с какого момента считается 40 дней у мусульман
Поминки у мусульман
Все религии мира считают, что после смерти душа покидает тело для дальнейшего существования вне физического мира. Послепохоронные обряды и обычаи, к числу которых относятся и поминки, призваны помочь душе двигаться в правильном направлении в своем внеземном путешествии. Поминки у мусульман имеют свои особенности, речь о которых пойдет ниже.
Значение поминок у мусульман
В Коране нет требования устраивать поминки, как нет и их запрета. Строго говоря, обычай проводить мусульманские поминки во многом сформировался под влиянием христианской традиции. Ортодоксальные мусульмане до сих пор считают, что ритуальная трапеза допустима только по радостным поводам, к которым уход близкого человека не относится.
Тем не менее обычай поминок широко распространен в исламском мире и регламентируется современными толкованиями Шариата – правил поведения мусульманина на основе Корана и сунны пророка Мухаммеда.
На какие дни проходят поминки у мусульман
Из вышесказанного очевидно, что в исламе не может быть рекомендованных Кораном конкретных поминальных дат. Пророк Мухаммед говорил, что поминать усопших можно в любое время, не выделяя для этого особых дней. Согласно Шариату, первые три дня после похорон следует отвести для поминальных молитв за душу усопшего, отложив хозяйственные дела. По Корану, она еще находится на земле. Эти же дни отведены для однократных визитов знавших покойного с выражением соболезнований (тазии). На третий день уже можно приглашать людей на поминки.
Как правило, поминальные трапезы организуются на третий, седьмой или девятый и 40-й день после погребения, а также в его годовщину. Нетрудно видеть, что поминальные дни у мусульман совпадают с таковыми у христиан. Каждая из этих дат считается рубежной в посмертном странствии души. Как правило, наиболее многолюдны первые поминки на третий день. В остальные дни собирается узкий круг близких родственников покойного.
Срок траура, как правило, составляет 40 дней для близких родственников, и 7 дней – для дальних. Многие мужчины в этот период не бреются в знак скорби. Специфически мусульманским днем поминания можно считать четверги вплоть до 40-го дня, а также 52-й день. Последний день толкуется как время окончательного телесного разложения. В четверги вплоть до 40-го дня проходят поминальные чаепития с минимальным угощением. При этом двери дома покойника держат открытыми весь день.
После 40-го в доме покойного снова может звучать музыка, разрешаются также отложенные свадьбы. Однако помолвленные пары могут заключить брак через 1 год после смерти своего родственника.
Мусульманка выдерживает траур по мужу четыре месяца и 10 дней, во время которых нельзя посещать не только светские мероприятия, но и мечеть: исключение составляют работа и учеба. Траурным может быть не только черный цвет: допустимы также лиловый и темно-зеленый.
В мусульманские праздники Навруз, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам поминают умерших молитвами за упокой их душ.
Правила проведения поминок у мусульман
Поминальный стол должен быть скромным. Считается, что поминки не должны пробивать брешь в финансовом состоянии семьи усопшего и заставлять залезать ее в долги. Запрещено устраивать поминки на средства умершего даже при оставлении их в качестве наследства. Для исключения чрезмерных трат семьи покойного духовные лица советуют их родственникам приносить часть блюд с собой. Вместо неуместных затрат на обильный поминальный стол рекомендуется направить деньги на раздачу милостыни.
Собравшиеся за поминальным столом в молчании (знак скорби) периодически слушают отрывки из Корана. Первой прочитывается сура «Ясин», помогающая в горе. Только встав из-за стола, можно заговорить о богоугодных делах покойного. Его фотографию и прибор на стол не ставят.
Участвующие гости должны вести себя сдержанно и тихо. Смирение и терпение – важные добродетели мусульманина. Громкие причитания и плач считаются неуважением к свершившейся воле Аллаха. Совершенно неуместны шумные разговоры и тем более споры. Приглашенные не должны подолгу засиживаться. Приехавших на похороны и поминки должны разместить у себя соседи-мусульмане. При отсутствии таковых приглашенные иногородние останавливаются в гостиницах.
Соответствующие наставления хозяевам и приглашенным дает имам, как правило, присутствующий на поминках. До его прихода Коран, по мусульманским обычаям, читает старший по возрасту мужчина.
Мужчины и женщины поминают усопшего за разными столами, а иногда и в разных помещениях. В маленькой комнате с единственным столом за ним сидят только мужчины. В неконсервативных общинах допускается размещение лиц противоположного пола в разных концах стола. Детей к поминальному столу не допускают. Поминальное застолье не должно длиться долго.
В реальности богатые люди часто используют поминки для демонстрации своего жизненного успеха окружающим и закатывают целый пир. В семьях со средним достатком за поминальным столом сидят только ближайшие родственники. Бедные люди ограничиваются раздачей садаки – милостыни в виде денег или какого-либо богоугодного дела.
Кого приглашают
На поминки, как правило, приглашают всех родственников покойного. В зависимости от региона и финансового положения семьи усопшего это общее правило может трактоваться в сторону расширения (сослуживцы, соседи и знакомые) или ужесточения (только ближайшие родственники).
Что готовят на мусульманские поминки
Естественно, что во время любой мусульманской трапезы нельзя есть свинину и употреблять спиртные напитки. Отличительная особенность именно поминок – обязательное наличие сладостей как символа радости души усопшего в раю. В остальном поминальная трапеза совпадает с обычной. В ее меню обычно входят:
Что можно раздавать
Во время и после поминок можно раздавать небольшие дары (садаку, хаер) соседям по столу как вариант поминовения. Это способствует избавлению души умершего от последствий прижизненных грехов. Кроме денег, у некоторых мусульманских народов (см. ниже) принято раздавать также нетронутые во время поминальной трапезы блюда. Пришедшим можно дарить также носовые платки, полотенца, продукты, одежду. Часть садаки позже раздается отсутствующим по уважительной причине родственникам и знакомым.
Мусульманские поминки у разных народов
В мусульманском мире у разных народов сложились свои поминальные традиции.
Поминки в Азербайджане, Казахстане и Киргизии очень расточительны. Ломящийся от яств поминальный стол считается показателем любви родственников к покойному. На поминки приглашают всех, имевших хоть малейшее отношение к усопшему. В обязательном порядке режут собственный или купленный скот. В Азербайджане на поминальном столе присутствуют мясные супы бозбаш и пити. Около дома разбиваются шатры для гостей, где те могут переночевать.
В Казахстане непомерные затраты на поминальный стол даже стали предметом дискуссий в среде духовенства. Имамы рекомендовали верующим ограничиться малозатратными национальными блюдами – кашей талкан, молочным продуктом каймак, лепешками жети нан, пончиками баурсаки и другими.
В других исламских странах поминки проходят скромнее. Турецкий поминальный стол накрывается только на 40-й день и в годовщину. Его обязательный, а иногда и единственный атрибут – ореховая халва. Часто готовят также плов.
Основной акцент татарских поминок – постоянное чтение молитв при весьма скромном угощении. Часто поминки проводятся не дома, а в кафе. На столе присутствуют бараний суп шурпа и несколько вариантов лапши – тукмас и бешбармак. По окончании поминок присутствовавшим раздаются нетронутые блюда и небольшие деньги (до 100 руб.) с просьбой молиться за душу усопшего.
52 дня после смерти у мусульман
О том, как, согласно Сунне, должны проходить мусульманские похороны, известно далеко не всем мусульманам. И очень часто действия мусульман расходятся с теми требованиями, который предписывает шариат.
Процесс похорон мусульманина необходимо описать детально, причем важно понимать, что процесс похорон начинается с момента смерти и оканчивается в тот момент, когда могилу человека засыпают землей.
Мусульманин при смерти
Человека, находящегося при смерти, близкие должны положить так, чтобы его лицо было обращено к Кибле, на правый бок. Если придать ему такое положение затруднительно, то умирающего мусульманина близкие кладут на спину, приподнимают его голову таким образом, чтобы его лицо было обращено в сторону Киблы.
Перед умирающим мусульманином не является сунной читать суру «Йа Син». Желательно говорить умирающему о том, что все его грехи будут прощены Аллахом за веру его в Единобожие и напоминать о том, что Аллах милостив и всепрощающ.
Процедура подготовки к похоронам
После смерти глаза покойного надо закрыть, челюсть его связать специальной повязкой таким образом, чтобы не оставить открытым его рот. На его живот рекомендуется положить что-то не очень большое, но тяжелое, чтобы живот не вздулся, суставы его необходимо размягчить. Одежду после наступления смерти с умершего надо снять, после чего уложить на что-то, что будет приподнято над землей, или на кровать.
Мусульманам следует выполнить ряд обязанностей по отношению к усопшему человеку. Важно безотлагательно выполнить четыре важные вещи:
Эти четыре дела – обязанность коллективная, то есть фардулькифая, для мусульман того населенного пункта, где умер покойный мусульманин. Эти действия важно выполнить обязательно по наступлении смерти, иначе грех от неисполнения их ляжет на всех жителей-мусульман в этом населенном пункте.
Кто совершает гусль над покойным мусульманином
Гусль или полное омовение усопшего мусульманина совершается в первую очередь. Обязательно мужчину мусульманина должен омывать мужчина, женщина должна омывать женщину. Исключение может быть сделано только для мужа и жены – в случае смерти они могут омывать друг друга.
В случаях, когда некому купать мусульманина-мужчину, кроме посторонних женщин, либо некому купать женщину, кроме посторонних мужчин, то купание совершать не нужно, а вместо него должно совершаться таяммум, то есть омовение пылью. За исключением таких случаев, омовение для каждого умершего мусульманина или мусульманки обязательно. Это правило не касается только шахидов, то есть тех мусульман, что погибли в сражениях за возвышение Слова Всевышнего Аллаха.
Оборачивание в саван
Если умерла женщина, то ее заворачивают в пять покрывал, причем одним из них покрывают туловище пониже пупка, во второе покрывало заворачивают голову, в третье покрывало заворачивают ту часть туловища, что находится повыше пупка, и двумя оставшимися покрывалами закрывают у женщины все тело. Именно так, как гласит хадис, повелел Пророк Мухаммада ﷺ завернуть умершую дочь свою Уммукульсум после ее смерти. В случаях же, когда умер паломник, будучи в состоянии ихрама, при заворачивании нужно оставить открытым его лицо.
Джаназа за ребенка умершего в утробе матери
При захоронении выкидыша важно учитывать такие моменты: если признаков жизни от выкидыша не исходило, то есть не было слышно крика или иных проявлений того, что родившийся жив, то в этом случае не нужно ни купать, ни заворачивать плод, а также за него не нужно читать заупокойную молитву. Такой плод следует завернуть в саван и похоронить.
В случаях же, когда от выкидыша был слышен крик, когда от него исходили какие-то еще признаки жизни, то за него следует совершить заупокойную молитву, а также соблюсти все те требования, о которых было сказано ранее, то есть в данном случае различия между выкидышем и взрослым человеком делать не нужно. Об этом в хадисе Ибн Маджа передается следующее: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…».
Сопровождение к могиле
Непосредственно процедура похорон включает в себя такое понятие, как сопровождение носилок до места, где будет захоронен умерший. Такое сопровождение для мужчин желательно. Мужчины обязаны присутствовать на похоронах ровно до того момента, пока не будет засыпана могила полностью. В качестве доказательства такого требования приводятся слова Пророка Аллаха, который, судя по хадису имама Бухари, сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». И пояснил, что два кирата – это две огромные горы награды от Всевышнего.
Для женщин в данном случае является нежелательном присутствовать на похоронах и участвовать в похоронном процессе. И хадисы имама Ибн Маджа, имама Муслима и имама Бухари подтверждают это.
Носилки с усопшим следует нести аккуратно, но быстро, следя за тем, чтобы они сохраняли равновесие и покойный не выпал из них. Носилки следует накрыть покрывалом, желательно, чтобы они были закрытыми. Если хоронят женщину, то это требование должно быть соблюдено неукоснительно.
Во время несения носилок разговаривать, тем более громко или на повышенных тонах, не следует. Идти можно перед носилками, немного в стороне от них, а можно сопровождать носилки, находясь по бокам от них или сзади.
Если сосед или родственник мусульманин участвует в похоронной процессии, провожая в последний путь немусульманина, то в этом ничего нежелательного нет, согласно высказыванию некоторых ученых.
Захоронение и могила
Во время самой процедуры захоронения важно обратить внимание, чтобы могила была вырыта на нужную глубину: ее минимальной глубиной является такая, чтобы захороненное тело не смогли раскопать животные, а ее длина должна быть такой, чтобы человек поместился в ней во весь свой рост с вытянутыми вдоль туловища руками. Ширина же могилы составляет семьдесят-восемьдесят сантиметров, если нестандартная фигура человека не требует больше.
Тело в могилу необходимо положить на правый бок, лицом оно должно быть направлено в сторону Киблы, а щека должна быть прижата к земле.
В случае, если твердая земля, можно даже в той стене могилы, которая находится на стороне Киблы, вырыть нишу, углубление, в которое и положить тело, а затем заложить эту нишу досками или тонкими камнями таким образом, чтобы земля не осыпалась на положенного туда человека. Это трудно будет сделать, если земля не будет достаточно твердой и будет осыпаться. В таких случаях покойника просто кладут на дно могилы, а сверху точно также, только с помощью подъёма при помощи кирпичей, закладывают досками.
Тело в могилу должно заноситься вперед головой, его заносят оттуда, где будут лежать ноги покойного. При совершении этого действия те, кто это делает, должны произносить «БисмиЛляхи ва ‘ аля суннати расулиЛляхи». Желательно, если в могилу будут спускаться близкие умершего. Это особенно важно при похоронах умершей женщины.
Чтение джаназа-намаза
При произнесении погребальной молитвы (джаназа-намаз) надо учитывать, что без проведения гусля и заворачивания в саван умершего такая молитва не будет считаться действительной.
Молитву за упокой души предписано совершать стоя. Произносящий молитву четырежды воздевает руки вверх, как это совершается при обычной молитве, и произносит такбир. Первый раз произнесение такбира сопровождает выражение намерения совершить за конкретного покойного заупокойную молитву.
После произнесения первого такбира тот, кто молится, должен сложить на груди руки, как это делает при обычной молитвы, и начинает читать суру «АльФатиха». После прочтения суры совершается второй такбир, во время которого руки поднимают до уровня мочки уха, а затем снова складывают руки на груди во время чтения благословения Пророку Мухаммаду ﷺ в любой из тех форм, которые приведены в Сунне.
После чтения благословения совершается третий такбир, молящийся после этого складывает на груди руки и читает за покойного дуа. Эта часть во всей молитве за упокой души является самой главной.
После совершения дуа молящийся должен прочитать четвертый такбир, затем он вновь складывает на груди руки и читает общий дуа для мусульман. После чтения этого дуа совершается таслим, как в обычной молитве салам дает с направо и налево. Форма совершения молитвы соответствует мазхабу имама аш-Шафии.
Еще раз необходимо обратить внимание, что молитва за упокой души совершается полностью стоя, и во время нее ни поясные, ни земные поклоны не отдаются. Не дозволяется читать заупокойную молитву за неверующего, атеиста.
Сколько дней длятся соболезнования родственникам
При выражении соболезнования родственникам и близким умершего следует придерживаться следующих правил. Семье покойного соболезнования желательно выражать не более, чем в течение трех ней после смерти члена семьи, чтобы после не напоминать лишний раз о случившемся в семье горе. В случае же, если человек в течение трех дней после смерти покойного отсутствовал и не имел возможности выразить соболезнование лично, то на его случай это правило не распространяется.
Выражать соболезнование повторно не следует, поэтому лучше, если соболезнования будут выражены уже после того, как усопший будет захоронен. Если семья покойного подавлена сильно горем, то можно сделать это раньше погребения. Соболезнование по шариату выражает призыв к терпению, которое будет вознаграждено Аллахом, а также к тому, чтобы совершить дуа о прощении грехов умершему.
Почему мусульмане отмечают 52 дня после смерти?
Что же касается тех вопросов, которые периодически возникают в связи с порядком проведения похорон, то при их проведении лучше опираться на достоверные источники, основными из которых являются хадисы. Но у целого ряда народов существуют свои нововведения и изменения, которые не находят подтверждения в шариате. Для того, чтобы понять, что из обычаев является истинными предписаниями шариата и ислама, а что было придумано людьми и является нововведением, достаточно опираться на вышеприведенную информацию.
К подобным нововведениям относится и вопрос относительно того, что обозначают поминки спустя 52 дня после смерти мусульманина, и каким образом по исламу нужно проводить в эту дату поминки. 52 дня после смерти мусульманина – это понятие никак не отражено в исламской традиции и в шариате, поэтому говорить о том, что оно является желательным или нет, нельзя.
К запретным в исламе новшествам относят и отмечание 3, 7, 40 дней после смерти мусульманина. Традиция посещать могилу на кладбище утром и в послеобеденное время каждый день до истечения определенного срока и чтения на кладбище определенных сур Корана тоже является новшеством, не имеющим ничего общего с традициями шариата. На такие обычаи и традиции нет никаких указаний в исламе: ни в Коране, ни в Сунне, ни в одном из хадисов, и даже в трудах, которые писали сами нововведенцы.
В шариате для поминок на 52 день после смерти у мусульман нет никакого упоминания и никакой основы. Много говорят о том, что не рекомендуется накрывать поминальные столы и устраивать поминки, то есть застолье в печальный день: созывать гостей в дом можно в праздник. То есть это новшеством в исламе можно считать таким же запретным, как указанные как запретные имамом ан-Навави новшества.
Шариат также ничего не предписывает относительно таких поминальных традиций ни на третий день, ни на седьмой или девятый день, ни на день сороковой или пятьдесят второй, как резание животного в тот момент, когда выносят покойного из дома, как чтение в четырех углах сур и многих других, получивших в последнее время в некоторых регионах широкое распространение. В шариатских книгах ничего об этом ученые не пишут. Проведение поминок на третий день, на седьмой день или поминки спустя 40 или 52 дня после смерти у мусульман, не является ширком, но является бидгатом, поскольку основы в исламском шариате для таких действий нет – ни в Сунне, ни в Коране. Но зато есть упоминания, доказывающие, что делать поминки не стоит ни в какой день. Джарир ибн Абдулла аль-буджали в достоверном хадисе говорит: «…мы считали собрание у семьи умершего и накрывание на стол в честь него (в день похорон) после его похорон из ряда нияха», где под словом «нияха» подразумеваются причитания и крики, которые в Исламе запрещены.
Для правильного проведения похорон, которые бы полностью соответствовали шариату, достаточно того, что приведено выше.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Поминки у мусульман
Поминки у мусульман – это траурное религиозное мероприятие. Вариант проведения этого события зависит от местных обычаев и укладов.
Обязательны ли поминки в исламе
Поминки являются больше православной традицией, нежели мусульманской. Сразу же после похорон мусульмане не устраивают поминальных обедов. По шариату первые 3 дня после погребения следует провести в молитвах, оставив все хозяйственные дела на потом. В этот период шариатом разрешено горевать о покойнике, но без стенаний. По некоторым канонам сразу же после гибели родного человека нельзя вкушать пищу, но этот запрет можно не соблюдать.
На третий день после похорон уже можно приглашать людей на поминки. Но по Корану поминки необязательны, хотя официально и не запрещены. Пророк Мухаммед называл сунной традицию вспоминать своих покойных родных. Он говорил, что для поминовения не нужно ждать каких-то определенных дат. Это можно делать буквально в любое время, а не ждать сорок дней.
Однако существует разное толкование священной книги. Радикальные мусульмане считают, что любые ритуальные обеды допустимо проводить только по радостному, а не печальному поводу. Поминки – это грустное событие, поэтому накрывать на стол по причине смерти близкого человека кощунственно. Т.е. близким усопшего можно готовить еду для себя, но угощать ею тех, кто пришел с соболезнованиями по причине гибели, нельзя.
Также нельзя громко разговаривать, шуметь, спорить, распивать спиртные напитки и злоупотреблять гостеприимством. Никто не должен слишком долго находиться в доме покойного. Если на мусульманские похороны и поминки человека кто-либо приехал издалека, его должны разместить у себя соседи. Если такой возможности нет (к примеру, по соседству живут представители другой религиозной концессии), то следует направиться в гостиницу.
На поминки следует обязательно пригласить имама. Он скажет проповедь, помолится вместе с родными усопшего и даст необходимые наставления. Его присутствие во время поминальной трапезы сильно успокаивает.
Особенности проведения поминок в мусульманстве
Поминальные ритуалы в исламе даже некоторые имамы считают новшеством, поэтому обычные мусульмане часто лишь ориентировочно представляют себе их порядок проведения. Из-за этого мусульманские поминки проходят по-разному. Во многом характер поминания определяется благосостоянием семьи усопшего.
Богатые люди обычно закатывают целый пир, во время которого вспоминают заслуги покойного и угощают всех в округе вне зависимости от их вероисповедания. Семьи со средним достатком устраивают поминальную трапезу только для ближайших родственников, а малообеспеченные люди могут заменить обед садакой – добровольной милостыней во славу Аллаха. Садака – это далеко не всегда деньги. Садакой после похорон может стать любое богоугодное дело, даже чтение сутр слепой соседке. Некоторые решают раздать вещи умершего нуждающимся, но этот поступок нельзя назвать садакой.
Поминки не должны финансово обременять семьи, вынуждать ее брать кредиты или залезать в свои накопления на старость или обучение детей. Если у родных умершего мусульманина нет денег, его поминают скромно.
Также запрещено устраивать поминки на деньги умершего. Это правило распространяется даже на те случаи, когда родственники покойного гарантированно получат его деньги в качестве наследства.
Мужчинам и женщинам следует поминать умершего за разными столами. В некоторых домах лиц разного пола также разводят по соседним комнатам. Если помещение одно, и его невозможно разделить, то поминки должны проводиться только мужчинами. Это осуществляется вне зависимости от того, кто умер: мужчина или женщина. Но люди в 21 веке часто не соблюдают это правило, и часто, если умирает ребенок, его отец и мать остаются сидеть в одной комнате.
Примерное поминальное меню
Еда на поминальном столе ничем не отличается от обычного мусульманского обеда. Т.е. нельзя употреблять в пищу свинину и пить алкогольные напитки, а все остальное разрешено. Чаще всего поминальный обед состоит из следующих блюд:
Коран не обязывает ставить на стол те блюда, которые любил усопший. Т.е. его родственники могут самостоятельно разработать меню, но на столе должны обязательно присутствовать сладости. Сладкие продукты символизируют сладость для души усопшего в Раю. Само поминальное застолье длится недолго, ведь люди пришли помянуть усопшего, а не наедаться.
Как проходят поминки у мусульман в разных странах
В разных регионах мусульмане поминают усопших по-разному. В Киргизии и Азербайджане принято приглашать на поминки соседей, друзей, сослуживцев и даже случайных знакомых. Там называют позором невозможность проводить умершего человека достойно. Родственники покойного обязаны всех накормить. На столе присутствуют блюда из баранины, овощей, говядины, круп и т.д. Также гостей угощают лавашами, чаем, халвой и даже шербетом. Особенно большие затраты на поминальный стол наблюдаются в Азербайджане. В этой стране из-за повышенного гостеприимства на похороны тратятся суммы, соизмеримые с бюджетом одной хорошей свадьбы. Азербайджанцы не экономят на мясных кушаньях и подают для поминания к столу следующие блюда:
И в Киргизии, и в Азербайджане после похорон режут скот. Если у семьи усопшего нет баранов и коров, скот покупается на ферме. Скот необходимо зарезать родственникам умершего. Подобные мероприятия можно отнести к жертвоприношениям, ведь часть из этого мяса принято раздавать. Около дома разбиваются шатры. В них люди, пришедшие почтить память умершего, могут переночевать или переждать плохую погоду.
В Турции поминки после смерти проходят у мусульман только на 40 дней и на годовщину. В остальные дни поминать усопшего пищей (особенно мясом) нельзя. Сама поминальная трапеза проводится в тишине и спокойствии. На стол турки обязательно ставят ореховую халву.
В Казахстане на поминальные трапезы тратится еще больше денег. Из-за желания достойно проводить родственника многие казахи берут кредиты, которые потом с трудом выплачивают. Т.к. мусульманская общественность была обеспокоена сложившейся ситуацией и закредитованностью населения, в 2017 году в Актобе (Казахстан) была проведена конференция на тему мусульманских поминок. После длительных переговоров имамы указали блюда, которые должны входить в поминальные обеды. Но предложенное ими меню не является обязательным, т.к. имеет только рекомендательный характер. В такое меню включены преимущественно национальные блюда:
Поминальные дни у татар проходят по-другому. Основной упор делается на молитвы. Их читают практически постоянно, и особенно усердная молитва произносится во время смены блюд. Причем в заупокойной молитве можно помянуть не только того, кто умер недавно, но и всех усопших родственников.
На стол ставят простое угощение. После приема пищи всем присутствующим жертвуется небольшая сумма денег (до 100 рублей). Если в конце трапезы остались нетронутые блюда, их отдают гостям с просьбой еще раз помолиться за душу умершего. Поминальные обеды часто устраиваются в кафе, но за приемом пищи у татар не принято разговаривать и плакать.
Исламские дни поминовения
У мусульман нет особенных дней поминовения усопших. Некоторые проводят поминальные трапезы на 3, 9 и 40 день, но многие имамы критикуют подобные обычаи. Они утверждают, что он является заимствованным у христиан. Но обычные мусульмане не видят в этом ничего плохого. Также нередко они устраивают поминальные трапезы на годовщину смерти.
Но третий, девятый и сороковой дни не являются сунной (деянием, которое рекомендует религия), ни фарзом (обязательным требованием ислама). Из-за этого они не должны по значению отличаться от других дней. Понятно, что мусульмане, живущие по соседству с православными христианами, перенимают их привычки и уклад жизни, но к религиозным традициям нельзя относиться несерьезно.
Также существуют и другие поминальные даты. К примеру, таким днем можно считать каждый четверг до сорокового дня. Когда у мусульман проходит 40 дней после смерти, они прекращают поминать человека по четвергам. Хотя у некоторых народов, исповедующих мусульманство, есть правило «жечь четверговую свечу» в течение первого года после смерти близкого человека. Огонь должен гореть с заката солнца до полуночи. Подчас хозяин дома в это время читает молитву.
Также накрыть на стол можно и на 52 день после кончины. Многие считают, что в это время тело окончательно разложилось, и можно отметить это событие особым образом. Но у некоторых мусульман (башкиры и поволжские татары) есть поверье, что 52 день – это время, когда покойник чрезвычайно мучается, т.к. плоть отходит от костей. Устраивать в этот день какую-либо особенную трапезу не надо. Но нужно понимать, что принятые в светском обществе поминальные дни у мусульман по усопшим не описываются священными книгами. Т.е. перед проведением религиозного обряда следует посоветоваться с имамом.
Можно ли раздавать милостыню в честь усопшего
В исламе можно поминать умершего не только едой, но и милостыней. Подавать денежные суммы за упокой человека можно в следующие дни:
Но ни Коран, ни хадисы не дают четкого объяснения того, что своеобразные поминки покойных должны осуществляться именно в эти дни.
Можно ли помянуть мусульманина христианину
Если умер мусульманин, то христианин может помянуть его, прочитав молитву Святому Уару. Заходить в мечеть не нужно. Степень родства с покойным не имеет особого значения. Каких-либо специфических православных ритуалов для поминок мусульманина не существует. Но христианин все равно может раздавать милостыню и осуществлять какие-либо добрые дела в память о покойном.
Заключение
Поминание – это важная часть религиозного ритуала у мусульман. Поминки позволяют еще раз вспомнить усопшего, поговорить о нем и сделать что-либо полезное окружающим в его честь.