проект дорога в жизнь
В Нижегородской области запущен проект «Дорога в жизнь» для помощи людям с недавно установленной инвалидностью
В Нижегородской области стартовал первый в России проект межведомственного взаимодействия для помощи людям с инвалидностью «Дорога в жизнь», сообщается на сайте телеканала «ННТВ». Цель проекта – оказание помощи людям с недавно установленной инвалидностью.
Организаторы проекта планируют получать информацию о людях, получивших инвалидность на самом раннем этапе – еще в больнице. Далее их данные будут передаваться в специально созданный межведомственный центр.
Межведомственный центр станет объединяющим звеном между лечебными учреждениями первичного звена и органами социальной защитой. По мнению организаторов проекта, это чрезвычайно важно, так как люди с недавно установленной инвалидностью нуждаются и в консультативной помощи, и в адаптационной.
– На самом первом этапе, когда им необходима медицинская помощь, они будут ее получать, потому что подчас люди не знают к кому обратиться. Второе, они будут получать информацию, где и как им это делать. В-третьих, они будут получать психологическую реабилитацию. И не только они, но и их родственники, потому что подчас эти люди закрываются, и не знаю, что им дальше делать, – отмечает руководитель проекта «Дорога в жизнь» Роман Пономаренко.
На первом этапе реализации проекта «Дорога в жизнь» планируется обучить 20 социальных координаторов. Каждый из них будет курировать от 3 до 5 людей с инвалидностью: помогать им в получении медицинской, социально-бытовой и психологической реабилитации. Таким образом, человек с недавно установленной инвалидностью сможет получить квалифицированную помощь врачей, психологов, юристов.
«Дорога в жизнь». Как вернуться в общество после серьезной травмы и не потерять себя?
Роман Пономаренко, Руководитель проектного отдела АНО «Проектный офис стратегии развития Нижегородской области»: Он курирует, он ведет человека, при этом через министерства и ведомства он подключает их. Соответственно он знает кого подключать. Минздрав дает реабилитационные центры, медицинские учреждения, у социального координатора весь список, карта движения с этим пациентом будет.
По задумке проекта «Дорога в жизнь» инвалид, после травмы не будет бегать за справками, а сосредоточится на личностном развитии и принятии нового образа жизни. А куратор как личный менеджер возьмет на себя все вопросы взаимодействия с государственными структурами.
Николай Карякин, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета, доктор медицинских наук: Чтобы семья этого человека была сразу в поле внимания государства, чтобы не родственники с протянутой рукой, со справкой куда-то идут, а именно государство предлагает эту возможность.
Елена Загайнова, ректор Нижегородского государственного университета им. Лобачевского: Все возможно, возможна и профпереориентация. Например у него была работа связанная с физической нагрузкой, будет умственная, он станет айтишником или еще кем-то. Думаю что проект будет развиваться и в этом его самая большая прелесть, что он живой.
Сегодня началась подготовка первых двадцати кураторов проекта, каждый из них будет вести к возвращению в общество до пяти человек.
5 августа 2021 года. ГТРК «Нижний Новгород» (видео)
В Нижегородской области по поручению Президента стартовала пилотная программа «Дорога в жизнь»
4 августа в Нижегородской области стартовала пилотная программа раннего выявления и социализации людей с инвалидностью или имеющих высокий риск получения инвалидности «Дорога в жизнь». Состоялось первое обучающее занятие для социальных координаторов проекта. Программа обучения специально была разработана специалистами факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского.
Напомним, 3 декабря 2020 года с инициативой создания программы по раннему выявлению и социализации людей с инвалидностью перед Президентом России Владимиром Путиным выступил руководитель проектного отдела «Доступная среда» АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области», депутат городской Думы Нижнего Новгорода («Единая Россия») Роман Пономаренко.
Роман, будучи сам человеком на инвалидной коляске, по опыту знает, насколько тяжело принять свое новое состояние или узнать о своей будущей инвалидности. В этот момент человек теряется, подчас не знает, что делать, к кому обращаться. И чем раньше ему будет оказана квалифицированная помощь и поддержка, тем быстрее он сможет преодолеть кризис и начать новую жизнь.
Президент поддержал инициативу и поручил губернатору Нижегородской области Глебу Никитину реализовать в своем регионе эту инициативу в качестве пилотного проекта.
В проекте начали обучение первые 20 социальных координаторов, которые индивидуально будут вести целевые группы проекта по психологическому, медицинскому, административно-правовому и социально-бытовому трекам, помогая им на раннем этапе проходить медицинскую и психологическую реабилитацию и социализироваться к новым условиям жизни.
«Сегодня нашей программе дан официальный старт. В течение шести месяцев командой проекта АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области» при активном участии министерств и ведомств Нижегородской области была разработана с нуля нормативно-правовая база и концепция реализации пилотной программы, выстроена ее управленческая модель, создан и запущен механизм межведомственного взаимодействия между всеми участниками проекта, определены целевые группы и пилотные медицинские учреждения, через которые будут отбираться целевые группы в проект. Если человеку, который стал инвалидом, мы поможем в социализации и медицинской реабилитации на самой ранней стадии, то этим не просто окажем индивидуальную поддержку, но и внесем значительный вклад в экономику. Люди с инвалидностью или те, кто имеет риск ее получения в результате травмы или заболевания, смогут наравне со здоровыми гражданами, учиться, работать, путешествовать, то есть чувствовать себя полноценными членами общества», – подчеркнул Роман Пономаренко.
Напомним, 26 июля 2021 года Президента РФ Владимир Пути н подписал изменения в действующий Указ от 02.10.1992, дополнив его гарантиями на внеочередное обслуживание детей с инвалидностью в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях.
В Нижегородской области по поручению президента стартовала пилотная программа «Дорога в жизнь»
4 августа 2021 года в Нижегородской области стартовала пилотная программа раннего выявления и социализации людей с инвалидностью или имеющих высокий риск получения инвалидности «Дорога в жизнь». Состоялось первое обучающее занятие для социальных координаторов проекта. Программа обучения специально была разработана специалистами факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского.
Напомним, 3 декабря 2020 года с инициативой создания программы по раннему выявлению и социализации людей с инвалидностью перед президентом России Владимиром Путиным выступил руководитель проектного отдела «Доступная среда» АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области» Роман Пономаренко.
Роман, будучи сам человеком на инвалидной коляске, по опыту знает, насколько тяжело принять свое новое состояние или узнать о своей будущей инвалидности. В этот момент человек теряется, подчас не знает, что делать, к кому обращаться. И чем раньше ему будет оказана квалифицированная помощь и поддержка, тем быстрее он сможет преодолеть кризис и начать новую жизнь.
Президент поддержал инициативу и поручил губернатору Нижегородской области Глебу Никитину реализовать в своем регионе эту инициативу в качестве пилотного проекта.
«Нижегородская область одной из первых пришла к системной работе по внедрению механизмов развития доступной среды. Для этого был создан специальный проектный отдел, где работают люди, на личном опыте знающие, с какими проблемами сталкиваются жители региона с ограниченными возможностями здоровья. Роману Пономаренко удалось вынести идеи и предложения Нижегородской области на самый высокий уровень. Мы видим, как важно, чтобы позиция органов власти по отношению к людям, которые недавно стали инвалидами, была проактивной. Все соответствующие поручения президента уже выполняются», — сказал Глеб Никитин.
В проекте начали обучение первые 20 социальных координаторов, которые индивидуально будут вести целевые группы проекта по психологическому, медицинскому, административно-правовому и социально-бытовому трекам, помогая им на раннем этапе проходить медицинскую и психологическую реабилитацию и социализироваться к новым условиям жизни.
«Сегодня нашей программе дан официальный старт. В течение шести месяцев командой проекта АНО „Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области“ при активном участии министерств и ведомств Нижегородской области была разработана с нуля нормативно-правовая база и концепция реализации пилотной программы, выстроена ее управленческая модель, создан и запущен механизм межведомственного взаимодействия между всеми участниками проекта, определены целевые группы и пилотные медицинские учреждения, через которые будут отбираться целевые группы в проект. Если человеку, который стал инвалидом, мы поможем в социализации и медицинской реабилитации на самой ранней стадии, то этим не просто окажем индивидуальную поддержку, но и внесем значительный вклад в экономику. Люди с инвалидностью или те, кто имеет риск ее получения в результате травмы или заболевания, смогут наравне со здоровыми гражданами, учиться, работать, путешествовать, то есть чувствовать себя полноценными членами общества», — подчеркнул Роман Пономаренко.
«Это, действительно, нужный проект. С подобными просьбами об оказании системной помощи в адаптации инвалидов обращаются как люди с ограниченными возможностями здоровья, так и медики. Прекрасно, что именно на территории нашей области будет отрабатываться этот пилот. В процессе реализации проекта мы будем оказывать законодательную помощь организаторам, чтобы проект заработал еще эффективнее», — отметила депутат Законодательного собрания Нижегородской области, заместитель председателя комитета по социальным вопросам Наталья Смотракова.
Воспитательная программа «Дорога в жизнь»
Воспитатель: Андреева Н. Н.
Н. Н. Андреева, воспитатель МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»
Программа «Дорога в жизнь» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на формирование основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я – сам», «Я – другие», воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях. Содержит диагностический материал и разработки занятий по следующим направлениям:
Охрана здоровья. Физическое развитие
Личностное развитие, основы социализации
Знакомство с истоками национальной культуры
Основы гражданского и патриотического воспитания
Программа может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Предназначена для воспитателей детских домов, психолога и социального педагога.
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой.
Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьезными стрессами. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жилье, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.
В соответствии с этим целью программы «Дорога в будущее» является подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в обществе, воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
информировать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодежного рынка труда с учетом наклонностей, интересов и способностей;
создать систему мотивации воспитанниц, педагогов на сохранение и укрепление здоровья, освоение основ культуры здоровья;
развивать основы личностной самооценки, становления личностной позиции «Я – сам», «Я – другие»; воспитывать ценностные ориентации, отвечающим интересам человека и общества;
формировать навыки общения у воспитанниц в коллективной деятельности;
повышать культурный уровень;
развивать способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Механизм реализации программы
При написании программы опирались на следующие нормативно-правовые документы:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Всеобщая Декларация прав человека;
Закон РФ «Об образовании».
При реализации программы «Дорога в будущее» в работе с детьми применяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаются следующие:
Метод переубеждения (предоставление воспитанницам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);
Метод переключения (использование на одном занятии различных форм).
Беседы; практические занятия; тренинги; групповая работа ; тесты и анкетирование; ролевые игры; тренинг поведения ; личностный тренинг ; просмотр и обсуждение видеороликов; самодиагностика.
Направление в работе
Охрана здоровья. Физическое развитие
Цель: сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Задачи : развивать навыки здорового образа жизни;
создать систему мотивации воспитанниц, педагогов на сохранение и укрепление здоровья;
расширить физический потенциал воспитанниц, укреплять психическое и нравственное здоровье.
Личностное развитие; основы социализации
Цель: развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я – сам», «Я – другие»; воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях.
Задачи: воспитывать ценностные ориентации, отвечающим интересам человека и общества;
формировать навыки общения у воспитанниц в коллективной деятельности;
повышать культурный уровень;
развивать способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Знакомство с истоками национальной культуры
Цель: формирование грамотности на основе ознакомления с национальной культурой и духовным традициями русского народа, приобщение к нравственным и духовным ценностям Отечества.
способствовать развитию позитивного отношения к труду как высшей ценности жизни, потребности к творческому труду, интересу к самобытным русским народным ремеслам и промыслам;
воспитывать гражданственность, любовь к Родине, почитание народных традиций и обычаев, чувства преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуру.
Цель: развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем, овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями.
Задачи: формировать добросовестное отношение к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии;
развить интерес к трудовой деятельности, творческий подход к процессу труда.
Основы гражданского и патриотического воспитания
Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства любви к малой Родине, способности к проявлению чувства патриотизма, готовности служения Отечеству; осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры, экономической грамотности.
Задачи : в оспитывать гордость за свою Родину, народных героев, правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
развивать навыки социальной и гражданской ответственности, стремление служить интересам своего Отечества.
Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
Воспитание у подростков ответственности за свои поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей.
Самосовершенствование, саморазвитие воспитанниц.
Умение подростков совершенствовать свои нравственные, волевые, деловые, коммуникативные качества личности.
Увеличение числа воспитанниц, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни.
Программа построена на сотрудничестве воспитателей, психолога, медицинского работника и социального педагога.
Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность.
Срок реализации программы : 1 год.
Абрамова В.Е. Психологическая регуляция нравственно-делового общения подростков. СПБ.,2004.
Акимова М. Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., Знание, 2002.
Андреева А.Д. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому. Москва.2008.
Грецов А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психические проблемы подростков. Москва 2003.
Дрокова С.В. Взаимоотношения со сверстниками у подростков. Москва 2008.
Детская психодиагностика и профориентация/Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
Коломинский, Человек: психология. – М.: Просвещение, 2006.
Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности.-СПБ., Издательство «Речь», 2006.