принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Основные принципы воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Воспитание как основная задача современного общества

В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.

Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса

В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.

Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни.

По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»). Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса.

Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива. Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников.

Готовые работы на аналогичную тему

Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.

Основные принципы воспитания

Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.

В современных условиях основными принципами воспитания являются:

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

Источник

Позитивное отношение к жизни

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Позитивное отношение к жизни и светлый взгляд в будущее встречается в современном мире все реже и реже. Оглянитесь вокруг и кого вы увидите? «Мудрых» циников, которые пессимистично, скептически относятся ко всем событиям и явлениям. Позитивного отношения становится все меньше. Когда говорят: «Да ты оптимист», это звучит, словно попытка обидеть или подчеркнуть неопытность и наивность собеседника. Даже обратитесь сами к себе, ну разве вы воспринимаете всерьез человека, который оптимистично смотрит на жизнь и видит все в позитивном свете.

Уже довольно давно идет спор о том, какой же стакан: наполовину пустой или полный? Большинство приходит к мнению о том, что он все-таки полупустой. Сторонники этой точки зрения уже давно и с большим отрывом побеждают легковерных оптимистов. Любой, кто считает, что в жизни все будет отлично, как минимум наивен или даже глуп. Думаю, вы согласитесь, что именно эта точка зрения сегодня правит бал. Конечно же, причин для этого не мало.

Принцип позитивного отношения к жизни

Анализируя крылатые выражения и традиции разных народов, может показаться, что нам совершенно не свойственен принцип позитивного отношения к жизни. Но, это только на первый взгляд. принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизниЕсли копнуть глубже, можно увидеть, что надежда на хороший исход дела и позитивное отношение к жизни все же стояли во главе угла, хоть и выражались специфическим образом.

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

На протяжении истории у человечества сформировались довольно странные обычаи касательно пожеланий удачи и благополучияпринципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Задумайтесь, у нас же до сих пор есть привычка суеверно ругать друзей и родственников перед важным событием. А многие молодые мамы пугаются, когда незнакомый человек восхищается их ребенком – вдруг сглазит? Как известно, одной из фаз развития человеческого сознания было магическое мышление. К сожалению, и в наши дни есть люди, которые склонны к подобному. В сознании такого человека именно ругательства и преуменьшения собственных достоинств – лучший способ защититься от влияния злых духов и неудач. Очень похожие суеверия можно обнаружить и у современных африканских племен, которые до сих пор живут при первобытном строе. Маленьким детям они дают отвратительные имена, чтобы злые колдуны не украли их чадо. А теперь посмотрите на наши традиционные пожелания удачи. Они же больше похожи на проклятия, а не на что-то хорошее.

Раньше охотников напутствовали фразами: «ни пуха, ни пера», «ни клева, ни улова», на которые правильно было отвечать «к черту!». Сейчас так желают удачи всем, но вдумайтесь в содержание выражений. По сути же, человеку желают неудачи, чтобы ничего не получилось. Но, почему-то, именно такой подход и закрепился в народном сознании, как самый действенный.

Интересно, что крылатые выражения очень зависят от географического фактора, а точнее, от климата. На севере, чаще можно услышать фразы: «Лишь бы перезимовать», «Довольствуйся малым», «Не до жиру, быть бы живу». Да, не самые оптимистичные высказывания, но, видимо, они помогали выживать в суровых условиях окружающей среды. А если двигаться на юг, то люди уже становятся более жизнерадостными, они не сомневаются в том, что выживут, ведь этому способствует цветущая природа. Южанам уже хочется больше веселья, они не довольствуются лишь необходимым.

Приоритет позитивного отношения к жизни

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

В любом случае, пессимистичная жизненная философия не так уж и хорошапринципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Многие исследования подтверждают, что негативный настрой на события не дает ровно никаких преимуществ. Нейробиолог Тали Шерот доказала, что пессимизм не гарантирует никакой защиты перед жизненными неурядицами. Она исследовала большую группу студентов во время сессии. Она диагностировала их подход к жизни перед экзаменами, а затем оценивала психологическое состояние после оглашения результатов экзаменационных работ. Ученая утверждает, что студенты, ожидавшие низких баллов, разочаровались результатами не меньше, чем студенты, настроенные на высокие оценки.

Не стоит отбрасывать предположение, что на самом деле все мы неизлечимые оптимисты, а весь пессимизм – только напускной образ. Люди могут хоть каждый день ворчать о мировой несправедливости, политической ситуации и отвратительной погоде, но при этом сохранять позитивный взгляд на свое будущее, надеясь на лучшее. Если бы мы действительно были рационализирующими пессимистами, то одна лишь статистика разводов уничтожила бы институт брака, ведь мы перестали бы их заключать. Это же касается и рождения детей, поиска работы, творчества и вообще любых действий. Возможно, то, что мы все-таки занимаемся такими вещами, говорит о наличии какого-то врожденного оптимизма, задача которого поддерживать существования человеческого вида.

В культуре образ оптимистичного, жизнерадостного человека, часто высмеивается и почти приравнивается к дурачку. Один из самых ярких таких образов – это доктор Панглосс из «Кандида» Вольтера. Язвительное, но смешное коверкание одного из величайших философов – Готфрида Лейбница. Вряд ли кто-то кроме специалистов читал рассуждения Лейбница «о благости Божьей», но почти все знают выражение «Все к лучшему в этом лучшем из миров», регулярно используя ее для подтрунивания оптимистов.

В психологии также не очень использовалась практика позитивного отношения к жизни, по крайней мере, до последнего времени. Большинство серьезных практиков сконцентрированы на поиске психотравм, комплексов и страхов, желательно таких, которые тянутся еще с детства. Безусловно, результат работы психотерапевтов позитивен, но процесс в основном связан с негативом.

Формирование позитивного отношения к жизни

Одни из основателей позитивной психологии, Мартин Селигман, считает, что мы можем формировать у себя позитивное отношение к жизни. В своей книге «Как научиться оптимизму», он приводит глубокое исследование внутреннего мира человека, в частности, явления позитивного отношения к жизненным обстоятельствам. Его фундаментальные выводы внушают доверие. Автор доказал, что оптимистическое отношение к жизни очень уместно, когда речь идет о творчестве и новаторстве. То есть, в ситуациях, в которые требуют прорывных идей и в то же время сопряжены с минимальным риском. Пессимистический настрой бывает оправдан в ситуациях, что не терпят ошибок, а новые идеи не так важны.

Как видите, и оптимизм, и пессимизм имеют право на жизнь. Важно лишь то, с чем вам более комфортно. Никто не говорит, что весь мир безусловно хороший или безусловно плохой. Он нейтрален. И глобально ничего не изменится от того, что вы проиграете, как и от того, что достигнете всех своих целей. Все предопределяет лишь ваше отношение. Поэтому, руководствуйтесь своими личными чувствами, а не веяниям моды или советами родственников.

Источник

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитания отражают общие требования, которые должны определять организацию осуществления воспитания.

В настоящее время сложились классические, традиционные принципы воспитания, которые признаются более или менее всеми. Они подтверждены опытом и практикой педагогической деятельности. Принципы, будучи системой ведущих идей, требований к процессу воспитания, формулируются на основе закономерностей воспитания. Принципы воспитания сначала определяются той или иной педагогической концепцией, а потом в ходе практики и экспериментов верифицируются, то есть проверяются опытным путем на истинность или адекватность реальной ситуации в образовании.

В научной и учебной литературе советского периода на первом месте стояли принципы коммунистической направленности воспитания, связи с жизнью и практикой коммунистического строительства, сочетания педагогического руководства с самостоятельной деятельностью воспитанников, уважения к личности в сочетании с требовательностью к ней и т.п. В этом видны определенные идейные, идеологические, концептуальные установки, отвечавшие той эпохе: государство в системе воспитания ориентируется на контроль над формированием подрастающего поколения, активное управление этим процессом.

В настоящее время в научно-методической и учебной педагогической литературе сформировалась определенная система принципов, отражающих концепцию гуманистического воспитания, к числу которых можно отнести следующие:

Воспитание должно быть направлено на развитие творческой личности в процессе деятельности воспитанников по освоению культуры и на основе их возрастных и индивидуальных различий.

Система принципов и отраженная в них концепция воспитания определяются не только системой закономерностей воспитания, но и рядом объективных и субъективных факторов, среди которых не последнюю роль играют общественный заказ на воспитание, воля педагогического сообщества и отдельных педагогов.

В сущности, воспитание как часть педагогического процесса должно соблюдать грань между ограничением (принуждением) и свободой (автономией) человека в процессе становления и всей жизни.

Принципы воспитания, сформулированные педагогической наукой на основе анализа исторического опыта, практики воспитания с учетом современного понимания процесса воспитания, можно разделить на три группы.

Первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему. Принципы первой группы — это содержательно-целевые, или ценностно-содержательные, принципы К ним относятся принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности, принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, принцип связи воспитания с жизнью и трудом.

Вторая группа принципов определяет требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитательной работы. Это собственно педагогические, или методические, технологические, принципы. К ним относятся принцип воспитания в деятельности, принцип воспитания с опорой на активность личности, принцип воспитания в коллективе и через коллектив, принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых, принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему, принцип воспитания с опорой на положительные качества человека.

Третья группа принципов определяет некоторые социальные и психологические условия, которые обеспечивают процесс воспитания и без которых он будет малоэффективным. Это социально-психологические принципы. К ним относятся принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип единства требований (школы, семьи и общественности).

Рассмотрим кратко содержание этих принципов.

Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности. Суть этого принципа в том, что главная ценность воспитания — человек, раскрытие и развитие его способностей. Такой подход вполне соответствует гуманистической направленности системы образования.

Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения. В сущности, принцип воспитания в процессе освоения культуры — это более широкое толкование тезиса «обучение ведет за собой развитие». Человек становится человеком только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой; эта мысль есть уже в самом понятии воспитания и известна давно. Новое здесь для процесса воспитания в современных условиях то, что в культуре педагогика делает акцент на ценностях. Это в теории воспитания порождает ценностный (аксиологический) подход к определению целей и содержания воспитательного процесса. Особенно актуально это для России сегодня, когда идет поиск национальных ценностей, идеологии, стимулирующих развитие страны и общества и одновременно не отгораживающих нашу страну и ее граждан от мирового сообщества.

Вторая сторона этого принципа — «единство воспитания и культуры» — состоит в том, что личность формируется не в поисках своей «самости», «самоценности», а в гармонии, в активном взаимодействии с окружением, от членов семьи до всего человечества.

Принцип связи воспитания с жизнью и трудом — это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни. Направленность воспитания на успешное вхождение учащихся в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулируются как компетенции, то есть способности выпускника не столько воспроизводить теории и правила, сколько уметь получать и использовать информацию, осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, разрешать конфликты и т.д.

Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности. Воспитатели должны знать виды деятельности: учебно-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная. Иначе говоря, существуют великие воспитатели — средства воспитания: игра, учеба, искусство, спорт, труд, природа, общественная жизнь.

Принцип воспитания с опорой на активность личности. Воспитанники могут учиться, принимать участие в жизни школы, класса, в праздниках и труде, что называется, из-под палки, участвуя во всем лишь внешне, формально. Такая деятельность малополезна. Условие воспитания — активная, сознательная деятельность воспитанников, такое состояние, когда они вовлечены в деятельность внутренне, психологически, морально. Это значит, что деятельность имеет для них смысл, личное значение, хотя это не всегда осознается. Активность проявляется в интересе, в ответственности, в положительных эмоциях и многом другом. Такое поведение говорит о внутренней работе: о формировании и развитии потребностей, направленности, установок, склонностей, эмоций и воли, привычек, характера — всего того, что составляет личность. Таким образом, воспитывающая деятельность тогда эффективна, когда основана на внутренней работе и, в свою очередь, вызывает, стимулирует этот личностный рост.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив значит следующее. Во-первых, необходимо формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы и ценности, цели со своими личными. Во-вторых, участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, на производстве, является мощным воспитывающим средством. В-третьих, педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.

Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников. Воспитание по определению является руководством деятельности воспитуемых, педагог не бросает на волю случая развитие отношений в классе, общение, взаимодействие. Вместе с тем все регламентировать, подавлять инициативу — значит препятствовать развитию воспитуемых. Поэтому воспитатели должны, насколько возможно, поручать воспитанникам организацию и выполнение всего того, чем они занимаются в учреждении: самообслуживание, игры, общественную работу. Инициатива, творчество, самостоятельность воспитанников проявляются в таком явлении, как самоуправление — участие их в организации и регулировании собственной жизни в учреждении. Для этого создаются, например в школе, органы ученического самоуправления.

Принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему.Это положение ярко и убедительно прозвучало у А. С. Макаренко и подтверждено его опытом, а также практикой многих школ и учителей: не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности.

Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на знании психологии человека, на педагогической практике. В любом, даже очень сложном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружением. Поэтому А. С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верить в его возможности и желание быть хорошим человеком и членом общества. Поэтому психология и педагогика рекомендуют учителю: не следует постоянно укорять школьника за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а напротив, нужно хвалить, поощрять, поддерживать то позитивное, что есть в нем. Следует осуждать не человека, а его неверный поступок.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. Например, младшие школьники иначе, чем старшеклассники, пересказывают, запоминают, общаются и т.д. Возрастные особенности детей обязывают учителя правильно выбирать характер общения, помощи, методы воспитания детей разного возраста.

Принцип единства требований (школы, семьи, общества). Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, улица учат другому. Некоторые родители сдают детей в школу и снимают с себя ответственность за воспитание. Даже учителя внутри школы действуют не всегда согласованно. Конечно, школа одна не решит этой проблемы, но процесс воспитания в школе, действия учителей должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, даже единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и школы. Для этого общество, отчасти школа должны работать с семьей и социальным окружением подростков и детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в известной мере педагогом и быть ответственным за свое непедагогическое поведение.

Описанная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требований к процессу воспитания.

Перечисленные выше закономерности и принципы реализуются на практике при помощи методов воспитания.

Источник

Позитивное воспитание — что это такое? Инструкция по применению

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Принципы позитивного воспитания позволят cкорректировать поведение ребёнка без криков и физических наказаний, взрастить полноценную личность, которая уважает личные границы и умеет выходить из конфликтных ситуаций и знает, как достигать целей. И речь пойдёт вовсе не о вседозволенности, а о планомерной работе над поведением всех членов семьи. Рассказываем о позитивном родительстве в нашем материале.

Содержание:

Что такое позитивное воспитание?

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Позитивным данным способ воспитания называется потому, что он строится на создании позитивных связей между ребёнком и родителями, взаимоуважении в семье и развитии потенциала ребёнка.

Сторонники подхода придерживаются позиции, что в каждом человеке уже есть всё необходимое для процветания. Но для того, чтобы ростки не погибли, а превратились в цветы, им нужна стимулирующая среда и позитивные отношения с близкими людьми.

Когда ребёнок ведёт себя неподобающим образом — он просто хочет внимания, но не знает, как получить его другим способом. А наказание или ругань со стороны родителей — только усугубляют происходящее.

Согласно «теории принуждения» Джеральда Паттерсона, при неправильной реакции на поведение, отношения, которые строятся между родителями и детьми, приводят к развитию антисоциального поведения у ребёнка. Малыш начинает выбирать всё более агрессивные и манипулятивные методы противодействия родителям, а взрослые — теряют над ним контроль. Позитивное родительство ставит своей целью не допустить такого развития событий.

Позитивное родительство, как подход в воспитании детей, хорошо изучен. Исследования, проводимые более 30 лет в 25 странах мира показали, что принципы позитивного родительства работают как на детях в Японии, так и на ребятах из Европы. В 2018 ООН официально признала доказательную базу программы позитивного родительства самой обширной в мире среди программ развития родительских навыков. А Детский фонд ООН (UNICEF) занимается продвижением этой программы с 2015 года. Рекомендации по поддержке позитивного родительства в 2006 году принял Комитет Министров Совета Европы.

В российской Национальной стратегии действий в интересах детей закреплено понятие «ответственное родительство», которое близко по смыслу к позитивному родительству. При этом в документе есть пункт, касающийся разработки мер по реализации Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о политике в поддержку позитивного родительства.

Принципы позитивного родительства

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Семейный терапевт Джон Грей, известный в России как автор книги «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», в другом своём бестселлере «Дети — с небес» формулирует пять принципов позитивного воспитания:

Принцип 1. Отличаться от других — нормально

Вне зависимости от пола или возраста — каждый ребёнок уникален. Нет универсальных подходов к их обучению и развитию. Родителям нужно понять, какими талантами и потребностями обладает их ребёнок, и найти к нему подход. И, конечно, не стоит сравнивать успехи малыша с достижениями «сына маминой подруги» — это спасёт от ненужных переживаний и вас, и ребёнка.

Принцип 2. Совершать ошибки— нормально

Ошибки неизбежны. И их совершает каждый. Не нужно делать из оплошности ребёнка трагедию. Малыш не должен жить в постоянном чувстве вины и страхе сделать что-то не так. Напротив, он должен научиться принимать ответственность за свои поступки, искать решения в случае неудач, не бояться признать вину и прощать себя. В этом ребёнку может помочь пример родителей.

Принцип 3. Проявлять негативные эмоции — нормально

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Злиться, расстраиваться, смущаться, стыдиться, бояться или испытывать другие негативные эмоции — это нормальное явление для ребёнка. Однако малыш должен понимать, что крики и истерики — не везде уместны, но не бояться говорить о своих проблемах родителям и обсуждать пути решения. При этом родителям не стоит манипулировать детскими эмоциями: запугивать или, наоборот, дарить игрушки или сладости за спокойное поведение в общественном месте.

Принцип 4. Хотеть большего — нормально

Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным или виноватым, если ему что-то хочется. Другое дело, что он должен понимать, что не всегда может получить желаемое, что важно учиться договариваться и искать решения. Осваивая данное умение в детстве, человек в будущем сможет стать более успешным в достижении своих целей.

Принцип 5. Выражать свое несогласие — нормально, но нужно сотрудничать с родителями, ведь они — главные

«Нет» — из уст ребёнка — не ультиматум, а выражение мнения и стартовая площадка для обсуждения разногласий. Важно, чтобы ребёнок научился не сдавать свою позицию под натиском родительского авторитета, но был готов прислушаться, обсудить все «за» и «против», понять, почему у папы и мамы другое мнение.

Например, если ребёнок не хочет идти к зубному врачу, он может заявить о своём нежелании. «Позитивный» родитель не потащит его насильно, а объяснит, почему это важно, и что в жизни иногда приходится делать то, что не нравится.

Какие методы применяются в рамках позитивного родительства?

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

1) Капризный ребёнок просто демотивирован. Он не видит других способов привлечь ваше внимание. И пока вы будете фокусироваться лишь на плохом поведении — ситуация не изменится. Нужно не ругать ребёнка, а восстанавливать с ним позитивную связь.

2) Одобряйте действия ребёнка, а не его личность. Лучше сказать «мне нравится, что ты убрал свои игрушки с пола», чем называть ребёнка «молодцом» или «чистюлей».

3) Уделяйте ребёнку особое время — даже если вы очень заняты, найдите в день 5-10 минут для какого-либо совместного занятия. Ребёнок почувствует себя нужным и будет меньше шалить.

4) Ежедневно, перед сном, предлагайте ребёнку рассказать о самых грустных и радостных переживаниях, с которыми он столкнулся за день. Если ребёнок не может вспомнить ничего хорошего, помогите ему, рассказав о своих счастливых моментах или напомнив о событиях дня.

5) Устраивайте семейные собрания, чтобы совместно найти решение проблем.

Атмосфера должна быть дружеской: каждый должен иметь право быть услышанным. Найти решение проблемы поможет мозговой штурм, при этом выбранный вариант должен устроить всех. Если кто-то из членов семьи берёт на себя обязательства, определитесь с точным дедлайном, вплоть до минут. Если дети нарушают принятые обязательства, напомните им о том, что они добровольно на них согласились.

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

6) Не приучайте ребёнка к тому, что вы всё сделаете за него. Пусть он сам учится и не боится делать ошибки. Если нужно помочь — помогите советом или инструкцией.

7) Не забывайте уточнять, правильно ли ребёнок вас понял, когда вы попросили его что-либо сделать.

8) Показывайте ребёнку положительный пример уважительного общения с другими людьми. Будьте твёрдым, если этого требует ситуация, но не переходите на ругань, оскорбления или агрессию.

9) Научитесь вовремя останавливаться и успокаиваться, чтобы оценить ситуацию с холодной головой и принять взвешенное решение. Учите этому подходу и своих детей.

Например, ребёнок заявляет, что вас ненавидит. Скажите ему, что его слова вас совсем не радуют, но вы понимаете, что он говорит это сгоряча. Предложите ребёнку перевести дух, а потом спокойно рассказать, чем именно он расстроен.

10) Создайте для ребёнка светлый и безопасный уголок с игрушками и спокойной музыкой, где он сможет посидеть и спокойно подумать о своем поведении, если вы объявили тайм-аут.

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

11) Наказание поможет остановить плохое поведение в текущий момент, но в дальнейшем вызовет печаль, обиду или даже месть. Поэтому, если забираете игрушку, объясните спокойно, почему вы это сделали, и при каких условиях ребёнок получит её назад.

12) Ошибки — это то, из чего можно извлечь урок. Работа над ошибкой начинается с её признания, потом должно прийти всеобщее примирение, в том числе ребёнок должен простить сам себя. И когда это произойдёт, можно совместными усилиями придумать план исправления ошибки.

13) Не пытайтесь бороться с последствиями, если проблема в поведении ребёнка. Пусть ребёнок поможет вам придумать, как её решить. Но выбранный способ должен соотноситься с масштабом проблемы и быть уважительным и полезным по отношению к ребёнку.

14) Когда вы тем или иным способом пытаетесь скорректировать поведение ребёнка, не забывайте проявлять уважение и напоминать ребёнку, что он важен и любим.

С какого возраста можно начинать позитивное воспитание?

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Сторонники позитивного подхода к воспитанию утверждают, что он эффективен для детей любого возраста. Конечно, чем раньше вы начнёте применять принципы и методы позитивного воспитания на практике, тем будет проще и вам, и ребёнку.

Обратите внимание, что изменение подхода в воспитании требует больших усилий от самих родителей. Очень сложно удержаться и не накричать в ответ на проказы, если так вы поступали годами. Или не поддаться манипуляции и отказать в покупке игрушки в ответ на очередную истерику.

Позитивное воспитание — это прежде всего работа родителей над своими ошибками. Дети всех возрастов учатся через подражание. А также через сотрудничество, которое помогают выработать принципы подхода.

При этом нужно понимать, что изменения в поведении ребёнка не наступят мгновенно. Однако, шаг за шагом, вы будете приближаться к улучшению атмосферы в семье: негатива будет меньше, а любви и доверия — больше.

Как позитивное воспитание скажется на ребёнке?

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

У детей, в семьях которых руководствуются принципами позитивного воспитания, меньше проблем с поведением, они менее вспыльчивы, могут рассказать родителям о том, что их беспокоит, реже находятся в подавленном или тревожном состоянии.

Позитивное воспитание позволит ребёнку:

Как стать позитивным родителем прямо сейчас?

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Начать строить доверительные отношения с ребёнком и создавать позитивную атмосферу можно уже сегодня. Для этого наберитесь терпения и следуйте простым, но важным рекомендациям:

Шаг 1. Заведите дневник или таблицу

Сюда вы будете записывать свои достижения и провалы на пути к позитивному родительству. Так вы сможете ежедневно анализировать ваше личное поведение и поведение ребёнка, выявлять проблемы и смотреть на ситуацию в динамике. Там же вы сможете отмечать, уделили ли вы ребёнку достаточно времени, обсудили ли его впечатления от дня перед сном.

Шаг 2. Вовлекайте ребёнка в процесс

Сделайте для ребёнка календарь важных дел, за выполнение которых он будет получать стикеры. Туда можно включить и выполнение уроков, и уборку в комнате и даже хорошее поведение во время поездки к бабушке. Главное, чтобы ребёнок осознанно взял на себя ответственность придерживаться плана и понимал, как выполнять каждый из пунктов.

Воплотить систему заданий-поощрений можно и с помощью современных технологий. В приложении Pingo! для детских гаджетов эта функция реализована очень удобно: каждое задание оценивается звёздочками (на что их можно обменять, вы решите вместе с ребёнком), которые мотивируют ребёнка на выполнение родительских поручений. Подробнее о функции можно прочитать здесь, а само приложение доступно в онлайн-сторе.

Шаг 3. Учитесь объяснять и просить, а не требовать и предъявлять

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Вместо того, чтобы запрещать ребёнку что-то — объясните в позитивном ключе, почему это плохая идея. Учитесь аргументировать свои возражения. Не забывайте говорить ребёнку о причинно-следственной связи его действий и их последствий.

Подготовьте для ребёнка инструкции, как действовать в различных ситуациях, чтобы перестать за него волноваться.

Помочь меньше переживать за ребёнка может приложение «Где мои дети». С ним вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него, а также сможете быстро дозвониться даже до телефона в беззвучном режиме!

Шаг 4. Начните слушать и слышать ребёнка

Учитесь слушать и понимать ребёнка. Не читайте лекции и не морализируйте, а вместо этого внимательно выслушайте и уважительно объясните, почему ваша точка зрения не совпадает. Будьте последовательны, чтобы ваши слова и действия совпадали.

Например, если объясняете ребёнку, что дорогу по правилам нужно переходить на зелёный сигнал светофора, сами не перебегайте на красный, даже если машин на проезжей части нет.

Шаг 5. Делайте акцент на успехах, а не промахах

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Выражайте одобрение правильным действиям ребёнка. Например, если ребёнок сделал домашнее задание по математике, но ошибся при решении нескольких примерах, не надо его за это ругать. Поддержите его в том, что он сам попытался всё решить и вместе с ним разберитесь, как надо решать примеры, в которых ошибка. Пусть он попробует ещё раз найти правильный ответ сам.

Игнорируйте плохое или раздражающее поведение ребёнка. А если оно станет невыносимым — предложите ребёнку сделать тайм-аут.

Шаг 6. Думайте наперёд

Прогнозируйте сложные ситуации и придумывайте решение заранее. Если вам предстоит долгое путешествие, запланируйте, как можно отвлечь ребёнка от скуки. Это могут быть игры или ответственное задание — например, подсказывать дорогу (даже если вы её прекрасно знаете).

Шаг 7. Задавайте правильные вопросы

Обсуждая с ребёнком решения проблем, акцентируйте его внимание на вопросах: «В чём состоит проблема?», «Что можно сделать для её решения», «Что случится, если…?», «Какое решение лучше выбрать?», «Сработало ли решение?». Так ребёнок научится думать и принимать решения взвешенно и самостоятельно.

Проверьте, наcколько вы позитивный родитель! Пройдите наш тест и узнайте, в каком направлении вам стоит двигаться на пути к воспитанию здоровых и счастливых детей.

Что советуют родителям, желающим заняться позитивным воспитанием, психологи?

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Американский психолог и доктор философии Мерилин Прайс-Митчел в статье, посвящённой позитивному родительству, называет пять способов для родителей стать позитивным образцом для подражания:

«Несмотря на трудности, будьте позитивны и полны надежд», — советует Прайс-Митчел.

Что почитать о позитивном родительстве?

Книги, которые помогут научиться позитивному родительству:

«Дети – с небес», Джон Грэй

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Книга подробно разбирает каждый из принципов позитивного воспитания и рассказывает, как вести себя с ребёнком в сложных ситуациях, в том числе, когда у вашего чада начинается переходный возраст.

«Позитивное воспитание. Как понять своего ребёнка», Ольга Маховская

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Книга расскажет, как не превратить ребёнка в жертву ваших нереализованных фантазий, а вырастить самостоятельную полноценную личность. Издавалась эта книга также под названием «Непослушный ребёнок. Перезагрузка».

«Позитивное воспитание от А до Я», Карен Джослин

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

В этой книге в алфавитном порядке многодетная мать Карен Джослин даёт ответы на 140 вопросов о детском поведении.

«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», Фабер, Мазлиш

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Эта книга поможет выстроить коммуникацию с ребёнком. Вы же помните, что позитивное родительство предполагает научиться слушать своих детей и доносить до них свои мысли?

Соблюдайте принципы, но не переусердствуйте

принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Смотреть картинку принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Картинка про принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни. Фото принципов воспитания в высшей школе сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

В заключение отметим, что нельзя ограничиться лишь частью принципов и методов позитивного родительства. Нужно применять подход целиком и не перегибать палку.

Например, многие родители начинают постоянно, из-за каждой оплошности или вскрика применять тайм-ауты — отправлять ребёнка в комнату, выводить его на улицу из торгового центра или общественного транспорта. Но в таком случае теряется смысл передышки на экстренный случай и тайм-аут просто становится новой формой для угроз и принуждения к хорошему поведению. Игнорируйте мелкие шалости. И предупредите ребёнка как минимум три раза, что вы считаете его поведение неприемлемым, прежде чем применять тайм-аут.

Позитивное родительство, это «школа» не только для ребенка, но и для старших членов семьи. Объясните новый подход к воспитанию бабушкам и дедушкам, дядям и тетям, чтобы те не велись на манипуляции ребёнка и понимали, зачем и почему вы игнорируете ребёнка, когда он ведёт себя не очень корректно.

Также объясните родственникам, что не нужно всё делать за малыша. Иначе ваши старания воспитать самостоятельного человека могут дать крен, когда ребёнок останется на неделю у бабушки с дедушкой.

Замечайте то, что получается у вашего ребенка, и хвалите его, даже если это не соответствует вашим ожиданиям. Сын не может попасть футбольным мячом по воротам? Придётся оставить мысль о том, что в семье вырастет новый Лионель Месси, и найти то, в чём ребёнок действительно хорош и что ему будет приносить радость!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *