проповедь о жизни вечной
Начало вечной жизни
Собор Василия Блаженного / Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»
Господь дает удивительное обетование верующим в него людям: «Слушающий слово мое и верующий в пославшего меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5:24). Да, действительно, обетование замечательное, и стоит задуматься: как же его приобрести?
Во время земной жизни Христа за ним ходили толпы людей, но многим из них хотелось от него решения сиюминутной потребности: исцеления от болезни, чуда, насытится в изобилии, разрешения трудной житейской ситуации. Люди с удовольствием слушали Господа, но менять свою жизнь по его учению собирались далеко не все. Поэтому, зная внутреннее состояние своих современников, Христос говорил: «Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих; и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы я исцелил их» (Мф. 13:13–15).
Как же нам надо слушать слово Божие, чтобы получить обещанное Христом обетование? Надо не только слушать, но и соблюдать то, о чем говорится в Евангелии: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк. 11:28). Глагол «хранить» в данном случае означает не спрятать, чтобы никто не видел, а — реализовывать, соизмерять с ним свою жизнь, пользоваться полученным добром во благо, не растерять его среди повседневной суеты.
Второе важное условие достижения жизни вечной, о котором говорит Христос, — вера в Бога: «Верующий в пославшего меня имеет жизнь вечную. » (Ин. 5:24). Но вера — понятие растяжимое. Например, можно верить, что в Африке живет жираф. Подобная вера (или ее отсутствие) никак не сказывается на жизни человека, и если он просто верит в то, что когда-то на земле был Иисус Христос и, может быть, он даже Сын Божий, но на этом ставит точку, то от такой веры пользы нет. Человек может считать себя верующим в Христа, заходить в храм, ставить свечки, но делать это не ради своего спасения, а ради иных целей: послушать пение хора, получить хорошую оценку, найти жениха. Но такую веру трудно назвать христианской. Бесы тоже веруют и трепещут (Иак. 2:19).
Вера у человека должна быть живой. В чем же она должна выражаться? Это в первую очередь доверие к Богу. Не просто на словах признавать, что Христос был, что он — Богочеловек, что он может и сейчас сотворить чудо. Нужна практическая жизнь в соответствии с верой. Человек, действительно поверивший в Христа, начинает доверять ему: потихоньку раскрывается перед Богом, учится воплощать заповеди Евангелия в своей жизни, старается действовать так, как Господь говорит. И все это — ради того, чтобы здесь, на земле, начать жить по слову Божию.
В своей повседневной жизни во всяком деле мы ставим цель и затем приступаем к действиям для ее достижения. Например, наметив цель поступить в институт, мы нанимаем репетиторов и готовимся. Спланировали летом поехать на отдых с семьей (поставили себе цель), стали изучать место: куда отправиться, что можно там увидеть, где остановиться ночевать, во сколько все это обойдется и так далее. Потом начинаем постепенно намеченное реализовывать: планируем на это время отпуск, накапливаем средства, приобретаем билеты. Так и в духовной жизни. Цель определена, и мы должны достичь единства с Творцом. То есть свой разум и чувства привести к единению с Богом. Имея цель, мы должны к ней двигаться. Начинается этот процесс на земле, а продолжается в вечности. Это движение к вечной жизни мы можем начать только сейчас — в течение этой земной жизни, а не после смерти.
Но что же такое вечность, жизнь вечная? Практически мы этого не знаем. А раз не знаем, что такое вечная жизнь, то есть ли смысл ставить вопрос о ее стяжании или это бессмысленно? Смысл есть. Мы не знаем, что она представляет, ибо она, пока человек живет на земле, — вне человеческого познания. Но она есть и открывается человеку за границей земной жизни. Мы только знаем о ней как об обетовании, и Сам Господь нам объясняет: «Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого истинного Бога и посланного тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Вечная жизнь заключается в познании Бога, в единении с ним. А знать Бога — это не просто сказать, что он есть. Настоящее познание происходит через теснейшее единение с ним. Когда, к примеру, в Священном Писании говорится, что Адам познал добро и зло, то речь идет не о том, что он просто узнал, что такое хорошо и что такое плохо. Это он и так знал, знал и о древе познания добра и зла. Речь о том, что Адам на себе почувствовал, что такое зло, он принял его в себя и соединился с ним. Или опять, когда «Адам познал Еву, жену свою» (Быт. 4:1) — что, он с ней в этот момент познакомился?
В библейском смысле процесс познания Бога — это приобщение к Богу, то, что мы должны делать в своей жизни. Не просто читать книжки о Боге, а познавать его в практическом смысле. А Евангелие и творения святых отцов — воспринимать как руководство к действию на каждый момент своей жизни. К примеру, встает перед человеком трудная жизненная задача, и он должен решить ее не так, как это было бы ему выгодно с житейской стороны, а так, как это нужно по Евангелию. Так, как это будет правильно. Евангелие дано нам для того, чтобы мы свои желания сверяли с написанным в нем и поступали так, как говорит Господь.
Это тяжело, поэтому кто-то пытается схитрить, оттянуть этот труд, перенести его на старость, когда грех перестанет интересовать человека. Некоторые рассуждают: «Придет старость, покаюсь и начну жить правильно». Это ошибочное суждение. Если начать заниматься благочестивой жизнью в старости и покаяться, то Бог грехи человеку простит, а развиться в нужном направлении человек не успеет. Греховные привычки могут стать натурой человека, и он не сможет искоренить грех из своей жизни и воспринять от Бога те дары, которые он готов был ему дать. Да и гарантии никто не даст человеку, что он до старости доживет.
Поэтому ко всем, а не только к пожилым людям, обращается Господь: «Следуй за мной». Апостолы, жены-мироносицы, услышав призыв, пошли за Христом, а богатый юноша, интересовавшийся вопросом, как ему наследовать жизнь вечную, отошел опечаленный. Ему земные интересы были важнее жизни вечной.
О достоверности будущей вечной загробной жизни – архимандрит Кирилл (Павлов)
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Церковь, как нежная и чадолюбивая мать, которая заботится не только о спасении живых, но простирает свою заботу и о спасении душ отшедших от нас отцев и братий, собрала нас сегодня, чтобы мы вознесли молитвы ко Господу о упокоении всех усопших в месте светле, в месте покойне.
(проповедь в родительскую субботу 3‑й седмицы Великого поста)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Церковь, как нежная и чадолюбивая мать, которая заботится не только о спасении живых, но простирает свою заботу и о спасении душ отшедших от нас отцев и братий, собрала нас сегодня, чтобы мы вознесли молитвы ко Господу о упокоении всех усопших в месте светле, в месте покойне.
Вознося свои молитвы, мы должны, не сомневаясь, быть уверены в том, что Господу они приятны, и Он приимет их как жертву, которая благотворно повлияет на состояние душ усопших. Мы не должны забывать усопших, ибо они — наши братия по духу и плоти, которые живут сейчас в другом мире и ждут от нас молитвенной помощи. Если бы перед нами отверзлась сейчас та бездна, в которой находятся души усопших, то мы могли бы увидеть трогательную картину их безмолвной мольбы к живым членам Церкви Христовой — мольбы о том, чтобы мы помогли им своими молитвами.
А совершая молитву за усопших, мы вместе с тем должны и сами себя готовить к переходу в иной мир, помышляя почаще о своем смертном часе и укрепляя веру в будущую загробную жизнь. К сожалению, в наше время некоторые люди совершенно отвергают бытие бессмертной души и бытие будущей загробной жизни, а между тем вера в бессмертие души для каждого человека является главным источником его нравственно-разумной жизни. Смотря по тому, как человек относится к вере в будущую жизнь, у него складывается определенное мировоззрение, определенный взгляд на свое земное существование. Если человек твердо верует в будущую жизнь, то он старается свою жизнь на земле провести добродетельно, безгрешно, уклоняясь от всякого зла. При забвении же о вечности человек ходит во тьме и не знает, куда идет. И жизнь земная для такого человека является даром напрасным и случайным, и порою такие люди разочаровываются в своей земной жизни и оканчивают ее самоубийством. В том, что будущая загробная жизнь существует, нисколько не приходится сомневаться, ибо имеется много существенных доказательств в пользу этой истины.
Прежде всего, дорогие во Христе братия и сестры, во все времена и у всех народов, наряду с верой в божество, всегда существовала вера в будущую загробную жизнь.
Греки, римляне, персы, арабы, индусы, даже дикари разных племен — все, так или иначе, верили и верят, что жизнь человека не прекращается с его смертью. Эта всеобщность веры в существование загробного мира имеет для нас весьма назидательное значение, потому что она красноречиво говорит, что будущая жизнь действительно существует, потому что вера в нее непосредственно заложена в саму природу, в сознание каждого человека.
Другим существенным доказательством бытия будущей жизни являются показания здравого разума, которые убеждают в том, что кроме настоящей жизни есть жизнь будущая. Обратим внимание на видимую внешнюю природу. “В целом мире, — говорит приснопамятный московский святитель митрополит Филарет (Дроздов), — нельзя найти примера, признака и доказательства уничтожения какой бы то ни было ничтожной вещи; нет прошедшего, которое не приготовляло бы к будущему, нет конца, который бы не вел к началу. Всякая особенная жизнь сходит в свойственный ей гроб лишь только для того, чтобы оставить там свою обветшалую старую одежду, а сама восходит в сферу иной жизни, чтобы облечься в новую прекрасную одежду. Солнце заходит, чтобы взойти опять, звезды утром умирают, чтобы воскреснуть вновь вечером. Реки погребаются в море, а воскресают в источниках; целый мир земных прозябений осенью умирает, а весною воскресает. Зерно, брошенное в землю, в земле умирает, чтобы воскреснуть в новом злаке. Умирает пресмыкающийся червь, а воскресает крылатая бабочка. Если низшие твари разрушаются только для воссоздания новой жизни, то неужели человек — этот венец творения, красота всей вселенной — хуже червя, или зерна горчичного?”
Другое доказательство бытия бессмертной жизни мы черпаем из свойств нашей души. В то, что Бог есть, мы несомненно веруем и знаем, что Он правосуден и всесвят. Им вложено в существо нашей природы стремление к добру и отвращение от зла. И многие люди действительно стараются делать добро, поднимая на себя нелегкий подвиг самоотвержения. Но мы видим, что часто в этой жизни нечестивые люди наслаждаются блаженством, а праведные страдают до самой смерти, и очень часто — от нечестивых. Если бы не было другой жизни и воздаяния по делам каждому, то оказалось бы, что Бог неправосуден и несвят, немилосерден к праведникам и слишком снисходителен к грешникам. Но этого представить невозможно, потому что будет другая жизнь, где каждый и получит награду по своим делам.
Для верующего человека существенным доказательством бытия будущей жизни служит Священное Писание. Для православного человека Писание является источником всех познаний, в том числе и познания о будущей жизни. Еще в Ветхом Завете эта тайна была возвещена людям, и люди уверовали в будущую жизнь. Премудрый Соломон говорит: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его ( Еккл. 12, 7 ).
В Новом Завете эта истина открывается с еще большей ясностью.
Сам Господь во Святом Евангелии неоднократно уверяет нас в бытии будущей загробной жизни: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, … когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут … и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения ( Ин. 5, 25, 29 ). Святые Апостолы, имея твердую веру в будущую жизнь, все свои послания основывали на этой незыблемой вере. Святой Апостол Павел глаголал: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… как мы носили образ перстного [Адама], будем носить и образ небесного [Адама] (Христа) ( 1 Кор. 15, 22, 49 ).
Наконец, есть и опытное доказательство действительного существования будущей жизни — явление душ умерших. В христианской Церкви имеется множество свидетельств явления из потустороннего мира людей как прославленных, так и самых простых смертных. Начиная с явления святых пророков Моисея и Илии, явившихся во славе на Фаворе при Преображении Господнем, святые часто по изволению Божию являлись людям на земле и возвещали им те или другие истины ради спасения человеческих душ. Были и примеры явлений из потустороннего мира грешников. Вот что повествует об этом святой Григорий Двоеслов. Он говорит, что в его время жил один пресвитер, который часто ходил в баню. Однажды, придя в баню, он увидел подошедшего к нему незнакомца, который начал ему прислуживать; он прислуживал так же и по окончании бани. Так повторялось несколько раз. Пресвитер, желая отблагодарить незнакомца, взял однажды в баню две просфоры. Незнакомец пришел и на этот раз и стал помогать пресвитеру снимать сапоги и подавать полотенце после купания. Пресвитер протянул ему за его усердие и любовь обе просфоры, но незнакомец изрек с горькими слезами: “Отче! Что ты делаешь! Ведь это хлеб святой, мне его есть нельзя. Я, которого ты видишь, был господином этих мест, но за свои грехи осужден. Если ты хочешь оказать мне любовь, то принеси этот хлеб Господу и помолись обо мне у Престола Божия, и если меня в следующий раз здесь не увидишь, то значит, твоя молитва была услышана”. Пресвитер целую неделю со слезами молился о душе этого незнакомца, принося за него каждый день бескровную жертву. Когда он снова посетил баню, незнакомец ему более не являлся.
Итак, будучи удостоверены в бытии будущей жизни, станем молиться с усердием за наших почивших родных и за всех православных христиан. А что молитва весьма полезна для усопших, подтвердит другая повесть, из жития преподобного Макария Египетского, именуемого еще и Великим.
Однажды этот святой муж, проходя по пустыне, увидел череп, лежащий на земле. Когда он стал поворачивать его посохом, то из черепа послышался стон. Старец спросил: “Чей ты, череп?” И услышал в ответ: “Я был здесь начальником над жрецами, а ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, молишься за нас, сущих в муках, и мы испытываем некоторую отраду”. “Какие же вы испытываете мучения и какую отраду?” — спросил старец. “Как далеко отстоит небо от земли, так высок пламень, который опаляет нас с ног до головы, да так, что мы друг друга не видим. Когда же ты молишься за нас, то мы имеем возможность лицезреть друг друга и это доставляет нам некоторое утешение”. Прослезился старец и сказал: “Несчастен тот день, когда человек преступает заповедь Божию! А есть ли еще более тяжкие мучения в аду?” Голос из черепа ответил: “Есть. Мы, которые не познали Бога, имеем хотя бы некоторое снисхождение. А те, которые познали Бога и отреклись от Него, не исполняя Его заповедей, испытывают еще более ужасные мучения”.
Дорогие братия и сестры, помолимся Господу об отшедших наших сродниках, чтобы Господь простил им грехи и вселил их в селения праведников. Пусть наши молитвы сольются в единый плач ко Господу, чтобы те, о ком мы молим, возрадовались духом за нашу любовь к ним. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.
Текстовые проповеди: Александр Шевченко (Aleksandr Shevchenko): «Имею ли я жизнь вечную?»
Действительно ли это важный вопрос? Если для кого-то он и не звучит достаточно актуально, то это может бытъ только по двум причинам: или человек не уважает себя, ибо не заботится о своем будущем, или имеет неверное представление о времени и вечности.
Скажем, наркоман ради короткого удовольствия отказывается думать, что произойдет с ним через пять лет. Он не любит себя и нереально воспринимает время. Если бы он, увидев последствия своих увлечений, реально осознал, каким будет его «завтра», он бы никогда не сделал этого сегодня.
Если же мы столь недальновидны в отношении нашего ближайшего будущего, порядка 5-8-10 лет, то тем более мы иллюзорны в отношении вечности. Мудрость человека определяется тем, как он смотрит на будущее.
Кто-то ищет дешевых увлечений, живя сегодняшним днем, не заботясь о завтрашнем.
Кто-то готов вкладывать деньги и убивать время на то, чтобы по истечении 10 лет поставить под своим именем подпись: «Доктор философии».
Кто-то смотрит дальше и понимает, что к старости вся эта суета его предаст: и состояние не будет радовать, и авторитет не понадобится… Поэтому такой человек посвящает себя семье, детям, чтобы на старости лет быть окруженным заботой и любовью.
Только совсем немногие смогли заглянуть еще дальше и позаботиться не просто о молодости или о старости, но о жизни после жизни, то есть о вечности. Этих людей, поистине, можно назвать мудрыми. Чем дальше человек способен видеть и заботиться о будущем, тем он мудрее.
Долголетие, окруженное благосостоянием и счастьем, это те составляющие, которые возбуждают интерес к жизни. Ученые делают новые и новые открытия в области самосохранения человека, разрабатывают всевозможные методы омолаживания, чтобы хоть немного приостановить процесс старения. Почему? Потому что мы любим жизнь. Обустроенную жизнь! По этому поводу Христос произнес притчу:
«У одного богатого человека был хороший урожай, и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих? И сказал он себе — вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
Как видишь, разума этого человека хватило лишь на то, чтобы позаботиться о себе на многие годы. Но, с Божьей перспективы, он назван безумным, поскольку ни разу не заглянул за грань земной жизни и не озадачил себя вопросом: а застрахован ли я. А что, если вдруг. А что потом, после всего. А имею ли я жизнь вечную.
Итак, если этот далекий вопрос: «Буду ли я жить вечно с Богом?» приблизить и вместить во время, в котором мы живем, он бы звучал приблизительно так: «Буду ли я жить завтра?»- и это было бы намного актуальнее и побудило бы наш ленный разум к размышлению, и даже в какой-то мере испугало.
Почему же нисколько не беспокоит людей опасность потери не просто недолгого будущего, но нескончаемой вечности? Я буквально молюсь о том, чтобы посеять в тебе тревогу, сорвать ложный покой, если ты не уверен в наличии жизни вечной.
Жизнь — величайший дар! И дьявол, зная психологию человеческой природы, говорил Богу: «За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него». Такая острая жажда и ценность жизни присутствует в человеке потому, что он осознает свою невозможность повторить жизнь, если хоть однажды ее потеряет. Поэтому на весах выбора он готов отдать все, лишь бы сохранить жизнь. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»? С другой же стороны, люди готовы сами прервать свою жизнь, когда не находят в ней удовлетворения.
Следовательно, если отвращение к единственной короткой земной жизни заставило кого-то пойти на такой ужасный шаг, что же можно сказать о вечности в аду, где человек лишен шансов исправить свое положение когда-либо. Может быть, это заставит тебя, наконец, заботиться не о фигуре или желудке только, но о будущем твоей души?!
Итак, мой вопрос: «Будет ли тебе приятно проводить вечность с Богом, или ты будешь всю вечность проклинать свою участь в аду?! Имею ли я жизнь вечную?» Вопрос, согласись, немаловажный…
1. Жизнь, в Божьем понятии этого явления, — это вечная жизнь.
«Я есмь Жизнь», — говорил Христос, то есть вечно длящаяся, вечно пребывающая, вечно существующая жизнь, и, заметь, Он не сказал, что жизнь во Мне, Он назвал Себя Жизнью. Следовательно, если Бог вечен, то и жизнь, которая в Нем, это вечная жизнь.
A теперь я желаю показать тебе, как по-разному смотрят на время люди и Бог. Поскольку Бог вне времени, а человеку назначены времена его обитанию, их взгляды относительно прошлого и будущего крайне отличаются друг от друга. Например: «На это сказали Ему Иудеи: „Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?“ Иисус сказал им: „Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь“. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него». Он сказал: «Я Есмь», не «Я был». Он вне времени, у Него один день, как тысяча лет. Это в отношении прошлого, что же относительно будущего?
«Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Марфа сказала Ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я есмь Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?»
Она говорит Ему: «Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Здесь Христос и Мария говорят на разных языках, Он говорит о том, что Он Есмь Жизнь и Воскресение здесь и сейчас так же, как и в будущем, в последний день. Мария же верила в доктрину воскресения, не сознавая того, что Тот, Кто будет воскрешать в последний день, может воскресить сейчас.
«Я есмь корень и потомок Давида». В этом выражении Христос говорит, что Он является тем корнем, от которого произошел Давид, и Он же Тот, который Сам произошел от Давида, Сын Давидов. Это поистине конфликт, который имел место в умах людей. «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» Говорят Ему: «Давидов». Говорит им: «Как же Давид по вдохновению называет Его Господом… Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» Чтобы иметь верное представление в отношении жизни, которую имеет Бог, необходимо понять, что Он вечен в Своем существовании.
Молитва Моисея, человека Божьего: «Господи! Ты нам прибежище в род и род (по отношению к человеку употребляет слово „род“). Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и Вселенную, и от века и до века Ты – Бог (по отношению к Богу употребляет выражение „от века и до века“). Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: „Возвратитесь, сыны человеческие!“ (показана временность человеческой жизни на земле). Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел…(противопоставляется Божья жизнь и человеческая жизнь на земле). Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет… проходят быстро, и мы летим. Научи нас так исчислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (мудрость в том, чтобы правильно оценить вечность).
«Я есмь Альфа и Омега (первая и последняя буквы в греческом алфавите. По-нашему это звучало бы так: я заполняю все, от „А“ до „Я“). Первый и Последний, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель». Как ты сам видишь, Бог простирается до бесконечности во времени прошедшем, настоящем и будущем. Следовательно, жизнь, которая в Боге, может быть только вечной жизнью, никогда не могущей окончиться смертью.
2. Человек обречен на вечное существование, поскольку принял жизнь, которая была в Боге.
«Создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». В отличие от всего животного мира Господь, создав человека, вдохнул в него именно ту жизнь, которую Сам имел в Себе. Из выше оговоренного мы видим, что Бог вне времени, «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни».
Именно это постоянство, которое можно назвать чуть ли не обреченностью на вечное существование, Бог вложил в каждого когда-либо зародившегося в утробе женщины.
В некоторых деноминациях утверждают, что Бог уничтожает грешников, не наказывая их в преисподней. Но мы видим в Писании, что и грешники, и праведники продолжают свое существование после смерти. Например, когда Бог уничтожал первый мир, Он уничтожал его с лица земли, но Он не мог уничтожить людей навсегда, вообще.
«Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни… все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности всей земли, от человека до скота и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге».
Прежде всего, интересно обнаружить тот факт, что истребляется «ПЛОТЬ, в которой дух жизни», истребляется только «с лица земли, под небесами, на суше, на поверхности земли», но ни в коем случае не истребляется вообще. В подтверждение этого мы находим, что спустя почти четыре тысячи лет Бог снова встречается с теми же людьми, в лице Иисуса Христа, только уже не на земле, а в преисподней.
«Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега».
Апостол Павел писал «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Здесь отчетливо видно, что человек живет не только на земле, не только колени обитателей земных, но и небесных, и преисподних обитателей преклонятся пред Иисусом.
Итак, человек однажды будучи зачат (даже если ему не дали родиться), наделяется вечным существованием. Мне даже приходилось беседовать с людьми, бывшими в исступлении. Будучи восхищенными на небо, они видели детские обители, в которых находились души абортированных детей, которым не дали родиться и увидеть мир.
Потому в Библии написано, что однажды положено человеку умереть, а потом суд. То есть его, человеческое, существование не прекращается, он всего лишь переходит в иное измерение жизни.
Это и страшно, и ответственно…
3. Понятия жизни вечной и жизни святой — это неразделимые понятия.
Мф. 19,16.
«И вот некто, подойдя, сказал Ему: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Он же сказал ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».
В этом недолгом разговоре имели место ценные истины. Человеческое мышление склонно иметь свое представление относительно того, как Бог распоряжается и пользуется властью. Здесь прослеживается некое заискивание перед личностью, во власти которой имеется право взять или не взять кого-то в жизнь вечную. Именно поэтому молодой человек называет Христа благим, пытаясь этим заиметь Его расположение к себе.
Итак, первое, в большинстве случаев люди мыслят о вечности, они уповают на милость и благость Божью. По их мнению, Бог не может поступить столь жестоко и не сжалиться над ними, чтобы не взять их к Себе в вечные обители.
Второе, что часто прослеживается в человеческом отношении к вечной жизни, это их человеческие добродетели. Молодой барин спросил: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Как будто людские благодеяния способны будут настолько повлиять на Бога, что Он будет обязан рассчитываться за них вечной жизнью.
Однако и первый, и второй вопрос был мимо сути, о чем сказал Господь. И первое, Божья благость, и второе, наши добродетели, все на своем месте, но Бог определил унаследование вечной жизни вне этих факторов, но только через соблюдение Его заповедей. Он ответил молодцу: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».
Этим Христос показывает, во-первых, что Он не злоупотребляет Своей властью и полномочиями и не судит никого, но Слово Его, то есть заповедь, будет судить всякого человека. Если бы не так, тогда Он был бы лояльным Сам к закону, который издал, это уже не Его характер. Он есть высшее правосудие! И неподкупен ни тщеславием, ни добродетелью, потому заключил все в соблюдение Своей конституции.
Итак, в этом отношении со стороны человека имеется два упования, на свои заслуги, или на милость Бога, но вход в жизнь вечную открывается только через соблюдение заповедей.
Понятия жизни вечной и жизни святой — это неразделимые понятия. Бог вложил вечную жизнь в заповедь, и потому соблюдающий заповедь является обладателем вечной жизни. Это не будет решаться в конце времен, это решено сегодня, сейчас. Если ты пребываешь в заповеди, значит, ты в святости, а если ты в святости, ты в вечной жизни. Эта последовательность абсолютна. «Когда вы освободились от греха и стали рабами Богу (то есть послушны Богу, Его заповеди), плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная».
Видишь, в результате послушания Богу приходит святость, и оканчивается это вечной жизнью.
И еще одна деталь. Важно заметить, что в Боге понятия святости и бесконечности во времени неразделимы, они единое целое Его природы. Потому, когда Бог вдунул в Адама дыхание жизни, которая была в Нем Самом, это была не только вечная жизнь, но также и святая жизнь. Более того, она была вечной, потому что была святой, и только. Потому Бог и сказал Адаму: «В день, в который ты вкусишь от запретного плода (то есть нарушишь заповедь), ты смертью умрешь. Почему? Потому что, нарушив заповедь, ты теряешь святость, а теряя святость, ты теряешь вечную Божью жизнь и умираешь для Бога. Итак, понятия жизни вечной и жизни святой — это неразделимые понятия.
Нарушив заповеданное, Адам потерял святость, потеряв святость, он потерял вечную жизнь, потеряв вечную жизнь, он умер вечной смертью. Почему вечной смертью? Потому что человек обречен на вечное существование, и когда он умирает духовно для Бога, он умирает вечной смертью.
Но давай вернемся к истории с Адамом и проанализируем реакцию Бога на его поступок. Писание нам передает небольшой диалог Отца с Сыном по этому поводу: «Вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Бог так Себя повел по той причине, что имел некое опасение, что Адам может вкусить от дерева жизни и будет жить вечно. Здесь имеются два вывода.
Это доказывает, что Адам уже не имеет жизни вечной. «Не взял также от дерева жизни и не вкусил, и не стал жить вечно».
Это доказывает, что Адам, утратив святость, не имеет права жить вечно в состоянии греха. Опасения Бога были в том, что Адам мог вкусить от дерева жизни и жить вечно. Но грешник не может жить вечно с Богом в раю. Потому Бог изгнал его из сада и поставил ангела с мечом, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Это записано в самых начальных главах Библии, а теперь давай взглянем в конец Библии, самую последнюю ее главу. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».
Последнюю главу Священного Писания Иоанн начинает словами о том, что Бог Тот же, Кто был вначале (Альфа и Омега), и останется тем же до конца времен. Но теперь открыт доступ к дереву жизни, и открыт Тем же Богом, который закрыл, преградил этот путь для Адама и Евы, НО условия те же, условия не изменились, как и Бог не изменился, это право только для тех, кто соблюдает Его заповеди, то есть для святых, чтобы они вкусили и жили вечно с Богом в Его царствии.
5. Состояние праведности и последующее за ним обладание вечной жизнью не могут являться достижением, но принимаются только как дар.
Смотри тему «Дар праведности».
6. «Имеющий Сына (Божьего) имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни».
«Верующий в Сына Божьего имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божьего) имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни». 1. Ин. 5. 11.
Прежде всего, что такое свидетельство? Свидетельство — это документ, удостоверяющий что-нибудь. Свидетельство о браке. Свидетельство о рождении ребенка. Это документ, подтверждающий достоверность того или иного события или явления.
Мы, люди, склонны все подтверждать, заверяя печатью какого-то вышестоящего органа власти, но у Бога все строится на взаимном доверии, то есть на вере друг в друга. «Не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем».
Истинно верующий Богу не требует у Него никаких знамений или внешних подтверждений. Верующий Богу имеет внутреннее свидетельство в себе самом, то есть он уверен внутри себя в том, что он (верующий Богу) имеет жизнь вечную.
Он верит, что Бог не врет, и Его Божественный документ, подтверждающий наличие вечной жизни в верующем, состоит в том, что Бог сокрыл эту жизнь вечную в Сыне Его. И потому всякий, имеющий Сына, имеет жизнь вечную. Апостол Иоанн пишет: «Свидетельство сие (то есть этот документ) состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божьего) имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни». «ДАР БОЖИЙ, ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ», — заключает Апостол Павел.
Итак, о наличии вечной жизни в человеке можно знать сегодня, сейчас, не когда-то в вечности, мы будем приятно извещены о том, что имеем жизнь вечную, или в ужасе услышим, что мы ее лишены, нет — это ты знаешь сам, после прослушивания этой темы.
«Имеющий Сына имеет жизнь», что же это значит, иметь Сына? Это не просто верить в Его существование, но, по словам Апостола Павла, «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
«Если в разуме ангельски чисто,
В духе мир, благородство и честность,
В один миг остановятся числа
И в права вступит вечность.
И ты взят будешь к трону, о новость,
Исповедав Мессию с кровель,
Если твоя только совесть
В Царской омылась крови»
Христос сказал: «Радуйтесь о том, что имена Ваши записаны в книгу жизни»…
Статьи по теме
Чарльз Сперджен: «О выборе текста» (Текстовые проповеди)
Дэвид Вилкерсон: «Поиск правильной церкви в неправильных местах» (Текстовые проповеди)
Чарльз Сперджен: «Божественное призвание к проповедничеству» (Текстовые проповеди)
Дэвид Вилкерсон: «Что значит «искушать Господа»?» (Текстовые проповеди)
Чарльз Сперджен: «Внимание проповедника к собственным действиям» (Текстовые проповеди)
Дэвид Вилкерсон: «Время вопиять об Америке» (Текстовые проповеди)
Чарльз Сперджен: «Наука как источник иллюстраций. Астрономия» (Текстовые проповеди)
Дэвид Вилкерсон: «Где же девять?» (Текстовые проповеди)
Чарльз Сперджен: «Где можно найти иллюстрации и примеры?» (Текстовые проповеди)
Подписка на обновления
1 комментарий к: «Текстовые проповеди: Александр Шевченко (Aleksandr Shevchenko): «Имею ли я жизнь вечную?»»
Читаю ежедневно, это очень полезно и интересно, поучительно. Большое спасибо за этот сайт.