проблема роли музыки в жизни человека
Роль музыки в жизни человека (по Астафьеву) (проблема, комментарий, аргументы) (ЕГЭ по русскому)
Наверное, у каждого человека есть любимая музыка. Для одного – это классика, для другого – современная. Однако независимо от жанра, она оказывает влияние на человека. Музыка помогает нам пережить тяжелые моменты в жизни, призывает к действию.
В данном тексте русский писатель В.П.Астафьев поднимает проблему роли музыки в жизни человека.
Автор подчеркивает значимость музыки в жизни человека. Проблема раскрывается Астафьевым на примере звучащей в разрушенном польском городе органной мелодии. Герой, услышав эту музыку, проникается воспоминаниями детства и понимает, что вещи, которые пугали его в детстве, мелочны по сравнению с тем, какие ужасы приготовила жизнь. Также автор утверждает что музыка «разворачивает душу», то есть обнажает все, показывает вещи в истинном свете.
Это зарождает в рассказчике желание действовать, освободить мир от разрушений, страхов, неоправданных смертей.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к выводу: музыка важна для человека. В трудные времена она дает силы для борьбы и выступает в роли призыва к действию.
Трудно не согласиться с позицией Астафьева. Действительно, музыка помогает справиться нам с неудачами, пережить сложный период в жизни, зарождает в нас желание к активным действиям.
В доказательство справедливости вышесказанного хочу привести в пример музыкальное творчество времен Великой Отечественной войны. Такие знаменитые песни, как «Катюша», «Священная война», «Три танкиста» пели бойцы на фронте, рабочие на заводах, матери и сестры. Это помогало им верить в победу, давало сил на борьбу с врагом, зарождало у них чувство патриотизма и самопожертвования ради достижения единой цели: скорейшего завершения войны. Музыка помогла им найти силы противостоять противнику и справиться с теми ужасами, что пришлись на их время.
В качестве еще одного аргумента приведу сцену из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Николай Ростов, проиграв в карты большую сумму денег, приходит в отчаяние, так как понимает, что не может выплатить эти деньги из-за материальных проблем в семье. Однако, услышав исполнение арии его сестрой, он восхищается голосом Наташи, который заставляет забыть Николая о проблемах. В данном случае музыка помогла ему понять, что несчастное происшествие – это не трагедия, а лишь временные трудности.
В заключение хочу сказать, что музыка занимает одно из главных мест в нашей жизни. Она помогает нам пережить неудачи, справиться с трудностями, дает нам душевные
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Роль музыки» (ЕГЭ по русскому языку)
Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни и оказывает значительное влияние на все сферы его деятельности, поэтому данная тема поднимается во всех письменных работах по русскому языку, в том числе и ЕГЭ, где для сочинения необходимы аргументы из художественной литературы и жизни.
Музыка не просто меняет настроение, она мотивирует каждого человека и заставляет двигаться вперёд навстречу своей цели. Для полноценного существования нам необходимо слушать музыку в любом её проявлении, которое зависит от личных предпочтений. Музыка – это то, что делает человека лучше.
Проблема
Роль музыки в жизни человека.
Отношение автора к проблеме
Наша жизнь полна разнообразных звуков и музыки: пение птиц, шум машин, детские голоса, телевизор, радио, плееры. Уже невозможно представить себе существование без музыки. В наше время большое количество учёных исследует воздействие музыки на конкретные сферы человеческой жизни, их интересует, в первую очередь то, как влияет музыка на организм человека. Существует уже множество обоснованных научных доказательств эффекта музыкальной терапии. Классическая музыка считается самой полезной. Для того чтобы понять какое именно влияние оказывает различная музыка на нас, необходимо просто прислушаться к самому себе.
Аргументы
Эпитеты к слову «музыка»
Ритмичная, душевная, вдохновляющая, симфоническая, негромкая, торжественная, инструментальная, приглушённая, мелодичная, напевная, оркестровая, чарующая, завораживающая, удивительная, неповторимая, дивная, райская, бодрая, задорная, оживляющая, оглушающая, оперная, медленная, бальная, полковая, сладостная, волнующая, монотонная, лирическая, неземная, весёлая, популярная, программная, чудная, тягучая, приятная, небесная, ангельская, развлекательная, этническая, народная, альтернативная, классическая, пронзительная, концертная, энергичная, электронная, современная, экзотическая, церковная, нежная, возвышенная, величественная, романтическая, молодёжная, божественная, гениальная, африканская, модная, прекрасная, чувственная, старинная, живая, беззаботная, волшебная, выразительная, гармоничная, жизнеутверждающая, жизнерадостная, замысловатая, задумчивая, звонкая, звучная, игривая, изумительная, красивая, мажорная, минорная, могучая, оптимистическая, обворожительная, пьянящая, радостная, сердечная, резкая, плавная, пленительная, светлая, родная, серьёзная, сказочная, утончённая, убаюкивающая, абстрактная, вокальная, национальная.
Грустная, печальная, убийственная, мучительная, траурная, варварская, похоронная, скорбная, заунывная, тревожная, адская, примитивная, бесстрастная, дикая, душераздирающая, мрачная, страшная, бесцветная, нервная, несерьёзная, тусклая, серая, упадническая, плачевная.
Синонимы к слову «музыка»
Мелодия, композиция, искусство, классика, джаз, поп, рок, блюз, фокстрот, рок-н-ролл, кантри, техно, диско, электро, саундтрек.
Примеры из художественных произведений
Главный герой рассказа – Яков Матвеевич по прозвищу Бронза. Это был простой крепкий мужик лет семидесяти, который, несмотря на пожилой возраст, работал гробовщиком и делал хорошие прочные гробы. Его главная особенность заключалась в том, что он всегда и везде видел одни убытки. Его скупость начинает даже пугать, например, в ситуации со смертью жены. Находясь возле мёртвой супруги, Бронза думает только о качестве гроба, который он подготовил уже давно. Ещё его мысли заняты тем, что похороны обошлись дёшево, но благопристойно. Вся жизнь Якова Матвеевича убыточная, но он осознает это слишком поздно, когда уже нельзя будет ничего изменить.
Бронза занимался не только гробами, он прекрасно играл на скрипке. У него был истинный талант, поэтому когда была необходимость в скрипке, его всегда звали, несмотря на отвратительный нрав исполнителя. Кроме мрачного скрипача в местном оркестре было много других музыкантов, в том числе и флейтист Ротшильд. Именно Ротшильд стал жертвой нападок Якова Матвеевича, который не только угрожал ему, а даже натравливал собак.
Всё начало меняться после смерти его жены. Бронза смотрел на смертельно больную Марфу и понимал, что она счастлива покинуть этот жестокий мир, где не видела ничего хорошего и доброго. То, что он увидел, произвело на него ужасающее впечатление. Наконец, его непомерная скупость отошла на второй план, уступая место чему-то более важному.
В скором времени Яков Матвеевич сам начинает себя плохо чувствовать, а визит к врачу лишь подтвердил то, что ему осталось жить совсем недолго. После этого к нему пришло осознание того, что он ошибался на протяжении многих лет. Бронза понял, что был несправедлив по отношению к окружающим, беспричинно их обижал и унижал. В первую очередь ему стало стыдно перед Ротшильдом, поэтому он научил его играть свою самую красивую мелодию. Перед смертью гробовщик даже завещал Ротшильду свою скрипку.
Главный герой рассказа в финале смог обрести всё, чего хотел, и оставить после себя хорошую память. Ему неважно было, что люди не будут знать настоящего автора его мелодии, главное, что они получат удовольствие и душевное удовлетворение от его творения. Его будут помнить как талантливого музыканта, а не чёрствого гробовщика. Созданная Яковом Матвеевичем музыка была близка каждому, она заставляла слушателей плакать. Эта музыка символизировала его душу, которая раскрывалась людям только при помощи скрипки. Передавая скрипку Ротшильду, Бронза отдал ему часть своей души, которая будет жить вечно в музыке, звучащей от прикосновения смычка.
Основная проблема сказки Х.К. Андерсена «Соловей» – отличие настоящего искусства от фальшивого. Император, прочитав о соловье, захотел на него посмотреть и послушать его. Он был очень удивлён, увидев перед собой маленькую серенькую птичку, внешность которой не отличалась ничем выразительным. Император представлял её себе совершенно другой. Но когда соловей запел, все были заворожены чудесным пением, у императора даже покатились слёзы из глаз. После окончания пения правитель хотел наградить певца, но соловей отказался, сказав, что слёзы слушателей и были лучшей наградой для него. Ни сам император, ни его поданные не поняли смысла этих слов, потому что для них единственной ценной наградой были деньги.
Спустя недолго время император получил подарок – большую коробку, в которой лежала маленькая искусственная птичка, очень похожая на живую, но вся обсыпанная драгоценными камнями. Внутри этой птички был механизм, при запуске которого звучала одна мелодия из тех, что пел живой соловей. Оказалось, что вельможам понравилось пение искусственной птички гораздо больше, ведь она так красиво сверкала бриллиантами и сапфирами. Через год птичка сломалась, и теперь её можно было слушать только в исключительных случаях. Раз в год все желающие могли насладиться её пением, а живого соловья изгнали за пределы государства. Простые люди говорили о том, что в искусственном пении чего-то не хватает, но чего именно – понять не могли.
Мораль этой сказки заключается в том, искусственное может быть очень красивым снаружи, но только настоящая музыка способна вселять радость и надежду в человеческие сердца, делать людей лучше. Именно поэтому искусство вечно.
Проблема роли музыки в жизни человека Направление: Роль искусства в жизни человека.Аргументы к сочинению ЕГЭ.
Проблема роли музыки в жизни человека
Искусство во время войны объединяет людей, укрепляет душевные силы.
Красота произведений искусства пробуждает в человеке чувство радости, счастья, желание творить, преображаться.
Произведения русской классики помогают нам понять, как прекрасен может быть человек, если его помыслы, поступки благородны, чисты.
2. «Ленинградская» симфония №7 Д.Д. Шостаковича была исполнена в блокадном Ленинграде в 1942 году. Ей придавалось огромное значение. Несмотря на авиаудары, зал филармонии был полон: моряки, пехотинцы, жители города – все пришли на концерт. Новое произведение Шостаковича произвело огромное впечатление: слушатели плакали, не скрывая слез. Гениальная музыка сумела передать то лучшее, что объединяло людей: веру в победу, готовность к подвигу, стойкость духа, безграничную любовь к Родине.
3. Песня «Священна война». Красивая музыка оказывает огромное влияние на внутренний мир человека. Она способна поднять настроение, взбодрить, успокоить. Есть много музыкальных произведений, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, идти к заветной цели. Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала своеобразным гимном Великой Отечественной войны. С этой песней русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на смертный бой, вставали плечом к плечу на защиту Родины.
7. В. Короленко «Слепой музыкант». Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Слепой обретает силы в музыке. Через неё он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Таков выбор слепого музыканта.
Проект на тему «Роль музыки в жизни человека»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №47 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Ваничкина И.Д. городского округа Самара
Роль музыки в жизни человека
Работу выполнила ученица 8 «Б» класса
Петрова Ксения Владимировна
Руководитель: Николаева Елена Васильевна
Классическая музыка 18 века……………………………………………. 5
Восприятие классической музыки в наше время………………. 9
Восприятие современной музыки…………………………………………9
Сравнение: восприятие классической музыки в 18 века в наши времена…………………………………………………………………….10
Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
Цель работы: определить роль музыки в жизни человека, выяснить, как именно влияют различные жанры музыки на душевное состояние людей, их здоровье.
1.Изучить понятие что такое музыка?
2. Изучить понятие классическая музыка?
3. Изучить жанры классической музыки?
4. Как влияет классическая музыка на людей в наше время
5. Провести анкетирование в своем классе
Что для человека есть музыка? Она как воздух и тепло солнечных лучей для нашего слуха и души. Она делает нас лучше, вдохновляет и воодушевляет, дарит незабываемые чувства очищения и превосходства.
Именно благодаря ней человек способен расслабиться, отдохнуть, получить определенную пищу для ума. Этот вид искусства способен с корне поменять настроение человека – развеселить его, опечалить, почувствовать тоску. Музыка – неистощимый источник самых разнообразных эмоций и чувств.
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки.
При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свое настроения и чувства, побуждающий к сопереживанию, формирующий стремление к преобразованию окружающего мира. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо.
Музыка сопровождает человека всю его жизнь. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония и другие.
Музыке можно дать разные определения в зависимости от того, что брать за основу. Вот что такое музыка, определение в научном стиле: вид искусства, в котором художественные образы передаются при помощи особенной организации звуков и тишины.
Это определение может варьироваться, но в основе музыки всегда будет звук. Музыку также называют языком звуков. Можно посмотреть на определение музыки с эмоциональной стороны: музыка – это средство или способ передачи эмоций и чувств.
Музыка – это чудесный дар, данный человечеству. Спросите у разных людей о том, что значит музыка для них, и получите разные ответы. Музыка может быть средством получения наслаждения, способом самовыражения, хобби (когда человек сам сочиняет), делом всей жизни (когда увлечение музыкой очень сильно) и т.д.
Когда человек слышит какую-то мелодию, то в его сознании встают только одному ему известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково, не важно, классическая она или любая другая. Она не просто заставляет нас чувствовать, но и даже выплескивать эти чувства, делится с окружающими мыслями по поводу услышанного, переживать это.
Классическая музыка 18 века
Самая сложная область музыкального искусства — классическая музыка. Слово « классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. В центре классических сочинений те же нравственные, религиозные и философские проблемы, что и в творениях художников, писателей.
Музыка позволяет осознать проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать.
Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как:
Иоганн Себастьян Бах, Людвиг Ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский, Вольфганг Амадей Моцарт. И это естественно, ведь XVII- XIX века считаются расцветом классической музыки.
Классическая музыка рассчитана на человека глубокомысленного, настроенного серьезно. Такая музыка взволнует человеческую душу и сердце, заденет за живое, заставит задуматься о любви, дружбе, жизни, красоте и вечности. Спектр эмоций от прослушивания классической музыки разится словно оттенки красок в палитре у художника! Классическая музыка является очень сложной по своему содержанию. Большинство известных нам композиторов- классиков в своей жизни претерпевали немало трудностей. Творчество многих при жизни не было признано и оценено по достоинству.
Каждый человек под понятием классическая музыка подразумевает что-то свое. Для одних – это легкие, воздушные мелодии Моцарта, для других – кантаты и оратории Баха. Кто-то сразу же вспоминает веселые вальсы Штрауса и зажигательные польки Шопена, а кто-то неистовые симфонии Шостаковича.
образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем;
музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период
музыкальные произведения, написанные по определенным правилам, с соблюдением необходимых пропорций, предназначенных для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.
Классическая музыка разнообразна по жанрам: симфонии, сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка.
В конце 18 века на музыкальном небосклоне взошла еще одна звезда классической музыки – Людвиг Ван Бетховен. Он начал писать музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта. Но настоящий талант всегда приносит с собой что-то новое, поэтому говорят, что Бетховен своей музыкой буквально «расколол» классический стиль, став родоначальником новой эпохи – эпохи Романтизма. Классическая музыка этой эпохи более пылкая, глубокая, эмоционально выразительная и индивидуальная. Она направлена вглубь человеческой души, показывая глубину и богатство внутреннего мира. В этот период творили такие выдающиеся композиторы как Ф. Шопен, И. Штраус, Ф. Лист, П.И. Чайковский и многие другие.
Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы: инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония) вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл). Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения.
Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:
обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения. У большинства слушателей;
массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями.
концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.
К тому же опера (комическая и серьезная) тоже являются некими жанрами в музыке.
При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)
Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.
5. Восприятие классической музыки в наше время.
В классических произведениях не нужны слова, к этой музыке не снимешь клипы. В них каждый звук задевает какие-то глубокие струны души, пробуждает то, что мы долго и упорно прячем от постороннего глаза. Классической музыке мы можем доверить свои мысли, горе, радость. Не случайно О. Бальзак говорил: «Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн». Произведения этих великих композиторов живут своей собственной жизнью, с ними, как с живым существом, можно разговаривать, спорить или соглашаться. А многих писателей и поэтов, художников и скульпторов именно классическая музыка вдохновляла на создание выдающихся произведений. Если классическую музыку не должны полюбить все, то озакомится с ней и иметь хоть не большое представление о ней должны все, т к это класика. Конечно классика классике рознь, но, например сонаты Бетховена,сонатину Клименти композиции Вивальди — это волшебная, и чарующая музыка, и необыкновенная музыка, душевная, которая передаёт дух того времени, атмосферу чувств.
Часто можно услышать мнение, что классическая музыка – это якобы та, которая была давным-давно написана. Это не так, так как под этим понятием подразумевается всё то лучшее, что было создано в мире музыки за всё время существования человеческой цивилизации. Соната Бетховена, созданная в XVIII веке, и романс Свиридова, написанный 40 лет назад, – всё это классика! Главное, что эта музыка прошла испытание временем.
6.Восприятие современной музыки в наше время
В сегодняшнем мире музыка чаще всего, воспринимается как развлечение. Под ее звуки танцуют на дискотеках, ее слушают, чтобы скоротать время в транспорте, включают, чтобы создать фон во время выполнения каких-то домашних дел. В нее уходят, когда не хочется ни о чем думать, когда стараются забыть о каких-то неприятностях и проблемах.
7.Сравнение: восприятие классической музыки в 18 веке и сейчас
Музыка в 18 веке для людей была чем-то необыкновенным, высоким. Тем, что хотелось слушать каждый день. Композиторы, которые жили в те времена, они не ели, не спали, а сочиняли свои великие произведения. Жили в бедноте, без денег, без семьи, но это им не мешало.
Некоторые, вопреки всем своим недугам, все равно творили. Люди не могли жить без музыки. Они ходили на концерты, устраивали их у себя дома. Восхищались произведениями, написанными Бетховеном, Бахом, Моцартом и другими.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что классическая музыка вечна. Она прекрасна и гармонична, ее главное особенностью является сочетание глубины передаваемых переживаний разнообразием музыкальных приемов.
По результатам анкетирования можно сделать такие выводы:
Восприятие классической музыки и современной музыки
1.Как ты понимаешь понятие классическая музыка?
2. Какое влияние на твой взгляд классическая музыка оказывает на человека?
Вызывает необыкновенные эмоции
3.Как ты относишься к современной музыке?
4.Всем ли нужна музыка?
5.Как вы думаете, какая музыка будет популярна через несколько лет?
6.Влияет ли выбор музыки на характер человека, его образ жизни?
7.Как вы думаете, способна ли музыка изменить человека?
8.Вправе ли взрослый вмешиваться в музыкальный вкус ребенка?
Исследовательская работа по теме «Роль музыки в жизни человека»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области»
Тема: «Роль музыки в жизни человека»
Авторы: Кузнецова Александра Максимовна,
учащиеся 4а класса
Научный руководитель: Назарова Н.Б.,
учитель музыки первой категории
1.1.Обоснование темы исследования.
1.2. Цель исследования.
1.3. Актуальность проблемы.
2. Теоретическая часть:
2.1. Глоссарий. 4 стр.
2.2. Точка зрения ученых на данную проблему. 5-7 стр.
2.3. Собственная гипотеза. 8 стр.
3. Исследование. Эксперимент. 8-11 стр.
3.3. Обработка и анализ результатов исследования.
4. Литература : 12 стр.
4.2.Сноски на сайты Интернета
4.3 Приложения. 13-15 стр.
«Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов…»
Для исследовательской работы мы выбрали тему «Роль музыки в жизни человека», так как этот вопрос может представлять интерес как для взрослых так и для детей. Нет людей равнодушных к музыке, ее слушают все. Сочетается ли музыка с настроением и самочувствием человека? Если да, то как, в какой степени? – вот вопросы, которые нас интересуют. Ими определена актуальность данного исследования.
Цель исследования : показать положительное и отрицательное влияние музыки на настроение и самочувствие человека.
Задачи :
— изучить теоретические источники по данной теме, обобщить и систематизировать собранный материал ;
— провести тестирование и анализ полученных результатов;
— сделать выводы о воздействии музыки на состояние человека;
— предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.
Предмет исследования : музыка и эмоциональное состояние учащихся 1-х и 4х классов.
Гипотеза : различные музыкальные жанры вызывают разные эмоции и по-разному воздействуют на человека. Методы исследования :
— изучение и обобщение литературы по теме исследования;
— тестирование, интервьюирование, анкетирование и анализ результатов;
— наблюдения и фиксация наблюдений.
Практическая значимость :
Материалы данного исследования могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто любит музыку и заботится освоём здоровье.
2. Теоретическая часть:
2. Диссонанс – не благозвучное звучание аккорда.
3. Вокальная музыка – музыка, связанная с пением
4. Жерар Депардье – французский актёр.
8. Аристотель – древнегреческий философ, ученик Платона.
9. Платон – древнегреческий философ, мыслитель и мудрец.
2.2. Точка зрения ученых на данную проблему.
2.3. Собственная гипотеза
У каждого из нас есть свои любимые песни, мелодии, исполнители и приятные слуху, тембры музыкальных инструментов.
Я заметила, что если слушать музыку спокойную, мелодичную, то она помогает быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы. Такую музыку можно слушать после уроков. Когда я слушала бодрую и ритмичную музыку, то улучшалось настроение. Она снимает усталость, помогает подолгу не уставать. Кроме слушания музыки я люблю петь. Мы узнали, что пение помогает при сердечных заболеваниях и способствует долголетию.
Анкетирование и анализ анкет.
Изучая теоретический материал по теме исследования, мы убедились, что музыка, особенно классическая, может благотворно влиять на настроение и самочувствие человека. В ходе работы мы более внимательно смотрели за тем, как воспринимают, разные по характеру произведения, наши одноклассники. Мы заметили, что после хорового исполнения песен, трудно настроиться на слушание музыки. Поэтому слушать музыку лучше в начале урока. Для выявления музыкальных интересов школьников мы разработали анкету из пяти вопросов.
Анкета: Ваш любимый инструмент?
Ваш любимый исполнитель? (российский)
Ваш любимый композитор?
Ваше любимое произведение?
Какую музыку любите слушать, и чем она вам помогает?
Методом опроса мы выяснили, чем каждый ученик увлекается. Таким образом, учащиеся по звучанию разделились на две группы. В первой группе, где аккорды звучали мелодично, оказалось большинство детей с творческими наклонностями: некоторые из них занимаются в музыкальной школе или танцами, рисуют. Во второй группе, где аккорды звучали «резковато», большинство детей занимаются различными видами спорта. Следует отметить, что в двух группах оказались те, кто по тем или иным причинам ничем не увлекается и не занимается в каких либо секциях. Мы предполагаем, что возможно, они имеют эти склонности, но еще не реализовали их. Предлагаем послушать звучание даты рождения некоторых учащихся. Вывод : то, что музыка отражает в себе закономерность числового ряда и как следствие имеется связь между звучанием дат рождений и наклонностями человека находит подтверждение в нашем исследовании. Но для этого утверждения необходимо большее количество исследуемых. Если при более глубоком и многочисленном исследовании, наше предположение будет доказано, то это даст человеку еще один способ открыть себя, определить род занятий, выбрать профессию, наиболее полно раскрыть потенциал личности. Заключение. Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий. Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Каждый из нас должен чётко понимаем только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо. Мы поняли, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. Полученные результаты тестирования и диагностики это подтвердили. А это значит, что цель нашей работы достигнута. Хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Особенно классическую! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
Спасибо, музыка, за светлые леса…Они звучат под осень, как оркестры, Мы всё ещё не верим в чудеса, А ты творишь их запросто и честно… (А.Козловский)
1.Васина – Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах:
Маленькая энциклопедия. – М.: Дет. лит., 1986
2.Даттель Е. Л. Музыкальное путешествие. Книга для юношества о
музыкантах. «Просвещение», 1969
3. Зильберквит М. А. Мир музыки. М.: «Детская литература», 1988