проза с описанием природы для актеров
Описание природы из разных книг
Должно быть много значений у этого понятия, включая и те, что доступны нашим чувствам и знаниям, и те, что глубоко недоступны. «Природа» природы доступна только ей самой, мы же набрасываем на нее только схемы.
В самом глубоком значении, может быть, природа едина и целостна до такой степени, что миг каждый — вечность и наоборот, что атом каждый — Вселенная вся, и сопоставимы «они» — дополняемы. Но как? Пока же таинственный наш внутренний мир, отражая «всю» Все¬ленную с ее бесконечными масштабами, лишь видит красоту и строгость, но не продолжает ее, не строит ее. Пока же Великая природа, уравновесив каким-то скрытым значением (и напряжением) наш внутренний мир, любым своим ландшафтом и его состоянием питает и умиротворяет нас.
Где «идеальное» в сознании? во внутреннем мире? И если оно есть в нас (то есть, это — божественное), то оно есть и вне нас — в той природе. Его нужно назвать. Проявляет ли оно себя? например, в морозных узорах на окнах, так схожих с буйной растительностью, узорах, фантастически полно и свободно украшающих в холодную зиму наши окна? Эти подобия водорослей нам — какая-то не чуждая граница. А в предчувствиях? Они неясны, тревожны, они объединяют нас всех чем-то единым, о котором мы только догадываемся; то вдруг предчувствия замысловато проходят перед нами в коротких сюжетах сновидений, причудливо переходящих одно в другое.
Но более непонятное — в «улице», то есть, в масштабе пространства, непосредственно окружающего именно нас вне жилища, в том соотношении дня и тебя самого: непонятна твоя жажда смотреть и невозможность «насмотреться» любым временем года, смотреть, вдыхать этот огромный блистающий или мягкосумеречный мир.
Открытая всем ветрам природа дает твоему взгляду все ответы, но более неосознаваемые..; открытая всему природа едина, и единое «замыкается» как на собственные структуры, включая структуры нашего организма, так и на наше Я, которое все время буквально спотыкается о собственное наслаждение или страдание, о собственную неудовлетворенность, все снимая с ситуаций.
Любое время дня и ночи! Любой ландшафт в любое время года!
Что приходит к нам? Что осознаем как великое и сильное? Осознаем как глубинный смысл жизни своей? Какая целостность соприкасается с нашей — несомненной целостностью? Ведь, действительно, все ответы приходят!
Еще есть сумерки — срез времени, когда время «забывается», когда оно либо с нами, либо отстает или забегает вперед. И странно нам. в собственной инерции. Но сумерки! Как они охватывают все звенящей тишиной! И тишина приобретает формы, запахи, тишина рождает новые реальности.
Да и сам свет — тайна: «часть» его, небольшую, «знаем» мы, «знает» внутренний мир наш, но организм весь, как и внутренний мир, как и все остальное на Земле, пронизывает свет целиком.
Не поторопились ли назвать просто неизвестное — идеальным, вне времени и пространства? Может быть, это только неизвестное нам есть большая часть природных сил?
Из книги «И звук, и свет», 1997
Проза с описанием природы для актеров
Антон Павлович Чехов
ДАЧНИКИ
По дачной платформе взад и вперёд прогуливалась парочка недавно поженившихся супругов. Он держал её за талию, а она жалась к нему, и оба были счастливы. Из-за облачных обрывков глядела на них луна и хмурилась: вероятно, ей было завидно и досадно на своё скучное, никому не нужное девство. Неподвижный воздух был густо насыщен запахом сирени и черёмухи. Где-то, по ту сторону рельсов, кричал коростель.
— Как хорошо, Саша, как хорошо! — говорил жена.— Право, можно подумать, что всё это снится. Ты посмотри, как уютно и ласково глядит этот лесок! Как милы эти солидные, молчаливые телеграфные столбы! Они, Саша, оживляют ландшафт и говорят, что там, где-то, есть люди. цивилизация. А разве тебе не нравится, когда до твоего слуха ветер слабо доносит шум идущего поезда?
— Да. Какие, однако, у тебя руки горячие! Это оттого, что ты волнуешься, Варя. Что у нас сегодня к ужину готовили?
— Окрошку и цыплёнка. Цыплёнка нам на двоих довольно. Тебе из города привезли сардины и балык.
Луна, точно табаку понюхала, спряталсь за облако. Людское счастье напомнило ей об её одиночестве, одинокой постели за лесами и долами.
— Поезд идёт!— сказала Варя. — Как хорошо!
Вдали показались три огненные глаза. На платформу вышел начальник полустанка. На рельсах там и сям замелькали сигнальные огни.
— Проводим поезд и пойдём домой, — сказал Саша и зевнул.— Хорошо нам с тобой живётся, Варя, так хорошо, что даже невероятно!
Тёмное страшилище бесшумно подползло к платформе и остановилось. В полуосвещённых вагонных окнах замелькали сонные лица, шляпки, плечи.
— Ах! Ах! — послышалось из одного вагона.- Варя с мужем вышла нас встретить! Вот они! Варенька. Варечка! Ах!
Из вагона выскочили две девочки и повисли на шее у Вари. За ними показались полная, пожилая дама и высокий, тощий господин с седыми бачками, потом два гимназиста, навьюченные багажом, за гимназистами гувернантка, за гувернанткой бабушка.
— А вот и мы, а вот и мы, дружок!— начал господин с бачками, пожимая Сашину руку. — Чай, заждался! Небось бранил дядю за то, что не едет! Коля, Костя, Нина, Фифа. дети! Целуйте кузена Сашу! Все к тебе, всем выводком, и денька на три, на четыре. Надеюсь, не стесним? Ты, пожалуйста, без церемонии.
Увидев дядю с семейством, супруги пришли в ужас. Пока дядя говорил и целовался, в воображении Саши промелькнула картина: он и жена отдают гостям свои три комнаты, подушки, одеяла; балык, сардины и окрошка съедаются в одну секунду, кузены рвут цветы, проливают чернила, галдят, тётушка целые дни толкуют о своей болезни (солитёр и боль под ложечкой) и о том, что она урождённая баронесса фон Финтих.
И Саша уже с ненавистью смотрел на свою молодую жену и шептал ей:
— Это они к тебе приехали. чёрт бы их побрал!
— Нет, к тебе! — отвечала она, бледная, тоже с ненавистью и со злобой.— Это не мои, а твои родственники!
И обернувшись к гостям, она сказала с приветливой улыбкой:
Из-за облака опять выплыла луна. Казалось, она улыбалась; казалось, ей было приятно, что у неё нет родственников. А Саша отвернулся, чтобы скрыть от гостей своё сердитое, отчаянное лицо, и сказал, придавая голосу радостное, благодушное выражение:
— Милости просим! Милости просим, дорогие гости!
ФЕЛИКС КРИВИН
Я БЫЛ ТАРПАНОМ
Я был тарпаном. Нас был целый табун, и мы неслись по степи, перемахивая через холмы и овраги. Земля пролетала у нас под ногами, и мы были свободны от нее, от земли, и от неба, стынущего над головой, и от скучного долга
озвращаться домой, на конюшню. У нас не было дома, у нас ничего не было, чем стоило дорожить на земле.
Мы неслись между степью и солнцем, испепеляющими друг друга вечным жаром любви, а может быть, ненависти. Мы неслись между двумя огнями, как стрела, пущенная нам вслед, или пуля, летящая нам навстречу. И на закате, когда, изнемогая, солнце и степь склонялись друг к другу, мы одни не чувствовали усталости.
Мы ничего общего не имели с мустангами, с этими в прошлом домашними лошадьми, которые отказались ходить в узде, но не смогли отказаться от многих старых привычек. Мы никогда не были домашними. Мы всегда презирали узду, даже если она была из чистого золота.
Мой друг Белогрив, который лучше меня разбирался в жизни, не раз говорил:
— У послушной скотины сена полные закрома, но ноги ее опутаны толстой веревкой. Желудок у нас один, а ног вон сколько, о чем же мы должны больше думать?
И, вместо ответа, Белогрив отрывал от земли свои ноги и уносился в степь, увлекая нас за собой.
Белогрив был самым лучшим из нас. Это понимали все, особенно Рыжая Кобылица.
И, конечно, это был Белогрив.
Та ночь застала нас посреди степи, и мы жались друг к другу, стараясь укрыться от зябкого ветра. И тут я увидел, как Рыжая Кобылица подошла к Белогриву и положила ему на спину свою красивую голову.
И вот Белогрив, который так хорошо разбирался в жизни, на этот раз стал в тупик.
Рыжая Кобылица не отходила от него, и голова ее была у него на спине, и глаза ее были закрыты.
Мы все, сколько нас было в табуне, смотрели на них, но никто не решился им помешать.
— Нет. Все это глупости.(продолжение ниже)
ФЕЛИКС КРИВИН
Я БЫЛ ТАРПАНОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Не знаю, быть может, с тех пор нами овладел страх, и нас все чаще настигали пули и стрелы. Мы уже не летели над землей, а прижимались к ней, выбирая места пониже, чтобы не так бросаться в глаза. Но нас все равно находили и все равно убивали. А потом я остался один.
Но я был, был тарпаном! Я не знал ни этой конюшни, ни этой телеги, я
скакал между степью и солнцем, раскаляясь от зноя и бега и видя впереди
выдумка, и все мы, сколько нас было, не выдумка, не выдумка!
Все-таки когда-то я был тарпаном!
Георгий Териков
МОНОЛОГ СЧАСТЛИВОЙ ЖЕНЩИНЫ
Монолог Печорина из «Героя нашего времени» М. Лермонтова
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея — удав — глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:
В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».
Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Вот что я нарисовал:
Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
— Разве шляпа страшная? — возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок №2:
Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.
На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 — я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.
ФЕЛИКС КРИВИН
ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ГОРНОСТАЕМ
АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО
ЖИЛ БЫЛ СЛОН
Одна маленькая девочка, обняв мою шею ручонками и уютно примостившись на моем плече, рассказывала:
— Жил-был слон. Вот однажды пошел он в пустыню и лег спать… И снится ему, что он пришел пить воду к громадному-прегромадному озеру, около которого стоят сто бочек сахару. Больших бочек. Понимаешь? А сбоку стоит громадная гора. И снится ему, что он сломал толстыйпретолстый дуб и стал разламывать этим дубом громадные бочки с сахаром. В это время подлетел к нему комар. Большой такой комар — величиной с лошадь…
— Да что это, в самом деле, у тебя, — нетерпеливо перебил я. — Все такое громадное: озеро громадное, дуб громадный, комар громадный, бочек сто штук…
Она заглянула мне в лицо и с видом превосходства пожала плечами:
— А как же бы ты думал. Ведь он же слон?
— И потому что он слон, ему снится все большое. Не может же ему присниться стеклянный стаканчик, или чайная ложечка, или кусочек сахара.
Я промолчал, но про себя подумал: «Легче девочке постигнуть психологию спящего слона, чем взрослому человеку — психологию девочки».
ЛЕОНИД ЕНГИБАРОВ
НЕ ОБИЖАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА
Неполнозубые появились на свет раньше других, когда еще в помине не было хищников, но вот уже у хищников полный комплект зубов, а неполнозубые так и остались неполнозубыми…
По этому поводу больше всех беспокоится Броненосец. Когда вокруг столько зубов, говорит Броненосец, нужно хорошенько заковаться в броню. И он заковывается в броню, потому что он неполнозубый, а когда ты неполнозубый, приходится хорошенько заковаться в броню.
Трубкозуб посиживает с трубкой в зубах и относится ко всему с философским спокойствием:
— Не было на свете хищников, а неполнозубые были. Не будет на свете хищников, а кто будет? Неполнозубые.
Так рассуждать можно только с трубкой в зубах, и Трубкозуб рассуждает с трубкой в зубах, сохраняя спокойствие. Его считают толстокожим, и он действительно толстокожий, а толстокожему незачем заковываться в броню. Ему главное — трубку в зубы (для этого всегда хватит зубов).
Муравьед помалкивает, он не станет зря болтать языком. Он болтает языком, но не зря (причем со скоростью ста шестидесяти болтаний в минуту). Муравьед пускает в ход язык только в кругу доверчивых муравьев, которые липнут к его языку в надежде услышать что-нибудь новенькое. Но ничего новенького они не услышат. Муравьед не станет зря болтать языком. Хотя, конечно, ему есть о чем рассказать, на что пожаловаться: из всех неполнозубых он самый неполнозубый — у него попросту нет зубов. Но кому станешь жаловаться? Муравьям?
Да, у всех неполнозубых проблем полон рот (там, где у других зубы, у них только проблемы), но Ленивец является счастливым исключением. Может, он и заковался бы в броню, как Броненосец, да только ему лень. И трубку взять лень, не говоря уже о том, чтобы болтать языком со скоростью — шутка сказать! — ста шестидесяти болтаний в минуту. Вообще-то Ленивцу неплохо и так, без брони, без трубки и даже неполнозубому.
Он развешивает себя на дереве, как белье, и висит без движения, так что в нем даже заводится моль — это уже не как в белье, а как в шубе. И его не смущает проблема неполнозубости, потому что когда полно зубов, как-то невольно находится им работа. «У кого зубов полон рот, у того забот полон рот», — мог бы подумать Ленивец, только пусть уж за него Трубкозуб думает, ему это больше подходит — с трубкой в зубах.
А Трубкозуб думает с трубкой в зубах: «Почему это Ленивец висит на дереве вверх ногами? Неужели ему даже лень перевернуться, чтобы занять в мире нормальное положение? Когда так висишь, все хищники получаются над головой, и не только хищники, но и самые мелкие твари… Может, потому Ленивец так мало двигается? — думает Трубкозуб. — Когда все над головой — и большие и маленькие, пропадает всякая охота… Но, с другой стороны, — думает Трубкозуб, — птицы тогда под ногами. И небо под ногами. Хотя, конечно, над головой вся земля. А ведь это нелегко, когда над головой вся земля. Но, с другой стороны, если учесть, что под ногами небо…»
Так думает Трубкозуб с трубкой в зубах и никак не может понять, почему Ленивец висит вверх ногами. И Броненосец не может понять — слишком он заковался в броню. И Муравьед не может понять — у него свои дела, муравьиные. Ленивец, наверное, мог бы сказать, если б не лень сказать. Когда вокруг одни полнозубые, он мог бы сказать, когда со всех сторон на тебя наставлены зубы, тут поднимешь не только руки — и ноги вверх, да так постепенно и привыкнешь жить вверх ногами.
худ к.ф.
Вокзал для двоих
(монолог)
читает Людмила Гурченко
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
НАТАЛЬЯ ДАВЫДОВНА
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
НАТАЛЬЯ ДАВЫДОВНА
[*] — Почему же вы не остались еще с ней?
— Я вернулась, чтобы выполнить свои долг, княгиня.
— Но у вас у самой, мое дитя, болезненный вид.
— Моя тетушка всю ночь не смыкала глаз.
— Бедное дитя! Вы губите свое здоровье. Ступайте скорей отдохнуть, моя дорогая (фр.).
Вид в эти воскресенья у Натальи Давыдовны бывал совсем болезненный. Казалось, она только что встала после тяжкого недуга или очнулась от безумной оргии; так было бледно и истомлено ее лицо со ввалившимися, окруженными тенью глазами, с пересохшими и искусанными губами.
Но дело в том, что никакой тетки у Натальи Давыдовны вовсе даже и не было. И всего удивительнее то, что в продолжение шестнадцати лет никто в этом ни разу не усомнился.
Раз в два или три месяца, в субботу, после всенощной, Наталья Давыдовна скромно спрашивала директрису:
— Ne permettrez vous, princesse, dЄaller voir ma tante?
— Mais certainement, mon enfant. Seulement ne fatiguez pas trop[*].
[*]— Вы разрешите мне, княгиня, проведать мою тетушку?
— Ну, конечно, дитя мое. Вы только не слишком утомляйтесь (фр. )
И Наталья Давыдовна, убедившись, по обыкновению, что ее птичник спит крепким сном утомившейся за день молодости, медленно выходила из институтских ворот, мимо почтительно кланявшихся ей сторожей и швейцаров.
Отойдя довольно далеко от ограды, она вынимала из кармана густую черную вуаль, окутывала ею лицо, и вдруг вся мгновенно изменялась. Это уже была кокотка, искательница приключений, швейка из хорошего магазина — все, что угодно, только не пунктуальная и строгая классная дама. Она шла свободной, развратной, слегка развинченной походкой женщины, привыкшей принадлежать сотням мужчин. Она провожала головой встречных прохожих, вызывающе смеялась, когда ее затрагивали, и в то же время, осторожная и внимательная, она зорко следила, чтобы не попасться близко на глаза кому-нибудь, видевшему ее раньше.
Ее красивая фигура привлекала мужчин, но на все предложения она отрицательно кивала головой, отделываясь от самых настойчивых дерзким, иногда циничным восклицанием, спасаясь от пьяных бегством. Она искала. Давний опыт и безошибочный инстинкт тайной развратницы указывали ей среди сотен обращенных на нее с вожделением лиц то, которое ей было нужно. Во взгляде, в хищном профиле нижней челюсти, в плотоядной улыбке белых и мелких зубов, в походке эта Мессалина узнавала черты страстного, ненасытного и неутомимого самца и выбирала его. К красивой наружности, к возрасту, к костюму она оставалась совершенно равнодушной; иногда это бывал старик, иногда горбатый, иногда едва оперившийся кадет. Намеченная ею жертва никогда не ускользала от нее. Случайное прикосновение ее локтя, беглый взгляд, самый тон, которым она произносила шаблонные уличные фразы, заставляли желать ее близости. Без сомнения, существуют какие-то тайные, незримые нити, по которым мысли одного человека могут мгновенно сообщаться с мыслями другого, хотя бы даже только что встреченного на улице.
Она везла своего избранника куда-нибудь на край города, в грязную гостиницу с самой скверной репутацией, и целую ночь напролет, без отдыха, предавалась тем наслаждениям, какие только могло изобрести ее необузданное воображение. Утром, когда ее случайный друг, утомленный чудовищной оргией, засыпал тяжелым сном, поминутно вздрагивая, она тихо выскальзывала из постели, одевалась и, заплатив за все ночные расходы, спешила на извозчике в институт. Ни разу никому она не дала второго свидания, хотя все, в промежутке между двумя ласками, умоляли ее об этом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДАЛЕЕ.
ТЕКСТ НУЖНО СОКРАЩАТЬ
Лев Николаевич Толстой. Анна Каренина
Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений отжившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым светом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.
ArtGang о Кино
Секреты успеха в профессии Режиссера и Актера
№125 Актриса театра Луны и путь в искусстве
№123 Практика — начни с одного слова
Бодхисаттва
№124 Контролируй это или как писать 10 000 слов в день
№122 Четыре правила создания классного героя
№121 Топ 5 каверзных вопросов актёрам-абитуриентам
№120 Как написать короткий метр: 11 шагов
№119 Как написать сериал
Репетитор ВГИК
№118 Куда пойти учиться на актера?
№117 Синопсис
Репетитор ГИТИС — подготовка к поступлению
Л2 Режиссура. Наблюдения
Л9 Драматургия Мотивировки
Л8 Драматургия. Действие
Л1 Режиссура. Введение
Л7 Драматургия. Сюжет и фабула
Л6 Драматургия «Сюжетная композиция» Часть 3
№ 113 Как я поступал во ВГИК. Часть 2
Л5 Драматургия «Сюжетная композиция» Часть2
№ 67 Примеры творческих работ во ВГИК: Режиссура
Л4 Драматургия «Композиция. Часть 1»
№ 112 Как я поступал во ВГИК.
№111 Студенты театра и кино из США отвечают на вопросы ArtGang №2
Л3 Драматургия «Звучащая речь в кино»
Л2 Драматургия «Немое кино»
Л1 Драматургия «Движение и деталь в кино»
№110 Студенты театра и кино из США отвечают на вопросы ArtGang
7 постулатов успешного Актёра
№108 Энергия и Энергетика. Практика
№ 107 Дыхание во время речи
№ 106 Как поступить на Режиссуру? Рассказывает студент мастерской Часть №3
№105 Зажимы
№116 Замысел режиссёра
Л10 Драматургия. Немой этюд
№ 104 Как поступить на Режиссуру? Рассказывает студент мастерской Часть №2
№ 103 Как поступить на Режиссуру? Рассказывает студент мастерской
№ 114 Как поступить в ГИТИС. Режиссура Театра
№ 102 Зубов Александр Евгеньевич
№ 101 Актёр кино vs Актёр театра
№ 100 Зачем актеру и режиссеру сценическая речь?
№ 99 Энергия и энергетика Актёра и Человека
№98 «День открытых дверей» ВГИК или консультация для абитуриентов Игрового Кино
№97 Список кинофильмов для обязательного просмотра (Александр Молчанов)
Линда Сегер
Вадим Викторович Демчог
Ершов Петр Михайлович
№ 96 Что должен знать и уметь начинающий Актёр и абитуриент?
№ 93 Ответственность в жизни Режиссёра
№91 Правила Жизни в Театральных и Кино Вузах
№ 41 «Эффект Кулешова» «Творимая земная поверхность» «Творимый Человек»
№115 Резонаторы голоса
№ 90 Как я поступала на Актёрский факультет
№89 Какие функции должен выполнять Режиссер?
№ 88 Как, где и когда зародилась Драматургия?
№87 Часто задаваемые вопросы Актеров про поступление в творческий вуз
Николай Михайлович Горчаков
№ 65 Чтецкая программа актёра и режиссёра: Басня, Проза, Стих
Не могу пока написать вам свои собственные рекомендации, мысли и советы по поводу чтецкой программы, поэтому воспользуемся знаниями других людей) Ибо время все ближе и ближе…
ЧТО И КАК НАДО ГОТОВИТЬ И ЧИТАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОСТУПИТЬ?
Замечательный человек Вячеслав Терещенко написал познавательную книгу для актера-абитуриента, Где, в том числе, рассказал о чтецкой программе абитуриента-актера, рьяно желающего поступить. Написано очень подробно. надеюсь вам пойдет на пользу. Благодарите Вячеслава Терещенко! (кстати, вы знаете кто это?))!
Далее привожу третью главу его книги.
Ты должен подготовить чтецкую программу, состоящую из:
— басни;
— стихотворения;
— прозы.
Чтецкая программа абитуриента: Басня
Разучивая басню наизусть, ты должен под образом ее героев представить, вспомнить знакомых людей, схожие ситуации, в которых бывал или их видел в жизни.
Если жизненного опыта не хватает, то тогда надо ярко нафантазировать в своем воображении героев.
место действия и ситуацию, в которой происходит история.
Это все нужно для того, чтобы история, происшедшая в басне, стала своей, была присвоена и пропущена через себя. Тебе в ней должно быть все понятно.
Надо обязательно решить: с каким отношением читать басню?
Тут есть два. ОСНОВНЫХ варианта;
1. Согласен с моралью автора и вместе с ним смеешься над героем, которого высмеивает он.
2. Не согласен с моралью автора и сочувствуешь героем, над которыми он смеется, смеешься над теми, которые ему симпатичны.
Выучив басню наизусть и разобравшись в ней досконально, ты добился многого, молодец! Но теперь запомни главное:
1. Басня — это анекдот. Читать ее надо так, как будто рассказываешь самый классный анекдот друзьям, которые его не знают.
2. Читать все нужно так, чтобы слушатели «видели» в своем внутреннем воображении то, о чем рассказываешь.
Ты должен своим словом, мыслью вызывать в их воображении «киноленту видения» того, о чем и о ком читаешь.
И в этом заключается твой талант: не только уметь заставить себя слушать, но и заразить своими образами, создаваемыми словами, воображение комиссии.
На это члены комиссии обращают большое внимание.
Говоришь о муравье, и я вижу его. Но то, КАК говоришь — от этого я буду смеяться или плакать.
Педагоги, слушая басню, прежде всего проверяют: есть ли у абитуриента чувство юмора, обаяние, заразительность?
Ведь актер играет в комедиях, водевилях, трагикомедиях и просто драмах, и чувство юмора является одним из качеств профессиональной пригодности актера.
Рекомендую для чтения выбирать малоизвестные басни, так как педагоги почти все басни знают наизусть, и незнакомая вызовет у них интерес не только к тебе, но и к сюжету.
Для примера возьмем басню И. Крылова «Стрекоза и муравей». Попрыгунъя Стрекоза Лето красное пропела;
Ты должен так читать, чтобы сразу слушатели увидели и эту стрекозу — красивая она или уродина, и это лето, и как она пела или хрипела. Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.
Мы должны понимать; хорошо это или плохо, что наступила зима? И как она «катит» в глаза?
Дальше рисуешь осязаемую картину очень холодной зимы.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле.
Ты должен нафантазировать эти светлые дни. Что они такое? Безмятежные школьные годы ИЛИ советские, доперестроечные времена? А может, ре* шишь, что это времена первого президента России, а стрекоза — это современный мошенник Хлестаков? А может быть, стрекоза — это папа, а муравей — мама?
Главное, чтобы эта аналогия тебя очень « заражала» и „грела“.
Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом.
То ли это богатые стол и дом, а может быть, очень бедные?
Все прошло: с зимой холодной Нуждаг голод настает;
Мы должны «почувствовать кожей» — так должен прочитать: «Все прошло», — что наступил конец мира для всех с наступлением зимы. Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный.
Мы должны увидеть, как она удручена, как она дрожит, как она не летит, а ползет и Муравью. Мы должны и его увидеть, ведь в басне он появляется впервые!
«Не оставь меня кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» —
Она умоляет Муравья (оказывается он ей кум, родственник) до весны пожить у него дома, ведь она ничего не имеет, кроме своего таланта певицы.
Как она это говорит? То ли в приказном тоне, а, может, просит о пощаде? Тебе решать.«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» — Говорит ей Муравей.
Как он спрашивает ее? Высокомерно или снисходительно, искренне, удивленно?
Все зависит от трактовки, идеи — главной мысли, которую хочешь до нас донести.
— До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час,
Так что голову вскружило.»
Развлекалась ли стрекоза «до потери пульса» и не работала, или пела и танцевала для зрители, дц изнеможения и денег не брала, — это тебе решать. «Ах, так ты… Я без души Лето целое все пела!»
Муравей или возмущен таким образом жизни или восхищен, что кума стала «звездой»…
Стрекоза признается то ли в том, ЧТО она виновата, что не подумала о подготовке к зиме, то ли в том, что работы было невпроворот.
— Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!
Движение мысли через всю басню должно идти к финалу — морали.
Прочитать басню можно и не банально.
Рекомендую: всегда любой материал, на первый взгляд показавшийся не очень интересным, перевернуть на 180 градусов. Не всегда, но иногда, это способствует интересным открытиям и творческим успехам.
Чтецкая программа абитуриента: Стихотворение
Ты знаком с множеством стихотворений русских и зарубежных поэтов.
В общеобразовательной школе изучал творчество А.С- Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, С.А. Есенина и А.А. Блики, Дж. Г. Байрояа и У. Шекспира и многих других авторов.
Кого же выбрать, чтобы дарование при читке стихотворения проявилось более полно?
Нужно выбирать из тех авторов, которые нравятся больше всего. Надо брать то стихотворение, которое производит сильное эмоциональное впечатление, заставляет биться сильнее сердце, с мыслью которого полностью согласен.
Пусть не пугает то, что оно слишком маленькое или слишком длинное. Главнее, что оно каждый раз заставляет волноваться, переполняет чувства, и ощущаешь потребность прочитать его другим людям, заразить их мыслями, заложенными в стихотворении, которые волнуют тебя.
Полезно также прочитать биографию автора, узнать о его жизни, о том, как он творил.
Нужно готовить два-три разноплановых стихотворения и обязательно разных авторов.
Если взял сонет У. Шекспира, то посмотри еще стихи Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, В.В. Маяковского или И. Северянина, а может, К.М. Симонова или М.И. Цветаевой.
Также пусть не пугает, если ты девушка, а хочешь читать «мужское» стихотворение. Имеешь на это полное право.
Обязательно в репертуаре должны быть стихи классических авторов.
Во первых, подлинным, живущим в веках называется произведение, основанное не только на высоком профессионализме, но и на вечных нравствен-ных ценностях. И имя ему — классика. Это относится как к стихотворениям, так и к прозе.
Во-вторых, это говорит о твоем хорошем, вкусе и высоком культурном уровне. Когда стихи выбраны, то, естественно, их надо выучить наизусть.
Если на это уходит немного времени, то с памятью, которая является качеством профессиональной пригодности артиста, все хорошо. Но если учишь одно стихотворение целую неделю и никак не можешь запомнить первую строчку… Тогда прими верное решение и пойми, что лучше тебе подумать о другой профессии.
Выбирать тот материал, который наиболее полно раскроет творческую индивидуальность, помогут следующие рекомендации.
Как известно все люди принадлежат к одному из 4 психологических типов:
— сангвиник— человек, оптимистически мажорно воспринимающий мир;
— холерик — человек очень подвижный, как «юла», непоседа и заводила, быстро принимающий решения;
— флегматик — человек спокойный, любящий размышлять и анализировать мир;
— меланхолик — человек, минорно, печально воспринимающий действительность.
В чистом виде такой тип не встречается, но доминирует в каждом из нас непременно один из 4 типов. Так распорядилась природа.
Нужно внимательно присмотреться к себе и понять: какой тип во мне доминирует?
Это необходимо сделать для того, чтобы выбрать верный чтецкий репертуар среди басен, стихотворений и прозы.
Например, выбрал стихотворение о любви. Оно страстное, бурное, с бешенным ритмом. Ты хорошо его прочитал.
Каждый педагог может задать вопрос:
— А у Вас есть еще что-нибудь?
Если опять будешь читать о любви, пусть даже другого автора, то педагоги мало что рассмотрят в тебе нового. Задавая этот вопрос, они хотят посмотреть на индивидуальность с другой стороны.
Твой темперамент, страстность, напористость они уже рассмотрели.
Поэтому надо иметь в репертуаре материал другого плана: с иронией или юмором, философский или созерцательный.
И тогда откроешь незамеченные еще педагогами свои прекрасные качества: как иронизируешь и размышляешь, сострадаешь и негодуешь.
Основные моменты в подготовке стихотворения запомни:
1. Нужно присвоить себе авторский текст»
2. Он должен рождаться на глазах слушателей.
3. Стихи должны идти из глубины души. Они — самые сокровенные мысли, которыми не можешь не поделиться,
4. Необходимо выдерживать четкий стихот ворный ритм — это один из основных законов стихосложения.
5. У каждого стихотворения свой, только ему принадлежащий ритм.
6. Все, о чем читаешь, слушатель должен видеть. «Читай не уху, но глазу.»
7. Нужно определить сверхзадачу: т.е. ответить на вопрос: «Ради чего я сейчас буду читать это стихотворение?»
8. Надо определить конфликт: между чем и чем, или кем и кем идет борьба? И на чьей я стороне?
9. Если стихотворение не «зажигает», или ты охладел к нему — ищи новое.
10. Ко всему, что происходит в стихотворении, ты должен выработать свое собственное отношение.
Нелишне познакомить тебя, мой юный Друг, с раэбором стихотворений и основными правилами стихосложения.
Это может пригодиться в дальнейшей профессиональной жизни.
Но этим мы займемся чуть позже, а сейчас рассмотрим вопрос, как надо работать над прозаическим материалом?
Чтецкая программа абитуриента: Проза
Выбирать для поступления прозаический отрывок или рассказ — наиболее трудная задача. Литературное наследие зарубежных и русских авторов настолько Обширно, что быстро найти именно тот материал, который «попадет в десятку», очень кропотливая работа.
Но не теряйся, это вполне разрешимый вопрос. Его можно решить несколькими путями в зависимости от твоего воспитания, образования и привычек.
Путь Первый
Прежде всего в спокойной домашней обстановке вспомни, каких авторов вы изучали в школе, и чье творчество тебя наиболее эмоционально затронуло.
Возьми листок бумаги и напиши для себя в столбик этих авторов и их произведения.
Далей, не торопись, поройся в памяти и вспомни по каждому выписанному произведению те места, которые тебе очень понравились, вызывали в воображении яркие образы и эмоционально воздействовали.
Все это также запиши на листке бумаги.
Это нужно для того, чтобы ничего не забыть и не перепутать. Ведь вдруг забытый, не прочтенный материал может являться именно тем одним, который максимально раскрывает твою творческую индивидуальность!
Далее, перечитай все записанные отрывки из произведений. Для этого собери у себя на столе нужные книги.Если их нет дома, то обратись к друзьям или сходи в библиотеку.
Читать подобранный материал можно по мере появления нужных книг и обязательно в спокойной, тихой обстановке, чтобы никто не мешал.
Это относится и к басням, и к стихотворениям. Отбери два или три наиболее понравившихся отрывка или рассказа. *
Рассказ, в отличие от отрывка, подразумевает собой законченную композицию и сюжетную форму.
Отрывок из повести, эссе, романа или большого рассказа должен быть по форме законченным! ИЛИ это описание бала Наташи Ростовой из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», или лирическое отступление о птице-тройке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Во всем необходимо соблюдать чувство меры.
Отрывок или рассказ не должен быть слишком короткими — на одну минутку, но и не слишком длинными — минут на десять. Самый оптимальный временной период — от трех до пяти минут.
Ведь абитуриентов перед педагогами проходит тысячи и, как правило, они больше 1-2 минут не слушают, а некоторых прерывают и через несколько секунд.
Это потому, что комиссии сразу становится понятно, гений ли ты или просто хороший человек.
Лучше всего выбирать материал из классических произведений. Ведь они отбираются временем, а оно не ошибается, и люди после этого называю эти произведения —: классическими, а авторов — классиками. Но об этом мы с тобой уже беседовали в разделе «Стихотворение».
Путь Второй
Можно подключить к поиску прозы тех людей, которым доверяешь. Они тебя хорошо знают. Знают, на что способен.
Их предложения также надо записать на листок бумаги, а после проделать работу, описанную в Пути Первом.
Возможно, что друзья или педагоги по литературе, а может, знакомый родителей профессор филологии посоветуют такой материал, с которым пройдешь сразу с прослушивания на Конкурс!
Путь Третий
Живешь в городе, где есть театр. Родители согласны с тем, чтобы ты поступал в театральный институт. Если у ник есть знакомый, обязательно хороший актер, то необходимо договориться с ним, чтобы он подготовил с тобой чтецкую программу для поступления.
Заодно он вспомнит свое поступление Б институт и расскажет об этом, а также оценит твои актерские способности и, по-дружески, или благословит, или посоветует выбрать другую дорогу в жизни.
Этот путь подготовки очень ценен тем, кто идет живое общение между человечком, делающим первые робкие шаги к профессии, и Актером с большой буквы, человеком талантливым и высоко про фессиональным.
Путь Четвертый
Тебе очень повезло, если ты очень способный к актерскому делу человек и тебя согласился подготовить к поступлению педагог из института, в который поступаешь. Как правило, он сидит в Приемной комиссии, и его голос влияет на принятие Решения комиссии.
К тому же он точно знает — КАК и ЧТО нужно подготовить, чтобы поступить.
Но это случается очень редко, но метко.
Вернемся к тому моменту, когда отобрал 2-3 прозаических материала.
После этого их надо выучить наизусть. Сначала один, а после второй. Этот процесс не должен проходить механически. Ты знаешь произведение, героев, о которых рассказываешь, место, где происходит действие, и множество деталей, описываемых в материале.
Но просто знать все это недостаточно.
Необходимо очень ярко нафантазировать в своем воображении и героев, которые действуют, и место, где это происходит, так, как будто они самые дорогие и близкие.
А может, ты читаешь от первого лица, и все происходит с тобой?
Тогда должен так присвоить текст автора, чтобы слушатель поверил, что все, о чем рассказываешь, что описываешь, происходило именно с тобой.
Надо не просто говорить, а авторским словом действовать, чтобы слушатель обязательно видел то, о чем рассказываешь. Чтобы он видел картину происходящего.
Необходимо разобраться в прозе. Также это относится ко всему чтецкому материалу. Для этого надо определить тему, то есть ответить на вопрос: о чем я читаю? Далее определить идею, мысль прозы — что хочет сказать автор, а вместе с ним и я?
Также надо сформулировать самое главное: — Ради чего я читаю эту прозу слушателям?
Ответ на этот вопрос Называется, в нашей профессии — СВЕРХЗАДАЧЕЙ.
Сверхзадача является самым главным ХОТЕНИЕМ — я очень хочу поделиться с вами этой историей!
Или я к чему-то их призываю, или предостерегаю, а может, взываю к совести?
Нужно найти конфликт: — Из-за чего и между кем И кем, или чем И чем идет борьба?
Между акулой и рыбаком за жизнь, или клеветой и правдой, чтобы спасти честь человека?
Непременно сверхзадача и конфликт должны быть очень ярко сформулированы, будоражить душу и определяться действенными глаголами.
Читать надо так, чтобы в этом участвовал весь твой психофизический аппарат, а не отдельно «от головы» или «потоком эмоций» захлестывать комиссию. Все должно быть в меру. А это получится, если непременно сверхзадача «жжет» твою душу и решаешь: «Молчать нельзя! Я очень хочу сказать вам о…», — и будешь читать гениально, и вызывать у слушателей сочувствие. А это уже успех.
Также необходимо учитывать, что слушатели — это самые добрые друзья, которым хочется читать.
Ни в коем случае не репетировать и не читать с «холодным носом», равнодушно. Это аксиома,
Через весь твой рассказ должно идти движение и развитие главной мысли — сквозного действия, поэтому делать «жирных» интонационных точек не рекомендую.
Поэтому оно должно быть сильным, упругим, весомым или легким, мажорным или минорным, искрящимся или затаенным, но ни в коем случае ни расхлябанным, непонятным, угасающим, слабым — бездейственным.
Запомни; если говоришь, то тебе это необходимо, жизненно важно. Вспомни: если в жизни нам чего-то очень нужно, мы становимся весьма действенными, энергичными, убедительными и звучащими.
Так и со сценическим словом, ведь оно продолжение и часть нас.
При подготовке прозы запомни следующее:
1. Выучи наизусть.
2. «Присвой» авторский текст,
3. Перед читкой обязательно задай себе вопросы:
— «Ради чего я сейчас буду читать?»
— «Что я хочу сказать слушателям?*
А сейчас будет полезно познакомиться с основными правилами речи и стихосложения, примера ми разбора чтецкого материала.
Глава 4. ЛОГИКА РЕЧИ И ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Логика речи
1. Что такое проза?
Проза в переводе с латинского означает — «речь, которая ведется прямо вперед», «вольный, освобожденный, прямой».
2. Что такое речевой период?
Период в переводе с греческого означает — обход, круговращение.
Пространное сложноподчиненное предложение, отличающееся полнотой развертывания мысли и законченностью интонации. Полнота мысли достигается включением второстепенных предложений, всесторонне освещающих содержание главного предложения (по схеме — Кто7 Что? Где? и т. д.). Законченность интонации достигается тем, что синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале Периода, замыкается лишь в его конце, а все придаточные предложения и обороты вставляются в нее, как в рамку. Длина Периода не превосходит объема дыхания. Мелодия голоса членит его на восходящую часть (протасис) и нисходящую (аподосис).
Периодическое построение речи обычно разрабатывалось в эпоху становления национального литературного языка:
— Греция — 4 век до нашей эры;
— Рим — 1 век до нашей эры;
— Франция — 17 век нашей эры;
— Россия — 18 век нашей эры.
Умение донести содержание и смысл произведения До слушателя находится в зависимости от тех-нического умения передавать ту, или иную интонацию, диктуемую композицией фразы.
Речевой период разбивается на речевые такты логическими и психологическими паузами, выделяются интонационно ударные слова, на которых держится ведение мысли до конца.
Еще в детстве,/ сердобольная моя сестра Галя, /чтобы утешить меня, /придумала шаткую теорию о том, /что почти все невысокие люди/ — талантливые, /она приводила много примеров; /Пушкин, /Наполеон, /Лермонтов, /Диккенс,/Дюма, / Врубель. /Шопенгауэр./
3. Что такое речевой такт?
Целостный по значению и объединенный интонационно отрезок речи между двумя паузами.
Заключенные между логическими паузами отдельные слова или словосочетания принято называть речевыми тактами.
4. Что такое логическая пауза?
Слова, не связанные друг с другом по смыслу, отделяются паузами, которые называются логическими, так как они помогают верной передачи мысли фразы.
Логические паузы группируют слова в предложении по смыслу, иногда совпадают со знаками препинания, а иногда и нарушают их, возникают там, где их нет.
Анекдот о трех картах /сильно подействовал на его воображение /и целую ночь не выходил из его головы.А.С. Пушкин
5. Как «читаются» точка, запятая.
Точка — завершающееся голосовое понижение. Фраза закончена, и продолжения мысли не будет.
Запятая — на последнем слоге слова, стоящего перед запятой, звук загибается кверху.
«Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателя терпеливо ждать продолжения незаконченной фразы», — пишет К.С. Станиславский.
6. Что такое двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки?
Вопросительный и восклицательный знаки ставятся в конце предложения. Означают эмоциональность речи и обозначаются повышением голоса.
Может быть и вопрос риторический, тогда он интонационно окрашивается иронией или сарказмом.
7. Что такое инверсия?
Инверсия — перестановки, нарушение обычного порядка слов. Выделяется паузами.
Волнение лошади сообщилось и Вронскому; он чувствовал, что кровь приливала ему к сердцу, и что ему, также как и лошади, хочется двигаться, кусаться, было и странно и весело. Л.Н. Толстой
8. Как читаются противопоставления?
Противопоставляемые части фразы, будут ли это отдельные слова, их сочетания или целые предложения, в звучащей речи передаются контрастностью голосового тона (низкого — высокому и наоборот) с некоторым усилением ударных слов, при этом первая часть фразы с противопоставлением всегда заканчивается интонацией запятой. Это была не пятая, а десятая попытка.
9. Как читаются групповые наименования?
Если наименование выражено несколькими словами, то логически обычно выделяется последнее из этих слов. Когда словами выражается целая мысль, отдельное суждение, ударение может быть не одно.
10. Как читаются вводные слова и вводные части текста?
Выделяются они интонационно. Есть три момента в звучании:
— перерыв в основной нити повествования;
— произнесение вводного слова или фразы;
— возобновление звучания основной фразы.
Он не любил ходить в театр, за исключением премьер, на которых можно встретить «нужных» людей.
11. Как читать сравнения?
То, с чем сравнивается, будет выделено ярче того, что сравнивается.
Тонкая, как голландская сельдь, мамаша, вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашлянула. АЛ. Чехов
12. Как читать повторяющиеся слова?
Если по смыслу в произведении можно говорить об энергии нарастания, о движении вперед, то более ярким среди повторяющихся слов будет последнее. Если же по содержанию как бы снимается необходимость борьбы и можно говорить о спаде энергии, то более ярко выделяется первое из повторяющихся слов.
К.С. Станиславский называл это «приливом энергии» и «отливом энергии». Слова, слова, слова…У. Шекспир
13. Как читается авторская ремарка?
Выделяется интонационно на понижении голоси и читается немного быстрее.
14. Как читается новое понятие?
Непременно выделяется ударением, интонационно, чтобы обратить на него внимание слушателей.
Мы долго ехали по дороге, но вдруг за поворотом я увидел огни Парижа,
Примерный план разбора прозаического произведения:
1. Прочитать об авторе.
2. Прочитать о произведении.
3. Определить сверхзадачу произведения и свою. То есть ответить на вопросы;
— Ради чего написано произведение?
— Ради чего я читаю?
— Что хочу сказать?
4. Установить конфликт в произведении. Между кем и кем, чем и чем идет борьба?
5. Нафантазировать характеристики действующих персонажей.
6. Сделать логический разбор текста
7. Произвести действенный анализ текста. Ответить на вопросы:
— чего хочу?
— для чего?
Основы стихосложения
1. Стихотворная речь
— это упорядоченная, построенная речь. В переводе с греческого языка «стихом» означает строй. Внешняя организация — строки. Каждая называется стихом и начинается, как правило, с большой буквы. Стихотворные строчки представляют собой соизмеримые единицы. Они подчинены определенному размеру, имеют созвучие конечных слов в стихе (рифму), отделяются друг от друга паузой.
Все эти элементы создают особую ритмическую организацию стихотворной речи.
Прощай, немытая, стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь воды голубые
И блещешь гордою красой.
А.С. Пушкин Четверостишие Четырехстопный ямб Перекрестная рифма
2. Стихотворениями называют поэтические произведения разных типов и жанров: элегия, ода. сонет, баллада и т.д.
3. Что такое строфа?
Отрезки стиховой речи, объединенные закономерным чередованием рифм (или окончаний не зарифмованных между собой стихов), называют строфами.
В русской поэзии распространены строфы простые:
Двустишие — где строки рифмуются между собой.
Четверостишие — где четыре строки в одной строфе, объединенные системой рифм и общей интонацией.
В нем могут рифмоваться все стихи между собой — АААА.
Могут быть зарифмованы три стиха, а четвертый оставлен нерифмовайным: АААб.
Могут быть с рифмой смежной: Аабб. Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона, И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Могут быть с рифмой Перекрестной! АбАб. До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.С.А. Есенин
Могут быть с рифмой кольцевой (опоясывающий): АббА.
Неповторимы ты и я. Помрем — за нас придут другие. Но это все же не такие — Уж я не твой, ты не моя.С.А. Есенин
Могут быть такие» где две строки рифмуются, а две не рифмуются: Аабв.
Могут быть белым стихом: Абвг. Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз.А.А. Ахматова
Также есть строфы пятистишные, шестистишные и так далее.
Например, строфа «Бородино» М.Ю. Лермонтова состоит из семистиший: ААбВВВб.
А.С. Пушкин для «Евгения Онегина» придумал четырнадцатистишную строфу, которую использовали в дальнейшем другие поэты: АбАбВВггДееДжж.
4. Что такое рифма?
Рифма в переводе с греческого — соразмерность. Обычно завершает строку (ритмический отрезок). Рифма бывает открытая, когда заканчивается на гласную
— пора — ура. И закрытая, когда на согласный — мал — удал. Рифмы бывают:
— Мужские — когда ударение падает на последний слог: заря — моря;
— Женские — когда ударение падает на предпоследний слог: суровых — сосновых.
— Дактилические — когда рифма падает на третий от конца слог:’ горушка — подгорушка;
— Гипердактилические — когда ударение падает на слог, отстоящий от конца более чем на три слога: улыбающийся — забывающийся;
— усеченные когда не совпадает количество согласных в заударной части созвучных слов: люди — будет
— замещенные — когда в них соответствующие согласные замещаются созвучными или нет согласными: вопросы — розы, пословица — поклонница;
— с перемещением — когда согласные «меняются местами»: выселки — высекли.
Рифмы в стихе располагаются тремя главными способами:
— перекрестная рифма: абаб
— смежная рифма: аабб
— опоясывающая рифма: абб»
5. Что такое метр?
Метр — это строй строки, то есть стиха. Основных метров в силлаботонике Пять.
6. Чем отличаются стихи одного стихотворения от другого?
1) Строением строки — метром: различается ямб, хорей и т.д.
2) Длиной строки — размером: различается трехстопный ямб, четырехстопный ямб и т.д.
3) Наличием или отсутствием Цензуры.
В пятистопном «Борисе Годунове» А.С. Пушкина все стихи имеют цезуру после второй стопы: Еще одно./последнее сказанье…
4) Окончаниями строк — мужскими, когда ударение падает на последний слог, и женскими — последний СЧОГ — безударный, дяктилическими (на 2 безударных), гипердактилическими (на три и более безударных).
5) При одинаковом метре и размере стихи могут иметь разный ритм ударений.
6) Стих существует только во взаимодействии с другими стихами, и его ритм взаимосвязан с ритмом фразыг периода.
Четверостишие
Перекрестная рифма
2 стих — 3 стопа — пиррихий, мужская рифма.
3 стих — женская рифма,
— усеченный ямб
4 стих — мужская рифма
7. Что такое белый стих?
Это стих без рифмы. А.С. Пушкин утвердил пятистопный ямб без рифмы. «Маленькие трагедии», «Борис Годунов» написаны белым стихом. Ранее былины, плачи писались им же. За рекой, на горе, Лес зеленый шумит, Под горой, за рекой, Хуторочек стоит…
А.В. Кольцов
8. Что такое паузный стих?
Когда в рисунке не хватает одного слога.
9. Что такое вольный стих?
Это вольный ямб. «Горе от ума» А.С. Грибоедов написал вольным стихом.
10. Что такое свободный стих?
Когда нет ничего кроме строки.
11. Что такое цезура?
Цезура означает в переводе с латинского — разрез. Цезура делит стих на два полустишия с ОТЧЙТ-ливым ударением в середине строки и на предпоследнем слоге. Введена в России в 18 веке. Употребляется от четверостишия и т.д.
Золотая цезура — в пятистишном ямбе цезура после второй стопы. Обозначается — /.
12. Что такое спондей?
Это двухсложная стопа — // —два ударных слога. Употребляется как замена ямба и хорея. Стих приобретает напряженный ритм.
13. Что такое октава?
Октава — это восьмистишие. Шесть стихов в октаве связаны перекрестной рифмой, а два заключительных — смежной.
А
Б
А
Б
А
Б
В
В
14.Что такое стиховая пауза?
При чтении стихотворения необходимо соблюдать паузу в конце каждой строчки — стиховую паузу.
Ее надо соблюдать и тогда, когда строка является только частью фразы, то есть когда фраза переходит из одной строчки в другую.
15. Что такое стиховой период?
Это стихотворный отрывок, умещающийся в одну или несколько строф, объединенный одной мыслью, составляющей основную мысль стихотворения. Может совпадать со всем стихотворением, а может и с одним стихом.
Прощай, письмо любви,/ прощай/ Она велела. / Как долго медлил я,/ как долго не хотела/ Душа предать огню/ все радости мои…/ Но полно, час настал,/ гори письмо любви.» А.С. Пушкин Шестистопный ямб Четверостишие Смежная рифма
16. Что такое пиррихий?
Пиррихий — двухсложная стопа. Два неударных слога. Употребляется как замена ямба и хорея. Он облегчает строку.
Ты подготовил чтецкую программу для поступления и теперь можешь смело начинать восхождение по лестнице под названием поступление.