­да­ет тем же самым чело­ве­че­ским досто­ин­ством, что и любая дру­гая чело­ве­че­ская лич­ность[3]. В силу того фак­та, что совре­мен­ные вспо­мо­га­тель­ные репро­дук­тив­ные тех­но­ло­гии сопря­же­ны с про­из­вод­ством избы­точ­но­го коли­че­ства чело­ве­че­ских эмбри­о­нов, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство из кото­рых затем по тем или иным при­чи­нам под­вер­га­ет­ся раз­ру­ше­нию, Рим­ская Като­ли­че­ская Цер­ковь счи­та­ет эти­че­ски непри­ем­ле­мы­ми раз­но­об­раз­ные мето­ды опло­до­тво­ре­ния in vitro, кло­ни­ро­ва­ние и тому подоб­ные репро­дук­тив­ные тех­но­ло­гии, свя­зан­ные с про­из­вод­ством и гибе­лью чело­ве­че­ских эмбрионов.

Такая точ­ка зре­ния отоб­ра­же­на и в Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: «Нрав­ствен­но недо­пу­сти­мы­ми с пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния явля­ют­ся так­же все раз­но­вид­но­сти экс­тра­кор­по­раль­но­го (вне­те­лес­но­го) опло­до­тво­ре­ния, пред­по­ла­га­ю­щие заго­тов­ле­ние, кон­сер­ва­цию и наме­рен­ное раз­ру­ше­ние «избы­точ­ных» эмбри­о­нов. Имен­но на при­зна­нии чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства даже за эмбри­о­ном осно­ва­на мораль­ная оцен­ка абор­та, осуж­да­е­мо­го Цер­ко­вью»[4].

Свя­щен­ный Синод Эллад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на тех же осно­ва­ни­ях в спе­ци­аль­ном заяв­ле­нии «Кло­ни­ро­ва­ние кле­ток эмбри­о­на» кате­го­ри­че­ски осуж­да­ет про­ве­де­ние экс­пе­ри­мен­тов, преду­смат­ри­ва­ю­щих раз­ру­ше­ние эмбри­о­нов. «Точ­ка зре­ния, соглас­но кото­рой чело­ве­че­ская лич­ность начи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся на 14‑й день после зача­тия, не может оправ­дать бри­тан­ских уче­ных. Это субъ­ек­тив­ное и про­из­воль­ное реше­ние схо­ла­сти­че­ско­го рода, не осно­ван­ное на науч­ных дан­ных. Цер­ковь и хри­сти­ан­ская совесть с само­го момен­та зача­тия при­зна­ют чело­ве­ка лич­но­стью, наде­лен­ной веч­ной и бес­смерт­ной уча­стью. Улуч­ше­ние жиз­ни дру­гих людей не может осно­вы­вать­ся на раз­ру­ше­нии мил­ли­о­нов чело­ве­че­ских существ на эмбри­о­наль­ной ста­дии раз­ви­тия»[5].

«В Хель­син­ской декла­ра­ции Все­мир­ной меди­цин­ской ассо­ци­а­ции гово­рит­ся: “Инте­ре­сы и бла­го отдель­но­го чело­ве­ка долж­ны пре­ва­ли­ро­вать над инте­ре­са­ми обще­ства и нау­ки”. Но как при­ме­нить это к иссле­до­ва­ни­ям на эмбри­о­нах чело­ве­ка, когда ста­тус эмбри­о­на не опре­де­лен?»[6] — спра­вед­ли­во заме­ча­ет ака­де­мик Л.Ф. Кури­ло. «Боль­шая часть сре­ди участ­ву­ю­щих в обсуж­де­нии этой про­бле­мы спе­ци­а­ли­стов, — резю­ми­ру­ет он, — учи­ты­вая невоз­мож­ность в насто­я­щее вре­мя решить вопрос о ста­ту­се эмбри­о­на чело­ве­ка и невоз­мож­ность оста­но­вить исполь­зо­ва­ние вспо­мо­га­тель­ных репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий при­дер­жи­ва­ют­ся уме­рен­ной пози­ции. Соглас­но послед­ней, в осно­ве нача­ла жиз­ни лежит при­ро­да после­до­ва­тель­ных био­ло­ги­че­ских про­цес­сов, и защи­та эмбри­о­на чело­ве­ка соот­но­си­тель­на сте­пе­ни его раз­ви­тия»[7].

На про­тя­же­нии послед­них деся­ти­ле­тий все эти про­бле­мы обсуж­да­ют­ся меди­ка­ми и юри­ста­ми, фило­со­фа­ми и бого­сло­ва­ми в раз­ных стра­нах мира, а так­же в раз­лич­ных меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ци­ях. Одна­ко еди­но­ду­шия достиг­нуть не уда­ет­ся. И даже зако­но­да­тель­ства евро­пей­ских госу­дарств, напри­мер Фран­ции, Ита­лии и Швей­ца­рии, содер­жат про­ти­во­ре­чи­вые отве­ты на при­ве­ден­ные выше вопро­сы[8]. В дру­гих стра­нах, вклю­чая Укра­и­ну, зако­но­да­тель­ное регу­ли­ро­ва­ние дея­тель­но­сти в обла­сти репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий и иссле­до­ва­ний прак­ти­че­ски отсутствует.

Библейский и святоотеческий взгляд на статус эмбриона

Зача­тие и рож­де­ние ребен­ка, с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ской веры, пред­став­ля­ет­ся даром Божи­им. «…при­об­ре­ла я чело­ве­ка от Гос­по­да», — гово­рит Ева по рож­де­нии сына ( Быт. 4:1 ). О бес­плод­ной Анне, впо­след­ствии мате­ри про­ро­ка Саму­и­ла, ска­за­но, что «Гос­подь заклю­чил чре­во ее» ( 1 Цар. 1:5 ). Когда же она, после дол­гих молитв, рож­да­ет ребен­ка, то гово­рит: «От Гос­по­да Бога Сава­о­фа я испро­си­ла его» ( 1 Цар. 1:20 ). Автор псал­ма опи­сы­ва­ет раз­ви­тие эмбри­о­на и пло­да как твор­че­ский акт Бога: «Ты устро­ил внут­рен­но­сти мои и соткал меня во чре­ве мате­ри моей… Не сокры­ты были от Тебя кости мои, когда я сози­да­ем был в тайне, обра­зу­ем был во глу­бине утро­бы. Заро­дыш мой виде­ли очи Твои…» ( Пс. 138: 13, 15–16 ). О том же сви­де­тель­ству­ет Иов в сво­их сло­вах, обра­щен­ных к Богу: «Твои руки тру­ди­лись надо мною и обра­зо­ва­ли все­го меня кру­гом… Ты вывел меня из чре­ва» ( Иов 10: 8, 18 ). «Я обра­зо­вал тебя во чре­ве и преж­де неже­ли ты вышел из утро­бы, Я освя­тил тебя…», — гово­рит Гос­подь про­ро­ку Иере­мии ( Иер. 1:5 ). Исхо­дя из тако­го пред­став­ле­ния, Пра­во­слав­ная Цер­ковь наста­и­ва­ет на непри­кос­но­вен­но­сти жиз­ни чело­ве­че­ско­го пло­да или эмбри­о­на на любой ста­дии раз­ви­тия. «Тот, кто будет чело­ве­ком, уже чело­век»[9], — писал Тер­тул­ли­ан. Во 2‑м и 8‑м пра­ви­лах свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го ска­за­но: «Умыш­лен­но погу­бив­шая зача­тый во утро­бе плод под­ле­жит осуж­де­нию смер­то­убий­ства… Даю­щие вра­чев­ст­вод­ля извер­же­ния зача­то­го в утро­бе суть убий­цы, рав­но и при­ем­лю­щие дето­убий­ствен­ные отра­вы»[10]. При этом свя­ти­тель Васи­лий уточ­ня­ет, что тяжесть вины не зави­сит от сро­ка бере­мен­но­сти: «У нас нет раз­ли­че­ния пло­да обра­зо­вав­ше­го­ся и еще необ­ра­зо­ван­но­го»[11].

Момент одушевления

Вме­сте с тем неко­то­рые отцы (преп. Мака­рий Вели­кий или автор при­пи­сы­ва­е­мых ему тво­ре­ний, блаж. Иеро­ним и Фео­до­рит Кир­ский, Иоанн Бол­гар­ский и свт. Кирилл Туров­ский) счи­та­ли, что оду­шев­ле­ние заро­ды­ша про­ис­хо­дит не тот­час же по зача­тии, но лишь спу­стя неко­то­рое вре­мя — подоб­но тому, как при сотво­ре­нии пер­во­го чело­ве­ка Бог преж­де создал тело Ада­ма, а затем уже «вду­нул в лице его дыха­ние жиз­ни, и стал чело­век душею живою» ( Быт. 2:7 ). Такая же пози­ция отра­же­на в «Пра­во­слав­ном испо­ве­да­нии» (1643): «Душа дает­ся от Бога в то вре­мя, когда тело обра­зу­ет­ся и соде­ла­ет­ся спо­соб­ным к вос­при­я­тию оной»[12]. Из этих пред­по­сы­лок выте­ка­ет диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное отно­ше­ние пра­во­слав­ных бого­сло­вов к раз­лич­ным мето­дам доступ­ной в наши дни ано­маль­ной тех­ни­ки деторождения.

Отку­да пошло это мне­ние? Из дог­ма­ти­че­ско­го бого­сло­вия мы зна­ем три тео­рии тво­ре­ния чело­ве­че­ских душ:

1. мне­ние о пред­су­ще­ство­ва­нии чело­ве­че­ских душ (Ори­ген);
2. мне­ние о тво­ре­нии чело­ве­че­ских душ Богом (блж. Иеро­ним Стри­дон­ский, свт. Иоанн Зла­то­уст, свт. Кирилл Алек­сан­дрий­ский);
3. мне­ние о рож­де­нии чело­ве­че­ских душ[13] (Тер­ту­ли­ан).

Тер­тул­ли­ан для объ­яс­не­ния пере­да­чи пер­во­род­но­го гре­ха исхо­дил из пред­по­ло­же­ния, что не толь­ко тело, но и душа пере­да­ет­ся ребен­ку от роди­те­лей. Для опро­вер­же­ния это­го бого­слов­ско­го тези­са дру­гие отцы, а затем и св. Фома Акви­нат, пред­ло­жи­ли тео­рию после­ду­ю­ще­го внед­ре­ния души. Эта тео­рия утвер­жда­ет, что душа, будучи пред­на­зна­чен­ной к суб­стан­ци­о­наль­но­му един­ству с телом, онто­ло­ги­че­ски име­ет иное про­ис­хож­де­ние и созда­ет­ся непо­сред­ствен­но Богом. Кро­ме того, эта гипо­те­за пред­по­ла­га­ет, что для внед­ре­ния души необ­хо­ди­ма опре­де­лен­ная орга­ни­за­ция тела, некая «фор­ма», кото­рая, будучи душой, фор­ми­ру­ет тело. Св. Фома счи­та­ет, что рас­ти­тель­ная и живот­ная душа суще­ству­ет уже с момен­та опло­до­тво­ре­ния. Таким обра­зом, хро­но­ло­ги­че­ская про­бле­ма при­об­ре­та­ет онто­ло­ги­че­ское зна­че­ние[14].

Момент внед­ре­ния души отне­сен к пери­о­ду меж­ду 30‑м и 40‑м днем после опло­до­тво­ре­ния, по ана­ло­гии с биб­лей­ски­ми пред­пи­са­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми с очи­ще­ни­ем жен­щи­ны после родов. Сле­ду­ет немед­лен­но доба­вить, что не все отцы церк­ви при­дер­жи­ва­лись тако­го мне­ния, в осо­бен­но­сти это отно­сит­ся к гре­че­ским отцам, преж­де все­го к свт. Гри­го­рию Бого­сло­ву, кото­рый утвер­ждал, что душа воз­ни­ка­ет в пер­вый же момент после зача­тия, в чем ему сле­до­ва­ли дру­гие отцы, в част­но­сти прп. Мак­сим Испо­вед­ник. Но при этом мораль­ные и кано­ни­че­ские нор­мы (нала­гав­шие суро­вые нака­за­ния) оста­ва­лись неиз­мен­ны­ми, наста­и­вая на недо­пу­сти­мо­сти абор­та во всех случаях.

Позиции о статусе эмбриона человека соотносительно степени его развития

В рам­ках дан­но­го направ­ле­ния мож­но выде­лить несколь­ко позиций.

Одним из клю­че­вых в опре­де­ле­нии эмбри­о­на чело­ве­ка как лич­но­сти явля­ет­ся вопрос о том, когда плод чело­ве­ка при­об­ре­та­ет спо­соб­ность чув­ство­вать. Пер­вые дви­же­ния пло­да зафик­си­ро­ва­ны на 6‑й неде­ле раз­ви­тия, в это же вре­мя плод реа­ги­ру­ет на при­кос­но­ве­ния, в спин­ном моз­ге выяв­ля­ют­ся синап­сы. В нерв­ных волок­нах спин­но­го моз­га у пло­да 10‑й неде­ли раз­ви­тия опре­де­ле­ны пер­вые ней­ро­ме­ди­а­то­ры и заре­ги­стри­ро­ва­на актив­ность ство­ла голов­но­го моз­га[15].

Нача­ло жиз­ни чело­ве­ка свя­зы­ва­ют с момен­том фор­ми­ро­ва­ния дыха­тель­ной систе­мы. Послед­няя скла­ды­ва­ет­ся уже в кон­це 4‑й неде­ли с момен­та опло­до­тво­ре­ния. Одна­ко само­сто­я­тель­ное дыха­ние, а сле­до­ва­тель­но, авто­ном­ное суще­ство­ва­ние пло­да вне тела мате­ри, ста­но­вит­ся воз­мож­ным толь­ко к 20‑й неде­ле[16].

Таким нача­лом так­же счи­та­ют фор­ми­ро­ва­ние сер­деч­но-сосу­ди­стой систе­мы (20–40‑й день после опло­до­тво­ре­ния). Пер­во­на­чаль­но серд­це эмбри­о­на пред­став­ле­но пуль­си­ру­ю­щим сосу­дом — дор­саль­ной аор­той. Одна­ко послед­няя не явля­ет­ся точ­ной копи­ей серд­ца взрос­ло­го чело­ве­ка. Толь­ко по исте­че­нии 20-днев­но­го сро­ка дан­ный орган при­об­ре­та­ет чер­ты насто­я­ще­го 4‑камерного серд­ца мле­ко­пи­та­ю­щих. Здесь воз­ни­ка­ет ряд вопро­сов. Если мы свя­зы­ва­ем момент фор­ми­ро­ва­ния серд­ца с пер­вым серд­це­би­е­ни­ем, сле­ду­ет ли счи­тать пуль­са­цию дор­саль­но­го сосу­да за тако­вое? Как опре­де­лить момент нача­ла пуль­са­ции для кон­крет­но­го эмбриона?

Сле­ду­ю­щая пози­ция свя­зы­ва­ет ста­нов­ле­ние чело­ве­ка с нача­лом функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ство­ла моз­га. На нее нель­зя не обра­тить вни­ма­ние преж­де все­го в силу прин­ци­па сим­мет­рии. В совре­мен­ной меди­цине утвер­дил­ся кри­те­рий смер­ти чело­ве­ка — «смерть моз­га». Есте­ствен­но допу­стить, что если конец чело­ве­че­ской жиз­ни мы свя­зы­ва­ем со смер­тью моз­га, то и нача­ло чело­ве­че­ской жиз­ни долж­но быть свя­за­но с нача­лом функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ство­ла мозга.

Ряд спе­ци­а­ли­стов, преж­де все­го эмбрио­ло­ги и гисто­ло­ги, свя­зы­ва­ют нача­ло чело­ве­че­ской жиз­ни с момен­том фор­ми­ро­ва­ния пер­вич­ной полос­ки — мор­фо­ло­ги­че­ско­го пред­ше­ствен­ни­ка нерв­ной труб­ки. До 14-го дня после опло­до­тво­ре­ния эмбрио­ло­ги рас­смат­ри­ва­ют эмбри­он чело­ве­ка как пре­эм­бри­он, счи­тая, что до это­го сро­ка он сфор­ми­ро­ван кле­точ­ны­ми сло­я­ми, пред­став­ля­ю­щи­ми собой заро­ды­ше­вые обо­лоч­ки — мате­ри­ал, не участ­ву­ю­щий в даль­ней­шем в постро­е­нии соб­ствен­но эмбриона.

Мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский, рас­суж­дая на эту тему, гово­рит: «Можем ли мы ска­зать, что когда Божия Матерь зача­ла Спа­си­те­ля Хри­ста, то до како­го-то момен­та — до 14, 18, до 28‑й неде­ли — Он не был чело­ве­ком и не был рож­да­ю­щим­ся Богом? Нет, в момент зача­тия заро­дыш ребен­ка уже явля­ет­ся чело­ве­ком, его уни­что­же­ние явля­ет­ся убий­ством чело­ве­ка. И на это надо смот­реть пря­мо и серьез­но, ника­ко­го изви­не­ния в этом отно­ше­нии нет»[17]. Д.В. Попов, извест­ный рос­сий­ский уче­ный-эмбрио­лог, утвер­жда­ет, что изу­чив всю про­фес­си­о­наль­ную лите­ра­ту­ру, он так и не нашел аргу­мен­ти­ро­ван­но­го и достой­но­го вни­ма­ния обос­но­ва­ния тому, что 14‑й день счи­та­ет­ся нача­лом како­го-то каче­ствен­но ново­го пери­о­да в жиз­ни чело­ве­че­ско­го эмбри­о­на[18]. Про­во­дить юри­ди­че­скую раз­ни­цу меж­ду четыр­на­дца­ти­днев­ным эмбри­о­ном и два­дца­ти­днев­ным — это то же самое, что за убий­ство пяти­ки­ло­грам­мо­во­го мла­ден­ца давать мень­ший срок, чем за убий­ство деся­ти­ки­ло­грам­мо­во­го, или опре­де­лять пра­ва людей в зави­си­мо­сти от расы, про­фес­сии либо того, кто прав­ша или левша.

«Градуалистские» позиции

Сто­рон­ни­ки гра­ду­а­лист­ской пози­ции, ста­вя­щие во гла­ву угла поэтап­ность раз­ви­тия, обра­ща­ют вни­ма­ние на то, что и спер­ма­то­зо­ид, и яйце­клет­ка явля­ют­ся живы­ми объ­ек­та­ми еще до про­цес­са опло­до­тво­ре­ния, и под­чер­ки­ва­ют, что опло­до­тво­рен­ная яйце­клет­ка раз­ви­ва­ет­ся в чело­ве­ка посте­пен­но. Цен­ность эмбри­о­на зна­чи­тель­на, но не абсо­лют­на. Что же каса­ет­ся его пра­ва на жизнь — тут мне­ния варьи­ру­ют в извест­ном диа­па­зоне: кто-то может счи­тать, что эмбри­он чело­ве­ка обла­да­ет пра­вом на жизнь, дру­гие пред­по­чтут гово­рить о пра­ве на развитие.

Сто­рон­ни­ки гра­ду­а­лист­ских пози­ций пола­га­ют, что пра­ва эмбри­о­на уси­ли­ва­ют­ся и рас­ши­ря­ют­ся по мере его раз­ви­тия. Соот­вет­ствен­но, пра­ва эмбри­о­на могут пере­ве­ши­вать­ся дру­ги­ми пра­ва­ми или инте­ре­са­ми, таки­ми, как сооб­ра­же­ния здо­ро­вья мате­ри, в тех слу­ча­ях, когда эти послед­ние силь­нее. Про­тив­ни­ки такой пози­ции опа­са­ют­ся, что варьи­ро­ва­ние сте­пе­ни защи­ты, предо­став­ля­е­мой эмбриону/плоду в рам­ках гра­ду­а­лист­ско­го под­хо­да, может подо­рвать ува­же­ние к чело­ве­че­ско­му досто­ин­ству и прин­цип рав­ной мораль­ной цен­но­сти всех лиц. Ведь с точ­ки зре­ния гра­ду­а­лист­ской пози­ции, если по каким-то при­чи­нам нуж­но выби­рать меж­ду эмбри­о­на­ми, то исхо­дить при выбо­ре сле­ду­ет из того, какие инте­ре­сы силь­нее и при­о­ри­тет­нее[19]. Один из сто­рон­ни­ков этой пози­ции при­во­дит такой при­мер: «Пред­ставь­те себе, что 2‑месячный ребе­нок ока­зал­ся в ловуш­ке в кли­ни­ке, и вы мог­ли либо спа­сти одно­го ребен­ка, либо 100 эмбри­о­нов, но не обо­их. Кто-нибудь коле­бал­ся бы на секун­ду, преж­де чем спа­сти ребен­ка? Навер­ня­ка нет, но если бы эмбри­о­ны дей­стви­тель­но были мораль­но экви­ва­лент­ны мла­ден­цам, то был бы выбор в спа­се­нии мно­гих эмбри­о­нов и толь­ко одно­го ребен­ка, что было бы реша­ю­щей при­чи­ной спа­се­ния эмбри­о­нов»[20]. Ана­ли­зи­руя этот при­мер, нуж­но ска­зать, что наше пове­де­ние в той или иной ситу­а­ции не лиша­ет эмбри­о­на его ста­ту­са. То, что мы себя так пове­дем, гово­рит толь­ко о нашем вос­при­я­тии (вос­пи­та­нии), а не о том, явля­ет­ся ли эмбри­он чело­ве­ком или нет.

Выводы

Таким обра­зом, все пози­ции, кото­рые пред­по­ла­га­ют воз­рас­та­ние цен­но­сти и пра­во­вой защи­щен­но­сти эмбри­о­на по мере того, как он при­об­ре­та­ет внеш­ние чер­ты, харак­тер­ные для чело­ве­ка, явля­ют­ся сво­е­го рода анти­по­да­ми 2‑го пра­ви­ла свт. Васи­лия Вели­ко­го. Внеш­нее сход­ство или несхо­жесть опре­де­ля­ет видо­вую при­над­леж­ность эмбри­о­на. Чело­век устро­ен так, что не может быть чело­ве­ком сна­ча­ла на одну деся­тую, потом напо­ло­ви­ну, а затем уже целым. Во вре­мя внут­ри­утроб­но­го суще­ство­ва­ния про­ис­хо­дит раз­ви­тие. Эмбри­он пред­став­ля­ет собой настоль­ко замкну­тую систе­му, что извне, то есть из орга­низ­ма мате­ри, он полу­ча­ет толь­ко воду, кис­ло­род и пита­тель­ные веще­ства. Чело­век, будь то ново­рож­ден­ный ребе­нок или ста­рик, как эмбри­он или зиго­та, оста­ет­ся тако­вым неза­ви­си­мо от того, сколь­ко он весит, какой име­ет воз­раст. Даже сам тер­мин «раз­ви­тие» не вполне под­хо­дит, так как пред­по­ла­га­ет изме­не­ние от про­сто­го, при­ми­тив­но­го состо­я­ния к более слож­но­му. В слу­чае с эмбри­о­ном ско­рее мож­но гово­рить о про­яв­ле­нии уже име­ю­щих­ся, но скры­тых свойств. В зиго­те, опло­до­тво­рен­ной яйце­клет­ке, то есть в чело­ве­ке, после зача­тия есть все, что име­ет­ся у взрос­ло­го, толь­ко в одной клет­ке. Эту мысль мож­но про­ил­лю­стри­ро­вать сле­ду­ю­щим срав­не­ни­ем: после опло­до­тво­ре­ния (зача­тия) начи­на­ет­ся деле­ние кле­ток. Сна­ча­ла обра­зу­ют­ся две клет­ки, потом четы­ре, восемь и так далее — до самой био­ло­ги­че­ской смер­ти. Когда из одной клет­ки обра­зу­ют­ся две, то ни одна из них нико­гда не будет более слож­но устро­е­на, чем та клет­ка, из кото­рой они обра­зо­ва­лись. Про­ис­хо­дит толь­ко диф­фе­рен­ци­а­ция, узкая спе­ци­а­ли­за­ция кле­ток: из зиго­ты про­изой­дут и жиро­вые клет­ки, и клет­ки соеди­ни­тель­ной тка­ни, и все осталь­ные, но ни одна из них не будет более слож­но устро­е­на, чем самая пер­вая. Даже хро­мо­со­мы сома­ти­че­ских кле­ток с мил­ли­ар­да­ми генов будут иден­тич­ны тем, кото­рые обра­зо­ва­лись в момент зача­тия. Поэто­му делить эмбри­о­ны на более цен­ные и менее цен­ные невоз­мож­но. Любая уста­нов­ка, пред­по­ла­га­ю­щая воз­мож­ность умерщ­вле­ния чело­ве­ка в любом воз­расте, начи­ная с зача­тия, ведет к оправ­да­нию убийства.

Жизнь чело­ве­ка начи­на­ет­ся с момен­та зача­тия. Имен­но обра­зо­ва­ние уни­каль­но­го и непо­вто­ри­мо­го набо­ра генов (гено­ма) явля­ет­ся клю­че­вым момен­том в фор­ми­ро­ва­нии заро­ды­ша. Что каса­ет­ся кле­точ­но­го мик­ро­окру­же­ния, то оно важ­но не само по себе, а толь­ко в каче­стве фона, на кото­ром реа­ли­зу­ет­ся гене­ти­че­ская программа.

“Мораль­но-эти­че­ские про­бле­мы опре­де­ле­ния ста­ту­са эмбриона”

Автор: Луцен­ко Вла­ди­мир, священник

[1] Аку­шер­ство и гине­ко­ло­гия: пер. с англ. / под общ. ред. Г.М. Саве­лье­вой, Л.Г. Сичи­на­ва. — М.: ГЭО­ТАР-Медиа, 1997.с. 454.

[2] Нобе­лев­ская пре­мия по физио­ло­гии и меди­цине 2010 года. https://www.nkj.ru/archive/articles/18844/ Дата посе­ще­ния: 20.20.17.

[3] Аксе­нов Игорь., прот. Про­гресс и совре­мен­ное чело­ве­че­ское досто­ин­ство. Эти­че­ские вопро­сы совре­мен­ных вспо­мо­га­тель­ных репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий. // Пра­во­сла­вие и про­бле­мы био­э­ти­ки. Сбор­ник работ. — Москва: 2017. С. 403.

[4] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. XII.4 http://www.patriarchia. ru/ db/text/141422. Дата посе­ще­ния: 20.20.17.

[5] Бала­шов Нико­лай, прот. Геном чело­ве­ка, «тера­пев­ти­че­ское кло­ни­ро­ва­ние» и ста­тус эмбри­о­на (точ­ка зре­ния пра­во­слав­но­го) / про­то­и­е­рей Нико­лай Бала­шов // Цер­ковь и вре­мя. — 2001. — № 2 (15). — С. 58–76.

[6] Кури­ло, Л.Ф. Эти­ко-пра­во­вые аспек­ты исполь­зо­ва­ния ство­ло­вых кле­ток чело­ве­ка / Л.Ф. Кури­ло // Чело­век. — 2003. — № 3. —:http://vivovoco.rsl.ru/vv/papers/men/cells.htm. Дата посе­ще­ния: 20.10.17.

[7] Кури­ло, Л.Ф. Раз­ви­тие эмбри­о­на чело­ве­ка и неко­то­рые мораль­но-эти­че­ские про­бле­мы мето­дов вспо­мо­га­тель­ной репро­дук­ции / Л.Ф. Кури­ло // Про­бле­мы репро­дук­ции. — 1998. — № 3: http://www. rusmedserv.com/problreprod/1998/3/article_90.html. Дата посе­ще­ния: 20.10.17.

[8] Бала­шов Нико­лай., прот. Репро­дук­тив­ные тех­но­ло­гии: Дар или иску­ше­ние? //Православие и про­бле­мы био­э­ти­ки. Сбор­ник работ. — Москва: 2017. С. 73.

[9] Тер­тул­ли­ан, К.С.Ф. Апо­ло­гия / К.С.Ф. Тер­тул­ли­ан // Бого­слов­ские тру­ды. — М: Мос­ков­ская Пат­ри­ар­хия, 1984. — Сб. 25. — С. 176.

[10] Пра­ви­ла Свя­тых Отцов Пра­во­слав­ной Церк­ви с тол­ко­ва­ни­я­ми Епи­ско­па Нико­ди­ма (Мило­ша). http://seminaria.accanto.ru/pravo/milosh/canons_fathers_nikodim_milosh.htm#_Toc86275502. Дата посе­ще­ния: 20.10.17.

[11] Пра­ви­ла Свя­тых Отцов Пра­во­слав­ной Церк­ви с тол­ко­ва­ни­я­ми Епи­ско­па Нико­ди­ма (Мило­ша). http://seminaria.accanto.ru/pravo/milosh/canons_fathers_nikodim_milosh.htm#_Toc86275502. Дата посе­ще­ния: 20.10.17.

[12] Шал­кин­ский, С., свящ. О вре­ме­ни оду­шев­ле­ния зача­тых мла­ден­цев / свящ. С. Шал­кин­ский // Мис­си­о­нер­ский сбор­ник. — Рязань. 1909. — № 4, с. 240.

[13] Давы­ден­ков Олег., прот. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. М., 2005. С. 122.

[14] Сгреч­ча, Э. Био­э­ти­ка: учеб­ник / Э. Сгреч­ча, В. Там­боне; пер. с итал. В. Зелин­ский и Н. Косто­ма­ро­ва. — М: Биб­лей­ско-бого­слов­ский инсти­тут св. апо­сто­ла Андрея, 2002. С. 167.

[15] Про­бле­ма опре­де­ле­ния ста­ту­са эмбри­о­на. https://articlekz.com/article/6166. Дата посе­ще­ния: 20.10.17.

[16] Силу­я­но­ва И.В., Пер­шин М.С., Ляуш Л.Б., Маке­е­ва И.М. Ста­тус эмбри­о­на. Чело­век, 2007, № 2. С. 98–108.

[17] Анто­ний Сурож­ский, мит­ро­по­лит. Отве­ты на вопро­сы / мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский // Аль­фа и Оме­га. — 2001. — № 3(29). — С. 318–319

[18] Цит. по Мак­сим Обу­хов., прот. Эти­че­ский аспект мани­пу­ля­ций над эмбри­о­на­ми. // Пра­во­сла­вие и про­бле­мы био­э­ти­ки. Сбор­ник работ. — Москва: 2017. С. 84.

[19] Защи­та ємбри­о­на чело­ве­ка IN VITRO. Доклад Рабо­чей груп­пы по защи­те эмбри­о­на и пло­да чело­ве­ка. Страс­бург. 2003. С.6.

[20] The Oxford Handbook of Bioetics. New York.2007. p. 444

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *