прибалтийский актер служивший в сс
Как солдаты вермахта и СС стали знаменитыми советскими актерами
Виктор Лоренц в фильме «Иди и смотри».
Народный артист Эстонской ССР
Калье Кийск в фильме «Смерть под парусом».
Ада Неретниеце/Рижская киностудия,1976
В 1944 году девятнадцатилетний эстонец Калье Кийск был мобилизован в 20-ю гренадерскую дивизию СС (1-ю эстонскую). После прохождения трехмесячной подготовки на учебном полигоне СС Хайделагерь в Польше его направили на оборонительный рубеж «Танненберг» в восточную Эстонию, где летом того же года развернулись кровопролитные бои против наступавших частей Красной Армии.
Позиции немецких войск подверглись массированным ударам бомбардировщиков и постоянному обстрелу советской артиллерии. Служивший в расчете противовоздушной обороны Кийск вспоминал, что из-за страха повредить барабанные перепонки в том невыносимом шуме он не мог закрыть рот и тот всегда был полон песка.
В сентябре 1944 года линия «Танненберг» была прорвана, и немецкие войска отступили со своих позиций. Калье Кийск решив, что достаточно повоевал, не ушел вместе с ними и вернулся домой в уезд Ида-Вирумаа.
После освобождения территории Эстонии Красной Армией у местной службы госбезопасности появились к Кийску вопросы: чем он занимался во время войны и почему его, вполне подходящего по возрасту, не забрали в немецкую армию? Калье выручил отец: он показал, что они вместе работали в сланцевой промышленности в городе Силламяэ и таким образом не подлежали мобилизации.
Всю свою дальнейшую жизнь Кийск посвятил кинематографу. При этом он проявил себя и как актер, и как режиссер. На его счету — 17 фильмов, что было выдающимся достижением в рамках не только маленькой Эстонии, но и всей огромной страны. В 1980 году ему присвоили звание Народного артиста Эстонской ССР, важнее которого было только звание Народного артиста СССР.
Калье Кийск тщательно хранил тайну своего военного прошлого. О его службе в СС знали лишь самые близкие друзья. Только после распада СССР и обретения Эстонией независимости о ней стало известно широкой общественности.
Народный артист СССР
Харий Лиепиньш в фильме «Контрудар».
Владимир Шевченко/Киностудия имени А. Довженко,1985
За 50 лет своей карьеры один из самых прославленных латвийских актеров Харий Лиепиньш сыграл более 250 ролей на сцене театра и в кино. Однако до того, как к нему пришла популярность, Лиепиньшу довелось пройти через войну и ГУЛАГ.
В 1944 году, когда будущему актеру было 17 лет, его мобилизовали в качестве «хиви» («добровольного помощника») в немецкую армию. Набранные немцами (далеко не всегда добровольно) среди советского населения эти люди служили грузчиками, санитарами, механиками, подносчиками снарядов и на других должностях. Харий попал в расчет ПВО.
В скором времени Лиепиньш вместе с остатками группы армий «Север» оказался блокирован в западной Латвии в так называемом Курляндском котле. Те из войск, которые не были эвакуированы в рейх по морю, держались здесь вплоть до самой капитуляции нацистов.
Харий не собирался бежать в Германию. После окончания войны он вернулся в Ригу, где вскоре был арестован как коллаборационист и отправлен на север СССР в угольные шахты Воркуты.
13 апреля 1946 года вышло постановление Совета министров СССР «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев», согласно которому были амнистированы представители прибалтийских народов, так или иначе сотрудничавшие с немцами во время войны. В их числе был и Лиепиньш. Вскоре после возвращения в Ригу он всецело посвятил себя театру и кино и получил в награду в 1988 году звание Народного артиста СССР.
Благодаря своей характерной неславянской внешности, прибалтийских актеров в советском кинематографе часто приглашали на роли иностранцев: англичан, американцев и, конечно, немцев в фильмах про Вторую мировую войну.
Не был исключением и Харий Лиепиньш. Среди прочих, на его счету роль фельдмаршала Эриха фон Манштейна в фильме «Контрудар», офицеров СС в культовом советском сериале «Долгая дорога в дюнах» и в фильме того самого Калье Кийска «Безумие».
Заслуженный артист Латвийской ССР
Виктор Лоренц в фильме «Красная скрипка».
В 1944 году семнадцатилетний рижанин Виктор Лоренц был мобилизован в Латышский добровольческий легион СС. Несмотря на название, набор в него происходил в том числе и на принудительной основе.
После войны Лоренц оказался в одном из проверочно-фильтрационных лагерей НКВД на Дальнем Востоке, через который проходили некоторые граждане СССР, служившие в германской армии, побывавшие в плену, а также жившие на оккупированных немцами территориях. Однако после амнистии прибалтийских коллаборационистов 1946 года он вернулся в Латвию.
Закончив в 1961 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (сегодня — Всероссийский), Виктор Лоренц стал первым профессиональным латвийским киносценаристом.
Еще во время учебы Лоренц написал свой первый сценарий, основанный на его военном прошлом в СС. Озаглавленный «Родина, прости!», он рассказывал историю трех друзей, мобилизованных в Латышский легион в ходе Второй мировой войны.
Сценарий был опубликован в московском альманахе, но оказался слишком смелым для кинематографа в то время. На экранизацию решились лишь в 1964 году.
Вышедший спустя два года фильм «Я все помню, Ричард» с Харием Лиепиньшем в главной роли подвергли сильной цензуре, однако все-таки допустили до всесоюзного проката. Лишь в Латвии он прошел ограничено в нескольких небольших кинотеатрах, без рецензий и упоминаний в местной прессе. В 1992 году была выпущена полная версия фильма под названием «Камень и осколки».
Заслуженный артист Латвийской ССР, Лоренц не ограничивал себя лишь деятельностью сценариста, но и активно снимался сам. По иронии судьбы в 1985 году ему вновь пришлось примерить эсэсовскую форму. В одном из самых страшных фильмов о Второй мировой войне «Иди и смотри» он сыграл роль штурмбанфюрера, отдавшего карательному отряду приказ об уничтожении жителей белорусской деревни.
Как солдаты вермахта и СС стали знаменитыми советскими актерами
Некоторым из них сначала пришлось пройти через лагеря, но кому-то удалось скрыть свое прошлое.
Калье Кийск, народный артист Эстонской ССР
В 1944 году девятнадцатилетний эстонец Калье Кийск был мобилизован в 20-ю гренадерскую дивизию СС (1-ю эстонскую). После прохождения трехмесячной подготовки на учебном полигоне СС Хайделагерь в Польше его направили на оборонительный рубеж «Танненберг» в восточную Эстонию, где летом того же года развернулись кровопролитные бои против наступавших частей Красной Армии.
В сентябре 1944 года линия «Танненберг» была прорвана, и немецкие войска отступили со своих позиций. Калье Кийск решив, что достаточно повоевал, не ушел вместе с ними и вернулся домой в уезд Вирумаа.
После освобождения территории Эстонии Красной Армией у местной службы госбезопасности появились к Кийску вопросы: чем он занимался во время войны и почему его, вполне подходящего по возрасту, не забрали в немецкую армию? Калье выручил отец: он показал, что они вместе работали в сланцевой промышленности в городе Силламяэ и таким образом не подлежали мобилизации.
Всю свою дальнейшую жизнь Кийск посвятил кинематографу. При этом он проявил себя и как актер, и как режиссер. На его счету — 17 фильмов, что было выдающимся достижением в рамках не только маленькой Эстонии, но и всей огромной страны. В 1980 году ему присвоили звание Народного артиста Эстонской ССР, важнее которого было только звание Народного артиста СССР.
Калье Кийск тщательно хранил тайну своего военного прошлого. О его службе в СС знали лишь самые близкие друзья. Только после распада СССР и обретения Эстонией независимости о ней стало известно широкой общественности.
Харий Лиепиньш, народный артист СССР
За 50 лет своей карьеры один из самых прославленных латвийских актеров Харий Лиепиньш сыграл более 250 ролей на сцене театра и в кино. Однако до того, как к нему пришла популярность, Лиепиньшу довелось пройти через войну и ГУЛАГ.
В 1944 году, когда будущему актеру было 17 лет, его мобилизовали в качестве «хиви» («добровольного помощника») в немецкую армию. Набранные немцами (далеко не всегда добровольно) среди советского населения эти люди служили грузчиками, санитарами, механиками, подносчиками снарядов и на других должностях. Харий попал в расчет ПВО.
В скором времени Лиепиньш вместе с остатками группы армий «Север» оказался блокирован в западной Латвии в так называемом Курляндском котле. Те из войск, которые не были эвакуированы в рейх по морю, держались здесь вплоть до самой капитуляции нацистов.
Харий не собирался бежать в Германию. После окончания войны он вернулся в Ригу, где вскоре был арестован как коллаборационист и отправлен на север СССР в угольные шахты Воркуты.
13 апреля 1946 года вышло постановление Совета министров СССР «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев», согласно которому были амнистированы представители прибалтийских народов, так или иначе сотрудничавшие с немцами во время войны. В их числе был и Лиепиньш. Вскоре после возвращения в Ригу он всецело посвятил себя театру и кино и получил в награду в 1988 году звание Народного артиста СССР.
Благодаря своей характерной неславянской внешности, прибалтийских актеров в советском кинематографе часто приглашали на роли иностранцев: англичан, американцев и, конечно, немцев в фильмах про Вторую мировую войну.
Не был исключением и Харий Лиепиньш. Среди прочих, на его счету роль фельдмаршала Эриха фон Манштейна в фильме «Контрудар», офицеров СС в культовом советском сериале «Долгая дорога в дюнах» и в фильме того самого Калье Кийска «Безумие».
Виктор Лоренц. Заслуженный артист Латвийской ССР
В 1944 году семнадцатилетний рижанин Виктор Лоренц был мобилизован в Латышский добровольческий легион СС. Несмотря на название, набор в него происходил в том числе и на принудительной основе.
После войны Лоренц оказался в одном из проверочно-фильтрационных лагерей НКВД на Дальнем Востоке, через который проходили некоторые граждане СССР, служившие в германской армии, побывавшие в плену, а также жившие на оккупированных немцами территориях. Однако после амнистии прибалтийских коллаборационистов 1946 года он вернулся в Латвию.
Закончив в 1961 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (сегодня — Всероссийский), Виктор Лоренц стал первым профессиональным латвийским киносценаристом.
Виктор Лоренц в фильме «Красная скрипка». Кальё Кийск/Tallinnfilm,DEFA,1974
Еще во время учебы Лоренц написал свой первый сценарий, основанный на его военном прошлом в СС. Озаглавленный «Родина, прости!», он рассказывал историю трех друзей, мобилизованных в Латышский легион в ходе Второй мировой войны.
Сценарий был опубликован в московском альманахе, но оказался слишком смелым для кинематографа в то время. На экранизацию решились лишь в 1964 году.
Вышедший спустя два года фильм «Я все помню, Ричард» с Харием Лиепиньшем в главной роли подвергли сильной цензуре, однако все-таки допустили до всесоюзного проката. Лишь в Латвии он прошел ограничено в нескольких небольших кинотеатрах, без рецензий и упоминаний в местной прессе. В 1992 году была выпущена полная версия фильма под названием «Камень и осколки».
Заслуженный артист Латвийской ССР, Лоренц не ограничивал себя лишь деятельностью сценариста, но и активно снимался сам. По иронии судьбы в 1985 году ему вновь пришлось примерить эсэсовскую форму. В одном из самых страшных фильмов о Второй мировой войне «Иди и смотри» он сыграл роль штурмбанфюрера, отдавшего карательному отряду приказ об уничтожении жителей белорусской деревни.
История о том, как латышский солдат вермахта Харий Лиепиньш стал народным артистом СССР
В 1985 году, к 40-летию Победы, советский кинематограф выпустил сразу несколько военных картин разной степени качества. Среди них была и лента режиссера Владимира Шевченко «Контрудар», посвященная боям на правом берегу Днепра, развернувшимся в ноябре 1943 года.
Мундир вам очень к лицу
Главную роль — генерала армии Ватутина — сыграл Виктор Павлов. Также в картине были задействованы Михаил Ульянов, Николай Бурляев, Александр Голобородько и другие известные актеры.
Ключевого отрицательного персонажа — генерал-фельдмаршала Манштейна — сыграл латвийский актер Харий Лиепиньш. В образе своем он был весьма убедителен, что вызвало шутки среди членов съемочной группы: кавалер ордена «Знак Почета» так хорошо смотрится в немецкой форме, словно всю жизнь ее носил.
Шутники не догадывались, что попали в точку. Актер действительно служил в годы войны в вермахте. Об этой части своей биографии Лиепиньш предпочитал помалкивать вплоть до распада Советского Союза, разоткровенничавшись только в независимой Латвии.
Родился он в 1927 году в Тернейской волости на севере Латвии, недалеко от границы с Эстонией. Когда Харию было 8 лет, семья переехала в Ригу. Здесь он поступил в 28-ю школу, где завоевал авторитет среди сверстников умением постоять за себя и отличной игрой в футбол.
После начала войны и захвата Риги гитлеровцами Харий стал свидетелем того, как его приятели, выходцы из еврейских семей, отправляются в гетто. Первой любовью Лиепиньша была девушка-еврейка, которая вместе с семьей была расстреляна немцами.
В интервью Лиепиньш рассказывал, что для того, чтобы попасть на обучение в гимназию, он в 1942 году прибавил себе возраст. Эта прибавка обернулась тем, что в 16 лет его призвали в немецкую армию. Впрочем, некоторые утверждают, что дело было не в призыве, а в добровольном желании молодого латыша служить гитлеровцам.
«Держали огневую позицию, вели бой по русским самолетам и танкам, — вспоминал Лиепиньш. — Несколько моих товарищей и друзей погибли в результате советских авиаударов».
Со своей частью он оказался в «Курляндском котле»: осенью 1944 года гитлеровская группировка в Латвии была прижата к морю и в таком положении оставалась вплоть до мая 1945 года.
После капитуляции Третьего рейха Лиепиньш решил тайком вернуться в Ригу, но по пути был задержан советскими правоохранительными органами. Скрыть факт службы в вермахте ему не удалось, и молодой человек оказался в лагере под Воркутой.
В беседах с журналистами независимой Латвии актер сетовал на ужасные условия в поезде, на котором их везли в лагерь, а также на тяжесть работы на угольном разрезе: «Голод, вши… мороз, который порой был ниже 50 градусов. Почти каждый день на шахте происходили несчастные случаи, гибель людей. Установка крепей была самой опасной работой, наша бригада из семнадцати человек пережила грандиозный обвал, грозивший навсегда оставить нас под землей. »
В апреле 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 843-342сс «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев». Оно было принято по ходатайству руководителей Латвийской ССР Яна Калнберзина и Вилиса Лациса, настаивавших на том, что большинство латышей, служивших в вертмахте и СС, были мобилизованы принудительно. Советское руководство сделало вид, что поверило, после чего жители республик Прибалтики, отправленные на поселения за коллаборационизм, получили право вернуться домой.
В числе амнистированных оказался и Лиепиньш. Вернувшись в Ригу, 19-летний ветеран вермахта поступил в театральную студию при Рижском театре драмы имени Райниса. После ее окончания актер был принят в труппу Художественного театра имени Райниса, где прослужил до самой смерти.
«Я все помню, Ричард»
В 1955 году, будучи уже известным и популярным театральным актером, Лиепиньш дебютировал в кино, сыграв в картине «К новому берегу».
А дальше Лиепиньш снимался много: в «Золотом эшелоне» вместе с Василием Шушкиным, в «Законе Антарктиды» с Всеволодом Сафоновым и Раднэром Муратовым, в революционном фильме «Шестое июля» вместе со всем цветом советского кинематографа… Сергей Бондарчук пригласил Лиепиньша в фильм «Ватерлоо» на роль Гнейзенау, в картине «Кремлевские куранты» он сыграл Герберта Уэллса, а в «Синдикате-2» — британского разведчика и авантюриста Сиднея Рейли.
Самое высокое звание
Начиная с 1950-х на Лиепиньша начали сыпаться призы и регалии: орден «Знак Почета», звание заслуженного артиста Латвийской ССР, а затем — и народного артиста республики. Всему этому не мешало даже то, что актер злоупотреблял алкоголем. Нередко случались у него и настоящие запои, приводившие в ужас членов семьи. Но особое отношение к Прибалтике в СССР сказалось и здесь. Лиепиньш указом от 13 апреля 1988 года был удостоен звания «Народный артист Советского Союза». Это первый и единственный случай, когда народным артистом СССР стал солдат вермахта.
Несмотря на амнистию, ордена и звания, Лиепиньш после распада большой страны стал рассказывать о том, что он от советской власти пострадал без вины. Так это или нет, каждый волен решать сам.
Помимо выпивки, народный артист СССР очень любил рыбалку. В 1998 году его обнаружили мертвым в лодке вместе со снастями. Никакого криминала, просто остановилось сердце.
Единственный народный артист СССР, который служил в немецком Вермахте
Имя этого советского актёра абсолютно ничего не скажет людям из молодых поколений. А вот люди постарше наверняка его вспомнят, да ещё и со словами: «Да, при СССР была целая плеяда прекрасных актёров из Прибалтики…» Но в этой статье я расскажу о действительно уникальном случае, когда советский актёр успел послужить в Вермахте.
Высокое звание Народного артиста Советского Союза актёр Харий Янович Лиепиньш получил в качестве подарка к своему 60-летию, когда годы его творческой активности были уже позади.
А вспомнить ему было что: фильмография этого актёра насчитывает 40 фильмов! И это в СССР, где киноиндустрия была далеко не так производительна, как в современной России.
Ещё и на театральной сцене Харий Янович сыграл многие роли, о которых мечтает каждый серьёзный актёр: в молодости – Ромео, в более зрелом возрасте – Гамлета, князя Мышкина, короля Ричарда, Дон Кихота… В 1956 году Лиепиньш был награждён орденом «Знак Почёта», в 1958-м стал Заслуженным, а в 1978-м – Народным артистом Латвийской ССР.
Как советский актёр попал в вермахт?
Всесоюзную славу, признание и почести актёр получил несмотря на то, что с 1943 по 1945 год он проходил службу в немецкой армии (но не в СС, как ошибочно пишут в некоторых публикациях). Дело в том, что обычно коллаборационисты действительно относились к структуре Ваффен СС (об этом я писал ранее).Но для выходцев Прибалтики, было исключение.
Этот факт совершенно не вписывается в распространённую теорию о том, что всех коллаборационистов в СССР жестоко карали, и никаких перспектив после долгих лет лесоповала у них в жизни не было.
По словам Лиепиньша, в 1942 году он в 15-летнем возрасте прибавил себе лишних 1,5 года, чтобы попасть на класс вперёд при переходе из простой средней школы №28 в I Рижскую государственную гимназию. Подправка года рождения в документе привела к тому, что вскоре после окончания гимназии, в 1943 году, его призвали в немецкую армию. Интересно, что в других источниках утверждается: служить он пошёл добровольно: никто его не призывал!
Актёр Харий Янович Лиепиньш. Фото в свободном доступе.
Как бы то ни было, службу Харий проходил в Курземе, на западе Латвии. Он успел послужить немцам 9 месяцев (до прихода Красной Армии в Курляндию). По одним данным – в роте материального обеспечения полевого аэродрома люфтваффе, а по другим – в охране какого-то завода военного назначения.
Спецпроверка НКВД отнеслась к молодому человеку с сочувствием. Но 6 лет лагерей ему за службу нацистам всё-таки дали. Из них будущий актёр реально отсидел полтора года – получил досрочное освобождение. Но и от этой сравнительно недолгой «экскурсии в лагеря» у него остались неизгладимые впечатления:
«Многие не выдержали нечеловеческих условий и стались в Воркуте навечно»
«Переполненный вагон, влажность и духота. За день – несколько столовых ложек пшенной каши и сушёная вобла», – так он описывал современному латвийскому журналисту своё этапирование в Воркуту.
Путь к вершинам в актёрской профессии
По возвращении в столицу Латвии, Харий поступил на учёбу в театральную студию при Рижском театре драмы имени Я. Райниса. В 1949 он с отличием закончил обучение и начал театральную карьеру. А в 1955 году дебютировал и в большом кино.
Актёр Харий Янович Лиепиньш. Фото в свободном доступе.
У Лиепиньша счастливая актёрская судьба. В его обширной фильмографии есть и мелодрамы, и романтические комедии, и приключенческие, и исторические фильмы, и серьёзные «жизненные» драмы.
Фильмы про Великую Отечественную войну тоже есть. Как многие другие прибалтийские актёры, он несколько раз играл в них немецких офицеров. А в 1985 году, будучи уже в зрелом возрасте, сыграл самого фельдмаршала Манштейна – в фильме «Контрудар» (о Курской битве). Кстати, Жукова там сыграл (конечно же) Михаил Ульянов, а Ватутина – Виктор Павлов.
Не раз Лиепиньш снимался и с другими звёздами советского кино – Василием Шукшиным, Игорем Старыгиным, Николаем Ерёменко, Василием Ливановым… Снялся он и в популярнейшем советском фильме «Долгая дорога в дюнах». И в «Ватерлоо» знаменитого режиссёра Сергея Бондарчука ему нашлась роль одного из генералов.
А теперь вопрос читателям:
Как Вы считаете, заслуженно ли Харий получил 6 лет лагерей?
Товарищи фашисты
На фестивале «Киношок» показали документальный фильм «Фрицы и блондинки» — о прибалтийских актерах, воплощавших в советском кинематографе образы нацистов.
На съемки этого фильма в чистом виде ушел один день: минимализм прибалтийского искусства органично сочетается с его малобюджетностью. Год назад в Латвии, в поместье Эволе, собрали прибалтийских актеров, игравших нацистов в советских фильмах. Все было обставлено в шутливой манере — на фасаде было написано по-немецки «Привет бойцам идеологического фронта», но само дело было, конечно, нешуточное. Дело в том, что в сегодняшней Прибалтике участие актеров в советских пропагандистских фильмах приравнивается к пособничеству советскому режиму. И если этот фильм в России смотрится как в общем-то ностальгическая штука — вот сидят актеры и вспоминают молодость,— то в Прибалтике к нему отнеслись примерно как к фильму «Покаяние» Абуладзе.
Режиссер Арбо Таммиксаар пригласил троих самых известных «фашистов» советского кино — литовца Альгимантаса Масюлиса (который, к сожалению, не дожил до премьеры фильма), латыша Улдиса Лиелдиджа и эстонца Тыну Аава — и устроил что-то вроде шуточного Нюрнбергского процесса. Режиссер спрашивал, не раскаиваются ли актеры за свое участие в идеологическом кино, актеры отвечали, что нет, не раскаиваются, и приводили аргументы в свою защиту,— вот, собственно, и все содержание фильма «Фрицы и блондинки». При этом атмосфера была очень теплая: актеры радовались встрече, вспоминали смешные случаи, так сказать, из общего «фашистского» прошлого. Потрясает при этом количество фильмов, в которых они снялись: у каждого примерно по три-четыре десятка ролей такого плана. В Прибалтике всерьез считают, что именно из-за этих ролей у сегодняшних Эстонии, Латвии и Литвы имидж «пособников фашистов»: то есть что виноваты в этом именно актеры Масюлис, Лиелдидж и Аав и прочие. А режиссер Арбо Таммиксаар, поставив вопрос об ответственности художника, тем самым снял ужасное напряжение в обществе и косвенным образом защитил актеров.
Нам, конечно, эти страсти кажутся преувеличенными, если даже к фильмам Лени Рифеншталь у нас отношение неоднозначное, хотя, казалось бы, вот где пропаганда нацизма, то что уж там говорить об актерах, которые играли «фашистов», по сути, в развлекательном кино. Здесь гораздо интереснее эстетическая сторона вопроса: прибалтийских актеров в советском кино действительно чаще других приглашали играть злодеев, можно даже говорить о своеобразной актерской школе, о «фабрике зла». Фактически это разговор об образе врага в советском кино — о том, как он создавался и как в конечном итоге стал сам управлять своими создателями.
Главный комментатор фильма «Фрицы и блондинки» — Александр Шпагин, специалист по истории советского кино — говорит, что прибалтов стали приглашать в советское кино не только потому, что они были «похожи» на немцев. Это лишь формальная причина: на самом деле задачи у советского киноискусства были глубже. «Главное качество этих персонажей была тотальная холодность,— говорит Шпагин.— Они были все как аршин проглотившие и совершенно ледяные. Прибалтийский актер нужен был именно для того, чтобы подчеркнуть чужеродность «фашистов», еще больше их отчуждить, отстранить. Но дело в том, что и сами прибалты в нашем кино были изначально символом чего-то чужого, иного, это началось еще с «Дела Румянцева» (1955), где главного гада играет Антс Эскола,— это одно из первых появлений прибалтийских актеров на экране. Прибалтов звали в кино, чтобы подчеркнуть несоветское происхождение героя».
Однако массовое пришествие прибалтийских актеров случилось в 1970-е: именно в это время в нашем кино в очередной раз поменялись задачи — и идеологические, и коммерческие, и эстетические. Ставка была сделана на «советский Голливуд», и отныне в стране идет борьба за количество зрителя, а не только за идеологическую лояльность фильма (таким образом в советском кино начинают стихийно складываться рыночные отношения). Именно в эти годы было снято огромное количество фильмов с абсолютно одинаковым сюжетом: «разведчики пошли на задание, вернулись не все» или «наш разведчик уделывает немецкого генерала»: «В двух шагах от «Рая»», «Шел четвертый год войны», «Без права на провал», «Постарайся остаться живым» и т. д.
Именно в этих фильмах снималась целая плеяда прибалтийских актеров, естественно, в роли «фрицев»: Антс Эскола, Юозас Будрайтис, Альгимантас Масюлис, Улдис Лиелдидж, Хейно Мандри, Тыну Аав, Арнис Лицитис, Улдис Думпис, Сулев Луйк, Валентин Скулме. Соответственно в ролях фашисток — Вия Артмане, Ада Лундвер, Эве Киви. Что касается жанра, то это были полуприключенческие фильмы: для приключенческих они были довольно вялы, а на серьезность не претендовали. Не было там и подлинного драматизма. «Почти весь военный кинематограф 1970-х годов,— говорит Шпагин,— вяло-развлекательный: война в кино превращается в пионерлагерь, в игру «Зарница»».
Как воспринимал «фашистов» массовый советский зритель? Как ни парадоксально — именно как прибалтов, которые играют фашистов. Что до самого образа «фашиста», то он был с художественной точки зрения настолько неубедительным, что говорить о каком-либо воздействии на зрителя глупо. Это была чистая функция, условность, с чем (что тоже довольно забавно), советский зритель сознательно примирялся. То есть зрителю и не нужно было «сложнее»: когда на экране появлялся очередной на редкость схематичный «фашист», в голове, вероятно, срабатывала защитная реакция — «а что же, их людьми, что ли, показывать?» Единственной попыткой усложнить образ врага были «Семнадцать мгновений весны», однако посыл Лиозновой не был подхвачен: в советском кино все равно победил миф о фашисте как о примитивном, холодном истукане. Даже если играл его крупный актер, например Будрайтис, все равно его игру было не отличить от игры других актеров.
Между тем клишированность и стереотипность фашистов в кино 1970-1980-х годов, а также само количество этих картин (примерно 400-500) породили непредсказуемый эффект: это стало вызывать у зрителя смех, причем в самых «кровожадных сценах». В первую очередь смех вызывал утрированный немецкий акцент: «Ти бутешь отвешайт мне, сволотш, или ми тебя бутем немношко вешайт». «Конечно, можно было бы приглашать немецких актеров из ГДР,— говорит Шпагин.— Но в 1970-е всем уже было по фигу: все эти картины сняты левой ногой. У прибалтов есть какой-то акцент, ну и слава богу».
Вряд ли это было сознательной диверсией, прибалтийские актеры, по их признанию, напротив, старались по возможности «усложнить, углубить» образ врага. Просто так все совпало: в кино стало много похожих фашистов, однообразно-пустых, и это кино перестали воспринимать всерьез, это называли «киношко про войнушку», а самих героев «фашиками». В результате война-трагедия, война как святое, бывшая в СССР своего рода заменой религии, перестала играть в обществе объединительную роль, потеряла сакральный статус. Больше объединять, как выяснилось, было нечему.
На месте прибалтов — без шуток! — я бы рассматривал работу актеров не как «пособничество» советскому режиму, а, напротив, как тайную борьбу с ним, как подрыв советской идеологии. Патриотизм не выдерживает поточного производства: как только его начинают штамповать, он сам себя разоблачает, опровергает. Оскомина от лжепатриотизма была порождена именно формальным и массовым производством таких фильмов. Зло перестало ужасать, и настало новое время.
Альгимантас Масюлис / Литва
Мягкая фактура диктовала «нестандартность» его «фрицев». Одна из характерных ролей — офицер СС в Заксенхаузене («Освобождение»). На родине он был любим за роли в спектаклях для детей: его знали в первую очередь как дядюшку Римуса и бравого солдата Швейка.
Улдис Лиелдидж / Латвия
Считается рекордсменом по участию в фильмах «про фашистов» — около 50 фильмов. Лиелдидж вспоминает, как однажды в Москве он зашел перекусить в кафе: мальчик лет десяти, узнав его, закричал: «Товарищи! Этот фашист ест наши советские пельмени!»
Паул Буткевич / Латвия
Его «специализацией» были «плохие западные парни»: шпионы, капитаны вражеских судов, сотрудники спецслужб. На этой фотографии — кинопробы для «Семнадцати мгновений весны» на роль. Штирлица. В результате он все-таки сыграл роль «связного из центра» в 12-й серии фильма.