причины для жизни опросник
Причины для жизни опросник
DOI : 10.17072/2078-7898/2017- 3-396-408
предварительная адаптация
подростковой версии опросника
«причины для жизни» А. Османа и м. линихэн
Волочков Андрей Александрович
доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой практической психологии
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
614990, Пермь, ул. Сибирская, 24;
e-mail: volochkov57@mail.ru
ORCID: 0000-0002-5165-961X
Левченко Дарья Викторовна
бакалавр факультета психологии
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
614990, Пермь, ул. Сибирская, 24;
e-mail: DariaSheina@mail.ru
ORCID: 0000-0002-0281-2841
В условиях обострения ситуации с детскими и подростковыми суицидами российским педагогам-психологам остро недостает современных инструментов диагностики суицидального риска. Например, таких, как хорошо известный за рубежом опросник А. Османа и М. Линихэн «Причины для жизни» для подростков ( The Reasons for Living Inventory for Adolescents ( RFL – A ).
В статье представлены различные версии опросника «Причины для жизни», рассмотрены его особенности, результаты адаптации в России, а также проведен сравнительный анализ полученных на основе опросника данных психометрических исследований подросткового варианта в России и США. Предлагается текст русскоязычного варианта опросника и примеры психометрических характеристик, полученных на выборке 143 подростков Пермского края.
Предварительный этап русскоязычной адаптации подросткового опросника А. Османа, М. Линихэн «Причины для жизни» показал высокую устойчивость его факторно-аналитической структуры к национальным особенностям отношения к суициду, особенностям социально-экономического развития, по отношению к фактору времени (1998 и 2017 гг.), а также по отношению к фактору процедуры обследования (карандаш-бумага и онлайн-тестирование). При этом уже на предварительном этапе выяснено, что российская адаптация по структуре полностью соответствует американскому оригиналу. Наибольшей согласованностью и значением в факторной структуре опросника отличается шкала «Семейный союз». В России этот фактор по значимости, в отличие от американской выборки, абсолютно лидирует. В русскоязычной выборке наиболее достоверной и соответствующей американским результатам оказалась процедура онлайн-тестирования респондентов, проведенного в социальных сетях.
Надежность по внутренней согласованности шкал российской адаптации подросткового опросника «Причины для жизни» значительно превышает пороговые значения и в основном также соответствует американским психометрическим исследованиям.
В целом уже на предварительном этапе русскоязычной адаптации опросника получены психометрические характеристики, достаточные для его использования не только в научных исследованиях, но и в скрининговых обследованиях суицидального риска.
Введение
Российская Федерация по числу суицидов на 100 000 населения находится среди мировых лидеров. Пермский край с 2016 г. занимает по этому параметру 4-е место, несмотря на некоторое снижение за период с 2000 г. (60,7 на 100 тысяч в 2001 г. и 33,6 в 2015–2016 гг.) [5]. К сожалению, Россия лидирует и по подростковым суицидам (6-е место в 2015 г.): средний показатель самоубийств подростков РФ в два-три раза превышает среднемировой. По официальным данным подростковые суициды составляли 19,8 случаев на 100 тысяч человек в 2005 г.; 19,3 — в 2006 г.; 20,1 — в 2007 г.; 19,4 — в 2008 г.; 19,8 — в 2009 г. В последние пять лет показатели смертности по причине подростковых суицидов несколько стабилизировались [6, с. 138]. Однако в 2016 г. в стране произошел скачок подросткового интереса к суицидальной активности, в том числе к участию в манипулятивных интернет-сообществах («Синий кит» и др.). Это вызвало резкую и тревожную реакцию общественности, родителей, педагогов и профессионалов психолого-педагогического сопровождения развития детей и юношества.
Суицидальная статистика Пермского края, в котором было проведено предлагаемое исследование, также тревожная. На фоне временного «затишья» к 2015–2016 г. осенне-зимний всплеск суицидальной активности подростков по г. Перми и Пермскому краю, спровоцированный группами смерти в социальных сетях, оказался неожиданным и вызвал панические настроения.
«Кризис 2016-го» обнажил многочисленные проблемы профилактики детского, подросткового и юношеского суицидального поведения. Среди них — острая проблема в связи с отсутствием компактного, валидного и надежного психодиагностического инструментария, позволяющего проводить массовые скрининговые обследования суицидальных рисков у школьников и студентов. Появившиеся за последние 5 лет обзоры соответствующего инструментария, с одной стороны, предлагают наиболее актуальные списки методик, а с другой — неизменно фиксируют наличие этой проблемы. Отсутствует концепция суицидального поведения подростков, не хватает качественных оригинальных отечественных методик выявления суицидального поведения [7–9]. Школьные психологи испытывают недостаток надежных, апробированных и валидизированных методов диагностики суицидальных намерений. Им приходится пользоваться явно устаревшими опросниками, не прошедшими необходимых процедур стандартизации, или методиками, не имеющими достаточного теоретического обоснования [7, 8, 10].
Косвенная диагностика суицидального риска по понятным причинам преобладает. В этом случае диагностируются коррелирующие с суицидальными переживаниями состояния, прежде всего депрессивные. Наиболее популярными опросниками такого рода в России являются «Шкала безнадежности» (Hopelessness Scale) Александра Бека и «Опросник суицидального риска» А.Г Шмелева в модификации Т.Н. Разуваевой. Вместе с тем исследователи подчеркивают, что в используемом инструментарии преобладают незавершенные русскоязычные адаптации устаревших версий американских опросников, а редкие оригинальные российские разработки нуждаются в психометрической проверке [7, 8, 17].
Перспективным направлением косвенной диагностики суицидальных рисков является разработка приборных, психофизиологических методик. Примером такого объективного теста является методика «Сигнал», предназначенная для экспресс-оценки суицидального риска. Тест ориентирован на фиксацию объективных психофизиологических показателей, коррелирующих с суицидальными переживаниями, без опоры на экспертные суждения или личностные самооценки. Он сконструирован таким образом, что для испытуемого остается скрытым, какие стороны его поведения и переживаний подвергаются изучению. Все это повышает достоверность диагностического обследования суицидальных рисков [18, 19].
В целом же при обострении ситуации с детскими и подростковыми суицидами педагогам-психологам остро недостает современных, надежных и валидных инструментов диагностики суицидальных намерений.
Наиболее острой является проблема отсутствия «полевого» инструментария, позволяющего быстро и эффективно проводить скрининговые обследования на выявление группы риска [10]. Хорошо зарекомендовавшим себя в этом отношении инструментом стал опросник А. Османа и М. Линихэн «Причины для жизни» для подростков (The Reasons for Living Inventory for Adolescents (RFL–A)) [4, 12].
Личностный опросник «Причины для жизни»: история и версии
Исходная версия опросника «Причины для жизни» была разработана и опубликована Маршей Линихэн в 1983 г. [20]. Исходным положением для разработки этого оригинального инструмента является предположение автора о том, что оценка суицидального риска может проводиться на основе анализа значимости для обследуемого антисуицидальных мотивов, таких как долг перед близкими, моральные, религиозные убеждения и т.д. Опросник является одним из немногих самооценочных инструментов, эффективно диагностирующих антисуицидальные ресурсы и потенциал защитных факторов у лиц с суицидальными намерениями. Полная исходная версия опросника состоит из 48 пунктов, входящих в шесть шкал, соответствующих (в авторской терминологии) адаптивным категориям жизни: жизнестойкость и копинг (24 пункта), ответственность перед семьей (7 пунктов), моральное осуждение (4 пункта), страх самоубийства (7 пунктов), страх социального неодобрения (3 пункта) и беспокойство о детях (3 пункта). Респонденты при обсуждении суицида в соответствии с инструкцией оценивали важность каждого пункта жизни по шестибалльной шкале (1 — совсем не важно, 6 — очень важно). Более высокие баллы свидетельствуют о позитивных причинах для жизни и негативном отношении к суициду. Серия исследований показала, что шкалы опросника обнаруживают отрицательные корреляционные связи с выраженностью суицидальных намерений и позволяют с достаточной степенью надежности прогнозировать вероятность осуществления суицидального акта [12, 20].
Российская адаптация опросника «Причины для жизни» проводилась в СПбГУ (кафедра медицинской психологии и психофизиологии) на выборке здоровых испытуемых без суицидальных тенденций и лиц, госпитализированных в психиатрические больницы в связи с попытками суицида. В российском варианте опросник известен как «Опросник антисуицидальных мотивов» Н.И. Косенковой [18, 19, 21]. Методика входит в программный комплекс экспресс-оценки риска суицидального поведения «Сигнал» и распространяется фирмой «Иматон». Вместе с тем выборка стандартизации «Опросника антисуицидальных мотивов» в 50 человек от 20 до 83 лет (средний возраст 30 лет) совершенно недостаточна для получения удовлетворительных психометрических характеристик [21].
Опросник «Причины для жизни» М. Линихэн исходно разрабатывался для взрослых и прошел психометрическую проверку на соответствующих возрастных группах. Вместе с тем нарастала потребность в разработке подростковой версии опросника. В дальнейшем под руководством А. Османа опросник был существенно переработан. Из 48 пунктов исходного варианта опросника М. Линихэн были сохранены 15 пунктов, которые являлись стимулами для размышлений школьников и студентов (возраст от 14 до 19 лет) о ресурсах выбора варианта «жизнь» в возможной предсуицидальной ситуации. При этом половина из выборки имели опыт суицидальных попыток. Те же 15 пунктов являлись стимулом для перечисления экспертами (детскими клиническими психологами) причин, по которым подростки отказываются от суицида. Такой подход привел к обширной (311 пунктов!) базе новой версии опросника «Причины жить». Контент-анализ позволил сократить эту базу до 97 пунктов, из которых затем были исключены еще 17. Начальная версия нового опросника была предложена 1400 подросткам 14–18 лет из трех средних школ. Среди участников были «неклинические» и «клинические» (явные суицидальные намерения или попытки) подростки. Родители подростков предварительно дали разрешение на их участие в исследовании. Сами подростки и студенты дали информированное согласие на процедуру сбора данных. Участие было добровольным, и все анонимно заполняли пункты небольшими группами по 10–15 участников непосредственно в образовательных учреждениях. Психометрический анализ позволил выделить 32 наиболее работоспособных пункта, образующих надежную структуру пяти относительно автономных диагностических шкал, соответствующих исходной версии опросника [12]. Столь масштабная переработка опросника, безусловно, является основанием для его переименования в опросник «Причины для жизни» А. Османа и М. Линихэн.
В данной статье представлены предварительные итоги использования русскоязычной адаптации этого опросника.
Перевод текста опросника «Причины для жизни» на русский язык
Симметричный перевод оригинального текста опросника был сделан носителями двух языков, получающи либо уже имеющи высшее филологическое или психологическое образование. Проверка качества перевода текста была выполнена Н.В. Бабенко — специалистом-переводчиком научных текстов.
В ходе проверки выявились некоторые ошибки перевода отдельных пунктов опросника (которые впоследствии были устранены), а именно:
1. Низкая степень детализации описания: соотношение имплицитности (то, что подразумевается) и эксплицитности (то, что четко выражено словами).
2. Отсутствие структурно-грамматической близости оригинала и перевода по ряду пунктов.
3. Несовпадение лексического состава по отдельным пунктам.
Далее была проведена повторная проверка эквивалентности перевода оригиналу. Конкретной процедурой такой проверки является обратный перевод опросника с русского языка (после устранения ошибок) на язык оригинала.
Затем были разработаны тестовые тетради для заполнения респондентами непосредственно в образовательных учреждениях, а также онлайн-форма опросника для проведения онлайн-тестирования.
Итоговый текст опросника представлен в Приложении.
Участники исследования
Исследование проводилось весной 2017 г. на выборке 201 подростка Поволжского региона (преимущественно Пермский край). Участие подростков в обследовании было добровольным. Запрашивалось официальное разрешение родителей на проведение опроса. 14 родителей отказались от обследования. Среди причин отказа — неустойчивость психики ребенка, семейное «табу» на обсуждение суицидальной тематики, опасение «раскачать лодку» суицидальных переживаний. 49 подростков не заполнили пункты шкалы SRC: «Страх суицида» (Suicide-Related Concerns), поэтому их данные были исключены из дальнейшего анализа. После проверки данных оставшихся 152 респондентов на многомерные выбросы (дистанция по Махаланобису) в выборке осталось 143 участника, среди них 40 юношей и 103 девушки. В целом наблюдение показало, что в режиме заполнения бланков непосредственно в школе отношение к нему девочек значительно более серьезное. Именно по этой причине часть «мужских бланков» была отбракована, что сказалось на половой структуре общей выборки. В онлайн-обследовании резких половых различий в ходе процедуры обследования не наблюдалось.
Возрастные характеристики российских участников соответствует американской выборке 1998 г. [12, с. 1066] от 14 до 18 лет (М = 16,23, SD = 1,21). Имеются и различия: 1) американская выборка значительно больше (350 участников, отобранных через процедуру рандомизации из общей выборки более 1000 подростков) и более уравновешена по полу; 2) в российской выборке на данном этапе адаптации опросника отсутствует «клиническая часть», т.е. уже имеющие опыт суицидального поведения подростки. Кроме того, в отличие от американского исследования, где все респонденты непосредственно в школах и колледжах заполняли бланки опросника, в российской выборке в режиме «карандаш-бумага» были опрошены 54 участника (35,5 % общей выборки), а остальные 98 участников прошли онлайн-тестирование с использованием автоматизированной системы Google Forms и ресурсов социальных сетей.
Анализ данных и алгоритм психометрической проверки
Надежность по внутренней согласованности определялась с помощью коэффициентов Альфа Л. Кронбаха, коэффициентов корреляции двух половин шкал опросника (Split half reliability), а также усредненного коэффициента корреляции пунктов шкал (Average Inter-Item Correlation).
Для выявления особенностей распределения диагностических шкал и медианных норм использовались процедуры дескриптивной статистики.
Результаты и обсуждение
1. Структурная валидность подросткового опросника «Причины для жизни» (США 1998 г. – Россия 2017 г.)
1. Фактор «Оптимизм восприятия будущего» (Future Optimism) — образован 7 пунктами. В американской публикации этот фактор наиболее значим, в российской адаптации — на 2-м месте (объясняет 16 % доли дисперсии всех 32 пунктов опросника).
2. Фактор «Страх совершения суицида» (Suicide-Related Concerns) — образован 6 пунктами. В американской публикации этот фактор по значимости на 2-м, в российской адаптации — на 3-м месте (объясняет 12 % доли дисперсии пунктов).
3. Фактор «Семейный союз» (Family Alliance) — образован 7 пунктами. В американской публикации этот фактор по значимости на 3-м, в российской адаптации — на 1-м месте (объясняет 17 % доли дисперсии пунктов). Возможно, это свидетельствует о большей значимости семейных связей и большей результативности семейных копинг-стратегий россиян, по сравнению с американцами.
4. Фактор «Принятие и поддержка со стороны друзей» (Peer Acceptance and Support) — образован 6 пунктами. Как в США, так и в России этот фактор по значимости занял 4-е место (объясняет 14 % доли дисперсии пунктов русской версии).
5. Фактор «Самопринятие» (Self-Acceptance) — образован 6 пунктами. Американский и русский факторы практически идентичны по составу и значимости нагрузок и занимают 4-е место по величине собственных чисел (объясняет 12 % доли дисперсии пунктов русской версии). Исключение составляет пункт 29: «Я чувствую хорошее в себе» (оригинальный текст «I feel good»). Этот пункт в русской выборке одинаково нагружает два фактора, нарушая их ортогональность. Возможно, данный пункт следует переформулировать.
По суммарной доле дисперсии пунктов, объяснимой факторами, американский и российский варианты также сходны: 64,5 % в оригинале и 71,2 % в российской адаптации. В целом структура русскоязычной адаптации подросткового опросника «Причины для жизни» соответствует американским исследованиям, что свидетельствует о высокой структурной валидности адаптации. Это подтверждается и сходной картиной корреляций пяти факторов.
Таблица 1. Факторные структуры опросника RFL-A в американской и русской выборках
(эксплораторный факторный анализ по методу максимального правдоподобия, после varimax -вращения)
Пункты по шкалам RFL — A
Научно-
образовательный
портал IQ
Жизненные цели россиян
Опрос показал, что 48% населения России живут повседневными делами и заботами, не ставя перед собой никаких задач на перспективу. В то время как другая часть общества трудится над реализацией своих краткосрочных и долгосрочных планов. Исследователи НИУ ВШЭ проанализировали основные цели и желания россиян и пришли к выводу, что в основном они отражают нерешенность социально-бытовых проблем страны.*
Предыдущие теоретические и эмпирические работы свидетельствуют, что социальное благополучие напрямую зависит от того, какие цели перед собой ставят члены общества. Под этим подразумевается комплекс запланированных или уже осуществляемых действий человека, направленных на достижение новых жизненных преимуществ (для себя или для других).
По мнению ученых, жизненные цели населения отражают подлинную мировоззренческую структуру общества, и с помощью их анализа можно предопределить социальный вектор развития страны.
Информация о жизненных целях россиян была собрана в 2017 году на основе репрезентативной выборки. Было проинтервьюировано 700 человек, проживающих в разных регионах страны. Среди опрошенных — 53% женщин и 47% мужчин. Их средний возраст — приблизительно 46 лет. Около 34% из них имели законченное высшее образование. Примерно 48% проживали в мегаполисах и региональных центрах. Средний душевой доход семьи респондента составил 19 тыс. рублей в месяц.
Результаты интервью показали, что 52,4% опрошенных имеют конкретную жизненную цель. Однако другая часть (почти половина российского общества) живет без какого-либо явного представления о том, чего бы они хотели достичь в будущем. 25,9% (средний возраст респондентов в этой группе 44 года) не смогли назвать что-то конкретное, отличимое от их повседневности — работы, дел по дому, времяпрепровождения с семьей. «Для представителей этой группы понимание жизненной цели эквивалентно воспроизводству сложившегося образа жизни», пишут исследователи. Еще 21,7% опрошенных не имеют цели, так как считают, что все, что могли, уже достигли. Так, в основном, отвечали люди, средний возраст которых 67 лет.
Ответы респондентов, у которых есть жизненные цели, распределились следующим образом:
Средний горизонт планирования на осуществление цели составил примерно 5 лет. Наибольший — на воплощение в жизнь таких задач, как погашение крупного кредита или обеспечения будущего детей, — 8-9 лет. К краткосрочным планам (до 3 лет) отнесены путешествия и покупка предметов долгого пользования (мебель, автомобиль).
Типы целей
Исследователи разделили цели респондентов на три группы по критерию связи с достижением большего материального благополучия. Классификация проходила с учетом мнения самих респондентов. Участников исследования спрашивали, ориентирована ли их цель на материально выраженный результат (повышение дохода, прирост стоимости имущества), имеет ли она иное немонетарное измерение (общественное уважение, духовную потребность) или их цель вообще невозможно измерить в деньгах. Исходя из полученных ответов, цели классифицировали как «чистые утилитарные», «смешанные» и «чистые идеальные».
В числе чистых утилитарных целей доминируют покупка дома или автомобиля, ремонт в квартире и приобретение новой мебели, а также прагматичные устремления — достижение повышения в должности или в зарплате.
Противоположные им чистые идеальные цели исследователи разделили на две подгруппы. К первой они отнесли желания социально-демографического характера, например, создание семьи и рождение ребенка. Ко второй — реализацию профессиональных и творческих задач: защита диссертации, занятия музыкой, спортом и т.п. Статистически, отмечают авторы работы, чистые идеальные цели в большей степени свойственны женщинам, не имеющим детей.
И, наконец, самая популярная группа — смешанные цели, которые сочетают в себе утилитарные и идеальные мотивы. Среди них намерения творческого характера (достроить дачу своими руками) или прагматического (стать финансово независимым, но достичь всего самому), а также стремления к профессиональной самореализации (перейти на более интересную работу).
Некоторые из смешанных целей отражают сложную ситуацию, с которой человек стремится справиться. Например, желание накопить деньги на лечение ребенка за рубежом.
К этой же группе исследователи отнесли цели, которые условно обозначали, как крик души: «хоть раз в жизни съездить на любое море отдохнуть».
В группе со смешанными целями процент респондентов с детьми выше, чем в двух других.
По оценке исследователей, высшее образование и более высокий доход увеличивают вероятность наличия у человека цели, в то время как возраст и удовлетворенность уже достигнутым в жизни снижают желание человека улучшить собственное благополучие.
В России имеет место «высокая отстраненность от долгосрочного целеполагания в осуществлении своих идей», заключают исследователи. С одной стороны, это объясняется естественными (возрастными) границами населения. С другой — в группу не имеющих жизненных целей попали люди, которые находятся в пиковом для социальной активности возрасте. Это показывает, что в обществе недоиспользуется сокрытый «ресурс модернизации». Простое воспроизводство индивидуального жизненного уклада (работа, семья, досуг) при отсутствии социально-значимых жизненных целей не дает заметного прогресса. Также развитие общества тормозит перевес в сторону утилитарных целей, что отражает объективные и нерешенные социально-бытовые проблемы.
Авторы исследования резюмируют, что российское общество сегодня проходит опасный поворот, когда устанавливается новый баланс между сугубо утилитарными и идеалистическими социальными интересами на фоне полной исключенности значительной части общества из процессов целеполагания.
«Если не переломить тенденцию смещения в сторону узко-утилитарных целей, то в ближайшей перспективе это лишит общество способности к созданию ценностей, которые делали бы глобальным интерес к нему, а значит оставит ему место лишь в тени мирового развития. Само общество при этом не решит ни своих духовных, ни своих потребительских проблем,» — комментирует Владимир Карачаровский.
Исправить ситуацию могут имеющие высокую популярность «смешанные цели», сочетающие прагматический расчет с идеальными устремлениями. Развитие в этом направлении позволит обществу соединить «создание новых духовных ценностей и идеалов с капитализацией собственных достижений».
IQ
* Исследование реализовано при поддержке РНФ (проект № 16-18-10270)
Четыре способа узнать свои сильные стороны
В моей карьере был период, когда я стояла на развилке и долго не могла принять решение. В тот момент я задумалась: в чем же мои сильные стороны? чем мне нравится заниматься? как я вижу свое дальнейшие развитие? Чтобы сделать выбор, я решила разобраться в своих сильных сторонах и не прогадала. Мой сегодняшний опыт работы руководителем подсказывает, что именно их активное использование помогает достичь максимальных результатов и удовлетворения. Сложность в том, что они не всегда лежат на поверхности и могут быть не очевидны для самого человека. В статье я расскажу, что помогло мне выявить сильные стороны. Надеюсь, эти способы будут полезны и вам, а еще вы наверняка поймете, как корректно отвечать на шаблонный вопрос на собеседованиях о том, в чем ваши сильные и слабые стороны.
Существует несколько признаков сильных сторон:
— Не ценятся, воспринимаются как везение, как само собой разумеющееся.
— Проявляются спонтанно, автоматически, не требуют специальной подготовки.
— Трудно передать другим, объяснить, научить.
— Дают энергию и удовольствие от использования.
— Ярко проявляются в сложных ситуациях.
— Вызывают страстное желание что-либо делать, невзирая на трудности.
Узнаете себя? Попробуйте убедиться с помощью следующих инструментов.
На протяжении нескольких десятков лет институт Gallup проводил систематические интервью для изучения мастерства во многих известных областях. Согласно последним подсчетам, их количество превысило уже два миллиона. По итогам интервью исследователи сформулировали 34 наиболее распространенных моделей человеческих талантов и разработали тест для их определения. В нем также объясняется, как можно использовать эти качества в работе и в жизни.
Все качества в тесте делятся на 4 домена:
Как утверждают авторы теста, он помогает выявить пять доминантных, ключевых талантов, являющихся неиссякаемым источником силы человека. Например, одно из таких качеств — «достижение». Подразумевается, что стремление к достижениям — это то, что движет человека вперед. Эта область означает, что ему постоянно нужны достижения. Он чувствует, как будто каждый новый день начинаете с нуля. К концу дня он должны добиться чего-то осязаемого, чтобы остаться довольным собой. Приведу еще пример — «катализатор». Обладатели этого качества очень часто в своей жизни задают вопрос: «Когда начнем?», так как им не терпится приняться за дело. Они, возможно, допускают, что анализ тоже бывает нужен, и что дискуссии и обсуждения могут иногда дать ценные результаты, но в глубине души они уверены, что добиться чего-то можно только реальными делами
Я никогда не задумывалась над тем, насколько люблю учиться, пока не прошла этот тест. Качество «ученик» у меня уверенно стоит на третьем месте. Что же это значит?
— Меня всегда привлекает процесс учебы. Именно процесс доставляет мне наибольшее удовольствие, а не содержание или, например, результат.
— Упорное осознанное движение от невежества к знанию придает силы.
— Меня привлекает радость открытия первых нескольких фактов, первые попытки рассказать выученное или попрактиковаться в том, чему удалось научиться.
Но у каждого качества есть и слепые зоны, например, у «ученика» это — склонность находиться в вечном обучении и не находить время на практику. Когда результат теста подсветил мне это, я начала фокусироваться на применении полученных знаний. Теперь я не перехожу к следующему обучению или книге, пока не попробую то, что откликнулось.
Тест можно пройти онлайн, в том числе на русском языке. Тестирование длится около 40-50 минут, после чего предоставляются результаты (на русском и английском языках).
Для их более глубокой проработки можно обратиться к сертифицированным специалистам по интерпретации и адаптации результатов к жизни. Gallup предлагает два типа отчетов: короткий, в котором приводятся ТОП-5 сильных сторон, и полный — с описанием всех выявленных качеств.
Описание каждого качества можно найти в книге Маркуса Бакингема и Дональда Клифтона «Добейся максимума. Сильные стороны сотрудников на службе бизнеса».
Компания JobEQ разработала инструмент, который помогает определять предпочтения человека с точки зрения мотивации и ценностей.
Существует два основных вида опросников JobEQ:
Большинство метапрограмм сгруппированы по парам или больше. Приведу несколько примеров.
Инициирование — рефлексия и терпение. Если вам свойственно инициирование, то вы проактивный, инициирующий, заставляете события случаться, начинаете действовать сами. Если вам свойственно терпение, то вы все тщательно продумываете и только потом действуете.
Глобальность — ориентация на детальность. Если вам свойственна глобальность, то вы мотивируетесь, когда люди объясняют вам видение в целом или если вы можете расширить ваш горизонт. Вы думаете большими «кусками» информации. Если вам свойственна детальность, то вы мотивируетесь, когда погружаетесь в детали.
Пройдя тест, я узнала, что у меня высокое инициирование. Что мне дало это знание? Я не просто убедилась, что у меня проактивный подход и мне нравится приступать к делам, не занимаясь предварительной оценкой всех обстоятельств. Я также поняла, что другие могут воспринимать меня не только как мотор, заставляющий мир вокруг крутиться, но и удивляться, а иногда и настораживаться, что оценкой обстоятельств я занимаюсь уже по ходу дела, «в пути».
Отчет также подсвечивает области развития. Если вы находитесь в ситуации, где требуется их использование, то будете понимать, что понадобится больше энергии, чтобы стать успешным.
Помимо прочего, тест позволяет определить и «будильник», то есть время, в течение которого человеку свойственно оставаться на одной работе или без изменений на ней. Предполагается, что, когда «будильник» звонит, нужно поменять что-то в своей работе или задаче, иначе снизится продуктивность.
Оказалось, что мой «будильник изменений» — два года. Это значит, что я хочу двигаться от одного проекта или работы к другому каждые два года. Как только я хорошо узнаю задачу, то хочу двигаться к следующей и лучше всего выполняю проекты, которые занимают менее двух лет.
Сначала я возмутилась: как же так, я же работаю в одной компании 10 лет?!
Но потом решила присмотреться, что же произошло за это время:
— я прошла путь от инженера до руководителя департамента, и каждый следующий шаг был в районе двух лет (где-то больше, где-то меньше);
— чаще всего я сама искала или создавала новые проекты внутри компании, в которые хотелось вкладываться.
Некоторые компании используют эти опросники при подборе, например, моделируют профиль успешных сотрудников и применяют при найме. Результаты используются для развития сотрудников, формирования кадрового резерва и выявления HiPo (сотрудников с высоким потенциалом). Результаты тестирования VSQ помогают понять, насколько человек «впишется» в корпоративную культуру.
Как и предыдущий, эти тесты можно сдать онлайн. При прохождении через сертифицированных специалистов они доступны на русском языке, и как правило, сопровождаются консультацией. На каждый вид опросника понадобится около 20-30 минут.
Компания Hogan занимается научными исследованиями в области личной психологии и психодиагностики. Оценка Hogan представляет собой независимое онлайн-тестирование по основным деловым компетенциям.
Существует три основных вида опросников Hogan, которые суммарно включают почти 600 вопросов:
Личностный (Hogan Personality Inventory). Помогает выявить сильные стороны, предоставляет информацию о том, как респондент воспринимается другими людьми, как человек видит самого себя.
Развития (Hogan Development Survey). Определяются так называемые деструкторы или скрытые стороны личности, проявляющиеся в поведении человека в стрессовых ситуациях.
Этот инструмент применяется для самостоятельной оценки своих сильных сторон и зон развития, выявления поведенческих деструкторов, определения внутренних мотиваторов. Многие крупные компании в России активно используют Hogan при отборе кандидатов на ТОП-позиции и в линейное руководство, для формирования кадрового резерва, определения и дальнейшего развития HiPo. Результаты тестирования также применяются для оценки сбалансированности команды при проведении тимбилдингов.
Что может быть плохого в командности?
Мои сильные стороны — командность и партнерство. Я предпочитаю принимать решения вместе с коллегами не потому, что не могу сделать это сама, а мне важно, чтобы каждый почувствовал сопричастность. Но ведь некоторые любят быть самостоятельными, ценят обособленность и не всегда готовы участвовать в командном решении: по их мнению, это — ответственность каждого. И это важно учитывать в работе.
Тест Hogan тоже можно сдать онлайн. Как правило, тестирование сопровождается консультацией сертифицированного специалиста. Каждый опросник занимает примерно по 20 минут. Все результаты тестирования предоставляются на русском и английском языках.
В коучинге есть такой инструмент — истории достижения. Работает это так: клиенту предлагается по очереди вспомнить минимум семь историй, в которых он столкнулся с какой-либо сложностью. Далее каждая история прорабатывается по определенному алгоритму:
В итоге формируется перечень качеств, которые помогли человеку преодолеть сложности. Примерно на четвертой-пятой истории человеку самому становится понятно, что некоторые качества начинают повторяться, и именно их он обесценивает и считает, что это дано каждому.
Чтобы воспользоваться этим инструментом, нужно найти владеющего им коуча. Мне предложила попробовать этот инструмент подруга, которая как раз проходила обучение у Светланы Бергер, сертифицированного коуча и ведущей сертификационной программы «Карьерный коуч. Специалист по развитию карьеры».
Когда я использовала все перечисленные инструменты, то даже составила таблицу, чтобы проанализировать результаты. В итоге пришла к выводу о том, что часть сильных сторон может отличаться в названии, но по смыслу результаты во многом пересекаются, а где-то дополняют друг друга.
Почему полезно знать свои сильные стороны
— Вы лучше поймете себя: разберетесь, что хорошо получается в работе, что стоит развивать, почему одни задачи выполняются с удовольствием, а другие вызывают сопротивление. Эти знания помогут наметить краткосрочную и долгосрочную карьерную цель, сделать правильный выбор.
— Это придает уверенности в себе, подсвечивает зоны развития.
— Это помогает понять, что окружающие могут быть другими. Эти знания способствуют улучшению коммуникации и взаимодействию.
Выбирая вакансию или думая об изменениях в карьере, ищите такую работу, где вы сможете применять на деле свои сильные стороны. Это таланты, которые следует ценить.