pro expert что за фирма
Опыт создания продукта в России или Как создавался “народный” беспроводной пылесос PRO-EXPERT
Всем привет! Андрей – предприниматель, CIO, CEO и кайтер. Несколько лет назад я пошел по пути создания и запуска собственного продукта «с нуля» на отечественном рынке (беспроводной пылесос). В этой статье хочу поделиться своим опытом с начинающими и действующими предпринимателями:
Предыстория
Я начинал с работы по найму, дальше предпринимательство: свои газетные ларьки, канцелярия, пиротехника — не пошло, как планировал. Ушел снова в найм: 10 лет в компании “большой четверки” — от сисадмина до менеджера CIS региона. Дальше 6 лет — российский холдинг в роли CIO. Через 12 лет работы по найму соскучился по предпринимательству, создали с супругой одну из первых компаний в России по импорту и продаже моноколес. Уперлись в нехватку капитала для роста, который грозил банкротством в связи с быстрорастущим рынком. Реальность – склад 10млн.р, скорость роста рынка – x5 т.е. год нужно увеличивать склад в 5 раз, или проиграешь! Проиграли, короче…
Но успешно продали компанию и открыли новую по производству на контрактном заводе в КНР беспроводных пылесосов. (Почему именно пылесосы, поделюсь чуть ниже) После 3х успешных лет работы, учтя ошибки и нюансы данного вида деятельности, создали с партнером новый бренд и продукт – “народный” беспроводной пылесос. Почему народный? Об этом, и не только, как-раз и будет данная статья! Запаситесь терпением, но прочитав получите много инсайтов, которые помогут не наломать дров, если решите делать свой бизнес похожего формата. Обещаю рассказать все как есть, без приукрас и не утаивая деталей.
Как решил не делать
Как все давно уверовали (ну или о чем говорят инфо-цыгане) цикл создания нового продукта в России выглядит следующим образом:
Но мы же честные, подумали мы 3 года назад с супругой, и начали бизнес, на сегодняшний день одного довольно успешного российского бренда (не буду его называть, так как это не относится к теме данной статьи).
Немного про самое интересное ($$$)
Интересно, что почти любой контейнер (маленький 20ft, конечно), практически неважно какого товара из Китая стоит около 100 000$ на круг с доставкой и таможней. Вы хоть носки грузите, хоть станки, но можете мерить их вот этими 100k$! Вот такое забавное наблюдение. Но не суть.
Эта цена состоит из:
Так и я: купил жене беспроводной пылесос Дайсон. Понравился? Безусловно. Но не только ей: родители, родственники – всем понравился и стало понятно, что нужен он не только нам. Но купить за 300-500$ в подарок всем – ДОРОГО, а сами себе родственники не могли такое позволить.
Решил я стать дилером Дайсона, отправил запрос. Ни ответа, ни привета. Второй запрос – тишина. Ну и решил я раз так, пойдем по-другому. И пошел по пути, описанному выше, разве что обманывать никого не стал, и решил играть в долгую. В итоге, за 3 года, раскачали семейный бизнес с нуля до приличных (для малого бизнеса) объемов. Через 3 года суровой работы решил, что хочется большего, а с текущим брендом есть ряд нерешаемых ограничений (про них как-нибудь в другой раз), нашел партнера и начали мы новый проект — создание беспроводного пылесоса №1. И вот с ним — попали в яблочко!
О продукте и наших требованиях к нему
Цель: создать беспроводной пылесос №1 на российском рынке (не по объему продаж, конечно, — мы же все адекватные, а по потребительским свойствам). И с ним в минимальный срок обыграть крупных игроков, предложив потребителю лучший продукт за лучшие деньги: беспроводной пылесос с качествами премиального продукта, по минимально-возможной цене. Он должен быть способен заменить унылый и старый проводной пылесос в каждой российской семье.
В итоге мы вывели на рынок сразу две модели:
1. Цена: мы должны были быть минимум в полтора раза дешевле известных брендов, но не хуже, а лучше – лучше по характеристикам
2. Функции: беспроводной пылесос должен быть способен безальтернативно заменить проводной пылесос. У проводного – мощность под 2000ватт. Как ее обеспечить аккумулятором? А вот как! Проведя тесты и купив большую часть как бюджетных, так и дорогих пылесосов на рынке, мы выяснили, что:
a. Нужно добавить механическую щетку, чтобы пылесос убирал не только за счет вакуума, но и механически выгребая грязь. Напомню, когда мы выходили на рынок с нашим первым брендом – из конкурентов был только Дайсон. Так что приходилось смотреть на запад, тестировать и размышлять
b. Но какой мощности всасывания будет достаточно, думали мы? Бюджетные пылесосы расстроили качеством уборки. Их мощность всасывания находится в пределах 20-60 аэроватт (кстати этот параметр придумал Дайсон, чтобы всех запутать и ни с кем не конкурировать, так что правильнее говорить про мощность в кило-паскалях!). Так вот мощность в 4-6-8-10 kPA (кило-паскалей) не хватает для полноценной уборки. 12 kPA – минимум. 15kPa – уже сильно лучше. И только от 18-20kPA, беспроводные пылесосы с ротор-щетками, имеющими собственный электрический мотор, действительно способны заменить проводной!
c. Что еще? как это банально не звучит – насадки. Для полноценной уборки и замены проводного пылесоса потребуется не одна насадка с собственным двигателем, предназначенная для уборки пола, а две! Вторая, такая же уменьшенная, будет необходима для уборки текстиля (кровати, диваны, обивка стульев и т.п.). Вы же не будете убирать стулья половой (ну в смысле напольной) щеткой?
d. Форм-фактор: беспроводные пылесосы существуют двух типов: с нижним расположением двигателя (они еще называются вертикальными а-ля трость и верхним.
e. Вторые получили гораздо большее распространение так как ими удобнее залезать под мебель (не мешает двигатель), они легче, мощнее и сбалансированнее. Минус только один – не стоят сами. Нужна либо настенная, либо напольная док-станция для парковки. Еще есть роботы-пылесосы. Но это отдельная религия. Они едят ковры, шнурки, застревают обязательно где-то, а потом пищат (в этом случае их приходится искать по квартире и эвакуировать на базу), долго убираются и являются лишь дополнением к пылесосу, но точно не его заменой. Наш беспроводной пылесос будет с верхним расположением двигателя (тут двигатель не только не мешает убираться под диванами, но он еще балансирует вес трубки с ротор-щеткой, что увеличивает маневренность и удобство)
f. Вес: тестируя купленные в магазине пылесосы, от брендовых, до ноунейм китай шараш (уверен все уважаемые читатели Хабра понимают, что даже брендовые пылесосы производятся в КИТАЕ, как и айфоны).
Вы скорее всего знаете: Китай-Китай и Брендовый-Китай – две принципиально разные истории. Так вот тестируя различные пылесосы мы обнаружили, что чем дороже пылесос, тем он тяжелее! Почему, расскажу ниже. А ведь таскать 2.5кг в руке всю уборку – не простая задача, поэтому мы поставили цель №1 — народный пылесос должен остаться ЛЕГКИМ! Легкий, как мы установили, это до 1.5 кг в руке — иначе устает спина устает и рука (во всяком случае, женская).
Кстати, интересный факт: первый «портативный» пылесос весил чуть более 40кг. Данный пылесос представили публике в США в 1905 году. В нем вместо вакуумного насоса для затягивания пыли в фильтр уже использовался мощный вентилятор.
g. Уровень шума: как оказалось, чем мощнее пылесос и чем в конструкции больше сочленений или утончений, на пути прохождения воздуха, тем он шумнее.
Еще вносит свой вклад конструкция лопастей мотора и его характеристики. Протестировав дешевые и премиум модели, мы выяснили, что комфортный пылесос это пылесос с шумом в стандартном режиме работы не более 65дБ. Мы поставили себе цель в 64дБ! Итак – шум в 64дБ это цель №2! Для понимания — уровень шума разговора нескольких человек — 66 дБ. Телевизор — 60-70 дБ. Так что если пылесос сможет работать с шумом менее 65 дБ, это позволит комфортно общаться во время уборки с семьей, ну или по крайней мере не сбегать в другую комнату.
h. Время работы: как было установлено нашей фокус-группой (конечно же это были друзья и родственники, мы ведь стартап) для уборки квартиры в 70-100м, среднестатистическим хозяйкам требуется около 40 минут. Значит PRO-EXPERT V9 должен работать с запасом 50 минут! V9+ (с 2мя батареями) — 100 минут. Так как время работы пишут на меньшем режиме мощности и, обычно, без турбо-щетки. С турбо-щеткой время падает на 10-20% в зависимости от мощности пылесоса и режима. Цель №3 – народный пылесос должен иметь время работы 50 минут. Чем больше – тем наш беспроводной пылесос будет тяжелее, так что мы решили наращивать время работы не увеличением количества ячеек, а предложить клиентам с супер-большой квартирой возможность налету заменить батарейку. Эх, начал рано раскрывать секреты. Что же еще?
i. Количество режимов мощности: тестируя различные беспроводные пылесосы мы выяснили, что 2х режимов мощности категорически мало! Даже премиум-модели имеющие два режима и достаточную мощность, оказались неудобны в эксплуатации из-за того, что на экономичном режиме мощности часто не хватает, а на турбо – пылесос разряжается за 7-8 минут! Цель №4 – три режима мощности со временем работы в стандартном режиме – 50мин, турбо – 25 минут и Максимальном – 9 минут.
j. Аккумулятор: начнем с азов. Как многие привыкли по лохматым шуруповертам, аккумулятор — вещь «скоропортящаяся». 1-2 года и под замену. Да, именно так было с NiCd или NiMH аккумуляторами. Но ведь технологии не стоят на месте и с появлением Li-ion или Li-Po аккумуляторов, их срок жизни увеличился до 3-5 лет, к тому же они избавились от эффекта памяти, когда аккумулятор нужно полностью разрядить перед зарядкой. Так что цели мы поставили следующие: Цель №5 – аккумулятор должен быть легко-заменяемым и долгоживущим. Знаете, сколько Тесла дает гарантию на свои батареи? 8 лет! Вот и наш пылесос должен радовать не 2-3 года, а минимум 5 лет.
А еще, ввиду «бронебойности» российского бетона (кто пробовал сверлить стены в российских панельках 80х годов, тот меня поймет) и отсутствия в большинстве российских квартир кладовок, где можно удобно заряжать пылесос, наш “народный” беспроводной пылесос PRO-EXPERT должен иметь не только съемный, но и быстро-заменяемый аккумулятор. Цель №6 — заряжаться аккумулятор должен как отдельно, так и вместе с пылесосом, ну и быть быстросъёмным, конечно.
То есть, чтобы его можно было вытащить и зарядить на столе, как телефон, не раскладывая пылесос в гостиной или спальне. Ведь кладовка, да еще и с розеткой, скорее пока роскошь, чем норма жизни среднестатистической российской семьи. Еще спасет напольная док-станция, когда не хочется сверлить стену, но тут вспоминаем про народность и цену. Ничего лишнего!
k. Качество и гарантия: опять же, проведя соцопрос среди близких, мы поняли, что всем нужна гарантия, и чем больше, тем лучше. Но бюджетным.
Так что цель №7 – точные сочленения (т.е. дорогие пресс-формы и не дешевое производство), качественно подогнанные детали и никаких люфтов и скрипа! И Гарантия – не менее 2х лет! (как у Dyson, он – эталон). Однако тут мы не берем в пример Дайсон, так как почему он такой скрипучий и люфтящий, при том высочайшем уровне инженерных решений и будучи безусловным лидером номер 1 в “пылесосостроении” – я не знаю…
Но наш народный и лучший беспроводной пылесос, не должен скрипеть или люфтить. Все должно быть как в немецких автомобилях.
l. Что же еще? Конечно, щетка. Основная беда для ротор-щеток с двигателем – волосы. Человеческие. Волосы наших прекрасных спутниц жизни имеют, порой, неограниченную длину, и по независящем от нас причинам, они оказываются на полу. Беспроводные пылесосы их с удовольствием наматывают на валик, и после каждой уборки валик приходится руками вынимать и ножницами срезать и выковыривать волосы.
Как мы подсмотрели у премиальных моделей – часть из них обладает специальной конструкцией, которая успешно противостоит наматыванию волос на щетку. Так что раз уж мы делаем лучший народный пылесос – системе быть. Так что цель №8 – конструкция щетки должна предотвращать наматывание волос! Записано.
m. Тестируя различные беспроводные пылесосы, часть наших испытуемых столкнулась с забавной особенностью. Убираясь 30-40 минут, устает палец, которым вы держете курок (кнопку) включения пылесоса. Да, Карл! Почему-то наш кумир и любимец Дайсон выпускает пылесосы где кнопка запускающая мотор не фиксируется.
Т.е. ты должен ее держать нажатой указательным пальцем во время уборки! Так как мы с партнером – ИТ-шники, то этот UX – так вот оказалось весьма неестественно держать кнопку нажатой, палец устает. А знаете зачем это сделано? Как мы поняли для того, чтобы сберечь батарею. Ставим цель №9: пылесос должен иметь электронную, механически нажимаемую кнопку включения. Нажал – пылесос включился, и можно не держать кнопку. Нажал повторно – выключился.
n. Фильтрация и очистка. Чем старше мы становимся и живем в городах и не лучшей экологией, тем более нежными и подверженными любым инфлюэнциям мы становимся. Болеем в общем и начинаются всякие атипичные аллергии на пыль, постельных клещиков и т.п. Так что пылесос должен иметь близкий к абсолютному уровень фильтрации “выдыхаемого” воздуха, а значит иметь HEPA-фильтр класса не ниже H12.
Кроме этого, фильтр должен обладать максимальной площадью. Это позволит реже его мыть либо менять, а так же пылесос будет меньше терять в мощности при забитом фильтре. А для того, чтобы HEPA-фильтр долго не забивался, нужно научиться предварительно отфильтровывать основную часть пыли и мусора. HEPA – это пост-фильтр после основных. И вот как-раз Дайсон, в далеких 90х придумал способ фильтрации по принципу Циклон. Воздушные потоки с пылью и грязью, всасывающиеся в пылесос, из-за специальной конструкции корпуса закручиваются в маленькие вихри и почти вся грязь устремляется в контейнер за счет центробежной силы. И до HEPA-фильтра доходит лишь супер мелко-дисперсная или легкая пыль. Короче, цель №10 – нам нужен уровень фильтрации, спасающий аллергиков посредством HEPA-фильтра класса H12 + циклонного фильтра.
o. И последнее – немного маркетинга! Кто же поверит в народность пылесоса с наших слов? Цель №11 – пылесос должен быть настолько крутой и надежный, чтобы его не страшно было отдать людям на тест БЕСПЛАТНО, и чтобы они не могли с ним расстаться по его окончанию! Иначе у нас будет контейнер, и не один, бэушных пылесосов. Это же не раритет или антиквариат какой, чтобы старел и рос в цене. Ну и контейнер должен очищаться нажатием одной кнопки, без мешков для сбора пыли, все фильтры мыться в воде и сушиться, чтобы никаких расходников. Цель №12 – очистка одной кнопкой и никаких расходников.
Итак: после брейнсторминга, небольшой исследовательской работы (тянущей на диссертацию) и соц-исследования на друзьях и домочадцах – область беспроводных пылесосов была настолько изучена, что мы подготовились к разработке НАРОДНОГО ЛУЧШЕГО БЕСПРОВОДНОГО ПЫЛЕСОСА НА ПЛАНЕТЕ как минимум в России! Все 12 пунктов должны быть учтены.
Реализация
По своему предыдущему бизнесу мы с супругой часто ездили на кантонские ярмарки в Гуанджоу, в любимый, чудесный и непонятный Китай. Если вкратце об этом событии – это международная выставка с площадью павильонов в небольшой провинциальный город, где по секциям представлены товары народного китайского экспорта. Предприниматели со всего мира приезжают, чтобы купить подешевле, а продать подороже. Выбирают товар и везут продавать.
Так начали и мы. Один раз, другой – ездим ищем наш пылесос мечты. Смотрим, щупаем, тестируем… Все не то. 3-7 параметров из 12 целевых найти можно, но чтобы все 12 – такого нет! Не зря инженеры Дайсон едят свой хлеб, а Филипс, LG и даже Самсунг – смотрят им в рот и довольствуются крохами. Это как Ксерокс – уже давно не марка бренда, а тип аппарата с функцией копирования.
В общем, по результатам безуспешного поиска длительность 1 год – идеального народного пылесоса НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Мытарства
Значит и 100 000$ не хватит, и делать нужно много больше, чем просто “купи-продай”.
Ищу партнера, нахожу. Брат-кайтер =) Темы общие, боли понятные. Курим, обсуждаем. Решено – будем собирать из компонентов и заказывать сборку на производстве.
За 4 месяца ищем корпус (чтобы не скрипел и был ладный) и о чудо, находим почти пылесос своей мечты. 8 параметров из 12 в одной модели, и 9 из 12 в другой!
Кроме пары параметров – все супер. Пишем менеджеру – берем. Контейнер “на пилот” и дальше понеслась И спустя месяц динамы и невнятного бормотания менеджера известного китайского завода с историей 20+ лет, с подписанным контрактом на руках, получаю отказ. Как так?
Пишу, ругаюсь, не говорят. Пишут на своем китайском английском “sorry, my mistake, sorry, sorry, this model is not available for Russian market”.
Выясняю по своим каналам. Оказывается, модель выкуплена Xiaomi. Ха-ха. Ну думаю, хороший знак! Ксиоми, как и многие другие известные бренды, не имеют заводов и не являются по основным продуктовым линейкам инженерными компаниями. Они отличные маркетологи, умеют правильно выбрать годный товар, сделать красивый цвет, обложку и завернуть под свой бренд.
В общем, возвращаемся мы к тому варианту, что подходил по 8 параметрам из 12. Что не так?
Выясняем контакты и детали, связываемся с импортером UK. Оказывается, компания реорганизовалась и по техническим причинам сменила завод. Наша модель свободна и доступна. Сдружились с инженером (архитектором зовется) из английского производственного бюро импортера. Через друзей передаем подарочки из России, а в ответ получаем чертежи и инсайты по модели, импортируемой в UK с нашего завода. Ну и заказываем нужные нам изменения, чтобы добить модель до идеала по всем пунктам.
В общем задача максимум.
Дальше, выписка в Китай на завод эксперта, проводящего аттестацию производства и продукции первой партии для целей сертификации (куда же без ТР ТС 0042011 — технический регламент по безопасности низковольтного оборудования и ТР ТС 0202011 — Электромагнитная совместимость технических средств в пылесосе? Это сейчас смешно, а тогда. хочется руки на себя наложить, пока пройдешь все по процедуре.
Пойдешь сбоку – велик шанс отзыва липового серта, полученного хрен пойми где и зависа груза на таможне на время прохождения сертификации – 40 дней на таможне стоят чуть дороже, чем цена груза, так что можно просто забыть про груз и пойти работать, чтобы раздать долги!).
Отдельной истории заслуживает процесс импорта товара. Все сделано для того, чтобы ты максимально облажался и попал на бабки.
Хочешь получить истинное удовольствие – займись внешне-экономической деятельностью в России. Единственный нормальный вариант – набрать штат бездельников, чтобы они переписывались с органами и логистами так как нормальному человеку, пытающемуся заниматься бизнесом и имеющему высшее образование, это не осилить без пряди седых волос и избитых о клавиатуру пальцев.
Правда нужно отдать должное, что с основной частью возникших проблем в процессе импорта первого брендированного контейнера с нашими первенцами – беспроводными пылесосами PRO-EXPERT, получилось разобраться из отпуска, сидя на острове Родос и пользуясь лишь греческим интернетом, лаптопом и скайпом.
По 1.5-2 часа в день: переговоры с логистами, сертификатчиками, DHL и еще не пойми кем, пытающимся по букве закона импортировать образцы (да, эксперты, выезжающие на производство и получающие 200+тысяч рублей! за аттестацию завода и товара, не в состоянии с собой взять образцы!, и ты должен в муках, за 1000$+ везти это все добро авиа-лошадью официальной белой пушистой и закушевшейся DHL или FeedEx службой, стоимость доставки в которой раз в 10 превышает нормальной цены импорта 4кг китай-авиа-доставкой.
Чек-лист для старта продаж
Маркетинг: это большой и сложный вопрос. Заслуживает отдельной публикации, так что про него упущу пока. Скажу только, что это целая жизнь.
Ох, почти дописал. Если это все было полезно – задавайте вопросы, пишите, берите на тест и пишите отзывы DOPE or NOPE.
ИТОГО: на создание продукта до старта продаж ушло больше года и множество бессонных дней. И если думаете, что теперь можно расслабиться? Как бы не так. Старт продаж и создание всего перечисленного выше — это начало длинного тернистого пути, но определенно – интересного!
Про будни предпринимателя, пожалуй, поделюсь как-нибудь в другой раз. Этот пост был про создание продукта, так что, пожалуй, все. Пишите, спрашивайте. Постараюсь отвечать по мере возможности особенно тем, кто только думает начинать и имеет массу вопросов. Советов не дам, но опытом поделюсь. А вот что получилось:
Опыт создания продукта в России: беспроводные пылесосы Pro-Expert — год спустя
Прошло немногим больше года, как мы открыли компанию и вывели на рынок новый продукт — беспроводной пылесос Pro-Expert V9 (как это было, я подробно рассказал в прошлой статье: «Опыт создания продукта в России или как создавался “народный” беспроводной пылесос PRO-EXPERT»).
Спустя год, начал получать в личку вопросы “как дела с проектом?”. Так что делюсь: что получилось, а что нет. Стал ли проект успешным, как развиваемся и с какими сложностями столкнулись на этапе роста и масштабирования?
Статья может быть полезна как действующим предпринимателям, так и тем, кто только планирует делать первый шаг со своим делом.
Для тех, кто не читал или забыл детали первой статьи, напомню, что беспроводной пылесос PRO-EXPERT V9 это кастомизация или глубокий рестайлинг уже разработанной не нами модели беспроводных пылесосов. Т.е. мы не разрабатывали пылесос с нуля. Мы взяли одну известную модель беспроводных пылесосов (не могу называть бренд) и изменили ее по ряду параметров, которых, на наш взгляд, не хватало оригиналу:
Производится PRO-EXPERT V9 на том же заводе, где выпускает свои пылесосы один из крупнейших международных брендов бытовой техники.
Спустя год на рынке с новым продуктом могу с уверенностью утверждать, что лучше сначала научиться продавать чужой продукт, а потом делать что-то свое. Поверьте, неважно что вы создадите: пылесос, мобильное приложение или даже востребованную услугу. Сами они продаваться не начнут. Нужно прикладывать массу усилий, чтобы про ваш новый продукт узнали, полюбили и приняли на рынке. Причем клиенты, в своем большинстве, очень требовательны: гораздо реже пишут хорошее, чем подчеркивают проблемы или фитбэчат негатив. Так что, если без должного внимания подойти к маркетингу, любой, даже самый хороший продукт, очень вероятно ждет провал. Люди разные. Сегодняшние онлайн технологии позволяют клиентам открыто и просто оставлять отзывы по опыту использования любого продукта. Маркетплэйсы и онлайн ритейлеры всячески приветствуют отзывы, а площадки типа айрекоменд или отзовик даже платят за них деньги. Вся эта онлайн канитель не только значительно повышает требования к качеству продукта, но и требует от производителя и продавца понимания, внимательного отношения ко всем нюансам и деталям. Особенно важно уделять внимание клиентскому сервису, иначе негатив не заставит себя долго ждать.
Так что мой вывод один: если вы умеете продавать и подтвердили это на деле – можно производить / создавать / творить. Но если просто начать с производства – шансы на успех будут в разы меньше.
Определенно, мы развиваемся. Не так быстро, правда, как хотелось бы, так как практически весь проект делаем на собственные средства.
Первые произведенные образцы мы получили с завода в КНР в мае 2020, а первую поставку готового протестированного продукта – в марте 2021г. Т.е. на все про все ушел без малого год. Мы не сидели, не били баклуши, много работали, но сделать качественный продукт быстрее этого срока – не смогли.. Конечно, наложился ковид, но не только в нем причины. В мире большая турбулентность с логистикой.. Это отдельная песня и боль..
Во-первых, мы не смогли зайти в крупные офлайн сети. Одни выбирают на полки только супер-бюджетные (начального уровня) продукты; у других такие наценки, что мы не проходим по марже; третьи либо не отвечают, либо им не интересно работать с кем-то новым.. Однако с онлайном проблем не возникло.. Почему вот так.
Оказалось очень не просто доказать клиентам, что мы не одно и тоже, что и десятки других новых “брендов”, возникающих и исчезающих ежегодно в огромных количествах. Для клиентов все новенькие – подозрительные “типы”, так как многие сталкивались с тем, что купили вещь, а случись проблема или необходимость в запчасти – “давай до свидания”! Даже крупные бренды в этом замечены, что уж говорить об “однодневках”. Так вот доверие к марке — это основное над чем приходится работать ежедневно. Зато сейчас мы можем гордиться тем, что наш сервис – один из лучших, а удовлетворенность клиента – 99.
Задержки в производстве, поставке комплектующих и логистике – за 2020 очень многое поменялось в мире. Основные проблемы возникли в производстве: сначала не работали все заводы, потом образовались очереди в поставке комплектующих, а под конец года, мир накрыл кризис логистики. Фрахты подорожали в 3-5 раз! Для сравнения, букинг 20ft контейнера в начале года стоил 2200$, а в конце 2020го невозможно было забронировать фрахт и за 8k$! Так что вот-вот будет не только рост цен, но и видимый дефицит товара.
Остальные проблемы как у всех – падение покупательской способности ввиду пандемии, нестабильность, изоляция, болезни коллектива.
Небольшой оффтоп: когда мы решили, дополнительно к нашей фирменной гарантии “без визита в сервис”, организовать сеть сервисных центров через партнеров (все равно находятся клиенты, которые хотят сходить ножками в сервис и, почему-то больше доверяют именно этой олдскульной модели), через одного нам начали приходить предложения примерно следующего содержания: “нужна ли нам от сервисного центра услуга, чтобы он умел элегантно отказать клиенту в ремонтировать?”. Да, увы. Есть даже такая опция на рынке: выставить клиента дураком и отказать в гарантийном ремонте…
Несмотря на все это – мы выросли, выпустили новые продукты и нарастили объемы. Развиваем свой бренд PRO-EXPERT и создаем новые современные и качественные беспроводные пылесосы.