qr код на чеках для чего печатают
Зачем на чеках нужен QR-код и как его сканировать
С недавнего времени я взял себе привычку в обязательном порядке сканировать QR-код на всех чеках с важными покупками. Само собой, я не сохраняю все чеки подряд — это ни к чему.
А вот чеки после покупки техники или дорогих непродовольственных товаров, на которые есть гарантия, я теперь всегда сканирую.
Разберёмся, зачем же на чеках QR-коды и чем они нам могут быть полезны.
Немного теории
В 2019 году ФНС начала внедрять онлайн-кассы (т. е. кассы, которые с помощью специального оборудования и ПО передают через Интернет данные обо всех операциях сразу в Налоговую), а вместе с ними — новый формат кассовых чеков.
Как сейчас выглядит типичный чек с онлайн-кассы, можете посмотреть ниже — этот образец содержит минимальный набор обязательных данных, установленный законодательством.
Так выглядит типичный чек с современной онлайн-кассы.
Как сканировать QR-код с кассового чека
Итак, обязательным атрибутом каждого чека стал QR-код. Логично, что, как и любой другой QR-код, его тоже можно сканировать.
Однако если вы попытаетесь считать его стандартным сканером телефона или любым из магазина приложений, то у вас ничего не выйдет.
Дело в том, что QR-коды с кассовых чеков можно считать только специальным приложением, выпущенным ФНС России. Оно называется «Проверка чеков».
Чтобы сканировать QR-код с чека:
Зачем сканировать QR-коды на чеках
Наверняка вы не единожды сталкивались с тем, что со временем чеки выцветают.
Например, у меня есть чеки, которые выцвели через полтора года, а есть такие, которые приходят в негодность уже через полгода-год. А гарантия на некоторые товары составляет год и более.
Здесь нас и выручит приложение «Проверка чеков». Благодаря ему вы можете быстро получить электронную версию бумажного чека.
Так выглядят мои недавние чеки, которые я сканировал в приложении.
В дальнейшем, если будет необходимость обратиться за гарантией, а бумажный чек выцвел или утрачен, то достаточно будет предъявить продавцам электронную версию чека. По закону она во всём равна обычной бумажной версии.
Причём в приложении можно увидеть как сокращённую форму, так и полноценную (нажмите на плюсик в нижнем правом углу и на «Предпросмотр»). А ещё чек можно сохранить в виде изображения и потом распечатать, если магазин вдруг потребует предъявить его на бумаге. Или если бумажная версия вам нужна для каких-то других целей.
Конечно, по закону «О защите прав потребителей» право обратиться к продавцу за обменом неисправного товара и возврата денег всё равно сохраняется, даже если нет чека. Но тогда потребитель обязан иным способом доказывать факт покупки именно в этом магазине.
Электронная версия чека в этом случае избавит вас от лишних хлопот и нервотрёпки.
Подпишитесь на мой блог, чтобы не пропускать свежие публикации!
Жизнь с новыми чеками и что в них делает QR-код
И несколько лайфхаков для покупателя, о которых вы скорее всего не знали.
Кстати, прочесть QR-код привычным всем способом – встроенным приложением «Фото», к сожалению, не получится.
А теперь поставим вопрос по-другому: а зачем нам, покупателям, вообще проверять чеки? Даже я, человек погруженный в процесс, не вижу особого смысла в этой опции. В конце концов я плачу налоги, которые в том числе идут на оплату труда проверяющих органов, а в случае подачи жалобы на чек вы никогда не узнаете результаты рассмотрения. Во всяком случае моя жалоба (поверьте, обоснованная), поданная в июне, до сих пор никакой обратной связи не получила.
Так что же, в итоге, только плюшки налоговикам да затраты бизнесу от реформирования отрасли? Не совсем так. Теперь сам чек может быть электронным в прямом смысле этого слова, и с этого можно снять сливки.
По вашему требованию продавец обязан отправить кассовый чек либо на адрес электронной почты, либо в СМС на мобильный номер. Игрушка? В СМС – да. Чеки приходят от разных отправителей (обычно от оператора фискальных данных) и содержат в себе только ссылку на фискальный документ в базе. А вот чек, отправляемый на электронную почту, может существенно упростить вам жизнь. Как? Да очень просто! Есть масса случаев, когда кассовый чек нам нужен не только для того, чтобы выйти из магазина через секьюрити (предъявляющего, кстати, абсолютно незаконное требование предъявить ему чек и произвести сверку позиций из чека с товаром в пакете). Например, сейчас подавляющее количество производителей техники предоставляют гарантию именно по кассовому чеку. Что мы обычно делаем в таких случаях? Кто-то кладет в коробочку от гаджета и хранит ее у себя дома, а если гаджет крупногабаритный, или просто нет страсти к коллекционированию коробочек, то выделяется отдельная коробочка / папочка / ящичек для чеков. Как часто мы так заморачиваемся, сколько раз не находили нужный чек? А еще чеки очень любят выгорать, даже законом установлено требование к чеку быть читаемым всего лишь в течение полугода. В большинстве случаев они читабельны и того меньше.
Так вот теперь у вас есть прекрасная возможность сделать виртуальную папку «Мои чеки» прямо внутри ящика электронной почты и складировать туда все чеки, которые лучше сохранить в целости и сохранности на какой-то период времени. Если приложить немного усилий, то можно настроить почту так, чтобы она автоматом закидывала кассовые чеки в нужную папку.
Кстати, очень часто продавцы не любят париться с электронными чеками и выдают дежурную фразу, что их касса так не может. Все она может! Если у кассы нет такой функции, значит она не соответствует законодательству и не является фискальной, а следовательно, происходит нарушение порядка осуществления расчетов. Обычно просьба пригласить старшего кассира снимает вопрос с ленью кассира, выраженной в нежелании отправлять чек вам на почту.
Нашли плюс. Надеюсь, для кого-то это станет полезным лайф-хаком. А есть ли минусы? ДА! Думаете только вам нужны ваши чеки? Ваша бухгалтер Тамара Леопольдовна не в счет )) Есть же еще банк, карточкой которого вы оплачиваете покупки. Думаете банк просто осуществляет транзакции? Как бы не так, он очень внимательно следит за вашими тратами: где и сколько вы денег оставили. Только вот он не знает, что именно вы покупали, ведь в обычной аптеке можно купить как лекарство от смерти, так и зубную пасту, а в продуктовом магазине собрать микс из авокадо и вискарика. Зачем банку лезть в детали покупки, когда он и так распределяет первое на красоту и здоровье», а второе на «продукты»? Банк всегда хочет знать о своем клиенте максимум, чтобы в дальнейшем сформировать его индивидуальный профиль и таргетировать на него дополнительные продукты и услуги. Сейчас мы постоянно получаем сообщения от банка типа «вам одобрен кредит на много-много рублей». Откуда берется именно это сумма? Банк просто анализирует расходы по счету и высчитывает, сколько вы сможете отдать ему в качестве процента по вкладу. Но сколько рисков у банка при выдаче кредита. Вдруг вы не здоровы или конкретно злоупотребляете спиртным. Риски невозврата кредита в таких случаях могут очень сильно возрасти
И вот, посмотрев на новые чеки, банки смекнули, что им они нужны куда больше, чем вам. Делается это все под благовидным предлогом: собирать чеки клиента у него в личном кабинете, оптимизировать затраты, составлять финансовые планы, бла-бла-бла. Как бы не так, просто банкам нужно улучшать скорринг клиента и они с радостью увеличивают свои затраты! Работа ведется совместно с Национальной системой платежных карт, а так как банки предлагают оплачивать операторам фискальных данных выгрузку чеков, то и последние тоже охотно подключаются к процессу. Работает все очень просто: при оплате картой банка, подключенного к системе, данные чека автоматически сливаются в банк, и он уже спокойно и на законных основаниях выкачивает содержимое чека от оператора фискальных данных. Юридически банк прикрывается правилами оказания услуг, в которых согласие клиента на получение банком чеков любезно и безапелляционно прописано.
Чем это может обернуться? Если Вы оплачиваете лечение своим близким или просто покупаете алкоголь на вечер выпускников, то банк быстро запишет вас в число неблагонадежных кредитных клиентов и получение банковских продуктов кроме депозитного обслуживания станет для вас крайне проблематичным. И это один из самых порядочных сценариев работы банка с анализом ваших потребительских предпочтений.
Так что, если у вас в планах получение кредита, советую задуматься о том, какой картой оплачивать покупки, ведь даже покупка гималайской соли может добавить вам десятую долю процента к цене кредита.
Если данный материал вас заинтересовал, то предлагаю также прочитать мою предыдущую статью с обзором ключевой информации о кассовом чеке нового образца.
Зачем нужен QR-код на чеке онлайн-кассы?
Свежие новости
Бесплатно по России
Для всех мобильных
115280, Москва,
ул. Ленинская Слобода, 26 строение 5, офис 2604, БЦ «Симонов Плаза»
КЛИЕНТА
АГЕНТА
Благодарим за регистрацию личного кабинета на сайте Оператора фискальных данных ОФД-Я!
На указанный адрес электронной почты отправлено письмо с учетными данными.
Используйте их для входа в личный кабинет.
Политика обработки персональных данных
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «Ярус»
Политика ООО «Ярус» в отношении обработки персональных данных
Юридический и фактический адрес:
Фактический адрес: 115280 г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, стр.4
Юридический адрес: 117292, г. Москва, Нахимовский просп., д. 52/27, помещение Б
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ (далее — Политика) определяет цели и общие принципы обработки персональных данных, а также реализуемые меры защиты персональ ных данных в ООО «Ярус» (далее — Оператор). Политика является общедоступным документом Оператора и предусматривает возможность ознакомления с ней любых лиц.
1.2. Политика разработана в соответствии и на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа», а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных актов ООО «Ярус».
1.3. Политика неукоснительно исполняется руководителями и работниками всех структурных подразделений и филиалов ООО «Ярус».
1.4. Действие Политики распространяется на все персональные данные субъектов, получаемые и обрабатываемые ООО «Ярус» с применением средств автоматизации и без применения таких средств.
2. Определения
2.2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций) с персональными данным, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. К таким действиям (операциям) можно отнести: сбор, получение, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блок ирование, удаление, уничтожение персональных данных.
2.3. Субъект персональных данных — любое лицо, персональные данные которого обрабатываются оператором персональных данных.
2.4. Оператор персональных данных — ООО «Ярус».
3. Обработка персональных данных
3.1. О бработка персональных данных осуществляется с учетом следующих требований:
— обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки;
— содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки;
— обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
— при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность и достаточность сведений по отношению к целям обработки персональных данных.
3.2. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных определяются исходя из уставных целей деятельности Оператора, на основании и во исполнение требований законодательства РФ, в т. ч. Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
3.3. К основным категориям субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются и/или могут обрабатываться Оператором в соответствии с целями их получения, относятся физические лица:
3.4. Для указанных категорий субъектов могут обрабатываться сведения, в том числе запрашиваемые на сервисах Оператора, включая, но не ограничиваясь: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата рождения; место рождения, адрес; семейное положение; социальное положение; имущественное положение; образование; профессия; доходы; ИНН, СНИЛС, контактная информация (телефон, адрес, адрес электронной почты и т. п.), а также иные сведения, необх одимые для целей обработки.
3.5. Оператор вправе обрабатывать персональные данные субъектов, в том числе следующими способами:
сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распр остранение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
3.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без использования средств автоматизации.
3.7. Обработка и хранение персональных данных осуществляются не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если отсутствуют законные основания для дальнейшей обработки.
4. Меры по обеспечению безопасности персональных данных
4.1. Оператор принимает технические и организационные меры обеспечения безопасности с целью защиты персональных данных от случайного или незаконного уничтожения, потери или изменения, а также от несанкционированного разглашения или доступа к персональным данным.
5. Права субъектов персональных данных
5.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено законодательством РФ.
5.2. Субъект персональных данных имеет право отозвать согласие на обработку персональных данных, направив соответствующий письменный запрос Оператору.
5.3. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных да нных, в том числе содержащей:
5.4. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
5.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований законодательства РФ или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в уполномоченный орган или в судебном порядке.
6. Доступ к Политике
6.1. Действующая редакция Политики на бумажном носителе хранится по месту нахождени я исполнительного органа Оператора по адресу: 115280 г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д.19, стр.4
6.2. Электронная версия действующей редакции Политики общедоступна на сайте Оператора в сети Интернет: здесь
7. Актуализация и утверждение Политики
7.1. Политика утверждается и вводится в действие руководителем ООО «Ярус».
7.2 Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику.
8. Ответственность
8.1. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, локальными актами Оператора и договорами, регламентирующими правоотношения Оператора с субъектом персональных данных и/или третьими лицами.
9. Заключительные положения
9.1. Оператор вправе вносить изменения и дополнения в настоящую Политику в отношении обработки персональных данных в любое время без предварительного уведомления Пользователей.
При этом субъект персональных данных обязан самостоятельно отслеживать изменения и дополнения в настоящую Политику. В случае несогласия с условиями настоящей Политики и/или отдельных ее положений, а также изменений и дополнений к ней, Оператор просит воздержаться от посещения и использования сервисов Оператора и не предоставлять свои персональные данные. В противном случае Оператор вправе обрабатывать персональные данные в соответствии с Политикой и не несет какой-либо ответственности в связи с этим.
QR-код в чеке: так ли он нужен
В кассовом чеке практически всегда присутствует QR-код – двумерный код, который позволяет проверить следующие его реквизиты:
— дата и время осуществления расчета;
— заводской номер фискального накопителя;
— порядковый номер фискального документа;
— фискальный признак документа;
— признак расчета («приход», «расход», «возврат прихода» или «возврат расхода»).
Однако для такой проверки требуется использовать сканер – для невооруженного глаза этот реквизит чека не более, чем бессодержательная картинка.
Так ли уж принципиально, чтобы QR-код в чеке присутствовал? Ведь все вышеперечисленные реквизиты в нем и без того имеются, причем в читабельном виде.
Каждый бухгалтер знает, как важно удостовериться, что в чеке все так, как положено. Следуя формулировке ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ) делаем вывод, что как печатный, так и электронный кассовые чеки могут считаться полноценными первичными учетными документами, только если они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (с учетом Писем Минфина России от 30.09.2019 № 03-03-07/74934, от 23.09.2019 № 03-03-06/1/72905, от 19.08.2019 № 03-03-06/1/63290, от 30.04.2019 № 03-03-06/1/32212, от 01.10.2019 № 03-03-06/1/75343, от 27.09.2019 № 03-03-06/1/74459, от 27.09.2019 № 03-03-06/1/74455, от 09.09.2019 № 03-03-07/69373, от 20.08.2019 № 03-01-15/63722 и др.). А это, в том числе, предполагает наличие в чеке всех обязательных реквизитов. Безусловно, включить их в чек – обязанность продавца, но свои риски несет и покупатель: он может лишиться возможности списать расходы в целях налогообложения, если затраты будут признаны документально не подтвержденными как не соответствующие требованиям ст. 252 НК РФ.
В п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ перечисляются обязательные реквизиты чека. В их числе и QR-код.
Минфин Росси в Письмах от 14.10.2019 № 03-03-06/1/78500, от 05.03.2021 № 03-03-07/15819 напоминает, что если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями законодательства Российской Федерации, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не могут учитываться для целей налогообложения прибыли организации как не имеющие надлежащего документального подтверждения. Министерство отсылает все к тому же п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, делая вывод, что QR-код обязательно должен в чеке присутствовать.
Вот, казалось бы, и все: ответ на вопрос, вынесенный нами в заголовок, найден. Но при более внимательном анализе норм Закона № 54-ФЗ и принятых в связи с ним нормативно-правовых актов выясняется, что не все так просто.
При ближайшем рассмотрении
Дело в том, что для реализации норм закона необходимы подзаконные акты, детализирующие и уточняющие требования к фискальным документам, делающие возможным воплощение этих норм на практике. За издание таких актов отвечает ФНС России (п. 4 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ). Налоговая служба вправе устанавливать дополнительные реквизиты фискальных документов, порядок их формирования и заполнения, а также определять какие реквизиты кассового чека могут не указываться в его печатной версии (п. 5 ст. 4.1, п. 1.1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ).
Действующий документ, которым все эти правила установлены, – это Приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию». Он применяется с 20.12.2020, а до этой даты руководствовались одноименным Приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. Извлечь необходимые сведения из этих приказов неподготовленному читателю очень сложно: они написаны сухим техническим языком, но мы сделаем «перевод на бухгалтерский». В таблице ниже показано, когда QR-код в чеке размещать обязательно, а когда нет – в зависимости от разновидности самого чека и формата фискальных документов (ФФД), применяемого пользователем контрольно-кассовой техники: