природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни

Владимир Короленко — Слепой музыкант

Глава четвертая

Есть натуры, будто заранее предназначенные для тихого подвига любви, соединенной с печалью и заботой, — натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как бы атмосферу, органическую потребность. Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни, она предусмотрительно смягчила в них личные порывы, запросы личной жизни, подчинив эти порывы и эти запросы господствующей черте характера. Такие натуры кажутся нередко слишком холодными, слишком рассудительными, лишенными чувства. Они глухи на страстные призывы грешной жизни и идут по грустному пути долга так же спокойно, как и по пути самого яркого личного счастья. Они кажутся холодными, как снежные вершины, и так же, как они, величавы. Житейская пошлость стелется у их ног; даже клевета и сплетни скатываются по их белоснежной одежде, точно грязные брызги с крыльев лебедя…

Маленькая знакомка Петра представляла в себе все черты этого типа, который редко вырабатывается жизнью и воспитанием; он, как талант, как гений, дается в удел избранным натурам и проявляется рано. Мать слепого мальчика понимала, какое счастье случай послал ее сыну в этой детской дружбе. Понимал это и старый Максим, которому казалось, что теперь у его питомца есть все, чего ему еще недоставало, что теперь душевное развитие слепого пойдет тихим и ровным, ничем не смущаемым ходом…

Но это была горькая ошибка.

В первые годы жизни ребенка Максим думал, что он совершенно овладел душевным ростом мальчика, что этот рост совершается если не под прямым его влиянием, то, во всяком случае, ни одна новая сторона его, ни одно новое приобретение в этой области не избегнет его наблюдения и контроля. Но когда настал в жизни ребенка период, который является переходною гранью между детством и отрочеством, Максим увидел, как неосновательны эти гордые педагогические мечтания. Чуть не каждая неделя приносила с собой что-нибудь новое, по временам совершенно неожиданное по отношению к слепому, и когда Максим старался найти источники иной новой идеи или нового представления, появлявшихся у ребенка, то ему приходилось теряться. Какая-то неведомая сила работала в глубине детской души, выдвигая из этой глубины неожиданные проявления самостоятельного душевного роста, и Максиму приходилось останавливаться с чувством благоговения перед таинственными процессами жизни, которые вмешивались таким образом в его педагогическую работу. Эти толчки природы, ее даровые откровения, казалось, доставляли ребенку такие представления, которые не могли быть приобретены личным опытом слепого, и Максим угадывал здесь неразрывную связь жизненных явлений, которая проходит, дробясь в тысяче процессов, через последовательный ряд отдельных жизней.

Сначала это наблюдение испугало Максима. Видя, что не он один владеет умственным строем ребенка, что в этом строе сказывается что-то, от него не зависящее и выходящее из-под его влияния, он испугался за участь своего питомца, испугался возможности таких запросов, которые могли бы послужить для слепого только причиной неутолимых страданий. И он пытался разыскать источники этих, откуда-то пробивающихся родников, чтоб… навсегда закрыть их для блага слепого ребенка.

Не ускользнули эти неожиданные проблески и от внимания матери. Однажды утром Петрик прибежал к ней в необыкновенном волнении.

— Мама, мама! — закричал он. — Я видел сон.

— Что же ты видел, мой мальчик? — спросила она с печальным сомнением в голосе.

— Я видел во сне, что… я вижу тебя и Максима, и еще… что я все вижу… Так хорошо, так хорошо, мамочка!

— Что же еще ты видел, мой мальчик?

— Нет, — сказал мальчик в раздумье. — Я забыл все… А, все-таки я видел, право же, видел… — добавил он после минутного молчания, и его лицо сразу омрачилось. На незрячих глазах блеснула слеза…

Это повторялось еще несколько раз, и всякий раз мальчик становился грустнее и тревожнее.

Однажды, проходя по двору, Максим услышал в гостиной, где обыкновенно происходили уроки музыки, какие-то странные музыкальные упражнения. Они состояли из двух нот. Сначала от быстрых, последовательных, почти слившихся ударов по клавише дрожала самая высокая яркая нота верхнего регистра, затем она резко сменялась низким раскатом баса. Полюбопытствовав узнать, что могли означать эти странные экзерциции, Максим заковылял по двору и через минуту вошел в гостиную. В дверях он остановился как вкопанный перед неожиданною картиной.

Мальчик, которому шел уже десятый год, сидел у ног матери на низеньком стуле. Рядом с ним, вытянув шею и поводя по сторонам длинным клювом, стоял молодой прирученный аист, которого Иохим подарил паничу. Мальчик каждое утро кормил его из своих рук, и птица всюду сопровождала своего нового друга-хозяина. Теперь Петрусь придерживал аиста одною рукой, а другою тихо проводил вдоль его шеи и затем по туловищу с выражением усиленного внимания на лице. В это самое время мать, с пылающим, возбужденным лицом и печальными глазами, быстро ударяла пальцем по клавише, вызывая из инструмента непрерывно звеневшую высокую ноту. Вместе с тем, слегка перегнувшись на своем стуле, она с болезненною внимательностью вглядывалась в лицо ребенка. Когда же рука мальчика, скользя по ярко-белым перьям, доходила до того места, где эти перья резко сменяются черными на концах крыльев, Анна Михайловна сразу переносила руку на другую клавишу, и низкая басовая нота глухо раскатывалась по комнате.

Оба, и мать и сын, так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима, пока он, в свою очередь, очнувшись от удивления, не прервал сеанс вопросом:

— Аннуся! что это значит?

Молодая женщина, встретив испытующий взгляд брата, застыдилась, точно застигнутая строгим учителем на месте преступления.

— Вот видишь ли, — заговорила она смущенно, — он говорит, что различает некоторую разницу в окраске аиста, только не может ясно понять, в чем эта разница… Право, он сам первый заговорил об этом, и мне кажется, что это правда…

— Ничего, я только хотела ему… немножко… объяснить эту разницу различием звуков… Не сердись, Макс, но, право, я думаю, что это очень похоже…

Эта неожиданная идея поразила Максима таким удивлением, но он в первую минуту не знал, что сказать сестре. Он заставил ее повторить свои опыты и, присмотревшись к напряженному выражению лица слепого, покачал головой.

— Послушай меня, Анна, — сказал он, оставшись наедине с сестрою. — Не следует будить в мальчике вопросов, на которые ты никогда, никогда не в состоянии будешь дать полного ответа.

— Но ведь это он сам заговорил первый, право… — прервала Анна Михайловна.

— Все равно. Мальчику остается только свыкнуться со своей слепотой, а нам надо стремиться к тому, чтобы он забыл о свете. Я стараюсь, чтобы никакие внешние вызовы не наводили его на бесплодные вопросы, и если б удалось устранить эти вызовы, то мальчик не сознавал бы недостатка в своих чувствах, как и мы, обладающие всеми пятью органами, не грустим о том, что у нас нет шестого.

— Мы грустим, — тихо возразила молодая женщина.

— Мы грустим, — ответила она упрямо… — Мы часто грустим о невозможном…

Впрочем, сестра подчинилась доводам брата, но на этот раз он ошибался: заботясь об устранении внешних вызовов, Максим забывал те могучие побуждения, которые были заложены в детскую душу самою природою.

«Глаза, — сказал кто-то, — зеркало души». Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира. Кто может сказать, какая часть нашего душевного склада зависит от ощущений света?

Человек — одно звено в бесконечной цепи жизней, которая тянется через него из глубины прошедшего к бесконечному будущему. И вот в одном из таких звеньев, слепом мальчике, роковая случайность закрыла эти окна: жизнь должна пройти вся в темноте. Но значит ли это, что в его душе порвались навеки те струны, которыми душа откликается на световые впечатления? Нет, и через это темное существование должна была протянуться и передаться последующим поколениям внутренняя восприимчивость к свету. Его душа была цельная человеческая душа, со всеми ее способностями, а так как всякая способность носит в самой себе стремление к удовлетворению, то и в темной душе мальчика жило неутолимое стремление к свету.

Нетронутыми лежали где-то в таинственной глубине полученные по наследству и дремавшие в неясном существовании «возможностей» силы, с первым светлым лучом готовые подняться ему навстречу. Но окна остаются закрытыми: судьба мальчика решена — ему не видать никогда этого луча, его жизнь вся пройдет в темноте.

И темнота эта была полна призраков.

Если бы жизнь ребенка проходила среди нужды и горя — это, быть может, отвлекло бы его мысль к внешним причинам страдания. Но близкие люди устранили от него все, что могло бы его огорчать. Ему доставили полное спокойствие и мир, и теперь самая тишина, царившая в его душе, способствовала тому, что внутренняя неудовлетворенность слышалась яснее. Среди тишины и мрака, его окружавших, вставало смутное неумолкающее сознание какой-то потребности, искавшей удовлетворения, являлось стремление оформить дремлющие в душевной глубине, не находившие исхода силы.

Отсюда — какие-то смутные предчувствия и порывы, вроде того стремления к полету, которое каждый испытывал в детстве и которое сказывается в этом возрасте своими чудными снами.

Отсюда, наконец, вытекали инстинктивные потуги детской мысли, отражавшиеся на лице болезненным вопросом. Эти наследственные, но не тронутые в личной жизни «возможности» световых представлений вставали, точно призраки, в детской головке, бесформенные, неясные и темные, вызывая мучительные и смутные усилия.

Природа подымалась бессознательным протестом против индивидуального «случая» за нарушенный общий закон.

Таким образом, сколько бы ни старался Максим устранять все внешние вызовы, он никогда не мог уничтожить внутреннего давления неудовлетворенной потребности. Самое большее, что он мог достигнуть своею осмотрительностью, это — не будить его раньше времени, не усиливать страданий слепого. В остальном тяжелая судьба ребенка должна была идти своим чередом, со всеми ее суровыми последствиями.

И она надвигалась темною тучей. Природная живость мальчика с годами все более и более исчезала, подобно убывающей волне, между тем как смутно, но беспрерывно звучавшее в душе его грустное настроение усиливалось, сказываясь на его темпераменте. Смех, который можно было слышать во время его детства при каждом особенно ярком новом впечатлении, теперь раздавался все реже и реже. Все смеющееся, веселое, отмеченное печатью юмора, было ему мало доступно; но зато все смутное, неопределенно-грустное и туманно-меланхолическое, что слышится в южной природе и отражается в народной песне, он улавливал с замечательною полнотой. Слезы являлись у него каждый раз на глазах, когда он слушал, как в «полi могила з вiтром говорила», и он сам любил ходить в поле слушать этот говор. В нем все больше и больше вырабатывалась склонность к уединению, и, когда в часы, свободные от занятий, он уходил один на свою одинокую прогулку, домашние старались не ходить в ту сторону, чтобы не нарушить его уединения. Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или, наконец, на хорошо знакомом утесе, он слушал лишь шелест листьев да шепот травы или неопределенные вздохи степного ветра. Все это особенным образом гармонировало с глубиной его душевного настроения. Насколько он мог понимать природу, тут он понимал ее вполне и до конца. Тут она не тревожила его никакими определенными и неразрешимыми вопросами; тут этот ветер вливался ему прямо в душу, а трава, казалось, шептала ему тихие слова сожаления, и, когда душа юноши, настроившись в лад с окружающею тихою гармонией, размягчалась от теплой ласки природы, он чувствовал, как что-то подымается в груди, прибывая и разливаясь по всему его существу. Он припадал тогда к сыроватой, прохладной траве и тихо плакал, но в этих слезах не было горечи. Иногда же он брал дудку и совершенно забывался, подбирая задумчивые мелодии к своему настроению и в лад с тихою гармонией степи.

Понятно, что всякий человеческий звук, неожиданно врывавшийся в это настроение, действовал на него болезненным, резким диссонансом [Действовал на него болезненым, резким диссонансом — вносил разряд в привычные для него мысли и ощущения] Общение в подобные минуты возможно только с очень близкою, дружескою душой, а у мальчика был только один такой друг его возраста, именно — белокурая девочка из посессорской усадьбы…

Однажды в теплый осенний вечер оба семейства сидели на площадке перед домом, любуясь звездным небом, синевшим глубокою лазурью и горевшим огнями. Слепой, по обыкновению, сидел рядом с своею подругой около матери.

Все на минуту смолкли. Около усадьбы было совсем тихо; только листья по временам, чутко встрепенувшись, бормотали что-то невнятное и тотчас же смолкали.

В эту минуту блестящий метеор, сорвавшись откуда-то из глубины темной лазури, пронесся яркою полосой по небу, оставив за собой фосфорический след, угасший медленно и незаметно. Все подняли глаза. Мать, сидевшая с Петриком, почувствовала, как он встрепенулся и вздрогнул.

— Что это… было? — повернулся он к ней взволнованным лицом.

— Это звезда упала, дитя мое.

— Да, звезда, — прибавил он задумчиво. — Я так и знал.

— Откуда же ты мог знать, мой мальчик? — переспросила мать с печальным сомнением в голосе.

— Нет, это он говорит правду, — вмешалась Эвелина. — Он многое знает… «так»…

Уже эта все развивавшаяся чуткость указывала, что мальчик заметно близится к критическому возрасту между отрочеством и юношеством. Но пока его рост совершался довольно спокойно. Казалось даже, будто он свыкся с своей долей, и странно-уравновешенная грусть без просвета, но и без острых порываний, которая стала обычным фоном его жизни, теперь несколько смягчилась. Но это был лишь период временного затишья. Эти роздыхи природа дает как будто нарочно; в них молодой организм устаивается и крепнет для новой бури. Во время этих затиший незаметно набираются и зреют новые вопросы. Один толчок — и все душевное спокойствие всколеблется да глубины, как море под ударом внезапно налетевшего шквала.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Слепой музыкант

НАСТРОЙКИ.

природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть картинку природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Картинка про природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни

природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть картинку природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Картинка про природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни

природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть картинку природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Картинка про природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни

природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть картинку природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Картинка про природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть картинку природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Картинка про природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни

Для среднего и старшего школьного возраста

Глава первая

Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.

Бабка наклонилась ухом к ее что-то тихо шептавшим губам.

— Отчего… отчего это он? — спрашивала больная едва слышно.

Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная слеза.

— Отчего, отчего? — по-прежнему тихо шептали ее губы.

На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила:

— Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь.

Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением:

— Отчего… так… так ужасно?

Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать и говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и занялась ребенком.

Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам.

Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы.

Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица [1], и спрашивала:

— Скажите же мне, отчего он такой?

— Какой? — равнодушно переспрашивали посторонние. — Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

— Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…

— Дитя не может еще координировать [2] движений рук с зрительными впечатлениями, — ответил доктор.

— Отчего же он смотрит все в одном направлении. Он… он слеп? — вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп [3]. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец, сказал с смущенным видом:

— К сожалению, сударыня, вы не ошиблись… Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно…

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

— Я знала давно, — сказала она тихо.

Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно. Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и «дяди Максима», как звали его все без исключения домочадцы и даже посторонние. Отец был похож на тысячу других деревенских помещиков Юго-западного края: он был добродушен, даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы. Это занятие поглощало почти все его время, и потому голос его раздавался в доме только в известные, определенные часы дня, совпадавшие с обедом, завтраком и другими событиями в том же роде. В этих случаях он всегда произносил неизменную фразу: «Здорова ли ты, моя голубка?» — после чего усаживался за стол и уже почти ничего не говорил, разве изредка сообщал что-либо о дубовых

природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть картинку природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Картинка про природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Источник

Природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни

В первые годы жизни ребенка Максим думал, что он совершенно овладел душевным ростом мальчика, что этот рост совершается если не под прямым его влиянием, то, во всяком случае, ни одна новая сторона его, ни одно новое приобретение в этой области не избегнет его наблюдения и контроля. Но когда настал в жизни ребенка период, который является переходною гранью между детством и отрочеством, Максим увидел, как неосновательны эти гордые педагогические мечтания. Чуть не каждая неделя приносила с собой что-нибудь новое, по временам совершенно неожиданное по отношению к слепому, и когда Максим старался найти источники иной новой идеи или нового представления, появлявшихся у ребенка, то ему приходилось теряться. Какая-то неведомая сила работала в глубине детской души, выдвигая из этой глубины неожиданные проявления самостоятельного душевного роста, и Максиму приходилось останавливаться с чувством благоговения перед таинственными процессами жизни, которые вмешивались таким образом в его педагогическую работу. Эти толчки природы, ее даровые откровения, казалось, доставляли ребенку такие представления, которые не могли быть приобретены личным опытом слепого, и Максим угадывал здесь неразрывную связь жизненных явлений, которая проходит, дробясь в тысяче процессов, через последовательный ряд отдельных жизней.

Сначала это наблюдение испугало Максима. Видя, что не он один владеет умственным строем ребенка, что в этом строе сказывается что-то, от него не зависящее и выходящее из-под его влияния, он испугался за участь своего питомца, испугался возможности таких запросов, которые могли бы послужить для слепого только причиной неутолимых страданий. И он пытался разыскать источники этих, откуда-то пробивающихся родников, чтоб… навсегда закрыть их для блага слепого ребенка.

Не ускользнули эти неожиданные проблески и от внимания матери. Однажды утром Петрик прибежал к ней в необыкновенном волнении.

– Мама, мама! – закричал он. – Я видел сон.

– Что же ты видел, мой мальчик? – спросила она с печальным сомнением в голосе.

– Я видел во сне, что… я вижу тебя и Максима, и еще… что я все вижу… Так хорошо, так хорошо, мамочка!

– Что же еще ты видел, мой мальчик?

– Нет, – сказал мальчик в раздумье. – Я забыл все… А, все-таки я видел, право же, видел… – добавил он после минутного молчания, и его лицо сразу омрачилось. На незрячих глазах блеснула слеза…

Это повторялось еще несколько раз, и всякий раз мальчик становился грустнее и тревожнее.

Источник

Презентация по теме «Паронимы»

природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Смотреть картинку природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Картинка про природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни. Фото природа заранее наделила их спокойствием без которого немыслим будний подвиг жизни

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задание: объедините слова в группы по каким – либо признакам: адресант, омонимы, длинный, синонимы, антонимы, длительный, адресат.

Аналитический отчёт ФИПИ: «Ошибки, связанные с употреблением паронимов, достаточно часто встречаются в речи. Их причины объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью слов и другими факторами…». Задание: В каком предложении вместо слова «…» нужно употребить «…»?

Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление: Представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит; Оплатить проезд – заплатить за проезд; Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка; Эффективный метод – эффектный вид.

Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ. Паронимы

Заяц — осторожный, ПУГЛИВЫЙ зверь, спасающийся от опасности стремительным бегством. 2) Дед Ермолай ПУГЛИВЫМ отродясь не был: на медведя зимой ходил с одной рогатиной. 3) На ПУГЛИВОГО да ленивого одно лекарство — кнут. 4) ПУГЛИВЫЙ змеёй и веревки боится. 4 В каком предложении вместо слова ПУГЛИВЫЙ нужно употребить ПУГАНЫЙ/ПУГАННЫЙ?

Стрельников услышал ОТЧЕТЛИВЫЙ гул канонады. 2) ОТЧЕТЛИВЫЙ звук гудка уплывающего теплохода болью отозвался в сердце Зимина. 3) Тяжелые, ОТЧЕТЛИВЫЕ шаги послышались на лестнице. 4) ОТЧЕТЛИВОЕ собрание председателей домовых комитетов решили провести в мае. 4 В каком предложении вместо слова ОТЧЁТЛИВЫЙ нужно употребить ОТЧЕТНЫЙ?

Мишка ОДЕЛ братишку потеплее, и они побежали к реке.. 2) На выпускной вечер Ольга ОДЕЛА длинное серебристое платье. 3) Я ОДЕНУ тебя в шелка, твои плечи укрою мехом. 4) На праздник взрослые ОДЕЛИ малышей в карнавальные костюмы. 2 В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?

Ветрена мельница да баба-БЕЗДЕЛЬНИЦА мелют без устали. 2) У БЕЗДЕЛЬНИЦЫ все дни бесконечные. 3) Твой подарок мне — сущая БЕЗДЕЛЬНИЦА. 4) Стара мельница, а не БЕЗДЕЛЬНИЦА. 3 В каком предложении вместо слова БЕЗДЕЛЬНИЦА нужно употребить БЕЗДЕЛИЦА?

Мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия. 2) Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ веселость постепенно сменялась подавленностью. 3) Он был ИСКУСНЫМ оратором, и его всегда слушали с большим вниманием. 4) ИСКУСНЫЙ пловец успешно преодолеет эту дистанцию. 2 В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить слово ИСКУССТВЕННЫЙ?

БЕДНАЯ моя страна, что с тобой враги творят? 2) БЕДНЫЙ богатому не товарищ. 3) Мы были поражены БЕДНЫМ положением наших новых соседей. 4) О БЕДНОМ гусаре замолвите слово. 3 В каком предложении вместо слова БЕДНЫЙ нужно употребить БЕДСТВЕННЫЙ?

БЛАГОДАРНЫЕ зрители долго аплодировали любимому артисту. 2) Командир части отправил родителям солдата БЛАГОДАРНОЕ письмо. 3) Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости. 4) В низком порыве БЛАГОДАРНОЙ откровенности я тут же выложил все Витькины секреты. 2 В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?

Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет. 2) Их ДРУЖЕСКИЙ разговор был для него чрезвычайно важен. 3) Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны. 4) ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в мире. 4 В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

Нобелевская премия — ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова. 2) Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез. 3) Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ. 4) Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы. 3 В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

Купленная вещь была довольно ДЕШЁВОЙ. ДЕШЁВЫЕ китайские товары далеко не всегда бывают качественными. 3) В заводском магазине всегда были в продаже ДЕШЕВЫЕ изделия местных мастеров. 4) На осенних ярмарках можно купить замечательный мёд по самым ДЕШЁВЫМ ценам. 4 В каком предложении вместо слова ДЕШЁВЫЙ нужно употребить НИЗКИЙ?

СОСЕДНИЕ деревни были знамениты небывало вкусными вишнями. 2) СОСЕДНЯЯ девочка поступила в МГУ. 3) В СОСЕДНЕМ доме загорелась квартира. 4) На СОСЕДНИХ улицах асфальтировали дороги. 2 В каком предложении вместо слова СОСЕДНИЙ нужно употребить СОСЕДСКИЙ?

Все блюда с белыми грибами необыкновенно АРОМАТИЧЕСКИЕ и вкусные. 2) Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей. 3) В настоящее время АРОМАТИЧЕСКИЕ вещества широко употребляются в кулинарии. 4) АРОМАТИЧЕСКИЙ уксус совершенно изменил вкус речной рыбы. 1 В каком предложении вместо слова АРОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРОМАТИЧНЫЙ?

Моя подруга очень ЭКОНОМНАЯ, она знает, где и что можно купить дешевле. 2) Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть ЭКОНОМНЫМ. 3) ЭКОНОМНОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки. 4) Я не люблю ЭКОНОМНЫХ — они почти всегда жадные! 2 В каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ?

Это моё ДОБРОВОЛЬНОЕ решение — служить в армии. 2) Только свободный, ДОБРОВОЛЬНЫЙ труд делает человека счастливым. 3) ДОБРОВОЛЬНАЯ армия белогвардейцев отчаянно сражалась с красными на юге России. 4) ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь пострадавшим — благородное дело. 3 В каком предложении вместо слова ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно употребить слово ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?

В своих расчетах всегда необходимо учитывать ФАКТ времени. 2) ФАКТЫ говорят сами за себя. 3) ФАКТЫ — упрямая вещь. 4) Нужно изложить все имеющиеся у нас ФАКТЫ. 1 В каком предложении вместо слова ФАКТ нужно употребить слово ФАКТОР?

Путешественники не ожидали ВРАЖДЕБНОГО приема аборигенов. 2) В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в фольклоре иногда выступают животные и растения. 3) Танковой дивизии удалось прорвать ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника. 4) Беззащитный ребенок чувствует себя одиноко во ВРАЖДЕБНОМ мире. 3 В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?

В каком предложении вместо слова УДАЧЛИВЫЙ нужно употребить слово УДАЧНЫЙ? Прозаик написал УДАЧЛИВОЕ произведение о современной жизни. 2) Моего брата неслучайно называют УДАЧЛИВЫМ человеком. 3) Не знаю, УДАЧЛИВЫЙ ли он человек. 4) Человек, УДАЧЛИВЫЙ в делах, вызывает невольную зависть окружающих. 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика правительства направлена на повышение жизненного уровня. 2) Он очень ЭКОНОМИЧЕСКИЙ человек. 3) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ситуация изменилась к лучшему. 4) В правительстве страны говорили об ЭКОНОМИЧЕСКИХ достижениях судостроителей. 2 В каком предложении вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЭКОНОМНЫЙ?

Посетитель предъявил АБОНЕМЕНТ в бассейн. 2) Из-за отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА. 3) Из-за отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА. 4) Я являюсь АБОНЕМЕНТОМ сотовой связи МТС. 4 В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить слово АБОНЕНТ?

Долгое время ребятам не удавалось ОСВОИТЬ понятие паронимов. 2) Во время практики на производстве мы можем ОСВОИТЬ новейшие технологии. 3) Оказалось, что этот человек в совершенстве ОСВОИЛ приёмы ведения тайных дел. 4) Первопроходцам трудно ОСВОИТЬ новые земли. 1 В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить слово УСВОИТЬ?

Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели. 2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание. 3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном. 4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии. 2 В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?

Контур рисунка Карла Брюллова поражает АРТИСТИЧНОЙ чеканностью. 2) АРТИСТИЧНАЯ династия Михалковых известна всем. 3) Этот АРТИСТИЧНЫЙ дизайнер — мой ученик, и я этим горжусь. 4) На портрете писатель сидит в АРТИСТИЧНОЙ позе. 2 В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧНЫЙ нужно употребить АРТИСТИЧЕСКИЙ?

В Англии XVIII—XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер. 2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом. 3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб. 4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырёх часов. 3 В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ нужно употребить АКУЛОВЫЙ?

Только бессердечный человек может обидеть БЕЗОТВЕТНОЕ животное. 2) Робкая, БЕЗОТВЕТНАЯ, она панически боялась попадаться Артёму на глаза. 3) Его любовь к Аннушке была БЕЗОТВЕТНОЙ. 4) Бригадиру пришлось иметь дело с БЕЗОТВЕТНЫМИ, ленивыми строителями, поэтому он нервничал. 4 В каком предложении вместо слова БЕЗОТВЕТНЫЙ нужно употребить БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ?

В каком предложении вместо слова ГЛУБОКИЙ нужно употребить ГЛУБИННЫЙ? 1) ГЛУБОКИЕ аппараты исследовали дно моря. 2) Десант высадился в ГЛУБОКОМ немецком тылу. 3) ГЛУБОКАЯ и бурная река во время паводка становилась абсолютно неукротимой. 4) ГЛУБОКОЙ ночью на перроне нас встречали родители. 1

Его ЛЕДЯНОЙ голос и презрительное выражение лица меня изумили. 2) Путники сиротливо жались под ЛЕДЯНЫМ ветром. 3) ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов. 4) От его речей тянуло ЛЕДЯНЫМ холодом. 3 В каком предложении вместо слова ЛЕДЯНОЙ нужно употребить слово ЛЕДОВЫЙ?

Нашим войскам предстояло ГЕНЕРАЛЬНОЕ сражение. 2) ГЕНЕРАЛЬНОЕ наступление войск было намечено на август. 3) Многие офицеры мечтают о ГЕНЕРАЛЬНОМ чине. 4) На кондитерской фабрике нас встретил ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор. 3 В каком предложении вместо слова ГЕНЕРАЛЬНЫЙ нужно употребить ГЕНЕРАЛЬСКИЙ?

Оборонявшиеся соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал, чтобы противник не смог прорваться в крепость. 2) У больного был ЗЕМЛЯНОЙ цвет лица. 3) ЗЕМЛЯНЫЕ гряды покрылись первыми робкими всходами. 4) Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана. 2 В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?

Популярность певца всегда обеспечивала ему ГАРАНТИРОВАННЫЙ успех. 2) Поломавшийся телевизор мы отнесли в ГАРАНТИРОВАННУЮ мастерскую. 3) Положение в обществе давало Андрею Петровичу некоторые ГАРАНТИРОВАННЫЕ права. 4) Нового работника вполне устраивали ГАРАНТИРОВАННЫЕ условия труда. 2 В каком предложении вместо слова ГАРАНТИРОВАННЫЙ нужно употребить ГАРАНТИЙНЫЙ?

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Речь и ЗВУЧНЫЙ голос произвели желаемое действие. В бокалах пенилось выдержанное ИГРИВОЕ вино. Говорят, он ИСКУСНЫЙ воин? Воришка сидел как КАМЕННЫЙ. Командиром КОННОЙ сотни выбрали Петра Мелехова. Дед выщипывал КОНСКИЕ волосы из своей подушки. КОРЕНАСТЫЙ боцман широко улыбался. Солнце бросало КРАСОЧНЫЙ луч в сад и лоснилось на столе. Картины были писаны МАСЛЯНЫМИ красками. Она больше не хотела ОДЕВАТЬ свою простенькую блузу.

ОТВЕТЫ № 2 ВАРИАНТ 1 НЕПРОГЛЯДНОЙ ВЫБОР ГОДОВАЛЫЙ ИГРИСТОЕ ОТБОРНЫМ ВАРИАНТ 2 ГЛИНИСТЫЙ БУДНИЧНЫЙ ЗАПЛАТИТЬ НАДЕВАТЬ НЕВЕЖА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *