проанализируйте культурную жизнь своего региона

Проверьте себя

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный деятель отечественной науки Григорий Ландау подметил следующую черту культуры: «В культуре основанием служит вершина». Объясните мысль Ландау, подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры, она разыгрывалась. Другие связывают возникновение культуры с религиозной практикой человека. Приведите несколько примеров в подтверждение каждой из приведенных точек зрения. Являются ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрывную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона, выявите существующие субкультуры и контркультуры. Составьте развернутое описание специфики, ценностей одной из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описываемых культур к тому или другому типу.

5. Помимо термина «контркультура», к ценностным установкам отдельных групп общества, некоторым произведениям применяется слово «антикультура». Являются ли эти термины синонимами? Свой ответ аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностьютой культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута сомнению. Не будем стремиться найти формулу, определяющую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограничимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми. мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает меньше всего сомнений.

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят. представления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на основании этих представлений выдвигаемые.

Источник

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР

Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю­дей.

Наличие множества локальных культур заставляет уче­ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас­смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель­зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло­кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да­нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль­тур органически (сходно с природой) развивается: рождает­ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза­имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да­нилевский выделил несколько способов культурного взаимо­действия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки — в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане — в Север­ную Америку. Другой способ Данилевский назвал «привив­кой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чуже­родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ­рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза­имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого — обмен ценно­стями.

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате­ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель­ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль­туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

значимость и степень развитости отдельных культур неоди­наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз­зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео­рии, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро­пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру­гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль­туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес­кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис­сии Америки. Известная вам история освоения североамери­канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз­можно, и божественном предназначении нации и ее культу­ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно­сти остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи­ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон­ники которого относили к негритянской расе все высоко­культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус­тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионатур. Вступление человечества в постиндустриальный пери­од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба­лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу­тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз­вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не­обходимость их диалога: «Типологически различные «куль­туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели­гии, нравственности. ) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом. т. е. исключают и предполагают друг друга». По­этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст­вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу­дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело­века и др.

Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо­проникновение различных культурных образований в рам­ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав­ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком­плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур­ных образований различного масштаба, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде — функционирует множе­ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным — люди придерживаются различ­ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой —

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионапобуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе­рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци­пах — признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.

Толерантность — сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

ЯШ Основные понятия:культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины:преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу­ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу­ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу­ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре­вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут­верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про­блемы порождает признание многообразия культур? Кратко

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионаохарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со­временного общества особенно актуальным стал вопрос диа­лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный деятель российской науки Григорий Лан­
дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос­
нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под­
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют­
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв­
ную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со­
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы­
ваемых культур к тому или другому типу.

5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус­
тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе­
ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
на факты общественной жизни.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий­ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со­мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю­щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни­чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу­жащих двум целям: защите человека от природы и урегу­лированию отношений между людьми. мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ­ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень­ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про­шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионали применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не­прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че­ловек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей.

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна­ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят. представ­ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос­новании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. — М.: Гардарики, 2000. — С. 141—145.

Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме­рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, поче­му, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 6657 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Презентация по обществознанию на тему «Духовное развитие общества» (11 класс)

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

Духовное развитие общества

ЦЕЛЬ УРОКА: ЗНАТЬ: 1) сущность материальной и духовной культуры, способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур; УМЕТЬ: 1) развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; Формировать: отношение к материальным и духовным ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего. Оборудование: схемы, пакет документов.

Основные подходы к пониманию культуры

Пути приращения духовного богатства

Субкультура отличается от доминирующей культуры: • языком; • взглядами на жизнь; • манерами поведения; • прической; • модой; • обычаями.

Задание: Разделитесь на три группы и познакомьтесь с дополнительным материалом. Работая с ним, приведите аргументы, подтверждающие, что все сюжеты свидетельствуют о наличии в них понятия контркультуры.

Задание: Работая с материалом учебника на с. 305, заполните таблицу «Мировоззренческие установки». Установка Сущность

ЗАДАНИЕ: Перед вами рабочий материал. В нем перепутаны установки понятия толерантного и нетолерантного класса. Разберитесь в понятиях и расставьте их в правильном порядке в таблице: Рабочий материал: Слова и установки: приказ, подбадривание, отстранение, утешение, предостережение, умения внимательно слушать и слышать, критика, уважение, обзывание, стремление разобраться, упреки, благожелательность, угрозы, перебивание, похвала, нетерпение, согласие, проповедь, совет, морализирование, эмпатия. Толерантный класс Нетолерантный класс

Домашнее задание: § 28, выполните задания. Проанализируйте культурную жизнь своего региона, выявите существующие субкультуры и контркультуры. Составьте развернутое описание специфики, ценностей одной из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описываемых культур к тому или другому типу.

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

Номер материала: ДБ-380432

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР

Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю­дей.

Наличие множества локальных культур заставляет уче­ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас­смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель­зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло­кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да­нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль­тур органически (сходно с природой) развивается: рождает­ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза­имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да­нилевский выделил несколько способов культурного взаимо­действия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки — в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане — в Север­ную Америку. Другой способ Данилевский назвал «привив­кой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чуже­родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ­рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза­имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого — обмен ценно­стями.

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате­ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель­ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль­туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

значимость и степень развитости отдельных культур неоди­наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз­зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео­рии, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро­пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру­гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль­туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес­кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис­сии Америки. Известная вам история освоения североамери­канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз­можно, и божественном предназначении нации и ее культу­ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно­сти остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи­ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон­ники которого относили к негритянской расе все высоко­культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус­тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионатур. Вступление человечества в постиндустриальный пери­од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба­лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу­тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз­вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не­обходимость их диалога: «Типологически различные «куль­туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели­гии, нравственности. ) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом. т. е. исключают и предполагают друг друга». По­этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст­вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу­дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело­века и др.

Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо­проникновение различных культурных образований в рам­ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав­ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком­плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур­ных образований различного масштаба, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде — функционирует множе­ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным — люди придерживаются различ­ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой —

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионапобуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе­рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци­пах — признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.

Толерантность — сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

ЯШ Основные понятия:культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины:преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу­ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу­ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу­ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре­вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут­верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про­блемы порождает признание многообразия культур? Кратко

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионаохарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со­временного общества особенно актуальным стал вопрос диа­лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный деятель российской науки Григорий Лан­
дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос­
нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под­
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют­
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв­
ную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со­
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы­
ваемых культур к тому или другому типу.

5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус­
тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе­
ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
на факты общественной жизни.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий­ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со­мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю­щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни­чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу­жащих двум целям: защите человека от природы и урегу­лированию отношений между людьми. мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ­ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень­ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про­шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионали применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не­прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че­ловек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей.

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна­ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят. представ­ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос­новании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. — М.: Гардарики, 2000. — С. 141—145.

Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме­рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, поче­му, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

Духовный мир личности

что такое духовная культура? В чем заключается сущ­ность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионаВ предыдущем параграфе речь по преимуществу шла о духовной жизни общества. Теперь же сосредоточим внима­ние главным образом на духовной жизни индивида.

О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ

Что такое духовный мир человека? В данном случае это словосочетание обозначает внутреннюю, духовную жизнь че­ловека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионаДуховный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.

Русский философ Г. П. Федотов писал, что дух, духов­ная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура — венец и цель мирозда­ния. «Человек становится вполне человеком в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое вы­ражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, об­ладает, как правило, важным личностным качеством — ду­ховностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей де­ятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризу­ют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только созна­ние, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало раз­вита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

На высшем уровне развития человека мотивами, смысла­ми его жизнедеятельности становятся не личные потребнос­ти и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красо­та, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стрем­ление человека строить свою жизнь и преобразовывать дей­ствительность в соответствии с ними.

Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследование духовного мира наших современ­ников, показывает, что важнейшими элементами человечес­кой духовности являются мораль, патриотизм, гражданст­венность, мировоззрение.

Понятие патриотизм обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность к любовь к Роди­не, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку и ве­ре своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за до­стижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народ­ной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для стра­ны (вспомните события Отечественной войны 1812 г., Вели-

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионакой Отечественной войны 1941—1945 гг.), а также при ре­шении сложнейших и животрепещущих для Родины про­блем (освоение Арктики, космические исследования, созда­ние новых технологий и т. п.).

О сущности патриотизма, его значении в духовном мире россиянина говорят два свидетельства: солдата и ученого.

Курсант военно-инженерного училища Михаил Куряков во время боев осенью 1941 г. оказался в библиотеке одного из монастырей. Вот что записал солдат в своем фронтовом дневнике: «Рыться в книгах — мое любимое занятие. И га­дать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Рус­ская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязать раны народа, облегчать его страдания».

Великий ученый, лауреат Нобелевской премии И. П. Пав­лов во вступительной лекции к курсу физиологии (1923 г.) поведал студентам: «Вся моя деятельность — хотя бы по сути своей интернациональная, связана с достоинством и интересами Родины». «. Я, — говорил ученый, — был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство».

j публицист, лауреат Нобелевской премии ]

С патриотическими ориентирами человека связаны и ка­чества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувст­во любви к Родине, и ответственность за развитие ее соци­альных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью

проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего региона проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть фото проанализируйте культурную жизнь своего региона. Смотреть картинку проанализируйте культурную жизнь своего региона. Картинка про проанализируйте культурную жизнь своего региона. Фото проанализируйте культурную жизнь своего регионаправ и обязанностей. Гражданственность проявляется в зна­нии и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязан­ностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *