пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде

Общая характеристика класса Пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Червева Маргарита Николаевна

учитель биологии

Коммунального государственного учреждения «Школа-гимназия №35 отдела образования акимата города Экибастуза»

Лабораторная работа №8. Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Цель (обучения): Ознакомление с общей характеристикой, строением и представителями класса Пресмыкающихся. Создание условий для формирования умений сравнивать строение и жизнедеятельность животных

Цель (личностного развития): Содействие развитию устной речи и коммуникативных навы­ков через групповое и парное взаимодействие.

Ожидаемые результаты: А: знает и понимает – общие признаки живого организма, среды обитания организмов.

В: умеет – обосновывать взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания; особенности

питания, размножение, роста, развитие животных.

С: может – выявить причинно-следственные связи в логических заданиях, сотрудничать в группе и раскрывать

свои творческие способности, оценить себя и других.

урокаЗадачиДеятельность учителяДеятельность ученикаОрганизационные формыОцениваниеИспользуе-

мые модули5΄Побуждение— установить межличностный контакт

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения.Приветствует, определяет настроение, постановку целей и задач урока

Показывает на доске – изображения рептилий (всех отрядов) и земноводных. «Кто лишний?»

Подводит к формулировке темы урока Пресмыкающиеся – «герои» урока (озвучивается тема урока). На доске – систематика (слайд). Ваши ассоциации?

Короткий рассказ об отношении людей к рептилиям, легенды

на листках – что хотели бы узнать о пресмыкающихся? Распределение вопросов учащихся на смысловые группы

Положительная мотивация на выполнение поставленных задач

выделяют среди рептилий лишнее земноводное; высказывают свои ассоциации, ощущения от животных;

слушают рассказ учителя, дополняют своими наблюдениями. Ответы на вопросы, комментируют слайды

Записывают тему урока, классификация класса пресмыкающихся

пишут по 1 вопросу, ответ на который хотели бы узнать в течение урока

индивидуальнаяФормативное (похвала)

ОКМ25΄Реализация-получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.Организация лаб. работы (листы заданий, лист оценивания)

Каждому ученику раздаётся текст по теме «особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых сухопутных позвоночных животных».

Обсуждение. Выделение главных особенностей рептилий, которые позволили им стать сухопутными животными. Подчеркнуть родство с земноводными.

Постановка проблемного вопроса: «какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными».

Координирует, корректирует действия учащихсяОформление лаб. работы по алгоритму. Выполнение заданий.

Читают текст, сначала пытаются сами найти биологические ошибки, а затем ищут правильные ответы в учебнике (самооценка).

Таблица самооценивания.

«+», участвовал в работе – 1 балл,

«0», не участвовал в работе – 0 баллов,

«-», мешал работе – минус 1 балл.

При обсуждении выделяют как особенности рептилий, так и их родство с земноводными (эволюция органического мира).

Решают проблемный вопрос

10΄ЗакреплениеИгра «Чей признак?» (называется признак земноводных или пресмыкающихся, дети делают какие-либо упражнения, если это «их» признак).

Возвращает к вопросам на листках, сформулированным детьми в начале урока.

Если необходимо – помогает

найти ответы.Группы выделяют «свои» признаки (земноводные и пресмыкающиеся), выполняют физ. упражнения.

Отвечают сами на свои вопросыГрупповая

парнаяформативное (похвала, одобрение визуальная и аудиальная)УиЛ

ОКМ5΄Рефлексия-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.Задает вопросы

Изменилось ли отношение к пресмыкающимся?

Как поступите, если увидите…

Смайлики в коробочку с объяснением почему?

формулирует домашнее задание

оценивает знания и работу на уроке.

Отвечают письменно на смайликах,

выражают своё отношение к рептилиям. Опускают смайлики в коробочки «изменилось» «не изменилось»

записывают домашнее задание в дневники, индивидуальное задание по разным уровням

индивидуальнаяформативная

Приложение №1

Черепахи существуют на протяжении 250 миллионов лет.
Размеры черепах изменяются в довольно большом диапазоне. Морские виды, как правило, больше наземных и речных сородичей. Самыми большими являются кожистые черепахи
с длиной панциря 2 м и весом более 900 кг.

Вымершие сухопутные черепахи вырастали до двух с половиной метров, но самой большой является жившая в меловом периоде морская черепаха, размер одного из обнаруженных скелетов этого вида достигает более 4 метров. Предполагаемая масса этой черепахи — до 2 тонн. Самой маленькой из черепах является крапчатая черепаха, не превышающая 10 см в длину.

3.Мясо крокодилов съедобно и употребляется в пищу населением многих тропических стран. Кожа крокодилов, особенно аллигаторов, используется для изготовления различных галантерейных изделий (портфелей, чемоданов ). Хищническое истребление крокодилов привело к резкому сокращению их численности и принятию охранных мер. В ряде стран существуют специальные фермы по разведению крокодилов.

5. Все известные змеи — хищники. Среди различного многообразия змей встречаются безобидные и очень опасные для человека и животных ядовитые представители. В настоящее время на Земле насчитывается более 3000 видов змей.
Тело удлинённое без конечностей, глаза лишены век, внешние уши отсутствуют, но змеи чувствуют вибрацию от земли.
Змеи отличаются огромным количеством позвонков (от 200 до 450). Длина тела от 10 см до 13 м. Грудной клетки нет, при заглатывании пищи ребра раздвигаются. Как правило, развито только правое лёгкое, левое отсутствует.

6. У змей ядовитый зуб может развиваться до 4 с половиной см.
Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли, кроме воздушного. Встречаются змеи на всех материках, кроме Антарктиды.
Предпочитают обитать на территориях с жарким климатом. Обитают в различных экологических условиях — лесах, степях, пустынях, в предгорьях и горах.
Змеи в основном ведут наземное существование, но некоторые виды живут под землей, в воде, на деревьях. При наступлении неблагоприятных условий, например в результате похолодания, змеи впадают в спячку.

Приложение № 2

Критерии оценивания лабораторной работы (рубрикат)

с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование (А)

все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда (В)

в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей (С)

доносит свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи (D)

если работа выполнена удовлетворительно, не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

если работа выполнена не качественно, не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, сравнения, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания выполнения лабораторной работы

Баллы
Содержание
Работа полностью завершенаПочти полностью сделаны наиболее важные компоненты работыНе все важнейшие компоненты работы выполненыРабота сделана фрагментарно и с помощью учителяРабота демонстрирует глубокое понимание описываемых процессовРабота демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняютсяРабота демонстрирует понимание, но неполноеРабота демонстрирует минимальное пониманиеВыделены основные материалы. Грамотно используется научная лексикаИмеются некоторые основные материалы. Научная лексика используется, но иногда не корректно.Основные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.Минимум основных материалов. Минимум научных терминов
Дизайн (оформление)
Грамотность
Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксическихМинимальное количество ошибокЕсть ошибки, мешающие восприятиюМного ошибок, делающих материал трудночитаемым
КритерийДескрипторБаллы

(достижения)

А (4 балла)

Знание и понимание

Знает основные таксонометрические категории животных

Знает алгоритм описания внешнего строения

Знает основные отделы скелета

Понимает значимость функций скелета для организма

1

1

В (3 балла)

Применение

Умеет определять отделы скелета животных

Умеет различать функции и значение отделов скелета лягушки и ящерицы

Умеет объяснять сходства и различия отделов скелета

1

1

С(4 балла)

Анализ и Синтез

(Обработка информации)

Умеет анализировать материал

Составляет этапы сравнительной характеристики отделов скелета

Выделяет во внешнем строении и скелете признаки, связанные с наземным и водным образом жизни.

Объясняет причины и следствия изменений скелета

1

1

Д (4 балла)

Коммуникация

Умеет работать с различными источниками информации

Отбирает относящийся к теме материал

Доносит знания другим, проявляя терпимость и дружелюбие

Организовывает работу группы, предлагает идеи для оригинального оформления работы

1

1

Итого15

Суммативная оценка за лабораторную работу

Оценка по 5-балльной шкалеБаллы по критериямДоля от максимально возможного балла по критериям, %
515-2089-100
410-1575-88
35-1074-60
20-40-59

Приложение № 3

Фамилия, имяКритерии
Участвовал в общем обсуждении (предлагал идеи, критиковал высказывания).Формулировал ответы, выводы.Выступал от группы.Задавал вопросы (в группе, классу, учителю).Оформлял (запись, рисунок, график)

Приложение № 4

Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки».

Текст для учащихся:

Класс пресмыкающихся относится к беспозвоночным животным. Большинство пресмыкающихся живет в воде, но некоторые обитают на суше и в воздушной среде. Размножение этих животных связано с водой. Они откладывают крупные яйца, покрытые плотной оболочкой. Кожа влажная, не имеет роговых покровов. Активность пресмыкающихся зависит от настроения. Большинство пресмыкающихся имеют пару конечностей, но у змеи и некоторых видов ящериц они отсутствуют. Некоторым пресмыкающимся свойственна способность к деградации.

Класс пресмыкающихся относится к позвоночным животным. Большинство пресмыкающихся живет на суше, но некоторые обитают в водной среде. Размножение этих животных не связано с водой. Они откладывают крупные яйца, покрытые плотной оболочкой. Кожа у них сухая, имеет роговой покров. Активность пресмыкающихся зависит от окружающей среды. Большинство пресмыкающихся имеют по 2 пары конечностей, но у змеи и некоторых видов ящериц они отсутствуют. Некоторым пресмыкающимся свойственна способность к регенерации.

Цель: ознакомиться с внешним строением ящерицы прыткой.

Оборудование: таблица «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки», рисунки в учебнике, картинки.

Обсудите задания в группе

Задание 2. Заполните таблицу

ПРИЗНАКИ
Черты строенияземноводныеобщиепресмыкающиеся
Отделы тела

3. хвост

Покровы тела
Конечности
Среда обитания
Черты приспособления к жизни на суше
Представители

Задание 3. Сделайте выводы

а) подвижность соединения головы и туловища с помощью шеи _____

б) расчлененные конечности ___

в) сухая кожа с роговыми чешуями ___

г) хорошо развитые органы чувст ____

Домашнее задание: Проблемные задачи

Источник

Приспособления рептилий к условиям обитания. Типы: наземный, подземный, древесный, водный

Современные рептилии — лишь обломок огромного филогенетического дерева, процветавшего в конце палеозоя и в мезозое. Тогда они господствовали на земле, в воде и воздухе, занимая все среды обитания, причем у них вырабатывались приспособления к ним разнообразными путями. В некоторых случаях приспособленность рептилий, как ископаемых, так и современных, к условиям обитания является изумительной.
Приспособления к наземному и подземному образу жизни. Возникли рептилии как тип, прогрессивно приспособлявшийся к жизни па суше. Ho первые рептилии были еще весьма несовершенно приспособлены к движению и жизни па земле. Пока у них не было конкурентов, они могли господствовать на суше, но потом конкуренция различных форм рептилий между собой, напряженная борьба за существование обусловили появление более совершенного типа наземного существа. Первые рептилии из подкласса Cotylosauria, например Seymouria, имели еще настолько большое сходство со стегоцефалами, что некоторыми учеными они и относились к последним. Неуклюжее тритонообразное тело на коротких массивных ногах, короткий хвост с ребрами, массивная голова характерны для животного, которое еще очень плохо двигалось по земле. Так же мало приспособленными наземными животными, жившими па берегах и спускавшимися в воду, были Labidosaurus и Pareiasaurus. Однако длинный путь развития привел к созданию весьма совершенных наземных форм. Примером последних могут служить ящерицы из родов Agama, Lacerta или Eremias. Эти ящерицы ведут дневной образ жизни. Каждому видевшему их известна быстрота, с которой передвигаются они по земле, убегая от опасности или гоняясь друг за другом в период спаривания. Длинное тонкое тело на стройных ногах, с длинным тонким хвостом сильно отличает этих животных от их палеозойских предков и совершенно не оправдывает названия «пресмыкающиеся».
При очень быстром беге становится необходимым уменьшение поверхности трения. Одновременно стопа, направленная наружу и назад, должна повернуться внутрь и вперед. Колено благодаря этому приближается к туловищу, и тело более опирается па внутреннюю часть стопы, чем на наружную. Благодаря всему этому утрачивается крайний наружный, т. е. пятый палец.
Из современных рептилий способность к быстрому бегу наблюдается у относящейся к семейству Agamidae австралийской плащеносной ящерицы — Chlamydosaurus. Мы видим у нее способность пробегать небольшие расстояния только на задних ногах, держа передние в несколько опущенном состоянии и балансируя хвостом. Так убегает эта ящерица от преследования. Кроме Chlamydosaurus, эта способность встречается лишь у немногих современных ящериц, но была, как мы видим, весьма распространена у многих ископаемых, передвигавшихся на задних ногах, подобно кенгуру. Как мы видели из систематического обзора, среди них были не только мелкие формы, как Compsognathidae, нo и весьма крупные, как Allosaurus (6—7 м длины) и Iguanodon (10 м длиной и 5 м в вышину). В скелете этих двуногих динозавров мы видим ряд признаков, сближающих их с птицами, но являющихся, видимо, результатом приспособления к одинаковым условиям передвижения. Конечности весьма сходны с птичьими; в особенности сходны с последними они у Ornithomimus, хищного динозавра из меловых отложений Сев. Америки. Сходство это и в наличии tibio-tarsus и в устройстве metatarsus. Os ischium у птиценогих динозавров длинна и направлена назад, как у птиц, и параллельно ей располагалась os postpubis, длинный отросток pubis, аналогично тому как располагается os pubis у птиц. Весь таз, соединявшийся c V—VI крестцовыми позвонками, сходен с птичьим. Если бы одеть мускулатуру на скелет такого динозавра, то последний выглядел бы подобно бегающей птице. Мы знаем, что двуногость связана с наличием сухих равнин. Подобные условия должны были создать и бегающих динозавров.
Жизнь в пустыне, в частности, в песчаной пустыне, вызывает еще целый ряд приспособлений у населяющих ее рептилий. Наиболее важными являются приспособления, мешающие погружению в песок. Это достигается, например, расширением самого тела животного, превращающегося в округлый диск (Phrynosoma); это же менее, но все же выражено у круглоголовки (Phrynocephalus).
Преимущественно жe для предохранения от проваливания животного в песок (и для рытья) служат конечности. Они превращаются в своего рода лыжи с широкой поверхностью (рис. 405).

Источник

Приспособления к условиям обитания пресмыкающихся

Приспособления пресмыкающихся к различным условиям обитания весьма разнообразны. Одни из них приспособились к наземному образу жизни, другие роются в земле и лишь временно показываются на ее поверхности, третьи живут на деревьях, четвертые в большей или меньшей степени стали водными обитателями и т. д. Соответственно многообразны и движения этих животных.

При вырывании ямок для откладывания яиц черепахи пользуются исключительно задними ногами. Закапываясь в землю, большинство пресмыкающихся действует головой, как клином. У форм постоянно ведущих роющий образ жизни, особенно среди змей, голова приобретает клиновидную форму и слегка вогнута сверху. Рот несколько смещается вниз и назад. У некоторых роющихся змей, например, у литоринхов (Lithorhynchus) и у щитохвостов (Uropeltis), межчелюстной щиток сильно выдается вперед над ротовой щелью и имеет заостренные края. Хвост более или менее укорачивается или даже почти полностью редуцируется (Uropeltidae).

Многие пресмыкающиеся хорошо лазают по ветвям, скалам и стенам, обладая для этого опять-таки рядом особенностей в строении, иногда выраженных чрезвычайно резко. Наиболее типичные лазающие формы, как хамелеоны или многие игуаны, а также древесные змеи имеют сжатое с боков тело. Некоторые виды из семейства агам, постоянно живущие на деревьях, сходны по внешнему облику с хамелеонами. Все лазающие ящерицы обладают хорошо развитыми ногами и длинными, тонкими пальцами, снабженными острыми изогнутыми когтями.

Довольно значительное число пресмыкающихся ведёт водный образ жизни и снабжено в связи с этим соответствующими приспособлениями для движений в водной среде. Крокодилы плавают при помощи волнообразных движений мощного сжатого с боков хвоста. Волнообразно изгибая, тело, плавают все змеи, но особенно быстрыми движениями в воде отличаются морские змеи (Hydrophiinae), имеющие сжатый с боков веслообразный хвост.

Типичными дендробионтамы есть хамелеоны. У них пальцы конечностей срастаются в две противоположные группы, и животные обхватывают ими ветки. Длинный и цепкий хвост также поможет держаться на деревьях. Язык длинный, с утолщением на конце, что позволяет получать добычу на значительном расстоянии. Глаза двигаются независимо друг от друга, что обеспечивает большое поле зрения.

Также пресмыкающиеся приобрели разнообразные защитные приспособления. К пассивным защитным приспособлениям относится приспособительная окраска, достигающая у многих видов большого совершенства. Преобладающее число рептилий окрашено под цвет субстрата, на котором они постоянно держатся. При этом часто встречается расчленяющая окраска и приспособительная окраска глаз. Особого совершенства достигла приспособительная окраска у плетевидных змей, гекконов и хамелеонов. Последние получили широкую известность благодаря своей способности быстро менять окраску в зависимости от условий окружающей среды.

Приспособительное значение имеет контрастная и яркая окраска многих ящериц и змей. При опасности такие пресмыкающиеся выставляют ярко окрашенную часть тела напоказ, принимая при этом устрашающие позы. У кобр хорошо известны складки кожи по бокам шеи, которые змея расширяет, поворачиваясь к противнику контрастными полосами, или очками. Раздувают шею, хотя и не в такой степени, многие полозы и ужи. Агамы и круглоголовки открывают при опасности рот и раздувают горловой мешок. Ушастая круглоголовка дополнительно раскрывает складки кожи в углах рта, которые наливаются кровью и становятся красно-синими. Огромных размеров достигает такая складка у австралийской плащеносной ящерицы, принимающей при опасности соответствующую позу. К пассивным способам защиты относится панцирь черепах, получивший наибольшее развитие у сухопутных форм, вынужденных в связи с растительноядностью быть активными большую часть суток.

Источник

Наземно-воздушная среда обитания — характеристика, особенности и признаки представителей

Все живые организмы приспособлены жить в определенных условиях. Большое количество видов присутствует в наземно-воздушной среде обитания. Ее характеристика дает наглядное представление о разнообразии существования представителей природы. Присутствующие в ней животные перемещаются по поверхности земли и воздушному пространству, а растения укореняются в почве.

пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть картинку пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Картинка про пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде

Общее понятие и особенности

Наземно-воздушная среда жизни — это пространство, включающее поверхность земного шара и нижние слои атмосферы. Для этой среды характерны следующие признаки:

пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть картинку пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Картинка про пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде

Характерной особенностью среды обитания является ее сложность. Связано это с разнообразием климатических условий. Животным и растительным организмам нужно приспосабливаться к своему месту существования.

Постоянная смена времен года и температуры повлекла за собой необходимость формирования соответствующей анатомии у представителей природы, что позволило им освоить жительство на территории.

Характеристика факторов

Проживающие в этой среде наземно-воздушные организмы, испытывают на себе влияние нескольких факторов. Их описание кратко представлено в таблице:

ФакторыКраткая характеристика
Невысокая плотность воздухаЭтот фактор имеет значение больше для животного мира, поскольку не дает им возможности поддерживать свое тело. Это компенсируется наличием скелета. При этом он позволяет здесь обитать птицам, летающим над поверхностью земли
Существование ветраПодвижность воздуха позволяет перемещаться семенам, мелким насекомым, спорам, бактериям. Это обеспечивается достаточной опорной поверхностью крыльев и малому весу организмов. Благодаря ветру, происходит процесс опыления
Воздушный составГлавным составляющим элементом воздуха является кислород, присутствие которого тут в 20 раз больше чем в воде. Его наличие обеспечивает высокий уровень обмена веществ у животных. Это дает им возможность поддерживать температуру тела в пределах требуемого интервала
Поверхность почвыЕсли для животных важным фактором является структура почвы, то растениям требуется определенный химический состав. Некоторым нужны черноземы богатые азотом, другим — сыпучие пески. Животные предпочитают твердый грунт, чтобы лучше от него отталкиваться
ТемператураТемпература воздушной среды на поверхности земли изменяется значительно сильнее, чем в водном пространстве. Поэтому обитатели животного мира приобрели способность существовать в широком температурном диапазоне. Растительный мир тоже приспособился к разным условиям. На территориях с суровым климатом больше преобладают хвойные деревья

Наличие этих факторов создали определенные проблемы для обитателей среды. Однако благодаря им, представители природы обрели необходимые свойства, позволяющие дать отпор неблагоприятным условиям.

Приспособление животных

Для животного мира, кроме имеющегося скелета, характерно присутствие легких. Это позволяет им дышать воздухом. Чтобы приспособиться к наземно-воздушной среде, животные обрели ряд качеств. Произошло это за длительный период эволюционных процессов. Примером могут служить птицы. Их адаптация заключается в следующем:

Некоторые виды птиц не могут существовать в холодном климате. С наступлением морозов они перелетают в теплые края.

пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть картинку пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Картинка про пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде

Такие отличительные особенности позволяют этому классу перемещаться в воздушном пространстве. Другие животные иначе приспосабливаются к местным условиям:

Не последнюю роль играет выживаемость животных. Это касается, например, зайцев. В снежную пору они меняют свой цвет шубки. Если летом она серая, то зимой наблюдается другая картинка — животные становятся белыми.

Для выживания в сложных условиях животным приходится много перемещаться. Поэтому у них хорошо развиты ноги. У некоторых представителей они приспособлены для бега. Другие совершают с их помощью короткие или длинные прыжки.

Существование растений

Основная масса растений давно вышла из водной среды. Для нормального существования они тоже прошли эволюционную адаптацию. Заключается она в следующем:

пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть картинку пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Картинка про пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде

Растения, которые присутствуют в условиях низкой влажности, обладают более развитой корневой системой. Это позволяет стволу корня глубоко проникать в почву и достигать подземных источников. При этом листья у растений них мелкие, что помогает им дольше удерживать влагу.

В суровых условиях тундры наблюдается присутствие карликовых деревьев. Длительная зима здесь переходит в короткое лето. За малый промежуток времени земля не успевает оттаять. Чтобы выжить, растения приобрели способность цвести даже при небольших морозах.

Влияние деятельности человека

В результате деятельности человека окружающая среда претерпела значительные изменения. В основном природа сохранила свой первоначальный вид только в условиях холодного арктического климата, где низкие температуры не способствуют заселению территории.

Остальная поверхность земли настолько быстро преобразуется, что животный и растительный мир не успевает к этому приспосабливаться. В основном это влияние носит негативный характер.

пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Смотреть картинку пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Картинка про пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде. Фото пресмыкающиеся приспособления к жизни в наземно воздушной среде

Определение степени загрязнение окружающего пространства показывает отрицательные результаты. Это коснулось ряда физических показателей. Изменился газовый состав атмосферы. Стала наблюдаться повышенная концентрация углекислого газа, оксида серы и азота, что ведет к созданию парникового эффекта и разрушению озонового слоя земли. Вырубка лесов снижает плодородность почв и уменьшает содержание кислорода в атмосфере.

Растительный и животный мир тесно связан со средой обитания. Можно сказать, что это единый организм. Поэтому в природе постоянно происходит процесс приспособления живых представителей природы к изменению окружающих условий внешней среды. Такая информация содержится в работах учащихся, пишущих рефераты на эту тему. Сообщения содержатся в докладах научных сотрудников, которые можно прочитать или прослушать в режиме онлайн, составив конспекты по материалу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *