pzm микрофоны что это
Особые микрофоны для телесъемок
В подборке очерков о практике телевизионного производства, мы уже рассмотрели некоторые основные виды микрофонов, наиболее популярные среди звукорежиссеров и звукооператоров съемочных команд. Мы подробно рассмотрели, что представляют собой и в каких случаях используются такие средства аудиозахвата, как микрофон телевизионной камеры, ручной, стационарный, петличный и скрытый микрофоны, а также узконаправленный микрофон и микрофон для записи окружающего звука. Каждому из этих устройств освящена отдельная статья, ссылки на них вы найдете в рубрике «Звуковое сопровождение для телевидения» тематического раздела Техника телесъемок нашего сайта.
Сегодня мы обратим внимание на два вида микрофонов, о которых, как правило, знают только профессионалы. Это — подвесные микрофоны и микрофоны зоны давления (PZM).
Микрофоны граничного слоя
Рассмотрим вкратце принцип работы таких микрофонов. Он не сложен и основан на физике колебательных процессов. Источник звука создает звуковую волну, которая, встречая какое-либо препятствие на пути своего распространения, создает в его ближней зоне (на расстоянии нескольких миллиметров) звуковое поле. Оно образуется за счет того, что падающая звуковая волны и ее отражение от препятствия складываются, создавая некую зону давления. Важно, что в граничном слое оба колебания имеют весьма близкую амплитуду и остаются синфазными. Именно в этой зоне и располагают электретный капсюль PZM-микрофона, а само препятствие является составной частью микрофона. Подробнее о различных типах современных микрофонов можно прочитать на сайте Optimus.
Такие микрофоны на съемочных площадках применяются для захвата звукового сигнала от источника звука (исполнителя), который может находится от микрофона на расстоянии 2 метров и более, и ему при этом не нужно прикреплять микрофон к одежде или держать в руках. Отличительной чертой микрофонов зоны давления является тот факт, что они имеют очень линейную АЧХ, а также одинаковую чувствительность в отношении звуковых сигналов, попадающих на экран под всеми возможными углами. Благодаря этому, PZM-микрофоны легко обеспечивают качественный захват аудио при любых передвижениях исполнителей по съемочной площадке, не допуская «разрывов» в звучании.
Специализированные микрофоны
Специализированные микрофоны
В некоторых ситуациях от микрофона требуются определенные способности, которые обычные микрофоны обеспечить не могут. Стоит отметить, что речь не идет о каком-то другом принципе действия. Специализированные микрофоны могут быть конденсаторными, динамическими, ленточными лии любого другого известного человечеству принципа действия. Их отличительные особенности кроются скорее в специальной конструкции, использующей тот или другой принцип акустики, обернув его в свою пользу.
Ниже мы рассмотрим несколько примеров таких микрофонов
Shotgun
Shotgun представляет собой конденсаторный микрофон высокой чувствительности и черезвычайно узкой направленности, способный понижать уровень акустических волн, достигающих капсулу микрофона сзади или со стороны. Это позволяет сфокусироваться на источнике полезного сигнала, находящемся как правило фронтально. Эта способность сделала их незаменимым инструментом при работе с репортажами и на съемочной площадке, где посторонние шумы улицы, офиса, бара или чего-либо еще совершенно нежелательны и могут испортить не один дубль.
Принцип действия
Способности уменьшать уровень (разумеется до какой-то степени) нежелательных сигналов такие микрофоны обязаны своей конструкции, принцип действия которой заключается в фазовых задержках, вызаваемых рифленной частью длинной трубки, в задней части которой и распологается капсула. Чем длинее рифленная трубка, тем более низкой частоты звуки могут быть «отфильтрованы». Но и здесь конечно есть свои границы.
Наиболее яркими примерами этого семейства являются Sennheiser MKH416, Schoeps CMIT 5U, Rode NTG-2
PZM (Pressure Zone Microphone)
Особенностью данных микрофонов является их способность снижать фазовые конфликты между прямым и отраженным сигналом, а также более высокое отношение сигнал-шум. В абсолютном большинстве случаев речь идет о конденсаторном микрофоне. При этом характеристика направленности капсулы может быть как всенаправленной, так и направленной (кардио и ее разновидности)
Принцип действия
Рассположив микрофон на штативе вблизи сильно отражающей поверхности, мы рискуем получить сигнал, страдающий от гребенчатого фильтра. Этот эффект возникает в следствии взаимодействия прямого и отраженного, то есть несколько задерженого, сигналов. В зависимости от дополнительного пройденного расстояния, а другими словами от величины задержки, те или другие частоты в оригинальном сигнале будут в противофазе или наоборот в фазе с отраженными, что в свию очередь вызовет позитивную или негативную интерференцию.
В PZM-микрофонах эта проблема решается путем размещения капсулы в плоском корпусе, который распологается непосредственно над отражающей поверхностью. При этом расстояние капсулы до нее составляет от нескольких миллиметров до пары сантиметров.
Таким образом, задержка между прямым и отраженным сигналом становится настолько малой, что это уже не имеет влияния в частотном диапазоне, представляющем для нас инетерес. Не то, чтобы эффект гребенчатого фильтра чудесным образом перестал происходить. Нет. Просто сокращая расстояние и соответственно время задержки между прямым и отраженным сигналом, мы сдвигаем его по частотной оси за переделы нашего слуха. Более подробно о являнии интерференции, фазы и полярности вы можете узнать из статьи, специально посвященной этой теме или посмотрев видео на эту тему на канале YourSoundPath.
Поскольку капсула PZM микрофона расплогается в непосредственной близости от отражающей поверхности, то есть в зоне максимального акустического давления звуковой волны, это обеспечивает более васокий уровень полезного сигнала, улучшая показатель сигнал-шум.
Некоторые микрофоны этого семейства снабжают пластиной, которая и ваступает в роли отржающей поверхности и позволяет распологать такой микрофон не только на стенах или на полу. Однако здесь стоит учитывать, что чем больше отражающая поверхность, тем ниже частота, на которую данный эффект имеет влияние. Другими словами, если отражающая поверхность будет слишком мала, то низкие частоты не будут от нее отражаться и вышеописанный эффект их не каснется. Это может привести к неестественной амплитудно-частотной характеристике. Чтобы этого избежать, такие микрофоны стотит распологать на больших поверхностях, таких как пол или стены.
Яркрим примером применения таких микрофонов может стать их использование при снятии звука с рояля. При этом PZM микрофон укрепляют на внутренней стороне крыла рояля, которое и выступает в роли отражающей поверхности. Другим примером может стать снятие звука с барабанной бочки. В этом случае PZM микрофон распологают на полу непосредственно вблизи бочки, как правило фронтально.
Измерительные микрофоны
Измерительные микрофоны, как можно догадаться из названия, применяются при произведении акустических измерений, предеметом которых могут быть как помещения, так и другие объекты, такие, например, как моторы, агрегаты, автошины и многое многое другое.
Отличительной особенностью таких микрофонов является линейность АЧХ, чувствительность, подбираемая в зависимости от области применения, а также другие характеристики, соотвествующие поставленной задаче.
Измерительные микрофоны могут иметь как и стандартные XLR разъемы, так и более экзотические, такие как BNC, LEMO и другие.
Если вы находите данную статью информативной и, возможно, интересной для ваших друзей или коллег, то я буду благодарен, если вы ею с ними поделитесь или порекомендуете. Вашим комментариям или мыслям на тему я также буду рад.
Если вы не желаете пропустить следующую статью, обзор нового оборудования и другие новости с портала YourSoundPath и хотите быть своевременно о них уведомлены, то рекомендую подписаться на почтовую рассылку с помощью формуляра ниже.
Микрофоны PZM
расчетные курсы валют на сегодня | $: €: | 74.50 руб. 88.50 руб. |
In/Out №66 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ШОУ БИЗНЕСА |
Микрофоны PZM «Обратная связь» посвящен вопросам использования нетрадиционных типов микрофонов и сведению проблемной фонограммы. Вопрос: Можно ли использовать микрофоны PZM для записи вокала? Чем они принципиально отличаются от других моделей? Какие методы используются при работе с этими микрофонами? Ответ: Микрофоны PZM («pressure zone microphone», дословно «микрофон зоны давления») имеют несколько важных преимуществ относительно традиционных моделей — более высокая чувствительность (на 6 дБ), более низкий уровень шумов (на 6 дБ), широкая и ровная частотная характеристика, свободная от фазовых искажений, исключительная разборчивость и богатство звука, равномерная чувствительность капсюля по кругу. Исторически эти микрофоны были разработаны компанией Crown, которая и до сих пор выпускает несколько моделей, предназначенных для записи музыки и речи. Эти микрофоны свободны от эффекта гребенчатого фильтра, которым страдают традиционные модели. «Эффект гребенки» возникает из-за вычитания фаз прямого и отраженного сигнала, которые приходят на капсюль обычного микрофона не одновременно. В частотной характеристике появляются пики и провалы, а в экстремальных случаях может возникнуть эффект фейзера или флэнджера. Инструмент или голос начинает звучать отдаленно и крайне неестественно. Для борьбы с этим явлением традиционный микрофон устанавливается максимально близко к источнику звука, чтобы уровень отражений от стен, потолка и прочих поверхностей был минимальным. Микрофоны PMZ основаны на другом принципе. Они предназначены для работы на границе акустического пространства и устанавливаются на стене, на полу или на жесткой поверхности. На границе пространства отсутствует движение воздуха, и отраженный звук проявляется как изменение звукового давления, поэтому микрофон- приемник давления, расположенный на данной поверхности, может точно передать эти изменения. PZM — название, запатентованное фирмой Crown. Другие компании тоже выпускают аналогичные модели, которые носят название «boundary effect microphone», или «микрофон граничного эффекта». Преимущества микрофонов этого типа заключается в том, что прямой и отраженный сигналы приходят на капсюль одновременно, что дает исключительно ровную частотную характеристику по всей полукруговой диаграмме направленности микрфона. Кроме того, поскольку фазы прямого и отраженного сигналов совпадают, сигнал на выходе микрофона будет в два раза более сильным. Выпускаются также направленные микрофоны этого типа, в которых используется капсюль с кардиоидной направленностью. Микрофоны PZM могут очень эффективно использоваться для стереофонической записи оркестра или музыкального ансамбля: достаточно укрепить два микрофона на стене или другой поверхности на расстоянии до 6 м от сцены, на которой находятся музыканты, и направить микрофоны в сторону источника звука. Также с использованием микрофонов этого типа можно получить очень хорошую запись рояля: для этого микрофон укрепляется на нижней стороны поднятой крышки при помощи скотча. Фирма Crown выпускает целый ряд микрофонов PZM, которые пользуются большой популярностью в радио- и телевизионных студиях не только благодаря отличному качеству звука и высокой разборчивости речи, но и тому факту, что эти модели помогают бороться с неизбежным волнением участников передачи, так как по своему внешнему виде они мало напоминают традиционные микрофоны и тем самым не привлекают внимания. Для записи конференции или дискуссии с участием нескольких человек микрофон PZM устанавливают в центре стола, при этом расстояние до каждого участника должно быть не больше 1 м. Одного микрофона вполне достаточно, чтобы записать от четырех до шести человек. Конечно, такую запись желательно проводить в акустически «мертвом » помещении — студии, заглушенной акустическими панелями или драпировкой. Кстати, микрофон поставляется в комплекте с пластиной, которая потребуется в том случае, если вы устанавливаете его на ковер или другую поверхность, поглощающую звук; при использовании на столе или другой жесткой поверхности микрофон можно использовать без пластины. Микрофоны PZM считаются идеальными инструментами для записи звука в кино и видео, лекций, интервью, групповых дискуссий и т.п. Для записи сольного вокала в стиле поп или рок эти модели могут не подойти, так как их исключительная ясность и разборчивость может сыграть отрицательную роль. Безусловно, вам следует воспользоваться таким микрофоном, если вы собираетесь записывать классический хор; в случае же с сольным вокалом все зависит как от вокалиста, так и от стиля музыки, который сам по себе диктует определенное звучание голоса. В любом случае — не бойтесь экспериментировать, если в вашем распоряжении есть микрофон PZM! Вопрос: Мы записывали демо в домашней студии у знакомого звукоинженера на цифровую портастудию, а сводить запись собирались самостоятельно по причинам бюджетных ограничений. Прошло некоторое время, мы собрались приступать к сведению, и тут выяснилось, что на некоторых треках имеются искажения. Эти искажения есть в исходной записи, мы просто не обратили на них внимания в свое время. Существует ли способ исправить плохую запись, или нам надо все записывать заново? Ответ: Если нет никакой возможности перезаписать партию, в которой вы на этапе сведения обнаружили проблемы, связанные с искажениями, то придется иметь дело с тем, что есть. С искажениями можно достаточно эффективно бороться, но для этого нужно хорошо понимать их природу. Искажения возникают тогда, когда цепь сигнала перегружается по уровню, что приводит к созданию большого числа гармоник, часть из которых будет звучать очень неприятно (вплоть до щелчков). Гармоники имеют более высокую частоту, чем основной сигнал инструмента или голоса, поэтому иногда удается частично решить проблему путем использования обрезного фильтра высоких частот. Этот метод работает не всегда, так как вместе с гармониками убирается и часть полезного сигнала. Все зависит от музыкального материала. Например, если вы применяете обрезной фильтр НЧ, чтобы удалить искажения, имеющиеся в партии акустической гитары, то она начинает звучать глуховато. Тем не менее, если этот звук все же лучше, чем исходный искаженный, то можно считать, что половина проблемы решена. Обычно для этих целей подходит любой фильтр с крутизной среза 12 дБ/окт. или более. Если вам нужен более острый фильтр, можно включить два обычных фильтра последовательно. Также для того, чтобы снять искаженный «верх», можно использовать управляющую цепь гейта (side-chain). Другой метод борьбы с искажениями заключается в использовании деэссера. Поскольку искажения — это высокочастотный сигнал, то правильно настроенный деэссер позволит добиться кратковременного понижения его уровня. Для эффективной работы необходимо, чтобы уровня гармоник, содержащихся в искаженном сигнале, было достаточно для того, чтобы запустить работу деэссера. Однако следует помнить, что обычно результат работ деэссера хорошо заметен на слух, и в таком случае этот метод вряд ли следует использовать для обработки того инструмента, который планируется поместить на первый план в миксе. Еще один способ, который помог многим звукоинженерам в борьбе с искажениями в уже записанных партиях, заключается в использовании гитарных комбо на этапе сведения. Для этого делают следующее: проигрывают партию искаженного инструмента (электрогитары, бас-гитары, синтезатора) через комбик, снимают сигнал микрофоном, как при записи, и подают сигнал с микрофона в микшерный пульт для сведения в реальном времени. Динамик комбика будет работать как фильтр; кроме того, регуляторы тонального баланса на усилителе позволят вам получить тот звук, который требуется. Нередко, кстати, возникает интересный эффект: добавляя искажения в уже искаженный звук, на выходе вы получаете более чистый сигнал. По крайней мере, в случае с гитарами и синтезаторами этот метод работает. В случае с искаженным основным вокалом или партией рояля он вам вряд ли поможет, поэтому без перезаписи вам не обойтись, если вы хотите избавиться от перегрузки. Все вышеописанные методы прежде всего адресованы тем, кто работает без использования компьютера. Конечно, компьютерная рабочая станция предоставляет весьма широкие возможности по части коррекции искажений и других проблем, имеющихся в записи. Современные программные аудиоредакторы снабжены большим набором инструментов коррекции перегрузки, фильтров, алгоритмов шупомодавления, а также де-эссерами, декликерами (алгоритмами устранения щелчков) и т.д. Создание вокальных гармоний Вопрос: Мне часто приходится записывать начинающих поп-вокалистов. Как правило, с записью сольной партии не бывает каких-то особых проблем (а если таковые иногда и возникают, то их удается решить при помощи программных средств коррекции высоты тона). Но как только дело доходит до подпевок, то прямо беда. С грехом пополам записываем один или два голоса в припеве, но до полноценных гармоний дело не доходит из-за отсутствия опыта у вокалиста и недостаточно широкого голосового диапазона. Уже несколько раз мне пришлось крепко пожалеть о том, что в свое время я продал прибор Digitech Vocalist II, который создавал вполне приемлемое четырехголосье на базе основного вокала. Какие современные плагины позволяют решить эту проблему? Ответ: Автоматическое создание многоголосных подпевок недавно было реализовано компанией Mu Technologies в программном продукте Mu Voice. Этот генератор вокальных гармоний выпускается в виде плагина, который работает на компьютерах Macintosh и PC в программных аудио/MIDIсеквенсерах, поддерживающих форматы VST, RTAS и AU. Ключевой особенностью Mu Voice является программный «движок», выполняющий распознавание аккордов и синтезирующий на основе этого четырехголосные вокальные гармонии. Благодаря такой системе автоматические подпевки всегда соответствуют тональности песни. Предусмотрена возможность секвенсирования пресетных комбинаций стилей гармоний и аккордов, изменения звучания синтезированных голосов при помощи регуляторов Humanise (внесение небольшой расстройки в высоту тона и ритмических отклонений) и Formant (превращение синтезированного вокалиста в вокалистку или наоборот). Тональную характеристику подпевок можно дополнительно настроить при помощи встроенного эквалайзера. Также имеется базовый алгоритм коррекции высоты тона. Mu Voice включается как инсертный эффект на монофоническом аудиотреке, на котором записана вокальная партия. Если для автоматизации используется режим Chord Scheme Panel, то дополнительных треков создавать не потребуется. Если же вы решили использовать функцию распознавания аккордов на основе MIDI, то вам надо создать MIDI-трек и назначить его выход на Mu Voice. MIDI-данные с этого трека будут поступать на вход плагина, и на основе них будут создаваться вокальные гармонии. Плагин очень прост в работе. Его пользовательский интерфейс состоит из одного окна, разделенного на пять панелей. Первая панель — мастер-канал, который управляет уровнем исходной вокальной партии; изменение высоты тона на этом канале обычно не выполняется. При помощи кнопки Mute основной голос можно заглушить, а при помощи кнопки Bypass — прослушать в необработанном виде. Большая часть регуляторов в каналах Harmony Channel говорит сама за себя (Volume — уровень громкости голоса, Pan — размещение в стереополе, и т.д.). Дисплей Voicing, расположенный в верхней части каждого канала, отображает гармонию, которая на данном канале генерируется. Здесь предусмотрены четыре основные установки, пронумерованные по порядку. Они определяют, на основе какой ноты аккорда будет создаваться подпевка. В случае с первой установкой (1st) изменение высоты тона не производится (основной голос). Вторая (2nd) и третья (3rd) установки соответствуют созданию гармоний над основным голосом на основе следующих нот аккорда. Если в качестве аккорда используется трезвучие, то четвертая установка (4th) генерирует подпевку на октаву выше основного голоса. Но если аккорд более сложный (например, септаккорд или нонаккорд), то четвертый голос будет создан на основе следующей ноты (септимы, ноны и т.д.). Кроме того, высоту тона гармонических голосов можно повысить или понизить на интервал до двух октав. Скачать демо-версию Mu Voice и послушать аудиопримеры обработки с использованием этого плагина можно на сайте www.mu-technologies.com. Еще один интересный пакет плагинов, который заинтересует всех звукоинженеров, имеющих дело с записью вокала (а следовательно, и с коррекцией вокальных партий) — Antares Avox 2. В этот пакет, помимо плагинов Throat, Sybil, Punch, Duo и Choir, которые входили в состав первой версии Avox и предназначались для изменения характера голоса, устранения свистящих согласных и наслаивания дополнительных голосов на основной вокал, теперь входит пять новых плагинов, в том числе генератор гармоний Harmony Engine, способный синтезировать четырехголосный вокальный ансамбль. Каждая гармония, создаваемая с его помощью, будет иметь собственный тональный характер и различную степерь вибрато, благодаря чему подпевки будут звучать абсолютно натурально, как будто они спеты реальными вокалистами. Предусмотрена возможность создания пользовательских пресетов, на основе которых будут синтезироваться гармонии, и функция внесения «человеческого фактора » (как и в случае с Mu Voice, она носит название Humanise и позволяет регулировать «разнобой» в высоте тона и ритмическом исполнении каждой подпевки). При помощи нойз-процессора Aspire голос можно сделать более «воздушным», «грубым» или «прокуренным», а плагин ламповой обработки Warm сделает его «теплым » и тем самым более приятным на слух. Два других плагина, Articulator и Mutator, наверняка понравятся тем пользователям, кому нужны спецэффекты на основе вокала. Articulator позволяет вычленить информацию о формантах и амплитуде из партии голоса или другого источника и применить ее к другому аудиотреку или встроенному генератору широкополосного шума. А Mutator Extreme Voice Designer синтезирует всевозможные «странные» голоса, которые могут пригодиться при создании саундтрека для научно-популярной передачи о летающих тарелках, инопланетянах и т.п. Antares Avox 2 работает на компьютерах Macintosh и PC в составе аудио/ MIDI-секвенсеров, поддерживающих форматы RTAS, VST и Audio Units. Демоверсию плагинов и дополнительную информацию можно получить на сайте www.antarestech.com. На вопросы читателей отвечала Елена Степанова Применение PZM-микрофонов при записи музыкиПрименение PZM-микрофонов при записи музыкиПрименение PZM-микрофонов при записи музыки Петр Кондрашин Микрофоны зоны давления были изобретены фирмой Crown в 1980 году. Вот рекламный текст в журнале «dB» за ноябрь 1980 года в переводе Алексея Аршинова: Фирма Crown сейчас объявляет о новом микрофоне давления PZM. PZM-микрофоны устраняют возникновение гребенчатой частотной характеристики от первых отражений, потому что они воспринимают звук в соответствии с новым принципом. Как только звуковая волна достигает границы (стены, стола, пола), возле нее создается звуковое поле толщиною 4-5 миллиметров, в пределах которого прямые сигналы и их отражения когерентно складываются, оставаясь в фазе. Термин PZM (Pressure zone microphone) прижился в звукорежиссерском мире, как обозначение типа микрофона. Есть несколько эквивалентов, например, английский «boundary microphone» или довольно удачный русский «микрофон граничного слоя». Позднее я приобрел очень удачные по звуку и вполне доступные по цене отечественные микрофоны МК 403 петербургской фирмы «Неватон». С их помощью мною были найдено несколько оригинальных способов применения PZM-микрофонов при записи музыки самых разных жанров. С удовольствием поделюсь своим опытом с читателями журнала. Большой удачей является то, что редакция нашла возможность приложить к журналу компакт-диск с записями на PZM-микрофоны разных фирм и моделей, и читатели журнала сами смогут составить свое мнение о выводах автора. Записи в основном были сделаны в студии «Классическая звукозапись П. Кондрашина» Использование PZM-микрофонов в качестве общих и дальних Использование PZM-микрофонов в качестве ближних Некоторые инструменты могут быть записаны PZM-микрофонами гораздо эффектнее, чем традиционным способом. Вот несколько примеров. Баян. Применение PZM-микрофонов придает звуку баяна большую глубину по низким частотам, которых в баяне часто не хватает, особенно при исполнении классического репертуара. Микрофоны укладываются на пол вокруг музыканта, образуя примерно равносторонний треугольник с вершиной на месте нотного пюпитра. Ковра под ними не должно быть, и пол должен быть как можно более жестким, не резонирующим. Если из-за некоторого подъема высоких частот, свойственного этим микрофонам, окажется подчеркнутым стук кнопок, то сигнал можно слегка откорректировать. Кстати, любые микрофоны, установленные для левой и правой клавиатур баяна и аккордеона, надо обязательно располагать немного сзади, чтобы этот стук немного уменьшить, и сужать их базу, чтобы в записи не получилось два отдельных инструмента. Трек 17*— Фрагмент Каприччио для баяна «Река любви» В. Рябова. Саксофон. Два щита с PZM-микрофонами располагаются вокруг инструмента. Получается оригинальное пространственное стереозвучание, и очень точно передаются переходные процессы, особенно свойственные игре на саксофоне. Если сигналы свести почти в моно, то раскачивающийся при игре музыкант сам создаст красивый эффект флэнджера. На Треке 18* звучит фрагмент пьесы Джона Колтрейна Equinox. Кстати, рояль в этой пьесе тоже записан PZM-микрофонами, прикрепленными к его крышке. Рояль. У рояля много поверхностей, на которых можно расположить микрофоны PZM. Во всех случаях звукорежиссер с удивлением обнаруживает, что отсутствует та
У автора был один опыт записи гусляра, когда был использован PZM-микрофон, прикрепленный на щите, расположенном горизонтально над гуслями, которые музыкант держал на коленях. Голос был записан на два микрофона Bruel&Kjaer 4006. Трек 28*.
|