природа жизни людей с точки зрения толстого

Природа в жизни людей с точки зрения Толстого

Автор: kchuksin • Май 26, 2020 • Лекция • 1,331 Слов (6 Страниц) • 270 Просмотры

ТЕМА: Природа в жизни людей с точки зрения Толстого.

1. Как называется картина природы в художественном произведении?

III.Роль природы в жизни героев романа «Война и мир».

1) Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

Она возродила его к жизни, заставила его жить, обновила его.

2) А почему? Чем же природа заставила князя Андрея возродиться к жизни?

3) Прочесть отрывок ч. 3,гл.1 (от слов «Пригреваемый весенним солнцем…» до конца главы.)

Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их «задавленными», «мертвыми», а зелень их грубой»? [pic 1]

4) А какие качества природы воздействовали на князя Андрея под Аустерлицем?

5) А что поразило князя Андрея в Отрадном? (ч.3, гл. 2)

Красота, прелесть, поэзия лунной ночи.

6) В каких сценах еще Толстой подчеркивает красоту природы? мира? (т.1, ч.2, гл.8)

Николай Ростов в бою остро чувствует красоту природы «Как хорошо показалось небо…»

7) Какие пейзажные сцены вы помните?

8) Среди этих пейзажных зарисовок есть хоть один городской? А ведь герои его живут в городе? Почему же так?

Толстой был врагом «городской природы», видя в ней неестественность, задавленность, искусственность, чего он не прощал ни природе, ни людям.

Итог : Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?

2) вечное обновление;

3) красота, поэтичность;

4) величие, вечность, бесконечность природы;

5) ее естественность, мир согласия.

1) Одинаково ли отношение Наташи и Сони к природе?

Фрагмент, где Наташа и Соня любуются лунной ночью, очень хорошо показывает Наташу как ценителя красоты природы, Соню же красота лунной ночи не впечатлила, ее скорее раздражала Наташина эмоциональность и впечатлительность

У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу.

Источник

Природа в романе «Война и мир»

Природа в романе «Война и мир»

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.

Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».

Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».

Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».

Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.

Человек и природа в «Войне и мире»

Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.

Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.

«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».

Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего. И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».

В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света». Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.

В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.

Заключение

В своем сочинении на тему «Природа в романе «Война и мир» мне хочется еще раз обратить внимание на талант Льва Николаевича Толстого, который, словно рисует кистью описания природы в своем романе. Благодаря ярким и четким деталям, в воображении у читателя появляется то прекрасная лунная ночь и юная девушка, сидящая на подоконнике, то яркое солнце на голубом небе, раскинувшемся над молочным туманом, в который уходят русские солдаты. И эти детали делают произведение Толстого живым и естественным.

Источник

Презентация по литературе «Природа в романе Л. Толстого «Война и мир»

природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть фото природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть картинку природа жизни людей с точки зрения толстого. Картинка про природа жизни людей с точки зрения толстого. Фото природа жизни людей с точки зрения толстого

Описание презентации по отдельным слайдам:

Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под его пером оживали любой описываемый эпизод, сцена, портрет героя, но картины природы особенно полны необъяснимого очарования.

Природа в произведениях Льва Николаевича не просто фон, на котором живут и действуют его герои. Она отражение их чувств, внутреннего состояния.

Мы никогда не увидим Элен и Анатоля Курагиных, Бергов, Наполеона, уделяющих внимание картинам природы. Они самолюбивы и эгоистичны, их занимают лишь собственные персоны.

С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой вечное обновление жизни, она становится свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь и изменить её.

Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Наполеон представляется ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».

Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются очень простые, но, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нем новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы «люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

После ранения и смерти жены Болконский ни о чем не мечтает, ничего не ждёт от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными. суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками », стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев.

В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем её разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает у девушки бурю эмоций, будит ее воображение. В душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд». Князя Андрея поражает красота, прелесть, поэзия лунной ночи.

В «Войне и мире» пейзаж показан и с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения на природе.

Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли. Земля. сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».

Освещая исторические события, повлиявшие на ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего.

Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте. »

В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и поля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.

А как трогательно описан дождь, накрапывающий на Бородинском поле вечером 26 августа 1812 года. Это «слёзы неба» об убитых людях, защищавших свою родину, или обманутых, «очарованных» сказкой о дальних московских землях, пришедших поживиться за чужой счёт, но нашедших здесь лишь могилу.

Любоваться красотой могут многие, но почувствовать её, пропустить через своё сердце, наполниться ею, обогатиться духовно — дано не многим, а Лев Николаевич ещё и умеет всё это гениально отразить «на бумаге».

природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть фото природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть картинку природа жизни людей с точки зрения толстого. Картинка про природа жизни людей с точки зрения толстого. Фото природа жизни людей с точки зрения толстого

Номер материала: ДБ-1135805

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть фото природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть картинку природа жизни людей с точки зрения толстого. Картинка про природа жизни людей с точки зрения толстого. Фото природа жизни людей с точки зрения толстого

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть фото природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть картинку природа жизни людей с точки зрения толстого. Картинка про природа жизни людей с точки зрения толстого. Фото природа жизни людей с точки зрения толстого

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть фото природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть картинку природа жизни людей с точки зрения толстого. Картинка про природа жизни людей с точки зрения толстого. Фото природа жизни людей с точки зрения толстого

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть фото природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть картинку природа жизни людей с точки зрения толстого. Картинка про природа жизни людей с точки зрения толстого. Фото природа жизни людей с точки зрения толстого

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть фото природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть картинку природа жизни людей с точки зрения толстого. Картинка про природа жизни людей с точки зрения толстого. Фото природа жизни людей с точки зрения толстого

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть фото природа жизни людей с точки зрения толстого. Смотреть картинку природа жизни людей с точки зрения толстого. Картинка про природа жизни людей с точки зрения толстого. Фото природа жизни людей с точки зрения толстого

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Природа в романе «Война и мир»

Природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции: это не только фон, на котором происходят события, но и:

Красота природы концептуально противопоставляется ужасам войны, гармония природы — дисгармонии человеческого общества.

«Небо Аустерлица» — как новый этап исканий героя

«Как я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Небо Аустрелица изменило Андрея Болконского, но, размышляя о смысле жизни, он думает, что теперь цель его жизни — жить для себя и сына, не делая зла другим людям. Толстой показывает, что такое решение не выход, сам князь уверен в своей правоте только внешне, внутренне он полон противоречий, потому что ищет подтверждения своей правоты.

Старый дуб

Показывая весеннюю дорогу в Отрадное, Толстой заставляет своего героя увидеть старый дуб, который

» не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

Этот старый корявый дуб как бы подтверждает правоту Андрея Болконского.

«Да, он прав, тысячу раз прав, этот дуб, «- подумал князь Андрей. Целый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с эти дубом возник в душе князя Андрея».

Толстой как бы подчеркивает, что позиция

«доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая»

неверна, это своеобразная защита от истинной жизни (недаром мысли, возникшие у князя, писатель называет «безнадежными, но грустно-приятными»).

Между второй встречей с дубом Андрей Болконский видит звездную ночь и слышит разговор двух девочек, Наташи и Сони. В нем уже что-то меняется, и, когда он возвращается из Отрадного и снова видит старый, но уже преобразившийся дуб, он вдруг бесповоротно решает,

» что жизнь не кончена в тридцать один год». «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…».

Красота природы как камертон личности героев Толстого

Любимые герои Толстого чрезвычайно восприимчивы к красоте природы, ее преображениям, природа отражается в них, делает их счастливее и прекраснее. Напротив, герои, которых Толстой не любит, которые писателю противны, никогда на страницах романа не появляются на природе: их среда — высший свет, интерьеры дворцов и бальных зал. Так Толстой проводит еще одну важную мысль:

цивилизация портит человека, человек, взращенный ею, далекий от природы, — человек испорченный.

Природа как символ мира в романе и критерий правды

Природа включается Толстым в понятие «мир», «мирная жизнь». Противопоставляя войну и мир, писатель использует прием контраста, не только показывая поступки людей, но и описывая природу. Дважды мы видим переправу через реку Энс: один раз в мирное время, когда светит солнце и на этой переправе сидит мирный рыболов, второй — когда множество людей, охваченных страхом и паникой, стремятся выбраться из этой мясорубки.

Важное место в романе занимает Бородинское сражение. Перед сражением мы становимся свидетелями разговора Андрея Болконского и Пьера и слышим:

«Война — самое отвратительное дело в жизни»

Подтверждением этому становится описание природы перед сражением.

«…косые лучи яркого солнца, поднимавшиеся сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

Прекрасная природа как бы говорит людям, настоятельно требует прекратить убийство, ведь война — это когда одни люди убивают других. Эта мысль очень ценна для Толстого, он не может отказать от нее даже при описании войны и сражения, которое считает нравственной победой русских. Именно таково описание природы после Бородинского сражения.

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Природа — это критерий правды и красоты по Толстому. В природе все закономерно, гармонично и прекрасно, поэтому человек, который умеет слушать и слышать природу, — человек непотерянный, человек прекрасный и умный. Толстой не говорит в романе о приоритете природы над человеческим обществом, но всей силой своего таланта показывает, что отношения человека, настоящего человека и природы гармоничны. Природа вечно мудра, и человек постоянно постигает эту ее мудрость.

Источник

Сочинение: Природа в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.08.2020 · Обновлено 26.08.2020

(352 слова) В своём грандиозном романе-эпопее Лев Николаевич Толстой стремился передать жизнь во всей её многогранности. Человек у Толстого непосредственно связан с природой, которая выступает в произведении не просто безликим фоном событий, но исключительно важным отражением сути происходящего. Трудно переоценить и то влияние, которое она оказывает на мысли и эмоциональное состояние героев произведения.

Значительную роль природа сыграла в жизненном пути одного из главных героев романа – князя Андрея Болконского. Так, ясное голубое небо, которое юноша видит на поле Аустерлицкого сражения, знаменует обретение им нового миропонимания, откровение недоступных прежде истин. Наполеон, которого молодой человек прежде почитал своим кумиром, теряет своё былое обаяние в глазах Андрея, уходя в тень того, «что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом».

Ещё один природный «герой», с которым Болконский встречается в момент душевного кризиса и его разрешения, — это старый дуб у дороги в имение Ростовых. Находясь на пути в Отрадное, ещё не зная, какие перемены в его душевном состоянии произведет эта поездка, Андрей видит суровое, ссохшееся от старости дерево, которое не расцвело вместе с остальными, не подчинилось «обаянию весны». Болконский ассоциирует себя с ним, ощущая, что его жизнь тоже клонится к закату. Однако на обратном пути, ощущая новое вдохновение жизни после встречи с прелестной Наташей Ростовой, Андрей замечает тот же дуб расцветшим и вдруг осознает, что жизнь его ещё не кончена.

Важную роль природа играет и в эпизодах военных действий. Так, туман на поле под Аустерлицем соотносится со смутным, спутанным планом сражения у русских, а ясное небо на возвышении, где стоит Наполеон, с чётким пониманием французским повелителем того, как нужно действовать, чтобы одержать победу.

Появляется природа и в самых трагических сценах романа. Так, например, дождь в эпизоде кончины юного Пети Ростова наводит на мысль, что даже сама природа не осталась равнодушна к этой страшной смерти. Пролился дождь и на поле Бородинского сражения, орошая тела раненных и убитых, точно говоря: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?».

Таким образом, сопровождая многие из самых значительных событий произведения и становясь их прямым участником, природа в романе «Война и мир» позволяет со всей полнотой прочувствовать происходящее и ощутить ту глубокую связь, что существует между всем окружающим миром и человеком в нём.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *