roadmap что это такое
Дорожные карты проектов: что это и зачем они вам нужны
Всегда крайне важно начать проект «с той ноги» — будь то краткосрочная кампания, например планирование виртуального мероприятия, или долгосрочная инициатива, такая как внедрение нового ИТ-инструмента. Подготовка общего обзора проекта и оповещение заинтересованных лиц является ключевым элементов его успешного запуска.
Так как же это делается? Вначале можно создать устава проекта или его экономическое обоснование, чтобы обеспечить одобрение проекта. После этого можно подготовить план проекта с указанием основных принципов вашей работы. Затем можно назначить совещание по началу проекта, на котором провести его коллективное обсуждение со всеми заинтересованными лицами, имеющими к нему непосредственное отношение. В соответствующих случаях также можно составить творческое задание. Однако, несмотря на то, что эти стратегии могут быть важнейшими элементами запуска проекта, его дорожная карта — это лучший способ наглядно представить график проекта и соотнести его с целями бизнеса.
Что такое дорожная карта проекта?
Дорожная карта проекта — это общий обзор ожидаемых результатов вашего проекта, а также его ключевых вех и целей. Именно её нужно создать в первую очередь в начале работы над проектом. Используя дорожную карту проекта в качестве отправной точки, можно формировать другую важную для проекта документацию, например его план и график.
Если вы никогда не пользовались дорожной картой проекта, её поначалу может быть трудно отличить от других элементов планирования проекта. Вот в чём разница:
Дорожная карта и план проекта
У дорожной карты и плана проекта много общего. Оба этих документа создаются в начале проекта и оба являются динамическими — в отличие от статических, постановлений, «высеченных в граните». Однако в отличие от плана проекта дорожная карта должна быть посвящена только общему обзору. При создании дорожной карты необходимо не дать себе увязнуть в болоте конкретики, так как это лишит документа его цели. Помните: это обзор с высоты птичьего полёта, а не пошаговая инструкция.
Для создания хорошего плана проекта требуется погружение в некоторые подробности, такие как хронология проекта, его бюджет, роли всех ответственных лиц и показатели успеха, которые вы будете использовать для оценки своего проекта.
Дорожная карта проекта и дорожная карта продукта
Дорожная карта продукта — это видение отдела продукта в отношении функций, которые вы планируете запустить в течение определённого периода времени. Дорожная карта продукта — это централизованный источник достоверной информации для вашей команды в отношении этих запусков. Она обычно включает в себя такие пункты, как приоритет или масштаб запуска, все заинтересованные лица, связанные с продуктом и разработкой, а также список маркетинговых материалов — в числе прочих.
Несмотря на сходство в названиях, дорожная карта проекта — это нечто совершенно иное. У любого проекта, а не только у проекта по запуску продукта, может и должна быть дорожная карта. Например, рекомендуется создать дорожную карту проекта виртуального мероприятия, которое планирует ваша группа, или предстоящего проекта ИТ-команды. В обоих случаях дорожная карта проекта — это обзор его целей и того, как вы собираетесь их достичь.
Дорожная карта проекта и диаграмма Ганта
Диаграмма Ганта — это наглядное представление проекта. Она похожа на хронологию и отображает задачи и ожидаемые результаты на графике с горизонтальными столбиками. Зачастую коллективы предпочитают строить дорожные карты своих проектов в виде хронологий с помощью диаграмм Ганта и используют компонент горизонтального графика для описания высокоуровневых инициатив во времени.
Однако функциональные возможности диаграмм Ганта выходят далеко за рамки дорожных карт проектов. Диаграммы Ганта позволяют легко визуализировать взаимосвязи и зависимости между задачами. Они также позволяют сразу понять, как части вашего проекта сочетаются друг с другом и какие важные вехи приближаются.
Даже если вы планируете построить дорожную карту проекта в виде диаграммы Ганта, необходимо выбрать такой инструмент, который предлагает различные способы визуализации работы и возможность легко переключаться между видами — не только в виде хронологии, но и в виде Канбан-доски, списка дел и календаря. Это позволит вам создать эффективную дорожную карту проекта, а ваши заинтересованные лица смогут просматривать работу в любом удобном для них виде.
Преимущества дорожной карты проекта
Если вы никогда раньше не создавали дорожную карту проекта, вы можете спросить: «А нужна ли она мне?» И, хотя не требуется создавать дорожную карту для каждого проекта (подробнее об этом позже), если ваша работа ограничена по времени, дорожная карта проекта — это лучший способ донести до заинтересованных лиц ваши общие цели. Существует три основных преимущества создания дорожной карты проекта до начала совещания по запуску.
1. Описание целей проекта
Основное предназначение дорожной карты проекта заключается в определении целей проекта до того, как вы назначите совещание по запуску и составите план проекта. Дорожная карта должна дать вам представление о том, где вы находитесь и, в конечном счёте, куда вы движетесь. Даже если в ней не будет массы подробностей о том, как вы собираетесь ко всему этому прийти, определение задач проекта на столь раннем этапе поможет вам чётко обрисовать перспективы и достичь поставленных целей.
Например, представьте, что вы создаёте дорожную карту проекта для календаря публикаций в социальных сетях. Вы уже знаете, где находитесь, т. е. знаете количество подписчиков и уровень вовлечённости своей аудитории, поэтому дорожная карта проекта поможет вам определиться с тем, где вы хотите оказаться и к какому сроку. Допустим, вы хотите удвоить количество подписчиков в Instagram в ближайшие 6 месяцев или, может быть, вдвое улучшить показатели вовлечённости в следующем году. Каков бы ни был ваш план, дорожная карта проекта поможет вам и ответственным лицам понять общую картину.
2. Получение одобрения ожидаемых результатов проекта
В рамках создания дорожной карты проекта вы указываете, какие результаты важны для данного проекта. Определение этих результатов до начала организационного совещания поможет вам понять, кого пригласить на эту встречу, представить заинтересованным лицам более качественный обзор проекта и, в конечном итоге, заручиться их поддержкой.
Допустим, вы создаёте дорожную карту проекта по отслеживанию отзывов клиентов. Ваша дорожная карта даёт общее представление о проекте и объясняет, как процесс отслеживания отзывов клиентов работает в настоящее время, а также как ваш проект будет улучшать его по ходу реализации дорожной карты. При этом дорожная карта проекта также помогает прояснить, какие результаты вы ожидаете получить по его итогам. Возможно, вы работаете над созданием хранилища всех отзывов клиентов с возможностью сортировки и поиска, а может быть, вы хотите получить не менее 100 отзывов от клиентов к концу финансового года. Ключевым фактором здесь является наличие описания чётко определённых результатов.
3. Управление ожиданиями заинтересованных лиц
Обзор: готово. Результаты: готово. В конечном счёте вы создаёте дорожную карту проекта, чтобы поделиться важной информацией, которую должны знать заинтересованные лица, и получить одобрение ожидаемых результатов, этапов и графика проекта. Имея всю эту информацию перед началом организационного совещания, заинтересованные лица смогут получить общее представление о масштабах проекта и сроках его реализации.
Представьте, что вы составили дорожную карту проекта для новой маркетинговой кампании. В ходе организационного совещания заинтересованные лица из других отделов могут высказать свои собственные представления о том, куда они хотят направить проект и каких результатов ожидают. Однако вместо того чтобы проводить стартовую встречу в форме мозгового штурма, вы предлагаете чёткий план важных вех и целей проекта. Таким образом, вы с самого начала будете управлять ожиданиями заинтересованных лиц и обеспечите проекту максимальный успех.
Примеры дорожной карты проекта
Единого способа создания дорожной карты проекта не существует. Её следует структурировать так, чтобы представить свою работу наилучшим образом. Однако есть два примера, которые помогут вам начать.
Дорожная карта проекта виртуального мероприятия
Дорожная карта ИТ-проекта
Эта дорожная карта проекта охватывает несколько направлений — в данном случае отдел ИТ планирует три большие инициативы в четвёртом квартале, каждая из которых имеет свою структуру и цели. Однако поскольку сотрудники отдела будут работать над всеми тремя инициативами одновременно, дорожную карту лучше всего разместить в едином информационном центре. Благодаря этому у всей ИТ-команды будет общий источник достоверной информации по всем трём грядущим инициативам.
Как создать дорожную карту проекта
Чтобы составить хорошую дорожную карту проекта, вам необходимо наглядно представить сроки, результаты и график проекта. Эти элементы, собранные вместе, образуют дорожную карту проекта — общий обзор того, что происходит, когда и (в широком смысле) в каких инициативах будут задействованы участники и заинтересованные лица проекта. Существует четыре основных принципа создания дорожной карты проекта:
Составьте расписание проекта. Когда начинается ваш проект? Когда он завершится? Подготовив расписание проекта, вы можете сформировать обоснованную хронологию ожидаемых результатов и вех.
Обозначьте ожидаемые результаты и вехи. Какие результаты ожидаются по итогам проекта? Существуют ли конкретные даты или вехи проекта, которые необходимо учитывать?
Проясните все возможные риски. Существуют ли риски, которые необходимо принять во внимание? Какие препятствия могут возникнуть на пути к успешному завершению проекта?
Посвятите в курс дела заинтересованных лиц. Поделитесь дорожной картой своего проекта с соответствующими людьми, чтобы заручиться его поддержкой.
Лучший способ создания и представления дорожной карты проекта — это инструмент управления работами, например Asana. При использовании Asana у заинтересованных сторон появляется единый источник достоверной информации, с помощью которого они могут получить общую картину, причём это касается не только вашей дорожной карты. Благодаря совместному использованию единого источника информации ваша команда будет лучше подготовлена к планированию, управлению и выполнению задач.
Всем ли проектам нужна дорожная карта?
Дорожная карта нужна не всегда. Например, если ваш проект имеет небольшой масштаб, скажем, это может быть календарь работы с блогом на следующий месяц или низкоприоритетная инициатива по исправлению ошибок, то создание дорожной карты проекта может быть излишним. В таком случае всё равно не повредит регулярно советоваться с заинтересованными сторонами проекта и стремиться к тому, чтобы информация по проекту хранилась в едином источнике достоверной информации. Однако не стоит навязывать дорожную карту проекта там, где в ней нет необходимости.
GPS-маяк вашей команды
С помощью эффективной дорожной карты проекта вы можете дать своей команде представление о том, куда вы идёте, как собираетесь достичь цели и кто отправится в путь вместе с вами. Дорожная карта проекта — это начало всего остального планирования проекта, а создание сильной дорожной карты — отличный способ начать здоровый проект.
Вы готовы составить свою первую дорожную карту проекта? Попробуйте Asana — это лидер в области управления работами и лучший инструмент для вашего коллектива.
5 инструментов для создания roadmap
Roadmap, или дорожная карта — это план создания продукта с информацией о целях, пользователях и стратегиях. Собрали инструменты, которые вам помогут.
ProductPlan
Сервис помогает командам собирать идеи, планировать и визуализировать стратегию продукта, делиться ею с коллегами. Чтобы не создавать план с нуля, можно импортировать данные из Jira или электронной таблицы.
Кроме Jira, ProductPlan интегрируется с GitHub, Pivotal Tracker, Slack и другими сервисами.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
Product Board
В программе можно не только создавать roadmap, но и полностью управлять продуктом. Есть опции, чтобы сегментировать пользователей, собирать и хранить исследования, планировать и оценивать стратегию. Можно установить критерии, по которым программа автоматически будет расставлять приоритеты и проверять каждую функцию продукта на соответствие плану и запросам пользователей.
Сервис от клиентоориентированной компании с количеством пользователей более 250 тысяч, который поможет построить дорожную карту продукта или маркетинговый план. В нем доступны шесть шаблонов дорожной карты на выбор, а результатом можно поделиться в формате PDF, PNG или веб-презентации.
Интегрируется с Jira, GitHub, GitLab, Google Analytics, Slack. Подходит для продуктовых и маркетинговых команд, которые работают по Agile. Доступна мобильная версия для iOS и Android.
Propad
Программа для создания разных видов дорожных карт, бэклога продукта, планирования целей и идей. Подходит, чтобы собирать сведения о пользователях и получать от них обратную связь.
Есть настройки конфиденциальности, чтобы делиться файлами с конкретными персонами или группами. Propad взаимодействует с тысячей разных приложений для планирования, дизайна, разработки продукта, общения команды между собой и с пользователями. Например, он интегрируется с Jira, Trello, Slack, VSO, UserVoice и Zapier.
Roadmunk
Программа для создания таймлайнов и дорожной карты продукта или маркетинговой стратегии, которая подходит для гибких команд. Сервис позволяет обмениваться материалами и отслеживать прогресс разработки. Интегрируется с Jira.
Сравнительная таблица сервисов
Заключение
Эти инструменты выполняют свою главную функцию — помогают создавать простые и понятные дорожные карты. Чтобы выбрать самый удобный сервис, каждая продуктовая команда ориентируется на свои цели и потребности.
Но чтобы создать рабочий roadmap, недостаточно выбрать инструменты и купить платные сервисы. Нужно уметь правильно определять цели и миссию продукта, оценивать функции и расставлять приоритеты. Эти и другие знания и навыки, необходимые product-менеджеру, можно получить и развить на курсе от Skillbox.
Что такое дорожная карта проекта: разработка + 4 программы
Дорожная карта – наглядный пошаговый план достижения конечных целей компании.
Как правило, в ней указываются участники команды, внешние или внутренние клиенты, для которых карта создается, цели проекта и различные визуальные части – схемы, графики, таблицы и другие элементы.
Карта может быть простой в исполнении, например, в виде таблицы. Пример ниже – типичная дорожная карта, реализована под выпуск продукта.
Дорожная карта под выпуск продукта
А еще при создании карты можно дать волю фантазии, и получить нечто вроде примера ниже. Это необычная дорожная карта перехода к цифровой экономике. Хотя и выглядит, как схема Московского метро:).
Карта перехода к цифровой экономике
Кстати, дочитайте статью до конца, специально для читателей блога я приготовила шаблон простой дорожной карты. Скачивайте и пользуйтесь, как говорится. Но об этом позже. Сначала база знаний.
Когда нужна карта
Обычно эксперты, делающие такие карты, говорят “Она нужна всем”. Их понять можно, они болеют свои делом. НО я скажу иначе и приведу примеры, по реализации каких целей и задач дорожная карта должна внедряться в 9 из 10 случаев:
Продуктовые (новый продукт). Например, при выпуске новой кредитной карты в банке. В дорожной карте продукта будут описаны такие необходимые детали, как сроки запуска, обучение консультантов преимуществам продукта, рекламные компании и акции, техническое обеспечение, тестирование и т.д.
Технологические. Используют для сравнений, когда нужно обойти конкурентов или показать разницу. Например, если Вы хотите закупить новые кофе-машины в кофейню, выбирайте поставщика, у которого в карте описаны действия при рисках, поэтапные сервисные проверки кофе-машин и все сроки.
Отраслевые. Это сложные схемы-стратегии развития больших секторов промышленности. Может использоваться для оценки влияния рынка. Например, если Вам нужно разработать стратегию предприятия, исходя из условий рынка.
Корпоративные. Используют, если нужна стратегия развития корпоративной культуры или когда в компании произошла реорганизация. Например, Вы продаете кроссовки в Азии. Новое руководство решает завоевать рынок Европы. В карте указывается, какой объем продаж, доход, охват есть сейчас, какие варианты и сколько времени и трудозатрат будет нужно и т.д.
Образовательные. Такие карты идеальны для составления сотрудниками отдела кадров системы мотивации или постановки индивидуальных планов развития и совершенствования личных качеств. Например, карта может пригодиться сотруднику, получившему глобальную задачу от руководителя.
Карта проекта. Может использоваться практически в любой области. Цель может быть как и личная (например, пробежать марафон – почему бы и нет?), так и от руководителя (который настаивает на том, что компания обязана обойти конкурента по объему продаж в этом месяце).
Про то, что карта должна быть визуально понятной, распинаться не буду. Вы это и так знаете. Но вот в ее наполнении, помимо общих элементов вроде контрольных дат и ответственных, есть и специфические.
Что показывать
Все зависит от аудитории, которой Вы ее покажете, поэтому привожу таблицу для сравнения (боссу ведь не интересно знать про мотивацию отдела кадров?).
Кому показывать | Что показывать |
Руководителям | – Свое видение стратегии; – Сроки достижения результата; – Количество необходимых ресурсов. |
Инвесторам, партнёрам | – Преимущества проекта/продукта/услуги; – Основные выгоды от сотрудничества. |
Менеджерам по продажам | – Обучающий материал; – Выгоды для целевой аудитории. |
Тех. исполнителям, разработчикам | – Основные релизы и материалы, сроки их реализации; – Функции, которые они будут реализовывать; – Материально-техническую базу. |
Отделу кадров | – Сроки, от которых зависят все мотивационные программы и денежные выплаты премий и бонусов. |
Кстати, если Вам нужна для карты информация по клиентам, будет проще её “доставать” и применять, если у Вас налажена система работы с клиентами – есть crm (Битрикс24 или Мегаплан, например).
Где создавать
Оформление карты зависит от проекта, задач и целей. Согласитесь, при запуске продукта красивая картинка будет привлекательней для инвесторов, чем скучная таблица в Excel. Впрочем, решать Вам, я только расскажу про самые популярные способы создания дорожных карт проекта.
1. Microsoft Excel или Google Таблицы
Если у Вас есть навыки работы с электронными таблицами, можете создавать дорожную карту в них. При этом карта будет отображать основные моменты ключевой цепочки “цели – задачи – команда – сроки – подходы”, которую Вы составите заранее.
Плюсы: простой, дешевый и доступный для всех способ разработки дорожной карты.
Минусы: нет автоматического обновления, отсутствие визуализации.
2. Презентации
Подойдет любая программа для создания презентаций, например, Power Point или Google Презентации. Здесь визуализация целиком зависит от навыков автора.
Плюсы: простое использование всеми участниками
процесса, творческая работа.
Минусы: нет автоматического обновления и синхронизации между участниками.
3. Сервисы
Очевидно, что для работы понадобится, собственно, сервис и желание его освоить. А вообще, именно такой вид карт можно и нужно демонстрировать для удачной презентации своей стратегии.
Плюсы: возможности для создания интересной визуализации, экономия временных и человеко- ресурсов, синхронное обновление у участников (важное отличие от других способов!).
Минусы: денежные затраты на платные сервисы, время и мозговые ресурсы для изучения программы и всех ее преимуществ.
Спешу Вас обрадовать, ниже я составила список наиболее популярных и рекомендованных сервисов для создания дорожных карт. Какой выбрать, решать Вам.
Сервис 1. GanttPRO
Преимущества : функция делегирования задач между участниками, отслеживания общего прогресса, понятный интерфейс, возможность экспорта в разные форматы. Возможность совместной работы команды, откат по действиям (изменениям), доступные языки: русский, английский, широкий выбор фильтров и меток.
Недостатки : нет мобильного приложения, с телефона в браузере не очень удобно работать.
Сервис 2. Roadmunk
Преимущества : задачи с наглядным распределением времени, позволяет оперативно планировать дела, проводить спринты, фильтры и цвета для удобной работы, интеграция с различными сервисами, простой в использовании, есть подключение команды.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствует отслеживание загруженности.
Сервис 3. Hygger
Преимущества : систематизация проектных досок, отслеживание времени и прогресса, интеграция с различными сервисами, возможно подключение команды, доступен в веб-версии и в качестве мобильного приложения.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нет учета затрат и шаблонов.
Сервис 4. Taskworld
Преимущества : отличная визуализация, работа проектной группы, есть мобильное приложение и система оповещений.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нестабильная работа мобильного приложения (долго грузится и иногда зависает).
Как создать Дорожную карту
Чтобы сделать дорожную карту, весь процесс по ее разработке важно разделить на несколько этапов и пошагово все распланировать. И, как обещала, привожу шаблон карты. Вы можете использовать мой и следовать инструкции ниже, либо придумать свой вариант карты проекта.
Шаг 1. Цели и задачи
Здесь Вы можете исходить из видов дорожных карт и определить соответствующие цели. А от их постановки уже будете “танцевать”. То есть определите основные задачи и подзадачи на разных этапах реализации плана.
Шаг 2. Ответственные и сроки
Теперь выберите коллег/участников для взаимодействия, обсудите все этапы, расставьте приоритеты. Не забудьте согласовать нюансы, проговорить зоны ответственности, выявить белые пятна.
Установите контрольные даты и конкретные сроки исполнения. Они должны быть, непременно, с запасом, чтобы избежать срывов дедлайнов. Это идеальный вариант, так Вы ничего не упустите и не потеряете время.
Шаг 3. Выбор инструментов
Обсудите все с участниками процесса и определитесь с инструментами для исполнения Ваших задач. Сформулированный и согласованный список инструментов будет отвечать на следующие вопросы:
… и так до бесконечности, в зависимости от того, что Вы выявили на аудите. Таким образом, получится заполненная карта, с учетом всех нюансов. Останется только отмечать ход выполнения.
Коротко о главном
Дорожная карта проекта позволяет сэкономить время на исполнение действий и обдумывание следующих шагов. Вы можете использовать ее при запуске продукта или когда нужно донести до каждого сотрудника, что в этом месяце кровь из носу нужно обскакать конкурента.
Подводя итоги, хочу отметить сильные и слабые стороны такого метода как Roadmap или Дорожная карта: