приспособление к жизни с утраченными функциями является
Механизмы восстановления функций
Приспособление (адаптация) – комплекс саморегулирующихся процессов, позволяющих виду приспособиться к меняющимся условиям существования и выжить в этих условиях.
Приспособительные реакции проявляются как в состоянии здоровья, так и в патологии.
Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры атмосферного давления, влияниям радиации, меняющемуся спектру микроорганизмов, вирусов и т.п.
§ При напряжении функции органа или систем
§ При снижении или извращений этих функций
Гомеостатические реакции – реакции организма, направленные на поддержание постоянства его внутренней среды.
Нарушения кровообращения, дистрофии, воспаление – приспособительные реакции, направленные на восстановление гомеостаза.
Компенсация – совокупность реакций организма, направленных на восстановление нарушенных функций при повреждениях и болезнях.
Компенсация – форма приспособления в условиях патологии; более узкая форма, чем приспособление.
Смысл компенсаторных реакции – восстановление нарушенных функции органов и систем.
Для приспособительных реакции – восстановление функций не обязательно.
При болезни на восстановление гомеостаза и выздоровление направлены и компенсаторные, и приспособительные реакции. Они тесно взаимосвязаны.
Виды приспособления и компенсации:
Атрофия – уменьшение объема функционирующих структур органа и ткани, сопровождающееся снижением или полной утратой их функций.
ü Физиологическая – обусловлена возрастными изменениями органов и тканей (атрофия вилочковой железы, яичников и молочных желез у женщин, атрофия всего тела с возрастом – инволюционная кахексия и т.п.)
ü Патологическая – при снижении функций органов в результате болезни или травмы
ü Общая – старческая инволюция, алиментарное истощение, при заболеваниях головного мозга
Виды патологической атрофии:
ü Дисфункциональная (атрофия без деятельности) – при отсутствии функции (атрофия мышц конечности при переломе ее кости)
ü От давления (атрофия ткани мозга при скоплении спинномозговой жидкости желудочков при гидроцефалии)
ü Вследствие недостаточного кровоснабжения (атрофия почки при стенозе почечной артерии при атеросклерозе)
ü Нейротрофическая – при нарушении иннервации (атрофия мышц при полиомиелите)
ü От действия повреждающих (химических, физических) факторов (атрофия костного мозга под действием радиации)
При атрофии клеток строма органа обычно сохраняет свой объем, нередко подвергается склерозированию.
В большинстве случаев атрофия обратима.
В основе – гиперплазия– увеличение количества клеток, внутриклеточных структур, компонентов стромы, количества сосудов.
Гипертрофия происходит до того объема, который может восстановить или обеспечить нарушенную или возросшую функцию органа.
Гипертрофия поддерживается гиперфункцией.
Виды гипертрофии:
ü Физиологическая (рабочая) – у здоровых (увеличение определенных групп мышц или миокарда при занятии спортом, увеличение матки при беременности)
ü Гипертрофия при болезнях:
Ø Компенсаторная – при длительной гиперфункции – орган увеличивается, но ткань не поражена патологическим процессом (гипертрофия миокарда при ГБ)
Ø Регенерационная – в сохранившихся тканях поврежденного органа, компенсирует утрату его части (гипертрофия в сохранившейся ткани миокарда при крупноочаговом кардиосклерозе после ОИМ; в сохранившейся части почки при нефросклерозе)
Ø Викарная (заместительная) – в сохранившемся парном органе при гибели или удалении другого – сохранившийся орган берет на себя функцию утраченного.
Патологическая гипертрофия – увеличение объема и массы органа, которое не компенсирует утраченную функцию или извращает ее. Это проявление болезни и требует лечения:
Ø Нейрогуморальная – при нарушении функции эндокринных желез (акромегалия при гиперфункции передней доли гипофиза; гиперплазия эндометрия при дисфункции яичников)
Ø Гипертрофические разрастания тканей в области длительно текущих воспалительных процессов или увеличение объема ткани при нарушении лимфообращения (слоновость)
Ø Ложная гипертрофия – разрастание жировой клетчатки и соединительной ткани на месте атрофирующихся функциональной ткани или органа.
Регенерация – восстановление тканей, клеток, внутриклеточных структур, утраченных или поврежденных в результате физиологической гибели или патологического воздействия:
§ образование новых клеток взамен погибших- клеток кожи, слизистых, кроветворной, лимфатической систем, костей, костного мозга;
Виды регенерации:
§ физиологическая – восстановление элементов живой материи, гибнущих в процессе повседневной жизнедеятельности.
§ репаративная – восстановление утраченного морфологического субстрата в результате патологических процессов:
Ø реституция – восстанавливается ткань, идентичная утраченной
Ø субституция – на месте повреждения образуется соединительнотканный рубец
§ патологическая (дисрегенерация) – отражает процессы перестройки тканей – образуется ткань, не полностью соответствующая утраченной, при этом функция восстановленной ткани не восстанавливается или извращается:
Ø Гипорегенерация – восстановление тканей идет очень медленно или вообще останавливается (трофические язвы, пролежни)
Ø Гиперрегенерация – ткань регенерирует избыточно, при этом функция органа страдает (келоидный рубец)
Ø Метаплазия – переход одного вида тканей в другой роственный ей гистогенетически, но функция ткани не восстанавливается
Ø Дисплазия – нарушение регенерации – предопухолевые изменения тканей.
Приспособительные и компенсаторные процессы – важнейшие реакции целостного организма, обеспечивающие сохранение гомеостаза в процессе нормальной жизнедеятельности и при патологии.
Усиление приспособительных и компенсаторных процессов в том или ином органе приводит к таким же реакциям в ряде других органов и систем. Это способствует повышению мощности и эффективности ответа всего организма на определенное воздействие. Например, физические тренировки усиливают функцию не только мышечной системы, но и ДС, ССС и др.
Если причина длительной время не устраняется, то происходит срыв компенсации и развивается декомпенсация с дистрофическими изменениями клеток на фоне нарастающей гипоксии.
Эти защитные процессы позволяют человеку полноценно жить порой в течение десятков лет.
68. Механизмы восстановления нарушенных функций организма. Понятие о компенсации функций, структурно-функциональные основы компенсации.
Компенсация — совокупность реакций организма, возникающих при повреждениях или болезнях и направленных на восстановление нарушенных функций. Ее характеризуют несколько основных положений.
Компенсация — одна из важнейших форм приспособления, развивающихся в условиях патологии, т. е. при болезнях, и, следовательно, она носит индивидуальный характер, ибо болезнью заболевает конкретный человек.
Компенсаторные реакции — это область медицины, область патологии, и этим они отличаются от видовых приспособительных реакций, которые обеспечивают жизнь организма и в норме, и при патологии.
Компенсация нарушенных функций направлена на сохранение жизни, а следовательно, также является приспособлением, но возникающим лишь в том случае, если организм терпит ущерб.
Компенсаторные реакции более узкие, чем приспособительные и соотносятся с ними как часть с целым.
Каждый человек обладает собственными реакциями, но одновременно как представитель биологического вида он имеет и видовые приспособительные реакции. Во время болезни на восстановление гомеостаза. на выздоровление направлены и те. и другие реакции, и их трудно разделить. Поэтому в клинике их часто обозначаю т как колтенсаторно-приспособительные реакции. Однако эти понятия не идентичны, ибо приспособление часто развивается в физиологических условиях, и именно приспособительные реакции позволяют не заболеть и исключают необходимость развития компенсаторных реакций организма.
Виды приспособления и компенсации Приспособительные реакции постоянно протекают в физиологических условиях в связи с функционированием органов и расходованием при этом их морфологических структур, возрастными изменениями человека, воздействием внешней среды и изменениями внутренней среды организма или в связи с длительным повышением функции органов в физиологических пределах. Выделяют 3 основные формы приспособительных и компенсаторных реакций: регенерацию, атрофию, гипертрофию.
Регенерация — это восстановление организмом тканей, клеток, внутриклеточных структур, погибших или поврежденных либо в результате их физиологического функционирования, либо вследствие патологического воздействия. Без регенерации сама жизнь невозможна и поэтому регенерация протекает в организме непрерывно. Она контролируется и регулируется различными системами организма:
гуморальным, обеспечивающими регенерацию на внутриклеточном, клеточном уровнях и на уровне ткани. С помощью большого количества цитокинов, факторов роста, выделяемых макрофагами, тромбоцитами, фибробластами и др.;
иммунной системой, с помощью лимфоцитов контролирующей «регенерационную информацию», обеспечивающую антигенное единство регенерирующих структур, без которой не может быть регуляции трофики и полноценной регенерации;
нервной системой;очень важную роль играет так называемый дтункционалъный запрос, т. е. тот необходимый для жизни уровень функций, который должен быть обеспечен соответствующими морфологическими структурами, степенью и особенностями их метаболизма, уровнем биоэнергетики и т. д.
Выделяют три основных вида регенерации:
физиологическая регенерация, обеспечивающая восстановление на всех уровнях структур, погибших в процессе жизнедеятельности;
репаративнаярегенерация, развивающаяся при болезнях;
патологическая регенерация, или дисрегенерация.
В зависимости от особенностей структуры и функций регенерирующих тканей регенерация в разных органах протекает неодинаково:
регенерация происходит в основном за счет вновь образующихся клеток при гибели клеток пограничных тканей, таких как кожа, слизистые оболочки, а также кроветворной, лимфатической систем, костей;
регенерация как путем образования новых клеток взамен погибших, так и в результате восстановления внутриклеточных структур при сохранении клетки в целом протекает в печени, почках, вегетативной нервной системе и в большинстве других органов;
регенерация только за счет восстановления внутриклеточных структур, при которой клетки не перестают функционировать, происходит в сердце и головном мозге, требующих одновременного и синхронного функционирования множества клеток.
Эти принципы регенерации различных тканей сохраняется как в норме, так и в условиях патологии.
Регенерация тканей, утраченных при болезнях протекает в двух формах: либо репаративной, либо патологической. Репаративная регенерация (от слова «репарация» — восстановление) восстановление утраченного в результате патологических процессов. В зависимости от степени восстановления тканей выделяют:
реституцию — восстановление ткани, идентичной утраченной, и при этом не остается следов бывшего повреждения;
субституцию, характеризующуюся образованием рубца на месте повреждения.
В патологии преобладает субституция, при этом образованию рубца предшествует возникновение и созревание грануляционной ткани. Эта ткань уникальна и универсальна, так как репарация в большинстве органов происходит именно с ее участием. Конечным этапом развития грануляционной ткани является образование соединительнотканного рубца — наиболее прочной, быстрее других образующейся ткани, позволяющей в кратчайшие сроки ликвидировать повреждение. Рубец не несет специфической функции, но этого и не надо, так как функцию орган восстановит за счет других приспособительных и компенсаторных процессов, прежде всего таких, как гипертрофия.
Патологическая регенерация, или дисрегенерация, характеризуется образованием ткани, не полностью соответствующей утраченной, и при этом функция регенерирующей ткани не восстанавливается или извращается. В основе дисрегенерации лежит срыв адаптации организма к патологическим воздействиям в результате полома физиологической регуляции реакций приспособления. Причин такого полома может быть много, например изменение реактивности организма, развитие иммунного дефицита, нарушения межклеточных взаимоотношений, что в свою очередь может приводить к неполноценности хемотаксиса, нарушению функций макрофагов и т. п. Выделяют три варианта дисрегенерации:
гипорегенерация — восстановление утраченных тканей идет очень медленно или совсем останавливается, например при трофических язвах, пролежнях;
гиперрегенерация — ткань регенерирует избыточно, функция органа при этом часто страдает (например, образование келоид-ного рубца в области бывшей раны);
метаплазия — переход одного вида ткани в другой, но родственный ей гистогенетически. При этом, естественно, функция утраченной ткани не восстанавливается. Примером метаплазии является развитие в области повреждения слизистой оболочки бронха вместо мерцательного эпителия многослойного плоского ороговевающего эпителия или трансформация соединительной ткани в кость. Проявлением дисрегенерации являются и хронические воспалительные процессы, не заканчивающиеся восстановлением утраченной ткани и соответствующих функций органа.
Атрофия — это уменьшение объема морфологических структур органа и ткани, сопровождающееся снижением или полной утратой их функций. При этом уменьшается объем функциональных клеток, в них становится меньше внутриклеточных органелл, нередко накапливается липофусцин — так называемая бурая атрофия. В большинстве случаев атрофия — процесс обратимый.
физиологическая с помощью которой организм приспосабливается к меняющимся условиям своей жизни. Так, в определенном возрасте происходит атрофия вилочковой железы, яичников и молочных желез у женщин, сперматогенно-го эпителия яичек у мужчин; в старости в связи со снижением уровня обмена веществ и выключением многих функций организма наступает атрофия всего тела человека (старческая, или инволюционная кахексия);
патологическая, с помощью которой организм приспосабливается к изменениям, вызванным различными болезнями;
общая, связанная, например, со старческим возрастом — инволюционная кахексия (или истощение), но может являться и проявлением болезни — патологическая кахексия, развивающаяся при голодании — алиментарное истощение, при различных заболеваниях головного мозга — церебральная, гипофизарная, посттравматическая кахексия, злокачественных опухолях и т. п.;
местная — атрофия органа (тимуса, почки, яичников и т. п.).
В медицине наибольшее значение имеет патологическая атрофия. Исходя из причины, вызвавшей такую атрофию, выделяют следующие ее виды:
дисфункциональная (атрофия от бездеятельности) развивается в результате отсутствия функции (например, атрофия мышц конечности при переломе ее кости);
атрофия от давления — атрофия ткани мозга вследствие давления спинномозговой жидкости, скапливающейся в желудочках мозга при гидроцефалии и т. п. (рис. 29);
атрофия вследствие недостаточного кровоснабжения (атрофия почки при стенозе почечной артерии атеросклеротиче-ской бляшкой);
нейротрофическая атрофия, возникающая при нарушении иннервации ткани (атрофия скелетных мышц в результате разрушения моторных нейронов при полиомиелите спинного мозга);
атрофия от действия повреждающих (химических или физических) факторов (например, атрофия костного мозга при действии лучевой энергии).
При атрофии клеток строма органа обычно сохраняет свой объем и при этом нередко подвергается склерозированию.
Гипертрофия — увеличение объема функционирующей ткани — форма приспособления и компенсации, возникающая при длительном повышении нагрузки на орган или систему органов.
В основе гипертрофии лежит гиперплазия — увеличение количества клеток, внутриклеточных структур, компонентов стромы, количества сосудов. Так, за счет гиперплазии крист митохондрий может развиваться гипертрофия этих органелл («гигантские» митохондрии); гиперплазия внутриклеточных структур обеспечивает гипертрофию клеток, а гиперплазия последних лежит в основе гипертрофии органа.
Вместе с тем масса таких высокоспециализированных органов, как сердце и ЦНС, увеличивается только за счет гипертрофии уже существующих клеток, так как новые кардиомиоциты и ней-роциты не образуются. В основе их гипертрофии также лежит гиперплазия внутриклеточных структур, и в этом, несомненно, проявляется биологическая целесообразность приспособления и компенсации (рис. 30). Эти органы отличаются чрезвычайной сложностью структурно-функциональной организации (автоматизм сократимости кардиомиоцитов, огромное количество разнообразных связей нейрона с другими структурами и т. п.)- Кроме того, в процессе дифференцирования вновь образованной клетки она не функционирует; например, в мышце сердца это может прервать функцию «миокардиального синцития», что нарушит проводимость и автоматизм сокращения всего миокарда и вызовет аритмию. Очевидно, и для ЦНС значительно целесообразнее сохранение функций за счет гипертрофии уже имеющегося нейрона с его сложной системой регуляции, чем образование новой нервной клетки и восстановление ее связей с другими нервными структурами. В других органах, таких как печень или почки, также обладающих очень сложными функциями, увеличение массы ткани тем не менее происходит как за счет гиперплазии клеток, так и в результате их гипертрофии, и в основе последней также лежит гиперплазия внутриклеточных структур.
Таким образом, универсальным механизмом гипертрофии является гиперплазия внутриклеточных структур, а механизмы гипертрофии разных органов зависят от их структурно-функциональных особенностей.
Гипертрофия поддерживается гиперфункцией органа, но вместе с тем это процесс обратимый — гипертрофия исчезает при ликвидации причины, вызвавшей эту гиперфункцию.
физиологическая гипертрофия развивается у здоровых людей как приспособительная реакция на повышенную функцию тех или иных органов, например увеличение соответствующих групп скелетных мышц или сердца при занятии спортом, увеличение массы тела матки при беременности и др.;
компенсаторная (рабочая) гипертрофия появляется при болезнях и является компенсаторной реакцией, позволяющей сохранить функцию органов в условиях патологии.
Механизмы компенсации функций при болезнях Эти механизмы принципиально не отличаются от механизмов приспособления. Все многообразие изменений поврежденных органов и тканей организма при болезнях направлено на сохранение их функций. Она развивается при длительной гиперфункции органа. При этом увеличивается вся масса функционирующей ткани, но сама эта ткань не поражена патологическим процессом (например, гипертрофия миокарда при артериальной гипертонии).
Регенерационная гипертрофия развивается в сохранившихся тканях поврежденного органа и компенсирует утрату его части. Такая гипертрофия развивается при крупноочаговом кардиосклерозе после инфаркта миокарда в сохранившейся мышечной ткани сердца, в сохранившейся ткани почки при нефросклерозе и т. п.
Викарная (зашстительная) гипертрофия развивается в сохранившемся парном органе при гибели или удалении одного из них. При викарной гипертрофии сохранившийся орган берет на себя функцию утраченного
Патологическая гипертросрия — это увеличение объема и массы органа, которое не является компенсаторной реакцией, так как не только не компенсирует утраченную функцию, но нередко извращает ее. Патологическая гипертрофия сама служит проявлением болезни и требует лечения. Примером такой гипертрофии являются:
нейрогуморальная гипертрофия, возникающая при нарушении функции эндокринных желез: акромегалия при гиперфункции передней доли гипофиза, железистая гиперплазия эндометрия при дисфункции яичников (рис. 32). И акромегалия, и железистая гиперплазия эндометрия не несут в себе ни приспособительного, ни компенсаторного смысла, а являются симптомами заболеваний, по поводу которых необходимо лечение;
гипертрофические разрастания тканей в области длительно текущих воспалительных процессов или увеличение объема тканей в области нарушенного лимфообращения (например, слоновость нижней конечности) также не имеют компенсаторного значения, ибо никоим образом не компенсируют нарушенную функцию того органа, в котором они развиваются.
Лажная гипертрофия возникает на месте атрофирующейся функциональной ткани или органа, которая замещается разрастающейся жировой клетчаткой и соединительной тканью, что
также никакого отношения ни к гипертрофии, ни к компенсаторным реакциям не имеет.
Компенсация и декомпенсация нарушенных функций Жизнь человека зависит от способности адекватно реагировать на бесчисленные воздействия внешней и внутренней среды. Эту способность обозначают как надежность биологических систем. Надежность биологических систем — это способность организма противостоять различным повреждающим воздействия. В основе этого лежат приспособительные и компенсаторные реакции, обеспечивающие сохранение гомеостаза как в процессе нормальной жизнедеятельности, так и при различных болезнях. Надежность биологических систем может проявляться в стойкой невосприимчивости к инфекционным агентам (иммунитет), в способности нейтрализовать действие даже сильных ядов (деток-сикация), в исключительной выносливости организма по отношению к физическим нагрузкам, колебаниям уровня кислорода во вдыхаемом воздухе, сильным перепадам температуры окружающей среды и т. п. Во всех этих случаях в действие включаются различные системы организма, усиливают свою работу разные ткани и клеточные элементы, продуцируются разнообразные биологически активные вещества. Но при почти бесконечном разнообразии этих ответов организма на действие факторов окружающей или внутренней среды все они основываются на использовании относительно небольшого количества регуляторных механизмов и структурных реакций. Эти реакции являются типовыми, или стереотипными, не только потому, что с их помощью организм приспосабливается ко всему разнообразию физиологических и патогенных факторов, но и в связи с тем, что все они в одинаковой степени свойственны и стереотипны в своих проявлениях для всех уровней организации: молекулярного (генетического, биохимического), ультраструктурного, клеточного, тканевого, органного, системного. В целостном организме, в котором все взаимосвязано, взаимообусловлено, все взаимодействует и практически нет каких-то строго изолированных реакций, интенсификация приспособительных и компенсаторных процессов в том или ином органе обязательно сопрягается с такими же реакциями в ряде других органов и систем. В целом это способствует повышению мощности и эффективности ответа всего организма на определенное воздействие. Например, благоприятное влияние физической тренировки связано с усилением функции не только непосредственно ответственной за это мышечной системы, но и с оптимизацией ее связей с респираторной, гемодинамической и другими системами организма.
Адаптация. Коррекция и компенсация функций
Адаптация в психологии в широком смысле понимается как приспособление человека к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.
Рассматриваемая в психофизиологии адаптация органов чувств (например, темновая адаптация) – это частное проявление биологической адаптации, которая включает все направления приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и другим физическим условиям), а также к возникающим изменениям в организме (заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций).
У животных адаптация к этим условиям осуществляется лишь в пределах внутренних возможностей регуляции функций организма, человек же использует многочисленные вспомогательные средства, к которым относятся строения, одежда, средства передвижения, оптическая и акустическая аппаратура и др. Так, при недостатках зрительного восприятия используются средства оптической коррекции (очки и другие приспособления), при недостатках слуха – индивидуальные слуховые аппараты и т.д.
Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе (в микро- и макросоциальной среде) в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Психологическая адаптация происходит путем усвоения норм, правил и ценностей общества, в котором он живет (как в широком смысле, так и в более узком, включая образовательное учреждение, где учится ребенок, класс, семью). Основными проявлениями психологической адаптации человека следует считать взаимодействие с окружающими людьми (в том числе общение с ними) и активную деятельность.
Основными средствами психологической адаптации являются воспитание, образование, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Постоянно происходят адаптационные процессы в органах чувств: изменения освещенности, появление интенсивных звуков и т.д. вызывают в качестве приспособительных реакций повышение или снижение чувствительности анализаторов. Не всегда приспособление к новым условиям проходит просто и «гладко», иногда возникают резкие психологические ситуации нарушения и неадекватные поведенческие реакции. Происходит так называемая дезадаптация. Состояние дезадаптации у детей с недостатками развития возникают легче, чем у нормально развивающихся, а процессы адаптации протекают медленнее.
Своеобразие адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется как недостатками определенных функциональных систем, вызванными органическими повреждениями анализаторов или центральной нервной системы, так и проявлениями некоторых общих закономерностей нарушенного психического развития. Из таких закономерностей наибольшее влияние на процесс адаптации оказывают трудности взаимодействия с окружающими людьми и замедленная скорость приема и переработки информации.
Своеобразие наблюдается и в процессе адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены. Например, при слабовидении, вызванном некоторыми дефектами зрительного анализатора, процесс темновой адаптации замедлен, а при других формах, напротив, ускорен, при снижении слуха вследствие повреждения клеток кортиева органа наблюдается феномен неравномерного нарастания громкости (рекрутмент), в результате чего звук, не достигающий болевого порога нормально слышащих, вызывает резкие болевые ощущения.
Уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближение психического развития аномальных детей к нормальному (так называемая нормализация) достигаются путем коррекции и компенсации недостатков развития. Коррекция в современном понимании – это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.
В отечественной дефектологии термин «коррекция» («педагогическая коррекция») впервые был применен В.П.Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Основное содержание деятельности вспомогательной школы определялось как коррекционно-воспитательная работа.
Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений.
В англоязычных странах термин «коррекция» в области специального обучения не используется, исправление недостатков развития психолого-педагогическими средствами обозначается словом «remediation». Remedial education – аналог нашему понятию «коррекционное обучение». Коррекционная педагогика там – это область педагогики, занимающаяся правонарушителями и профилактикой правонарушений.
Впервые целостная концепция коррекции отставания в развитии создана итальянским педагогом М. Монтессори (1870– 1952), которая полагала, что обогащение чувственного опыта и развитие моторики (сенсомоторная коррекция) автоматически приведут к развитию мышления, поскольку они являются его предпосылками.
Дальнейшее развитие идеи коррекции принадлежит бельгийскому педагогу Декроли (1871–1933). Он разработал трехэтапную систему коррекционной работы с умственно отсталыми. Первым этапом было развитие наблюдения, что примерно соответствовало формированию сенсорной культуры в системе Монтессори.
Второй этап – воспитание ассоциаций – был направлен на формирование мышления в процессе овладения родным языком и изучения общеобразовательных предметов. На третьем этапе – воспитание выражения – формировалась культура действий ребенка: речи, ручного труда, рисования, пения, движений. При этом учебный материал должен соответствовать по своему содержанию и группировке элементарным физиологическим процессам и инстинктам детей.
В России ведущую роль в развитии теории и практики коррекционной работы сыграл А.Н.Граборов (1885–1949), разработавший целостную систему занятий с умственно отсталыми, включавшую и формирование сенсорной культуры, которое опиралось на социально-значимое содержание: игры, ручной труд, предметные уроки, экскурсии.
Основными компонентами системы А. Н. Граборова были: система специальных занятий по воспитанию культуры поведения, фюрмирование мыслительной деятельности, развитие процессов памяти. Дальнейшее развитие системы коррекционной работы при умственной отсталости осуществлялось в наибольшей мере Г. М.Дульневым и его сотрудниками применительно к разным разделам программы школ для умственно отсталых детей.
Как отмечал еще Л.С.Выготский, коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных, т.е. психолого-педагогических, воздействий. Более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики, играет компенсация с помощью технических средств, путем перестройки деятельности частично нарушенной функциональной системы и замещения функции поврежденной системы дея тельностью другой, сохранной.
Компенсация функции (от лат. compensatio – возмещение) – восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов или структур либо начинает осуществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их деятельности (так называемая заместительная гиперфункция), либо происходит перестройка частично нарушенной функции (иногда с включением других систем). Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.
Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм, поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы возникает ряд изменений в организме, которые связаны не только с пострадавшей системой (первичные нарушения), но и с влияниями ее повреждения на другие, связанные с ней функции (вторичные нарушения).
Например, врожденное или рано возникшее поражение органа слуха приводит к потере или нарушению слухового восприятия (первичный дефект), что вызывает нарушение развития речи (вторичный дефект), которое, в свою очередь, может стать причиной недостатков развития мышления, памяти, других психических процессов (дефекты третьего порядка) и в конечном счете оказать определенное влияние на развитие личности в целом.
Вместе с тем повреждение системы неизбежно вызывает спонтанную перестройку функций ряда других систем, обеспечивающую процесс адаптации организма в условиях возникшей недостаточности (автоматическую компенсацию), в которой важную роль играет оценка центральной нервной системой успешности приспособительных реакций (санкционирующая афферентация, по П.К.Анохину), осуществляемая на основе обратной афферентации.
Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном.
Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспалении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятельность другого.
Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.
Компенсация функций на уровне сложных психических процессов осуществляется путем сознательного переобучения, обычно с использованием вспомогательных средств. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, привлечения дополнительных ассоциаций, введения других приемов мнемо техники.
Компенсация функций при повреждении анализаторов имеет специфический характер, связанный с тем, что изменяется поступающая из внешней среды в организм и регулирующая его деятельность сигнализация. Поэтому в начале процесса компенсации используется афферентация с других (сохранных) анализаторов. На дальнейших этапах процесса компенсации, когда сформировавшиеся связи стабилизируются, характер афферентации изменяется за счет сокращения «обходных» путем и включения сохранных звеньев нарушенной функциональной системы.
При нарушениях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, процесс компенсации осложняется дополнительным отрицательным влиянием сенсорной депривации (недостаточности афферентации, стимуляции). Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров соответствующего анализатора, которые могут переходить в структурные изменения вплоть до дегенерации нервных клеток. Это влияние может быть преодолено только путем активного и возможно более раннего обучения.
В таких случаях, например, у детей с глубокими нарушениями зрения удается достигнуть компенсации недостатков познавательной деятельности путем развития в ходе специальных занятий незначительных и не используемых ими обычно остатков зрения. Убедительные результаты в этом направлении получены в исследованиях Л. П. Григорьевой. На их основе разработана система развития остаточного зрения.
Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов , достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Так, путем специального обучения можно добиться значительной компенсации утраченного зрения развитием осязательного восприятия. Развитие осязания у незрячих и его использование для ознакомления с окружающей предметной действительностью с опорой на речь и мыслительную деятельность обеспечивают формирование у них адекватной картины мира. У нормально видящих эта картина основывается почти полностью на зрительной информации.
Компенсация утраченного слуха при глухоте частично достигается путем развития зрительного восприятия речи («чтение с губ»), обучения дактильной (т.е. пальцевой) азбуке (которая также доступна зрительному восприятию) и путем формирования речевых кинестезий под контролем кинестетического и зрительного восприятия.
В компенсации полностью утраченных функций важную роль играют специальные технические средства. Например, применением специальных приборов, преобразующих звуковые сигналы в световые, можно облегчить восприятие глухими чужой речи (принципиально возможно преобразование звуковой речи в печатный текст), а приборы, осуществляющие обратное преобразование, дают возможность слепым воспринимать световые явления, понять законы преломления и отражения света и даже пользоваться обычными книгами (с помощью преобразования плоскопечатного текста в брайлевскую строку или звучащую речь), т.е. приобщиться к богатству зрительного мира.
В процессе компенсации выделяют два этапа – срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию – относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.
Особо сложной проблемой специальной психологии является вопрос компенсации функций при поражении коры головного мозга, так как при этом нарушаются механизмы процессов умственного развития и обучения. Компенсаторные процессы при таких поражениях наиболее сложны.
В их осуществлении важную роль играют многолинейность и многосторонность анатомических связей различных нервных центров и отделов нервной системы (благодаря чему при разрушении одного из путей его функция может выполняться другими нервными клетками) и пластичность нервных центров (под влиянием новой афферентной сигнализации после повреждения на периферии нервные клетки как бы переучиваются, в результате чего меняется эфферентная сигнализация и нервные центры могут выполнять новые, не свойственные им ранее функции). Пластичность нервной системы особенно велика в детском возрасте, поэтому эффективность компенсации функций в таких случаях у детей выше, чем у взрослых.
Во многих случаях одним из условий успешности компенсации функций является применение лечебных препаратов, физиотерапии и других медицинских мероприятий. В теории и практике компенсации функций важную роль сыграли концепции отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева и других о развитии высших психических функций, об их месте и роли в деятельности человека.
Определенную роль в преодолении недостатков развития может сыграть психотерапия.
Применение психотерапии в специальной психологии долгое время ограничивалось в связи с представлением о том, что все психотерапевтические процедуры основаны на приемах, требующих от клиента вербальной коммуникации, участия интеллекта и других компонентов, присущих лицам с нормальным интеллектом. Такое представление идет от К. Роджерса.
Оно ошибочно, так как, во-первых, и умственно отсталым свойственна интеллектуальная деятельность, во-вторых, могут быть использованы и несловесные средства и виды психотерапии, например арт-терапия. Вместе с тем давно отмечались факты повышенной внушаемости умственно отсталых, которая, по данным ряда исследований, связана с недостаточным взаимодействием первой и второй сигнальных систем мозга. Эта особенность также может быть использована при психотерапии.
Н. П. Вайзман (1992), используя «педагогическую терапию» (термин И. Е. Шварца) в форме словесного внушения в бодрственном состоянии, установил, что после психотерапевтических занятий у школьников-олигофренов улучшается внимание, зрительное и слуховое восприятие, повышается работоспособность, увеличивается объем памяти, улучшаются показатели учебной деятельности и психомоторики. Успешные результаты были получены в психотерапевтических занятиях и с детьми с задержкой психического развития. Показано, что таким образом можно воздействовать и на личностные установки школьников, менять их поведение, формировать самоконтроль.
Эффективность арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими недостатки в развитии, показана Е.А.Медведевой, разработавшей комплексную программу артпедагогики и арттерапии для дошкольников с задержкой психического развития.