приоритет жизни и здоровья работника
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Комментарий к ст. 210 TК РФ
1. Основные направления государственной политики в области охраны труда, базирующиеся на соответствующих положениях Конституции РФ, обеспечиваются согласованными действиями органов государственной власти и управления РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, а также представительных органов работников.
Как сказано в Преамбуле данного документа, Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.
Судебная практика по статье 210 TК РФ
Отказывая в принятии заявления прокурора, поданного также в интересах Российской Федерации, судья оставил без внимания, что согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Отказывая в принятии заявления прокурора, поданного также в интересах Российской Федерации, судья оставил без внимания, что согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
1. Гражданин М.Л. Куликов просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац второй части первой статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (абзац второй части 1 статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Отказывая в принятии заявления прокурора, поданного также в интересах Российской Федерации, судья оставил без внимания, что согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области охраны труда. К ним, в частности, относится защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации, определяя основные направления государственной политики в области охраны труда, называет среди них защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Так, из статей 208 и 210 КЗоТ Российской Федерации (статьи 390 и 391 Трудового кодекса Российской Федерации) следует, что после соблюдения установленного законом предварительного досудебного порядка рассмотрения трудового спора решение комиссии по трудовым спорам может быть в установленном порядке обжаловано в суд заинтересованным работником, работодателем или соответствующим профессиональным союзом, защищающим интересы работника, являющегося его членом; если же комиссия по трудовым спорам в установленный срок не рассмотрела спор, заинтересованный работник вправе перенести его рассмотрение непосредственно в суд.
Политика работодателя в области охраны труда
Политика работодателя в области охраны труда — это публичная декларация работодателя о намерениях выполнять обязанности по обеспечению государственных нормативных требований охраны труда (см. Приказ Минтруда 438н от 16.08.2016г.).
Политика работодателя в области охраны труда образец СКАЧАТЬ
В политике в области охраны труда организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.
Например, декларируется цель о недопущении профзаболеваний. Для этого работодатель обязуется проводить консультации с работниками по охране труда, проводить оценку рисков на рабочих местах, обучать работников и проч. Ну а для достижения этих целей вместе с политикой по охране труда разрабатывается еще один документ: «План мероприятий по охране труда«, в котором четко указано, что и когда будет сделано.
Политика работодателя в области охраны труда является составной частью системы управления охраной труда (СУОТ), которую обязан обеспечить работодатель любой организации России согласно ст. 212 ТК РФ.
Политика должна быть оформлена в виде отдельного локального документа организации, либо являться одним из разделов СУОТ.
Политика в области охраны труда должна быть доступна для всех работников предприятия! Поэтому ее целесообразно оформить на 1- 2 страничках, и разместить на сайте организации, на стенде или уголке по охране труда.
Нормативные документы для разработки политики
— ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления ОТ. Общие требования.
— ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления ОТ в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.
— Статья 210 ТК РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда».
Этапы разработки политики в области охраны труда
Условно создание политики по охране труда можно разбить на несколько этапов:
1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации
Анализ включает в себя проверку соответствия вопросов охраны труда требованиям законодательства и оценка опасности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности на каждом из этих этапов.
На практике, чтобы провести предварительный анализ, работодатель и специалист по охране труда проводят собрание работников, на котором обсуждаются, какие вопросы охраны труда будут включаться в политику. По результаты собрания обязательно оформляется протокол.
Полученные результаты будут отправной точкой, с которой будут сравниваться итоги реализации будущей политики.
2) Непосредственная концепция охраны труда
На основании результатов анализа разрабатывают политику, направленную на улучшение и совершенствование текущего состояния охраны труда. Именно ее положения определяют дальнейший вектор развития организации в данном направлении.
3) Цели
Конечным итогом реализации политики в области охраны труда, является постановка определенных целей и сроки достижения этих целей.
4) Достижение целей
В политике необходимо подробно изложить механизм достижения намеченных целей, а также правильно распределить обязанности и ответственность “на пути к цели”.
Оценкой эффективности реализации политики будет являться сравнительный анализ с той самой “отправной точкой”, то есть первичным анализом состояния охраны труда.
Какие цели должны быть заявлены в политике?
Основные цели политики в области охраны труда, выполнение которых работодатель принимает на себя, могут быть:
Что должна обеспечивать политика работодателя в области охраны труда?
Подробно изучим положения приказа №438н, где указано, что политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
Данный приоритет зафиксирован на законодательном уровне и является одним из фундаментальных принципов, на основе которого выстраивается вся система охраны труда в любой организации.
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
Помимо того, что данный порядок зафиксирован на государственном уровне, следование данному принципу позволяет не только избежать штрафа, если рассматривать данный вопрос в плоскости соблюдения законодательства, но и является профилактикой развития профессиональных заболеваний и травматизма на рабочих местах.
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
Данный пункт подразумевает не только формальное соблюдение законодательства в сфере охраны труда, но и постоянное совершенствование процессов внутри организации, которое позволит сводить негативные ситуации на минимум или вообще исключит их возникновение.
г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
Индивидуальный подход всегда является преимущественным, и вопросы охраны труда не являются исключением. Чем больше факторов будет учтено, чем подробнее будет изучен тот или иной вопрос, тем более эффективное решение можно будет подобрать.
д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности системы управления ОТ;
Управление охраной труда постоянно совершенствуется, соответственно и совершенствуется политика работодателя в вопросах охраны труда. Достижение новых целей, изменения законодательства, смена сферы деятельности и многие другие факторы — все это влияет на охрану труда, и она должна учитывать все текущие изменения.
е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
Любая инициатива работодателя не будет эффективной без получения обратной связи от сотрудников, на условия труда которых, собственно, и направлена политика организации. Именно их предложения, отзывы, критика и прочие формы связи позволяют работодателю понимать, насколько хорошо и правильно реализуется политика организации в области охраны труда.
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
В любой организации подход к охране труда не должен быть формальным “для галочки” или направленным лишь на исключение возможности получения штрафов. На первом месте должна быть самодисциплина сотрудников в вопросах охраны труда. Если подход работодателя будет формальным, то и отношение работников будет соответствующее. Если же работодатель будет действительно проводить качественную работу в части охраны труда, находиться в постоянном взаимодействии с сотрудниками в части данных вопросов, то они ощутят всю важность данного аспекта их работы и их отношение будет более ответственным.
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.
Многие работники отвечают за целые этапы в работе организации, и порой для обеспечения полноценного контроля требуется привлечение дополнительных сил, в том числе в лице сотрудников, которые хорошо знакомы с этими этапами. Выстраивание системы контроля, обучения и так далее с правильным распределением обязанности более эффективно, чем работы по так называемым “шаблонам”.
Что должно отражаться в политике по охране труда?
В политике отражаются:
а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;
б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;
г) порядок совершенствования функционирования системы управления ОТ.
Все это выполняется благодаря контролю и качественному проведению мероприятий по охране труда работодателем. Однако реализует он это все не в одиночку, а посредством механизмов, которыми он располагает в рамках организации. Именно разработка политики является руководством по работе этими механизмами.
ВЫВОД:
Таким образом, политика в области охраны труда – это обязательный документ, в котором работодатель декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда. Ее правильная разработка и, самое главное, реализация позволяют достичь высоких результатов, показателем которых будет снижение негативных воздействий на работников в процессе их трудовой деятельности.
Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования при поддержке Торгово-промышленной палаты Тюменской области провели семинар для работодателей области, на котором рассказали об основных изменениях 2019 года и предстоящих нововведениях в 2020 году.
В своем докладе исполняющий обязанности заместителя управляющего Антон Ионов рассказал, что по итогам 2019 года возникла проблема задолженности у работодателя по страховым взносам, пеням и штрафам на момент подачи заявления на финансовое обеспечение, а это значит, что они получили отказ в финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
Вторая проблема – это когда работодатели, получив разрешения на использование средств Фонда, фактически не работают с ними.
И третья проблема, это когда предприятия могли использовать средства Фонда, но даже не воспользовались такой возможностью. Т.е. из выделенных в этом году Тюменской области 160 млн рублей на предупредительные меры, было не освоено почти 20 млн рублей.
Антон Ионов призвал участников семинара активнее использовать возможности, предоставляемые Фондом, для повышения безопасности рабочих мест и оздоровления сотрудников старшего поколения в 2020 году.
По окончанию семинара каждый мог задать интересующие вопросы. Многие вопросы взяты на особый контроль.
Тюменское региональное отделение готово оказать любую консультативную помощь и правовую поддержку в решении возникающих вопросов. В 4 квартале всеми филиалами регионального отделения в районах области будут организованы тематические обучающие семинары.
625001, г. Тюмень, ул. Ирбитская, 16
Схема проезда
Приемная: 8(3452) 799-700
Время работы специалистов, осуществляющих прием граждан по предоставлению государственных услуг Фонда социального страхования: Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00; Без перерыва на обед
Приоритет жизни и здоровья работника
СУОТ совместима с другими системами управления и представляет собой единство:
Положение о системе управления охраной труда вступает в действие и внедряется на предприятии «Приказом о внедрении СУОТ». Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях одного предприятия, организации, или во всех филиалах Индивидуального предпринимателя. Требования СУОТ обязательны для всех работников и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях предприятия.
СУОТ состоит из следующих разделов и подразделов:
Политика в области охраны труда
Политика по охране труда обеспечивает:
В политике по охране труда отражены:
Цели в области охраны труда
Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда, исходя из специфики своей деятельности, руководитель устанавливает и определяет:
В ходе организации процедуры подготовки работников по охране труда руководитель учитывает необходимость подготовки работников исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей:
С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий, исходя из специфики деятельности предприятия, руководитель должен установить и определить:
С целью организации процедуры управления профессиональными рисками, исходя из специфики деятельности организации, руководитель должен установить и определить порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками.
Перечень мероприятий по управлению профессиональными рисками:
Для установления контроля за профессиональными рисками, на предприятии разрабатывается «План мероприятий по улучшению условий охраны труда и снижению профессиональных рисков». Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением специалиста по охране труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, предприятие исходя из специфики своей деятельности, должно рассматривать:
Опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности
Опасности из-за недостатка кислорода в воздухе
Опасности, связанные с воздействием химических факторов
Опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия
Опасности, связанные с воздействием биологического фактора:
Опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса
Опасности, связанные с воздействием шума
Опасности, связанные с воздействием вибрации:
Опасности, связанные с воздействием световой среды:
Опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений:
Опасности, связанные с воздействием ионизирующих излучений:
Опасности, связанные с воздействием животных:
Опасности, связанные с воздействием насекомых:
Опасности, связанные с воздействием растений:
Опасность расположения рабочего места:
Опасности, связанные с организационными недостатками:
Опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов:
Опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты:
При рассмотрении перечисленных выше опасностей, должны быть проведены анализ, оценка и упорядочивание всех выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
Методы оценки уровня профессиональных рисков
Методы оценки уровня профессиональных рисков должны определяться с учетом характера деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. Однако, при описании процедуры управления профессиональными рисками, должно учитываться следующее:
Меры по исключению или снижению уровней профессиональных рисков
К мерам по исключению или снижению уровня профессиональных рисков относятся:
С целью организации процедуры организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников, исходя из специфики деятельности, должны быть установлены и определены:
Должно быть произведено информирование всех работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях. Информирование осуществляется в следующих формах:
С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников должны быть определены мероприятия по предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов. К таким мероприятиям относятся:
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами производится по наименованиям, реквизитам и с указанием на типовые нормы выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, применение которых обязательно. Выдача работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств сверх установленных норм их выдачи или в случаях, не определенных типовыми нормами их выдачи, осуществляется в зависимости от результатов проведения процедур оценки условий труда и уровней профессиональных рисков. При организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами:
Проведение подрядных работ или снабжение безопасной продукцией должно быть обеспечиваться разработанным порядком обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией. Порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией обеспечивается набором возможностей подрядчиков или поставщиков по соблюдению требований, включая требования охраны труда:
Планирование мероприятий
по реализации процедур по исключению или снижению уровней профессиональных рисков
План мероприятий по реализации процедур составляется ежегодно и утверждается генеральным директором.
В плане отражаются:
Обеспечение функционирования СУОТ
(распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами)
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами должно осуществляться с использованием уровней управления. Организация работ по охране труда и выполнение обязанностей возлагаются на заместителя генерального директора, ответственного за организацию работ по охране труда, руководителей структурных подразделений, штатных специалистов по охране труда.
Уровни управления охраной труда:
Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц должны устанавливаться в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.
На уровне управления структурного подразделения устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
На уровне управления предприятия в целом устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда штатных специалистов по охране труда. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и первичной профсоюзной организации. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.
Обязанности в сфере охраны труда:
Генеральный директор через своих заместителей и руководителей структурных подразделений:
Руководитель структурного подразделения
Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур устанавливается порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
Определяются основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым относятся:
Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
Планирование улучшений функционирования СУОТ
Улучшение функционирования СУОТ производится по результатам контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов. При планировании улучшения функционирования СУОТ, следует проводить анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
Меры реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, должны выявляться потенциально возможные аварии, в связи с чем должен устанавливаться порядок действий в случае их возникновения. Порядок действий при возникновении аварии производится с учетом существующих и разрабатываемых планов реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимости гарантировать в случае аварии:
С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваниях, устанавливается порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
Управление документами СУОТ
С целью организации управления документами СУОТ, исходя из специфики деятельности, устанавливаются формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями, обеспечивающие функционирование СУОТ. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются на всех уровнях управления и назначаются приказом генерального директора. Порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения должны быть утверждены приказом генерального директора.
В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
- nav data out of date x plane 11 что делать
- с добрым утром с добрым днем пусть удачным будет он