rpg что это означает
Чем привлекателен жанр RPG — ролевая система, открытые миры и не только
Содержание
Содержание
Компьютерные ролевые игры произошли от «настолок». Сейчас между ними уже мало общего, RPG мутируют и смешиваются с другими жанрами, например шутерами. В этом материале поговорим об основных чертах «ролевок», геймплейных элементах, поджанрах и ярких представителях за последние годы.
Особенности
В RPG (от англ. role-playing game — ролевая игра) ваш герой бродит по обширному миру, знакомится с неигровыми персонажами (NPC, от англ. none-player character), выполняет квесты, рубит монстров, получает в результате приключений очки опыта и ценные предметы. Один из столпов жанра — прокачка. Вы можете повлиять на характеристики персонажа, способности, умения и оружие/броню. Развивайте персонажа по-своему и проходите игру в удобной манере. Подобная гибкость подкупает, пусть она и далека от «отыгрыша роли», как в «настолках».
Авторы обычно предлагают создать собственного героя или взять готовенького. Часто к цели вы ведете целый отряд (партию) «приключенцев», причем у каждого есть имя, биография, мотивы. Количество бойцов невелико — как правило, не больше шести.
Сюжет не менее важен, чем прокачка и руководство отрядом. На него влияют ваши действия и выбор в диалогах, приводящие к одной из концовок.
С начала 2000-х годов события в RPG разворачиваются в открытых мирах. Они детально проработаны и создают иллюзию живой вселенной. Что до сеттинга (место действия/антураж), то разработчики часто выбирают фэнтези. Встречаются и исключения: киберпанк (Cyberpunk 2077, Deus Ex, Shadowrun), стимпанк (Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura), мистика с вампирами и оборотнями (Vampire: The Masquerade — Bloodlines), постапокалипсис (Wasteland, Shin Megami Tensei, Fallout).
А боевые системы лучше рассматривать в рамках поджанров.
Поджанры
Как и любой старый игровой жанр, RPG породили немало ответвлений. Остановимся на главных.
JRPG. Ролевые игры родом из Японии. От западных отличаются линейным сценарием и заранее созданным главным героем (вы меняете лишь имя, да и то не всегда). Во время боя партию перекидывает на отдельный экран. Раньше для прокачки японцы поголовно обращались к random encounters, то есть случайным битвам: вы не видите врага заранее и не можете его миновать. Они очень раздражают, когда нужно много перемещаться по локации. Сами схватки в большинстве JRPG, как и в классических западных «ролевках», пошаговые и требуют усидчивости, знания сильных сторон героя и его соратников, недостатков противника.
Из известных серий приведем Final Fantasy, Dragon Quest, Pokemon, Tales of, Kingdom Hearts, Star Ocean, Persona.
Action/RPG. В «ролевых боевиках» важен навык геймера, его реакция, а не только параметры персонажа. Сюжет может быть подан в обрывочном и даже примитивном виде, к примеру, через описания предметов. Популярные представители: Diablo, Monster Hunter, Dark Souls.
Помните, что в action/RPG все-таки важны характеристики и классы. Не стоит их путать с агрессивными слэшерами и прямолинейными экшенами/hack and slash.
Тактическая RPG. Смесь «ролевки» и тактической стратегии. Крючком, цепляющим геймера, тут выступают пошаговые баталии. Они происходят на карте-сетке, персонажи ступают по квадратикам. Необходимо учитывать естественные преграды и укрытия. Из игр последних лет в качестве примера приведем Ash of Gods: Redemption и серию Expeditions.
Гибрид RPG и шутера. Подобные проекты соединяют геймплейные черты ролевой игры и шутера. Это Mass Effect, Outriders, The Outer Worlds, Destiny, Deus Ex. В них продуманное повествование совмещено со стрельбой в реальном времени и прокачкой героя.
Dungeon crawler. В играх этого поджанра сценарий поверхностный — вас просто посылают в подземелья обходить ловушки, уничтожать нежить, чудовищ и собирать добычу. С каждым новым подземельем сложность растет. Зачастую они генерируются случайным образом, плюс создатели вводят механику «permadeath», когда со смертью персонажа вы теряете весь прогресс. Авторы Darkest Dungeon разнообразили поджанр, внедрив показатель душевного здоровья — следите за ним, иначе отряд под стрессом перестанет выполнять приказы.
Текстовая RPG. Этакая интерактивная книга. Вы листаете страницы, принимаете решения, получаете очки опыта и тратите их на выбранные характеристики. Текст тут первичен, а происходящее демонстрируется при помощи статичных картинок. Текстовые RPG родственны японским визуальным новеллам. В нынешнем году в поджанре прогремела The Life and Suffering of Sir Brante от томской студии Sever.
MMORPG. В массовых многопользовательских онлайн-RPG застревают сотни тысяч и миллионы геймеров. Разработчики создают десятки миров-копий на разных серверах, где собираются тысячи игроков. Чтобы проходить сложные подземелья, геймеры объединяются в гильдии. Модель оплаты может варьироваться: продажа аддонов, микротранзакции, ежемесячная подписка. Подобные проекты способны принести создателям куда больше, чем одиночные «ролевки». В то же время разработчики тратят огромные деньги на поддержание сетевой вселенной. Сейчас за аудиторию сражаются два MMO-тяжеловеса — World of Warcraft и Final Fantasy 14.
Титаны последних лет
Теперь поговорим детальнее о представителях жанра. А именно — о недавних хитах.
Cyberpunk 2077. Долгострой CD Projekt RED поразил кинематографичностью, размерами мегаполиса Найт-Сити, Киану Ривзом в одной из главных ролей. Разочаровал обилием технических ошибок. Поляки неторопливо латают бреши и не спешат выпускать игру на «некстгене».
Dragon Quest 11: Echoes of an Elusive Age. Японская RPG с дизайном персонажей Акиры Ториямы, похожая на любимую сказку или героический телесериал из детства. Она привлекает разношерстным зоопарком противников, такими не похожими друг на друга регионами, отсутствием какого-либо давления на пользователя вроде «гринда».
The Witcher 3: Wild Hunt. Еще один громкий проект CD Projekt RED. Его любят за изобретательные квесты (что основные, что побочные), запоминающийся саундтрек, красивый открытый мир.
Elex. Неожиданно бодрое возвращение ветеранов — авторов серии Gothic. Особенно им удался постапокалиптический мир — планета Магалан, где средневековье схлестнулось с шагающими роботами. В следующем году на прилавках окажется продолжение, Elex 2.
Kingdom Come: Deliverance. Серьезная историческая RPG про Богемию (Чехию) XV века. До релиза ее дотащил Даниэль Вавра, «отец» Mafia. Он же написал для игры цепкие диалоги.
The Outer Worlds. Помесь RPG и шутера от Obsidian. К изображению событий на далекой-далекой планете американская студия подошла, как обычно, с юмором.
Pillars of Eternity. Разработчик — тоже Obsidian. На сей раз перед вами упражнение в духе «Как сделать ностальгическую RPG в наши дни». Obsidian с ним справилась образцово. И породила моду на изометрические RPG.
South Park: The Stick of Truth. Снова Obsidian! Игры по лицензиям редко выходят приличными, но The Stick of Truth — исключение из правила. Сценарий написали Мэтт Стоун и Трей Паркер, создатели мультсериала, а Obsidian придумала затягивающие боевую и ролевую системы.
Final Fantasy 7 Remake. Square Enix обновила культовую FF 7 для современного поколения. Получилось здорово. Топовая графика, напряженные сражения, бережное отношение к классике. Одна беда: издатель разделил «ролевку» на несколько эпизодов и пока не сообщает, когда фанаты увидят продолжение.
Kingdom Hearts 3. Возвращение в детство: герои путешествуют по мирам Disney — есть локация из «Пиратов Карибского моря», «Корпорации монстров», «Истории игрушек» и не только.
Что на горизонте
Напоследок о том, что ждет жанр. Проиллюстрируем, опять же, конкретными примерами.
RPG ценят за свободу в развитии героя и исследовании мира, за прямое влияние на то, как сложится история. А какие черты жанра нравятся вам? Что предпочтете — Avowed, Starfield или Final Fantasy 16? Поделитесь в комментариях!
Что из себя представляет жанр RPG на самом деле?
Я прямо сейчас задам вам один вопрос. Если вы ответите на него правильно, вам не придется читать эту статью. Но вопрос этот не так прост, как может показаться на первый взгляд, поэтому советую вам не спешить с ответом. Лично я спешить не буду, а, хорошенько поразмыслив, дам ответ в конце статьи. Внимание, вопрос: назовите мне хотя бы одну RPG-игру.
Я не ожидал, что вы ответите так быстро. Хм… Интересный вариант. Обычно в голову приходит что-то другое, что-то более, ну знаете… А вы человек увлеченный? Ну, в плане игр. Тогда понятно, откуда взялся ваш ответ. Вариант интересный, но увы, верным я бы его не назвал. Спокойно, спокойно, друг мой, не надо нервов. Откуда я знаю, что ваш ответ неправильный? Это же элементарно.
Откуда пошел жанр RPG
Жанр RPG не явился из ниоткуда, отнюдь. Это субпродукт, берущий свое начало в далеком прошлом. Настольная ролевая игра Dungeons and Dragons по праву считается прародителем жанра, поэтому именно с нее надлежит начинать наше исследование. Однако просто брать правила из 3 книг и перекладывать их на игры крайне неразумно, хотя некоторые разработчики так и делают, буквально перенося правила в игру. Взять хоть Pathfinder: Kingmaker. Пример не вполне корректный, но свою цель всецело оправдывает.
Необходимо вычленить главное, выделить то общее, что роднит игры этого жанра. Если портретист, рисуя человека, выделяет каждую черту, то карикатурист, набрасывая шарж, отражает лишь отдельные детали, при этом не теряя в их когерентности.
Следуя этой логике, я выделил 3 основополагающих конституенты жанра RPG.
По образу и подобию
И молвил геймдизайнер: сотворим персонажа игрового по своему образу и подобию при пособничестве редактора обильного, ладно скроенного. Абы расу указать леть было, да пол, да класс, да прочия параметры игровые. Ибо в этом благо, а отсутствие оного – зазор несмываемый да непрощаемый.
Ролевая игра как таковая предполагает возможность создания персонажа, задания ему определенных параметров, будь то раса, класс, подкласс и др., с целью дальнейшего отыгрыша. Тогда как в настольной игре игрок не ограничен в своей фантазии, разве что рамками сеттинга, компьютерные игры неизбежно накладывают на него свойственные всем технологическим продуктам ограничения.
Это не значит, что цель недостижима. С существующим инструментарием разработчики вполне дееспособны создать развернутый редактор персонажа. Но зачастую они обходятся поверхностными решениями, носящими косметический характер, оставляя игрока с безличным инвариантным персонажем.
Что я вкладываю в этот признак. Ошибочно полагать, что игру ролевой делает факт отыгрыша персонажа. Сегодня любая сюжетная игра есть ни что иное как отыгрыш персонажа. В Rise of the Tomb Raider мы отыгрываем Лару Крофт, Натана Дрейка в Uncharted, Джоэла в The Last of Us и т.д. Довод абсолютно несостоятельный. В ролевой игре мы, выражаясь просто, формируем вариативный базис, обуславливающий свободу в выборе действий в перспективе.
Неисповедимость пути
Яко же бе бабочки полет непредсказуем, тако же и действия игрока умом и разумом непостижимы и неисповедимы. Темь святая обязанность наша в созидании иллюзорности свободы действий его.
Этот признак коррелирует с предыдущим. Создав персонажа, мы для себя предрешили его судьбу в плане последовательности его действий, характера его поступков и иных выраженных реакций на раздражители внешнего мира. Последнее может быть обусловлено расой персонажа, его происхождением, элайментом и т.д. Т.е. персонажи, в основе которых лежат принципиально разные параметры, не могут в одинаково заданных условиях вести себя одинаково.
Так же дело обстоит и со способами прохождения, вариантами прохождения и концовками прохождения. Все они по выше поименованным причинам должны быть разными в зависимости от параметров персонажа.
Эволюция личности
Егда игрок перед экраном деградировати, надоть, дабы персонаж эволюционировал и развивался всячески, иллюзию прогресса у игрока вызывая.
8 догма разработчика
Движение вверх, вперед, вправо, куда хотите. Доминантой этой сентенции является существительное «движение». Игрок должен наблюдать прогресс своего персонажа, и это – неотъемлемая часть ролевой игры. Но далеко не к цифрам и очкам сводится этот признак. Вместе с силой, ловкостью, мудростью развитию подлежит и другой сегмент. Персонаж должен эволюционировать как личность, деформируясь под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Налицо, опять же, корреляция с другими признаками. И если заданные числовые параметры типа силы удара или дальности броска повышаются в каждой второй игре, то эволюция персонажа как личности не реализована ни в одной. А ведь это важный психологический момент, оказывающий существенное влияние на эскалацию сюжета.
Послесловие
Вот теперь попробуйте еще раз ответить на вопрос, поставленный мною в начале. Назовите мне хотя бы одну RPG игру. Теперь эта задача не кажется такой простой, какой она мнилась в самом начале, не правда ли? Но я же обещал вам дать свой ответ, правда? Я всегда держу свое слово. Мой ответ следующий: нет истины, есть лишь ряд асимптотических приближений к ней.
RPG/не RPG. Да что такое это ваша RPG?!
Да. Есть такой фильм, называется «Пятый элемент». Смотрели? Или лучше сказать – да как вы могли его не увидеть, учитывая то, КАК ЧАСТО его раньше показывали по телевизору? Это можно сказать народное кино. А знали ли вы, что с момента выхода этого фильма существует дискуссия по поводу жанра этого фильма?
Вы сейчас, наверное, удивитесь, но люди спорят об этом с момента его выхода в кинотеатрах. Есть два мнения по этому поводу. Первое мнение – да, это фильм в жанре киберпанк. Смотрите сами.
Мир будущего с такими высокими технологиями как генетическая реконструкция, летающие машины и роботы-прислуги. Жесткий государственный контроль. У каждого гражданина есть досье. Автомобили правоохранительных органов оснащены программным обеспечением для распознавания лиц. На дверях жилых квартир есть специальные желтые точки, на которые нужно класть руки, когда приказывает власть (сцена в квартире Корбена). Ставим галочку.
Низкий уровень жизни. Главный герой Корбен Даллас живёт в маленькой квартире в многоэтажном футуристическом здании, где время от времени подвергается нападению преступников. Он работает в компании такси, которая принадлежит корпорации злодея фильма. Нью-Йорк будущего распростерся так высоко в небо, что мы можем только догадываться, что происходит на земле. В финале сцены, где Корбен и Лилу уходят от погони полиции, мы видим, что самые низкие уровни города покрывает густой туман и, судя по всему, эта часть города либо непригодна для проживания, либо предназначена для жителей с самым низким уровнем заработной платы. И ставим галочку!
Как видите, элементы жанра «киберпанк» в картине действительно присутствуют. С этим не поспоришь. Ну, только если вы упоротый, тогда я сдаюсь.
Вот такой вот можно сказать неразрешимый вопрос среди поклонников научной фантастики. Кстати, напишите в комментариях, к какому из двух мнений склоняетесь вы. Как бы то ни было кино отличное. «Лилу Даллас мультипаспорт навсегда!»
Ваши аргументы абсурдны, господа! Неужели вы этого не видите?
Поскольку я нередко становился свидетелем подобных споров в комментариях среди обычных людей, мне запомнилось несколько особенно часто встречающихся мнений, какой элемент жанра RPG самый важный. Начну с моего самого любимого аргумента:
«В ролевой игре важнее всего РОЛЕВОЙ ОТЫГРЫШ»
Так вот если следовать этому тезису, то The Sims – это лучшая RPG на планете Земля. А вы не знали? В какой ещё ролевой игре вы сможете отыграть мамочку-маньяка, которая то ли случайно то ли нарочно утопила своего ребенка в бассейне, а после заперла папу семейства в спальне, забаррикадировав дверь мебелью, и тот потом умер от плохой гигиены в собственных … ну вы поняли? Такого ролевого отыгрыша нет ни в Fallout’е ни в Skyrim’е ни в одной из этих игр или похожих на них, даже вместе взятых! Так что же это получается, ребятки. The Sims непревзойденная никем RPG всех времен и народов?!
Проблема заключается в том, что в The Sims нет системы квестов, прокачки персонажей и самое главное – приключения. Исследование мира там, поиск предметов или ещё чего-нибудь. Знаете, как некоторые пишут «Ведьмак это больше адвенчура, чем ролевая игра». Возникает вопрос. Эм … а вы можете мне назвать RPG, которая не является адвенчурой? По-моему они все приключенческие. Жанр на то обязывает как бы! Если я ошибаюсь, поправьте меня.
Между прочим! Если верить поисковику Google «The Sims это RPG». Так что можно смело ставить игры этой серии в один ряд с мастодонтами жанра. Подвинься Fallout 2, снимай свою корону, в городе новый король. Вот так вот каждый день узнаешь что-то новое …
Ролевые игры без ролевого отыгрыша не ролевые игры?
А если в игре нет ролевого отыгрыша «от слова совсем», но все остальные элементы жанра на месте, то, что это тогда? Ну, например, Final Fantasy 7 (ну или, наверное, вообще вся серия). Классическая игра, а не её ремейк. В неё я просто ещё не играл. Там выбор фраз в диалогах главным героем абсолютно ни на что не влияет. Вы как игрок никак не можете изменить ход событий или концовку сюжета. Главного героя FF7 зовут Cloud (Облако), но игрок волен обозвать его Фёдором. Но опять же существенным образом это ни на что не повлияет.
Ролевой отыгрыш и его разновидности
Под одной из новостей на портале StopGame был такой комментарий:
«Persona 5 – это не RPG, потому что там выбор строчки в диалоговом окне почти ни на что не влияет»
Ну, во-первых, это не совсем правда. На свиданиях с персонажами герой игры может случайно обидеть своего собеседника, выбрав неправильные слова, тогда игроку придется дольше за этим персонажем «ухаживать», чтобы в дальнейшем заручиться его крепкой дружбой.
Во-вторых, другой вопрос – а что вы понимаете под ролевым отыгрышем? Есть же разные виды ролевого отыгрыша в RPG играх. Примеры.
В JRPG играх серии Persona ролевой отыгрыш – это тайм-менеджмент. Игра устроена таким образом, что вы не сможете завязать крепких дружеских отношений со всеми персонажами, которые есть в игре. Вам придется выбирать.
Примечание. Это можно сделать только в режиме «Новая игра +» и даже там вам всё равно придётся выбирать, с кем больше общаться, а с кем поменьше, составляя распорядок дня своего героя.
Общаясь с фанатом и завязав с ним крепкую дружбу, наши герои будут гораздо быстрее прокачиваться. Ну, вы поняли, потому что он их фанат и морально их поддерживает.
А если заведете крепкую дружбу со своей учительницей (или роман хо-хо-хо), она будет делать вам массаж после тяжелого рабочего дня, и вы сможете больше дел сделать за день. Ну, вы поняли, потому что она milf … заботливая то есть!
Выбирать есть из чего. Все примеры вот так сразу и не перечислишь. От вашего выбора будет зависеть то, какие ваш герой получит способности, всевозможные бонусы, предметы, дополнительные сценки в сюжете и много чего ещё. Что самое главное – это, так или иначе, влияет на ваш личный игровой опыт. Ну, так что, это разве не ролевой отыгрыш?
«Нет, ролевой отыгрыш – это когда ты выбираешь строчку из диалога, и дальнейший ход разговора персонажей меняется, а вместе с ним и сюжет. Никакой другой тип ролевого отыгрыша в играх существовать не может. »
(это тоже реальный комментарий, да)
Ах, ну да ну да, глупый я.
Однажды я был свидетелем такого диалога:
— А Dark Souls это ролевая игра?
— Тю! Это же слэшер как Bayonetta. Ты чего? Стыдно не знать …
Я скажу, банальную вещь, наверное, но я считаю, что Dark Souls это ролевая игра. Потому что игрок может персонализировать свой игровой опыт так, как он пожелает. Хочешь быть казуалом магом – пожалуйста! Хочешь быть хардкорщиком и выходить на врагов в одних трусах с дубиной – пожалуйста! Хочешь побеждать хитростью? Ну, например, скинуть босса с края платформы, как того здоровяка с длинным топором в Dark Souls 2? Пожалуйста!
И вот, казалось бы, более-менее разобрались, но не тут то было …
Трудности определения жанра
Я решил спросить у Google.
GTA V can be considered an RPG (пер. GTA V можно считать RPG)
Что-о-о-о?! То есть GTA V можно считать ролевой игрой? Не ну в каком-то смысле. Определенные ролевые элементы там есть, конечно. Различные характеристики персонажей, которые можно прокачивать. Внешний вид героев изменять. Машины усовершенствовать в автомастерских. Да нет, бред какой-то. Google нам не помощник в этом вопросе. Все же знают, что GTA – это файтинг … Глупый Google.
Но если серьезно. Вы можете дать ответ на вопрос:
Какие элементы ролевой игры делают игру на сто процентов точно и безоговорочно ролевой? Ехал Грека через реку, видит Грека в реке – рак! Простите за столь частые повторы. Сами понимаете, что тяжело без этого обходиться, обсуждая эту тему.
Всё познается в сравнении. Cyberpunk 2077 это ролевая игра. По крайней мере, на странице с игрой на этом сайте, написано, что да. Ну и в целом её причисляют к этому жанру. GTA V это не ролевая игра. Я никогда не слышал, чтобы кто-то её такой называл. Кроме Google, of course! В остальном обе игры как мне кажется, очень похожи. У них много общего. Так вот. Если сравнивать обе, каких элементов недостаёт GTA V, чтобы полноправно считаться ролевой игрой? Я насчитал два. Это обширная система прокачки и диалоговое окошко с выбором фраз. Если в следующей игре в серии GTA Rockstar добавят эти два элемента, она сразу станет RPG?
Это не риторический вопрос! Мне правда интересно знать, так это работает или нет.
Ну и раз уж я тут пустился так сказать во все тяжкие, осталось выяснить, к какому жанру принадлежит Call of Duty. Хотя бы одна из них точно должна быть RPG!
Если верить статье автора (его имя не указано) на портале time24.news.com Black Ops Cold War это RPG, но в стиле Call of Duty. Отрывок его статьи звучит так:
«Игроки, успокойтесь. Call of Duty не стала Final Fantasy. Но когда «Cold War» преподносит ветки диалога и выбор между убийством или захватом в плен на первом этапе кампании, вы понимаете, что что-то изменилось.
Вскоре мои подозрения подтвердились, когда мне понадобилось составить «характеристику» главного героя в сюжете, выбрав ему имя, тон кожи и пол, как если бы это была какая-нибудь Fallout. Эта процедура даже включала выбор «биографии», как в случае с Шепардом в Mass Effect.»
На самом деле многие рецензенты отметили наличие RPG элементов в новой Call of Duty. По-моему, я просто уже забыл, в видеообзоре от StopGame об этом тоже говорилось. Причем что самое интересное, так это то, что выбор между ветками в диалогах и действиями игрока действительно влияют на игровой процесс и сюжет по ходу игры. И даже концовок в Black Ops Cold War несколько! Если ничего не путаю, их три? Вроде да.
Эти элементы добавлены не просто ради красоты. Они работают! Это центральная часть игровой механики. Удивительно, неправда ли?
С другой стороны ну есть же у нас Mass Effect 3. Она ведь тоже больше про стрельбу, взрывы и пафос. Там выбор ветки в диалогах или действия по ходу игры вроде как на что-то влияет, но в конечном итоге вообще ни на что не влияет. Black Ops Cold War в этом смысле даже больше «ролевая игра», чем финал космооперы от BioWare. Да вот только попробуйте назвать Mass Effect 3 просто стрелялкой так вас сразу в комментариях кто-нибудь обидит.
Ладно-ладно, я просто так, размышлял вслух. Чувствую, мне за это достанется от вас в комментариях. Сам понимаю, что сравнение очень грубое. Но согласитесь, что в обоих случаях экшн составляющая этих игр с кинематографическими сценами на манер дорогостоящего боевика затмевает всё то, что есть в них от жанра RPG.
Заключение
Где-то в интернете я наблюдал спор между людьми о том, какие игры можно отнести к ролевым, а какие нельзя и один человек написал с грустным смайликом – я уже и сам не знаю, что такое RPG. Мне это показалось смешным, потому что это то, что чувствую я порой. А может быть все мы немножко как он?
Так что если вы зашли сюда, узнать является ли The Witcher 3: Wild Hunt RPG? Во-первых, спасибо, что заглянули. Во-вторых, мне придётся вас разочаровать. Я отвечу то, что вы и так знаете – это гибрид приключенческого боевика и ролевой игры. На мой скромный взгляд, очень хорошее сочетание двух этих жанров. Есть гибриды и намного хуже.
Что для меня самый важный элемент в RPG? Я думаю, что это персонализация игрового опыта. Это для меня важнее диалогового окошка и системы прокачки. То есть когда моё прохождение отличается от прохождения моего друга или Василия Гальперова или Джуби или конкретно вашего. Но даже когда этого нет, скажем как в JRPG (но они тоже бывают разными), например в Final Fantasy VII, это всё равно отличная запоминающаяся игра и увлекательный игровой опыт. Остальное вообще пофиг.
Такой удобный редактор блогов. Прям не редактор, а сказка какая-то. Мне очень понравился. Лучше чем было раньше.
Проблема заключается в том, что в The Sims нет системы квестов, прокачки персонажей и самое главное – приключения. Исследование мира там, поиск предметов или ещё чего-нибудь
Cамое смешное. Что всё это там есть. Пускай и в довольно примитивном виде. А если взять ответвление «Stories», то там ещё прописанный сюжет завезли, в который вплетены самые настоящие квесты, есть и исследования и далее по списку. )
Тоже, когда увидел споры о том, что Киберпанк — РПГ/ не РПГ захотел разобраться в том, что же такое «настоящая», «трушная» ролевая компьютерная игра, но окончательных критериев, говорящих о стопроцентности и трушности компьютерной РПГ, так и не нашёл. К сожалению (или к счастью), тут нельзя как в научной сфере собрать международную конвенцию, которая установила бы чёткие и однозначные формулировки и стандарты, с которыми пришлось бы считаться всему миру.
В общем, главное — не стремиться навесить на игры ярлыки с надписью «РПГ», «Шутер», «Не игра, а кинцо-мыльцо» и так далее. Ведь главное — это приносят ли игры и их игровые механики вам удовольствие, не так ли?
А ещё вспомнил, что на эту же тему рассуждал Максим Милязев в двух видеороликах «АНАТОМИЯ ЖАНРА РОЛЕВЫХ ИГР». Если вам интересна эта тема, то советую ознакомиться.
P.S. Автору спасибо. Ох, надеюсь здесь не начнётся холивара. Тема-то благодатная. 🙂
Хорошая тема, но автора повело явно не туда в итоге получилась сплошная вода. Разбирать любое понятие так и не дав ему определение сомнительное занятие. Как и пояснение за РПГ разбором современных гибридов, а не уходом к чистокровным корням жанра.
Так скажем на одном трехбуквенном ресурсе кто-то в комментах отлично пояснил за киберпанк(как жанр). Так что можно смело сказать что «Пятый элемент» не киберпанк — во-первых проблематика не та(не подходит как жанр), во-вторых у нас там президент мира с реальной властью(не подходит как сеттинг).
Симс это всего навсего навороченный тамагочи.
ГТА началось не с Сан Андреаса, в котором появилась «прокачка».
Первые Зелды эталонными Экшен-Адверчурами, а вот одна из первых компьютерных РПГ это Rogue. И вот тут можно понять, что что-то пошло не так, ведь не каких диалогах и отыгрыше в рогаликах даже намека нет. А значит надо обратиться к настолкам и разобрать почему определенные разговорные посиделки за столом стали называться ролевой игрой и что такое «ролевая система». =)
Очень занимательная тема, интересная и дающая много пищи для размышлений.
Основная трудность как раз в том, что с развитием индустрии, чистых жанров уже и не осталось. Практически всегда (если не всегда) в произведениях медиа намешено элементов из кучи разнообразных жанров, и эта смесь жанров так раздула и абстрагировало жанровую принадлежность, что иногда лишний раз и не знаешь, действительно, к какому конкретно жанру относится то, или иное произведение.
Лично я всегда решаю для себя вот что, какой жанр в произведении наиболее лучше выражен, такого жагра это произведение и есть.
ИМХО: Что такое RPG?
RPG — это действительно отыгрыш, но не в том плане, в котором имели ввиду комментаторы которых встречал автор в интернете. Отыгрыш это не тот случай, когда тебя закидывают в игру и ты творишь там что хошь, позволяли бы только игровые механики, в сфере гейм-дева, подобные штуки называются песочницами, коей The Sims и является.
Отыгрыш — это когда разработчики тебя поставили в такую ситуацию, в которой тебе нужно принять определённое решение, которое определённым образом разрешит ситуацию, и помимо того что напрямую повлияет на сюжет игры, заодно повлияет на портрет твоего персонажа и на окружающий мир и его отношения к твоему персонажу.
В RPG ты создаёшь персонажа всю игру. Ты отыгрываешь определённую роль создавай типаж своего персонажа? Кто он, твой персонаж? Светоносный паладин? Трикстер — интригант? Злой варвар — берсерк, всегда грубый и прямолинейный? В RPG — это важный вопрос.
Есть разные виды RPG. Но я их для простоты всегда делю на три категории. Сюжетные RPG, Экшн-RPG тут упомянутые, и ММО RPG, тут не упомянутые.
1) Сюжетные RPG — это когда мы строим историю своего персонажа и он проходя по пути, которому мы ему прокладываем, приобретает свой характер, приобретает друзей, врагов, на судьбу которых он и сам повлиял и они повлияли на него.
Серия Dragon Age — хрестоматийный пример.
И разветвлённый сюжет с несколькими концовками и диалогами — вещь необходимая, в этом случае.
2) Экшн-RPG — это когда мы имеем множество возможностей для строительства боевых билдов, и наше прохождение будет меняться, от нашего боевого билда, вот есть экшн сегмент, маг его пройдёт одним образом, воин-паладин другим, вор с двумя кинжалами третьим, для кого-то одни враги будут проще других, кто-то сможет использовать локацию по своему, и прочая вариативность.
В таких играх есть варианты для манёвра, во время экшн-сегментов ну и очень широкое древо прокачки и разные виды врагов.
как пример: Киберпану вот.
3) Ну и ММО — это игры с социальной составляющей, где персонаж — это аватар игрока, игрок находит отыгрыш в социальном взаимодействии, соперничестве с другими игроками, или наоборот в сотрудничестве, вступает в альянсы, кланы, гильдии, присягает одной из фракций и так далее, ну и ломает лица враждебным альянсам и гильдиям, торгует, общается — это тоже большой ролевой отыгрыш.
Как пример: World of Warcraft
И ещё нельзя забывать про преобладание жанра. Игра может содержать ролевые элементы, но при этом RPG её назвать не поворачивается язык. Ну COD:BO CW как по мне тоже их таких, хоть я не играл, сужу чисто по тому что видел, если я ошибаюсь, меня поправят. Это скорее широко-вариативный Экшн-шутер с элементами RPG.
Такие дела. Плюс на статью я поставил, очень интересно было порассуждать.
P.S. Я бы не назвал Пятый Элемент Космо-оперой — ибо для космо-оперы там маловато космоса. Но и чистокровным киберпанком не назвал тоже, киберпанк там — скорее вопрос стилизации и эстетики. Та же история могла развернуться в мире гангестерских двадцатых и в фентезийном средневековье.
Пятый элемент для меня всегда был юмористическим-боевиком, в обёртке киберпанка.
В детстве, когда смотрел «Пятый элемент», на волне наверное с такими фильмами, как «День независимости», «Звездный десант», «Звездные Войны» и прочее, все они для меня просто были обычной космической одиссеей. И именно «Пятый элемент» выбивался из общей картины всех космических новелл. Было что-то, что ты смотришь и думаешь: УАУ, как же круто, роботы, бластеры, разные расы пришельцев, у всех разная и непонятная одежда, костюмы, эти загаженные районы, мусор и т.д. И вот уже повзрослев, и пересмотрев снова «Пятый элемент», я действительно задумался, что вот он киберпанк будущего, космо-киберпанк. И честно сказать, как раз киберпанк никуда на задний план и не отходит. А больше показывает, как в загаженном мире космо-киберпанка люди пытаются выживать: тоже разделение социального слоя, люди побогаче ходят в самых лучших шмотках, лучше выглядят, имеют мейкап на лице, который обычные работяги не могут себе позволить, в тоже время как люди не особо богатые в лице главного героя, пытаются выжить хоть как-то и работая на тех же КОРПОВ, которые ходят задрав нос к верху не видят реальной проблемы, которая затронет и их жизни. Но все проблемы как всегда разруливает «дитя улиц» и потом все живут счастливо и мирно. Так что мое мнение, «Пятый элемент» вполне тянет на хороший такой киберпанк, да это не что-то из ряда «Бегущего по лезвию», где все так тленно и неоново.
За статью спасибо, очень понравилась.
Думаю перечисленные игры не стоит воспринимать как отдельные жанры, лично я никогда не смотрю на жанр и сеттинг вовсе (лично я так делаю). Спасибо за блог! За косарь держу кулачки!
«Zelda не просто экшен-адвенчура – это RPG!»
Ну разве что JRPG, на большее не тянет =/\
с момента выхода этого фильма существует дискуссия по поводу жанра этого фильма?
Нет, никогда не задумывался.
Расскажите пожалуйста, как в DS2 стать магом-казуалом?
На моей памяти магом было очень больно. и в итоге оказалось что в DS быть чистым магом (как я привык в ролевых играх) нельзя. Магия только довесок.
Ну или надо задрючить игру до тошноты что бы суметь. Уж не знаю возможно ли это.
По крайней мере, на странице с игрой на этом сайте, написано, что да.
Очень плохой пример смотреть жанр игры на этом сайте. Тут часто всё перепутано, видимо из-за ограниченности системы.
Ладно-ладно, я просто так, размышлял вслух.
Это заметно. Статья хорошо началась, а дальше пошло переливание из пустого в порожнее.
Имхо, определять жанровую принадлежность(если уж кому-то это так важно) нужно по ключевой механике.
как итог есть два штуки которые сделают из игры рпг:
1. возможность определять характер своего персонажа(не влиять на развитие сюжета, не 15 концовок, нас интересует именно наш персонаж).
2. прокачка определяет геймплей.
должно быть хотя бы что-то одно, лучшие представители используют сразу два пункта.
Тут немного другой случай. Жанр RPG — это не столько то, какими признаками игра обладает, а то какое наследие в себе несёт. Изначально ролевые игры — это обычные настолки на системах вроде D&D. Когда появились компьютерные игры, то и ролёвки туда постарались перенести настолько хорошо, насколько это было возможно. И уже со временем разработчики начали фантазировать на тему и придумывать новые интересные фичи, чтобы разнообразить игровой процесс. Определение жанра зависит в первую очередь от того из чего родилась игра и на что в ней в первую очередь была сделана ставка. The Sims не может быть ролевой игрой, потому что цель была в том, чтобы симулировать общество и людей, а не в том, чтобы отыгрывать. Чтобы симсы стали ролевой игрой необходимы лор мира и нпс с прописанными характерами и поведением, чтобы игрок оказался в ситуации, где он может отыгрывать, в обратной ситуации он — лишь болванчик в городе болванчиков. Тут важно понять, что такое отыгрыш, он невозможен, если единственный проработанный перс — это ты.
Ситуации, когда игру называют ролевой, где нет отыгрыша, вроде jrpg — это нормально, потому что, как я писал в своём блоге про японские ролёвки, они являются частью наследия. Это длинная цепочка перерождения, когда механика D&D превратилась в то, что мы сейчас имеем. По аналогии могу привести пример: дворцами раньше назывались резиденции аристократии и королей, а теперь дворцы — это просто величественные общественные здания, в которых могли жить в прошлом важные люди или вообще они были построены буквально недавно.