rnd подразделение что это
Новая профессия: R&D-менеджер
R&D-менеджеры (от англ. Research &Developmet) — это «возмутители спокойствия» внутри корпораций. Именно они разрабатывают стратегии технологического развития компании, ищут перспективные разработки и проводят модернизацию производства. Подчас им приходится решать нестандартные для отрасли задачи и осваивать новые области знаний. И все это одновременно и в кратчайшие сроки.
Департаменты R&D созданы практически во всех крупных российских компаниях, как частных, так и государственных: «Росатом», ФГУП «Космическая связь», НЛМК, Объединенные машиностроительные заводы, «Русэлпром», «Русгидро», СИБУР, РЖД, КАМАЗ, «Алроса» и др. В самых продвинутых с точки зрения технологий компаниях численность R&D отдела может достигать нескольких десятков человек. Например, в «Лаборатории Касперского» R&D отдел объединяет треть сотрудников (882 человека).
В зависимости от отрасли, должность руководителя может называться «начальник отдела инноваций и развития», «директор по стратегиям и развитию бизнеса» или «менеджер по маркетингу инноваций». По инициативе института развития ОАО «РВК» Институт менеджмента инноваций НИУ ВШЭ провел опрос 55 R&D-менеджеров из 46 крупнейших российских компаний и выяснил, что большинство респондентов относятся к категории топ-менеджеров и имеют соответствующий статусу доход — в среднем 160 тысяч рублей и выше.
85% опрошенных имеют базовое техническое или естественно-научное образование. Причем подчиненных они набирают по тому же принципу: наличие у соискателя дополнительного экономического или менеджерского образования не влияет на решение о трудоустройстве. На базе хорошего технического образования специалист может уже в процессе работы овладеть методами разработки стратегий и оценки экономической эффективности, получить необходимые знания по управлению инновационными проектами.
— Менеджеры зачастую вырастают из рядовых специалистов, — говорит заместитель директора «Лаборатории Касперского» по работе с персоналом Виолетта Абрамова. — У нас есть ряд ценностей: гибкость, адаптивность и интеллект, которые Евгений Касперский назвал самыми важными для специалистов высокотехнологичной сферы. Уже на этапе отбора кандидатов мы смотрим, обладает ли человек этими качествами. Наши специалисты в R&D посещают самые лучшие стажировки. Для нас корпоративное обучение имеет большую ценность, поскольку оно дает специалистам конкретные практические знания из конкретной области. Тогда как аспирантура и второе высшее образование — это больше академические истории.
В «Яндексе» также предпочитают самостоятельно растить будущих R&D менеджеров из сотрудников с базовым техническим образованием. «Весь наш бизнес построен на новых идеях и технологиях, и фактически в каждой команде — свои разработки, — поясняет Юлия Бабикова, PR-менеджер компании «Яндекс». — Также есть отдельное структурное подразделение — группа исследователей. Они занимаются исследованиями в областях информационного поиска, машинного обучения, обработки изображений, фильтрации спама и других. Часть сотрудников группы — выпускники Школы анализа данных (ШАД), созданной по инициативе «Яндекса». Кстати, к образовательным проектам в компании подходят с особой тщательностью и начинают воспитывать потенциальных сотрудников еще со школьной скамьи. Стратегическое решение «Яндекса» — открыть ШАД для старшеклассников. Это лишнее подтверждение тому, что высококлассные программисты будут востребованы на рынке труда в долгосрочной перспективе.
В настоящее время R&D директоры — в абсолютном большинстве выпускники технических вузов, выросшие до топовой должности с позиции рядового специалиста внутри компании. Идеальных специалистов каждая компания предпочитает воспитывать в первую очередь «под себя» соразмерно собственным запросам. Впрочем, в ближайшем будущем технические вузы начнут выпускать готовых R&D-cпециалистов. ОАО «РВК» как институт развития инициировало разработку нового курса «Инновационная экономика» для бакалавров технических вузов. В НИТУ «МИСиС», МГТУ им. Баумана, Самарском государственном аэрокосмическом университете, Московском государственном горном университете и Рязанском радиотехническом университете студенты уже осваивают программы по коммерциализации и трансферу технологий. Учебно-методическое объединение вузов РФ в области материаловедения и металлургии рекомендовало внедрить этот курс во всех технических университетах страны. Так что вскоре инновационный менеджмент станет такой же неотъемлемой частью образовательного стандарта, как и высшая математика.
Что такое НИОКР в менеджменте и что такое Research and Development
Термин R&D (Research and Development) означает «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки» или НИОКР. Эти работы направлены на получение новых знаний и их применение в практической жизни.
Для компаний, не понаслышке знающих, что такое НИОКР в менеджменте и, соответственно, ориентированных на НИОКР, это означает быть передовыми в создании новых видов продукции и (или) услуги их продвижении на рынках.
Распространенные в советский период НИИ и КБ вели подобные разработки, в основном, в области вооружений. Но не только, а например, в фундаментальных областях науки и, практически, во всех отраслях еще той экономики. В современное время также многие компании используют R&D как важный элемент своей стратегии развития и отстройки от конкурентов.
Но у данной стратегии есть свои проблемные области. В первую очередь – это стоимость подобных проектов и сроки их окупаемости. Современный бизнес не дает возможности даже крупным компаниям тратить много времени на разработки, их освоение, внедрение, продвижение. А что уж говорить о малом и среднем бизнесе.
Тем не менее, если компания считает R&D важным элементом своего развития, то она не должна скупиться на подобные проекты. Компании такого рода создают свои исследовательские центры, привлекают в них на постоянной основе и в качестве временных консультантов ведущих специалистов и ученых. Создают для них условия, требуемые для проведения исследований, опытных разработок, промышленных серийных разработок.
Автомобильные компании вместе с производителями автомобильных компонентов создают новые модели автомобилей, и это яркий пример R&D.
Пищевые компании в сотрудничестве с производителями пищевых компонентов и сырья постоянно предлагают своим потребителями новые виды продукции, и это тоже R&D.
Постоянно развиваются различные гаджеты (компьютеры, смартфоны, планшеты, телефоны и пр.), и это тоже следствие осуществляемых НИОКР. Подобных примеров можно привести в любой отрасли, во многих направлениях коммерческой и некоммерческой деятельности предприятий.
Важнейшим элементом стратегии R&D (Research and Development) является скорость проведения исследований и разработок, нужно успевать делать это раньше конкурентов. И здесь очень существенным элементом бизнеса подобных компаний становится защита интеллектуальной собственности с тем, чтобы разработки не были безнаказанно использованы конкурентами, жаждущими первыми сделать и предложить потребителям то, что изобрели и спроектировали более удачливые соперники по бизнесу.
Несмотря на сложности организации НИОКР, несмотря на затраты, связанные с «проектированием будущего», многие компании, в том числе небольшие, используют R&D в качестве инструмента конкурентной борьбы. Проектируются не только новые продукты, но и новые виды услуг, что также немаловажно в конкурентной борьбе за потребителей.
В крупных корпорациях под R&D (Research and Development) создают не только отдельные подразделения, но и целые предприятия, исследовательские институты. Небольшие компании могут создавать отделы R&D, а могут реализовывать функции R&D совместно с маркетингом или с производством. То есть, небольшие компании могут иметь функцию НИОКР, но не иметь для этого специально выделенного подразделения в организационной структуре. Независимо от формы реализации, функция R&D, если она присутствует в компании, позволяет предприятию развиваться за счет создания новых видов продукции и (или) услуг.
Об организации НИОКР
В R&D (Research and Development), как правило, применяется проектная организации работ. Каждый новый вид продукции или услуги – это отдельный проект. Проекты могут пересекаться или даже объединяться в так называемые мегапроекты. Для управления подобными проектами или мегапроектами удобно использовать методы управления проектами, проектную организацию работ. В каждом проекте может быть назначен руководитель проекта, который разрабатывает план проекта, привлекает в проект исполнителей, формирует и защищает бюджет проекта.
В отличие от процессов, являющихся одной из самых современных форм управления предприятием, проекты тоже можно рассматривать как процессы, но имеющие ограниченное время существования. Проект всегда должен быть завершен, тогда как процесс может существовать в компании практически неограниченное время.
Завершенность проектов – это их важнейшая черта.
Именно это позволяет при правильном использовании механизмов управления проектами добиваться завершенности проектов, причем с положительным результатом. Не следует думать, что проект сам по себе уже есть успех. Нет. Успехом можно считать только до конца завершенный проект, выполненный в установленные сроки, в рамках запланированных бюджетов.
НИОКР пример
Пример НИОКР — это опыт компании Apple, в которой R&D (Research and Development) был и пока остается (?) основой ее поступательного развития. Останется ли это дальше? Что думают на эту тему ее руководители после ухода Стива Джобса – безусловно, одного из самых ярких проектных менеджеров мирового уровня?
Эта компания имеет практически такую же долгую историю, как и компания Microsoft, но в этом случае речь идет не только о компьютерах, но уже о более широком спектре техники и электроники, которые производит данная компания.
Учитывая то, что она появилась в Америке, а продажи идут по всему миру, эту компанию можно назвать транснациональной и международной, поскольку большая часть деталей для техники производится не в Америке, а в других странах. Кроме того, часть моделей не только производится, но и собирается за рубежом, а это значит, что такой принцип работы определенно позволяет считать эту корпорацию международной. К тому же большое количество сотрудников, которые работают в этой фирме (а это более 65 тысяч человек), многонационально, так что вопрос о том, как назвать Apple в данном случае, решен.
До 2007 года в названии компании присутствовало второе слово, однако было принято решение, чтобы убрать его, так как компания производила не только компьютеры, но еще и другую технику. К слову, спектр производимой продукции довольно широк, потому что, если раньше она создавала только компьютеры, то теперь есть плееры, телефоны, ноутбуки и нетбуки, а также планшеты.
Кроме этого планируется создание еще целого ряда устройств, которые также займут свою нишу на рынке. Что ж, кажется, что компания стала очень успешной, потому что ее телефоны самые узнаваемые, а ее компьютеры, создаваемые по принципу моноблоков, также обладают неплохими характеристиками.
Вместе с тем, с компанией связано и немало скандалов, однако все то, что сейчас имеет Apple, было создано или позаимствовано при жизни ее основателя Стива Джобса. В настоящее время развитие компании замедлилось, несмотря на то, что новое руководство пытается вывести фирму на новый уровень.
Ее доходы не упали, они составляют боле 25 миллиардов долларов в год. Но в то же самое время компания практически ничего не сделала за последние два года, в то время как раньше каждый год приносил людям новые устройства.
Теперь остается лишь ждать того момента, когда очередной глава компании примет решение относительно того, как создавать новые устройства, и нужны ли они людям. Акции компании так и не поднялись до уровня двухлетней давности, хотя все продукты, которые она анонсировала, активно покупаются. В то же самое время она не производит никаких революций в мире техники, продолжая плавное развитие.
Зачем нужен RnD в технологическом стартапе? На примере Watts Battery
Чтобы технологический стартап был успешным, нужно, в первую очередь, озаботиться созданием и развитием RnD (Research and Development) департамента (или по-русски – научно-исследовательского и опытно-конструкторского подразделения). Это мозги и сердце компании, это центр, где рождаются идеи, которые потом воплощаются в жизнь.
1. Как устроен исследовательский отдел в Watts Battery
Мы также сотрудничаем с ведущими научными центрами, чтобы получить доступ к высококлассным экспертам-исследователям. Это происходит на этапе выполнения ранних исследований, например, для оценки реализуемости технологии.
Несмотря на то, что продукт уже запущен и работает у многих клиентов, его надо совершенствовать, как любое сложное техническое изделие. Мы постоянно работаем над добавлением новых возможностей и улучшением потребительских и эксплуатационных характеристик. Например, добавляем в наш модуль новые возможности для управления элементами умного дома; разрабатываем интеллектуальные режимы сокращения энергопотребления и максимизации использования солнечной энергии и т.д.
Модуль WATTS Battery полностью разрабатывается внутри компании силами RnD.
На ранних этапах развития продукта мы сотрудничали с подрядчиками, но опыт показал, что все компетенции должны быть внутри команды, чтобы обеспечить возможность динамичного развития в высококонкурентной среде. А для этого требуется глубокое погружение в проблемную область и полная отдача общему делу, чего нам не удалось добиться при работе с внешними подрядчиками, которые буквально реализуют “Техническое задание”.
4. Почему без RnD успех продукта невозможен.
R&D-магия, или как справиться с неизведанным
Время чтения: 3 минуты
Отправим вам статью на:
Считается, что отдел R&D могут себе позволить только крупные компании, где такой отдел создается для поддержания имиджа, чем для решения конкретных прикладных задач. Владимир Черницкий возглавляет научно-исследовательский отдел (R&D) компании Azoft. Его команда занимается разработкой в сфере передовых технологий и решают задачи, требующие нетривиального подхода, фундаментальных знаний и нестандартного мышления. Зачем компании Azoft R&D-направление и какие задачи оно решает, читайте в интервью с Владимиром Черницким.
— Владимир, скажи, на что похожа ваша работа и какие задачи вы решаете?
— Наш отдел называется R&D (Research and Development) и занимается исследовательскими разработками в сфере программного обеспечения. Мы привлекаемся только к технически сложным, нелинейным и наукоёмким проектам, где необходимо абсолютно новое решение. В своей работе над такими проектами мы иногда обращаемся и к необычным специалистам, например, в Институт гидродинамики за секретными формулами имитации движения жидкости, консультируемся по новейшим алгоритмическим наработкам в области обработки изображений в Институте математики и т. д.
— Предположим, кто-то хочет присоединиться к вашей команде. О чем нужно знать заранее?
— Сейчас в моём подчинении всего два человека, но в Azoft любой сотрудник может присоединиться к решению наших задач и поломать голову вместе с нами. Просто не все готовы к тому, что предложенная идея может не сработать, может не подойти и пятая. Не надо огорчаться.
— Всегда ли сразу находится нужное решение? Долго ли приходится искать ответ на поставленную задачу?
Чаще всего процесс поиска решений выглядит так: есть идея, которую мы проверяем на пригодность. Проходит неделя, одну идею вычеркнули, но вместо нее появились ещё три варианта развития событий. Три не выстрелили — находятся ещё семь альтернативных, и так до тех пор, пока мы не решим задачу. Мы не стараемся найти оптимальную технологию (этим потом занимается производство), мы ищем хоть какое-то решение, такова специфика проектов в нашем отделе.Кстати, бывают и забавные проекты, например, как-то требовалось найти серединную линию персика для обработки фруктов на конвейерах. Справились.
— Ты помнишь первые проекты, над которыми работал ваш отдел?
— Один из первых R&D-проектов, которым мы занялись — мобильное приложение для рисования в технике эбру. Это турецкая традиция создания узоров на воде: ставится ёмкость с водой, на поверхности которой можно рисовать. Мы добились получения очень реалистичной картины, вода на экране планшета к смотрелась очень реалистично, колыхалась и реагировала как настоящая. И тут мы столкнулись с частой причиной не-реализации: для корректной работы приложения не хватает мощности девайса. Но в ближайшем будущем появятся такие гаджеты, и тогда мы запустим наше приложение.
— Все ли клиенты осознают риск, когда обращаются с R&D-задачей? Понимают ли, что результат в работе может быть совершенно неожиданным?
— Любой наш заказчик знает, что он обратился к нам с необычной задачей, и по времени проект может занять больший срок, чем мы заявили изначально.Мы думаем, что если чего-то нельзя сделать — значит, для этого ещё нет математического аппарата.
Взять того же Больцмана. Может, люди раньше другие были? Но я так и не могу себе представить, как в 19 веке учёный приходит домой, привязывает коней, топит печь и садится писать решёточные уравнения. Как ему только в голову пришло описать математически, как бултыхается вода в ванне? Тем не менее, всё укладывается в математику, всё можно объяснить на её языке.
— То есть с помощью математики и физики можно решить абсолютно любую задачу, с которой обратился клиент?
— Наш проект по передаче данных с помощью ультразвука, например, чистая физика, которая помогла решить поставленную задачу. Клиент запросил технологию, которая бы позволяла совершать финансовые транзакции с телефона. Как известно, не все гаджеты дружат между собой, поддерживают Bluetooth и Wi-Fi, NFC и т. д., но, очевидно, что у всех телефонов есть микрофон и динамик. От этого мы и начали отталкиваться при разработке решения — задействовали все наши знания о звуке и ультразвуке. За месяцы работы мы так углубились, хотя сначала думали, что все будет гораздо проще.
— Расскажи, пожалуйста, об особенностях своей работы?
Такое подразделение, как наше, есть разве что у гигантов индустрии. Исследованиями обычно занимаются институты, лаборатории. У больших компаний R&D — это роскошь, которую они могут себе позволить, тратя значительные суммы. Но мы органично вписались в общую структуру Azoft и решаем и прикладные задачи, которые становятся основой новых проектов с внешними клиентами. Мы стараемся любое исследование использовать в практических целях: мы включаем результаты в решение других проектов, пишем специализированные статьи, можем создавать собственные продукты по следам проведённой работы.
— С чего началась твоя карьера в R&D?
Я начинал как PHP-разработчик, но всегда был упёртым в решении сложных задач, руководство Azoft заметило, и несколько лет назад мне предложили организовать и возглавить отдел Research & Development.
— Говорят, есть какая-то особая магия в исследовательской работе. Так ли это?
— Иногда случаются и забавные истории, думаю, каждому исследователю знакомо такое чувство: ты чуть упустил контроль, «сделал, сам не понял что», и тут вдруг всё заработало. И потом думаешь: «А если бы я этого случайно не сделал, нашлось бы решение?!» Так и с некоторыми нерешёнными задачами — ходишь, ходишь, но задача не решается и это ужасно злит. Но все равно очень интересно — решиться и пойти туда, где никто не бывал, найти нужный путь и победить.
Подпишитесь
Оставьте адрес, и каждый месяц мы будем высылать свежую статью
о новых трендах в разработке програмного обеспечения.
Forbes Council
R&D — это не дань модным тенденциям. Скорость изменений сегодня слишком высока: меняются клиенты и бизнес-модели, постоянно появляются товары-заменители, то и дело выстреливают стартапы. Чтобы оставаться конкурентоспособной, любой производственной компании стоит задуматься о собственных исследовательских и разработческих направлениях.
Основная функция R&D — обеспечить устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе. Это подразделение компании изучает тренды и анализирует ретроспективу, мониторит угрозы и готовит ответы на будущие вызовы. Иными словами, оно призвано разрабатывать принципиально новые продукты и услуги, а также создавать стартапы внутри этих процессов.
Крупные компании наиболее уязвимы в ситуации постоянных изменений, потому что они менее гибкие. Стартапы «нападают» на существующие бизнес-модели и стараются забрать долю рынка у крупных игроков, предоставляя клиентам абсолютно новый опыт или продукт. При таком раскладе не обойтись без R&D. Если говорить про небольших региональных игроков, то здесь однозначного ответа нет. Компании, с первого дня существования планирующие занять лидирующие позиции на своем рынке, должны иметь R&D-функции. Компании, которые не собираются выходить на федеральный или глобальный уровень и их полностью устраивает текущее положение, исследовательским направлением могут пренебречь. Про стартапы мы сейчас не говорим, потому что в философии создания у них уже органически заложен R&D.
Трудности российского R&D
Вопрос с инфраструктурой тоже решаем путем самостоятельного входа во всевозможные российские и зарубежные R&D-институты. Таким образом отпадают ограничения по технологиям и проблемы с емкостью рынка.
Венчурная студия и R&D в Askona
Самый важный наш шаг — отделение Венчурной студии от основного бизнеса в 2020 году. Этот бизнес живет трехлетним спринтом и ставит цели и задачи на небольшой срок, а Венчурная студия и R&D в Askona фокусируются на проектах, которые будут реализованы через семь — десять лет. Они создают принципиально новые продукты и услуги, запуская стартапы внутри себя. Венчурной студией уже реализовано три проекта: сервис подписки на товары для сна, цифровой помощник по лечению бессонницы Somly и голосовое управление smart-продуктами Askona.
Самым первым появился сервис подписки — это то, что, можно сказать, лежит на поверхности, но никто еще не реализовал. Мы видим, что шеринговые сервисы с каждым годом набирают все большую популярность во всем мире: онлайн-кинотеатры, автомобили, бытовая техника, смартфоны, а вот на мебельном рынке такой услуги пока нет. В Европе можно встретить несколько стартапов, которые предлагают аренду или даже подписку на мебель, но по факту это классический кредит, не имеющий ничего общего с лизингом. Основная проблема лежит в отсутствии системного вторичного рынка. Вы не сможете в значительном объеме продавать диваны, которые уже были в употреблении. Но Askona не нужно искать вторичный рынок — мы являемся вертикально интегрированным ретейлером с собственным производством и можем переработать использованный товар практически на 100%. На разработку сервиса, позволяющего взять спальный комплект в лизинг с опцией дальнейшего обмена на новый, потребовалось около полугода. Сейчас в работе адаптация программы для европейского рынка и расширение ассортимента, доступного в формате подписки.
Один из самых сложных проектов Венчурной студии, находящийся в стадии разработки, — создание спального места, которое будет каждую ночь проводить медицинский чек-ап. Человечество постоянно пытается решить вопрос эффективности использования своего времени, в том числе и во время сна. В этот период происходят важнейшие для организма биохимические процессы, но представьте себе, что его можно использовать еще и в плоскости превентивной медицины, не прилагая дополнительных усилий. Мы хотим создать такой продукт, который будет доступен каждой семье и сможет проводить базовые медицинские исследования во время сна, чтобы предупредить и предотвратить различные заболевания.
R&D — это сравнительно новая функция для бизнеса, и относиться к ней можно по-разному. Кто-то не хочет тратить на нее время и деньги, считает очередным бесполезным трендом, а кто-то — единственной возможностью на пути к созданию устойчивой сервисной организации. Но в любом случае нельзя отрицать тот факт, что компании важно заниматься R&D именно сейчас, чтобы обеспечить себе будущее.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council