протоиерей павел кондраков биография

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Протоиерей Кирилл Сладков, родился 30 октября 1981 года в городе Коломна Московской области, в 2004 году окончил Коломенскую духовную семинарию и 14 лет в ней преподавал. 7 апреля 2004 года рукоположен в сан иерея, был настоятелем двух сельских храмов Коломенского района, затем — Иоанно-Предтеченского храма Коломны. В 2009 году окончил Коломенский государственный педагогический институт, а в 2017 — заочно Московскую духовную академию. В 2015 году возведен в сан протоиерея.

С марта 2014 года по июль 2018 года был благочинным церквей Луховицкого округа и настоятелем Христорождественского храма города Луховицы Московской области. Летом 2018 года решением Священного Синода был назначен исполняющим обязанности председателя Синодального отдела по делам молодежи. А 16 июля 2019 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом назначен руководителем Молодежного отдела Московской городской епархии, а также настоятелем нашего храма и храма благоверного князя Александра Невского.

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Протоиерей Павел Кондраков, родился 23 февраля 1971 года в городе Мытищи Московской области, в 1993 году окончил Московский государственный университет леса, в 2001 году окончил Московскую духовную академию, 12 апреля 2000 года рукоположен во диакона, 19 января 2001 года Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во пресвитера, в 2006 году удостоен права ношения наперсного креста. В 2011 году возведен в сан протоиерея.

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Иерей Георгий Брылев, родился 07 апреля 1974 года в городе Москве, в 1995 году окончил Школу-Студию при МХАТ им. А.П. Чехова, в 2001 окончил Московскую духовную семинарию, 21 марта 2004 года рукоположен во диакона и назначен штатным диаконом Патриаршего подворья с храмом Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой, в мае 2008 года назначен штатным диаконом храма святителя Николая в Покровском. 29 мая 2011 года рукоположен во пресвитера. В апреле 2012 года удостоен права ношения набедренника.

Источник

Протоиерей павел кондраков биография

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Источник: «Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год»
Церкви приходские, домовые и кладбищенские
Кирсановский уезд
3-й Кирсановский округ
Ц. стар. при 1-й ц. Действ. Стат. Советн. Петрово-Соловово, с 1875 г., при 2-й ц. госуд. крест. КОНДРАКОВ, 1868 г.
—————————————————-
3-й Кирсановский округ.
В с. Карай Салтыкове, Архангельская, д., главная. При ней в с. Карай Пущине Казанская, приписная.
Наст. свящ. Васил. Ник. Скоров, 2 р., р. в 1869 г.
Церковный староста при 1-й ц. Действ. Стат. Советн. Петрово-Соловово, с 1875 г., при 2-й ц. госуд. крест. Кондраков, 1868 г.
http://www.petergen.com/bovkalo/sp/tambov1876.html
___________________________________
Расшифровать и перевести на современный язык выше приведенные записи мне помогла Ирина Фещенко.
Огромное ей спасибо от всех Кондраковых)))
Ниже приведен этот перевод:)

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Свящ. Александр Васильевич Лысогорский.

Из воспоминаний Лидии Алексеевны Кондраковой.
Мой отец — Александр Васильевич Лысогорский — был священником. Семья жила в с.Медное (ныне Сампурский район). Отца раскулачили и отправили в ссылку. Маму тоже хотели забрать, но председатель с/с ее предупредил. Тогда она уехала в с.Нижний Шибряй к сестре. У сестры оставила детей, а сама поехала в Тамбов. Здесь евреи ей дали документы на фамилию Орехова и переправили в Кирсановский уезд. Мама вспоминала, что перед арестом отца ночью было слышно, как кто-то вошел в кухню, послышался грохот на кухне, затем в кабинете, приблизился к спальне, но не вошел. Все было в доме цело и все двери закрыты. Когда забирали отца, так все и было, как в ту ночь. Все те же звуки повторились уже по настоящему.
http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=orthodox.

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

КОНДРАКОВ, иерей Павел, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском, родился 23 февраля 1971 года в городе Мытищи Московской области, в 1993 году окончил Московский государственный университет леса, в 2001 году окончил Московскую духовную академию, 12 апреля 2000 года рукоположен во диакона, 19 января 2001 года Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во пресвитера, в 2006 году удостоен права ношения наперсного креста.

Радиостанция «Голос России»
Передача «Сорок сороков» 13.05.2008, 22:05

Программа «Сорок сороков» и ее ведущий Марк Шихов вновь приглашают слушателей в старинный район Москвы, некогда известный как село Покровское – Рубцово. Здесь еще в XVI веке стояла деревянная Никольская церковь. После победы над польско-литовскими интервентами в 1615 году она была вновь освящена в присутствии самого царя Михаила Феодоровича, который близ села Рубцова устроил свой загородный дворец и жил в нем, пока обустраивался после войны Кремль. Уже в середине XVIII века деревянную Никольскую церковь сменил новый каменный храм, известный поныне как храм Николая Чудотворца в Покровском-Рубцове. С этим местом и самим храмом связаны имена дочери Петра Великого Елизаветы и полководца Александра Суворова.

Обо всем этом – в передаче с участием клирика священника ПАВЛА КОНДРАКОВА.

Источник

Осквернение храмов в Москве: расследование

В ночь на 4 октября 2012 года в Москве, на Бакунинской улице, были осквернены два храма, стоящие неподалеку друг от друга. Во дворе храма святителя Николая в Покровском был спилен крест, а на стену храма Пресвятой Богородицы в Рубцове нанесена надпись. Наш корреспондент побывал на месте событий и выяснил, что храмам на Бакунинской угрожают не только вандалы.

Впервые упоминание о храме святителя Николая в Покровском встречается в церковных ведомостях в 1613 году. Поначалу храм был деревянный. Вокруг храма располагался погост, на котором хоронили местных жителей. Этот храм имеет богатую историю. С ним связаны имена новомучеников.

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биографияВ храме хранятся святыни, среди которых ковчежец с частицами Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей святых.

Люди, спилившие крест во дворе храма не только совершили кощунство, но и оскорбили память усопших, ведь этот крест был установлен на братской безымянной могиле.

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Вот что рассказал клирик храма святителя Николая Мирликийского протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биографияв Покровском, протоиерей Павел Кондраков: «Об осквернении храма я узнал 4 октября, когда пришел утром, чтобы служить Литургию. Сейчас спиленный крест изъят, он находится в полиции, где с него снимают отпечатки пальцев. Этот крест очень дорог нашим прихожанам. Ранее он находился на куполе храма, в 1991 году его заменили на нынешний и установили во дворе. Этот крест не является поклонным, он стоит на могиле, в которую собраны останки людей, похороненных на церковном погосте».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове возведен царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 года. Этот каменный храм стал памятником русской воинской славы, свидетельством окончания смуты и начала возрождения Отечества. Он передан Церкви в 1998 году, но службы в нем начали проводиться только в 2004 году.

По благословению Патриарха богослужение в этом храме проводится старым чином. Несмотря на то, что храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове является памятником культуры, находится он в довольно печальном состоянии и нуждается в реставрации. И вот теперь этот храм был осквернен.

Вот что рассказал клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, Иоанн Миролюбов: «Люди, которые сделали надпись на стене храма не в состоянии даже сформулировать свои мысли. Я не смог понять, что они имели в виду. Попробую воспроизвести по памяти: „Иудопоклонники, вон с Руси!“ Это уровень подростков, или людей уже переросших этот возраст, но оставшихся на подростковом уровне развития.

Наш храм — исторический памятник, он был построен в честь победы над поляками. Но наша история для людей, сделавших надпись на стене — пустой звук, это люди без рода-племени, прошлого у них нет. Тут к нам приходили репортеры из газет с комсомольскими названиями. И я им сказал, что в стране, где храмы годами целенаправленно разрушались, удивляться их осквернению, к сожалению не приходится. Внуки прежних комсомольцев продолжают дело предков. Мы просто пожинаем плоды, которые созрели за 70 лет безбожной власти.

Во дворе нашего храма тоже есть поклонный крест. Так что, возле него круглосуточное дежурство устанавливать? Как-то возле этого креста упало дерево. Оно прошло в сантиметре от креста, не задев его. Господь Свое бережет».

Аптечные страсти

Уже несколько лет по соседству с обоими храмами работает круглосуточная аптека.

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Протоиерей Павел Кондраков: «Храм свт. Николая Мирлийского спасает забор, который установлен со стороны сквера. Этот сквер давно облюбовали наркоманы. Наши прихожане неоднократно проводили в сквере субботники, собирали кучи использованных шприцев. Фотографии этих шприцев вместе с коллективным письмом посылали префекту округа, но ответа не получили».

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Священник Иоанн Миролюбов

Священник Иоанн Миролюбов: «Храм Пресвятой Богородицы находится от аптеки через дорогу. Использованные шприцы, упаковки и пузырьки от лекарств валяются вокруг храма, часто их закидывают за ограду, да и забор у нас чисто символический, перелезть через него не составляет труда, второй такой хлипкий забор в Москве еще поискать надо. И поэтому у нас в храме есть должность дежурного, который обходит территорию и гоняет наркоманов, которые здесь располагаются, чтобы сделать себе уколы.

Конфликт с наркоманами у меня был только один раз, это были конкретные уголовники, они начали на меня огрызаться, но, как правило, с ними даже разговаривать не приходится, делаешь жест рукой: „Уходите!“ и они уходят. Община наша достаточно молодая, людей мало, поэтому дежурные есть не всегда.

Приходится проводить субботники, собирать эти шприцы, набираются огромные кучи. Такие уборки небезопасны, уколовшись шприцем можно получить заразу. Детям и подросткам мы запрещаем участвовать в уборке мусора. Круглосуточная аптека должна быть головной болью для полиции, это — их проблема. Наша проблема в том, что аптека напротив храма».

Эти кадры были сняты нашим корреспондентом в октябре 2012 года. В кустах возле храма Пресвятой Богородицы наркоманы почти открыто делают внутривенные инъекции.

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Сентябрь 2011 года:

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Такую картину можно наблюдать около обоих храмов регулярно. Наркоманы колются прямо на улице на глазах прохожих. Прихожанам, идущим в храмы, приходится видеть это постоянно. На коллективные письма власти не реагируют. Возможно, реакцией стоит считать то, что из скверика возле храма святителя Николая убрали все скамейки.

Каждый, кто проведет в этом районе час, увидит, как люди в черном (как выяснилось, именно этот цвет предпочитают наркоманы), деловито снуют возле аптеки и прячутся в кустах, чтобы сделать укол. Увидит разбросанные всюду упаковки от таблеток и окровавленные шприцы. В этом районе не стоит разгуливать летом в сандалиях на босу ногу, да и появляться там после наступления темноты небезопасно.

Возможно, православным активистам, которые чувствуют в себе силушку богатырскую, стоило бы обдумать идею пикета у подобных аптек. Ну, или хотя бы помочь прихожанам храмов на Бакунинской в уборке мусора. Но гонять наркоманов от круглосуточной аптеки — это совсем не то, что снимать с прохожих неправильные майки.

Источник

Протоиерей Павел Кондраков

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Нравится:

Клирик храма во имя святителя Николая в Покровском (г. Москва).

Передачи

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Помощь телеканалу

протоиерей павел кондраков биография. Смотреть фото протоиерей павел кондраков биография. Смотреть картинку протоиерей павел кондраков биография. Картинка про протоиерей павел кондраков биография. Фото протоиерей павел кондраков биография

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

Слушаем святых отцов

Читаем Апостол. 25 октября

25 октября. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

День ангела 25 октября

25 октября. Преподобный Амфилохий Глушицкий

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Источник

Протоиерей Павел Кондраков: Располагая к жертве свое сердце, мы делаемся близкими Богу

№32 (1073)

В этой теме:

Игумен Филарет (Пряшников): Постоянство в вере. Обновление в вере. Возрастание в вере
Протоиерей Кирилл Сладков: Достаточно ли усилий ты прикладываешь, чтобы что-то изменить в своей жизни?

Вопрос, с которого хотелось бы начать сегодня: «Во время пандемии стали очень актуальны трансляции богослужений в интернете. Можно ли во время трансляции богослужения пообедать или позавтракать или смотреть его сидя?». Давайте поговорим об условиях, в которых можно смотреть трансляции богослужений.

– Вопрос заключается в том, что человек хочет получить от трансляции. Если он ощущает себя соучастником богослужения, то желательно максимально приблизиться к обстановке в храме: встать благоговейно перед иконами и смотреть на богослужение, если человек не хочет себя лишать соучастия в жизни Церкви и хочет оставить для себя какие-то важные моменты, чтобы приобщиться общей службе… Можно отойти покушать, но на какие-то важные моменты, которые он для себя определил, опять начать молиться.

Мне кажется, возможности, которые нам дает сейчас Господь (даже технические), мы должны использовать, но разумно, проводя свою жизнь не так, чтобы грешить еще и еще, а именно помогать себе, своей душе, стараться ходить перед Богом в молитве, благоговении. В этом отношении, мне кажется, надо и действовать, когда мы смотрим богослужения и пытаемся приобщиться к тем церковным службам, что идут по телевизору.

Другой вопрос телезрителя: «Сейчас, когда храмы уже открылись, но некоторые храмы продолжают трансляцию богослужений, грешно ли смотреть трансляции?».

– Мне думается, здесь вообще не вопрос греха, а вопрос пользы: что ты хочешь получить для себя? Какие цели ты перед собой ставишь? Если ты, например, не можешь ходить на службу, ибо весь день у тебя занят, и можешь только приобщаться к молитвенному духу через просмотр тех или иных богослужений, которые показывают по телевизору, то милость Божия с тобой да будет. Если же у тебя есть возможность быть на богослужении, а ты ленишься, то для тебя, конечно, это будет не так полезно: ты будешь пропускать службы, открытые для тебя в это время в храме, и в то же время будешь страдать духовно, недополучая благодать, что могла бы быть с тобой – в храме особая обстановка, и мы видим: когда люди приходят в храм, прикладываются к иконам, у них даже другое ощущение. Мне кажется, не надо себя лишать такой возможности.

Это все равно своего рода выбор? Или все-таки грех, если я вместо похода в храм выберу просмотр трансляции богослужения?

– В любом случае каждый человек решает для себя сам. Иногда меня спрашивают: «Батюшка, это грех для меня?». А откуда батюшка знает, грех ли это для тебя? Ты сам почувствуешь. Здесь надо помолиться Господу и вообще попробовать ходить в храм и потом попробовать дома побыть и сравнить, как тебе, самому выбрать, что для тебя полезнее. Если чувствуешь, что не дотягиваешь до нормы, которую Христос через богослужение нам всем дает, то лучше ходить в храм Божий. Я очень часто замечаю, что люди, пропускающие богослужения в храме, теплохладнее – не имеют той ревности, что может быть через хождение в храм Божий. И тут еще надо помнить, что ангел Господень подсчитывает те шаги, которые ты делаешь до храма. Это тоже очень важно: какой-то труд совершать для Бога.

Вы сказали, что во время трансляции стоит смотреть на иконы. Мне кажется, это важный вопрос, когда собираешься посмотреть трансляцию: смотреть стоя или сидя, куда смотреть (на экран компьютера или на иконы), куда поставить ноутбук – может быть, под иконы?

– Эти вопросы настолько практические, что очень большое разнообразие их может быть. В Православии есть положение о различии частных мнений в деле спасения – и общецерковные, общепринятые положения по поводу Причастия, Исповеди. Так же можно подойти и к этому вопросу.

Если чувствуешь, что совесть тебя обличает перед экраном ноутбука, который где-то в неположенном месте (может, за кухонным столом) находится, и ты в это время чай пьешь, тогда так делать не надо, чтобы себя сохранить и не набрать новых грехов. Но если человек болеет, не может подняться, то, конечно, может и сидя, и лежа смотреть богослужения по техническим средствам.

Вопрос от телезрителя (люди боятся ходить в храм из-за пандемии, хотя вроде как основная волна уже прошла, – и все равно одолевает страх): «В магазин вроде хожу, на работу хожу, а в храм страшно ходить». Как Вы считаете, с чем это связано и что делать?

– Очень сложный вопрос. Это настолько личный выбор каждого, что советовать всем делать одинаково, мне кажется, не стоит – у каждого своя сила веры. Тут важно понимать: если ты решился посвятить свою жизнь Богу полностью, без остатка и горишь духом, конечно же, можешь через молитву, через покаяние, через открытие своих помыслов на Исповеди решать этот вопрос.

Но если человек никак не может пойти в храм, если он боится, переживает, его заставлять тоже не нужно: бывают разные случаи в жизни. Когда человек что-то делает силком, через понуждение или даже противление своего естества, получается, что он себя очень сильно расстраивает. Если человек может вместить, пускай вместит.

Всех же поставить в один ряд и заставлять каждого действовать в этом направлении будет не очень правильно, ибо волеизъявление каждого человека настолько свободно, что он должен сам для себя решить, готов ли он в случае, если заболеет, не роптать, не унывать, а предать свою жизнь Богу, довериться Ему.

Как помочь человеку сделать правильный выбор? Может быть, страшно пойти в храм, но где-то в глубине души чувствуешь, что нужно (тем более все храмы соблюдают необходимые меры предосторожности) – как в этой ситуации поступить?

– За такого человека надо помолиться – это самое первое средство помощи ему. И можно попросить Бога, чтобы Господь дал разума подсказать этому человеку, как действовать.

Конечно же, мы, христиане, призваны к вечной жизни, здесь однозначно можно сказать, что любые испытания с нами происходят по Промыслу Божию: если с нами что-то случается, надо довериться Богу – Господь все делает только ко благу.

Бывают случаи, когда человек боится одного, а с ним происходит совершенно другое, чего он даже не ожидал, но что не менее страшно, чем то, о чем он раньше беспокоился.

В этом случае надо с ним поговорить, подсказать ему, чтобы он доверился Богу, что Бог не даст ему искушения выше его сил: если человек боится, пусть он помолится Богу… Он может с Божией помощью прийти в храм и увидеть защиту и помощь, которую Господь ему даст. Проверяется все опытом: каждый человек опытным путем проходит отношения с Богом. Но сколько я видел в своей жизни, Бог только благ – и делает во благо человеку: никогда Бог не давал человеку искуситься выше сил и постоянно ему помогал, даже давал новые мысли.

Один из вопросов телезрителей касается Божественной литургии и толкования одного из ее моментов: когда священник говорит: «Победную песнь поюще…», в это время диакон поднимает звездицу и делает ею крестообразное знамение – что означает этот жест?

– Этот момент есть в Откровении апостола Иоанна Богослова и в Ветхом Завете, когда 4 животных и ангелы возглашают Господу песнь, «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», каждый из них по-своему возглашал Богу песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» – «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). И в этот момент диакон поднимает звездицу в знак того, что эти животные возглашали святую песнь Богу перед Престолом Его, он ударяет звездицей по дискосу, как бы изображая четырех существ ангельских, что предстоят Престолу Божию. В знак возглашения этими существами идет звук от звездицы.

Это прообраз возгласов ангельских чинов, которые возглашают перед Богом: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

Божественная литургия полна глубоких символических моментов. Интересно, что было первичным: символизм Литургии или же какие-то практические моменты? Например, великий вход – священники и диаконы выходят из северных дверей алтаря и потом заходят через Царские врата: они выходят из помещения и в него же заходят. Изначально в это была заложена определенная символика?

– В Литургии каждый элемент имеет историческое происхождение. Каждый момент Литургии, если проследим, имеет практическое значение, ибо Литургия постепенно совершенствовалась, наслаивалось одно действие на другое, и все выросло до той Литургии, которую мы сейчас имеем. Например, малый вход. Мы знаем, что священник дает диакону Евангелие, и они износят из алтаря Евангелие, встают перед Царскими вратами, а после того как диакон говорит «Премудрость прости», вносят Евангелие в алтарь. А в древности Евангелие хранилось в особом месте и из этого места выносилось для чтения народу и, так как оно износилось, когда Литургия стала изменяться, это же действие продолжилось уже в том чине Литургии, который мы имеем: Евангелие так же износится, но действию приписан духовно-символический смысл – выходит на проповедь Господь, а перед Ним со светильником исходят алтарники, знаменующие собой Иоанна Предтечу.

Так и в Литургии, когда на великом входе священник выходит уже с Дарами и поминает Патриарха и всех присутствующих: в древности не было жертвенника, а был престол, на нем совершалась проскомидия – заготавливались Дары, и был помин. Эти Дары как бы становились моментом, образующим Литургию, через который все верующие соединялись в одном Теле Христовом. Вынимались и частички за здравие, и был помин. Помин остался, а Дары износят с жертвенника – сейчас произошло разделение: на престоле мы теперь совершаем только таинство Евхаристии (само пресуществление происходит на антиминсе, освященном Патриархом), а Дары заготавливаются на жертвеннике, с которого они переносятся во время великого входа через северные врата при поминании всех верующих. И уже заносятся в алтарь для той тайны, которая совершается на престоле.

Насколько мне известно, в древности люди сами подходили к престолу и просили за кого-то помолиться и приносили сами какие-то жертвы – это был единый престол, к которому все подходили, так получается?

– В древности совершались агапы – «вечери любви», и они переходили в Литургию. Возносилась Чаша, хлеб, который преломлялся, и верующие причащались от единой Чаши единым хлебом. По поводу того, подходили ли верующие к престолу и приносили ли свои дары к нему, я не могу сказать: это спорный вопрос. Многие тоже спрашивали об этом… Надо иметь свидетельства.

Но одно я знаю: когда совершалась Литургия (в отличие от нашего времени, когда люди приносят свои средства, чтобы оплатить записки и подать просфорки в алтарь), раньше приносились выпеченные самими людьми хлебы, и на этих хлебах уже совершалось таинство Евхаристии и поминались люди, которые приносили хлебы.

А приношение на канон за усопших связано с этой традицией приношения даров или хлебов на Литургию?

– Все наше богослужение евхаристично, и все подготавливает нас быть со Христом через причастие Тела и Крови. И все приношения во время панихиды, – это тоже отголоски «трапезы любви», которая имела место в Древней Церкви. Конечно, эти хлебы не участвуют в Евхаристии, но они суть жертва за усопших, нуждающихся в нашей молитве; это приношение от сердца, выражаемое вещественным образом.

А усопшие нуждаются в какой-то жертве?

– Каждый из них имеет какой-то грех: все мы грешные и уходим в тот мир, где не можем уже делать добрые дела. Святая Церковь нам дает возможность вымаливать своих близких и творить добрые дела за ушедших в мир иной. Мне думается, эта жертва – не какая-то жреческая часть, когда мы мистически их исцеляем, а жертва любви: мы делаем за тех, кто ушел в мир иной, то, что они не сделали, живя здесь, на земле – как будто бы нашими руками они это делают. Делая добро, мы дополняем те добрые дела, которые они могли бы сделать, но не сделали.

В этом плане разные жертвы, разные добрые дела становятся помощью нашим усопшим.

С этим прямо связано совершение добрых дел: например, милостыня ради молитв об усопшем. А принести что-то и положить на канон как-то поможет? Это как-то связано с жертвенными поступками?

– Конечно. Если посмотреть Ветхий Завет, то мы заметим, что там настолько все четко было определено, что поражаешься, как сейчас современные люди говорят: «А неужели все это нужно Богу? Неужели все эти жертвы, о которых сейчас говорят современные священники, как-то могут помочь Богу?».

Здесь дело не в том, чтобы помочь Богу: мы помогаем самим себе. Во-первых, свое сердце располагая к жертве, мы делаемся близкими Богу, отдаем Ему самое лучшее через жертву, чем свидетельствуем о своей любви к Нему и, соответственно, помогаем себе. Когда же мы творим дела милосердия и какие-то жертвы приносим за людей усопших, то свидетельствуем, что дела, которые они не успели сделать на земле, они делают через нас ради Бога – и так мы им тоже помогаем.

Есть такое положение в «Послании восточных Патриархов», написанном в XIX веке: если человек, усопший в вере, покаялся, но не принес достаточно добрых дел, чтобы быть с Богом, то наши дела милосердия и молитвы за этого человека будут очень даже полезны для его души.

Значит, мы можем частично изменить посмертную участь человека.

– Конечно, обязательно: весь смысл заупокойного богослужения перечеркивается, если это невозможно. На этом все и основано – все богослужение направлено на то, что мы у Бога просим милости о тех, кто ушел в мир иной.

Бывает так, что человек, ушедший в мир иной, по молитвам Церкви получает лучшую участь, чем он мог бы даже себе представить. Помимо того, что совершается заупокойное богослужение (панихиды, ектеньи), еще приносится Бескровная Жертва, всемогущая, очищающая грех каждого человека.

Если задуматься о преступниках, даже о разбойниках, которых Церковь отпевает, совершает молитвы, получается, что и их участь можно изменить? Несмотря на зло, что они могли причинить другим людям.

– Давайте возьмем такой случай – разбойник на кресте, ничего не сделавший для Царствия Небесного, как мы думаем. Он только возопил: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Некоторые возмущаются, что особенного в этом: возопить и пойти в Царство Небесное? Но поймите – Господь Сердцеведец, и Он увидел его внутреннее состояние, его покаяние. Это уже был не разбойник, а новый человек. И посмотрите: Господь ему говорит: «Ныне же будешь со Мной в раю»… Преподобный Амвросий Оптинский говорит: «Хорошо, он будет с Ним в раю, но еще шесть часов повисеть на кресте и рассчитаться за те грехопадения, которые он сделал, – это все-таки серьезное испытание». И он, видимо, достойно прошел его.

Но мы должны понимать еще то, что не знаем души человека: мы судим по-человечески, а Бог судит по-Своему. Мы не знаем, какие были испытания у человека в жизни. Может быть, у него были добрые дела, за которые Господь сподобил его получить благословение нашего священноначалия, чтобы его отпели и похоронили по-христиански.

Вы вспомнили разбойника, который висел на кресте. Но он хотя бы покаялся, а если человек не каялся перед своей смертью?

– Здесь не мне решать. Все зависит от того, какая у этого человека основа, чтобы соединиться с Богом. Если человек делает добрые дела, за которые можно зацепиться (грубо говоря), то Господь участь такого человека решает в лучшую сторону за молитвы Церкви.

Конечно, мы не можем говорить, что есть такой человек, который находится в бездне греха, без единого маленького доброго помышления. Например, мы знаем про одного страшного человека, который был настолько зол и сребролюбив, что от него днем с огнем нельзя было допроситься крошки хлеба. Однажды к нему пристал один нищий и так достал его, что тот хлебом в него метнул. Когда этот жадный человек умер, нельзя было ничего доброго найти в его жизни. И тогда ангелы положили на чашу весов этот хлеб, которым он метнул в злобе на того, кто попрошайничал. И это стало единственным условием его спасения – было принято как милость от этого человека.

Я хочу сказать, что Бог в любом случае старается человека спасти, а какая у него участь, мы не знаем. Нам надо все равно молиться и пытаться помочь человеку в той жизни.

Спасибо, что были сегодня с нами. Мне кажется, мы подняли много важных тем. Какая тема Вам показалась наиболее важной? Какую тему Вы бы хотели особенно отметить?

– Мне кажется, очень хорошая тема сегодня была – молитва за усопших: когда бывают дни усопших, многие люди пропускают службу и даже не понимают, что и они скоро будут усопшими – мы все идем в тот мир, и от того, как мы относимся к своим усопшим ближним, зависит наша конечная судьба. Я вижу в этом глубокую взаимосвязь.

Записали:
Елена Кузоро
и Наталья Культяева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *