примеры многозадачности в жизни
Что такое многозадачность и стоит ли учиться работать в таком режиме
Приветствую вас, друзья!
Многозадачность – навык, который упоминается практически в каждой вакансии. Такие люди нужны везде, и создается впечатление, что многозадачный – значит успешный. Сегодня мы с вами будем развенчивать мифы и выясним, что такое многозадачность на самом деле, почему ее называют врагом продуктивности и как сделать это умение безопасным.
Понятие
Многозадачностью (от англ. multitasking) принято называть умение выполнять несколько дел одновременно, быстро переключаясь с одной задачи на другую.
Концепция многозадачности перекочевала в нашу жизнь из мира компьютеров. Термин начали использовать в 1960-х годах, когда появились первые операционные системы IBM.
Многозадачность означает свойство операционной системы обеспечивать возможность параллельной, точнее псевдопараллельной, обработки нескольких задач. На самом деле она может обрабатывать только одну задачу за раз. Но из-за очень быстрого переключения между несколькими задачами кажется, что выполнение осуществляется одновременно.
Свой вклад в теорию полезности многозадачности внесла слава о Юлии Цезаре, который, по распространенному мнению, умел одновременно писать, диктовать и слушать. Согласитесь, очень удобно иметь таких сотрудников у себя в штате. Тех, кто может одновременно выполнять свои обязанности, отвечать на звонки, составлять электронные письма и еще парочку разных дел.
Иллюзия мультизадачности
Давайте вернемся к компьютерам и псевдопараллельной обработке. Из-за того, что система быстро и часто переключается с одной задачи на другую, возникает иллюзия одновременного выполнения. Чтобы переключиться между задачами, компьютер помещает одну из них во временную память, которая имеет свойство школьной доски: когда она заполняется, приходится стирать старую информацию, чтобы написать новую.
Наш мозг действует так же. Чтобы было понятнее, я немного расскажу, как он устроен. Все наши мысли, действия и решения определяются тремя разными когнитивными системами. Если простыми словами, то в одной черепной коробке помещается три мозга:
Мыслящий мозг является доминирующим. Он сложный и медлительный, нуждается в сосредоточенности и внимании, а потому потребляет много энергии и быстро утомляется.
Таким образом, многозадачность – это лишь иллюзия. Ни уникальный по строению и функциям мозг, ни даже компьютер не могут делать несколько дел одновременно.
Многозадачность не равно продуктивность
Во времена наших далеких предков, когда те спасались от хищников и рисковали остаться голодными, не поймав мамонта, именно рефлекторный мозг служил верой и правдой. Долгое обдумывание и размышления были непозволительной роскошью. Но в современных каменных джунглях для успеха необходимо много думать и принимать сложные взвешенные решения.
В психологии выделяют два вида многозадачности:
Но наш мыслящий мозг не отличает один вид от другого. В обоих случаях ему приходится постоянно прерываться и менять вид деятельности.
Смотрите, как это работает. Представим, что вы занимаетесь какой-то умственной деятельностью. В это время вся рабочая память вашего мозга сконцентрирована именно на текущей задаче. Вдруг вы слышите уведомление на телефоне и решаете “быстренько” проверить его.
Как выполнит это переключение мозг? Весь массив текущей информации из рабочей памяти он переместит в промежуточную, затем достанет из долговременной памяти данные или навыки для ответа на сообщение и разместит их в рабочей памяти. А чтобы вернуться к первоначальной задаче, он будет вынужден проделать все то же самое в обратном порядке.
А представьте, если вы отвлекаетесь постоянно! Неудивительно, что чувство измотанности начинает посещать еще до обеда. Вы заняты, но отнюдь не продуктивны.
Еще момент: помните метафору со школьной доской? Временная память имеет такой же принцип, т. е. новая информация вытесняет старую. Мало того, что мощному и медлительному мозгу приходится сотни раз перекладывать мегабайты информации из одного места в другое, так еще важные данные в ходе таких манипуляций могут просто стереться.
И чем более различны виды деятельности, между которыми мы переключаемся, тем масштабнее информационные потери и выше перегруз мозга. Отсюда переутомление, стресс, невнимательность, досадные ошибки и самообвинение.
Стоит упомянуть еще об одной неприятной вещи. Выполняя несколько дел одновременно, мы уделяем каждому из них только частичное внимание, т. е. с пробелами. А поскольку наш мозг не любит неожиданных пробелов, он пытается заполнить их догадками, и у человека создается впечатление, что он ничего не упустил. По факту в его сознании откладываются слова, которые никто не говорил, и события, которые не происходили.
Интересно! Предлагаю провести тест и проверить, как ваш мозг реагирует на многозадачность. Упражнение очень простое: вам понадобится лист бумаги, ручка и секундомер. Задача – написать слово МНОГОЗАДАЧНОСТЬ и присвоить каждой букве цифру (1, 2, 3 и так далее). Первый раз вам нужно писать сначала буквы, а потом цифры, т. е. действовать в режиме однозадачности. Второй раз попробуйте чередовать буквы и цифры (писать в многозадачном режиме).
По статистике, первая часть задания решается в 2 раза быстрее, чем вторая. Более того, 50 % людей допускают в столь простом упражнении ошибки.
Плюсы и минусы
Давайте тезисно резюмируем, какие недостатки влечет за собой эта “суперспособность”:
Но многозадачность многозадачности рознь. К примеру, если вы гладите белье и одновременно смотрите любимый сериал, ничего страшного не происходит. Возможно, вы пропустите какие-то сцены на экране, пока поправляете манжет рубашки на гладильной доске, или прожжете дырку, увлекшись сюжетом. Здесь на помощь мыслящему мозгу может прийти рефлекторный и “поводить” утюгом за него, как бы на автопилоте.
Можно совмещать в таком режиме и другие несложные вещи, к примеру:
А вот если от выполнения задачи зависит безопасность или производительность, последствия могут быть куда серьезнее. Банальный пример: водитель автомобиля, разговаривающий за рулем по телефону.
Исходя из всего того, что мы с вами выяснили, все преимущества многозадачности стираются. Стараясь выполнять несколько дел одновременно, мы только имитируем многозадачность и вынуждены расплачиваться за такое жонглирование своим временем, энергией, продуктивностью, а порой и безопасностью.
Вместе с тем было бы несправедливо напрочь отметать заслуги умения переключаться. В полном информации и событий быстро меняющемся мире уметь адаптироваться просто необходимо. Но как это делать корректно?
Как научиться работать в режиме многозадачности
Для этого вернемся к Юлию Цезарю и выясним, каким образом ему удавалось успешно справляться с несколькими делами одновременно.
Современные ученые провели ряд экспериментов, в ходе которых испытуемые должны были выполнять два дела одновременно. Сначала почти все участники допускали ошибки, но со временем оплошностей становилось все меньше. Так пришло понимание того, что многозадачность можно тренировать. Вернее, навык переключения внимания. Вот вам и весь секрет Цезаря. Римские историки это подтверждают словами, что Цезарь много упражнялся.
Переключаемость мозга действительно можно тренировать, но только вместе с прокачкой когнитивного контроля. Нужно учиться:
На нашем блоге есть полезные статьи по этим темам. Рекомендую к прочтению:
Как сократить необходимость в переключении внимания
Так или иначе, при одновременном выполнении нескольких дел мы в результате не достигаем желаемых результатов ни в одном из них. Поэтому стоит поговорить о том, как справиться с многозадачностью:
Заключение
Итак, мы выяснили, что многозадачность – это всего лишь навык быстро переключать свое внимание с одной задачи на другую, который имеет массу негативных последствий.
Совсем избежать отвлечения у нас не получится, ведь мы все живем в бешеном ритме, за которым приходится успевать. А вот практиковать осознанность и реально оценивать нагрузку, которая ложится на мозг и угнетает концентрацию, будет полезным приобретением. Поэтому, если вы хотите выполнить что-то качественно на работе или в повседневной жизни, заранее планируйте время и рассчитывайте силы.
По этой теме очень рекомендую почитать книгу Тео Компернолле “Освободи мозг. Что делать, когда слишком много дел”, а также послушать лекции профессора Татьяны Черниговской об особенностях мозга.
Разбирала с вами понятие многозадачности Ксения Молоканова. Благодарю за внимание и до скорого!
Многозадачность. Как справиться с призраками посторонних дел
Автор иллюстрации: John Kenn
Многозадачность мешает сосредоточиться, довести начатое дело до конца, вызывает беспокойство и усталость, постоянное ощущение спешки, чувство неудовлетворенности, при этом эффективность работы падает.
О многозадачности, а точнее о том как с ней справиться, в статье и пойдет речь.
Что такое многозадачность
Это способность, а если точнее — неспособность, справляться одновременно с несколькими делами и сосредотачиваться на чем-то одном. И хотя многозадачность считается эффективным методом решения проблем и отличным подходом к делам — это не так. Она легко добавит несколько рабочих часов в конце дня и растянет достижение цели на месяцы, а может, и на годы. Казалось бы, если браться за два дела сразу, время на исполнение сократится наполовину, но, на самом деле, времени и усилий понадобится в два раза больше, а шансы на успех сократятся вдвое.
Как заметить многозадачность
Первичное действие: я отклоняюсь от темы.
На работе мы едва способны проработать час и не проверить электронную почту, отправить СМС, позвонить, посерфить в интернете, залезть на YouTube или Facebook, твитнуть что-то или поискать на Shazam отличную песню.
Во время общения едва выдерживаем часовую беседу с друзьями, не пользуясь смартфоном.
У нас всегда много дел, ведь жизнь состоит из соперничающих за внимание требований. Мы жонглируем задачами и принимаем множество решений, перезваниваем, завершаем проекты, начинаем новые, кого-то куда-то отвозим, а других людей откуда-то забираем. При этом ведем домашнее хозяйство и не теряем голову. Разве это не круто? Не это ли доказывает, что мы мастера многозадачности почти как Юлий Цезарь?
Мы постоянно перегружены, пытаясь уместить в час как можно больше дел: ответ на письмо, участие в конференции, проверка материалов для встречи. Наш ежедневник уже напоминает небольшой роман.
А еще у нас появляются необычные симптомы.
Мы не можем надолго сконцентрироваться на одной задаче, мысли путаются, особенно если дело скучное, трудоемкое или длительное. При этом переходы от дела к делу отнимают все больше сил и вызывают подавленность и истощение. Все чаще задумываемся о качестве работы, но при этом появляется все больше ошибок. Проявляется небрежность и теряются вещи, забываются идеи, пропускаются встречи и не отправляются ответы на письма.
Для нас стало нормой во время разговора не дослушать до конца собеседника и начать придумывать ответ или мысленно его критиковать. А иногда в голову лезут посторонние мысли.
Я выключил газ?
Вам не нужно сосредотачивать внимание. *вжух*
Скрытый механизм многозадачности: неспособность управлять вниманием
Мозг способен работать в многозадачном режиме и делает это отлично. Даже в этот момент, читая статью, мы обрабатываем прочитанное, понимаем смысл написанного и создаем зрительные образы, возможно, даже комментируем про себя. При этом сердце продолжает биться, а легкие наполнятся воздухом. Наш желудок не перестает функционировать, а температура тела не выходит за пределы нормы, мы замечаем звуки и запахи.
Мозг производит миллионы вычислений в любой момент времени, и хотя в фоновом режиме он эффективен и способен работать со многими вещами одновременно, на первом плане всегда будет что-то одно. На чем будет сосредоточен мозг — зависит от задачи и потребностей. При чтении — понимание цепочки символов и смысла написанного. Когда мы слушаем кого-то — смысл сказанного. Во время вождения — дорожная обстановка.
Представим себя в темной комнате с фонариком в руке. Наше внимание — это луч света от фонарика, мы видим только то, что попадает под него. Нужно осмотреться? Для этого надо водить фонарем из стороны в сторону, но при этом будет видно все равно только то, что освещено.
Выделяют четыре типа управления вниманием:
Например, вести автомобиль и разговаривать по телефону или читать книгу и слушать музыку. Но позже обнаружилось, что при этом страдает результативность.
Разделяя внимание на две задачи, мы начинаем делать больше ошибок и пропускать что-то в одной задаче или в обеих.
Разделенное внимание — параллельная многозадачность. При разделении внимание будет делиться между разными задачами, и одна может получить 30%, а другая 70%. Полностью сосредоточиться на чем-то одном не удастся. Такой подход будет полезен при выполнении пары дел, одно из которых выполняется на автомате. Например, когда беседуете с другом, прогуливаясь по парку.
В случае, когда требуется уделять 100% внимания выполняемой задачи, будет полезно переключение.
Чередующееся внимание, оно же переключение — серийная многозадачность. Сначала мы уделяем все внимание одной задаче, потом переключаемся на другую и погружаемся в нее с головой. Например, прерываем беседу, проверяем почту, отвечаем на сообщения, а потом продолжаем разговор. Не кажется сложным, но на это требуется много энергии.
Побочные эффекты многозадачности
В большинстве случаев многозадачность не завидное умение, а дурная привычка. Она мешает сосредоточиться и ухудшает концентрацию — становится сложно разобраться в распределении внимания. Мы становимся рассеянными и хуже сопротивляемся отвлечению. Многозадачность бьет по эффективности, а между ней и топтанием на месте — тонкая грань.
Многозадачность — враг совершенства.
Как бы не хотелось, но, занимаясь несколькими делами одновременно, не получиться уделить внимание деталям, и от этого будет страдать результат. Можно стать мастером на все руки, но в конкретном деле высот достичь не удастся. Еще одно из последствий многозадачности — потеря способности сохранять сосредоточенность. Умение сосредоточиться на одном деле более пяти секунд — почти утраченный навык.
Как преодолеть многозадачность
Тренируем однозадачность
TED 2012, Паоло Кардини рассказывает о однозадачности. Субтитры на русском языке.
Паоло Кардини, на TED 2012 предложил противоядие — однозадачность. Хотим сделать что-то хорошо — концентрируемся на текущей задаче. Главное — помнить о текущей цели. Готовим обед? Тогда ограничимся нарезкой, варкой и жаркой. Не стоит разговаривать по телефону, слушать телевизор, заказывать книгу рецептов по саге «Песнь льда и пламени». Ведем машину? Руки на руль, ноги на педали, а взгляд на дорогу. Не трогаем навигатор, не читаем СМС, не болтаем с пассажирами.
Отдыхаем с друзьями? Тогда забудем о важных письмах, звонках, работе и флирте с официантками.
Конечно, при необходимости можно и отойти немного от однозадачности: если промелькнула отличная мысль — запишем в блокнот и отложим до свободного времени. Так мы ее не забудем, а идея стала побочной задачей. Побочные задания — это как блокнот, только не блокнот, в который записывается все, что отвлекает от текущего дела. Главное ими не злоупотреблять, иначе так недалеко и до многозадачности.
Тренируем мозг
Мозг — это как мускул, хотя и не мускул, и ему требуются упражнения, которые включают и укрепляют механизмы контроля когнитивных функций и делают их эффективными.
Замечаем ловушки
Для большинства людей ТОП ловушек такой:
Списки дел
Главное — перечень дел должен нравиться, иначе мы к нему не будет возвращаться. Не важно, где вести список дел — в блокноте или в приложении, главное чтобы это доставляло удовольствие.
Если взять список задач, то в нем почти не будет пунктов, объединяющих несколько дел. Причина проста — многозадачность интуитивно воспринимается бессмысленной. Важно выработать привычку держать список дел под рукой и регулярно сверяться с ним особенно перед началом работы. Главное — работать по порядку приоритетности задач, а если появилась какая-то новая — фиксируем ее на будущее.
Учимся говорить «нет»
Начальник дал дополнительную работу, а подруга просит помочь с проектом? А может нужна помощь в организации какого-то мероприятия в школе у ребенка?
Часто мы чувствуем себя обязанными делать что-то для других, хотя и своих забот хватает. Многие набирают кучу проектов из рвения, чувства долга или желания быть полезными, хотя отлично знают, что это им не по силам.
Мы обязаны научиться говорить «нет» и отбросить все волнения о чужих проектах и делах, еще важно при этом не корить себя за невозможность кому-то помочь.
Делегируем полномочия
Лучшее лекарство от многозадачности — попросить о помощи. Это сложно и порождает стресс, ведь доверив работу другим, забот может добавиться. Хотя это может быть неприятным, все равно стоит привлекать других. Обращение за помощью можно считать взаимовыгодным сотрудничеством, мы же помогали другим, когда они просили. Настала пора платить по счетам.
Лучший обмен взаимопомощью — просто кого-нибудь нанять.
Тренируем мозг скукой
Хотя многозадачность дает стимулы и энергию, а однозадачность навевает зевоту и оцепенение — неинтересные задачи лучше всего тренируют мозг. Не бросать долгое и утомительное дело — отличное упражнение на внимание.
На этом по многозадачности все.
Надеюсь, что время, которые вы потратили на статью, дали полезную информацию для размышлений.
Всем добра, и да пребудет с вами Сила!
Читайте больше статей в нашем блоге: SmartTalks
Почему многозадачность — главный враг успеха на работе
Выполняя рабочую задачу вы постоянно отвлекаетесь на электронную почту, рабочие чаты и социальные сети, параллельно пытаясь сделать мелкие поручения. Уже к середине рабочего дня ваша продуктивность иссякла, а поставленная задача осталась невыполненной даже на 50% – знакомая ситуация? Американский нейропсихиатр Тео Компернолле уверен, сохранить высокую интеллектуальную продуктивность в режиме многозадачности невозможно. Мы заняты, но мы не продуктивны. Такой режим вынуждает нас попусту тратить свои силы, время, продуктивность и приводит к стрессу. Но именно так привыкли работать большинство офисных сотрудников. В своей книге «Освободи мозг: Что делать, когда слишком много дел», которая выходит в мае в издательстве «Альпина», эксперт рассказывает как использовать информационно-коммуникационные технологии в работе, чтобы наш мозг не уставал и сохранял высокую продуктивность. Его выводы основаны на результатах более 600 современных исследований. О том, как работает наш мозг и почему многозадачность — главный враг интеллектуальной продуктивности — читайте в отрывке, который мы публикуем.
Три мозга в одной черепной коробке определяют ваши мысли и действия
Головной мозг имеет три различные когнитивные системы, которые определяют наши мысли, решения и действия.
1. Рефлексирующий, или мыслящий, мозг. Этот мозг самый молодой в эволюционном отношении. Из всех живых существ только люди способны думать об абстрактных вещах, которые не воспринимаются органами чувств. Он отвечает за речь, язык, которая делает возможной передачу постоянно накапливающихся знаний между людьми и между поколениями. Только люди способны размышлять о прошлом и, опираясь на прошлый опыт, принимать решения в настоящем и строить планы на будущее. Мы способны мыслить в режиме «что, если. », делать прогнозы, обдумывать решения с разных сторон, откладывать их принятие, изобретать что-то совершенно новое и придумывать целые миры, существующие только в нашем воображении.
Ваш мыслящий мозг способен концентрироваться всего на одном деле зараз.
2. Рефлекторный мозг. Старейший из всех трех систем. Даже у самых примитивных животных есть рефлексы. Этот мозг анализирует лишь информацию, поступающую от всех наших органов чувств в текущий момент, поэтому для него существует только здесь и сейчас. Для него нет прошлого и нет будущего. То, что не воспринимается нашими органами чувств, для рефлекторного мозга не существует.
3. Архивирующий мозг. Этот мозг сортирует, упорядочивает и сохраняет мириады байт информации, которая поступает из внешнего мира и генерируется самим мозгом. Одна важная особенность: он конкурирует за «вычислительную мощность» с мыслящим мозгом, поэтому может работать только тогда, когда мыслящий мозг отдыхает, особенно во время сна.
Наш мыслящий мозг — уникальный, медленный и сложный
Когда наши далекие предки научились прерывать вызываемые стимулами рефлекторные реакции, чтобы остановиться и подумать, это стало настоящей революцией в эволюции человеческого рода. Самое важное и уникальное качество мыслящего мозга — возможность думать о вещах, которые в реальности не существуют или недоступны для восприятия нашими органами чувств. Мы способны фантазировать, придумывать и изобретать. Это абстрактное мышление лежит в основе речи и нашей способности размышлять в таких сложных и абстрактных областях, как наука и религия. Благодаря языку мы можем учиться друг у друга и постоянно расширять знания посредством общения, чтения и письма. Мыслящий мозг также отвечает за сознательное размышление, логику, аналитическое и синтетическое суждение, творческое мышление, решение проблем, обдумывание прошлого и прогнозирование будущего, а еще — за глубокие философские рассуждения.
Мыслящий мозг медлителен, нуждается в сосредоточенности и устойчивом внимании, поэтому потребляет много энергии и легко устает. Важно отметить, особенно с учетом темы этой книги, что мыслящий мозг в состоянии обдумывать всего одну мысль зараз. Он может планировать будущее, ставить долгосрочные цели и действовать на опережение. На такое неспособно ни одно животное. По этой причине мыслящий мозг иногда называют «целеориентированным» в противоположность «стимулозависимому» рефлекторному мозгу.
Одно из уникальных качеств человека в том, что наш рефлексирующий мозг способен брать верх над рефлекторным. Поэтому его также называют контролирующим или доминирующим мозгом.
Ваш успех зависит от вашей способности думать
Чтобы принимать максимально выверенные решения и действовать проактивно в сложных, непредсказуемых и быстро меняющихся условиях современного мира, мы не должны доверяться воле нашего молниеносного, но поверхностного и не склонного к размышлениям примитивного рефлекторного мозга. Да, этот мозг хорошо служил нашим далеким предкам, которые ежедневно вели борьбу за выживание в опасной среде. Они не могли позволить себе роскошь размышлять и обдумывать многочисленные варианты действий и их возможные последствия.
Но, чтобы добиться успеха в джунглях XXI века, мы, наоборот, должны как можно меньше подчиняться своему рефлекторному мозгу и думать, думать, думать! Мы должны уделять время сосредоточенному размышлению и обсуждать важные вопросы с другими людьми. И при этом необходимо делать регулярные перерывы, чтобы дать архивирующему мозгу возможность упорядочить и сохранить полученную информацию.
Электронные системы хранят только данные и иногда — информацию, если данные упорядочены неким значащим образом. Единственное место, где находятся знания, понимание и идеи, — это человеческий мозг. Только через осмысление и размышление мы можем превратить информацию в знания и мудрость — и воспользоваться фантастическими возможностями синергии между мозгом и ИКТ.
Чтобы быть успешными, мы должны учиться на протяжении всей жизни. Обучение — результат целенаправленного осмысления информации, сосредоточенного размышления, исследования, вдумчивого чтения, обсуждения с другими людьми. Это применение метода проб и ошибок — разумеется, если мы находим время провести разбор наших провалов и успехов, проанализировать их и сделать выводы.
Многозадачность — главный враг интеллектуальной продуктивности
Существует два вида многозадачности. Во-первых, параллельная многозадачность, когда человек пытается делать два дела одновременно: например, участвовать в конференц-звонке и работать с электронной почтой. Во-вторых, «последовательная много- задачность», когда человек переключается между различными задачами, выполняя их по частям: например, отвлекается от составления служебной записки, чтобы ответить на несколько электронных писем и голосовых сообщений, после чего возвращается к работе над запиской.
Однако мыслящий мозг не делает различий между этими видами многозадачности, поскольку в обоих случаях он вынужден постоянно прерываться и менять вид деятельности — переключаться между задачами. Чуть позже я расскажу об особом виде параллельной многозадачности, когда рефлекторный мозг выполняет простые, привычные действия в автоматическом режиме, в то время как мыслящий мозг сосредоточивает сознательное внимание на задаче основной, нерутинной.
Концепция многозадачности пришла к нам из мира компьютеров. Она означает, что процессор (так называемый процессор последовательной обработки данных, используемый в большинстве современных компьютеров) — который, как и наш мыслящий мозг, способен выполнять всего одну задачу зараз — может так быстро переключаться между несколькими задачами, что кажется, будто он выполняет их все одновременно. Чтобы переключиться между задачами, процессор помещает информацию во временную память, которая подобна грифельной доске и имеет ограниченные ресурсы — когда она заполняется, приходится стирать с доски старую информацию, чтобы освободить место для новой. Запомните эту метафору — она хорошо иллюстрирует, что происходит в мозге, когда мы работаем в многозадачном режиме.
Вы считаете многозадачность эффективной и безопасной?
Ответьте честно: хотели бы вы, чтобы вас оперировал хирург, который бегает между несколькими операционными столами, а в промежутке еще проверяет свою электронную почту? Или чтобы автомеханик, ремонтируя тормоза на вашем автомобиле, параллельно занимался бы еще несколькими машинами?
Представьте себе такую картину: вы ремонтируете дом, красите стены и тут в голове возникает мысль: «Чтобы прикрепить карнизы, мне понадобятся большие шурупы». Вы немедленно бросаете красить, бежите в магазин, покупаете шурупы, возвращаетесь домой, открываете банку с краской, берете кисть и продолжаете красить.
Через пять минут — другая мысль: «У меня почти кончилось пиво!» Вы снова прекращаете красить, закрываете банку, промываете кисть, едете в супермаркет, покупаете пиво. Затем снова приступаете к покраске стен, но каждые несколько минут отвлекаетесь на то, чтобы поесть, поболтать по телефону, полить цветы и сделать множество других дел.
Как вы думаете, сколько времени займет ремонт дома? Такая многозадачность в высшей степени неэффективна, непродуктивна и неразумна. А иногда и опасна. Но именно так работает большинство тружеников умственного труда! Вероятно, они просто не знают, что их мыслящий мозг неспособен работать в многозадачном режиме. А если заставлять его это делать, то это приводит к колоссальной потере времени, существенно снижает скорость, точность, запоминание, креативность, эффективность и интеллектуальную продуктивность и при этом усиливает стресс.
Переключение между задачами или Последовательная многозадачность
Позвольте мне объяснить, почему любая многозадачность настолько неэффективна. Предположим, вы сосредоточиваетесь на сложной задаче. Эта задача — и ее информационный контекст — занимает всю рабочую память вашего мозга. Вдруг вы слышите звуковое уведомление о входящем сообщении. «Наверняка это какой-нибудь простой вопрос, который я решу за пару минут», — думаете вы и открываете электронную почту.
Но для вашего мозга не все так просто! Ему нужно переместить весь массивный информационный контекст из рабочей памяти в промежуточную (чтобы не произошло путаницы между двумя задачами), извлечь из вашей долгосрочной памяти информацию, необходимую для ответа на электронное письмо, поместить ее в рабочую память и сосредоточиться на составлении письма. Чтобы вернуться к первоначальной задаче, мозгу нужно проделать ту же последовательность операций в обратном порядке.
Однако дело обычно не ограничивается одним электронным письмом. В среднем офисный сотрудник читает и отвечает на 11 писем, прежде чем вернуться к первоначальной задаче. И в каждом случае его мозг повторяет описанный выше процесс с перемещением информации, затрачивая на это колоссальное количество времени и сил. Что еще хуже, ваша временная память имеет ограниченные размеры и работает по принципу «первым вошел, первым вышел». В результате важная информация, связанная с первоначальной сложной задачей, постепенно вытесняется из памяти, особенно если вы настолько заняты другими делами, что вашему архивирующему мозгу не хватает мыслительных ресурсов, чтобы сохранить ее в долгосрочной памяти. Можете себе представить, сколько информации теряется при таких переключениях и какую перегрузку при этом испытывает мозг!
И это еще не все: чем более различны информационные контексты, между которыми вы переключаетесь, тем больше потери.
Попытка делать два дела одновременно, или параллельная многозадачность
Пытаясь делать два дела одновременно, например участвовать в конференц-звонке и работать с электронной почтой, вы постоянно переключаетесь между задачами с разными информационными контекстами. В результате вы больше устаете и испытываете больше стресса, теряете информацию и совершаете больше глупых ошибок.
И это еще не все. Большинство людей считают, что могут уделять «частичное внимание» нескольким делам сразу. Но, поскольку наш мыслящий мозг способен концентрироваться только на одной задаче зараз, наше внимание становится раздробленным, а не частичным! Пока вы читаете или пишете электронное письмо, вы не слышите, что говорится в телефонной конференции. Людей с раздробленным вниманием определить очень легко. Обычно они повторяют уже заданные вопросы или говорят то, что было сказано всего минуту назад. Считать, что вы можете уделять полноценное внимание обсуждению рабочих вопросов И одновременно работе с электронной почтой, — это иллюзия, которая подрывает не только вашу интеллектуальную продуктивность, но и продуктивность других людей, участвующих в конференц-звонке.
Но ситуация еще хуже. Наш мозг не любит внезапных пробелов в потоке информации, поэтому пытается заполнить их догадками. В результате у вас создается впечатление, что вы ничего не пропустили. Если вы хорошо знаете вопросы, обсуждаемые в конференцзвонке, и точки зрения других участников, мозг иногда может делать правильные догадки, укрепляя вашу иллюзию, будто вы можете уделять «частичное внимание» двум делам одновременно, подобно Юлию Цезарю. Но гораздо чаще, чем вы думаете, ваш мозг ошибается. Вы «слышите» то, чего никто не говорил, и, наоборот, упускаете важную информацию.
Решение проблемы: радикально и безжалостно искоренять многозадачность
Наш мыслящий мозг обладает фантастическими возможностями, но есть кое-что, чего он делать не может: работать в многозадачном режиме. Еще раз повторю: наш мыслящий мозг способен сосредоточиваться только на одном деле зараз. Выполнение двух когнитивных задач одновременно — невозможно. Если вы пытаетесь это делать, ваш мозг имитирует многозадачность, постоянно и быстро переключаясь между задачами. Но за такое жонглирование вы расплачиваетесь потерей времени, сил, интел- лектуальной продуктивности, креативности, а также повышенным стрессом: вы заняты, но непродуктивны.
Трудно переоценить преимущества, которые дают профессионалам современные ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) с их возможностью «быть на связи» и онлайн всегда и везде — при условии грамотного использования. Однако состояние, когда вы постоянно на связи с миром, катастрофично для качества и продуктивности умственного труда. Основная причина в том, что постоянная подключенность ведет к хронической многозадачности.
Когда вы перестаете уважать потребности своего рационального мыслящего мозга, ваш примитивный рефлекторный мозг начинает брать над ним верх: он заставляет вас сосредоточивать внимание на том, что важно для него, и зачастую определяет ваши решения и действия.
Решение проблемы простое, но зачастую трудновыполнимое: радикально и безжалостно искоренять многозадачность. Это требует немалой дисциплины и силы воли, а также творческого подхода. Но, когда вы начнете делать это систематически, вознаграждение будет поистине огромным. Итак, чтобы добиться максимальной интеллектуальной продуктивности от своего мыслящего мозга, сведите к минимуму число переключений между задачами, регулярно выделяя себе «периоды офлайн» и избегая работы в офисах открытого типа.