retail park что это
Как отличить пауэр-центр от ритейл-парка
Одна из действующих классификаций была разработана Urban Land Institute (ULI) — американским профессиональным сообществом, занимающимся вопросами девелопмента недвижимости и использования земель. По этим стандартам в основном работают компании США. Другую, чаще применяемую в европейских странах, создал Международный совет торговых центров (International Council of Shopping Centres (ICSC)). Классификации отличаются друг от друга, но в принципе обе подразумевают разделение торговых центров по форматам, часть из которых даже схожа.
Надо отметить, что торговые центры не классифицируются по типам собственно зданий. Скажем, в оценке офисов важны параметры, по которым можно оценить качество здания и присудить ему категорию А, В или С. Например, бизнес-центр класса А должен находиться на центральной улице города, иметь выход на эту улицу, отличаться высоким качеством отделки и оборудования и т. д. В случае с торговыми центрами за основу берется то, какой радиус действия имеет тот или иной ТЦ, каких арендаторов он имеет, на какой тип покупок рассчитан.
Торговые центры классифицируются по двум основным параметрам: зона обслуживания и общая концепция объекта. Зона обслуживания – это территория, на которой проживает основная часть его посетителей. Это могут быть ближайшие улицы, район или несколько районов сразу. По этому параметру ТЦ разделяются на районные (neighborhood center) и региональные (regional centers, super-regional centers).
В районных ТЦ продаются товары и услуги повседневного спроса. Набор стандартный: одежда, обувь, товары для дома, парфюмерия и косметика, один супермаркет, химчистка, аптека, банк, салон связи. В качестве примера таких торговых центров можно привести «Семеновский» около одноименной станции метро, «Золотой Вавилон» в Отрадном, БУМ в Марьино. Есть еще промежуточная категория — окружной ТЦ (community center), несколько больший по площади и набору арендаторов. Площадь районных ТЦ составляет от 5 до 15 тысяч кв. метров, окружных — до 35–40 тысяч кв. метров.
Региональные и суперрегиональные центры (или моллы) отличаются внушительными размерами и расширенным составом арендаторов. Региональные ТЦ в среднем занимают площади от 30 до 100 тысяч кв. метров (средний показатель 45 тысяч), суперрегиональные — от 50 до 150 тысяч кв. метров (средний показатель 90 тысяч). В моллах представлен полный спектр торговых марок. В них есть не только магазины, но и многозальные кинотеатры, залы для развлечений, обширные ресторанные дворики, гипермаркеты. В Москве к региональным ТЦ можно отнести, в частности, обе МЕГИ и «Золотой Вавилон-Ростокино».
Второй параметр, по которому классифицируются ТЦ — концепция, то есть направленность и специализация. По этому параметру классифицируются ТЦ, ориентированные на определенные группы товаров. Существует, например, такой тип, как специализированные торговые центры (speciality/ theme shopping center). В них размещаются магазины, близкие по направленности. В Москве специализированными можно назвать, например, «Горбушку», где продается элетроника и бытовая техника, а также мебельный центр «Гранд».
Еще одна разновидность ТЦ — пауэр-центр (power center). Он собирает под своей крышей несколько крупных якорных арендаторов (профильные гипермаркеты, дисконт-центры — магазины, предлагающие товары по сниженным ценам). Они могут располагаться в не самых удачных местах, потому что в любом случае притягивают покупателей, которые из экономии намерены сделать большие покупки. К таким ТЦ некоторые эксперты относят «Вэймарт» на МКАД, но с натяжкой. Большинство же считает, что настоящих пауэр-центров в Москве пока нет.
Торговый центр моды (fashion center) — не что иное, как галерея дорогих бутиков дизайнерской одежды, обуви и ювелирных украшений. Расположены они, как правило, в центре города. В Москве это «Галерея Актер» и «Петровский пассаж».
В ближайшем будущем в Москве должны появиться два аутлет-центра (оutlet сenter). Это формат ТЦ, который специализируется на продаже одежды известных брендов с большими скидками (от 30% до 70%). В аутлетах распродаются остатки свежих коллекций или коллекции прошлых сезонов. Первыми о своих планах по строительству такого центра рядом с аэропортом Шереметьево заявили в марте прошлого года компании Fashion House Development и GVA Sawyer. Сейчас объект находится в стадии проектирования, строительные работы начнутся весной следующего года. Недавно о начале строительства аутлет-молла объявили также компания Hines и ГК «Белая Дача». Они планируют открыть Outlet Village Belaya Dacha в городе Котельники Московской области в сентябре 2011 года.
На западе очень популярен формат ритейл-парков (retail park). Согласно западной классификации, такой ТЦ представляет собой единое строение или комплекс из 1–2-этажных магазинов, принадлежащих различным операторам. Главная особенность ритейл-парков заключается в том, что торговое пространство в них на 70–90% формируется исключительно из крупных арендаторов, каждый из которых занимает не менее 1,5–3 тысяч кв. метров. Чаще всего арендаторами таких объектов становятся компании, торгующие стоковой одеждой, спортивными товарами, мебелью, товарами для дома. В Москве ритейл-парк был построен в 2005 году на Варшавском шоссе. Основным «якорем» в нем стал гипермаркет товаров для дома OBI, который арендовал там 14 тысяч кв.м. площади.
«Исторически обе классификации (ULI и ICSC) были созданы для группировки по типу схожести параметров уже существующих на тот момент в Европе и США торговых центров, — рассказала генеральный директор компании «Магазин магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis Анна Ширяева. — Когда же в России началось бурное развитие торговой недвижимости, эксперты стали обращаться к западным классификациям, при этом применять их стали наоборот, то есть сначала старались определить класс торгового центра, а потом начинали строить».
Девелоперы ТЦ, работающие на российском рынке, обычно пользуются классификацией, принятой за основу западной партнерской компанией или той, которая им самим представляется правильной. В то же время, по словам Анны Ширяевой, уже как минимум четыре организации разрабатывают отечественные стандарты, в том числе и Российский совет торговых центров. Но признанной российской классификации торговых центров пока нет.
По словам эксперта, западные классификации слабо применимы к российским торговым центрам, хотя многие продолжают присваивать им типы и классы. Но основная масса торговых центров (как в Москве, так и в регионах) очень условно соответствует принятым в Европе и США стандартам. «Например, по размеру торговый центр может относиться к одному классу, а по охвату — к другому, —- пояснила она. — Аутлет-центры в США и Европе — это чаще всего искусственно созданная торговая улица под открытым небом с очень простой нарезкой торговых помещений, в России же, в силу климатических условий, наверное, больше подойдет крытый вариант аутлет-центра. Ритейл-парки в США представляют собой большие «коробки» вдалеке от города. В России же заявленные ритейл-парки находятся в черте города и очень отдаленно напоминают западный вариант этого формата».
Западные классификации разрабатывались исходя из местной специфики: типа расселения, административно-территориального деления. А эти характеристики в России совершенно иные. «Я считаю, что важнейшими параметрами при создании торгового центра является стремление к его уникальности и соответствию той торговой зоне, в которой он будет располагаться, — считает Анна Ширяева. – У нас только этим и должен определяться торговый центр, а не какой-либо классификацией. Какого формата торговый объект должен быть построен — это диктует рынок. Почему, например, проекты аутлет-центров только сейчас начали реализовываться? Да потому что только сейчас для этого созданы условия. Розничная торговля сейчас развита настолько, что появилась необходимость решать проблему возникающих остатков».
Одна из действующих классификаций была разработана Urban Land Institute (ULI) — американским профессиональным сообществом, занимающимся вопросами девелопмента недвижимости и использования земель. По этим стандартам в основном работают компании США. Другую, чаще применяемую в европейских странах, создал Международный совет торговых центров (International Council of Shopping Centres (ICSC)). Классификации отличаются друг от друга, но в принципе обе подразумевают разделение торговых центров по форматам, часть из которых даже схожа.
Надо отметить, что торговые центры не классифицируются по типам собственно зданий. Скажем, в оценке офисов важны параметры, по которым можно оценить качество здания и присудить ему категорию А, В или С. Например, бизнес-центр класса А должен находиться на центральной улице города, иметь выход на эту улицу, отличаться высоким качеством отделки и оборудования и т. д. В случае с торговыми центрами за основу берется то, какой радиус действия имеет тот или иной ТЦ, каких арендаторов он имеет, на какой тип покупок рассчитан.
Торговые центры классифицируются по двум основным параметрам: зона обслуживания и общая концепция объекта. Зона обслуживания – это территория, на которой проживает основная часть его посетителей. Это могут быть ближайшие улицы, район или несколько районов сразу. По этому параметру ТЦ разделяются на районные (neighborhood center) и региональные (regional centers, super-regional centers).
В районных ТЦ продаются товары и услуги повседневного спроса. Набор стандартный: одежда, обувь, товары для дома, парфюмерия и косметика, один супермаркет, химчистка, аптека, банк, салон связи. В качестве примера таких торговых центров можно привести «Семеновский» около одноименной станции метро, «Золотой Вавилон» в Отрадном, БУМ в Марьино. Есть еще промежуточная категория — окружной ТЦ (community center), несколько больший по площади и набору арендаторов. Площадь районных ТЦ составляет от 5 до 15 тысяч кв. метров, окружных — до 35–40 тысяч кв. метров.
Региональные и суперрегиональные центры (или моллы) отличаются внушительными размерами и расширенным составом арендаторов. Региональные ТЦ в среднем занимают площади от 30 до 100 тысяч кв. метров (средний показатель 45 тысяч), суперрегиональные — от 50 до 150 тысяч кв. метров (средний показатель 90 тысяч). В моллах представлен полный спектр торговых марок. В них есть не только магазины, но и многозальные кинотеатры, залы для развлечений, обширные ресторанные дворики, гипермаркеты. В Москве к региональным ТЦ можно отнести, в частности, обе МЕГИ и «Золотой Вавилон-Ростокино».
Второй параметр, по которому классифицируются ТЦ — концепция, то есть направленность и специализация. По этому параметру классифицируются ТЦ, ориентированные на определенные группы товаров. Существует, например, такой тип, как специализированные торговые центры (speciality/ theme shopping center). В них размещаются магазины, близкие по направленности. В Москве специализированными можно назвать, например, «Горбушку», где продается элетроника и бытовая техника, а также мебельный центр «Гранд».
Еще одна разновидность ТЦ — пауэр-центр (power center). Он собирает под своей крышей несколько крупных якорных арендаторов (профильные гипермаркеты, дисконт-центры — магазины, предлагающие товары по сниженным ценам). Они могут располагаться в не самых удачных местах, потому что в любом случае притягивают покупателей, которые из экономии намерены сделать большие покупки. К таким ТЦ некоторые эксперты относят «Вэймарт» на МКАД, но с натяжкой. Большинство же считает, что настоящих пауэр-центров в Москве пока нет.
Торговый центр моды (fashion center) — не что иное, как галерея дорогих бутиков дизайнерской одежды, обуви и ювелирных украшений. Расположены они, как правило, в центре города. В Москве это «Галерея Актер» и «Петровский пассаж».
В ближайшем будущем в Москве должны появиться два аутлет-центра (оutlet сenter). Это формат ТЦ, который специализируется на продаже одежды известных брендов с большими скидками (от 30% до 70%). В аутлетах распродаются остатки свежих коллекций или коллекции прошлых сезонов. Первыми о своих планах по строительству такого центра рядом с аэропортом Шереметьево заявили в марте прошлого года компании Fashion House Development и GVA Sawyer. Сейчас объект находится в стадии проектирования, строительные работы начнутся весной следующего года. Недавно о начале строительства аутлет-молла объявили также компания Hines и ГК «Белая Дача». Они планируют открыть Outlet Village Belaya Dacha в городе Котельники Московской области в сентябре 2011 года.
На западе очень популярен формат ритейл-парков (retail park). Согласно западной классификации, такой ТЦ представляет собой единое строение или комплекс из 1–2-этажных магазинов, принадлежащих различным операторам. Главная особенность ритейл-парков заключается в том, что торговое пространство в них на 70–90% формируется исключительно из крупных арендаторов, каждый из которых занимает не менее 1,5–3 тысяч кв. метров. Чаще всего арендаторами таких объектов становятся компании, торгующие стоковой одеждой, спортивными товарами, мебелью, товарами для дома. В Москве ритейл-парк был построен в 2005 году на Варшавском шоссе. Основным «якорем» в нем стал гипермаркет товаров для дома OBI, который арендовал там 14 тысяч кв.м. площади.
«Исторически обе классификации (ULI и ICSC) были созданы для группировки по типу схожести параметров уже существующих на тот момент в Европе и США торговых центров, — рассказала генеральный директор компании «Магазин магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis Анна Ширяева. — Когда же в России началось бурное развитие торговой недвижимости, эксперты стали обращаться к западным классификациям, при этом применять их стали наоборот, то есть сначала старались определить класс торгового центра, а потом начинали строить».
Девелоперы ТЦ, работающие на российском рынке, обычно пользуются классификацией, принятой за основу западной партнерской компанией или той, которая им самим представляется правильной. В то же время, по словам Анны Ширяевой, уже как минимум четыре организации разрабатывают отечественные стандарты, в том числе и Российский совет торговых центров. Но признанной российской классификации торговых центров пока нет.
По словам эксперта, западные классификации слабо применимы к российским торговым центрам, хотя многие продолжают присваивать им типы и классы. Но основная масса торговых центров (как в Москве, так и в регионах) очень условно соответствует принятым в Европе и США стандартам. «Например, по размеру торговый центр может относиться к одному классу, а по охвату — к другому, —- пояснила она. — Аутлет-центры в США и Европе — это чаще всего искусственно созданная торговая улица под открытым небом с очень простой нарезкой торговых помещений, в России же, в силу климатических условий, наверное, больше подойдет крытый вариант аутлет-центра. Ритейл-парки в США представляют собой большие «коробки» вдалеке от города. В России же заявленные ритейл-парки находятся в черте города и очень отдаленно напоминают западный вариант этого формата».
Западные классификации разрабатывались исходя из местной специфики: типа расселения, административно-территориального деления. А эти характеристики в России совершенно иные. «Я считаю, что важнейшими параметрами при создании торгового центра является стремление к его уникальности и соответствию той торговой зоне, в которой он будет располагаться, — считает Анна Ширяева. – У нас только этим и должен определяться торговый центр, а не какой-либо классификацией. Какого формата торговый объект должен быть построен — это диктует рынок. Почему, например, проекты аутлет-центров только сейчас начали реализовываться? Да потому что только сейчас для этого созданы условия. Розничная торговля сейчас развита настолько, что появилась необходимость решать проблему возникающих остатков».
Формат: ритейл-парки
Недавно мы опубликовали новость о том, что совладельцы «Юлмарта» приступили к созданию сети оптово–розничных парков «Мезоджи». В ближайшие два года они полагают открыть один такой парк в Москве и три в Санкт-Петербурге, общий объём вложений в проект составляет 10 миллиардов рублей. Выбранный формат торговых комплексов – ритейл-парк. Мы решили взглянуть на этот формат поближе и попытаться понять, почему совладельцы «Юлмарта», которых вряд ли можно заподозрить в непродуманных решениях, остановили свой выбор именно на ритейл-парке.
Что такое ритейл-парк?
Lady Bay Retail Park, фото Alan Murray-Rust (geograph.org.uk)
Чем ритейл-парк отличается от других близких форматов?
Ближайшие к ритейл-парку форматы – молл (торговый центр, ТРК) и плаза/стрип-молл (strip mall или shopping plaza). Основные отличия форматов друг от друга представлены в следующей таблице.
Торговый центр (Молл)
Арендуемая площадь (в среднем)
Крупное капитальное строение, парковка – рядом или внутри (нулевой этаж, верхние этажи)
Ряд отдельностоящих капитальных строений, парковка – внутри территории
Ряд смежных капитальных строений, парковка – перед ними
Внутри торгового центра, у якорных арендаторов могут быть свои отдельные входы
Собственные практически для каждого арендатора, прямо с парковки
Собственные практически для каждого арендатора, прямо с парковки
Как в черте города, так и в пригороде
Как в черте города, так и в пригороде
Типичные якорные арендаторы
Сетевые гипермаркеты различной направленности
Сетевые гипермаркеты различной направленности
Локальные сетевые магазины различной направленности
Каждое строение может иметь собственного оператора
Примеры (российские и зарубежные)
«Мега», «ГУМ», Dubai Mall (крупнейший в мире)
SmartCenters, «Докер», «Ретейл Парк»
«Новые Вешки», множество локальных стрип-моллов
Примеры, на которые опираются совладельцы «Юлмарт»
В качестве примера для своих ритейл-парков совладельцы «Юлмарт» выбрали канадские парки Smart Centers и английский Trinity Retail Park.
Trinity Retail Park – относительно небольшой открытый торговый центр, по состоянию на май 2015 года объединяющий под своими крышами двух якорных арендаторов – Toys’R’us и Staples – и точки общепита. Trinity расположен на подъезде к городку Болтон. Ранее арендаторами парка также были якоря Comet и Allied Carpets, однако финансовые сложности заставили этих ритейлеров покинуть помещения.
Если верить заявлению на сайте компании, Smart Centers – самый активный ритейл-девелопер Канады. Ежегодно площадь парков увеличивается почти на 300 тысяч квадратных метров, общая же площадь всех центров Smart Centers составляет порядка 4 миллионов 400 тысяч квадратных метров. Компания была создана в начале 90-х годов прошлого века, своей миссией Smart Centers видят предоставление лучших условий как для покупателей, так и для арендаторов. В заявлении на сайте компании фигурирует формулировка «weekly shopping needs», что позволяет сделать вывод о концепции Smart Centers: центры «закупки на неделю».
Ритейл-парк. Определение, выгоды для покупателя, выгоды для ритейлера
Что такое ритейл-парк?
Появление ритейл-парков стало результатом двух тенденций развития торговой недвижимости. Первая – укрупнение торговых комплексов и недостаток городского пространства для них в 1960-ых, вторая – возникновение торгового формата складов мелкооптовой торговли товарами для дома в начале 70-ых.
Итогом исторического развития данного торгового формата стало возникновение следующих типов ритейл-парков: стрип-моллы, пауэр-центры, аутлет-центры.
Стрип-моллы
Формат организации торговой недвижимости стрип-молл (от слова strip — «полоса») — это современная концепция торговых рядов, серия линейно выстроенных одно-двухэтажных магазинов, выполненных в одном архитектурном стиле, с автономным входом. Подобные объекты широко распространены в Канаде, США и Западной Европе. Общепризнано, что стрип-моллы улучшают торговую инфраструктуру в крупных городах и предлагают более удобные и современные условия для приобретения товаров, чем когда-либо.
Формат, подобный стрип-моллу, был распространен в России еще в XVII–XIX веках. Знаменитые торговые ряды и гостиные дворы обеспечивали концентрацию торговли в определенных местах.
Преимущество формата в том, что покупатель психологически не всегда готов подниматься выше первого этажа, и потому второй работает на 50% менее эффективно.
Концепцией самого здания не предусмотрены зоны совместного пользования, вся площадь отведена под розничную торговлю. Расположены такие центры, как правило, вдоль главных транспортных магистралей либо в микрорайонах на пересечении городских дорог, связывающих жилые районы. Появление стрип-моллов и рост их популярности объясняются удобством и даже утилитарностью таких объектов — благодаря им потребители существенно экономят деньги, время и силы.
Пауэр-центры
Торговая площадь стрип-моллов окружного формата (их еще называют пауэр-центрами) — 20–60 тыс. кв. м. Как правило, в отдельных одноуровневых зданиях площадью от 6 тыс. кв. м и больше расположены несколько крупных якорных арендаторов (круг их достаточно широк), у каждого из которых есть отдельный вход и собственная витрина. Основные требования к якорному арендатору стрип-молла — это широкий ассортимент товара при дисконтных ценах и крупная арендуемая площадь. При этом тип арендатора может варьироваться достаточно широко — от продуктовых супермаркетов до магазинов электротехники, товаров для дома, книжных и т. п.
Такой формат торговых центров рационален, он не рассчитан на импульсивные покупки. Поэтому здесь относительно мало праздных посетителей. Большинство едут в пауэр-центры с целью совершить конкретную покупку. В Европе пауэр-центры, как и стрип-моллы, обычно находятся за чертой города или вплотную примыкают к нему.
Аутлет-центры
Оutlet-центры предлагают товары от производителя, минуя посредника в лице розничных сетей. За счет отсутствия наценки от магазина, товары в аутлете дешевле, кроме того, товар, доставленный непосредственно с фабрики, обычно более качественный. Минусом аутлетов является ограниченность ассортимента продукцией одного производителя. Частично этот недостаток искупает объединение магазинов нескольких производителей в формате аутлет-центров.
На данный момент, вследствие исторического развития, эволюции и взаимопроникновения торговых форматов, почти невозможно четко разграничить типы ритейл-парков. Наиболее крупные и известные объекты используют плюсы пауэр-, аутлет-центров и стрип-моллов.
Почему это выгодно?
Торговый процесс в концепции ритейл-парка любого типа можно охарактеризовать как быструю, целевую, экономную и эффективную покупку.
Быстрая покупка предусматривает сочетание удобного подъезда и парковки (отсюда расположение вблизи основных транспортных магистралей). Целевая покупка — это рациональное, заранее планируемое приобретение. Понятие экономной и эффективной покупки означает концентрацию в торговом центре узнаваемых сетевых брендов, что обеспечивает наличие широкого ассортимента хорошего качества при выгодных ценах. При этом все покупки можно совершить в одном месте.
Для девелоперов концепция стрип-моллов также выгодна, поскольку строительство подобного объекта более экономично и менее продолжительно за счет более низкой стоимости земли и минимальной площади мест общего пользования (галерей, лифтов, технических помещений, вестибюлей, которые в обычном центре занимают 30–40%).
Основные типы архитектурной организации ритей-парков
• Торговый центр, расположенный в черте города
• Концепция предусматривает несколько торговых помещений различного профиля и площади, включая зону ресторанов и кафе, расположенных в одну линию на общей территории
• 1-3 этажные магазины, с архитектурным стилем
• Объемы строительства до 40.000 кв. м арендуемой площади
• Общая зона парковки для всех операторов
Французская или американская концепция
• Торговый центр, чаще расположенный за пределами города
• Концепция предусматривает несколько отдельностоящих зданий различного профиля и площади, включая рестораны и кафе, расположенных на общей территории
• Здания – «боксы» ангарного типа с ориентацией в первую очередь на функциональность
• Объемы строительства от 30,000 кв. м арендуемой площади
• Общая зона парковки для всех операторов
Ритейл-парки в России
На данный момент в России, по мнению многих специалистов, ритейл-парков в классическом западном понимании не существует. Однако, функционирует целый ряд крупных торговых комплексов либо позиционирующих себя как ритейл-парки, либо обладающих многими признаками этого формата.
К первому типу относятся такие торговые комплексы как ТЦ «Ритейл-парк» в Москве, «Северный Молл» в Санкт-Петербурге, а также строящиеся торговые центры ГК «Ташир» в Москве, Калуге и Липецке и еще ряд проектов. Главными отличиями ТЦ «Ритейл Парк» и подобных ему, а также строящихся объектов «Ташир» от классического является расположение в черте города и наличие на территории торговой галереи, а также мест общественного питания и досуга. Таким образом, термин в данном случае используется лишь для обозначения очень крупного городского торгового центра, разделенного на несколько зданий.
Ко второму типу относятся «Веймарт», «Вейпарк» (Подмосковье), пригородные конгломераты «Мега»+«Ашан»+«Икеа», существующие в Подмосковье, возле Нижнего Новгорода и других крупных городов. Похожими на ритейл-парки их делает расположение за городской чертой, наличие нескольких «якорных» арендаторов и ряда дискаунтеров. Но, наличие обширных площадей общего пользования, досуга, питания и объединение всех торговых точек под одной крышей не позволяет назвать их классическими ритейл-парками.
Наиболее схож с классическим ритейл-парком комплекс «Ритейл-порт «Докер»» в Екатеринбурге. «Докер» специализируется на сегменте DIY, там нет продуктового гипермаркета, развлекательного сектора, лишь «Электроника» выбивается из длинного списка магазинов, торгующих стройматериалами и товарами для дома. Причина такой специализации в том, что «Докер» придерживается преемственности по отношению к рынку стройматериалов, располагавшемуся на месте комплекса.
Почему же классических ритейл-парков в России до сих пор почти нет?
Существует несколько причин:
• Специфическое отношение россиян к походу в торговый центр. Для российских покупателей посещение торгового центра — это не просто поход за покупками, а способ проведения досуга. В России популярны торговые центры выходного дня, где клиенты могут не только приобрести желаемые товары, но и развлечься, пообедать — т. е. провести много времени. В ритейл-парки люди едут только за покупками, что пока не настолько популярно в нашей стране
• Неисчерпанность ресурсов для строительства торговых центров внутри города
• Высокая стоимость земельных участков. Девелоперы, которые хотят получить высокие доходы, вынуждены разбавлять крупных арендаторов торговыми галереями, что полностью меняет идеологию проектов и их концепцию.
• Климат, требующий общей крыши для посетителей ритейл-парка.
• Малое количество торговых операторов, способных или заинтересованных в открытии крупноформатных магазинов
Перспективы и предпосылки формата
В то же время, существуют объективные причины для того, чтобы считать ритейл-парки форматом, перспективным в ближайшем будущем.
С точки зрения потребителей:
• Растущая популярность объектов торговой недвижимости расположенных за городской чертой
• Потребители ищут торговые центры с удобным расположением
• Помимо этого, потребители все чаще предпочитают выгодные покупки (доказательство – успех дискаунтеров в России: Ашан, Реал, Мосмарт, и т.д.)
С точки зрения операторов:
• Быстро развиваются основные якорные арендаторы, способные принести успех проекту (Икеа, Ашан, О’Кей и др.)
• Основные ритейлеры стремятся участвовать как можно в большем количестве проектов, чтобы достигнуть максимального присутствия на рынке
• Ставки аренды в торговых центрах, находящихся в черте города, чрезмерно высоки, а в ритейл-парке могут быть ниже, либо возможны другие формы участия
• Качественные торговые центры по-прежнему немногочисленны
С точки зрения девелопера:
• Финансирование проекта ритейл-парка требует меньших средств, чем проект городского торгового центра
• В области и в пригородах проще приобрести земельный участок
• Более низкий уровень конкуренции
Учитывая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что формат ритейл-парка в России в ближайшие пять лет, скорее всего, будет развиваться. Хотя, в виде, отличном от классического. Девелоперам российских ритейл-парков придется корректировать свои планы, исходя из климатических условий и устоявшегося потребительского поведения россиян.