примеры статистического подхода в жизни

Статистика для реальной жизни: как статистика используется для подтасовки фактов и когда ей можно доверять

Статистика является одним из главных критериев научности знания. Но всегда ли статистическим данным можно доверять? И не мешает ли зацикленность на излишней доказательности двигать науку вперед? Сложные вопросы разобрал Анатолий Карпов — ведущий аналитик Mail.ru Group, автор онлайн-курсов по анализу данных, преподаватель курсов по анализу данных, статистике и машинному обучению в Институте биоинформатики и СПбГУ. Открытая лекция была организована Центром научной коммуникации Университета ИТМО и прошла накануне в онлайн-формате. Составили краткий конспект лекции.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизни

Статистика. Источник: shutterstock.com

Нулевая гипотеза и P-value

Сейчас довольно тяжело представить ситуацию, когда современное научное знание может быть признано обществом, научным сообществом, институтами без доказанного статистического бэкграунда.

Но так было не всегда — строгое требование подтверждать гипотезы и теории эмпирическими данными стало считаться обязательным совсем недавно. Еще в середине прошлого века существовало множество влиятельных теорий в социологии, экономике, психологии, которые были теориями в чистом виде. Самый известный пример — теория Зигмунда Фрейда о психоанализе. Она оказала огромное влияние на культуру, общество и науку, при этом сама была создана при отсутствии каких-либо экспериментов, проверок, четких эмпирических данных.

Если же сегодня посмотреть на структуру типичной научной статьи, мы обязательно найдем в ней некое эмпирическое исследование с сопутствующей математической обработкой.

Допустим, ученые, например, биологи или врачи, хотят проверить какую-то гипотезу: у них есть десять пациентов, которых они хотят исследовать, и на основании этой небольшой выборки они планируют сделать какое-то научное высказывание обо всей генеральной совокупности. Вначале они должны выдвинуть нулевую гипотезу — это предположение, которое формулируется как отсутствие различий, отсутствие влияние фактора, отсутствие эффекта.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниИсточник: shutterstock.com

Допустим, эти ученые изобрели новую вакцину, эффективность которой они хотят проверить. Нулевой гипотезой будет предположение, что новая вакцина будет работать с той же эффективностью, что и плацебо, то есть пустышка. Дальше эти ученые проводят тесты, наблюдают и сравнивают полученные данные со своей нулевой гипотезой. Они видят, что в выборке людей, на которых тестировалась вакцина, на 20% больше выздоровевших, чем в плацебо-группе. Учитывая, что испытуемых в выборке было очень мало, можно заявить, что это всего лишь совпадение, случайность или влияние скрытых, неизвестных факторов.

Но математики придумали такой трюк: несмотря на то, что выборка всего одна и она весьма мала, мы все равно можем предположить, как вела бы себя изучаемая реальность, если бы мы проводили не один эксперимент, сделали бы не одну выборку, а бесконечное их количество. Можно представить самую простую аналогию: на доске для игры в дартсе вокруг центра всегда очень много следов от попаданий, а чем дальше от центра — тем их меньше. Даже несмотря на то, что ни одна попытка попасть в цель не удалась, если мы усредним все эти попытки, то все равно окажемся где-то очень и очень близко к центру доски.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниИсточник: shutterstock.com

То, что мы сделали один эксперимент или кинули дротик один раз, нам ничего не говорит. Но мы можем предположить, как бы выглядело распределение этих бросков нашего эксперимента в изучаемой реальности. И дальше происходит несложная математика, которая просто позволяет нам показать, насколько хорошо наблюдаемый результаты согласуются с нашей изначальной гипотезой.

В случае с вакциной исследователи при полученных ими эмпирических данных вполне могут отказаться от нулевой гипотезы и заявить, что их вакцина работает, потому что вероятность получить прирост выздоровления в 20% случайным образом очень и очень мала. Такой метод подтверждения или опровержения гипотезы называется P-value или P-значение — вероятность получить для данной вероятностной модели распределения значений случайной величины такое же или более экстремальное значение статистики (среднего арифметического, медианы и др.), по сравнению с ранее наблюдаемым, при условии, что нулевая гипотеза верна.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниP-value. Источник: towardsdatascience.com

Статистика и проблемы современной науки

Подавляющее большинство современных научных публикаций и вообще представление о том, что такое научное знание, базируется на одном из основных критериев — статистической достоверности. Особенно справедливо это в случае каких-либо эмпирических исследований.

Статистика помогает нам отличать науку от ненауки, понимать, правильные это данные или неправильные, можно им верить или нельзя. Другое дело, что те же самые статистические методы, просто неверно истолкованные, используют и различные лженаучные исследователи — и это является огромной проблемой.

Всю современную статистику, по сути, заложили два человека — биологи и математики Карл Пирсон и Рональд Фишер. Они придумали практически всю методологию, которую мы сегодня используем: теорию корреляции, теорию распределения, алгоритмы принятия решений и множество других методов.

Вся статистика отвечает на один общий вопрос: если наша нулевая гипотеза верна, то какова вероятность получить такие же результаты или еще более выраженные, то есть насколько хорошо наблюдаемая эмпирическая реальность согласуется с нулевой гипотезой. Это основополагающее определение того, как статистика проверяет вопросы окружающего мира.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниИсточник: shutterstock.com

Во всем современном академическом сообществе применяется золотой стандарт — магическое правило, что P-value должно быть меньше 0,05. Если наше P-value меньше 0,05, то мы считаем это основанием отклонить нулевую гипотезу и принять альтернативную.

P-value стал социальным элементом в науке — на его основании принимается множество важных решений: обнародовать ли результаты исследований для широкой общественности, публиковать ли их в научном журнале, выделять ли ресурсы на проведение дальнейших экспериментов и т.д.

Например, серьезные рецензируемые журналы отдают предпочтение тем работам, в которых были получены значимые результаты, то есть P-value меньше 0,05. И это породило массу проблем в современном научном знании, потому что система подстроилась под те правила игры, в которую ее заставили играть. Принуждение исследователей получать статистически важные результаты привело к тому, что те сами стали отказываться от своих работ, которые не прошли этот порог в 0,05, перестали сдавать их для публикации. Хотя, очевидно, что это равноценное знание — подтвердилась гипотеза или не подтвердилась. Отрицательные результаты не менее, а чаще и более важны, чем положительные.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниИсточник: shutterstock.com

Вторая весьма серьезная проблема получила даже специальное название — p-hacking. Даже в самых рецензируемых журналах, таких как Nature, регулярно происходят большие скандалы из-за того, что ученые, чтобы их работы были опубликованы, допускали различные манипуляции с цифрами, чтобы получить пороговую P-value.

Самое смешное, что этот порог появился почти случайно. Цифра в 0,05 была взята из ранней работы Пирсона, в которой он писал примерно следующее: «P-value в целом нам не говорит, насколько знание является верным или неверным. Это некоторая математическая величина, доказывающая чисто математическое обоснование правильности гипотезы.Число 0,05 можно принять за условный порог, но в целом полностью опираться на него смысла нет». Как это часто бывает, люди запомнили только цифру, а остальной контекст забылся. И на многие годы P меньше 0,05 стал таким ключевым элементом статистики. Оно используется даже в софте, программах, работающих со статистикой: в них зашито, что если P больше 0,05, то все, работа не научна, результаты не доказаны.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниИсточник: shutterstock.com

Решит ли проблему отказ от статистических методов

Но как понять, что статистику применили правильно и результатам можно верить? Мы неизбежно попадаем в ловушку: как только мы ввели правила игры, система начинает под них подстраиваться. Всегда найдутся люди, которые вместо того, чтобы честно отправлять только те результаты, где статистика была применена максимально правильно и показала необходимый P-value, пытаются эту систему обмануть. Подобные скандалы возникают на самых высоких уровнях современной науки.

Какого-то понятного решения у этой проблемы нет. С одной стороны, иногда слышатся предложения, вроде того, что давайте полностью отменим такую концепцию, при которой необходим какой-то порог, пусть ученые публикуют все как есть — такая идиллическая идея open science. Главное — идея, а статистика — это уже детали. Это левый край шкалы, который действительно возникает в качестве оппозиции к деспотичному правилу, которое довольно долго господствует в научных журналах.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниИсточник: shutterstock.com

Но эту идею довольно тяжело реализовать. Понятное дело, что какой-то порог входа все же должен быть. Поэтому пытаются придумать новый подход: давайте оставим концепцию порога входа, но будем играть честно. Например, сейчас все больше и больше набирает популярность идея, что при публикации научной статьи необходимо прилагать все данные, все логи, по которым производились расчеты, вплоть до скриптов, на R, на Python, других языках программирования, которые позволяли бы любому другому человеку эти результаты воспроизвести. Понятно, что человек, который просто нарисовал себе нужные цифры, с трудом сможет пройти такой порог. Но проблема в том, что как только придумываются новые защиты, находятся и новые способы их обойти.

Поэтому ученые идут еще дальше — они предлагают помимо всего перечисленного еще и заранее писать, какие гипотезы предполагалось проверить. То есть перед тем, как опубликовать статью в каком-то журнале, исследователи говорят: мы сейчас проводим эксперимент в лаборатории, в котором мы хотим проверить разные гипотезы. Проблема в том, что это почти всегда лукавство: обычно у исследователей уже есть какие-то наработки, уже полученные минимальные результаты, но преподносятся они как чистые гипотезы. Опять же, это объясняется чисто социальными факторами.

Не новость, что финансирование науки осуществляется через систему грантов. Как это работает? Исследователь пишет заявку на грант, в которой расписываются все гипотезы и ожидаемые результаты. По итогу работы составляется отчет об успешности или неуспешности проверки гипотезы.

Так уж сложилось, что большинство всех отчетов носит чисто положительный характер: что изначально заявили, то и получилось. Ровно по тем же самым причинам, что и в случае с публикациями в журналах — негативные данные там принимаются неохотно. Получается, что вроде дали человеку или научному коллективу какую-то внушительную сумму, они год работали, а в результате не получили ничего, кроме опровержения всех своих гипотез.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниИсточник: shutterstock.com

С точки зрения научного знания это абсолютно нормальная ситуация, так бывает в 99% случаев. Прорывное открытие — это следствие многих лет работы и тысячи неудачных попыток. Но как только мы сталкиваемся с каким-либо социальным институтом, сразу становится тяжело признаваться, что у нас ничего не вышло.

Это очень сложная проблема, из которой тяжело выбраться, но, тем не менее, мы хотя бы подошли к этапу, когда начали говорить об этой проблеме. Современная наука вообще испытывает в данный момент серьезные потрясения. Например, недавно разгоревшийся кризис воспроизводимости классических экспериментов 70 — 80-х годов в психологических и социальных науках. Эта одержимость науки недавнего прошлого публиковать только хорошие, положительные результаты и привела к такому кризису.

Сейчас акцент с обсчитывания всевозможных статистических данных смещается именно к репликации полученных результатов, повторению эксперимента другими специалистами в других условиях. Только так можно убедиться в том, что полученное знание действительно объективно. Это правило хорошего тона, которое в будущем, скорее всего, станет обязательным условием для научных публикаций. Потому что идея, что объективность можно измерить всего лишь одним P-value — это, конечно, иллюзия.

Это одна из самых больших проблем на сегодняшний день, с которой все борются. Сейчас даже появились журналы, которые вообще запрещают публиковать результаты с P-value, отказываясь от нее в пользу баесовской статистики, которая в последнее время набирает все большую популярность.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниБайесовская статистика. Источник: shutterstock.com

Баесовская статистика — это метод подсчета обоснованности гипотез и предположений на основе имеющихся доказательств в виде данных и эмпирических наблюдений. Проще говоря, достоверность гипотезы зависит от того, насколько сильно она объясняет существующие факты. Чем больше вариантов объяснения фактов, тем менее достоверна гипотеза.

Если P-value довольно абстрактный способ измерения научности знания, он не проверяет вероятность гипотез, то Байесовская статистика, по мнению некоторых, считает более правильно.

Наука и лженаука

Как сейчас проверяется объективность научного знания и степень доверия к нему? Первая, самая высокоуровневая концепция, подразумевает вопрос: вписывается ли знание в современную научную картину мира? Второй вопрос — корректно ли было проведено исследование? Третий — корректно ли обработаны данные? И четвертый — корректно ли обработаны данные третьими лицами, удалось ли воспроизвести результат. Последнему пункту сейчас придается особенное значение.

В РАН есть целый отдел, который занимается псевдонаучными исследованиями. Это огромная и очень важная проблема, ведь псевдонаука — это не просто что-то неправильное, но еще и потенциально вредное для людей и окружающего мира.

примеры статистического подхода в жизни. Смотреть фото примеры статистического подхода в жизни. Смотреть картинку примеры статистического подхода в жизни. Картинка про примеры статистического подхода в жизни. Фото примеры статистического подхода в жизниИсточник: shutterstock.com

Возникает вопрос, как разграничить научное и ненаучное знание? У Карла Поппера была целая концепция классификации научного знания, он считал, что научным может считаться только то знание, истинность которого может быть опровергнута. Это называется принципом фальсифицируемости — и он противоположен принципу верифицируемости: при верификации гипотезы исследователь ищет подтверждающие ее примеры, при фальсифицируемости — примеры, опровергающие ее.

Это и есть самый главный принцип научности, а вовсе не статистическое подтверждение. Например, теория психоанализа так сильно критиковалась именно потому, что в классическом понимании эту теорию очень тяжело опровергнуть.

Источник

Статистика и её роль в развитии современного общества

Экономические науки

Похожие материалы

В современных условиях развития общества значительно вырос интерес к статистике как науке и ее широкому применению в практической деятельности. Сегодня уже никто не может отрицать значение и недооценивать роль статистики в общественной жизни.

Статистические данные способствуют формированию адекватного представления о нынешнем состоянии дел в стране. Благодаря этому в случае выявления каких-либо отклонений или несоответствий становится возможным своевременно предпринять ряд корректирующих мер и существенно улучшить ситуацию. [5]

Статистика, как любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Возникновение и развитие капитализма потребовало обширной и достоверной информации о состоянии производства, источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции и т.п. Накапливается опыт в сборе, систематизации и обработке первичных статистических материалов. Появляется потребность в их анализе для выявления закономерностей общественного развития. Термин «статистика» был введен в 1746 голу немецким ученым, профессором философии и права Готфридом Ахенвалем (1719-1772). С тех пор статистика занимает видное место как наука о массовых явлениях, является важным подспорьем в решении как государственных, так и хозяйственных задач.

Существует общеизвестное высказывание о роли статистики в системе других наук, которое звучит так: «Статистика — царица всех наук». Это высказывание говорит о том, что в основе выводов и положений большинства социальных наук лежит статистическая база — изучение множественных явлений с помощью статистических методов.

Систематическое ведение статистики – это залог качественного и профессионального управления, показатель хорошей информированности руководителя. Любое новое начинание строится, прежде всего, на оценке существующих фактов, состояния в данной отрасли. [1]

Коренные экономические преобразования, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования, изменили статистическую систему, действующую в России. Страна вынуждена быстро и активно включаться в работу по адаптации к международным стандартам. Изменились методики статистического учета. Разрабатываются новые методики сбора и обработки статистической информации.

В условиях изменения социально политической роли статистики как фактора формирования общественного сознания особое значение имеет существенное расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Это является одним из крайне необходимых направлений демократического общества. Расширение публикаций статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах в отдельных регионах, сосредоточить внимание на недостатках и упущения для их устранения.

Возвращение статистике широкого общественного предназначения определяет главные направления ее развития:

Перед статистикой встают проблемы теоретического обоснования обьема и структуры статистической информации, отвечающей современным и перспективным условиям развитой экономики, перехода к функциональным принципам управления.[3]

Важной задачей статистики является осуществление расчетов величины прожиточного минимума и определение численности населения. Имеющего доходы ниже черты бедности, сбор информации о распределении пенсионеров по размеру пенсий, работающих на предприятиях всех форм собственности – по уровню получаемой зарплаты, продолжительности рабочего времени, отпусков.

Статистика занимается изучением формирования новых отношений собственности, её приватизации, развития новых форм хозяйствования и видов предпринимательской деятельности. При этом, наряду с количественным измерениями становления многоукладной экономики, значительно расширяется информация о качественных показателях предприятий различных форм собственности и хозяйствования с тем, чтобы проводить сопоставительный анализ эффективности их деятельности.

О роли и значении статистики в развитии общества, в научном познании окружающего мира и в управлении предприятием свидетельствует система и виды статистических показателей.

Без статистической информации невозможно познание закономерностей природных и социальных массовых явлений, их предвидение, а значит, и регулирование либо прямое управление, будь то на уровне отдельного предприятия, города или региона, на государственном или межгосударственном уровне.

В период перехода экономического комплекса на принципиально новые методы и формы хозяйствования очень важно определить место и роль статистике в экономики страны.

В заключение следует сказать, что статистика это наука, которая является неотъемлемой в жизни каждого общества, она определяет динамику развития, спада, роста общественных явлений. Это наука, которая решает определенные задачи благодаря наличию и развитию статистических методов, а также благодаря развивающимся информационным технологиям. Результаты исследования массовых явлений методами статистики являются объективной базой в других науках, являются залогом достоверности сделанных ими выводов.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Примеры статистического подхода в жизни

Реальные примеры применения статистики

Исследование рынка продаж товаров

Исследование рынка продаж включает в себя много очень разных задач. Так как процесс покупок/продаж и все с ним связанное подвержен влиянию случайных факторов, то статистический подход оказывается здесь очень кстати. Чтобы ответить на вопросы бизнеса, главным образом относящиеся к построению прогнозов, приходится строить и исследовать разные модели процесса покупок, влияния качества рекламы и качества продуктов на продажи, зависимость спроса от цены и пр. Все модели и статистические средства анализа строятся и отрабатываются на реальных данных, сбором которых на западе занимаются крупные специализированные агентства. Поэтому необходимые данные компании обычно покупают, причем недешево. То, что компании платят за статистическую информацию большие деньги, подтверждает ее важность для них. В силу этой важности они и обращаются к квалифицированным специалистам-статистикам для обработки купленных данных, справедливо считая, что вложив деньги в специалистов, они только выиграют : анализ, сделанный специалистами, с лихвой окупит затраты на них. Вероятно, этими соображениями руководствовались представители компании Procter&Gamble, когда обратились к нам с предложением о сотрудничестве. Сотрудничество с компанией началось около 10 лет назад и продолжается до сих пор.

Из приведенного выше краткого описания задач, возникающих при анализе рынка продаж, видно, что они актуальны практически для любой компании, и без квалифицированного анализа данных никакая компания не может стать по-настоящему конкурентно-способной. Поэтому вопрос только времени, когда наши российские компании более активно начнут вкладывать деньги в специалистов-статистиков. Этот процесс уже начался, как обычно, с Москвы, но постепенно доходит и до Санкт-Петербурга.

Связь с учебным процессом: читается спец.курс «Стохастические модели покупательского поведения» (СМ), а также спец.курсы и спец.семинары по статистике и анализу данных (все специализации).

Использование производных инструментов на российском рынке акций

Сейчас уже, наверно, все знают о торговле акциями на бирже, о вложении денег в различные фонды и т.п. Эта область все больше развивается, все большее число людей оказывается в нее вовлечено. Наблюдения показывают, что довольно большая доля людей, занимающихся торговлей акциями – это математики и физики. Отвечая на вопрос, где лучше получать образование, если хочешь заниматься биржевой торговлей, часто рекомендуют именно физико-математическое образование в Университете, а не экономическое образование в одном из вузов. Это не случайно. Модели поведения цен акций – это сложные статистические модели, т.е. модели, в которых строятся закономерности случайного поведения цен. Стратегии торговли основываются на этих моделях, причем научный подход заключается в построении стратегий с приемлемым соотношением прибыли и риска. Логический склад ума и просто разумный взгляд на вещи, вместе с научными знаниями, занимают здесь не последнее место.

Связь с учебным процессом: читается курс «Задачи финансовой математики и статистического моделирования» (САПР, ММ), а также на специализации «Статистическое моделирование» дается задание по программированию, связанное с построением и тестированием стратегий торговли акциями.

Анализ и прогноз временных рядов методом «Гусеница»-SSA

Таким образом, создание, исследование и реализация методов анализа и прогноза временных рядов – это очень актуальная и востребованная задача. На кафедре с давних времен развивается один из таких методов под названием «Гусеница», которое предложил когда-то давно С.М.Ермаков. В разработку метода вовлечены студенты и аспиранты. Под руководством сотрудников кафедры создан сайт, посвященный методу, а также целая линейка программных продуктов, которые распространяются с помощью созданного сайта. Сайт, кроме своей роли популяризации метода и распространения программы, имеет значение и в завязывании научных связей по всему миру (имеется его англоязычный аналог).

Связь с учебным процессом: читается спец.курс «Главные компоненты временных рядов» (СМ), а также спец.курсы и спец. семинары, связанные со случайными процессами и анализом временных рядов. Большое число тем курсовых и дипломных работ (СМ) связано с методом «Гусеница».

Анализ генной активности

Сейчас во всем мире наблюдается всплеск развития генетики. Наверно, про генетически-модифицированные продукты и клонированную овечку Долли знают все. Но в генетике еще остается очень много тайн, к тому же все они относятся к решению общечеловеческих проблем – поэтому на исследование генных структур и взаимодействий в мире выделяется довольно много ресурсов, в том числе, и финансовых. К сожалению, в России масштабы не такие большие, но финансирование западными научными фондами делает участие в проектах довольно привлекательным.

Сама задача интересна и сложна тем, что заранее неизвестно, какую именно технику придется применять для ее решения. Она, как часто бывает в прикладных задачах, формулируется на нематематическом (в данном случае, биологическом) языке, и сначала нужно, опираясь на собираемые с помощью очень мощной и точной техники данные, формализовать задачу, построить статистическую модель данных и только потом ее решать. Данная задача отличается тем, что носит научно-исследовательский характер (и деньги под нее выделяются именно на исследования). Это означает, что даже вопросы, на которые надо отвечать, заранее неизвестны и возникают в процессе исследования. Кроме общих статистических процедур, здесь находят применение методы выделения сигнала из шума (и методы анализа изображений), основанные на методе «Гусеница»-SSA, разрабатываемом на кафедре. В общем, при решении такого сорта проблем у исследователя много свободы и это, конечно, плюс. Но зато требуются знания в очень широком круге областей.

Связь с учебным процессом: читается спец.курс «Главные компоненты временных рядов» (СМ), а также спец.курсы и спец.семинары по статистике и анализу данных (все специализации).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *