с какого дня постятся перед причастием

Пост перед Причастием

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.

Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.

В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.

Что едят в пост перед причастием?

Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?

Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.

Можно ли морепродукты в пост перед причастием?

Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.

Можно ли кофе в пост перед причастием?

Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.

Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.

Пост перед причастием в сплошную седмицу

И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.

Источник

Пост перед Причастием

с какого дня постятся перед причастием. Смотреть фото с какого дня постятся перед причастием. Смотреть картинку с какого дня постятся перед причастием. Картинка про с какого дня постятся перед причастием. Фото с какого дня постятся перед причастием

Зачем нужен пост перед Причастием

Пост заключается в духовном (прежде всего) и телесном, физическом воздержании. Пост — обязательный элемент в подготовке к Таинству Святого Причастия, наряду с молитвой и исповедью. Готовясь к Причастию, человек должен понимать, что духовное и телесное воздержание тесно связаны друг с другом и одного только ограничения в еде — недостаточно. Так же и отказ от определенных продуктов тоже играет важную роль. Ведь Господь недаром дал нам не только душу, но и тело для жизни в земном мире, а, значит, отказ от земных наслаждений влияет на наше духовное состояние и пост перед Причастием очень важен.

Постящийся должен соблюдать телесную чистоту, ограничив себя в еде, воздерживаясь от супружеских обязанностей и духовную, посещая церковные службы, читая молитвы и каноны к Причастию, держа свои мысли в чистоте и, примирившись со всеми. Именно так проходит пост перед Причастием по замыслу Бога.

Что касается ограничений в еде, следует знать, что Типиконом прописано шесть степеней.

Сколько дней поститься перед Причастием

Какой степени телесного поста и, как долго придерживаться перед Причастием, решает сам человек, но новоначальным лучше согласовать со своим священником в Церкви. Излишнее усердие, которое приведет к ухудшению состояния здоровья — так же плохо, как послабление из лени или чревоугодия. В этом вопросе также важно учитывать возраст, общее состояние организма. Разобравшись в вашей личной ситуации, священник даст совет и определит количество дней поста, так как в обязательных церковных правилах об этом не говорится.

Можно ли не поститься перед Причастием

Несмотря на это, существуют определенные православные принципы и обычаи, соблюдающиеся в Церкви. Они существуют в течение длительного времени и православные христиане стараются их придерживаться. Человек, соблюдающий все посты — многодневные и однодневные, прописанные в церковном уставе, хорошо подготовлен к Причастию, и ему необязательно длительное время придерживаться воздержания в пище перед этим Таинством.

Если же человек еще ни разу в жизни не постился, ему, как уже было сказано, необходимо поговорить со священником. Самый распространенный срок соблюдения поста перед Причастием — три дня. Он может быть увеличен, но максимального временного предела не существует.

Обязательное каноническое правило, которого придерживаются все православные христиане — это запрет принимать пищу перед Причастием. Строгий пост, то есть полный отказ от пищи и воды, начинается с полуночи. Приступать к Таинству Причастия надо натощак. Тщательно подготовившись к Причастию во время Поста и, исповедовавшись в собственных грехах, человек может приступить к этому Великому Таинству, приближающему человека к Богу.

Читайте также

Источник

Как нужно поститься перед причастием и исповедью

с какого дня постятся перед причастием. Смотреть фото с какого дня постятся перед причастием. Смотреть картинку с какого дня постятся перед причастием. Картинка про с какого дня постятся перед причастием. Фото с какого дня постятся перед причастием

Здравствуйте, дорогие друзья! Исповедь и причастие даны человеку Всевышним как великий дар. Но перед этим Таинством обязательно надо поститься. Все верующие должны знать, как поститься перед причастием, как подготовиться к Таинству, как сдерживать себя, что можно вкушать, какие читать молитвы, как себя вести, как правильно подготовиться.

Как обрести чистоту души

Чтобы человек мог очистить душу от грехов, Господь дал нам возможность покаяться. В христианстве исповедь – это «второе Крещение». Когда мы, преодолевая стыд и душевную боль, бичуем себя, откровенно признаёмся Господу Богу в своих неправедных деяниях, очищаем душу от скверны, получаем второе Крещение.

Что даёт нам Таинство? Благодаря откровенному раскаянию, мы словно оживаем, обретаем вновь душевную чистоту и облегчение. Исповедь — это ещё и путь к новой чистой жизни, когда человек решает, что он больше не будет повторять эти грехи.

Когда человек раскается, то его душа обретает небывалый покой, ему становится легко и радостно жить, отступают все хвори, печали, несчастья. В теле прибавляется сил и энергии.

А нужно ли всё рассказывать священнику, ведь человек, совершивший грех уже раскаивается? Раскаяние перед самим собой – это не духовное наказание. Самому себе можно рассказать, но к самому себе мы не будем строго относиться и бичевать себя.

А как же стыдно рассказать чужому человеку (в христианстве — это священнику) о том, что совершил. Священник выступает посредником между Господом и человеком, поэтому принято исповедоваться именно ему. В этом и заключается смысл исповеди.

с какого дня постятся перед причастием. Смотреть фото с какого дня постятся перед причастием. Смотреть картинку с какого дня постятся перед причастием. Картинка про с какого дня постятся перед причастием. Фото с какого дня постятся перед причастием

Рассказывая священнику о совершённом проступке, человек вдруг видит всю глубину своего греха, осознаёт это, искренне раскаивается в содеянном. Потом он получает отпущение грехов и уже в следующий раз будет задумываться над тем, а нужно ли снова совершать этот неблаговидный поступок.

Признайтесь сами себе, что грешить приятно, легко, а вот рассказать о грешных делах и раскаяться – это довольно тяжкий крест. Смысл этого Таинства в том и заключается, чтобы облегчать этот крест.

Многим исповедь помогает остановиться и больше не совершать проступков, за которые потом становится стыдно.

Подготовка к великому Таинству

Чтобы правильно подготовиться к исповеди и причастию, надо знать несколько утверждённых канонов. Каждому христианину, готовящемуся к этому обряду надо поститься. Сколько дней нужно держать пост? Священники рекомендуют пост держать 3 дня. (Больные сахарным диабетом освобождаются от этого правила).

За эти дни человек должен не просто отказаться от скоромной пищи, а молиться, читать молитвы, готовиться не только телесно, но и духовно.

Почему надо воздерживаться от скоромной пищи? Воздержавшись от пищи, мы настраиваем наше тело и мысли на покаяние не просто на словах, но и на самых глубинных уровнях нашей души.

С 12 часов ночи в день причастия нельзя вкушать пищу, а по возможности не пить воду. Обязательно надо соблюдать молитвенные правила.

Вечером молитва постящегося состоит из трех канонов и молитвы из «Правил ко Св. Причащению»:

Утром перед Таинством нужно прочитать:

Перед Таинством нужно исповедаться – накануне на вечерней службе или в начале утренней службы в день обряда.

Если вы давно не причащались, не исповедовались, то выпишите все грехи на лист бумаги. Если грехи уже были отпущены, то их писать и говорить не надо. Лист с перечисленными грехами можно отдать батюшке, потом он сам их прочтет, а лучше рассказать вслух самому.

Не надо расписывать все подробно, стараться себя оправдать. Просто назовите грехи. Если что-то гложет вашу душу, то выберите время, когда будет меньше народу и расскажите всё священнику.

В какие дни можно причащаться? Причащение верующих происходит ежедневно, за исключением Великого поста. В Великий пост можно только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.

Как подготовиться к Покаянию

Подготовка к покаянию и причастию в первый раз начинается с изучения, когда впервые произошло это великое действие. Впервые его принял Иисус Христос на Тайной Вечере перед распятием. Здесь же Он заповедовал повторять это своим ученикам.

Перед Таинством непременно совершается богослужение — Божественная Литургия, или Евхаристия. В переводе с греческого языка это звучит как «благодарение». Именно это действо и совершил Христос перед тем, как причастить своих последователей.

Подготовка к причастию с включением воспоминаний об этих далёких событиях, даёт нам возможность к пониманию и ещё большему принятию Таинства.

Многих интересует, почему в Чашу наливают вино и кладут кусочки хлеба? Хлеб – символ жизни, который дал людям наш Бог. А те, кто пребывает Со Христом — ветви этой лозы.

Чаша – это символ спасения и единства. Соединённые вместе хлеб и вино означают «плоть и кровь». Это славянское обозначение психофизической природы человека…

Таинство трапезы — это единство человека с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».

Как часто взрослым следует причащаться? Это дело абсолютно добровольное. Принуждать себя тоже нельзя. Приобщение к Тайне Христовой должно следовать по зову души. Когда человек внутренне готов к этому действию, то надо идти в храм.

Если вы свято верите в Господа, то причащаться можно один раз в месяц или неделю. А во время каждого большого поста — это обязательно.

Каждый верующий должен знать, что в году есть особенный день — Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо. Это дань древней традиции.

Человек сам решает, как часто ему самому необходимо это действие. Принуждать, неволить себя не допустимо. Чисто механически это не должно происходить. Регулярно — это допустимо, чтобы мирянин держал себя правильно, не совершал греховных поступков.

Читайте также
Как подготовиться к таинству исповеди и причастию
Как подготовиться к исповеди и причастию и как исповедаться первый раз. Основные грехи…

Почему необходимо воздержание

Чтобы принимать Дары Христовы, необходимо не только соблюдать пост, но и вести более сдержанную жизнь в миру. Необходимо воздержаться от разного рода увеселений, просмотра телевизора. Супругам необходимо воздержаться от телесной связи во время подготовки к священному обряду.

Стоит особое внимание обратить на свои мысли. Не надо допускать осуждения кого-либо, злиться на домашних и других людей, нельзя завидовать, допускать грешные мысли, поддаваться плохому настроению, раздражению. Все свободное время необходимо посвятить чтению духовной литературы.

Как открыться душой перед Господом

Чтобы правильно подготовиться к исповеди, необходим особый настрой. Человек должен вспомнить всё, что он сделал такого, что нарушает Заповеди Господа нашего, что им противоречит. Исповедоваться надо осознанно, поэтому рекомендуется все грехи записать на листок.

Но записи надо делать для себя. Простое перечисление грехов перед священником, лишает это действие открытости и искренности.

Кажется проще всего: отдать листок священнику, чтобы он сам прочитал и отпустил грехи. Но человек не испытает столько свободы, когда расскажет всё сам. Не надо поддаваться смущению и стыду, когда решите рассказать даже самое тайное. Надо помнить, что священник — это проводник, поэтому ваши тайны остаются только с ним и Всевышним.

Чтобы искренне открыть душу, то исповедаться лучше накануне, чтобы у священника было время вас выслушать. Утром меньше времени, поскольку в церкви много народу, поэтому батюшке трудно подробно выслушать ваше раскаяние.

Как соблюдать пост

Что нельзя есть перед причастием? Следует исключить мясо, животный белок, исключается также рыба, молочные продукты. Не стоит включать в меню вредные продукты, которые услаждают вкус. Это искусственные продукты и напитки.

Что едят накануне принятия Таинства за 3 дня поста? Можно есть полезные продукты: фрукты, овощи, крупы — гречка, пшено, чечевица, пить компот, соки, собственного отжима.

Необходимо пить святую воду, чтобы настроиться на молитву. Во время поста можно пить воды до 2-х литров в сутки, произнося покаянную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Произнося эту молитву, человек осознаёт, что грешен.

Меню постящегося тоже может быть разнообразным. Можно готовить простые первые блюда из овощей. Чтобы первое блюдо было сытным, то лучше приготовить крем-суп.

Рецепты на крем-суп:

В качестве второго блюда можно приготовить картофельные драники. Отлично дополнят постный стол помидоры, фаршированные баклажанами и грибами, овощи-гриль. На гарнир можно приготовить отварной картофель, макароны, рассыпчатый рис, любую кашу на воде.

К каше можно добавить орехи, ягоды или сухофрукты, тогда блюдо получится вкусным и сытным. Любителям десертов можно приготовить постные картофельные оладьи, даже пирожки!

Читайте также
Православный мир: что такое Соборование в церкви
Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем…

День причастия. Что делать?

В день причастия есть свои правила, которые надо соблюдать. В храм нужно идти натощак. Тот, кто курит, должен воздержаться от своей привычки до того, пока не примите Дары Христовы.

Когда священники выносят Чашу с причастием, необходимо по очереди приблизиться к алтарю, скрестив руки на груди. Возле Чаши сделать заранее поклон, потом произнести своё имя, а после съесть хлеб.

После того, как Таинство свершилось, необходимо поцеловать край Чаши и проследовать к столику с просфорами. Там надо съесть кусочек просфоры и запить сладким чаем.

Сразу из церкви уходить не надо. Необходимо выслушать благодарственные молитвы, приложиться к напрестольному кресту, который будет держать священник. После обряда следует соблюдать чистоту души и тела.

Как причастить детей

Детям обязательно нужен этот христианский обряд. Некоторые родители считают, что младенец без грехов, поэтому причащать не надо. Этот обряд нужен для того, чтобы малыш был защищён от темных сил, был спокойнее, умиротворённее. Маленькие дети, до семи лет, допускаются к причастию без исповеди.

С грудным младенцем можно приходить после Литургии. За полчаса до причащения его можно покормить. Кормящей матери тоже можно пройти это обряд, если она подготовилась, даже если принесла ребенка к концу Литургии.

После 3 лет ребенка тоже можно не кормить, однако православная религия не относится строго к этому действию. А вот после семи лет необходимо постепенно приучать детей поститься, отказаться от просмотра мультфильмов.

С детьми в возрасте от 7 до 10 лет следует приходить в церковь к пению «Иже Херувимы». Не надо заставлять детей стоять всё богослужение, ведь не все дети могут это сделать. Если ребёнок устал, то надо с ним выйти и погулять около храма.

С детьми более 10 лет следует приходить на полное богослужение, однако если родители видят, что ему трудно стоять, то не надо насильно заставлять его простоять всю службу. Насильственные действия со стороны родителей могут вызвать у ребенка нелюбовь к церкви.

Необходимо приобщать ребенка к благодати, а не заставлять его что-то делать через силу. Бог не ждёт от нас невозможного.

Родители должны приучать ребенка постепенно. Начинать надо с чтения молитв и объяснения сути обряда. Не запугиванием, а объяснением надо приучать детей к церковным обрядам.

Если маме трудно найти время для чтения большого количества молитв, то достаточно: «Отче наш — 3 раза», «Богородица Дево радуйся — 3 раза», «Верую — 1 раз».

После обряда родители должны сохранить в душе ребенка ту благодать, которую он получил в храме.

Читайте также
Кто может быть крестными у ребенка? Ответы на самые частые вопросы
Что вы знаете о том, кто может быть крестными у ребенка? Ответы на самые задаваемые вопросы. Что можно подарить крестнику, что должны делать…

Как подготовиться беременной?

Беременным женщинам обязательно надо проходить обряд причастия. Это поможет не только будущей матери обрести духовную поддержку от Господа, но и окажет благотворное воздействие на ребёнка, находящегося в утробе.

Поститься беременные могут, но не очень строго. Можно поговорить со священником и получить разрешение, например, не есть мясо. Главное для беременной женщины — ходить в церковь, читать молитвы, не злиться, не огорчать близких людей, меньше смотреть развлекательные программы.

Читайте также
Почему не пускают в церковь: правила посещения храма для женщин
Здравствуйте, уважаемые читатели! Многих женщин волнует вопросы: почему не пускают в церковь в брюках, можно ли ходить в церковь при макияже после родов, почему нельзя сидеть. Ответы есть на каждый…

Евхаристия в католической церкви

Католики, как и православные совершают это Таинство по канонам своей церкви.

Как проходит это великое действие у католиков? К причастию могут быть допущены только те, кто не имеет на душе смертных нераскаянных грехов. Поэтому перед Евхаристией также нужно прийти на Исповедь и раскаяться. Отпущение грехов тоже проходит через священника.

Во время Мессы, все допущенные к причастию верующие католики, по очереди подходят к священнику с кубком, в котором Тело Христово хранится в виде литургического Хлеба — Гостии (это пресная круглая хлебная лепешка).

Обычно у католиков причащают только Телом Христовым в виде Гостии, но запрета причащать двумя видами – нет. Могут причащать, обмакивая Хлеб в Вино.

Руки католики держат скрещенными на груди (правая лежит поверх левой) или молитвенно сложенными ладонями вместе. Перед священником верующие крестятся или преклоняют колено. Потом священник говорит: «Тело Христово» («Тело и Кровь Христовы»). Тот, кто причащается, отвечает «Амен». После этого священнослужитель кладет Гостию на язык мирянина.

Верующий принимает Тело Христа, медленно его ест, мысленно благодарит Бога за благодать. После этого верующий отходит на то место, где стоял, и некоторое время стоит в состоянии молчаливой молитвы.

Как правило, детей в католической церкви причащают в возрасте 8-9 лет. То есть в том возрасте, когда дети уже могут осмыслить процесс этого Таинства.

Уважаемые друзья, теперь мы знаем, как поститься перед причастием, как важно пройти этот этап по всем церковным канонам, а потом принять Божью благодать.

Очищайте душу, потому что трудно жить с грузом грехов на душе. Расскажите всё священнику, раскайтесь и живите спокойно, не совершая больше таких грехов.

Читайте также
Правильный рацион питания по время поста
Здравствуйте, дорогие читатели. Вы все, конечно, в курсе, что начался Великий пост. И если вы решили поститься (неважно, из каких соображений), то вопрос как питаться в пост и какой должен быть…

Источник

Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка

Суще­ствуют разные меры гове­ния перед При­ча­стием, еди­ного пра­вила, кото­рое было бы уста­нов­лено для всех, не суще­ствует.

Прак­тика трёх-семи­днев­ного поста перед При­ча­стием воз­никла в 18–19 веках, в период евха­ри­сти­че­ского охла­жде­ния, когда люди при­ча­ща­лись раз-два в год, соот­вет­ственно они и пости­лись около недели.

Пра­вила трех­днев­ного поста перед при­ча­стием не суще­ствует

мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­рион

Еди­ного для всех пра­вила поста перед при­ча­стием не суще­ствует, оно уста­нав­ли­ва­ется инди­ви­ду­ально, заявил глава сино­даль­ного Отдела внеш­них цер­ков­ных связей (ОВЦС) мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­рион.

«Пра­вила трех­днев­ного поста перед при­ча­стием, кото­рое бы пред­пи­сы­ва­лось цер­ков­ными кано­нами или уста­вом, просто не суще­ствует», – заявил вла­дыка, отве­чая на вопросы слу­ша­те­лей лекции, кото­рую он про­чи­тал в Цен­траль­ном доме жур­на­ли­ста в Москве. По его мнению, сего­дня, если живу­щий пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью чело­век желает часто при­ча­щаться, осо­бенно если он испол­няет уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью посты, «нет необ­хо­ди­мо­сти нала­гать на него какие-то допол­ни­тель­ные посты сверх уста­нов­лен­ных цер­ков­ным уста­вом и кален­да­рем». Но эти вопросы в конеч­ном итоге каждый должен решать со своим духов­ни­ком, под­черк­нул иерарх.

Что каса­ется прак­тики нало­же­ния епи­ти­мьи, когда, напри­мер, веру­ю­щего отлу­чают от при­ча­стия, то это, по его словам, целе­со­об­разно и пра­во­мерно, если свя­щен­ник уверен, что такое нака­за­ние «при­не­сет плод, помо­жет чело­веку осо­знать свою гре­хов­ность и, в конеч­ном итоге, при­бли­зит каю­ще­гося к Богу, а не отда­лит от Него».

«К сожа­ле­нию, в наше время отказ от при­ча­стия Святых Хри­сто­вых Таин часто озна­чает, что чело­век просто ока­зы­ва­ется перед необ­хо­ди­мо­стью отойти от глу­бо­кой рели­ги­оз­ной жизни. Поэтому в данном вопросе необ­хо­дим инди­ви­ду­аль­ный подход, и каждый духов­ник должен при­ни­мать очень взве­шен­ное и точное реше­ние», – под­черк­нул мит­ро­по­лит Ила­рион, слова кото­рого при­во­дит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евха­ри­стия есть «самое боль­шое чудо, кото­рое может совер­шаться в жизни чело­века и в жизни Церкви, причем для уча­стия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, поку­пать билеты, сна­ря­жать само­леты, не надо отправ­ляться в долгое палом­ни­че­ство – доста­точно лишь дойти до бли­жай­шего храма».

Вла­дыка с сожа­ле­нием кон­ста­ти­ро­вал, что сего­дня в цер­ков­ной среде есть увле­че­ние чуде­сами, «а то чудо, кото­рое совер­ша­ется в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совер­ша­ется Боже­ствен­ная евха­ри­стия, часто оста­ется неза­ме­чен­ным и вос­при­ни­ма­ется как что-то обыч­ное и рутин­ное, как и те изме­не­ния, кото­рые совер­ша­ются с очень мно­гими людьми, – их духов­ное пре­об­ра­же­ние».

Мит­ро­по­лит Ила­рион также указал на важ­ность испо­веди перед при­ча­стием – прак­тики, кото­рая имеет место не во всех помест­ных Церк­вях.

«Для чего важна испо­ведь? Она нужна не только для того, чтобы чело­век был допу­щен к при­ча­ще­нию Святых Хри­сто­вых Таин, но и для того, чтобы каю­щийся осо­знал свои грехи, про­из­вел некий само­ана­лиз перед лицом Бога и перед лицом свя­щен­ника», – сказал он, доба­вив, что испо­ведь – это тоже таин­ство, кото­рое имеет цели­тель­ную силу.

По словам архи­ерея, истин­ное пра­во­сла­вие невоз­можно без посто­ян­ного уча­стия каж­дого хри­сти­а­нина в евха­ри­стии, но «сего­дня, к сожа­ле­нию, многим людям мысль о частом при­ча­ще­нии все еще кажется неви­дан­ным нов­ше­ством». Он напом­нил, что вопрос о частоте при­ча­ще­ния был поднят в про­цессе под­го­товки к Помест­ному Собору Рус­ской церкви 1917–1918 годов, и было реко­мен­до­вано, со ссыл­кой на свя­то­оте­че­ское пре­да­ние, вер­нуться к пер­во­хри­сти­ан­ской прак­тике при­ча­ще­ния в каждый вос­крес­ный день.

«Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются»

Мит­ро­по­лит Кал­лист (Уэр) хорошо знаком нашим чита­те­лям, и не только бла­го­даря своим книгам, тиражи кото­рых рас­хо­дятся очень быстро. В про­шлом году «Пра­во­сла­вие в Укра­ине» пуб­ли­ко­вало интер­вью с этим выда­ю­щимся совре­мен­ным бого­сло­вом и цер­ков­ным дея­те­лем, где под­ни­ма­лись вопросы един­ства Церкви и поло­же­ния пра­во­сла­вия в Укра­ине. Сего­дня мы пред­ла­гаем вам позна­ко­миться с пас­тыр­ской сто­ро­ной слу­же­ния вла­дыки Кал­ли­ста – архи­ерея Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­ар­хата и Окс­форд­ского про­фес­сора.

Наша беседа с почтен­ным бого­сло­вом каса­лась акту­аль­ных сего­дня вопро­сов под­го­товки ко При­ча­стию, соот­но­ше­ния при­ча­ще­ния с испо­ве­дью и неко­то­рых раз­ли­чий в гре­че­ской и рус­ской прак­тике.

– В про­шлом году в Москве состо­я­лось пас­тыр­ское сове­ща­ние по типу круг­лого стола, на кото­ром обсуж­да­лись вопросы поста, молит­вен­ного пра­вила и испо­веди перед при­ча­ще­нием. В Рус­ской Церкви сло­жи­лась тра­ди­ция перед При­ча­стием поститься три дня, про­чи­ты­вать три канона и после­до­ва­ние ко При­ча­ще­нию, а также обя­за­тельно испо­ве­до­ваться. Как вы пола­га­ете, можно ли облег­чить под­го­товку ко при­ча­ще­нию?

– Мы должны при­ни­мать во вни­ма­ние тра­ди­ции каждой мест­ной Церкви и не менять тре­бо­ва­ния вне­запно. Под­ня­тый вами вопрос очень важен, осо­бенно для нас, живу­щих на Западе, где пра­во­слав­ные греки живут бок о бок с рус­скими и порой ока­зы­ва­ются даже в одном при­ходе, как, напри­мер, про­ис­хо­дит в Окс­форде. Лично я под­дер­жи­ваю частое при­ча­ще­ние. Частое – но не лег­ко­мыс­лен­ное или небреж­ное. Частое при­ча­ще­ние – да, но всегда с долж­ной под­го­тов­кой. Но что пони­мать под долж­ной под­го­тов­кой?

Во-первых, что каса­ется таин­ства испо­веди. В визан­тий­ской и совре­мен­ной гре­че­ской тра­ди­ции, насколько я могу это про­сле­дить, нико­гда не тре­бо­ва­лось, чтобы хри­сти­а­нин каждый раз испо­ве­до­вался перед при­ча­ще­нием. Испо­ведь и При­ча­стие рас­смат­ри­ва­ются как два отдель­ных таин­ства. Мне неиз­вестно, чтобы Все­лен­ские соборы при­ни­мали какие-либо каноны в отно­ше­нии обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­ще­нием. Этот обычай имел осно­ва­ние в Румын­ской и сла­вян­ских церк­вах. Я пред­по­чи­таю гре­че­ский подход. При этом каждый хри­сти­а­нин обязан регу­лярно испо­ве­до­ваться, но не обя­за­тельно всякий раз, когда при­сту­пает ко При­ча­стию. Такая прак­тика и в Окс­форде, как у греков, так и у рус­ских. Я бы хотел, чтобы испо­ведь рас­смат­ри­вали как отдель­ное таин­ство, а не просто эле­мент под­го­товки ко при­ча­ще­нию. Я пони­маю, что суще­ствуют пас­тыр­ские труд­но­сти в России, где очень много людей желает при­сту­пать ко при­ча­ще­нию, а свя­щен­ники просто не имеют время выслу­шать все испо­веди. Думаю, что лучше было бы не так часто испо­ве­до­ваться, но чтобы испо­ведь была дей­стви­тельно серьез­ным таин­ством, чтобы было доста­точно вре­мени для каю­ще­гося открыть свое сердце, а для свя­щен­ника – серьезно иссле­до­вать его состо­я­ние, что невоз­можно сде­лать, когда за каю­щимся стоит оче­редь в сотню чело­век.

– Тогда встает вопрос: как я могу при­сту­пать ко Свя­тому При­ча­стию, если за время, про­шед­шее после послед­ней испо­веди, я совер­шил некие грехи? Пусть это не такие серьез­ные грехи, как убий­ство или пре­лю­бо­де­я­ние, а так назы­ва­е­мые повсе­днев­ные, но это ведь все равно грехи.

– Вы совер­шенно правы: мы все греш­ники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны раз­ли­чать доста­точно серьез­ные грехи, кото­рые непре­менно должны испо­ве­до­вать, и грехи менее серьез­ные. Конечно, такое раз­ли­че­ние не вполне может быть обос­но­вано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серье­зен, но все-таки мы можем раз­ли­чать грехи. Если кто-либо совер­шил пре­лю­бо­де­я­ние, он обя­за­тельно должен испо­ве­до­ваться и, веро­ятно, поне­сти опре­де­лен­ную епи­ти­мию. С другой сто­роны, если мы согре­шили просто помыш­ле­нием, это не пре­пят­ствует нам при­ча­щаться. Если мы очень сильно поссо­ри­лись с другом, то должны вна­чале пока­яться в этом, прежде чем при­сту­пать ко При­ча­стию; но если эта ссора была мимо­лет­ной и мы сразу при­ми­ри­лись, то можем, мне кажется, при­ча­щаться без испо­веди.

Давайте осо­знаем, что само При­ча­стие пре­по­да­ется во остав­ле­ние грехов, – ведь такие слова мы про­из­но­сим при при­ча­ще­нии. Хотя, конечно, При­ча­стие не заме­няет испо­веди. Кроме того, в молит­вах перед При­ча­стием мы также просим о про­ще­нии грехов.

– Давайте вер­немся к такому аспекту под­го­товки ко При­ча­стию, как пост.

– Тра­ди­ция поститься три дня или неделю перед При­ча­стием – это тоже мест­ный рус­ский обычай. Если мы обра­тимся к кано­нам или опре­де­ле­ниям Все­лен­ских собо­ров, то не найдем такого тре­бо­ва­ния. Каноны гово­рят о посте по средам и пят­ни­цам, о четы­рех мно­го­днев­ных постах в тече­ние года, кроме того, в бого­слу­жеб­ных книгах мы встре­чаем ука­за­ние еще на несколько пост­ных дней, напри­мер, день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи или празд­ник Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня. Но в кано­нах ничего не ска­зано о необ­хо­ди­мо­сти поститься три дня или целую неделю перед при­ча­стием. Мне кажется, что тре­бо­ва­ния испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­ще­нием и поститься неделю или три дня воз­никли тогда, когда При­ча­стие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упад­ком. В древ­ней Церкви хри­сти­ане обычно при­ча­ща­лись каждое вос­кре­се­нье. Я думаю, что в тех Церк­вах, где при­ча­стие стало редким, было бы непра­вильно резко менять тра­ди­цию и тре­бо­вать непре­менно при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Но я уверен, что при­ча­щаться три-четыре раза в год недо­ста­точно. На прак­тике очень хорошо при­сту­пать ко При­ча­стию каждое вос­кре­се­нье. Поэтому я скажу так: соблю­дайте пост по средам и пят­ни­цам, воз­дер­жи­вай­тесь также в суб­боту вече­ром, испо­ве­дуй­тесь хотя бы раз в месяц, но при­ча­щай­тесь по воз­мож­но­сти чаще. Такую прак­тику я реко­мен­дую людям, кото­рых готовлю ко вступ­ле­нию в Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Если же чело­век при­ча­ща­ется раз в месяц или реже, я говорю, что это слиш­ком редко. Если мы посмот­рим на прак­тику древ­ней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они сви­де­тель­ствуют о частом при­ча­ще­нии. Не только ранние, но и более позд­ние отцы, такие как святой Симеон Новый Бого­слов или живший в XVIII веке пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец, соста­ви­тель «Доб­ро­то­лю­бия», гово­рят в пользу частого при­ча­ще­ния. И я считаю, что дви­же­ние в Гре­че­ской Церкви за частое при­ча­стие – это хоро­шее явле­ние. Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются. Думаю, что пра­вила в отно­ше­нии испо­веди и поста перед при­ча­ще­нием могут быть изме­нены. Но эти вопросы, как мне кажется, нахо­дятся в ком­пе­тен­ции мест­ных Церк­вей.

Помню, когда я только принял пра­во­сла­вие, около пяти­де­сяти лет назад, свя­щен­ник на литур­гии выхо­дил с Чашей и гово­рил: «Со стра­хом Божиим, верою и любо­вию при­сту­пите», – но никто не под­хо­дил. Никто не при­ча­щался. И я еще тогда ощутил: это не может быть пра­виль­ным. Теперь же на Западе в пра­во­слав­ных церк­вах при­ча­ща­ются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы при­ча­ща­емся не потому, что уве­рены в соб­ствен­ной пра­вед­но­сти, но потому что верим в милость Божию. Мы под­хо­дим к Чаше, потому что мы при­званы, мы ведь назы­ваем При­ча­стие Свя­тыми Дарами. При­ча­стие – это не нечто такое, что можно зара­бо­тать или заслу­жить, это всегда сво­бод­ный дар любви Божией.

– Перед при­ча­ще­нием свя­щен­ник воз­гла­шает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отве­чает: «Един Свят, един Гос­подь Иисус Хри­стос…». Однако мы, не будучи свя­тыми в этом смысле, все же дер­заем при­ча­щаться… С другой сто­роны, мы знаем, в Новом Завете и в литур­ги­че­ских текстах свя­тыми назы­ва­ются все хри­сти­ане, кто не отлу­чен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соот­но­сится свя­тость и личное нрав­ствен­ное совер­шен­ство чело­века?

– Прежде всего, если гово­рить о пони­ма­нии свя­то­сти, сле­дует исполь­зо­вать три слова: один, неко­то­рые, все. Один свят – Иисус Хри­стос. Свя­тость при­над­ле­жит Богу, только Он свят по Своей при­роде. Мы можем быть святы только через при­ча­стие свя­то­сти Божией. Далее, мы гово­рим, что к свя­то­сти при­званы все. Когда апо­стол Павел адре­сует свои посла­ния всем святым в Риме, в Колос­сах и т. д., он обра­ща­ется к хри­сти­ан­ским общи­нам. Также и апо­стол Петр пишет о хри­сти­а­нах как о «святом народе». В этом смысле святы все хри­сти­ане. Нако­нец, мы гово­рим о тех святых, кото­рые про­слав­лены Цер­ко­вью и кото­рые отме­чены в цер­ков­ном кален­даре. То же самое мы можем ска­зать и о свя­щен­стве. Один только Пер­во­свя­щен­ник – Иисус Хри­стос, как гово­рится в Посла­нии к Евреям. Затем, через кре­ще­ние все хри­сти­ане ста­но­вятся свя­щен­ни­ками, как пишет апо­стол Петр, назы­вая хри­стиан не только святым наро­дом, но и «цар­ствен­ным свя­щен­ством». Далее, свя­щен­ни­ками ста­но­вятся неко­то­рые – кого Цер­ковь избрала и поста­вила на это слу­же­ние через воз­ло­же­ние рук. Таким обра­зом, и у свя­то­сти, и у свя­щен­ства есть три уровня.

Мы все при­званы к свя­то­сти. Поэтому, если я под­хожу к При­ча­стию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я греш­ник, тре­бу­ю­щий Божией помощи, кото­рая пода­ется мне в Святом При­ча­стии.

Разу­ме­ется, неко­то­рые люди по при­чине совер­шен­ных грехов не могут при­ни­мать При­ча­стие. Но в основ­ном, конечно, При­ча­стие – это не награда святым, а помощь для греш­ни­ков. В неко­то­рых житиях мы читаем, что были такие святые, кото­рые после при­ча­ще­ния долгое время не при­сту­пали вновь к Чаше, как, напри­мер, святая Мария Еги­пет­ская. Она при­ча­сти­лась в храме Гроба Гос­подня и затем ушла в пустыню, где многие годы не при­ни­мала Святые Дары, при­ча­стив­шись затем лишь перед самой кон­чи­ной.

– Но может ли это быть общим пра­ви­лом?

Конечно, это не общее пра­вило. Это пра­вило для святых, кото­рые в тече­ние многих лет могут жить одним При­ча­стием. Но мы должны при­ча­щаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуж­да­емся в помощи, в бла­го­дати.

– Какое место в под­го­товке к при­ча­ще­нию зани­мает нрав­ствен­ное совер­шен­ство? Многие люди у нас в Киеве испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, испо­ве­до­вав­шись с вечера, утром снова просит при­нять испо­ведь, потому что за вечер или ночь чем-то согре­шил – небла­го­че­сти­выми мыс­лями, дви­же­ни­ями сердца и пр. Кроме того, многие хри­сти­ане каждый раз, неделя за неде­лей, испо­ве­дуют одни и те же грехи. Как можно давать обе­ща­ние на испо­веди не повто­рять эти так назы­ва­е­мые «повсе­днев­ные» грехи, если я точно знаю, что буду их совер­шать?

– Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь может выра­жать своего рода суе­ве­рие. Стоит пом­нить, что При­ча­стие – это бла­го­дать, а дьявол не хочет, чтобы мы при­ни­мали бла­го­дать. И поэтому он ищет любые спо­собы сде­лать так, чтобы мы пере­стали при­ча­щаться. Когда слу­ча­ется, что нас посе­щает гре­хов­ный помысл, что может слу­читься даже во время Боже­ствен­ной литур­гии, мы должны просто рас­ка­яться в этом внутри себя и при­сту­пать ко При­ча­стию, поскольку это дья­воль­ское иску­ше­ние.

Бла­го­дать, кото­рая пода­ется в таин­стве пока­я­ния, очень важна для каж­дого из нас. Но мы должны при­ни­мать на себя ответ­ствен­ность и «играть свою партию». Нельзя пре­вра­щать испо­ведь в меха­ни­че­ское пере­чис­ле­ние одних и тех же грехов. Она должна быть доста­точно редкой, чтобы быть собы­тием, дей­стви­тельно рас­кры­тием своего внут­рен­него состо­я­ния. Каждый день в вечер­них молит­вах мы просим о про­ще­нии грехов. И если мы искренне молимся о про­ще­нии, Бог про­щает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на испо­ведь ходить не нужно. Неко­то­рые наши про­ступки пре­пят­ствуют при­ча­ще­нию до тех пор, пока мы их не испо­ве­дуем. Но мы должны все­рьез отно­ситься к пока­ян­ным молит­вам из нашего еже­днев­ного пра­вила. Испо­ведь не должна ста­но­виться слиш­ком частой. Сле­дует более ответ­ственно под­хо­дить к этому. Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь обес­це­ни­вает ее.

Мы должны пони­мать, что дей­стви­тельно нуж­да­емся в том, чтобы снова и снова испо­ве­до­вать одни и те же грехи. Не сле­дует избе­гать испо­веди по той при­чине, что грехи повто­ря­ются. Обычно за ночь мы не ста­но­вимся свя­тыми. Нам нужна борьба, посто­ян­ное аске­ти­че­ское усилие над собой. Но Божия бла­го­дать совер­шает в нас пере­мену. Воз­можно, мы ее не заме­чаем, но она про­ис­хо­дит. С помо­щью еже­днев­ных усилий, бла­го­дати Божией, испо­веди и прежде всего при­ча­ще­ния мы можем дви­гаться вперед – сми­ренно и тихо.

– Но бывает и так, что люди разо­ча­ро­вы­ва­ются в своих уси­лиях, поскольку испо­ве­дуют одно и то же, при­ча­ща­ются, а ника­кой пере­мены к луч­шему за собой не наблю­дают. Осо­бенно это чув­ству­ется в боль­ших горо­дах с их суетой, когда у чело­века прак­ти­че­ски не оста­ется вре­мени на духов­ную жизнь. Работа, долгая выма­ты­ва­ю­щая дорога в проб­ках, семей­ные заботы… Далеко не все нахо­дят время даже для утрен­них или вечер­них молитв.

– На самом деле мы, кли­рики, и осо­бенно монахи, кото­рым не надо забо­титься о семье и детях, пони­маем те усло­вия, в кото­рых живут семей­ные хри­сти­ане. Люди вынуж­дены много рабо­тать, подолгу доби­раться на работу и домой, а вече­ром дома тоже много чего нужно сде­лать… Мы должны пони­мать эти непро­стые усло­вия, в кото­рых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый хри­сти­а­нин может найти хотя бы немного вре­мени утром и вече­ром, чтобы помо­литься перед иконой. Даже пять минут утром и вече­ром имеют огром­ное зна­че­ние. Эти минуты задают «направ­ле­ние» целому дню и дают ту глу­бину, кото­рой невоз­можно достичь иначе. Сле­дует ска­зать и о крат­ких молит­вах, кото­рые можно тво­рить в тече­ние дня. Мы можем молиться, когда при­ни­маем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем исполь­зо­вать крат­кие молитвы, напри­мер, Иису­сову: «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя», – или «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе», или «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», либо другие крат­кие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое заня­тое время, или, напри­мер, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно уви­деть, что кроме спе­ци­аль­ного отве­ден­ного вре­мени для молитвы перед иконой (кото­рое нужно каж­дому из нас), есть воз­мож­ность сво­бодно молиться и в тече­ние дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в тече­ние дня, то надо выби­рать для этого самые крат­кие и про­стые молитвы, такие как Иису­сова. Тво­рить молитву Иису­сову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путе­ше­ствуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апо­стол Павел пишет: «Непре­станно моли­тесь». Он гово­рит о том, что весьма трудно, но начи­на­ется с очень про­стого: с частых крат­ких молитв в тече­ние дня. С помо­щью таких молитв мы можем напол­нить весь свой день при­сут­ствием Христа – и это есть путь к истин­ной молитве. Ищите Христа везде. Иису­сову молитву могут тво­рить не только монахи или кли­рики, но и миряне, име­ю­щие семьи и мир­ские обя­зан­но­сти. Тво­рите Иису­сову молитву – не тогда, когда тре­бу­ется повы­шен­ная кон­цен­тра­ция вни­ма­ния, но во все про­ме­жу­точ­ные моменты. Мы можем соеди­нить время молитвы и работу. Учиться такому спо­собу Иису­со­вой молитвы очень важно в нашей повсе­днев­ной жизни. И также Иису­со­вой молитве хорошо учить детей. Они могут время от вре­мени повто­рять Иису­сову молитву с самого ран­него воз­раста, потому что она очень про­стая.

Тра­ди­ция трех­днев­ного поста

Марк, епи­скоп Его­рьев­ский,
заме­сти­тель Пред­се­да­теля Отдела внеш­них цер­ков­ных связей Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии

Тра­ди­ция трех­днев­ного поста идет от тра­ди­ции сино­даль­ного пери­ода, когда при­ча­ща­лись один-два раза в год. В этой ситу­а­ции нор­мально и очень хорошо, если чело­век перед при­ча­стием попо­стится 3 дня. Сего­дня, как пра­вило, духов­ники и свя­щен­ники реко­мен­дуют при­ча­щаться гораздо чаще. Полу­ча­ется некое про­ти­во­ре­чие: люди, кото­рые хотят при­ча­щаться часто, обре­кают себя на почти посто­ян­ный пост по чет­вер­гам и суб­бо­там, что ста­но­вится для многих непо­силь­ным подви­гом. Если мы и в даль­ней­шем не будем отно­ситься к этому вопросу с рас­суж­де­нием, то это будет ока­зы­вать свое отри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на духов­ную жизнь нашей Церкви.

Нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием

игумен Вато­пед­ского мона­стыря архи­манд­рит Ефрем

– Ска­жите, батюшка, как пра­вильно гото­виться ко Свя­тому При­ча­стию? У нас в тра­ди­ции – миряне должны поститься три дня, а свя­щен­ники не постятся перед При­ча­стием. Чем объ­яс­ня­ется такое раз­ли­чие?

– Я знаю, что в России неко­то­рые свя­щен­ники гово­рят, что перед При­ча­стием надо поститься три дня, а неко­то­рые – пять дней. На самом деле нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием. Дока­за­тель­ством этому служит то, что свя­щен­ники не постятся в обя­за­тель­ном порядке, а потом не только при­ча­ща­ются на сле­ду­ю­щий день, но и служат Литур­гию. Мы ведь соблю­даем посты опре­де­лен­ные – четыре поста в году и посты в среду и пят­ницу, думаю, что этих постов доста­точно. Если кто-то хочет поститься перед При­ча­стием даже целую неделю ради аскезы, ради бла­го­го­ве­ния, пожа­луй­ста, но чтобы это уза­ко­ни­вали духов­ники – об этом мы нигде и нико­гда не слы­шали. Если бы это было обя­за­тель­ным усло­вием для При­ча­стия, во-первых, свя­щен­ники должны были бы поститься всегда. Иногда гово­рят, что хри­сти­а­нам надо только раз в два-три месяца при­ча­щаться, – такого закона тоже нет. Когда у хри­сти­а­нина нет смер­тель­ных грехов, он вправе при­ча­щаться зна­чи­тельно чаще.

фраг­мент встречи с миря­нами в Духовно-про­све­ти­тель­ском центре Ека­те­рин­бург­ской мит­ро­по­лии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *