psp sony что это такое
Игровая приставка Sony PSP – возможности, потенциал, развитие
Не секрет, что до недавнего времени рынок игровых приставок в России развивался спорадически, основной движущей силой можно было считать дешевизну игр для приставок. Низкая цена обеспечивалась вопреки желаниям производителей: пираты тиражировали игры и предлагали их значительно дешевле, что отталкивало от российского рынка крупных игроков. Сложилась банальная ситуация, когда производители приставок ощущали потребность в присутствии на рынке, но не могли инвестировать в продвижение своих продуктов, потому что это играло на руку пиратам. В сегменте портативных приставок ситуация была сходной, хотя количество игровых платформ здесь весьма ограниченно. С выходом Sony PSP, которая является приставкой нового поколения, расклад сил может поменяться: продукт имеет ряд инноваций впервые представленных именно в нем. Давайте вместе попробуем разобраться, что же такого предлагает PSP, что на рынке возникает ажиотаж.
Аббревиатура PSP расшифровывается просто – PlayStation Portable, приставка позиционируется как портативный аналог домашней консоли. Идеология управляющих элементов максимально приближена к PlayStation2, что по замыслу разработчиков означает легкость освоения приставки игроками со стажем. Но помимо таких игроков приставка призвана привлечь и новых потребителей, не использовавших подобные продукты ранее.
Приставка может похвастаться броским дизайном: темный лакированный пластик сочетается с прозрачными клавишами управления и большим экраном. В угоду экрану пожертвовали размерами аппарата, ведь именно визуальная информация является основой любой игры. Как следствие, размер приставки составил – 170х74х23 мм, что значительно больше и так немаленьких коммуникаторов или КПК. Для сравнения, Nokia 9500 за счет меньшей ширины корпуса выглядит более воздушной, субъективно кажется, что носить ее проще. Сравнение с мобильными телефонами для приставки вообще противопоказано, ведь в этом случае она проигрывает безоговорочно. Но все не так печально, портативность PSP это в первую очередь сохранение ощущений от игр большой приставки, возможность носить PSP с собой. В рюкзаке или сумке устройство занимает не так много места, да и руку оттягивает не сильно (масса 260 грамм, на грани для таких устройств).
Как показывает практика, многие пользователи PSP не имеют дома стационарной приставки, что делает PSP основной игровой консолью таких игроков. Опять таки, взять приставку с собой в дорогу не составит труда, в самолете это отличное времяпрепровождение, полет длится незаметно. Для молодых людей – основной аудитории PSP – игры выходят на первый план, а ради развлечений такого рода можно и поносить приставку. Не стоит недооценивать и имиджевый эффект PSP: на данный момент в России, Европе, да и США приставка не столь распространена как мобильные телефоны или другая электроника. Люди с PSP в руках привлекают внимание, подростки активно общаются с владельцами PSP и после этого начинают терроризировать своих родителей на предмет покупки. Не побоюсь назвать PSP культовым продуктом, он стоит в одном ряду с такими современными явлениями, как Apple iPod. Отличие в том, что у iPod всегда существовало множество конкурентов, аналогов и заместителей. Плееры iPod завоевали популярность в крайне конкурентной среде за счет дизайна, ряда инноваций в управлении и подходе к потребителю. Все эти составляющие присутствуют и в продукте от Sony, хотя негативное влияние оказывает и традиционная закрытость форматов, технологий предлагаемых компанией, которые ограничивают развитие PSP (но сохраняют для Sony высокую прибыль от продажи аксессуаров и игр). Устройство вполне претендует на звание iconic.
Экран выполнен по TFT-технологии и отображает до 16 миллионов цветов. Экран широкоформатный (16:9) и имеет разрешение 480х272 точки. Картинка очень сочная и живая как в играх, так и при просмотре видео. Яркость экрана может регулироваться пользователем, на лицевой панели находится соответствующая кнопка, максимальная яркость составляет 200 cd/m2. При максимальной яркости уменьшается время автономной работы, но играть стоит именно с такими установками. Сказать, что экран отличный, значит не сказать ничего. Этот дисплей надо один раз увидеть, после этого все вопросы отпадут сами собой, и станет понятным, отчего разработчики пожертвовали размерами в угоду данному экрану.
Как ни странно, но экран остается и наиболее слабым местом приставки с технической стороны: основной проблемой PSP остаются битые точки на дисплее. В играх не заметно отсутствие одной, двух точек, считать такое их количество браком даже и нельзя. При наличии 5 и более сгоревших точек в одном месте выглядит это неприятно. Данная проблема была массовой при появлении японской версии приставки, в которой использовались дисплеи от Sharp. К американскому и европейскому релизу, компания Sony сменила поставщика дисплеев, на данный момент во всех американских и европейских версиях PSP установлены дисплей производства Samsung. Несмотря на заверения компании о том, что проблема с битыми точками на экранах PSP решена, многие пользователи все равно жалуются на их наличие. Даже если при покупке битых точек небыло, есть вероятность, что через некоторое время они могут появится, в основном они появляются в количестве от 2-4 и преимущественно видны на черном фоне. При покупке PSP рекомендую проверить экран на наличие выгоревших точек, чтобы затем не было обидно за их наличие изначально. Если у вас есть карта Memory Stick Duo, то перед покупкой рекомендуем записать на нее небольшую программу, которая позволит более тщательно проверить дисплей при покупке.
Кроме битых точек пользователи PSP сталкиваются с еще одной не очень приятной проблемой, это попадание пыли под стекло дисплея. Попавшая таким образом пыль особо не мешает игре, но все же это довольно неприятный момент, который нельзя избежать.
На задней панели находится слот для UMD-дисков, по размеру они чрезвычайно напоминают miniDISC от Sony, с той лишь поправкой, что это новый формат носителя. Расшифровывается UMD как Universal Media Disk, под универсальностью понимается возможность хранения различных типов данных, будь то игры, фильмы или музыка. Формат цифровой, так что, по сути, хранить на диске можно все, что пожелает производитель. Объем одного диска составляет 1.8 Гб, этого вполне достаточно для даже самых тяжелых игр сегодняшнего дня. В будущем, возможно, игры будут выходить на двух дисках, один из которых будет установочным (установка на карту памяти дополнительных уровней, музыки и т.п.). Фильмы также помещаются на UMD носитель без всяких проблем, это возможно за счет их перекодировки под размер экрана приставки.
Компания Sony специально ввела для PSP новый формат дисков чтобы ограничить возможность нелегального копирования игр, создания нелицензионных дисков. Отсутствие UMD-дисководов на ПК, штамповка дисков исключительно Sony сокращает возможности кражи образов дисков на стадии производства и создания своих версий. Пример PSP любопытен: приставка на сегодняшний день максимально защищена от копирования контента. Версии операционной системы поставляются вместе с UMD-дисками и автоматически обновляются, что позволяет вносить заплатки безопасности. В частности, версия программного обеспечения 1.0, а позднее и 1.50 была скомпрометирована, любители осуществили ее взлом и сделали возможным запуск приложений с карты памяти. Поэтому компания стала продвигать обновленные версии прошивки, которые помимо функций безопасности предлагают и расширение функциональности приставки.
Аналогично DVD-формату в PSP предусмотрели деление по зонам, при наличии уникального номера приставки это не составляет труда. Существует три версии приставки – для японского рынка (появилась первой), для Америки и, наконец, вышедшая последней европейская версия. Любые игры можно без проблем запускать на любой версии приставки, а вот UMD-диски с фильмами имеют ригиональную защиту и запустить например диск с фильмом для США на европейской версии приставки не получится. Такое деление для видео-дисков является условием кинокомпаний, как и в случае с DVD.
Приставка имеет слот расширения для карт памяти MS Duo Pro. В данный момент максимальная емкость карт памяти составляет 4 Гб (два с небольшим UMD-диска). Изначально предполагалось, что карты памяти будут служить для сохранения информации об играх, игровых моментов (сейвов). Параллельно в приставку вложили способность показа фотографий и другой графики с карт памяти. При наличии качественного экрана такое применение PSP выглядит более чем оправданным. Для обычных пользователей, не носящих с собой гигабайты собственных фотографий, возможностей PSP окажется более чем достаточно. Например, мне показалось удобным просматривать на PSP фотографии с Sony Ericsson K750i: достаточно вставить карточку и вуаля, просмотр фотографий обеспечен. К сожалению, музыку на карте памяти с К750i PSP не видит, хотя и имеет функциональность мр3 плеера. Надо понимать, что приставку можно использовать в этом качестве, но в ограниченном числе мест, на поясе ведь ее не поносишь.
С расширением функциональности приставки на картах можно стало хранить различную информацию, будь то видео, web-страницы, что-то другое. Скорость развития различных программ для PSP настолько велика, что не удивлюсь, если приставка догонит ПК по количеству поддерживаемых форматов уже в течение нескольких лет.
Важный момент, связанный с приставкой, это развитие ее возможностей шаг за шагом. Несмотря на закрытость приставки для сторонних разработчиков системных утилит и аппаратных решений, новые разработки анонсируются и появляются постоянно, что показывает интерес к устройству и его потенциал. По мнению Sony, жизненный цикл приставки составит около 6 лет, до 2010 года замены PSP не предвидится. Это означает, что на платформе PSP с выходом новых версии прошивок будет появляться новая функциональность, не представленная ранее, возможности PSP будут постоянно возрастать, пока она не станет своего рода персональным мультимедийным устройством, а не обыденной игровой приставкой. На мой взгляд, идеальный вариант развития PSP это своего рода компьютерная консоль, которая будет служить для отображения мультимедийных файлов, загрузки с ПК баз данных, контактов, информации о встречах и тому подобного. В этом качестве ценность приставки резко возрастает, расширяется сфера ее применения и потенциальная аудитория. Но ввод новых функций будет поэтапным, ведь компании необходимо постепенно привлекать новых потребителей из различных сегментов рынка. Учитывая ограниченность производственных мощностей создавать максимум функций в данный момент нелогично, спрос и так превышает предложение. А разочарованные покупатели не нужны ни одной компании в мире.
Подчеркну, что аппаратные изменения в приставке возможны, но маловероятны. Потенциал, заложенный сегодня, вполне достаточен для игр в последующие 4 года. Изменение аппаратной части может произойти только при появлении серьезного конкурента PSP, выступающего в том же классе, а таких пока не предвидится. Если конечно компания Nintendo не выпустит GameBoy 2, слухи о которой курсируют довольно давно.
Возвращаемся к приставке и заложенным в нее возможностям. В PSP есть WiFi модуль, поддерживается версия 802.11b (11 mbps). Начиная с версии прошивки 2.0 в PSP присутствует web-браузер, который через WiFi точку доступа позволяет просматривать обычный Интернет. Необходимость побуквенного ввода адреса в статусной строке делает браузер в большей мере игрушкой, заменой ПК в редких местах вроде аэропорта. Хотя с появлением внешней клавиатуры такая претензия станет необоснованной.
Основная задача WiFi в приставке – обеспечение режима многопользовательской игры, с помощью WiFi как через online, так и напрямую с другими владельцами PSP. Всего возможно до 16 подключений в режиме ad-hoc, причем многие игры поддерживают до 8 игроков одновременно и только (например, гонки). В большинстве реальных ситуаций (не беру в расчет соревнования, фестивали и прочее) количество игроков в мультиплеер режиме не превысит 2-3. Ограничением всегда служит необходимость наличия одинаковых игр на двух приставках, чтобы в них можно было бы полноценно играть. Для ряда игр присутствует возможность загрузки уровня на другую приставку по WiFi, но и количество таких игр невелико, да и возможности оказываются урезаны в сравнении с полной версией.
В стандартной поставке присутствует литий-ионный аккумулятор емкостью 1800 мАч. Время его полной зарядки составляет порядка 3 часов. В играх приставки хватает на 3-4 часа, при просмотре фильма или видео на 4-5 часов (в наушниках время возрастает по сравнению с прослушиванием через встроенные стереодинамики). В среднем надо рассчитывать, что при активном использовании приставка будет требовать подзарядки раз в день, при играх время от времени – раз в два, три дня. Данные показатели для портативных консолей минимальны и граничат на грани удобства, к примеру Nintendo DS может обеспечить до 20 часов игры в автономном режиме. А как известно время автономной работы важный фактор при выборе портативной консоли.
Описывать управляющие элементы приставки не считаю нужным, они вполне понятны и осваиваются за считанные минуты. Неудобств в управлении во время игр нет. Играть стоя не очень удобно из-за веса приставки, руки быстро устают. В то же время, сидя в кресле можно устроиться очень комфортно. К слову, при просмотре фильмов приставку приходится держать под углом (отличается захват, в играх он другой), здесь руки быстро устают. Вопрос, видимо, будет решен выходом подставки под PSP, ее уже можно приобрести, также она входит в комплект поставки Giga Pack.
Комплект поставки, аксессуары, версии прошивок
В данный момент на российский рынок и в Европу поставляется приставка с версией прошивки 1.50. Можно считать ее базовой, именно для нее существует большое число неофициальных расширений (эмуляторы игровых приставок, а также другой мелкий софт). В версии 2.0 появляется web-браузер, который и служит той самой морковкой привлекающей пользователей. Помимо этого надо помнить, что ряд новых игр, а в дальнейшем все, не запускается на прошивках версии ниже 2. Это еще один стимул для перехода на обновленную версию. Умельцы уже добились описания процедуры снижения версии 2.0 до 1.50, но процесс сомнительный и зачастую приводит к поломке приставки и последующему обращению в платный ремонт.
Версия 2.5 хороша для тех, кто пользуется WiFi дома, так как появляется аутентификация WPA, PSK. Из других особенностей можно упомянуть поддержку потокового видео, DRM, улучшения работы браузера.
На мой взгляд, играть с возможностями приставки можно и в рамках официальных прошивок последних версий, появление соответствующих инструментов – лишь вопрос времени. Пользователям лучше обновляться до последних версий, если конечно нет бесконечной жажды экспериментов.
Комплект поставки приставки может отличаться, это одно из средств маркетинга и в дальнейшем мы увидим только рост доступных конфигураций. Первый и самый простой комплект поставки включает в себя приставку, аккумулятор и зарядное устройство. Расширенная версия поставки получила название Value Pack и является наиболее оправданной для покупки. В комплект помимо перечисленных стандартных опций входит карта памяти на 32 Мб, шнурок на руку (зачем он нужен, не совсем ясно), мягкий неопреновый чехол (очень полезная вещь), бархатка для экрана, а также наушники с пультом дистанционного управления. Наушники и пульт белого цвета, что совсем не сочетается с черным корпусом приставки. Такие наушники скорее подходят для второго доступного цвета PSP – Ceramic White. Европейская версия приставки поставляется только в комплектации Value Pack.
Оба комплекта поставки доступны на российском рынке, выбирать стоит тот, который больше подходит вам. Подключить свои наушники к приставке напрямую нельзя, в ней используется свой вариант разъема. Но на пульте управления есть стандартный миниджек и вы можете использовать любые наушники на свой вкус. Как видите, покупка Value поставки оправданна во всех смыслах.
Последний из объявленных на данный момент комплектов поставки называется Giga Pack, как нетрудно догадаться по названию, в него входит карта памяти объемом 1 Гб. Также там есть USB-кабель и подставка под приставку, все остальные опции совпадают с Value Pack. Giga Pack на 50 долларов дороже Value Pack, но российский рынок он начнет поставляться 2006 году.
Большинство аксессуаров для PSP подключается к USB-разъему. Уже существует ТВ-приставка, которая за 260 долларов добавляет функциональность телевизора. Планируются к выпуску внешняя камера, система распознавания речи, GPS-приемник, внешняя мышь и клавиатура. И это только те аксессуары, про которые есть точная информация.
Краткий итог
Без преувеличения, в данный момент во всем мире рождается новое увлечение, а именно увлечение PSP. Количество различной периферии сторонних разработчиков, попытки добавить новые функции к стандартным прошивкам показывают активный интерес к приставке. Ежемесячно на рынок выходит минимум 5-6 игр под PSP, что не даст заскучать даже самому заядлому игроку. Возможности приставки, заложенные сегодня, близки к максимальным и будут только развиваться. Ложкой дегтя на этом фоне выглядит только стоимость игр, она составляет порядка 35-50 долларов за штуку. В Европе статистика говорит о том, что на одну приставку продается порядка 1.7 диска с играми. В России коэффициент после начала продаж был выше, но сейчас он приближается к европейскому. Понятно, что приставку покупают, как правило, с одним диском на пробу, а затем докупают еще диски по мере необходимости. Тем не менее, сама концепция продвижения PSP направлена на продажу дисков с контентом, а не на продажу железа. Стоимость PSP в данный момент составляет около 300 долларов, что близко к себестоимости. В дальнейшем стоимость приставки будет снижаться, но незначительно, раздавать ее бесплатно не будут.
PSP не имеет прямых конкурентов в своем классе (в моем понимании, Nintendo DS является несколько иным устройством), что обеспечит приставке высокую популярность. Для ребенка это отличное устройство, да и многие взрослые не отказались бы от него. Любопытно, что в качестве подарка на Новый Год PSP затмит многие электронные игрушки, это отличный подарок для взрослых по любому поводу (испытано на моем ближайшем друге). Продукт в полной мере iconic со всеми вытекающими из этого последствиями. В ближайшие два года мы с вами увидим PSP-манию во всей красе.
Sony Playstation Portable, радость коллекционера
Sony PSP — приятный артефакт для коллекционирования. Уже достаточно древний, но вполне доступный и недорогой. Есть разные варианты исполнения самой консоли, много аксессуаров, которые еще можно найти новыми в упаковке. Приятный дизайн, множество фич, большой простор для модификации. Для многих именно PSP стала первым мобильным устройством, но не для меня: в середине нулевых, когда консоль появилась в продаже, я пользовался обычными карманными компьютерами.
Это еще и достаточно беспроблемное ретро. Именно на PSP компания Sony впервые отрабатывала методы цифровой дистрибуции игр. Как и на других древних устройствах, интернет (и магазин Sony) на PSP со временем работать перестал. Зато прекрасно живет изначальный метод офлайнового распространения на дисках. А это вообще интересно: помимо прочего, на Playstation Portable была сделана одна из последних попыток продвинуть в массы очередной проприетарный оптический носитель. Неудачная, конечно же, зато пользоваться просто: добываешь игры или фильмы на дисках UMD, вставляешь, работает! Не надо копаться в битых ссылках и веб-архиве. PSP хороша как во взломанном виде, так и в правильно-легитимном.
Есть одна проблема: я не то чтобы большой фанат игр. Поэтому данный обзор посвящен больше железу, что наверное не очень правильно. Впрочем, игровой план у меня тоже был: пройти на аутентичном железе бест-селлеры для PSP, игры вселенной GTA, Vice City и Liberty City Stories. Делюсь запоздалыми впечатлениями.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Playstation Portable была выпущена в самый подходящий для этого момент: когда технологии уже достаточно развились для создания мощной портативной консоли, но еще нет смартфонов, казуальных игр, быстрого интернета и прочих явлений второго десятилетия двадцать первого века. PSP задала параметры переносного игрового устройства, которые используются до сих пор, в устройствах типа Nintendo Switch или недавно анонсированной консоли Steam Deck, во множестве китайских портативных ПК с джойстиками. Тогдашний конкурент PSP — Nintendo DS — хоть и был более успешным «в штуках», имел свою уникальную конструкцию с двумя экранами, которая до наших времен не дожила. Говоря о смартфонах, нельзя не вспомнить этого странного конкурента PSP, Nokia N-Gage:
Это была комбинация из не очень удобного смартфона и довольно странной игровой консоли с вертикальным экраном, которая вообще не взлетела по сравнению со своими основными конкурентами — Sony PSP, Nintendo Game Boy Advance SP и DS. Из всех конкурентов PSP имела самое производительное железо, как было принято в те времена, полностью кастомизированное. Два процессора с архитектурой MIPS32 с частотой до 333 Мгц (против 67 Мгц для основного ARM-based CPU в Nintendo DS), 32 мегабайта памяти на старте продаж. В комплект к играм были добавлены обширные мультимедийные и сетевые возможности — воспроизведение видео с аппаратным декодированием, музыкальный плеер, интернет через Wi-Fi со встроенным браузером. Даже в стоковом виде это был не только игровой девайс, а уж с Homebrew-софтом и подавно.
PSP поступила в продажу в Японии в конце 2004 года, в США и Европе — соответственно весной и осенью 2005 года. Ближайшим аналогом PSP из моей коллекции устройств является КПК iPaq hx4700, также выпущенный в 2004 году, штука куда более производительная и дорогая, но с общими мотивами: Wi-Fi, мультимедийные фичи, большой экран. Стоил такой КПК на старте продаж 600 долларов, а PSP продавалась за 250. Экономика игровой консоли позволяла выставить куда более привлекательную цену на железо, в надежде отбить затраты на относительно дорогих играх.
Свою первую PSP я покупаю как обычно вовремя. Осенью 2020 года я навещаю родной город, слегка скучаю без своей обширной коллекции артефактов и решаю пополнить ее чем-нибудь нетяжелым, чтобы без проблем поместилось в чемодан. PSP первого поколения мне продает школьник, ему кажется столько же лет, сколько устройству. Цена за потрепанную жизнью, но бодрую консоль, со свежей батарейкой и приличным набором игр — 5000 рублей. Любой другой 15-летний девайс я бы долго настраивал: сразу возникли бы проблемы с синхронизацией с современным ПК, пришлось бы добывать карт-ридер, искать информацию на форумах. Игровая консоль — вещь в себе. Ввел дату и время, вставил диск с игрой, и вперед. По сравнению с моими более древними артефактами, требующими определенных археологических раскопок, PSP — удобное ретро.
Впрочем на этом я не останавливаюсь, и чуть позже покупаю консоль PSP-2000, модель второго поколения. По сравнению с первой версией (известной как PSP Fat) эта (логично именуемая PSP Slim) стала тоньше и легче, а также чуть производительнее. Выпущенная в 2007 ревизия имеет 64 мегабайта оперативной памяти, что позитивно сказывается на времени загрузки игрового контента с дисков UMD.
Следующий артефакт: консоль третьего поколения, PSP-3000. Приобретена в хорошем состоянии, но без батареи и аксессуаров, выбрана из-за приятного синего цвета корпуса. В этой ревизии 2008 года интересен более яркий дисплей, который, впрочем, имеет достаточно неприятную особенность — заметные артефакты чересстрочного отображения картинки.
Еще две ревизии PSP я не стал покупать. Это со всех сторон удешевленная версия PSP-E1000 (она же PSP Street), лишенная Wi-Fi, но с интересным черным корпусом в матовом исполнении. И PSP Go, финальная версия PSP 2009 года, в совершенно другом форм-факторе, без привода UMD (соответственно, только с цифровой дистрибуцией игр). И, на мой взгляд, с не самым удобным расположением управляющих элементов а-ля смартфон с раздвижным корпусом. Оригинальная PSP крупнее, и потому удобнее.
Аксессуары
Аксессуаров для PSP было выпущено невероятное количество, как оригинальных от Sony, так и сторонних. Пяток интересных допов добыл и я. Это спорная док-станция для PSP, удобная штука, но с ужасными неотключаемыми синими светодиодами. Новый в упаковке чехол Logitech:
Это тонкий, но очень крепкий кейс для консоли и дисков, позволяющий отбиваться от других желающих поиграть без последствий для приставки.
Кабель для подключения консоли к ТВ через компонентный выход. Через DVD-рекордер, конвертирующий компонентный сигнал в композитный, я смог подключить PSP (второго или третьего поколения) к моему телевизору-микроволновке. На верхнем торце у PSP есть слот для аппаратных расширений. Таких у меня два. Камера PSP-450x с разрешением 320×240, которая поставлялась с одной из ранних AR-игр Invizimals:
И GPS-модуль с картами дорог Западной Европы на UMD:
В машине комбинация из немаленькой PSP с модулем расширения выглядит… оригинально:
Пожалуй это самый непрактичный аксессуар, как и любой другой древний навигатор: тяжело, неудобно, и нет дорог, построенных за последние 15 лет.
Аппаратный Моддинг
Железных модификаций для PSP придумано много, от простой установки батареи потолще до прикручивания более качественного аналогового стика от PS Vita. Есть одна модификация, которую я обязательно хотел попробовать: замена дисплея на оригинальной PSP Fat на экран получше.
Экраны доступны на Алиэкспресс, и кажется они изначально предназначены для какого-то другого устройства, в комплекте с дисплеем прикладывается переходник на шлейф другой конфигурации. Для установки дисплея PSP придется разобрать почти полностью. Все достаточно просто, но нужен паяльник — закоротить перемычку для правильной работы подсветки. Картинка хоть и не приближает PSP к возможностям современных OLED-дисплеев, но становится значительно лучше. В моем случае на одной из двух PSP-1000 дисплей не взлетел — он работал, но изображение было сдвинуто на несколько пикселей вверх. Проблема присутствовала на европейской версии приставки. На той, что официально продавалась в России, все хорошо.
Сверху — модифицированный IPS-дисплей, снизу — сток. Из-за дисплея, а так же из-за более ухватистого толстого корпуса я регулярно использую самую первую ревизию PSP. Мне также попадались интересные моды с установкой большого (5000 мАч) аккумулятора путем удаления оптического привода UMD. А вот на это я пойти не мог: диски UMD стали одним из основных поводов добавить PSP в коллекцию.
Минидиск 2.0
Universal Media Disk — это такая традиционная попытка Sony принести на рынок носитель данных и сделать его стандартным. Из всех многочисленных носителей, разработанных Sony, абсолютный успех произошел, наверное, только у двух: у компакт-диска (созданного совместно с Philips) и у 3,5-дюймовой дискеты. Жизнь многих других форматов можно описать словами от «умеренный успех» до «полный провал». UMD относится скорее к первой категории. С одной стороны, эти диски использовались только в PSP и нигде больше. Так и не появилось возможности записи на этот носитель в домашних условиях. С другой — UMD успешно решил задачу защиты игр, пиратские диски этого формата не выпускал никто. Наконец, для достаточно объемных 3D-игр и фильмов с приличным качеством в начале нулевых оптический носитель действительно был необходим: цифровая дистрибуция еще не была развита, а игры на картах памяти получились бы золотыми.
В конце 2003 года максимальный объем карт Compact Flash составлял 4 гигабайта. Карта Memory Stick Pro объемом 512 мегабайт тогда же стоила 300 долларов (445 с учетом инфляции). UMD можно было штамповать с копеечной себестоимостью, а объем составлял 900 мегабайт в однослойном исполнении и 1800 в двуслойном. Этот формат имеет что-то общее с моим любимым проприетарным носителем Sony — минидиском:
Диаметр диска одинаковый — 64 миллиметра. Конструкция UMD упрощена, пропала защитная металлическая шторка (в оригинальной спецификации ее наличие предусматривалось). Технически это разные форматы. Минидиск — магнитооптический перезаписываемый носитель. UMD предназначен только для чтения, а по параметрам является близким родственником DVD. UMD прежде всего использовался для дистрибуции игр, но не только. В конце нулевых для PSP можно было приобретать кино. Вместе с одной из приставок я покупаю представительную коллекцию фильмов на UMD:
Хотя емкость UMD меньше, чем у DVD, используется более эффективный кодек H.264. На круг получается примерно то же самое, а на мелком экране PSP — вообще идеально.
Не то, чтобы этот довесок к играм был популярен, тем более в нашей стране, где локализованных релизов кажется и вовсе не было. Импортированные из Европы фильмы попадались мне в московском магазине «Пурпурный легион». И тогда, и сейчас это очень странная покупка, но интересная: смотреть «Матрицу» на игровом портативе, с носителя, который больше нигде не использовался — такая особая ретродисциплина.
С выпуском новых модификаций PSP оптический привод для дисков UMD серьезно упрощался. Если в первом релизе есть кнопка выброса диска, направляющие и прочее, то уже в PSP Slim остается только пластиковая крышка.
Диск просто закидывается в отсек, и выравнивается относительно механизма чтения сам по себе, после закрытия.
В стране с распространенным софтовым пиратством дистрибуция на UMD представляла определенную проблему, которую хотелось решить. Но дело не только в желании добыть игры нахаляву. UMD — медленный носитель. Взлом PSP с переносом игровых данных на карту памяти в некоторых случаях ускоряет загрузку в несколько раз. Поговорим о взломе.
Джейлбрейк
Игровые устройства привлекают максимум внимания со стороны взломщиков. Мотивация у них разная, кто-то говорит о свободе использования железа, которым ты владеешь, а другие просто хотят бесплатно играть в платные игры. Можно сказать, что одни из самых сложных хаков были применены именно к игровым устройствам — овчинка стоит выделки. История взлома Sony PSP представляет собой типичную борьбу хакеров и вендора. Первые ищут новые уязвимости, позволяющие устанавливать на устройство кастомные прошивки, второй закрывает найденные уязвимости с помощью обновлений.
В какой-то момент был актуален интересный метод взлома Playstation Portable при помощи модифицированной батарейки. В терминах, принятых в сфере информационной безопасности, «эксплуатировалась встроенная в PSP система отладки, которая активировалась, если к устройству подключена батарейка с определенным серийным номером». Аппаратную дыру закрыли в версии PSP Slim, но регулярно обнаруживались иные методы взлома.
В PSP используется проприетарная карта памяти Memory Stick Pro, для которой, впрочем, придуманы переходники на обычные карты MicroSD. Карты памяти сейчас стоят куда дешевле, чем 15 лет назад, и я без проблем расширяю хранилище PSP до 128 гигабайт. Пробовал и карту на 256 ГБ, но при обращении к ней приставка ощутимо тормозила. В результате появляется возможность хранить прямо на приставке сотни игр, которые загружаются гораздо быстрее, чем при использовании оригинального UMD.
Больше всего из всего ассортимента homebrew-софта меня заинтересовали эмуляторы более древних консолей. В результате получается весьма удобная портативная ретро-приставка с удобным управлением.
Пара слов про игры
Мне кажется, предпочтение игр определенной эпохи формируется в юности — в школьные годы я играл в DOS-игры, и мне они до сих пор кажутся прекрасными. А кому то они же могут показаться слишком примитивными. Это я к тому, что PSP появилась в моей жизни поздновато, когда представления о прекрасном уже были сформированы. Где-то в 2006 году я одолжил приставку у знакомых, и как-то совсем не понял ее преимуществ. Особенно после игры в GTA Vice City на компьютере. Схожая по графике GTA Vice City Stories показалась жутко неудобной в управлении.
Если честно, она и до сих пор мне кажется такой: аналоговый джойстик в PSP оставляет желать лучшего, если сравнивать его, например, с PS Vita или Nintendo Switch. Но это только мое восприятие. Уверен, для многих Playstation Portable была и остается любимым девайсом всех времен. А что касается неудобного джойстика и отсутствующего второго стика для управления камерой, как это было сделано на стационарной Playstation 2… Скажу так: компьютерная игра — это вообще симуляция альтернативной вселенной, с неизбежными костылями в процессе. Все зависит от вашего желания эти сложности обходить, потому что сюжет игры интересный, графика классная, потому что все одноклассники играют или просто нравится. GTA на PSP я в итоге прошел, но очень хотелось переключиться на эмулятор — там удобнее.
В результате больше всего времени за последний год я потратил не на GTA, а на прекрасную игру LocoRoco, которая для PSP (и для меня) подходит идеально. Возможно потому, что управляется двумя кнопками, а аналоговый джойстик не требуется вообще.
Закончить текст хочется словами сожаления, что в мои школьные годы у меня не было такого портатива. Ух как я бы в него играл. Увы, в девяностые что-то типа Nintendo Game Boy я себе позволить не мог, и единственной «приставкой» на батарейках был вездесущий тетрис «9999 в 1». Поэтому из 2021 года я смотрю на PSP глазами уставшего взрослого, у которого и без PSP есть чем себя развлечь, только нет времени. Несмотря на это, мои впечатления позитивные, Playstation Portable легко оказалась в списке регулярно используемого ретрожелеза. Для середины нулевых это был выдающийся девайс, пусть и со своими особенностями типа свежепридуманного, но стремительно устаревающего оптического носителя.