проект использование устаревших слов в повседневной жизни
Проект «Использование устаревших слов в повседневной жизни»
В презентации предствлена роль устаревших слов в повседневной жизни
Просмотр содержимого документа
«Проект «Использование устаревших слов в повседневной жизни»»
Использование устаревших слов в повседневной жизни
Гипотеза : с каждым годом устаревшие слова употребляются всё реже
Цель : Узнать, как используются устаревшие слова в повседневной жизни.
1. Выяснить, какие слова называются устаревшими.
2. Провести опрос учащихся с целью выявления : знают ли они устаревшие слова.
3. Выяснить, степень употребления устаревших слов.
это слова, вышедшие из активного повседневного употребления
верхняя одежда у крестьян.
сосуд, предназначенный, для братского, товарищеского питья.
Устаревшие слова для анкетирования
Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, Зеница – глаз, зрачок,
Лазурь – светло – синий цвет, синева, Невод – большая рыболовная сеть.
Былица – былинка, стебель травы, Тын – изгородь,
Схоронилась – спряталась, Откуль – откуда,
Кабы – если, Десница – правая рука,
У лукоморья – у морского залива, Выя – шея,
Ярким пурпуром – красным цветом, Вечор – вечер,
Ёжится – кто – то жмётся от холода, Аршин – мера длины (0,71 м)
Бирюк – зверь, медведь, Алтын – монета в три копейки,
Баять – говорить, беседовать, Алкота – голод,
Каменка – печь в бане, Бажить – предсказывать,
Пострелёнок – непоседа, шалун, Дол – то же, что и долина,
Знание устаревших слов
Комод, лазурь, былица,
передавать из уст в уста,
ёжится, у лукоморья,
схоронилась, бирюк, зеница,
Кабы, каменка, бажить, тын,
ярким пурпуром, аршин,
баять, выя, десница, откуль,
Употребление устаревших слов
Комод, лазурь, былица,
у лукоморья, зеница,
передавать из уст в уста,
Кабы, ярким пурпуром,
схоронилась, алтын, баять,
пострелёнок, выя, десница,
аршин, откуль, дол, голик,
каменка, алкота, бажить, вечор
1. Формирование языковых особенностей прошло длинный исторический путь.
2. Образование современных народов — это результат политического и экономического объединения племён или групп населения.
3. Из-за большой численности народностей слова приобрели разное значение.
4. Произношение и значение слов передаются из поколения в поколение от родителей к детям. Реже узнаются из книг.
5. С каждым годом употребление устаревших слов снижается.
Проект «Использование устаревших слов в повседневной жизни»
В презентации предствлена роль устаревших слов в повседневной жизни
Просмотр содержимого документа
«Проект «Использование устаревших слов в повседневной жизни»»
Использование устаревших слов в повседневной жизни
Гипотеза : с каждым годом устаревшие слова употребляются всё реже
Цель : Узнать, как используются устаревшие слова в повседневной жизни.
1. Выяснить, какие слова называются устаревшими.
2. Провести опрос учащихся с целью выявления : знают ли они устаревшие слова.
3. Выяснить, степень употребления устаревших слов.
это слова, вышедшие из активного повседневного употребления
верхняя одежда у крестьян.
сосуд, предназначенный, для братского, товарищеского питья.
Устаревшие слова для анкетирования
Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, Зеница – глаз, зрачок,
Лазурь – светло – синий цвет, синева, Невод – большая рыболовная сеть.
Былица – былинка, стебель травы, Тын – изгородь,
Схоронилась – спряталась, Откуль – откуда,
Кабы – если, Десница – правая рука,
У лукоморья – у морского залива, Выя – шея,
Ярким пурпуром – красным цветом, Вечор – вечер,
Ёжится – кто – то жмётся от холода, Аршин – мера длины (0,71 м)
Бирюк – зверь, медведь, Алтын – монета в три копейки,
Баять – говорить, беседовать, Алкота – голод,
Каменка – печь в бане, Бажить – предсказывать,
Пострелёнок – непоседа, шалун, Дол – то же, что и долина,
Знание устаревших слов
Комод, лазурь, былица,
передавать из уст в уста,
ёжится, у лукоморья,
схоронилась, бирюк, зеница,
Кабы, каменка, бажить, тын,
ярким пурпуром, аршин,
баять, выя, десница, откуль,
Употребление устаревших слов
Комод, лазурь, былица,
у лукоморья, зеница,
передавать из уст в уста,
Кабы, ярким пурпуром,
схоронилась, алтын, баять,
пострелёнок, выя, десница,
аршин, откуль, дол, голик,
каменка, алкота, бажить, вечор
1. Формирование языковых особенностей прошло длинный исторический путь.
2. Образование современных народов — это результат политического и экономического объединения племён или групп населения.
3. Из-за большой численности народностей слова приобрели разное значение.
4. Произношение и значение слов передаются из поколения в поколение от родителей к детям. Реже узнаются из книг.
5. С каждым годом употребление устаревших слов снижается.
Проект использование устаревших слов в повседневной жизни
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Меня эта тема заинтересовала, поэтому я решил подробнее изучить устаревшие слова.
Цель: выяснить, как часто мы употребляем устаревшие слова в нашей речи.
Для достижения цели были выделены следующиезадачи:
Как часто мы употребляем устаревшие слова;
От кого мы слышим устаревшие слова;
Какие устаревшие слова чаще всего мы употребляем.
Объект исследования: одноклассники, знакомые люди.
Предмет исследования: современная речь.
Гипотеза: устаревшие слова помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт Древней Руси.
Теоретический анализ литературы.
Математико-статистическая обработка данных.
База исследования: МБОУ «Лицей № 1» г. Шадринска.
Глава I . Теоретическая часть.
Роль устаревших слов в современной речи
. Устаревшие слова в произведениях литературы
Диале́кт — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Говор – мельчайшая единица диалекта. Незнакомые слова, притом в каждой местности свои, особые. Это слова областные или диалектные. Они не входят в состав национального языка, а употребляются только в говорах, и не повсеместно, а лишь на определённой территории. Вот почему все современные языки на разных территориях своего распространения представлены местными диалектами (в наше время – лишь в сельской местности).
Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть самыми разными. Подавляющее большинство старых слов входят в активный словарный запас, употребляются нами часто и в силу их постоянного использования в речи старыми не считаются. Более того, они составляют основу современной речи, хотя она пополняется новыми словами весьма интенсивно.
Значения старинных слов можно найти в словарях и справочниках.
Устаревшие слова часто можно встретить в произведениях литературы. В рамках данного проекта проведено исследование устаревших слов в сказках А.С. Пушкина. В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, долгорукавка, душегрейка. Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.
В сказках у Пушкина встречается описание мужской одежды царя Салтана:
«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».
Можно встретить и описание женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
В стихотворении Ивана Сурикова «Детство» также встречаются устаревшие слова (Приложение 1). Вот отрывок из этого стихотворения.
Но меж тем уж село
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
Только слышишь: воет
В уголке согнувшись,
Матушка за прялкой
Зимний вечер длится,
У любого человека в жизни было детство, полное воспоминаний и мечтаний. Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям автор. Эти строчки написаны немного с грустной интонацией. Кажется, что автор скучает по своему детству, где было уютно в кругу семьи. [8]
Точно описывает разницу между старинными и современными предметами поэт Самуил Яковлевич Маршак в стихотворении «Вчера и сегодня» (Приложение 1). Вот отрывок из стихотворения:
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
— Никто по воду не ходит,
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.
Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, —
И вода бежит рекой…
Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!
У современной поэтессы Людмилы Никоры есть стихотворение «Притяжение». (Приложение 1)
Не каждый, например, знает, что запон – это фартук. А шошток – это чугунная плита у русской печи. Крынка – кувшин из глины. Удивляет в этом стихотворении зауральский говор: бухтит, дожжык, вёдро, натакашься.
Изучив и проанализировав литературный материал, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование языковых особенностей прошло длинный исторический путь.
2. По произведениям литературы можно отследить этот путь.
Глава II . Практическая часть.
2.1. Описание методов исследования
Используем ли мы сейчас устаревшие слова? Был проведён опрос учеников 6А класса, родителей учеников и знакомых. Опрашиваемые (30 человек) были разделены на три группы: школьники, взрослые люди до 45 лет и взрослые старше 45 лет. Было задано три вопроса.
Какие старинные слова вы употребляете в своей речи?
От кого вы про них узнали?
Знаете ли вы значение слов запон, полешки, лыва?
Данные опроса приведены в таблице 1.
Таблица1
Употребляемость старинных слов с учётом возрастных категорий
Какие слова употребляются
Откуда узнали слова
Кабы, ёжиться, схорониться, баять, бадог
Родственники, 3 человека – книги
Взрослые до 45 лет
Давеча, лыва, докулью, баять, блажить, веньгать, стибрить, оклематься, возгудать, скукожиться
Взрослые от 45 лет
Лопотина, на притчу, доколе, пошто, дожжык, изурочить, аркать, гоношиться, ойёченьки, хоромы, хрушкой, куржак, ни зги не видно, сочни скать, кулёма, окомёлок, голбец, мизгирь
По результатам опроса было выявлено, что школьники практически не употребляют старинные слова, т.к. сейчас модно употреблять западные слова, а старые слова забываются. В основном опрашиваемые слышали эти слова от родственников и стали употреблять их. Но они имеют своеобразное произношение. Поэтому употребляются редко. Есть люди, которые знают слова из книг. Количество употребляемых устаревших слов снижается в зависимости от возраста.
Уровень знаний значений старинных слов
Проект по русскому языку «Жизнь устаревших слов в современном русском языке»
Жизнь устаревших слов в современном русском языке
Проект
Наумова Руслана Сергеевна
Даниелян Лилит Давидовна,
ученицы 5 класса МОУ СОШ №6
Тумакова Евгения Анатольевна,
учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ № 6
Мы пользуемся современным русским языком, но должны помнить, что существует язык наших предков, где много устаревших слов, которые также необходимо понимать.
В современном русском языке употребляется всё меньше устаревших слов, понимание их затруднено, но понимать такие слова необходимо.
Исследование уровня восприятия значения устаревших слов современными школьниками.
Составить словарик устаревших слов, обозначающих части тела.
Провести анкетирование, чтобы выявить уровень понимания устаревших слов.
Познакомить одноклассников со значением устаревших слов и их производными в современном русском языке.
Провести повторное анкетирование, чтобы проверить, повысился ли уровень знаний наших одноклассников.
Придумать упражнения для зарядки, используя названия устаревших частей тела.
Донести до одноклассников необходимость сохранения устаревших слов.
Оформить результаты исследовательской работы.
Учащиеся 5 г класса.
Устаревшие слова, обозначающие части тела.
Лексика современного русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса
В словарном составе языка существуют одновременно два пласта слов: активный словарный запас (он иначе иногда называется актуальной или современной лексикой), с одной стороны, и пассивный словарный запас – с другой.
К активному словарному запасу языка относится вся привычная и повседневно употребительная в той или иной сфере языкового общения лексика, не имеющая ни оттенка устарелости, ни оттенка новизны. Активный запас включает в себя как слова общенародного употребления, так и слова, в своем использовании ограниченные (термины, профессионализмы, книжные слова, эмоциональная лексика и т. д.), поэтому его нельзя отождествлять с активным запасом слов того или иного носителя языка.
К пассивному словарному запасу языка относится все то, что редко употребляется, что не стало еще или перестало уже быть необходимым, привычным и обязательным в той или иной сфере общения. Иначе говоря, в пассивный словарный запас языка в целом входят: 1) слова, которые уходят из языка (устаревшие слова), и 2) слова, которые окончательно не вошли еще в общелитературное употребление или только что в нем появились (неологизмы).
2. Устаревшие слова
Устаревшими называются слова, выходящие или вышедшие из активного употребления и в современном языке.
В зависимости от причин, вызывающих исчезновение слов из активной лексики, выделяется два разряда устаревших слов: историзмы и архаизмы.
Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с уходом из жизни обозначаемых ими предметов и явлений.
Историзмы можно разделить на ряд семантических групп:
1) названия явлений общественно-политического характера, представителей сословий: самодержавие, монархия, смерд, юнкер;
Архаизмы (от греч. archaios древний) – слова, обозначающие предметы и явления, существующие в настоящее время.
В зависимости от того, устарело все слово или только его значение, фонетическое оформление или морфемный состав, архаизмы делятся на:
2. Лексико-семантические архаизмы – слова активного запаса, у которых устарело одно или несколько значений: живот, жизнь, негодяй, негодный к воинской службе.
4. Лексико – словообразовательные архаизмы – слова, в структуре которых произошли изменения словообразовательного характера: тихость – тишина, резинный – резиновый, стреляние – стрельба, зачинать – начинать.
5. Морфологические архаизмы – слова, которые отличаются от слов активной лексики своими устаревшими формами (род, число, падеж и пр.): облак (м.р.), укора (ж. р.), зала (ж. р.), комедь (III скл.), колена – колени, други – друзья, оне – они, нечаян (кр. форма), чего ради – ради чего, сквозь сна – сквозь сон.
Устаревшие слова способствуют воссозданию колорита определенной эпохи, а также являются ярким средством речевой характеристики действующих лиц. С это целью использовали историзмы и архаизмы А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В Шукшин.
В произведениях прошлого (и художественных, и деловых, и научных, и т. д.), даже если они написаны сравнительно недавно, мы встречаемся с историзмами и архаизмами, которые таковыми являются лишь для нас, но не были ими во время написания анализируемого произведения.
Проанализировав теоретические сведения, мы пришли к выводу, что устаревшие слова, обозначающие названия частей тела, являются архаизмами. А этимологический словарь помог нам понять значение многих привычных слов и выражений, где встречаются данные архаизмы.
Многие устаревшие слова продолжают своё существование в составе устоявшихся выражений: беречь как зеницу ока (как зрачок глаза); в мгновение ока ( так быстро, что успеешь только моргнуть); поджилки трясутся (поджилки – задняя сторона колена, подколенная ямка, значит, от страха трясутся ноги); перст указующий (палец, на что-то указывающий); один, как перст(как один палец); рвать жилы (сильно напрягать мышцы); выгнать взашей (зашей или загривок – так же, как и выя – соответствует современному слову «шея»).
Нередко встречаются и производные от устаревших слов, сохранившиеся до наших дней. Так слово «окна» в своё время образовалось от устаревшего – «око». Дело в том, что окошки в домах ранее делали округлой формы и они, в самом деле, напоминали глаза. Давно уже окна во всех зданиях прямоугольные или квадратные, а название так и осталось. От множественного числа этого слова («очи») произошли новые лексические единицы – «очевидный», «воочию», «заочник», «очки».
Некоторые устаревшие названия частей тела сохранились в медицинской терминологии. Например, древнее слово плюсна, обозначавшее ступню, дало жизнь названию кость стопы, состоящей из пяти трубчатых – «плюсневая кость».Человеческие бока на Руси именовались «вздохами», а область под рёбрами «под вздохами». Из обыденной речи эти слова давно исчезли, зато для терапевта, гастроэнтеролога или хирурга термин «подвздошная область» скажет многое. Это и есть та самая часть тела, что располагается под рёбрами.
Устаревшая лексика применяется и в официально – деловом стиле. Например, слова «деяние», «кара», «ныне» и обороты «прилагается к сему», «в надлежащем виде» можно часто встретить в официальной переписке или в судебной практике.
Как уже упоминалось ранее, употребление устаревших слов в литературе является способом придать речи выразительность. Особенно часто этим приёмом пользуются поэты. Например, в стихах прозвучит гораздо ярче, чем «пальцы», «щёки» или «шея» устаревшее название этих частей тела – «персты», «ланиты» и «выя». «Перед лампадою старик // Читает библию. Седые// На книгу падают власы».(А. С.Пушкин). «И на челе тогда моём// Власы седые не блистали» (М. Ю. Лермонтов)
В начале исследования данной темы мы составили словарик устаревших слов. В него вошли устаревшие слова, обозначающие названия частей тела. (Приложение 1)
С целью расширения знаний, связанных со значением архаизмов во время урока русского языка была проведена небольшая лекция, в ходе которой мы объясняли ребятам значение и происхождение устаревших слов. После этого было проведено повторное анкетирование. Результаты были следующими: из двадцати пяти учащихся двадцать улучшили свои результаты. (Приложение 5) Это доказывает, что существование устаревших слов в русском языке продолжается.
Чтобы проверить, насколько ребята усвоили значения устаревших слов, мы составили небольшую зарядку, заменив современные названия частей тела архаизмами ( Приложение 6). На этот раз ребята достаточно успешно справились с заданием: вращали шуйцей и десницей, надували ланиты, вытягивали выю (Приложение 7). Такая необычная зарядка принесла нашему классу немало положительных эмоций! Проводя данный эксперимент, мы убедились, что ребята с лёгкостью понимают значения архаизмов, потому что теперь связывают их с теми невидимыми следами, которые до сих пор существуют в современном русском языке.
Проект «Использование устаревших слов в повседневной жизни»
В презентации предствлена роль устаревших слов в повседневной жизни
Просмотр содержимого документа
«Проект «Использование устаревших слов в повседневной жизни»»
Использование устаревших слов в повседневной жизни
Гипотеза : с каждым годом устаревшие слова употребляются всё реже
Цель : Узнать, как используются устаревшие слова в повседневной жизни.
1. Выяснить, какие слова называются устаревшими.
2. Провести опрос учащихся с целью выявления : знают ли они устаревшие слова.
3. Выяснить, степень употребления устаревших слов.
это слова, вышедшие из активного повседневного употребления
верхняя одежда у крестьян.
сосуд, предназначенный, для братского, товарищеского питья.
Устаревшие слова для анкетирования
Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, Зеница – глаз, зрачок,
Лазурь – светло – синий цвет, синева, Невод – большая рыболовная сеть.
Былица – былинка, стебель травы, Тын – изгородь,
Схоронилась – спряталась, Откуль – откуда,
Кабы – если, Десница – правая рука,
У лукоморья – у морского залива, Выя – шея,
Ярким пурпуром – красным цветом, Вечор – вечер,
Ёжится – кто – то жмётся от холода, Аршин – мера длины (0,71 м)
Бирюк – зверь, медведь, Алтын – монета в три копейки,
Баять – говорить, беседовать, Алкота – голод,
Каменка – печь в бане, Бажить – предсказывать,
Пострелёнок – непоседа, шалун, Дол – то же, что и долина,
Знание устаревших слов
Комод, лазурь, былица,
передавать из уст в уста,
ёжится, у лукоморья,
схоронилась, бирюк, зеница,
Кабы, каменка, бажить, тын,
ярким пурпуром, аршин,
баять, выя, десница, откуль,
Употребление устаревших слов
Комод, лазурь, былица,
у лукоморья, зеница,
передавать из уст в уста,
Кабы, ярким пурпуром,
схоронилась, алтын, баять,
пострелёнок, выя, десница,
аршин, откуль, дол, голик,
каменка, алкота, бажить, вечор
1. Формирование языковых особенностей прошло длинный исторический путь.
2. Образование современных народов — это результат политического и экономического объединения племён или групп населения.
3. Из-за большой численности народностей слова приобрели разное значение.
4. Произношение и значение слов передаются из поколения в поколение от родителей к детям. Реже узнаются из книг.
5. С каждым годом употребление устаревших слов снижается.