прокофьев композитор годы жизни
Сергей Прокофьев
русский композитор, пианист и дирижер
Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев родился (11) 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (сегодня — в Донецкой области Украины), в семье агронома.
Заниматься музыкой начал с 5 лет. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором четырёх опер, симфонии, двух сонат и нескольких фортепианных пьес. В 1909 году окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 году – дирижирования и фортепиано.
Уже в ранний период выявляются характерные черты творческого облика Прокофьева – активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов его произведений: тонкий лиризм романсов на слова Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914-1915); острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута. ».
С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр – исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Америка, Франция, Германия, Париж…
Он много сочиняет – комическую оперу «Любовь к трём апельсинам» по Гоцци (1919), экспрессивную драму «Огненный ангел» по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре».
В 1927 и 1929 годах композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 году принимает решение окончательно возвратиться на Родину. Возвращение стимулировало творческий процесс. Были созданы балет «Ромео и Джульетта» (1935-1936), музыка к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный», произведения для детей.
В конце 1930-х он начинает работу над целым рядом сочинений. Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной. Важнейшей работой военных лет стала опера «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого (1941-1952). С этой же темой связана и последняя опера Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» по Б.Н. Полевому (1947-1948).
Умер великий композитор Сергей Сергеевич Прокофьев 5 марта 1953 года в Москве.
Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века. В 1955-1967 годах изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора.
Сергей Сергеевич Прокофьев
Фото Все
Видео Все
«Прокофьев наш». Документальный фильм о композиторе Сергее Прокофьеве
Гении. Сергей Прокофьев
С.С.Прокофьев. «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»
Сергей Прокофьев — биография
Сергей Прокофьев – один из самых исполняемых композиторов ХХ века. Его музыкальная сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и Седьмая симфония считаются шедеврами в мире музыки.
Детство
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (теперь это Донецкая область Украины) Российской империи в семье агронома. Отец научил сына играть в шахматы, а мать привила любовь к музыке. Мария Григорьевна прекрасно играла на фортепиано и с большим упорством добивалась как можно лучшего исполнения разучиваемых пьес. Интересовалась только серьёзной музыкой. В доме звучали Бетховен и Шопен, к лёгкой музыке относились с презрением.
Сергей Прокофьев в детстве
Прокофьев с пяти лет начал сочинять пьесы для фортепиано. «Индийский галоп» зафиксировала его мать, а остальные (рондо, вальсы, и так называемые «песенки») он уже записывал сам.
В 1900 году под впечатлением от услышанных им «Фауста» и «Князя Игоря» Прокофьев сочинил своё первое произведение крупной формы – оперу «Великан», а затем – «На пустынных островах». Довольные успехами сына, родители сменили фортепиано на рояль фирмы Schrӧder и в 1902 году наняли в качестве репетитора Рейнгольда Глиэра. Занятия помогли юному дарованию в создании оперы «Пир во время чумы», первой в его жизни симфонии, двух сонат и ещё нескольких небольших пьес.
Консерватория
В 1903 году Прокофьевы приехали в Петербург с тем, чтобы Сергей поступил в консерваторию. Вступительные экзамены принимал корифей композиторского искусства Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Сергей Прокофьев во время учебы
Первое выступление композитора на публике на традиционном музыкальном вечере Реформаторского училища происходило 18 декабря 1908 года. Он исполнил семь своих пьес. Об этом выступлении даже написали в столичных газетах. Музыкальный язык автора существенно отличался от сочинений его сверстников.
В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию в качестве композитора, а в 1915 году – как дирижёр и пианист. В конкурсе среди пяти лучших выпускников он стал победителем за исполнение своего Первого концерта для фортепиано с оркестром и награждён премией имени Антона Рубинштейна.
Во время обучения Прокофьев сочинил несколько произведений, среди которых новаторскими считаются: «Наваждение», «Токката» (1912 год), цикл фортепианных пьес «Сарказмы» (1914 год).
Шахматы
Сергей Прокофьев часто посещал петербургский шахматный клуб, он преуспевал и в этом занятии. В шахматной биографии композитора случались поединки с ведущими гроссмейстерами мира. С Эммануилом Ласкером, когда тот являлся чемпионом мира, он даже однажды сыграл вничью, что соответствовало бы первому разряду по шахматам. В 1914 году Прокофьеву удалось одержать победу над Хосе Раулем Капабланкой в одной из партий на сеансе одновременной игры.
Сергей Прокофьев играет в шахматы
В историю шахмат вошёл матч Прокофьева с Давидом Ойстрахом в 1937 году в Москве. Известный скрипач тогда выиграл, но с минимальным перевесом (4:3).
Прокофьев считал, что шахматы стимулируют логическое мышление, а это помогает сочинять музыку.
Дореволюционный период
Для упрочения статуса композитора Прокофьев стал заводить знакомства среди дирижёров и издателей. В 1911 году издательством по выпуску нот Петра Юргенсона впервые была напечатана его фортепианная соната.
Дирижер Сергей Прокофьев выступает на гастролях
По окончании консерватории Прокофьев много выступал с концертами, исполняя по большей части свои произведения. Сочинения композитора вызывали неоднозначную реакцию публики. По тем временам его музыка воспринималась как новаторская и дерзкая. После исполнения в 1913 году Второго концерта для фортепиано, музыкальные критики особенно рьяно взялись обсуждать услышанное на колонках газет. Один из рецензентов назвал композитора кубистом и футуристом.
Композитор выступал не только в Петербурге. Он гастролировал за рубежом. Находясь в Лондоне, в 1914 году Прокофьев познакомился с Сергеем Павловичем Дягилевым. Их связало многолетнее сотрудничество, которое завершилось лишь со смертью антрепренёра в 1929 году.
Во время войны композитор стал больше времени уделять сочинительству (как единственный сын он не был призван в армию). В этот период им были написаны оперы «Маддалена» (1913 год) и «Игрок» (1915-1916 год), композиция «Гадкий утёнок» (1914 год), «Скифская сюита» (1914-1915 год), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915 год) и несколько романсов на стихи Анны Ахматовой (1916 год). По мнению критиков, большинство этих произведений можно было сочинить, только находясь под влиянием музыки Игоря Стравинского.
Эмиграция
Политика мало интересовала композитора, и революция не произвела на него особого впечатления. Для Прокофьева всегда имела значение обустроенность быта и комфорт. В 1918 году, дав прощальный концерт в Москве, он выехал из страны через Владивосток пароходом в Токио, а затем – в США. Находясь в Нью-Йорке, композитор сочинил фортепианный цикл камерных пьес «Сказки старой бабушки», оперу «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци (1919 год), которая принесла ему мировую известность. Опера была поставлена в 1921 году в оперном театре Чикаго.
Сергей Прокофьев в США
В 1922 году Прокофьев переехал в Германию, через год – во Францию. В Париже на его музыку «Русский балет» Сергея Дягилева создал балеты «Стальной скок» (1927 год) и «Блудный сын» (1928 год).
В 20-е, 30-е годы Прокофьев много гастролировал по городам Европы и Америки, несколько раз с большим успехом выступил в Советском Союзе. Во время одного из этих приездов он написал музыку к спектаклю «Египетские ночи» в Камерном театре (1934 год).
Творчество в советской России
В 1936 году композитор с семьёй вернулся на родину и обосновался в Москве. Именно здесь он создал свой знаменитый шедевр – трёхактный балет «Ромео и Джульетта» (1936 год) и пополнил своё творчество разножанровыми произведениями: оперой «Обручение в монастыре» (1940 год), кантатами «Александр Невский» (1939 год) и «Здравица» (посвящение Сталину, 1939 год), Шестой сонатой для фортепиано (1940 год). По просьбе руководителя Центрального детского театра, Натальи Сац, в 1936 году Прокофьев сочинил текст и музыку для сказки «Петя и волк», основной задачей которой было продемонстрировать детям звучание инструментов симфонического оркестра.
Композитор Сергей Прокофьев
Летом 1941 года по заказу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова он написал сказку-балет «Золушка». Вальс из этого произведения стал визитной карточкой композитора.
В годы Великой Отечественной войны Прокофьев завершил свой двенадцатилетний труд над оперой «Война и мир» (1943 год), написал музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (первая серия, 1945 год), Седьмую фортепианную сонату (1942 год) и Пятую симфонию (1944 год).
В послевоенное время, почти не выезжая с подмосковной дачи, композитор создал Шестую (1947 год) и знаменитую Седьмую симфонию (1952 год), Девятую сонату для фортепиано (1947 год), виолончельную Сонату (1949 год) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952 год).
У композитора были ученики, с которыми он проводил занятия в школе при Московской консерватории.
Кроме всего прочего, Прокофьев обладал литературными способностями, о чём могут свидетельствовать написанные им: «Автобиография», «Дневник», несколько рассказов и оперных либретто.
Композитор снискал множество званий и наград. В 1947 году Сергей Прокофьев получил звание Народного артиста РСФСР. Шесть раз он был лауреатом Сталинской премии, награждён орденом Трудового Красного Знамени (1943 год).
В 1957 году за Седьмую симфонию композитора удостоили Ленинской премии, посмертно.
Личная жизнь
Сергей Прокофьев был женат дважды. Первой его супругой была испанская певица, дочь русских эмигрантов Каролина Кодина (Лина). Они познакомились в Германии в 1923 году, поженились, родили двух сыновей – Святослава и Олега, и все вместе в 1936 году переехали в Россию. Великая Отечественная внесла коррективу в личную жизнь Прокофьева и Кодиной. Композитор отправил семью в эвакуацию и больше с Линой никогда не виделся. В 1948 году по обвинению в шпионаже испанка была приговорена к двадцати годам заключения. В 1956 году её реабилитировали. В 1974 году бывшая супруга композитора уехала из Советской России. За рубежом она основала Фонд Прокофьева. Оба их сына эмигрировали из СССР.
Сергей Прокофьев с Каролиной Кодиной
В 1948 году Прокофьев увлёкся студенткой Литературного института Марией-Цецилией Мендельсон (Мира). Он официально женился на Мире без оформления развода. После реабилитации Лина Кодина восстановила свой статус супруги композитора.
Сергей Прокофьев с семьей
Прокофьев очень любил совершать короткие путешествия на автомобиле, причём его не интересовали не природа, не люди, не памятники или музеи. Заложник комфорта, перед поездкой в какой-нибудь город он обычно заранее заказывал номер в лучшей гостинице и ужин в лучшем ресторане. Такие поездки он называл «гастрономическими турами».
Смерть. Память
Последние годы жизни Сергей Прокофьев провёл в московской квартире в Камергерском переулке, где и скончался 5 марта 1953 года от гипертонического криза. Из-за того, что композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, родственники столкнулись с рядом трудностей в организации похорон. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
На родине композитора, в селе Красном (ныне Сонцовка) Донецкой области, в 1991 году был организован музей Сергея Прокофьева.
В 2008 году в Камергерском переулке Москвы была открыта музей-квартира Сергея Прокофьева, а в 2016 году рядом с музеем установили его памятник.
Целый ряд учебных музыкальных заведений в России и на Украине названы в честь композитора.
В 2012 году имя Сергея Прокофьева было присвоено донецкому аэропорту.
Этим именем назван один из кратеров на планете Меркурий.
Произведения
Оперы
Оркестр
Ссылки
Прокофьев Сергей Сергеевич
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году. Великий русский композитор известен тем, что своё первое большое музыкальное произведение написал в 9 лет. Сергей Прокофьев почти всю жизнь тяготел к крупным формам музыкального творчества.
Сергей Прокофьев. Детство
Прокофьев родился в Екатеринославской губернии. Его семья не была музыкальной: отец — ученый-агроном, мать увлекалась игрой на фортепиано, но профессиональной музыкой не занималась. Именно она дала ему первые уроки музыки, научила любить ее и понимать.
Из автобиографии С. С. Прокофьева:
Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.
В 1902 году Прокофьев начал учиться у композитора Рейнгольда Глиэра, а в 1904 поступил в Петербургскую консерваторию.
Сергей Прокофьев окончил консерваторию композитором, но отучился и на пианиста, увлекался органной музыкой. Сергей Прокофьев учился у Римского-Корсакова. Его первыми взрослыми сочинениями стали пьеса для фортепиано и сонаты.
Известность
Известность же Прокофьеву принесла опера «Любовь к трем апельсинам». Он также писал музыкальное сопровождение к фильмам, без его музыки невозможно представить картину «Александр Невский».
В 1918 году Сергей Прокофьев эмигрировал в США. Долгие годы он жил в Америке и Европе, гастролируя. Приезжал и на Родину. В 1936 году Прокофьев вернулся в СССР. К тому времени он был женат на испанке Лине (Кодина) Прокофьевой, в семье подрастали сыновья. В этот период Прокофьев написал сказку «Петя и волк» и оперу «Война и мир». Работа над этими произведениями заняла у Прокофьева 10 лет.
В 1948 году композитора настигла личная трагедия: его тогда уже бывшую супругу арестовали и сослали, самого же его начали корить за формализм, произведения подвергались резкой критике.
Вероятно, именно это стало причиной ранней трагической смерти композитора в возрасте 61 года. Сергея Прокофьева не стало 5 марта 1953 года.
Произведения Сергея Прокофьева
Произведение | Тональность | Номер опуса | Дата создания | Жанр/исп.состав | Комментарий |
Соната № 1 | ор. 1 | 1907, 2-я редакция 1909 | Для фортепиано | ||
4 этюда | ор. 2 | 1909 | Для фортепиано | ||
Пьесы | op. 3 | 1911 | Для фортепиано | ||
Пьесы | op. 4 | 1910-1912 | Для фортепиано | ||
Симфониетта | A-dur | op. 5 | 1909 | Для симфонического оркестра | 2-я редакция 1914 |
Сны | ор. 6 | 1910 | Симфоническая картина. Для симфонического оркестра | ||
Два стихотворения | ор. 7 | 1909-1910 | Для женского хора и оркестра | Слова К. Д. Бальмонта | |
Осеннее | ор. 8 | 1910 | Симфонический эскиз. Для симфонического оркестра | ||
Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта | ор. 9 | 1910-1911 | Для голоса и фортепиано | ||
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром | Des-dur | ор. 10 | 1911-1912 | ||
Токката | op. 11 | 1912 | Для фортепиано | ||
10 пьес | op. 12 | 1913 | Для фортепиано | ||
Юмористическое скерцо для 4 фаготов | ор. 12 bis | 1912 | |||
Маддалена | ор. 13 | 1911, 2-я редакция 1913 | Опера | Сюжет и либретто М. Ливен. 2-я редакция не исполнялась | |
Соната № 2 | ор. 14 | 1912 | Для фортепиано | ||
Баллада | ор. 15 | 1912 | Для виолончели и фортепиано | ||
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром | g-moll | op. 16 | 1913, 2-я редакция — 1923 | ||
Сарказмы | op. 17 | 1912- 1914 | Для фортепиано | ||
Гадкий утёнок | ор. 18 | 1914 | Для голоса и фортепиано | Сказка X. К. Андерсена. 2-я редакция для голоса и оркестра, 1914 | |
Концерт № 1 для скрипки с оркестром | D-dur | op. 19 | 1916- 1917 | ||
Ала и Лоллий (Скифская сюита) | ор. 20 | 1914-1915 | Сюита. Для симфонического оркестра | ||
Сказка про шута, семерых шутов перешутившего | ор. 21 | 1915, 2-я редакция 1920 | Балет | По русским народным сказкам Пермской губернии, из сборника А. Н. Афанасьева, либретто Прокофьева. Поставлен 1921, «Театр лирик», труппа С. П. Дягилева, Париж | |
Шут | ор. 21 bis | 1922 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Мимолётности | op. 22 | 1915-1917 | Для фортепиано | ||
5 стихотворений | ор. 23 | 1915 | Для голоса и фортепиано | Слова В. И. Горянского, 3. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева | |
Игрок | ор. 24 | 1915-1916, 2-я редакция 1927 | Опера | По Ф. М. Достоевскому, либретто Прокофьева. 2-я редакция поставлена 1929, Королевский театр, Брюссель | |
Симфония № 1, Классическая | D-dur | ор. 25 | 1916-1917 | Для симфонического оркестра | |
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром | C-dur | op. 26 | 1917-1921 | ||
5 стихотворений | ор. 27 | 1918 | Для голоса и фортепиано | Слова А. А. Ахматовой | |
Соната № 3 | ор. 28 | 1907, 2-я редакция 1917 | Для фортепиано | ||
Соната № 4 | op. 29 | 1908, 2-я редакция 1917 | Для фортепиано | ||
Andante | op. 29 bis | 1934 | Для симфонического оркестра | Переложение для оркестра сонаты № 4 (op. 29) | |
Семеро их | ор. 30 | 1917-1918 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова К, Д. Бальмонта | |
Сказки старой бабушки | op. 31 | 1918 | Для фортепиано | ||
Пьесы | ор. 32 | 1918 | Для фортепиано | ||
Любовь к трём апельсинам | ор. 33 | 1919 | Опера | По К. Гоцци, либретто Прокофьева. Поставлена 1921, Чикаго; 1926, Ленинградский театр оперы и балета | |
Любовь к трём апельсинам | ор. 33 bis | 1934 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из оперы) | |
2 концертные транскрипции из оперы «Любовь к трём апельсинам» | ор. 33 | 1918 | Для фортепиано | Два фрагмента из оперы | |
Увертюра на еврейские темы | ор. 34 | 1919 | Для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и фортепиано | ||
Увертюра на еврейские темы | ор. 34 bis | 1934 | Для симфонического оркестра | ||
5 песен | ор. 35 | 1920 | Для голоса и фортепиано | Без слов | |
5 мелодий | oр. 35 bis | 1925 | Для скрипки и фортепиано | ||
5 стихотворений | ор. 36 | 1921 | Для голоса и фортепиано | Слова К. Д. Бальмонта | |
Огненный ангел | ор. 37 | 1919-1927 | Опера | По В. Брюсову, либретто Прокофьева. Концертное исполнение 1954, «Театр Елисейских полей», Париж; поставлена 1955, театр «Фениче», Венеция | |
Соната № 5 | ор. 38 | 1923 | Для фортепиано | ||
Квинтет | ор. 39 | 1924 | Для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса | ||
Симфония № 2 | d-moll | op. 40 | 1924 | Для симфонического оркестра | |
Стальной скок | ор. 41 | 1925 | Балет | Либретто Г. Б. Якулова и Прокофьева. Поставлен 1927, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж | |
Стальной скок | ор. 41 bis | 1926 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Увертюра | ор. 42 | 1926 | Для 17 исполнителей и большого оркестра | 1 вариант | |
Увертюра | ор. 42 bis | 1928 | 2 вариант | ||
Дивертисмент | ор. 43 | 1925-1929 | Для симфонического оркестра | ||
Дивертисмент | ор. 43 bis | 1938 | Концертное переложение для фортепиано | ||
Симфония № 3 | c-moll | op. 44 | 1928 | Для симфонического оркестра | |
Вещи в себе | ор. 45 | 1928 | Для фортепиано | ||
Блудный сын | ор. 46 | 1928 | Балет | Либретто Б. Кохно. Поставлен 1929, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж | |
Блудный сын | ор. 46 bis | 1929 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Симфония № 4 | C-dur | op. 47 | 1930 | Для симфонического оркестра | |
Симфониетта, 3-я редакция | A-dur | ор. 48 | 1929 | Для симфонического оркестра | |
Четыре портрета и Развязка из оперы «Игрок» | ор. 49 | 1931 | Сюита. Для симфонического оркестра | ||
Струнный квартет № 1 | ор. 50 | 1930 | На кабардинские темы | ||
На Днепре | ор. 51 | 1930 | Балет | Либретто С. Лифаря и Прокофьева. Поставлен 1932, театр «Гранд-Опера», Париж | |
На Днепре | ор. 51 bis | 1933 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Пьесы | op. 52 | 1930-1931 | Для фортепиано | ||
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром | B-dur | op. 53 | 1931 | Для левой руки | |
Сонатина № 1, 2 | op. 54 | 1932 | Для фортепиано | ||
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром | G-dur | op. 55 | 1932 | ||
Соната для 2-х скрипок | ор. 56 | 1932 | |||
Симфоническая песнь | ор. 57 | 1933 | Для симфонического оркестра | ||
Концерт для виолончели с оркестром | e-moll | op. 58 | 1933-1938 | ||
Сонатина № 3, Пасторальная | op. 59 | 1934 | Для фортепиано | ||
Поручик Киже | ор. 60 | 1934 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из музыки к фильму) | |
Египетские ночи | ор. 61 | 1934 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из музыки к спектаклю) | |
Мысли | ор. 62 | 1933-1934 | Для фортепиано | ||
Концерт № 2 для скрипки с оркестром | g-moll | op. 63 | 1935 | ||
Ромео и Джульетта | ор. 64 | 1935-1936 | Балет | По У. Шекспиру, либретто С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и Прокофьева. Поставлен 1938, театр «На градбах», Брно; 1940, Ленинградский театр оперы и балета | |
Ромео и Джульетта | ор. 64 bis | 1936 | Сюита. Для симфонического оркестра | (1-я и 2-я сюита из балета) | |
Детская музыка | ор. 65 | 1935 | Для фортепиано | 12 лёгких пьес | |
Летний день | ор. 65 bis | 1941 | Сюита. Для симфонического оркестра | Детская сюита | |
6 песен | ор. 66 | 1935 | Для голоса и фортепиано | Слова M. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные | |
Петя и волк | ор. 67 | 1936 | Симфоническая сказка. Для симфонического оркестра | Слова Прокофьева. | |
3 детские песни | ор. 68 | 1936-1939 | Для голоса и фортепиано | Слова А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в переводе С. В. Михалкова | |
4 марша | ор. 69 | 1935-1937 | Для духового оркестра | ||
Музыка к фильму «Пиковая дама» | op. 70 | 1938 | |||
Музыка к спектаклю «Борис Годунов» Пушкина | ор. 70 bis | 1936 | Музыка к драматическому спектаклю | Постановка 1957, Центральный детский театр, Москва | |
Музыка к спектаклю «Евгений Онегин» | ор. 71 | 1936 | Музыка к драматическому спектаклю | По роману в стихах А.С. Пушкина. Камерный театр, Москва | |
Русская увертюра | ор. 72 | 1936 | 2 варианта — для четверного и тройного состава оркестра | ||
3 романса | ор. 73 | 1936 | Для голоса и фортепиано | Слова А. С. Пушкина | |
К 20-летию Октября | ор. 74 | 1936-1937 | Текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина | ||
Ромео и Джульетта | ор. 75 | 1937 | Для фортепиано | 10 пьес для фортепиано, концертная транскрипция из музыки к балету | |
Песни наших дней | ор. 76 | 1937 | Вокально-симфоническая сюита | Слова А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные | |
Музыка к спектаклю «Гамлет» Шекспира | ор. 77 | 1937-1938 | Музыка к драматическому спектаклю | Ленинградский драматический театр | |
Гавот | ор. 77 | 1938 | Для фортепиано | Концертная транскрипция из музыки к спектаклю «Гамлет» | |
Александр Невский | ор. 78 | 1938-1939 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова Прокофьева и В. А. Луговского | |
7 песен | ор. 79 | 1939 | Для голоса и фортепиано | Слова А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные | |
Соната № 1 для скрипки и фортепиано | ор. 80 | 1938-1946 | Государственная премия СССР, 1947 | ||
Семен Котко | ор. 81 | 1939 | Опера | Либретто В. П. Катаева и Прокофьева. Поставлена 1940, Оперный театр им. К. С. Станиславского, Москва | |
Семен Котко | ор. 81 bis | 1941 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из оперы) | |
Соната № 6 | op. 82 | 1939-1940 | Для фортепиано | ||
Соната № 7 | ор. 83 | 1939-1942 | Для фортепиано | Государственная премия СССР, 1943 | |
Соната № 8 | op. 84 | 1939- 1944 | Для фортепиано | Государственная премия СССР, 1946 | |
Здравица | ор. 85 | 1939 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Текст из русского, украинского, белорусского, кумыкского, курдского, марийского и мордовского фольклора | |
Обручение в монастыре (Дуэнья) | ор. 86 | 1940 | Опера | По Р. Шеридану, либретто Прокофьева. Поставлена 1946, Ленинградский театр оперы и балета | |
Золушка | ор. 87 | 1940-1944 | Балет | Либретто Н. Д. Волкова. Поставлен 1945, Большой театр; Государственная премия СССР, 1946 | |
Симфонический марш | B-dur | ор. 88 | 1941 | Для симфонического оркестра | |
7 массовых песен | ор. 89 | 1941-1942 | Для голоса и фортепиано | Слова В. В. Маяковского, А. А. Суркова, М. А. Мендельсон | |
1941 год | op. 90 | 1941 | Сюита. Для симфонического оркестра | ||
Война и мир | ор. 91 | 1941-1943, 2-я редакция 1946-1952 | Опера | По Л. Н. Толстому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1946, Ленинградский Малый оперный театр | |
Струнный квартет № 2 | ор. 92 | 1941 | |||
Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным | ор. 93 | 1942-1943 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова П. Г. Антокольского | |
Cоната для флейты и фортепиано | ор. 94 | 1943 | |||
Соната № 2 для скрипки и фортепиано | ор. 94 bis | 1943-1944 | Транскрипция сонаты для флейты и фортепиано | ||
3 пьесы из балета «Золушка» | ор. 95 | 1942 | Для фортепиано | ||
Пьесы | op. 96 | 1941-1942 | Для фортепиано | ||
10 пьес из балета «Золушка» | ор. 97 | 1943 | Для фортепиано | ||
Эскизы к гимну Советского Союза и к гимну РСФСР | ор. 98 | На слова С. Михалкова и Эль-Регистана; на слова С. П. Щипачева | |||
Марш | ор. 99 | 1943-1944 | Для духового оркестра | ||
Симфония № 5 | B-dur | op. 100 | 1944 | Для симфонического оркестра | Государственная премия СССР, 1946 |
Ромео и Джульетта | ор. 101 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | (3-я сюита из балета) | |
6 пьес из балета «Золушка» | ор. 102 | 1944 | Для фортепиано | ||
Соната № 9 | op. 103 | 1947 | Для фортепиано | ||
2 тетради русских народных песен | ор. 104 | 1944 | Обработки русских народных песен | ||
Ода на окончание войны | ор. 105 | 1945 | Для симфонического оркестра | ||
2 дуэта | ор. 106 | 1945 | Для голоса и фортепиано | Обработка русских народных песен | |
Золушка | ор. 107 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | 1-я сюита из балета | |
Золушка | ор. 108 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | 2-я сюита из балета | |
Золушка | ор. 109 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | 3-я сюита из балета | |
Вальсы | ор. 110 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | Симфоническая сюита в 6 частях | |
Симфония № 6 | es-moll | op. 111 | 1945-1947 | Для симфонического оркестра | |
Симфония № 4, 2-я редакция | C-dur | op. 112 | 1947 | Для симфонического оркестра | |
Тридцать лет | ор. 113 | 1947 | Поэма. Для симфонического оркестра | ||
Расцветай, могучий край | ор. 114 | 1947 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова Е. А. Долматовского | |
Соната для скрипки соло | op. 115 | 1947 | |||
Музыка к фильму «Иван Грозный» | op. 116 | 1942 | За 1-ю серию Государственная премия СССР, 1946; на музыку из фильма созданы: оратория, 1961, музыкальная композиция А. Л. Стасевича, слова В. А. Луговского; балет — составлен М. И. Чулаки, 1975, Большой театр | ||
Повесть о настоящем человеке | ор. 117 | 1947-1948 | Опера | По Б. Полевому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1948, Ленинградский театр оперы и балета, закрытый просмотр; 1960, Большой театр | |
Сказ о каменном цветке | ор. 118 | 1948-1950 | Балет | По П. П. Бажову, либретто М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского. Поставлен 1954, Большой театр | |
Cоната для виолончели и фортепиано | ор. 119 | 1949 | |||
Два пушкинских вальса | ор. 120 | 1949 | Для симфонического оркестра | ||
Солдатская походная | ор. 121 | 1950 | Для голоса и фортепиано | Слова В. А. Луговского | |
Зимний костёр | ор. 122 | 1949 | Вокально-симфоническая сюита | Слова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951 | |
Летняя ночь | ор. 123 | 1950 | Сюита. Для симфонического оркестра | Из оперы «Обручение в монастыре» | |
На страже мира | ор. 124 | 1950 | Оратория. Для солистов, хора и оркестра | Слова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951 | |
Симфония-концерт для виолончели | e-moll | op. 125 | 1950-1952 | ||
Свадебная сюита | ор. 126 | 1951 | Сюита. Для симфонического оркестра | Из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Цыганская фантазия | ор. 127 | 1951 | Для симфонического оркестра | Из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Уральская рапсодия | ор. 128 | 1951 | Для симфонического оркестра | Из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Встреча Волги с Доном | ор. 130 | 1951 | Поэма. Для симфонического оркестра | ||
Симфония № 7 | cis-moll | op. 131 | 1951-1952 | Для симфонического оркестра | Ленинская премия, 1957 |
Концертино для виолончели | g-moll | op. 132 | 1952 | Завершено другим автором | |
Концерт для 2-х фортепиано и струнного оркестра | ор. 133 | 1952 | Не закончено | ||
Соната для виолончели соло | cis-moll | ор. 134 | 1952 | Не закончено | |
Соната № 5, 2-я редакция | op. 135 | 1952-1953 | Для фортепиано | ||
Соната № 10 | oр. 137 | 1953 | Для фортепиано | Не закончено | |
Музыка к спектаклю «Египетские ночи» | без op. | 1934 | Музыка к драматическому спектаклю | По У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину. Камерный театр, Москва | |
5 казахских народных напевов | 1927 | ||||
Музыка к фильму «Поручик Киже» | 1933 | ||||
Музыка к фильму «Александр Невский» | 1938 | ||||
Музыка к фильму «Лермонтов» | 1941 | ||||
Музыка к фильму «Тоня» | 1942 | ||||
Музыка к фильму «Котовский» | 1942 | ||||
Музыка к фильму «Партизаны в степях Украины» | 1942 | ||||
Сюита из вальсов Ф.Шуберта | 1920 | Обработка для фортепиано | |||
Сюита из вальсов Ф. Шуберта в 4 руки | 1923 | Обработка для фортепиано | |||
Органная прелюдия и фуга Д. Букстехуде | 1920 | Обработка для фортепиано |
Читайте также: