recycled polyester что это
Recycled polyester что это
Но все чаще ПЭТ используется для двух целей сразу. Речь идет о переработанном пластике, который обычно называют recycled polyester (переработанный полиэстер). Например, пластик из бутылки через recycle-процесс может вернуться к нам в виде брендовой одежды.
Технология образования вторичного полиэстера кажется простой: на перерабатывающих заводах с пластиковых бутылок убирают крышки и этикетки, емкости категоризируют по цвету. Потом очищенный пластик прессуют, режут на мелкие кусочки и пропускают через паровой котел. В результате всех манипуляций образуется вторичная гранула или флекс, вещество, готовое для производства новых продуктов.
Из вторичной гранулы делают, в частности, полиэстер – ткань, которую несложно стирать, при этом материал быстро сохнет, после стирки не меняет размер и форму. Полиэстер вторичного использования стал одним из главным материалов в арсенале eco-friendly дизайнеров.
Идея применения отходов из пластика с целью создания дизайнерской одежды не нова, и принадлежит она Пако Рабанну. Концепция эко-одежды активно продвигалась известными представителями высокой моды. Достаточно вспомнить аксессуары из переработанного пластика от American Apparel, экологичную линию одежды от компании Adidas, в которую оделись тысячи волонтеров во время проходящих в Лондоне Олимпийских игр, а также одежду и спортивную форму от Nike, созданную из переработанного полиэстера. Именно в такой форме в сезоне 2013-2014 годов выступала футбольная команда Манчестер Сити. Ведущий бренд-менеджер Nike Чарлз Денсон в интервью заявил о том, что создание тканей их пластиковых бутылок позволяет снизить расход электроэнергии на 30%, если сравнивать его с созданием тканей из первичных волокон. Но самое главное, по мнению Денсона, заключается в рациональном использовании переработанного пластика, ведь в процессе создания формы для футболистов компания использует 13 миллионов бутылок, которые, в противном случае, засоряли бы окружающую среду, создавая все новые свалки мусора.
К производству одежды на основе переработанного пластика присоединились такие бренды, как Levi’s, Asics, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia и другие.
Компания Nike выпустила промо-ролик в котором показывает процесс создания футбольной формы из вторичных материалов от начала и до конца.
Как делают одежду из переработанных пластиковых бутылок
Одежда может быть произведена не только на основе натуральных волокон, но и из других, совершенно непривычных для обывателя материалов — например, из пластика. Конечно, пластика переработанного — и превращенного в полиэстер. Recycle разобрался, как пластиковая бутылка превращается в качественную одежду и почему этот тренд имеет большие перспективы.
Зачем перерабатывать пластик
Из докладов Комитета ООН по охране природы известно, что каждый год на земле миллион птиц, сотни тысяч морских млекопитающих и огромное количество рыб погибает из-за пластиковых отходов. Миллионы тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в воды мирового океана. В Тихом океане уже дрейфует настоящий мусорный остров (Eastern Garbage Patch), представляющий собой очень плотные залежи пластика и других отходов. Остров по размеру в два раза превышает территорию США.
Помимо заботы о фауне мирового океана, есть еще много причин в пользу переработки пластика, например, энергосбережение и сокращение количества выбросов парникового газа: известно, что замена на производстве первичного материала переработанным вторичным позволяет значительно сократить выбросы парниковых газов.
Как пластик превращается в джинсы и футболки
Сколько пластиковых бутылок мы используем и выбрасываем в течение года? Трудно даже сосчитать. Все эти пластиковые бутылки из-под оливкового масла или минеральной воды сделаны из полиэтилентерефталата (в аббревиатурном виде его называют ПЭТ).
Область применения этого полиэфира в мире распределена примерно так: около 70% пластика идет на производство нитей и волокон (и мы получаем наш привычный полиэстер), около 30% — на пластиковые бутылки.
Кстати, удивительным образом в России по статистике все зеркально противоположно: у нас полиэтилентерефталат используют главным образом для выработки пластиковых контейнеров, в первую очередь, пластиковых бутылок, и в гораздо меньшей степени для переработки в волокна.
В некоторых случаях ПЭТ не идет по одному пути — бутылка или волокно полиэстера — а проходит оба, один за другим. Речь идет о переработанном пластике, который обычно называют recycled polyester (переработанный полиэстер). Все возможно благодаря способности этого популярного типа пластика легко поддаваться переработке и возвращаться к потребителю в абсолютно новом виде. Например, пластик из бутылки через recycle-процесс может вернуться к нам в виде брендовой одежды.
Технология образования вторичного полиэстера кажется простой: на перерабатывающих заводах с пластиковых бутылок убирают крышки и этикетки, емкости категоризируют по цвету. Потом очищенный пластик прессуют, режут на мелкие кусочки и пропускают через паровой котел. В результате всех манипуляций образуется вторичная гранула или флекс, вещество, готовое для производства новых продуктов.
Из вторичной гранулы делают, в частности, полиэстер – ткань, которую несложно стирать, при этом материал быстро сохнет, после стирки не меняет размер и форму. Полиэстер вторичного использования стал одним из главным материалов в арсенале eco-friendly дизайнеров.
Кто делает одежду из переработанного пластика
Использование бытовых пластиковых отходов для выпуска одежды еще в конце 90-х г.г. предсказал классик моды Пако Рабанн. Идея спустя пару лет начала стремительно воплощаться в индустрии: в 2002 году канадский fashion-дуэт Dsquared2 представил коллекцию Recycled. На показе модели грациозно шли по подиуму с мусорными пакетами в руках, а вся одежда была сделана из переработанного пластика. Экстравагантный ход дизайнеров не остался незамеченным и приобрел последоваталей.
Идеи Sustainable fashion и Sustainable clothing (эко-мода и эко-одежда) неожиданно получили поддержку как в мире высокой моды, так и в зоне более доступных брендов. В 2008 году первой ласточкой из масс-маркета стала коллекция американской American Apparel — создатели дешевого базового гардероба в честь Дня Земли выпустили коллекцию аксессуаров, сделанных из переработанных пластиковых бутылок.
Спустя год под влиянием Стеллы Маккартни в борьбу за окружающую среду включилась и спортивная компания Adidas. Их особая экологичная линия создается исключительно переработанного пластика, превращенного в особый тип эко-полиэстера. Adidas одел в форму из переработанного полиэстера (обозначаемого как PES) около 70,000 волонтеров на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году.
Недавно к движению на переработку подключился и другой гигант спортивного текстиля Nike. В одном из интервью Чарлз Денсон, главный бренд-менеджер Nike, заявил, что «производство ткани из пластиковых бутылок на 30% снижает потребление энергии по сравнению с производством из первичных полиэфирных волокон, но даже экономия энергии — это не главное. При производстве футбольной формы мы используем 13 млн пластиковых бутылок, которые в противном случае просто лежали бы на свалках веками».
Не так давно команда «Манчестер Сити» представила новую гостевую форму Nike на сезон 2013-2014 г.г. Комплект был полностью сделан из переработанного полиэстера.
К производству одежды на основе переработанного пластика присоединились такие бренды, как Levi’s, Asics, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia и другие.
Одним из последних именитых «пополнений» в рядах эко-дизайнеров стал Фаррелл Уильямс, представивший на Неделе моды в Нью-Йорке коллекцию одежды в сотрудничестве с экологической организацией Bionic Yarn и брендом G-Star. Вся коллекция была сшита из переработанного пластика, когда-то выброшенного в океан.
Будущее материалов: как модная индустрия использует переработанный пластик
Как океанический мусор и пластиковые бутылки становятся очками и кроссовками
Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: adidas.ru / vogue.com
На днях издание Independent рассказало о дизайнерских солнечных очках из океанического мусора — проекте барселонской компании Sea2see: для создания оправ был использован пластик, собранный рыбацкими сетями у побережий Каталонии. По словам основателя компании Франкоса ван ден Абели, более 90% мусора, который рыбаки достают из моря, может быть переработано и использовано повторно: «Мода — вторая по уровню загрязнения окружающей среды индустрия, она уступает только нефтегазовой промышленности. А производство очков — огромный сегмент этой индустрии, при этом продукт сделан целиком из пластика, на разложение которого в природе уходят сотни лет. Пока что почти ничего не сделано для устойчивого развития в этой области».
Переработка пластика: от Пако Рабана до American Apparel
В условиях современной повестки инициатива Sea2see выглядит одним из логичных и ожидаемых шагов по внедрению в производство переработанного пластика. Но история вторсырья в моде началась намного раньше. Идею об использовании пластиковых отходов выразил еще в конце девяностых годов Пако Рабан. Уже в 2002-м коллекцию с прямолинейным названием Recycled — полностью из переработанного пластика — показал канадский дуэт Dsquared2. Трое дизайнеров из Лондона запустили проект Everything you buy is rubbish («Все, что вы покупаете, — мусор»), в рамках которого сами собирали пластик на английских побережьях, переплавляли и шили яркие кеды из получившегося материала. Долгое время, впрочем, экологическая тема так и оставалась нишевой в глобальной модной индустрии.
Одним из первых высказываний о массовом использовании переработанного пластика в одежде была коллекция украшений American Apparel, выпущенная в 2008 году ко Дню Земли. Важную роль в информировании общества о возможностях вторичного использования пластикового мусора стала акция дизайнера Барбары де Врис, в ходе которой она расшила кусочками пластика футболки бренда Loomstate и выставила их в павильоне из пластиковых бутылок на Art Basel Miami в 2010 году. Весь пластик для украшения и инсталляции дизайнер самостоятельно собрала на побережьях Багамских островов. Футболки впоследствии продавались в Barneys в Нью-Йорке.
Борьба с океаническим мусором при помощи моды
В 2010 году американский музыкант и продюсер Фаррелл Уильямс стал сооснователем Bionic Yarn — компании, занимающейся разработкой и производством технологичных тканей с применением вторсырья. А в 2014 году он выпустил совместно с брендом денима G-Star Raw коллекцию Raw for the Oceans: волокна, из которых сделаны простые на первый взгляд джинсовые вещи, получали из переработанного океанического мусора. Уильямс рассказал в одном из интервью, что коллаборация станет важным шагом на пути популяризации переработанных материалов в одежде: «Сотрудничество с G-Star — очевидный выбор, ведь у каждого человека есть джинсы». По оценкам Bionic Yarn, на создание коллекции ушло около 10 тонн выловленного из океана пластика.
Одна из самых громких новостей за последнее время, касающихся использования океанического мусора в производстве одежды, — сотрудничество adidas с некоммерческой организацией Parley for the Oceans. Итогом коллаборации оказалась концепция кроссовок, ткань для которых производится из выловленного в океане пластика и рыболовных сетей браконьеров. При пошиве таких кроссовок не остается отходов: полотно плетут по технологии, которую компания использует для линейки Primeknit, что позволяет сразу задать форму детали и не требует вырезания выкройки. Позже разовая акция переросла в постоянное сотрудничество, и сейчас в магазинах adidas можно найти линейку Parley: помимо кроссовок в ней есть шлепки и майки для бега.
Успех коллаборации привел к закономерному развитию идеи борьбы с океаническим мусором при помощи моды. В начале июня 2017 года, в преддверии Всемирного дня океанов, о долгосрочном сотрудничестве с Parley объявила Стелла Маккартни. Дизайнер известна своей последовательной борьбой за экологию и уже сотрудничает с несколькими природоохранными организациями и стартапами в области разработки новых материалов. Кирилл Гутч, основатель Parley, так прокомментировал возможности, которые открывает работа с брендом Stella McCartney: «Думаю, создавая новый материал премиум-класса из мусора, мы сможем повысить осведомленность общества о проблеме загрязнения океанов пластиком».
Почему особое внимание уделяется именно океаническому мусору? Океаны занимают более 70% поверхности Земли, и, вопреки распространенному мнению, именно они, а не леса производят большую часть атмосферного кислорода, регулируют климат в мировом масштабе, а океанические экосистемы снабжают человечество рыбой, морепродуктами и удобрениями. Пластик, попадающий в море, фотодеградирует — распадается от солнечного света с выделением токсичных веществ, в виде гранул и пленок может попадать в организмы животных и мешать пищеварению, а в остатках пакетов и рыболовных сетей запутываются и гибнут рыбы и морские млекопитающие. По оценке Greenpeace 2007 года, океанический пластик напрямую вредит как минимум 267 видам морских обитателей.
Круговые течения в океанах сбивают оказавшийся в воде пластик в «мусорные пятна», самое известное и крупное из которых — Большое тихоокеанское мусорное пятно; приблизительные оценки его площади варьируются от 700 тысяч до полутора миллионов квадратных километров. Оказавшиеся в морской воде бутылки, контейнеры и пакеты быстро распадаются на мелкие куски и образуют «пластиковый суп», который долго и дорого собирать. Но большая часть океанического мусора подлежит переработке и может дать начало не только тканям, но и предметам интерьера, спортивному инвентарю и даже деталям инженерных сооружений вроде эстакад и мостов.
Новая функция полиэстера
Впрочем, чтобы быть переработанным во что-то новое и полезное, пластиковый мусор необязательно должен сначала попадать в океан. Большинство упаковок продуктов питания — бутылки для молока и минеральной воды, коробки для овощей и фруктов и многое другое — сделано из полиэтилентерефталата, в сокращении ПЭТ. Это термопластик из класса полиэфиров, который легко может быть переработан в волокна — именно эти волокна имеют торговое название «полиэстер».
Полиэстер, полученный из переработанного ПЭТ, маркируется как «recycled polyester», но по своим свойствам неотличим от первичного сырья. В числе компаний, которые стабильно используют переработанный полиэстер в производстве, — спортивные бренды вроде Nike и Patagonia (из полиэстерового волокна делают самый популярный материал для спортивной одежды — флис), а также шведский гигант H&M: переработанные синтетические ткани составляют основу экологичной линейки Conscious.
Использование вторсырья для создания ткани доступно не только гигантским корпорациям. Венгерский дизайнер Апор Ковач в 2014 году представил проект устройства PETE, которое сможет перерабатывать пластиковые бутылки в одежду. То есть буквально: вы загружаете несколько бутылок, и устройство перерабатывает ПЭТ в сырье для 3D-принтера, который печатает новую футболку или платье. По-видимому, на тот момент серийное производство гаджета оказалось невозможным, но перспективность идеи была оценена: проект выиграл конкурс Electrolux DesignLab 2014.
Российские дизайнеры не остались в стороне от мирового тренда. Весной 2016 года Ольга Глаголева — основательница экологичной марки одежды GO — выпустила совместно с компанией Authentic Investments коллекцию толстовок из переработанных пластиковых бутылок GO Authentic. На производство одной толстовки нужно всего пять бутылок, поэтому в начале продаж коллекции покупателям предоставляли скидку в обмен на принесенные пустые бутылки. По словам дизайнера, почти все толстовки были проданы со скидкой, что убедило ее в важности продолжения работы с переработанным пластиком.
С применением переработанного пластика производится не только чистый полиэстер, но и смешанный материал. Так, компания Delonatelo занимается созданием и брендингом футболок из смеси переработанного хлопка и полиэстера. 40% полиэстера в составе обеспечивается переработанным ПЭТ, а хлопок получают путем измельчения старых вещей и отходов хлопкового производства в мелкую пыль, которую совмещают с полиэстером в волокне. Из такого материала Delonatelo изготовил форменные футболки для сотрудников «ИКЕА Химки». ИКЕА знаменита своими экологическими инициативами и поддерживает «зеленые» проекты в разных производственных отраслях, в том числе и на местных рынках, но сотрудничество с Delonatelo стало для шведской компании первым в России опытом в сфере одежды.
Будущее переработанного пластика на отечественном рынке
Это не единственные примеры создания одежды из вторсырья на отечественном рынке. Поиск в Google открывает десяток маленьких локальных марок, занимающихся производством футболок и авосек из «мусора». К сожалению, им не хватает грамотного позиционирования себя на рынке, поэтому в российском модном сегменте тема переработанных материалов до сих пор поднимается мало.
Использование вторичного пластика, а также переработанного хлопка и вискозы, может стимулировать развитие легкой промышленности. Россия обладает большим запасом лесов (целлюлоза из древесины — источник вискозы) и нефти, но все же он не бесконечен. Легкая промышленность сейчас находится в упадке: отечественные марки почти в один голос ругают российские ткани. При этом, например, для создания вторичного полиэстера требуется до 30% меньше энергии, чем для синтеза нового волокна. Идея переработки отходов для создания одежды может стать движущей силой для улучшения производства при экономии ресурсов и с заботой о природе, но только если будет запрос аудитории. То есть наш с вами интерес.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
Красота спасет океан: что нужно знать об одежде из переработанного пластика
В последнее время все больше брендов используют экологичные материалы при создании одежды. В том числе ткани из переработанного сырья, добытого в океане. Какая она – одежда нового поколения, и почему будущее за экомодой – рассказывает дизайнер Ольга Сказкина.
Почему океанический пластик
Океаны занимают две трети нашей планеты. Именно они – главный источник кислорода и естественный регулятор климата. Также океанические экосистемы обеспечивают жителей Земли питательными ресурсами. При этом ежегодно в них попадает около 10 тонн пластика.
Оказавшись в воде, под воздействием солнца пластик активно выделяет токсичные вещества и начинает распадаться, загрязняя окружающую среду еще больше, что нередко приводит к гибели флоры и фауны. Вместе с жидкостью микропластик проникает в организм живых существ, угнетая здоровье.
Подводные течения сбивают оказавшийся в воде пластик в «мусорные пятна». Их площадь сейчас составляет от 700 тысяч до 1,5 млн км². Еще 14 лет назад представители Greenpeace установили, что океанический пластик наносит вред почти 300 видам водных млекопитающих. Хорошая новость – большую часть этого «пластикового супа» можно собрать и переработать. В том числе – превратить в новые предметы гардероба.
Как создается одежда из переработанного пластика
Больше половины пластиковых отходов – это одноразовая упаковка. Чаще всего она состоит из вещества под названием ПЭТ, или термопластика.
Его можно переработать и изготовить так называемый вторичный полиэстер. Для этого на заводе пластиковый мусор, собранный на свалках и выловленный из океана, сортируется и очищается. Отсеиваются крышки, этикетки, проверяются маркировки. Затем сырье прессуют, измельчают и обрабатывают паром. Полученное в результате этих манипуляций вещество преобразуют в волокно. Далее из него создается ткань для новых изделий. Например, Econyl.
Не мусор, а модная одежда
Первый модный показ, на котором модели демонстрировали наряды из переработанного пластика, назывался Recycled и прошел в 2002 году в Канаде. Философия экомоды получила поддержку общества и постепенно проникла как в мир высокой моды, так и в масс-маркет-сегмент.
К примеру, в 2009-м в борьбу за окружающую среду включилась компания Adidas. Бренд создал линейку одежды из переработанного полиэстера, а три года спустя одел в футболки из данного материала 70 тысяч волонтеров.
В 2013 году к экодвижению присоединился еще один спортивный гигант – Nike. Компания создала из вторсырья форму для игроков футбольного клуба «Манчестер Сити». Впоследствии к производству подобной одежды подключились Asics, Marks&Spencer, Levi`s, H&M, Topshop, Max Mara и G-Star.
В России инициатива пока набирает обороты. Флагманов несколько. Среди них такие бренды, как Urbantiger, Frencia, Petricor, NNedre и Ecoolska. Последний, кстати, использует для создания одежды целый ряд экологичных тканей, в том числе переработанный хлопок финской компании Pure waste.
Особенности одежды из океанического пластика
Из-за стремительного развития экономики потребления многие вещи в нашем гардеробе надолго не задерживаются. Однако в переработку отправляется меньше одного процента, остальное десятки и сотни лет отравляет окружающее среду. Материал из океанического пластика можно преобразовывать не раз, а разлагается он в разы быстрее.
Изделия из переработанного пластика имеют немало положительных свойств. Например, такие вещи не нуждаются в глажке, гипоаллергенны и нетоксичны. Еще один плюс заключается в экономии энергоресурсов. При производстве полиэстера из выловленного сырья не используется нефть, требуется на 60% меньше энергии. А главное – сокращается количество мусора в мировом океане.
Однако есть у одежды из переработанного пластика и недостатки. Первый – любая синтетическая ткань является источником микропластика. При носке, а особенно при стирке частицы пластика отрываются от изделия, попадают в окружающую среду, а из нее – в живые организмы. Второй – все же пластик остается пластиком. Переработка помогает уменьшить его количество на планете, но будущее – за отказом от синтетики в пользу органических, технологичных и биоразлагаемых тканей. Например, переработанной вискозы, органического хлопка и льна, бамбука, конопли, крапивы.
Как во Владимире создают одежду из переработанного пластика
Этот текст — часть цикла материалов об устойчивых брендах одежды и аксессуаров. До этого мы рассказывали истории производителя косметики Don’t Touch My Skin, марок одежды Mira Fedotova и «Роса», а также производителя компостируемых чехлов для телефонов Soloma Case.
Как появилась идея экобизнеса
Я давно мечтала создать бренд одежды — стильной, молодежной, удобной. Но хотелось, чтобы он при этом нес в себе какую-то идею. Я интересовалась вопросами экологии, изучала европейский опыт. Узнала про проект из Финляндии, который собирает остатки текстиля у других производств, «разволокняет эти лоскутки», получает нить, а из нее создает полотно.
Однажды я возвращалась из Москвы в свой город, Владимир, проезжая Александров. Там я увидела местную свалку. Я слышала про нее раньше, но не могла представить, насколько она огромная. Это просто целая гора, по которой ездят экскаваторы. Это зрелище стало для меня своеобразной «точкой невозврата», после которой я окончательно решила, что хочу отстаивать идеи сохранения природы.
Практически в то же время я узнала про конкурс Idea Fest, который проводит компания «Аскона». Любой желающий мог подать заявку — для этого нужно было предложить идею бизнеса. Я приняла участие в этом конкурсе, мой проект стал одним из победивших, и «Аскона» стала венчурным инвестором моего бренда. Вот так все сложилось и вылилось в создание Lethed. Базируется наша команда во Владимире.
Почему экобренду сложно найти поставщиков в России
Мы решили производить базовую одежду, чтобы людям было проще использовать вещи из переработанного пластика в своем гардеробе. Скажем, платья носят не все, но худи есть практически у каждого.
Чтобы стартовать, нужно было найти материал для одежды — вторичный полиэстер. Это оказалось достаточно тяжело. Сначала мы разослали запросы на российские производства. Оказалось, что в России такой технологии нет: наши заводы и фабрики нацелены на работу только с первичным сырьем. Чтобы делать вторичку, нужно перестраивать линии, закупать дополнительные станки, такие как чесальные аппараты, смесительные камеры, перенастраивать иглы в оборудовании. У нас в стране вторсырье пока не пользуется спросом, поэтому большие фабрики не могут себе это позволить. Тогда мы начали поиски за границей. Дополнительной сложностью было найти производителя, который бы отвечал международным стандартам ресайкл-продукции и имел бы необходимые сертификаты — Global Recycled Standard и Control Union. Кроме того, у всех потенциальных поставщиков мы запрашивали образцы ткани, проверяли качество самого полотна и покраски. В конце концов удалось найти подходящее производство в Турции.
Мы решили использовать ткань с добавлением органического хлопка. Она более дышащая и приятная к телу, чем стопроцентная синтетика. Важно, чтобы носить переработанный пластик было комфортно. Нужно отметить, что по своим свойствам наш материал абсолютно идентичен первичному: он мягкий, удобный, очень хорошо стирается, хорошо ведет себя при носке.
О перепроизводстве и повторной переработке
Мы не только используем экологичные материалы, но и стараемся отказаться от перепроизводства. Многие бренды выпускают огромное количество коллекций, множество позиций, а в результате образуются очень большие складские остатки. Мы производим ограниченное количество вещей и только после того, как они продаются, запускаем в производство новые. Если берем какой-то большой заказ, ткань заказываем под него, и так экономим ресурсы.
Наши вещи можно еще раз переработать, для этого нужно отнести их в специальный пункт сбора одежды. В России есть организации, которые занимаются тем, что сортируют вещи, часть передают другим людям, которые будут продолжать их носить, часть перерабатывают. Из ненужной одежды производят ватин для утепления и уплотнения, половые тряпки. Чтобы подготовить текстиль к переработке, нужно удалить всю фурнитуру. Поэтому мы стараемся использовать ее по минимуму — например, отказались от люверсов. Но иногда фурнитура нужна для удобства, как в случае с худи, у которого много карманов и много молний. Мы стараемся сделать так, чтобы вещи были функциональными и носить их можно было бы как можно дольше.
Работа с инфлюенсерами, заказы от бизнеса и диалог с покупателями
Через свой бренд мы стараемся донести идею разумного потребления, объяснить, что жить экологично можно и нужно уже сегодня, и это не требует особых усилий. Ведем блог на сайте и в инстаграм, где рассказываем не только про моду, но и, допустим, про то, сколько разлагается тот или иной предмет, или про пункты утилизации, про разные интересные проекты. Недавно брали интервью у команды «Добрых крышечек».
Чтобы привлечь к ответственному потреблению как можно больше людей, мы работаем с лидерами мнений. В наших съемках участвовали Урсула Ким и Чума Вечеринка. Их объединяет то, что они — активные борцы за экологию и разделяют наши взгляды.
Здорово, что вопросами сохранения природы интересуется и бизнес. У Lethed бывают b2b-заказы от разных компаний, больших и не очень, из самых разных сфер. Среди клиентов — премия «Экология — дело каждого», рестораны, молодежные университетские проекты, фитнес-клубы.
Я знаю, что многие скептически относятся к экологичной моде. Сейчас есть бренды, которые могут просто прикрепить значок «эко» и думают, что люди на это поведутся. Мы не сталкивались с критикой, но нам задают много вопросов. Бывало такое, что потенциальный заказчик, прежде чем купить худи, писал нам в директ, спрашивал про технологию, про сертификаты. Это круто — если человек интересуется, то он начинает постепенно разбираться в теме, становится все более активным. Поэтому мы рады вопросам, и нам есть, что на них ответить — если все делаешь честно, то отвечать легко.