принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать

Урок 2. Основные принципы дидактики

принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьВ прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Четвёртое основоположение гласит:

Шестое основоположение гласит:

Седьмое основоположение гласит:

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Третье основоположение гласит:

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Основные принципы дидактики

к основным дидактическим принципам относятся:

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опты учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

Принцип систематичности и последовательности

Требования принципа систематичности и последовательности:

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Четвёртое основоположение гласит:

Шестое основоположение гласит:

Седьмое основоположение гласит:

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Третье основоположение гласит:

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

Источник

II. Принципы, закономерно определяющие отбор содержания обучения

принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать

принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать

принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать

1. Принцип научности обучения.

Этот принцип обращает процесс обучения к необходимости предлагать в качестве содержания обучения современное состояние наук. Он указывает на необходимость знакомить учащихся с историей научного поиска и научными прогнозами.

В условиях современного информационного «бума» возникает необходи­мость «уплотнять» эмпирические (фактологические) начала содержания обу­чения и предлагать учащимся осваивать знания более концептуально, на уров­не ведущих идей, научных понятий и теоретических моделей. Но при этом, конечно, следует учитывать возрастные возможности учащихся. Например,

научные определения в начальной школе будут менее глубоко характеризовать понятия, но при этом они не должны их искажать или сводить к примитивным житейским объяснениям.

2. Принцип связи обучения с жизнью.

Этот принцип указывает на необходимость «наполнения» обучения реаль­ным социокультурным контекстом. В процессе обучения у ребенка формиру­ется образ мира, вырабатывается собственный опыт решения различных жизненных задач. Кроме того, обучение должно обращаться к жизненным про­блемам самих учащихся, преобразовывать и обогащать их субъективный опыт.

Источник

Принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать

В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!

Навигация
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьСписок разделов
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьСамое популярное
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьНовое
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьПоиск
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьЗаказать реферат
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьДобавить реферат
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьВ избранное
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьКонтакты
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьУкраинские рефераты
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагатьСтатьи
От партнёров
Новости
Крупнейшая коллекция рефератов
Предлагаем вам крупнейшую коллекцию из 10821 рефератов!

Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по подготовке нового реферата практически по любому предмету. Также вы можете добавить свой реферат в базу.

УКРАИНСКИЙ INTEL НАГРАДИТ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ЗА НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Смотреть картинку принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Картинка про принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать. Фото принцип связи обучения с жизнью указывает на необходимость предлагать
О своем намерении поддержать талантливых школьников и студентов заявил украинский офис компании Intel – в уанете появился проект “Интеллектуализация”, в рамках которого идет конкурс лучших практических проектов среди молодежи.

2. Принцип связи обучения с жизнью.

Этот принцип указывает на необходимость «наполнения» обучения реаль­ным социокультурным контекстом. В процессе обучения у ребенка формиру­ется образ мира, вырабатывается собственный опыт решения различных жизненных задач. Кроме того, обучение должно обращаться к жизненным про­блемам самих учащихся, преобразовывать и обогащать их субъективный опыт.

III. Принципы, утверждающие реализацию в процессе обучения закономерностей познавательной деятельности учащихся

1. Принцип сознательности и творческой активности учащихся в обучении.

Этот принцип указывает на необходимость осознания учащимися изучае­мого знания, усвоения его логической структуры. Когда ученик выделяет в учеб­ном материале теоретические положения, стремится их понять, а значит, ищет факты, примеры для подтверждения, доказательства, то такая структура мыс­лительной деятельности обеспечивает сознательное усвоение. Но если ученик воспринимает учебный материал как единый поток, без выделения теорети­ческих положений и разъясняющей части, то он невольно вынужден все это выучивать или выборочно запоминать самые интересные факты, примеры. О сознательном учении здесь не может быть и речи.

2. Принцип системности обучения,

Этот принцип диктует процессу обучения необходимость организованно структурировать знания, предлагать их в определенной логике, последователь­ности и в соотнесении с системой самой науки. Каждая наука обосновывает определенную систему связей реального мира, поэтому содержание учебного предмета должно отражать эту систему.

3. Принцип доступности обучения.

Этот принцип требует от процесса обучения учета важнейших особенно­стей развития учащихся. В первую очередь, в поле зрения учителя должны ока­заться качественные новообразования развития ребенка данного возраста. Этот принцип диктует необходимость постоянно учитывать достигнутый уровень развития учащихся и конструировать учебный материал на уровне их «зоны ближайшего развития». Учебный материал должен быть не только доступен, но и достаточен для умственного развития ученика.

4. Принцип наглядности обучения.

В дидактической системе Я. А. Коменского, как мы помним, этот принцип являлся ведущим и именовался не иначе, как «золотое правило дидактики». Будучи сенсуалистом по своим воззрениям в области гносеологии (теории по­знания), Я. А. Коменский был убежден, что, чем больше органов чувств уча­ствует в акте ощущения (вспомним, по Коменскому, это первая ступень обуче­ния), тем полнее, ярче и точнее будут знания учеников. Он предлагал для полноты ощущений организовывать не только зрительное и слуховое воспри­ятие объектов, но и, если возможно, давать детям их потрогать, ощупать и даже облизать и понюхать.

5. Принцип продуктивности результатов обучения.

Этот принцип в классической дидактике именовался «принципом прочно­сти» — тем самым обращалось внимание на то, что результат обучения должен сохраняться в памяти ученика, в его умениях и навыках, достаточно основа­тельно служить ему в последующей жизни (стоит иметь в виду, что почти до середины XX века люди учились единожды и на всю жизнь).

6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных начал обучения.

Этот принцип требует строить учение, в первую очередь, как индивидуаль­ную познавательную деятельность ученика. Парадокс школьного (да и профес­сионального) обучения заключается в том, что оно организуется как совместная деятельность 30-40 учащихся, и при этом каждый из учащихся — неповтори­мая индивидуальность. Вот здесь — область действия индивидуального подхода в обучении: на одном и том же содержании учащимся предлагаются задания разного объема и трудности, используются индивидуальные карточки при фронтальном опросе, отдельные варианты самостоятельной работы. Но инди­видуальные различия учащихся в знаниях, в жизненном опыте, в свойствах личности, в структуре мышления следует использовать и для более глубокого понимания общих психических особенностей учащихся данного класса. Не­возможно вести урок, приспосабливаясь к индивидуальным особенностям каж­дого ученика, поэтому в педагогическом отношении очень эффективен диф­ференцированный подход: выделение в классе групп учащихся и организация учебной работы с ориентацией на их особенности. В обыденной практике учи­теля делят учащихся класса на «отличников», «хорошистов», «троечников» и «неуспевающих». Такая примитивная дифференциация ориентируется только на результат учебной деятельности, даже, точнее, на его выражение в отмет­ках, и не учитывает особенности мыслительной деятельности учеников, их мотивы, уровень владения основными учебными навыками, степень самосто­ятельности.

Кроме того, учение, как и любая деятельность, предполагает общение участ­ников. Этот принцип требует учитывать эту особенность и организовывать специальные социализирующие, воспитывающие ситуации в процессе обуче­ния. Групповые формы учебной деятельности «встраивают» ее в систему меж­личностных отношений учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников.

Коллективные формы обучения создают между учащимися отношения от­ветственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают об­щественное мнение, переживание коллективных достижений — и все это ста­новится эффективным регулятором учебной деятельности.

9.1. Проблема содержания обучения в педагогике

С древнейших времен любой учитель вставал перед вопросом: «Чему учить?», а теоретическая педагогика вела разработки проблемы содержания обучения.

С развитием наук, уже к XVI веку, школьное обучение потребовало серьез­ной ориентации на научные сведения из разных областей знания. Но эти зна­ния предлагались ученикам, по образному выражению Я. А. Коменского, как «куча хвороста»: без системы, без всякой связи друг с другом, без перспективы практического их использования.

С развитием дидактики в классической европейской педагогике к началу XIX века оформились две теоретические концепции содержания обучения.

« Теория материального образования», основы которой заложил еще в XVII ве­ке Я. А. Коменский. Великий педагог отстаивал идею пансофии (в дословном переводе — «знание всего», «всеобщая мудрость»), некой всеобъемлющей си­стемы наук, которая отражала бы всеобщую гармонию мира и обеспечивала бы человеку познание Бога, природы и самого себя.

«Теория формального образования», основоположником которой явился И. Г. Песталоцци (1746—1827), занимала иную позицию в решении проблемы содержания обучения. Представители этой теории скептически относились к стремлению своих оппонентов «обучать всех всему» и считали главной целью обучения развитие познавательных сил и способностей учащихся.

Известно, что К. Д. Ушинский резко критиковал теории формального и ма­териального образования за их односторонность. По мнению К. Д. Ушинского, правильно организованное изучение основ наук «дает содержание уму» и одновременно способствует развитию умственных возможностей человека, его наблюдательности, памяти, воображения, рассудка. Разработанная самим К. Д. Ушинским концепция предлагала содержание обучения в русских шко­лах строить как «систему реальных знаний во главе с родным языком». Он не только показал возможности объединить позиции теорий формального и материаль­ного образования, но и убеждал, что строить содержание обучения следует в духе идеи народности.

К началу XX века, с развитием педагогики прагматизма, активно заявила о себе утилитарная теория содержания обучения. Основной принцип отбора со­держания обучения в рамках этого подхода — практическая польза. Его «рост­ки» можно найти уже в педагогическом трактате Дж. Локка (1632—1704) «Мыс­ли о воспитании». Воспитание юного джентльмена как образованного делового человека предполагает, по мнению Дж. Локка, приобретение знаний «полез­ных и существенно необходимых». Принцип «полезности» в обучении актив­но отстаивали Ж.-Ж. Руссо и Г. Спенсер.

Похожие рефераты из раздела «Педагогика»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *