приспособление к жизни с утраченными функциями является

Механизмы восстановления функций

приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть фото приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть картинку приспособление к жизни с утраченными функциями является. Картинка про приспособление к жизни с утраченными функциями является. Фото приспособление к жизни с утраченными функциями является приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть фото приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть картинку приспособление к жизни с утраченными функциями является. Картинка про приспособление к жизни с утраченными функциями является. Фото приспособление к жизни с утраченными функциями является приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть фото приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть картинку приспособление к жизни с утраченными функциями является. Картинка про приспособление к жизни с утраченными функциями является. Фото приспособление к жизни с утраченными функциями является приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть фото приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть картинку приспособление к жизни с утраченными функциями является. Картинка про приспособление к жизни с утраченными функциями является. Фото приспособление к жизни с утраченными функциями является

приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть фото приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть картинку приспособление к жизни с утраченными функциями является. Картинка про приспособление к жизни с утраченными функциями является. Фото приспособление к жизни с утраченными функциями является

приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть фото приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть картинку приспособление к жизни с утраченными функциями является. Картинка про приспособление к жизни с утраченными функциями является. Фото приспособление к жизни с утраченными функциями является

Приспособление (адаптация) – комплекс саморегулирующихся процессов, позволяющих виду приспособиться к меняющимся условиям существования и выжить в этих условиях.

Приспособительные реакции проявляются как в состоянии здоровья, так и в патологии.

Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры атмосферного давления, влияниям радиации, меняющемуся спектру микроорганизмов, вирусов и т.п.

§ При напряжении функции органа или систем

§ При снижении или извращений этих функций

Гомеостатические реакции – реакции организма, направленные на поддержание постоянства его внутренней среды.

Нарушения кровообращения, дистрофии, воспаление – приспособительные реакции, направленные на восстановление гомеостаза.

Компенсация – совокупность реакций организма, направленных на восстановление нарушенных функций при повреждениях и болезнях.

Компенсация – форма приспособления в условиях патологии; более узкая форма, чем приспособление.

Смысл компенсаторных реакции – восстановление нарушенных функции органов и систем.

Для приспособительных реакции – восстановление функций не обязательно.

При болезни на восстановление гомеостаза и выздоровление направлены и компенсаторные, и приспособительные реакции. Они тесно взаимосвязаны.

Виды приспособления и компенсации:

Атрофия – уменьшение объема функционирующих структур органа и ткани, сопровождающееся снижением или полной утратой их функций.

ü Физиологическая – обусловлена возрастными изменениями органов и тканей (атрофия вилочковой железы, яичников и молочных желез у женщин, атрофия всего тела с возрастом – инволюционная кахексия и т.п.)

ü Патологическая – при снижении функций органов в результате болезни или травмы

ü Общая – старческая инволюция, алиментарное истощение, при заболеваниях головного мозга

Виды патологической атрофии:

ü Дисфункциональная (атрофия без деятельности) – при отсутствии функции (атрофия мышц конечности при переломе ее кости)

ü От давления (атрофия ткани мозга при скоплении спинномозговой жидкости желудочков при гидроцефалии)

ü Вследствие недостаточного кровоснабжения (атрофия почки при стенозе почечной артерии при атеросклерозе)

ü Нейротрофическая – при нарушении иннервации (атрофия мышц при полиомиелите)

ü От действия повреждающих (химических, физических) факторов (атрофия костного мозга под действием радиации)

При атрофии клеток строма органа обычно сохраняет свой объем, нередко подвергается склерозированию.

В большинстве случаев атрофия обратима.

В основе – гиперплазия– увеличение количества клеток, внутриклеточных структур, компонентов стромы, количества сосудов.

Гипертрофия происходит до того объема, который может восстановить или обеспечить нарушенную или возросшую функцию органа.

Гипертрофия поддерживается гиперфункцией.

Виды гипертрофии:

ü Физиологическая (рабочая) – у здоровых (увеличение определенных групп мышц или миокарда при занятии спортом, увеличение матки при беременности)

ü Гипертрофия при болезнях:

Ø Компенсаторная – при длительной гиперфункции – орган увеличивается, но ткань не поражена патологическим процессом (гипертрофия миокарда при ГБ)

Ø Регенерационная – в сохранившихся тканях поврежденного органа, компенсирует утрату его части (гипертрофия в сохранившейся ткани миокарда при крупноочаговом кардиосклерозе после ОИМ; в сохранившейся части почки при нефросклерозе)

Ø Викарная (заместительная) – в сохранившемся парном органе при гибели или удалении другого – сохранившийся орган берет на себя функцию утраченного.

Патологическая гипертрофия – увеличение объема и массы органа, которое не компенсирует утраченную функцию или извращает ее. Это проявление болезни и требует лечения:

приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть фото приспособление к жизни с утраченными функциями является. Смотреть картинку приспособление к жизни с утраченными функциями является. Картинка про приспособление к жизни с утраченными функциями является. Фото приспособление к жизни с утраченными функциями является

Ø Нейрогуморальная – при нарушении функции эндокринных желез (акромегалия при гиперфункции передней доли гипофиза; гиперплазия эндометрия при дисфункции яичников)

Ø Гипертрофические разрастания тканей в области длительно текущих воспалительных процессов или увеличение объема ткани при нарушении лимфообращения (слоновость)

Ø Ложная гипертрофия – разрастание жировой клетчатки и соединительной ткани на месте атрофирующихся функциональной ткани или органа.

Регенерация – восстановление тканей, клеток, внутриклеточных структур, утраченных или поврежденных в результате физиологической гибели или патологического воздействия:

§ образование новых клеток взамен погибших- клеток кожи, слизистых, кроветворной, лимфатической систем, костей, костного мозга;

Виды регенерации:

§ физиологическая – восстановление элементов живой материи, гибнущих в процессе повседневной жизнедеятельности.

§ репаративная – восстановление утраченного морфологического субстрата в результате патологических процессов:

Ø реституция – восстанавливается ткань, идентичная утраченной

Ø субституция – на месте повреждения образуется соединительнотканный рубец

§ патологическая (дисрегенерация) – отражает процессы перестройки тканей – образуется ткань, не полностью соответствующая утраченной, при этом функция восстановленной ткани не восстанавливается или извращается:

Ø Гипорегенерация – восстановление тканей идет очень медленно или вообще останавливается (трофические язвы, пролежни)

Ø Гиперрегенерация – ткань регенерирует избыточно, при этом функция органа страдает (келоидный рубец)

Ø Метаплазия – переход одного вида тканей в другой роственный ей гистогенетически, но функция ткани не восстанавливается

Ø Дисплазия – нарушение регенерации – предопухолевые изменения тканей.

Приспособительные и компенсаторные процессы – важнейшие реакции целостного организма, обеспечивающие сохранение гомеостаза в процессе нормальной жизнедеятельности и при патологии.

Усиление приспособительных и компенсаторных процессов в том или ином органе приводит к таким же реакциям в ряде других органов и систем. Это способствует повышению мощности и эффективности ответа всего организма на определенное воздействие. Например, физические тренировки усиливают функцию не только мышечной системы, но и ДС, ССС и др.

Если причина длительной время не устраняется, то происходит срыв компенсации и развивается декомпенсация с дистрофическими изменениями клеток на фоне нарастающей гипоксии.

Эти защитные процессы позволяют человеку полноценно жить порой в течение десятков лет.

Источник

68. Механизмы восстановления нарушенных функций организма. Понятие о компенсации функций, структурно-функциональные основы компенсации.

Компенсация — совокупность реакций организма, возникаю­щих при повреждениях или болезнях и направленных на восста­новление нарушенных функций. Ее характеризуют несколько ос­новных положений.

Компенсация — одна из важнейших форм приспособления, развивающихся в условиях патологии, т. е. при болезнях, и, следо­вательно, она носит индивидуальный характер, ибо болезнью за­болевает конкретный человек.

Компенсаторные реакцииэто область медицины, область патологии, и этим они отличаются от видовых приспособитель­ных реакций, которые обеспечивают жизнь организма и в норме, и при патологии.

Компенсация нарушенных функций направлена на сохранение жизни, а следовательно, также является приспособлением, но возникающим лишь в том случае, если организм терпит ущерб.

Компенсаторные реакции более узкие, чем приспособитель­ные и соотносятся с ними как часть с целым.

Каждый человек обладает собственными реакциями, но од­новременно как представитель биологического вида он имеет и видовые приспособительные реакции. Во время болезни на восста­новление гомеостаза. на выздоровление направлены и те. и дру­гие реакции, и их трудно разделить. Поэтому в клинике их часто обозначаю т как колтенсаторно-приспособительные реакции. Однако эти понятия не идентичны, ибо приспособление часто развивается в физиологических условиях, и именно приспособи­тельные реакции позволяют не заболеть и исключают необходи­мость развития компенсаторных реакций организма.

Виды приспособления и компенсации Приспособительные реакции постоянно протекают в физиоло­гических условиях в связи с функционированием органов и рас­ходованием при этом их морфологических структур, возрастными изменениями человека, воздействием внешней среды и измене­ниями внутренней среды организма или в связи с длительным повышением функции органов в физиологических пределах. Выделяют 3 основные формы приспособительных и компенсатор­ных реакций: регенерацию, атрофию, гипертрофию.

Регенерация — это восстановление организмом тканей, кле­ток, внутриклеточных структур, погибших или поврежденных ли­бо в результате их физиологического функционирования, либо вследствие патологического воздействия. Без регенерации сама жизнь невозможна и поэтому регенерация протекает в организме непрерывно. Она контролируется и регулируется различными системами организма:

гуморальным, обеспечивающими регенерацию на внутри­клеточном, клеточном уровнях и на уровне ткани. С помо­щью большого количества цитокинов, факторов роста, вы­деляемых макрофагами, тромбоцитами, фибробластами и др.;

иммунной системой, с помощью лимфоцитов контролирую­щей «регенерационную информацию», обеспечивающую ан­тигенное единство регенерирующих структур, без которой не может быть регуляции трофики и полноценной регенерации;

нервной системой;очень важную роль играет так называемый дтункционалъный запрос, т. е. тот необходимый для жизни уровень функций, который должен быть обеспечен соответствующими морфо­логическими структурами, степенью и особенностями их метаболизма, уровнем биоэнергетики и т. д.

Выделяют три основных вида регенерации:

физиологическая регенерация, обеспечивающая восстановле­ние на всех уровнях структур, погибших в процессе жизне­деятельности;

репаративнаярегенерация, развивающаяся при болезнях;

патологическая регенерация, или дисрегенерация.

В зависимости от особенностей структуры и функций регенери­рующих тканей регенерация в разных органах протекает неодина­ково:

регенерация происходит в основном за счет вновь образую­щихся клеток при гибели клеток пограничных тканей, таких как кожа, слизистые оболочки, а также кроветворной, лим­фатической систем, костей;

регенерация как путем образования новых клеток взамен по­гибших, так и в результате восстановления внутриклеточных структур при сохранении клетки в целом протекает в пече­ни, почках, вегетативной нервной системе и в большинстве других органов;

регенерация только за счет восстановления внутриклеточ­ных структур, при которой клетки не перестают функцио­нировать, происходит в сердце и головном мозге, требую­щих одновременного и синхронного функционирования множества клеток.

Эти принципы регенерации раз­личных тканей сохраняется как в норме, так и в условиях патологии.

Регенерация тканей, утраченных при болезнях протекает в двух фор­мах: либо репаративной, либо пато­логической. Репаративная регенерация (от слова «репарация» — восстановле­ние) восстановление утраченного в результате патологических процес­сов. В зависимости от степени вос­становления тканей выделяют:

реституцию восстановле­ние ткани, идентичной утра­ченной, и при этом не оста­ется следов бывшего повреж­дения;

субституцию, характеризую­щуюся образованием рубца на месте повреждения.

В патологии преобладает субсти­туция, при этом образованию рубца предшествует возникновение и созревание грануляционной ткани. Эта ткань уникальна и универсальна, так как репарация в боль­шинстве органов происходит именно с ее участием. Конечным этапом развития грануляционной ткани является об­разование соединительнотканного рубца — наиболее прочной, быстрее других образующейся ткани, позволяющей в кратчайшие сроки ликвидировать повреждение. Рубец не несет специфиче­ской функции, но этого и не надо, так как функцию орган вос­становит за счет других приспособительных и компенсаторных процессов, прежде всего таких, как гипертрофия.

Патологическая регенерация, или дисрегенерация, характеризу­ется образованием ткани, не полностью соответствующей утра­ченной, и при этом функция регенерирующей ткани не восста­навливается или извращается. В основе дисрегенерации лежит срыв адаптации организма к патологическим воздействиям в ре­зультате полома физиологической регуляции реакций приспособ­ления. Причин такого полома может быть много, например изме­нение реактивности организма, развитие иммунного дефицита, нарушения межклеточных взаимоотношений, что в свою очередь может приводить к неполноценности хемотаксиса, нарушению функций макрофагов и т. п. Выделяют три варианта дисрегене­рации:

гипорегенерация — восстановление утраченных тканей идет очень медленно или совсем останавливается, например при тро­фических язвах, пролежнях;

гиперрегенерация — ткань регенерирует избыточно, функция органа при этом часто страдает (например, образование келоид-ного рубца в области бывшей раны);

метаплазия — переход одного вида ткани в другой, но род­ственный ей гистогенетически. При этом, естественно, функция утраченной ткани не восстанавливается. Примером метаплазии является развитие в области повреждения слизистой оболочки бронха вместо мерцательного эпителия многослойного плоского ороговевающего эпителия или трансформация соединительной ткани в кость. Проявлением дисрегенерации являются и хронические воспалительные процессы, не заканчивающиеся восста­новлением утраченной ткани и соответствующих функций ор­гана.

Атрофия — это уменьшение объема морфологических структур органа и ткани, сопровождающееся снижением или полной утра­той их функций. При этом уменьшается объем функциональных клеток, в них становится меньше внутриклеточных органелл, не­редко накапливается липофусцин — так называемая бурая атро­фия. В большинстве случаев атрофия — процесс обратимый.

физиологическая с помощью которой организм приспосаб­ливается к меняющимся условиям своей жизни. Так, в оп­ределенном возрасте происходит атрофия вилочковой желе­зы, яичников и молочных желез у женщин, сперматогенно-го эпителия яичек у мужчин; в старости в связи со сниже­нием уровня обмена веществ и выключением многих функ­ций организма наступает атрофия всего тела человека (стар­ческая, или инволюционная кахексия);

патологическая, с помощью которой организм приспосабли­вается к изменениям, вызванным различными болезнями;

общая, связанная, например, со старческим возрастом — инволюционная кахексия (или истощение), но может являть­ся и проявлением болезни — патологическая кахексия, раз­вивающаяся при голодании — алиментарное истощение, при различных заболеваниях головного мозга — церебраль­ная, гипофизарная, посттравматическая кахексия, злокаче­ственных опухолях и т. п.;

местная — атрофия органа (тимуса, почки, яичников и т. п.).

В медицине наибольшее значение имеет патологическая атро­фия. Исходя из причины, вызвавшей такую атрофию, выделяют следующие ее виды:

дисфункциональная (атрофия от бездеятельности) развивает­ся в результате отсутствия функции (например, атрофия мышц конечности при переломе ее кости);

атрофия от давления — атрофия ткани мозга вследствие давления спинномозговой жидкости, скапливающейся в желудочках мозга при гидроцефалии и т. п. (рис. 29);

атрофия вследствие недостаточного кровоснабжения (атро­фия почки при стенозе почечной артерии атеросклеротиче-ской бляшкой);

нейротрофическая атрофия, возникающая при нарушении иннервации ткани (атрофия скелетных мышц в результате разрушения моторных нейронов при полиомиелите спин­ного мозга);

атрофия от действия повреждающих (химических или фи­зических) факторов (например, атрофия костного мозга при действии лучевой энергии).

При атрофии клеток строма органа обычно сохраняет свой объем и при этом нередко подвергается склерозированию.

Гипертрофия — увеличение объема функционирующей ткани — форма приспособления и компенсации, возникающая при дли­тельном повышении нагрузки на орган или систему органов.

В основе гипертрофии лежит гиперплазия — увеличение количе­ства клеток, внутриклеточных структур, компонентов стромы, количества сосудов. Так, за счет гиперплазии крист митохондрий может развиваться гипертрофия этих органелл («гигантские» ми­тохондрии); гиперплазия внутриклеточных структур обеспечивает гипертрофию клеток, а гиперплазия последних лежит в основе гипертрофии органа.

Вместе с тем масса таких высокоспециализированных органов, как сердце и ЦНС, увеличивается только за счет гипертрофии уже существующих клеток, так как новые кардиомиоциты и ней-роциты не образуются. В основе их гипертрофии также лежит ги­перплазия внутриклеточных структур, и в этом, несомненно, про­является биологическая целесообразность приспособления и ком­пенсации (рис. 30). Эти органы отличаются чрезвычайной слож­ностью структурно-функциональной организации (автоматизм сократимости кардиомиоцитов, огромное количество разнообразных связей нейрона с другими структурами и т. п.)- Кроме того, в процессе дифференцирования вновь образованной клетки она не функционирует; например, в мышце сердца это может прервать функцию «миокардиального синцития», что нарушит проводи­мость и автоматизм сокращения всего миокарда и вызовет арит­мию. Очевидно, и для ЦНС значительно целесообразнее сохране­ние функций за счет гипертрофии уже имеющегося нейрона с его сложной системой регуляции, чем образование новой нервной клетки и восстановление ее связей с другими нервными структу­рами. В других органах, таких как печень или почки, также обла­дающих очень сложными функциями, увеличение массы ткани тем не менее происходит как за счет гиперплазии клеток, так и в результате их гипертрофии, и в основе последней также лежит гиперплазия внутриклеточных структур.

Таким образом, универсальным механизмом гипертрофии явля­ется гиперплазия внутриклеточных структур, а механизмы ги­пертрофии разных органов зависят от их структурно-функцио­нальных особенностей.

Гипертрофия поддерживается гиперфункцией органа, но вме­сте с тем это процесс обратимый — гипертрофия исчезает при ликвидации причины, вызвавшей эту гиперфункцию.

физиологическая гипертрофия развивается у здоровых лю­дей как приспособительная реакция на повышенную функцию тех или иных органов, например увеличение со­ответствующих групп скелетных мышц или сердца при за­нятии спортом, увеличение массы тела матки при бере­менности и др.;

компенсаторная (рабочая) гипертрофия появляется при бо­лезнях и является компенсаторной реакцией, позволяющей сохранить функцию органов в условиях патологии.

Механизмы компенсации функций при болезнях Эти механизмы принципиально не отличаются от механизмов приспособления. Все многообразие изменений поврежденных ор­ганов и тканей организма при болезнях направлено на сохране­ние их функций. Она развивается при длительной гиперфункции органа. При этом увеличивается вся масса функционирующей ткани, но сама эта ткань не поражена патологическим процессом (например, гипертрофия миокарда при артериальной гипертонии).

Регенерационная гипертрофия развивается в сохранившихся тканях поврежденного органа и компенсирует утрату его части. Такая гипертрофия развивается при крупноочаговом кардиоскле­розе после инфаркта миокарда в сохранившейся мышечной ткани сердца, в сохранившейся ткани почки при нефросклерозе и т. п.

Викарная (зашстительная) гипертрофия развивается в сохра­нившемся парном органе при гибели или удалении одного из них. При викарной гипертрофии сохранившийся орган берет на себя функцию утраченного

Патологическая гипертросрия — это увеличение объема и мас­сы органа, которое не является компенсаторной реакцией, так как не только не компенсирует утраченную функцию, но нередко извращает ее. Патологическая гипертрофия сама служит проявле­нием болезни и требует лечения. Примером такой гипертрофии являются:

нейрогуморальная гипертрофия, возникающая при нарушении функции эндокринных желез: акромегалия при гиперфункции передней доли гипофиза, железистая гиперплазия эндометрия при дисфункции яичников (рис. 32). И акромегалия, и желези­стая гиперплазия эндометрия не несут в себе ни приспособитель­ного, ни компенсаторного смысла, а являются симптомами забо­леваний, по поводу которых необходимо лечение;

гипертрофические разрастания тканей в области длительно те­кущих воспалительных процессов или увеличение объема тканей в области нарушенного лимфообращения (например, слоновость нижней конечности) также не имеют компенсаторного значения, ибо никоим образом не компенсируют нарушенную функцию то­го органа, в котором они развиваются.

Лажная гипертрофия возникает на месте атрофирующейся функциональной ткани или органа, которая замещается разрас­тающейся жировой клетчаткой и соединительной тканью, что

также никакого отношения ни к гипертрофии, ни к компенсатор­ным реакциям не имеет.

Компенсация и декомпенсация нарушенных функций Жизнь человека зависит от способности адекватно реагировать на бесчисленные воздействия внешней и внутренней среды. Эту способность обозначают как надежность биологических систем. Надежность биологических систем — это способность организ­ма противостоять различным повреждающим воздействия. В осно­ве этого лежат приспособительные и компенсаторные реакции, обеспечивающие сохранение гомеостаза как в процессе нормаль­ной жизнедеятельности, так и при различных болезнях. Надежность биологических систем может проявляться в стой­кой невосприимчивости к инфекционным агентам (иммунитет), в способности нейтрализовать действие даже сильных ядов (деток-сикация), в исключительной выносливости организма по отно­шению к физическим нагрузкам, колебаниям уровня кислорода во вдыхаемом воздухе, сильным перепадам температуры окру­жающей среды и т. п. Во всех этих случаях в действие включают­ся различные системы организма, усиливают свою работу разные ткани и клеточные элементы, продуцируются разнообразные био­логически активные вещества. Но при почти бесконечном разно­образии этих ответов организма на действие факторов окружаю­щей или внутренней среды все они основываются на использова­нии относительно небольшого количества регуляторных механиз­мов и структурных реакций. Эти реакции являются типовыми, или стереотипными, не только потому, что с их помощью орга­низм приспосабливается ко всему разнообразию физиологиче­ских и патогенных факторов, но и в связи с тем, что все они в одинаковой степени свойственны и стереотипны в своих прояв­лениях для всех уровней организации: молекулярного (генетиче­ского, биохимического), ультраструктурного, клеточного, ткане­вого, органного, системного. В целостном организме, в котором все взаимосвязано, взаимообусловлено, все взаимодействует и практически нет каких-то строго изолированных реакций, интен­сификация приспособительных и компенсаторных процессов в том или ином органе обязательно сопрягается с такими же реак­циями в ряде других органов и систем. В целом это способствует повышению мощности и эффективности ответа всего организма на определенное воздействие. Например, благоприятное влияние физической тренировки связано с усилением функции не только непосредственно ответственной за это мышечной системы, но и с оптимизацией ее связей с респираторной, гемодинамической и другими системами организма.

Источник

Адаптация. Коррекция и компенсация функций

Адаптация в психологии в широком смысле понимается как приспособле­ние человека к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.

Рассматриваемая в психофизиологии адаптация органов чувств (напри­мер, темновая адаптация) – это частное проявление биологической адаптации, которая включает все направления приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влаж­ности, освещенности и другим физическим условиям), а также к возникающим изменениям в организме (заболеванию, потере какого-либо органа или ограни­чению его функций).

У животных адаптация к этим условиям осуществляется лишь в пределах внутренних возможностей регуляции функций организма, человек же использу­ет многочисленные вспомогательные средства, к которым относятся строения, одежда, средства передвижения, оптическая и акустическая аппаратура и др. Так, при недостатках зрительного восприятия используются средства оптиче­ской коррекции (очки и другие приспособления), при недостатках слуха – инди­видуальные слуховые аппараты и т.д.

Психологический аспект адаптации – приспособление человека как лично­сти к существованию в обществе (в микро- и макросоциальной среде) в соот­ветствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Психологическая адаптация происходит путем усвое­ния норм, правил и ценностей общества, в котором он живет (как в широком смысле, так и в более узком, включая образовательное учреждение, где учится ребенок, класс, семью). Основными проявлениями психологической адаптации человека следует считать взаимодействие с окружающими людьми (в том чис­ле общение с ними) и активную деятельность.

Основными средствами психологической адаптации являются воспитание, образование, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Постоянно происходят адаптационные процессы в органах чувств: измене­ния освещенности, появление интенсивных звуков и т.д. вызывают в качестве приспособительных реакций повышение или снижение чувствительности ана­лизаторов. Не всегда приспособление к новым условиям проходит просто и «гладко», иногда возникают резкие психологические ситуации нарушения и неадекватные поведенческие реакции. Происходит так называемая дезадаптация. Состояние дезадаптации у детей с недостатками развития возникают легче, чем у нор­мально развивающихся, а процессы адаптации протекают медленнее.

Своеобразие адаптационных процессов при нарушениях развития характе­ризуется как недостатками определенных функциональных систем, вызванны­ми органическими повреждениями анализаторов или центральной нервной си­стемы, так и проявлениями некоторых общих закономерностей нарушенного психического развития. Из таких закономерностей наибольшее влияние на про­цесс адаптации оказывают трудности взаимодействия с окружающими людьми и замедленная скорость приема и переработки информации.

Своеобразие наблюдается и в процессе адаптации органов чувств, функ­ции которых частично нарушены. Например, при слабовидении, вызванном не­которыми дефектами зрительного анализатора, процесс темновой адаптации замедлен, а при других формах, напротив, ускорен, при снижении слуха вследствие повреждения клеток кортиева органа наблюдается феномен неравномерного нарастания громкости (рекрутмент), в результате чего звук, не достигающий болевого порога нормально слышащих, вызывает резкие болевые ощущения.

Уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближе­ние психического развития аномальных детей к нормальному (так называемая нормализация) достигаются путем коррекции и компенсации недостатков раз­вития. Коррекция в современном понимании – это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных пси­холого-педагогических воздействий.

В отечественной дефектологии термин «коррекция» («педагогическая кор­рекция») впервые был применен В.П.Кащенко по отношению к детям с отклоне­ниями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Основное содержание деятельности вспомогательной школы определялось как коррекционно-воспитательная работа.
Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учре­ждений.

В англоязычных странах термин «коррекция» в области специального обу­чения не используется, исправление недостатков развития психолого-педагоги­ческими средствами обозначается словом «remediation». Remedial education – аналог нашему понятию «коррекционное обучение». Коррекционная педагогика там – это область педагогики, занимающаяся правонарушителями и профилак­тикой правонарушений.

Впервые целостная концепция коррекции отставания в развитии создана итальянским педагогом М. Монтессори (1870– 1952), которая полагала, что обогащение чувственного опыта и развитие моторики (сенсомоторная коррек­ция) автоматически приведут к развитию мышления, поскольку они являются его предпосылками.

Дальнейшее развитие идеи коррекции принадлежит бельгийскому педагогу Декроли (1871–1933). Он разработал трехэтапную систему коррекционной ра­боты с умственно отсталыми. Первым этапом было развитие наблюдения, что примерно соответствовало формированию сенсорной культуры в системе Монтессори.

Второй этап – воспитание ассоциаций – был направлен на фор­мирование мышления в процессе овладения родным языком и изучения обще­образовательных предметов. На третьем этапе – воспитание выражения – формировалась культура действий ребенка: речи, ручного труда, рисования, пения, движений. При этом учебный материал должен соответствовать по сво­ему содержанию и группировке элементарным физиологическим процессам и инстинктам детей.

В России ведущую роль в развитии теории и практики коррекционной рабо­ты сыграл А.Н.Граборов (1885–1949), разработавший целостную систему занятий с умственно отсталыми, включавшую и формирование сенсорной культуры, кото­рое опиралось на социально-значимое содержание: игры, ручной труд, предмет­ные уроки, экскурсии.

Основными компонентами системы А. Н. Граборова были: система специальных занятий по воспитанию культуры поведения, фюрмирова­ние мыслительной деятельности, развитие процессов памяти. Дальнейшее развитие системы коррекционной работы при умственной отсталости осуществлялось в наибольшей мере Г. М.Дульневым и его сотрудни­ками применительно к разным разделам программы школ для умственно отста­лых детей.

Как отмечал еще Л.С.Выготский, коррекция наиболее успешно осуще­ствляется по отношению к вторичным недостаткам развития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррек­ционных, т.е. психолого-педагогических, воздействий. Более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительно­го и слухового восприятия, а также моторики, играет компенсация с помощью технических средств, путем перестройки деятельности частично нарушенной функциональной системы и замещения функции поврежденной системы дея­ тельностью другой, сохранной.

Компенсация функции (от лат. compensatio – возмещение) – восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вслед­ствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов или структур либо начинает осу­ществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их деятельности (так называемая заместительная гиперфункция), либо происхо­дит перестройка частично нарушенной функции (иногда с включением других систем). Компенсация является одним из важных видов адаптационных реак­ций организма.

Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм, поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы возникает ряд изменений в организме, которые связаны не только с пострадавшей системой (первичные нарушения), но и с влияниями ее повреждения на другие, связанные с ней функции (вторичные нарушения).

Например, врожденное или рано возникшее поражение органа слуха приводит к потере или нарушению слухового восприя­тия (первичный дефект), что вызывает нарушение развития речи (вторичный дефект), которое, в свою очередь, может стать причиной недостатков развития мышления, памяти, других психических процессов (дефекты третьего порядка) и в конечном счете оказать определенное влияние на развитие личности в це­лом.

Вместе с тем повреждение системы неизбежно вызывает спонтанную перестройку функций ряда других систем, обеспечивающую процесс адаптации организма в условиях возникшей недостаточности (автоматическую компенса­цию), в которой важную роль играет оценка центральной нервной системой успешности приспособительных реакций (санкционирующая афферентация, по П.К.Анохину), осуществляемая на основе обратной афферентации.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутриси­стемном и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования ре­зервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспа­лении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятель­ность другого.

Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности орга­низма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

Компенсация функций на уровне сложных психических процессов осуще­ствляется путем сознательного переобучения, обычно с использованием вспо­могательных средств. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, привлечения дополнительных ассоциаций, введения других приемов мнемо­ техники.

Компенсация функций при повреждении анализаторов имеет специфиче­ский характер, связанный с тем, что изменяется поступающая из внешней сре­ды в организм и регулирующая его деятельность сигнализация. Поэтому в на­чале процесса компенсации используется афферентация с других (сохранных) анализаторов. На дальнейших этапах процесса компенсации, когда сформиро­вавшиеся связи стабилизируются, характер афферентации изменяется за счет сокращения «обходных» путем и включения сохранных звеньев нарушенной функциональной системы.

При нарушениях развития, связанных с врожденными или рано приобре­тенными дефектами анализаторов, процесс компенсации осложняется допол­нительным отрицательным влиянием сенсорной депривации (недостаточности афферентации, стимуляции). Сенсорная депривация вызывает при длитель­ном действии значительные изменения в деятельности нервных центров соот­ветствующего анализатора, которые могут переходить в структурные изменения вплоть до дегенерации нервных клеток. Это влияние может быть преодолено только путем активного и возможно более раннего обучения.

В таких случаях, например, у детей с глубокими нарушениями зрения удается достигнуть компенсации недостатков познавательной деятельности путем раз­вития в ходе специальных занятий незначительных и не используемых ими обычно остатков зрения. Убедительные результаты в этом направлении полу­чены в исследованиях Л. П. Григорьевой. На их основе разработана система развития остаточного зрения.

Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов , достигается путем замещения этих функций деятельностью дру­гих сенсорных систем. Так, путем специального обучения можно добиться зна­чительной компенсации утраченного зрения развитием осязательного восприя­тия. Развитие осязания у незрячих и его использование для ознакомления с окружающей предметной действительностью с опорой на речь и мыслительную деятельность обеспечивают формирование у них адекватной картины мира. У нормально видящих эта картина основывается почти полностью на зрительной информации.

Компенсация утраченного слуха при глухоте частично достигается путем развития зрительного восприятия речи («чтение с губ»), обучения дактильной (т.е. пальцевой) азбуке (которая также доступна зрительному восприятию) и пу­тем формирования речевых кинестезий под контролем кинестетического и зри­тельного восприятия.

В компенсации полностью утраченных функций важную роль играют специ­альные технические средства. Например, применением специальных прибо­ров, преобразующих звуковые сигналы в световые, можно облегчить восприя­тие глухими чужой речи (принципиально возможно преобразование звуковой речи в печатный текст), а приборы, осуществляющие обратное преобразова­ние, дают возможность слепым воспринимать световые явления, понять зако­ны преломления и отражения света и даже пользоваться обычными книгами (с помощью преобразования плоскопечатного текста в брайлевскую строку или звучащую речь), т.е. приобщиться к богатству зрительного мира.

В процессе компенсации выделяют два этапа – срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает ис­пользовать левую для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо не­совершенной. В дальнейшем в результате обучения и формирования в голов­ном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию – относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

Особо сложной проблемой специальной психологии является вопрос компенсации функций при поражении коры головного мозга, так как при этом нарушаются механизмы процессов умственного развития и обучения. Компен­саторные процессы при таких поражениях наиболее сложны.

В их осуществле­нии важную роль играют многолинейность и многосторонность анатомических связей различных нервных центров и отделов нервной системы (благодаря чему при разрушении одного из путей его функция может выполняться другими нервными клетками) и пластичность нервных центров (под влиянием новой аф­ферентной сигнализации после повреждения на периферии нервные клетки как бы переучиваются, в результате чего меняется эфферентная сигнализация и нервные центры могут выполнять новые, не свойственные им ранее функции). Пластичность нервной системы особенно велика в детском возрасте, поэтому эффективность компенсации функций в таких случаях у детей выше, чем у взрослых.

Во многих случаях одним из условий успешности компенсации функций яв­ляется применение лечебных препаратов, физиотерапии и других медицинских мероприятий. В теории и практике компенсации функций важную роль сыграли концеп­ции отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева и других о развитии высших психических функций, об их месте и роли в деятель­ности человека.

Определенную роль в преодолении недостатков развития может сыграть психотерапия.
Применение психотерапии в специальной психологии долгое время огра­ничивалось в связи с представлением о том, что все психотерапевтические процедуры основаны на приемах, требующих от клиента вербальной коммуни­кации, участия интеллекта и других компонентов, присущих лицам с нормаль­ным интеллектом. Такое представление идет от К. Роджерса.

Оно ошибочно, так как, во-первых, и умственно отсталым свойственна интеллектуальная деятельность, во-вторых, могут быть использованы и несловесные средства и виды психотерапии, например арт-терапия. Вместе с тем давно отмечались факты повышенной внушаемости умственно отсталых, которая, по данным ряда исследований, связана с недостаточным взаимодействием первой и второй сигнальных си­стем мозга. Эта особенность также может быть использована при психо­терапии.

Н. П. Вайзман (1992), используя «педагогическую терапию» (термин И. Е. Шварца) в форме словесного внушения в бодрственном состоянии, установил, что после психотерапевтических занятий у школьников-олигофренов улучшает­ся внимание, зрительное и слуховое восприятие, повышается работоспособ­ность, увеличивается объем памяти, улучшаются показатели учебной деятель­ности и психомоторики. Успешные результаты были получены в психотерапев­тических занятиях и с детьми с задержкой психического развития. Показано, что таким образом можно воздействовать и на личностные уста­новки школьников, менять их поведение, формировать самоконтроль.

Эффективность арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими недостатки в развитии, показана Е.А.Медведевой, разработавшей комплексную программу артпедагогики и арттерапии для дошкольников с за­держкой психического развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *