с какого года 1 января стал нерабочим днем в ссср
Как Россия шла к десятидневным новогодним каникулам
Сегодня сложно представить завершение календарного года в России без пышного празднования. Эта традиция появилась в России не так давно. Долгие годы в советское время после встречи Нового года на следующий день, 1 января, людям приходилось выходить на работу.
С принятием христианства Владимиром Святославовичем в X веке начала существование история русской церкви, и вместе с ней Новый год стали отмечать по византийскому обычаю – 1 сентября. Во времена правления Петра I система летоисчисления меняется — праздник с 1700 года начинают отмечать 1 января.
После петровской реформы церковный Новый год в России продолжали отмечать 1 сентября, а 1 января считалось праздником светским.
Так продолжалось до Великой Октябрьской революции 1917 года, после которой власти отменили все существовавшие в царском государстве праздники. На следующий год после «октябрьских» событий Россия, согласно указу Владимира Ленина, перешла на григорианский календарь — так 1 февраля 1918 года превратилось в 14-ое. С того момента Рождество стало отмечаться 7 января — вместо 25 декабря по старому стилю.
До 1929 года, когда вышло постановление СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», 1 января было нерабочим и праздничным. С принятием этого документа слово «праздники» заменили на «революционные дни».
Отмена в 1929 году Рождества привела к тому, что бывшие праздничные дни превратились в рабочие. С признание елки «поповским» обычаем стали появляться следующие агитационные слоганы: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!». «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», — говорилось в антирелигиозной пропаганде в рождественские дни.
В первой половине 30-х годов Рождество официально не существовало — оно считалось пережитком прошлого.
Что касается Нового года, то советские власти считали его прежде всего детским праздником, отсюда — отсутствие необходимости освобождать взрослых от работы 31 декабря и 1 января.
Во время «моратория» на Новый год находились смельчаки, которые втайне все же отмечали праздник — ставили елку, плотно завешивали окна. Есть предположение, что традиция отмечать праздник застольем, а не торжественными плясками, сложилась именно в то время, когда Новый год приходилось отмечать в секрете, дабы не разбудить соседей.
Прятаться приходилось до тех пор, пока газета «Правда» 28 декабря 1935 года не опубликовала письмо государственного деятеля Павла Постышева, в котором автор выразил протест простого человека, жаждущего праздника и веселья. В своем письме он обратился к властям и призвал «устроить коллективные елки для всех». После публикации Иосиф Сталин вернул людям Новый год с нарядной елкой, однако разговоров о выходном дне 1 январе пока не шло. На следующий день после праздника народ шагал на работу.
Справедливость восторжествовала 23 декабря 1947 года, когда правительство СССР сделало 1 января выходным днем. «День 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днем», — коротко сообщал текст указа. Однако в случае, когда праздничный день выпадал на выходной, он не переносился на ближайший рабочий день, а пропадал.
«Объявляя 1 января выходным днем, власти узаконивали фактически существующую практику. Поскольку,
отгуляв ночь, граждане являлись на рабочие места, мягко говоря, не в лучшей форме»,
— заявила в 1948 году куратор проходившей тогда выставки «Первый день календаря» Ирина Осипова.
Спустя почти 60 лет, в 1991 году, в дома россиян вернулось и Рождество — тогда 7 января объявили свободным от работы днем. В тот год по телевизору показывали рождественские службы и рассказывал людям о правилах проведения святого праздника.
Еще через два года — в 1993 году — россиян освободили от работы и 2 января. История продолжилась в 2004 году, когда в Трудовой кодекс внесли новые изменения и дали россиянам право отдыхать целых 5 дней — с 1 по 5 января. Вместе с празднованием Рождества 7 января — получалось шесть свободных дней.
Кто-то был доволен реформой, а кому-то даже этих шести дней не хватало для полноценного отдыха. Эти разногласия привели к тому, что в 2008 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил продлить майские праздники, сократив новогодние. При этом ранее Миронов предлагал сделать нерабочим днем 31 декабря, чтобы люди «не изображали работу, не били баклуши на рабочем месте, а лучше бы наряжали елки и готовились дома к празднику».
Четыре года спустя, в 2012 году, праздники все-таки было решено продлить до восьми дней — с 1 по 8 января. С учетом выходных праздничный «отгул» составил около 10 дней.
Власти зарубежных стран не так щедры к своим гражданам в вопросе новогодних каникул, как российские. К примеру, у американцев есть время прийти в себя после праздничных ужинов только в течение двух раздельных дней — 25 декабря и 1 января. На день больше гуляют британцы — два дня на Рождество и один день на Новый год. Если праздник выпадает на воскресенье, то им достанется бонусный понедельник.
Японская политика в вопросе выходных похожа на российскую. Еще с 1948 года японцы получили официальное право не работать с 31 декабря по 3 января.
При этом некоторые компании прекращают работы уже 29 декабря. В Северной Корее 31 декабря и 1 января считаются национальными праздниками, однако праздничные дни для местного населения — скорее повод для активной домашней работы и похода на демонстрацию, нежели для отдыха.
Несмотря на то, что в Бразилии отмечают Новый год и Рождество, выходные к этим дням не прилагаются. Время отдохнуть и веселиться у бразильцев есть в феврале, когда в течение четырех дней в стране проходит национальный карнавал. Хотя официально эти дни не считаются выходными, местным жителям в этот период точно не до работы.
В Германии, как и во многих других европейских странах, к Рождеству относятся очень трепетно. Отсюда два выходных — 25 и 26 декабря. Также в качестве бонуса у немцев выходной 1 января. Согласно иудейским традициям в Израиле Новый год (Рош-ха-Шана) в этом году отмечался с 20-22 сентября: именно в эти дни израильтяне освобождаются от работы. В Беларуси праздники начинаются 25 декабря — в день празднования католического Рождества. Продолжается веселье 30 декабря, а завершается уже 2 января.
Кстати, в эти новогодние праздники можно сходить в кинотеатры на фильм «Праздничный переполох»
Праздничные дни в СССР
Первым в истории России официальным нормативным документом, полноценно регулирующим трудовые отношения, стал Кодекс законов о труде, принятый ВЦИК 10.12.1918. Кодекс содержал Приложение к ст. 104 «Правила об еженедельном отдыхе и о праздничных днях». В п. 7 этого Приложения были перечислены нерабочие праздничные дни, установленные в память об исторических и общественных событиях:
• 1 января – Новый Год;
• 22 января – день 9 января 1905 года;
• 12 марта – низвержение самодержавия;
• 19 марта – день Парижской Коммуны;
• 1 мая – день Интернационала;
• 7 ноября – день Пролетарской Революции.
Местные советы профсоюзов с согласия Наркомата труда могли устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха (не свыше 10 в году). Эти дни полагалось согласовывать с праздниками, принятыми в данной местности, как правило, религиозными. Об их введении следовало сообщать населению путем публикации. Но при этом такие дополнительные дни отдыха не оплачивались.
Аналогичный список нерабочих праздничных дней содержался в ст. 111 Кодекса законов о труде 1922 г. В ст. 112 КЗоТ 1922 г. также содержалась норма об установлении отделами труда по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов особых праздничных дней отдыха (не более десяти в год), соответствующих местным условиям, составу населения, народным праздникам и т.п. При этом такие дополнительные дни отдыха также стали оплачиваться. Накануне праздничных дней и дней отдыха длительность рабочего дня сокращалась до шести часов, и предпраздничные дни оплачивались как полный рабочий день.
Количество дополнительных дней отдыха постепенно сокращалось. С 1925 г. их оставили восемь, с 1927 г. – семь, с 1928 г. – шесть. Вместе с тем, Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928 «Об изменении статей 111 и 112 Кодекса законов о труде РСФСР» добавило к Первомаю еще один нерабочий день – 2 мая. Таким образом, на празднование Дня Интернационала отвели целых два дня.
День 1 января оставался в СССР нерабочим и праздничным до 1929 г. Ситуация изменилась с принятием Постановления СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», в котором понятие «праздники» было заменено на «революционные дни», когда воспрещалось производство работ. К ним были отнесены:
• 22 января – день памяти 9 января 1905 г. и памяти В.И. Ленина;
• 1 и 2 мая – дни Интернационала;
• 7 и 8 ноября – дни годовщины Октябрьской революции.
Что касается Нового года, то в этот день полагалось трудиться на общих основаниях. 1 января оставался в СССР обычным рабочим днем по 1947 г. включительно.
В 1945 г. к всеобщим государственным праздникам добавился День Победы – 9 мая. Однако к 1948 г. он утратил статус нерабочего, хотя и считался праздничным в связи с вступлением в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23.12.1947.
Благодаря данному Указу 1 января вновь стал новогодним нерабочим праздником. День Победы оставался трудовым до 1965 г., когда Л.И. Брежнев в честь 20-летия с окончания Великой Отечественной войны подписал Указ о признании 9 мая нерабочим праздничным днем.
В середине 1960-х гг. получил новое название первомайский праздник: День Интернационала (1 и 2 мая) переименовали в День международной солидарности трудящихся.
С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, Международный женский день стал праздником и нерабочим днем.
Согласно ст. 65 КЗоТ РСФСР 1971 г. устанавливались следующие нерабочие праздничные дни:
• 1 января — Новый год;
• 8 марта — Международный женский день;
• 1 и 2 мая — День международной солидарности трудящихся;
• 9 мая — День Победы;
• 7 и 8 ноября — годовщина Великой Октябрьской социалистической революции;
• 5 декабря — День Конституции СССР (с 1978 г. перенесен на 7 октября в связи с принятием новой Конституции 1977 г.).
В таком составе праздничные дни сохранились до гибели СССР и даже ненамного пережили его.
Источники:
1. Кодекс законов о труде 1918 г. (принят ВЦИК) // СПС КонсультантПлюс.
2. Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г.» (вместе с «Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.»). // СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление ВЦИК от 05.05.1925 «Об изменении ст. 112 Кодекса Законов о Труде». // СПС КонсультантПлюс.
4. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 27.12.1927 «Об изменении статей 111 и 112 Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.». // СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление ЦИК СССР от 23.04.1928 «О праздничных днях, посвященных дню Интернационала, и об особых днях отдыха». // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928 «Об изменении статей 111 и 112 Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.». // СПС КонсультантПлюс.
7. Закон РСФСР от 09.12.1971 «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (вместе с Кодексом). // СПС КонсультантПлюс.
8. Рощупкина Е. Новогодние и майские праздники: история с продолжением. // Кадровик.ру — 2012, № 7.
Новый год в Советском Союзе. Как это было
В советское время также появились собственные атрибуты Нового года: мандарины, салат оливье, бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».
В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны — Кремлёвская.
А вообще в России, начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одной из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлём и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на немецкий образец.
До 1947 года 1 января в СССР продолжал оставаться рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее — только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня, выходные длятся 10 дней. С 2013 года в России новогодние каникулы уменьшились до 8 дней (с 1 по 8 января). Но каникулы достигают и до 9-10 дней (в 2015 — 11 дней).
Новый стиль
С переходом на новый стиль по декрету большевиков в 1918 году, первый Новый год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. Кроме того, возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 14 января. Тогда Новый год уже превратился в чисто светский праздник, а Рождество — в церковный. После смерти Петра I, введённый им обычай украшать жилища хвойными ветками и деревьями забылся и возродился в XIX веке, но уже как рождественский обычай, поэтому, например, в многочисленных рассказах про Ленина и ёлку речь идёт про ёлку рождественскую, а не новогоднюю. Даже в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках давали рождественскую ёлку для детей. Правда, до 1919 года православное Рождество праздновалось до Нового года, а не после, как сейчас.
Начиная с 1929 года, празднование Рождества было официально отменено, а Новый год стал обычным рабочим днём. Однако уже 28 декабря 1935 года в «Правде» было опубликовано письмо Первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева:
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!
Новогодние фильмы
В СССР перед каждым Новым годом по телевизору показывали набор «новогодних фильмов»:
Карнавальная ночь
Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Новогодние приключения Маши и Вити
Чародеи
Сказка «Морозко»
Деды отдыхали: праздники, исчезнувшие и забытые
Лайф вспомнил все праздники, которые были привычны для прежних поколений, а сейчас оказались не нужны или отмечаются уже не на том уровне, как прежде.
Фото: © РИА Новости/Анатолий Гаранин
3 сентября 1945 года в СССР появился новый государственный праздник — День Победы над Японией. Правда, выходным днём он побыл совсем недолго, уже в 1947 году он стал рабочим, а со временем окончательно забылся как праздник. В настоящее время мало кто знает и помнит о том, что когда-то 3 сентября планировалось отмечать. И это не единственный случай в богатом на изменения календаре праздников ХХ века.
В России до революции отдыхали много (правда, надо учесть, что рабочая неделя была шестидневной), а большая часть праздников имела религиозную направленность. Практически все значимые религиозные праздники были нерабочими днями или, как они тогда назывались, неприсутственными.
Дополнительные праздники были связаны с царствующей семьёй. День рождения, а также день тезоименитства (день именин) императора, императрицы и вдовствующей императрицы (т.е. матери действующего императора и супруги прежнего, если она была жива) в обязательном порядке были нерабочими. С рождением наследника престола появилось два новых праздника – день его рождения и тезоименитства. Также отдельными праздниками были восшествие на престол и коронование императора. Таким образом, только благодаря императорской семье в дореволюционной России насчитывалось 10 нерабочих дней.
Новогодних каникул в их современном виде в Российской империи не было, Рождество праздновали три дня в декабре, а в январе были нерабочими лишь два дня – первый день нового года и Крещение. Зато весенние праздники были даже длиннее, чем современные. Два дня Страстной седмицы и шестидневный отдых на Пасху — это уже больше, чем сейчас. А ведь помимо этих праздников на апрель и май ещё приходились тезоименитство императрицы, день рождения императора и императрицы, его коронование, бонусом шли двухдневное празднование дня святой Троицы, день Николая Чудотворца и Вознесение Господне. В целом только на апрель и май приходилось столько праздников, что четверть этого времени была нерабочей, и это не считая воскресений, которые всегда и при любых обстоятельствах были выходным днём, поскольку никаких переносов календарей тогда не практиковалось.
Относительно урожайными на праздники были август и октябрь (по четыре неприсутственных дня). В общей сложности, учитывая религиозные праздники, дни почитания святых и праздники, связанные с императорской семьей, в год получалось чуть более 40 нерабочих дней. Представители других религиозных конфессий в местах своего компактного проживания могли заменять христианские религиозные праздники на священные дни, принятые в их вере. Государственные праздники, связанные с императорской семьёй, были едины для всех.
Нерабочими праздничные дни были только для служащих и рабочих. Что касается крестьян, то их рабочее время вообще не регламентировалось и планировалось ими самостоятельно. При Временном правительстве исчезли 10 праздничных «царских дней», а в остальном всё осталось без изменений.
В первое десятилетие после революции состав праздников значительно изменился. Поскольку большевики считали религию «опиумом для народа», религиозные праздники перестали быть государственными, официально они именовались особыми днями отдыха. Тем не менее до 1929 года они не отменялись и считались нерабочими днями. Правда, число их значительно сократилось, отмечались только самые главные праздники: Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Успение, Вознесение, Преображение, Троица, Духов день. При этом продолжительность Пасхальной недели сократилась до трёх дней, а позднее до двух.
Все сохранившиеся религиозные праздники не были рабочими днями, но и не оплачивались, тогда как дни государственных праздников оплачивались, даже с учётом того, что никто не работал. Ещё более парадоксальная ситуация сложилась из-за того, что государство перешло с юлианского на григорианский календарь, а церковь не сделала этого. В итоге нерабочие дни в некоторых случаях не совпадали с религиозными праздниками. Например, нерабочими днями были 25 и 26 декабря, а Рождество в связи с переносом календаря праздновалось теперь 7 января, который был рабочим днём.
Новые времена принесли новые праздники, многие из которых теперь основательно позабыты. Например, мало кто помнит, что 22 января отмечалась годовщина первой революции 1905 года, которая была совмещена с Днём памяти Ленина, который умер 21-го числа. Этот праздник продержался достаточно долго, почти 30 лет, и был отменён только в 1951 году. По какой причине этот праздник покинул государственный календарь, никто не объяснил. Вряд ли День памяти Ленина противоречил государственной идеологии.
12 марта стал отмечаться праздник под названием Низвержение самодержавия. Он был приурочен к годовщине начала Февральской революции. Этот праздник в честь «буржуазной революции», как тогда говорили, был установлен в 1918 году и просуществовал недолго. В 1929 году этот день стал обычным рабочим днём. Видимо, Сталин посчитал, что неправильно пролетариату радоваться буржуазным праздникам, и отменил его по идеологическим мотивам.
Однако лично Ленин Парижскую коммуну считал первым в истории примером диктатуры пролетариата, восхищался ею и часто сверял свои действия и поступки с коммунарами. По этой причине вокруг Парижской коммуны в СССР был возведён целый культ, в её честь назывались корабли, школы, заводы и улицы, многотысячными тиражами выходили сотни книг по её истории и т.д. Первый день существования коммуны стал государственным праздником в РСФСР в 1918 году и просуществовал до 1929 года. С началом индустриализации количество нерабочих дней было резко сокращено, и Сталин, вероятно, посчитал, что нет смысла отдыхать целый день в честь такого события.
В 1918 году появился и праздник в честь годовщины Октябрьской революции, правда, из-за перехода с юлианского календаря на григорианский он переместился на ноябрь. День пролетарской революции отмечался 7 ноября и был главным советским праздником. В этот день в обязательном порядке проводились демонстрации трудящихся и военные парады на главных площадях городов страны.
В 1927 году советская власть решила, что праздник столь важен и значим, что его недостаточно праздновать только один день, поэтому праздничным стал и день 8 ноября. Военные парады в этот день проводились с первого и до предпоследнего года существования советской власти, за исключением перерыва на Гражданскую войну и Великую Отечественную (парадов не было с 1941-го по 1944-й). В последние месяцы существования СССР в 1991 году парада также не было, поскольку КПСС формально находилась под запретом, а общесоюзной власти уже практически не было.
Тем не менее по инерции он продолжал оставаться праздничным и нерабочим днём и в постсоветской России, правда, 8 ноября уже был рабочим днём. В середине 90-х праздник был переименован и стал называться Днём согласия и примирения, правда, смысл этого праздника оставался не совсем понятным. О каком согласии и примирении могла идти речь, если праздновалась годовщина насильственного и вооружённого захвата власти? Что может быть дальше от согласия и примирения, чем это?
Праздник дожил до 2004 года, когда 7 ноября стал простым рабочим днём, а ему на смену пришёл День народного единства 4 ноября. Хотя день Октябрьской революции и является исчезнувшим праздником, его нельзя назвать забытым. Многие приверженцы коммунистических идей до сих пор сохраняют верность традициям и устраивают различные мероприятия в этот день.
В 1929 году советскую страну ждали огромные изменения. В 20-е годы она ещё частично жила по инерции с прежним десятилетием. НЭП разрешал частный бизнес в определённых пределах, всё ещё праздновались главные религиозные праздники. Но к концу десятилетия НЭП был свёрнут, началась индустриализация, коллективизация, и всё это вызвало значительные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в календаре.
Почти все праздники были отменены и стали простыми рабочими днями. Больше не праздновались не только религиозные праздники, но даже Новый год, который был объявлен буржуазным праздником, по поводу чего в прессе даже была проведена антиновогодняя кампания. Он имел все шансы стать исчезнувшим и позабытым праздником, но через несколько лет его решили вернуть, фактически подменив им Рождество. Если в дореволюционные времена главным праздником было Рождество, то теперь его заменил Новый год с новым персонажем — Дедом Морозом. Частично внешняя форма старого праздника была сохранена (елки, подарки и т.д.), но содержание и смысл праздника изменились с религиозных на светские.
За весь год было лишь 5 нерабочих дней – День памяти Ленина, Первомай (два дня) и День Революции (два дня). Все остальные дни были рабочими.
В 1936 году к ним добавился ещё один праздничный нерабочий день, ныне уже давно забытый. В честь принятия новой Конституции СССР в 1936 году 5 декабря стали праздновать как День Конституции. День сталинской Конституции просуществовал более 40 лет и перестал быть праздничным и нерабочим только после принятия новой Конституции в 1977 году.
В это десятилетие советским людям было не до праздников, поскольку шла война. Тем не менее в послевоенное время появилось сразу два новых праздника, не считая восстановленного в 1947 году Нового года.
В 1945 году было решено праздновать 9 Мая как День Победы, а 3 сентября, когда закончилась советско-японская война и вместе с ней Вторая мировая война, – Днём Победы над Японией.
После отмены праздника День победы над Японией канул в Лету. Про него больше никто не вспоминал и не праздновал. Правда, с 9 Мая подобной ситуации всё же не случилось. Если советско-японская война была лишь месячным эпизодом, который мало кто заметил, то Великую Отечественную не заметить было нельзя.
Поэтому, несмотря на отказ от официального празднования и объявления 9 Мая рабочим днём, его всё равно праздновали неформально, а в самых крупных советских городах иногда устраивали салюты в честь Победы.
Незадолго до смерти Сталина был отменён нерабочий день в память о Ленине. Такой календарь праздников сохранялся полтора десятилетия и изменился только при Леониде Брежневе, когда он приобрёл знакомые нам сейчас черты. В частности, нерабочим днём стало 8 Марта. Вновь начал праздноваться День Победы, именно в те времена были заложены традиции современного празднования – с военными парадами, возложением венков и демонстрациями.
В 1970-е годы появился последний праздник, который можно назвать исчезнувшим и забытым. После принятия новой советской Конституции новым нерабочим днём вместо 5 декабря стало 7 октября. Этот праздник сохранился до распада Советского Союза. В России ему на смену пришёл День Конституции 12 декабря, который более десяти лет был нерабочим днём, однако с 2005 года таким не является. Тем не менее День Конституции РФ нельзя назвать исчезнувшим, поскольку в этот день по-прежнему проводятся различные государственные мероприятия.
Таким образом, из всех дореволюционных праздников до нашего времени сохранились только два — Новый год и Рождество. При этом Новый год имеет 20-летний перерыв в праздновании, а Рождество и вовсе 63-летний (с 1929-го по 1992 год). Кроме того, Рождество является единственным из многочисленных религиозных праздников, который сейчас является нерабочим днём. Остальные праздники либо исчезли по политическим причинам (падение монархии и отсутствующие в связи с этим «императорские дни»), либо сохранились как религиозные, но их празднование – личное дело каждого.
Два старейших советских праздника, появившихся ещё в 20-е годы и доживших до наших дней, – 1 Мая и 23 Февраля — в настоящее время существенно отличаются от оригинала по своему смыслу. 1 Мая больше не день солидарности интернационального пролетариата, а майские каникулы по своей сути и скорее является наследником дореволюционной Пасхальной недели, чем советских маёвок. А 23 Февраля уже не День армии и не столько День защитника Отечества, сколько праздник всех мужчин вообще.