преимущества маргинального образа жизни
Маргинал — кто это, отличие от люмпена, плюсы и минусы маргинальности
(позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Кто такой маргинал?
Социализация – это одна их важнейших потребностей человека, который с рождения живет в обществе и развивается в соответствии с его требованиями. Маргинальная личность – это индивид, по каким-то причинам выпавший из своего социального круга, но это не значит, что человек начал опускаться на дно общества. Что значит «маргинал» – от латинского слово «margo» означает «граница», «край», «грань», перейти эту границу человек может в любую сторону, но при этом в новом окружении он становится чужаком. Маргинал это тот, кто:
Термин «маргинал» начал свое хождение в начале 20 века в Америке, им обозначали эмигрантов, которые плохо социализировались в новом для себя обществе. Эту неспособность полноценно адаптироваться называли маргинализацией. Многих интересует, чем опасны маргиналы для общества. Маргинальное общество (с высоким уровнем маргинализации) подвергается опасности распада, беспорядков, духовного и физического вырождения. Люди-изгои легко могут перейти в категорию деклассированных элементов, примкнуть к обществам с различными радикальными идеями (терроризм, революция).
Многие психологи и философы считают, что маргинальный тип личности – это и не хорошо и не плохо. К примеру, исследователь И.В. Малышев полагает, что тот, кто сегодня маргинал – завтра может оказаться на вершине власти, поскольку общество меняется и тот, кто был среди элиты – может оказаться на обочине. Как пример можно вспомнить многих представителей правящей партии в СССР – многие из них со сменой власти оказались не у дел, упразднились парторги, преподаватели коммунистической истории и так далее
социол. дз3
Представляется интересной попытка стратифицировать общества, исторические и современные, с помощью типологии стратификационных систем, предпринятая В. Радаевым. Любое общество может быть представлено, по мнению исследователя, как совокупность нескольких стратификационных систем, отличающихся особенностями дифференцирующих общество факторов, различными механизмами социального неравенства и его воспроизводства. Ниже представлены 9 таких систем, выделенных по характеру расслоения, неравенства, хотя их может быть и больше. Основные черты стратификационных систем
Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 г. Из социальной структуры насильственно были выбиты два класса – дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и не попали бы в будущем.
По существу, они оказались теми, кого можно назвать восходящими маргиналами. Они оторвались от одного класса, но не стали полноценными, как это требуется в цивилизованном обществе, представителями нового высшего класса. У пролетариев сохранились прежние манеры поведения, ценности, язык, культурные обычаи, свойственные низам общества, хотя они искренне старались приобщиться к художественным ценностям высокой культуры, обучались грамоте, ходили в культпоходы, посещали театры и агитационные студии.
Путь «из грязи в князи» сохранился вплоть до начала 70-х годов, когда советские социологи впервые установили, что все классы и слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т.е. только за счет представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.
Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества.
Возвратное движение общества о социализма к капитализму привело к радикальным изменениям в социальной структуре. Элита общества сформировалась их трех пополнений: криминалитета, номенклатуры и «разночинцев». Определенная часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение по всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования., высокой нравственности, но вполне олицетворял «дикий капитализм».
В элиту вошли, кроме представителей низов, «разночинцы», т.е. выходцы из разных групп среднего советского класса и интеллигенции, а также номенклатура, которая в нужное время оказалась в нужном месте, а именно у рычагов власти, когда предстояло делить общенародную собственность. Напротив, преобладающая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды бедных. В отличие от старых бедных, существующих в любом обществе, эту часть называют «новыми бедными». Они влияют специфическую черту России. Такой категории бедных нет ни в Бразилии, ни в США, ни в какой иной стране мира. Первая отличительна черта – высокий уровень образования. Учителя, преподаватели, инженеры, врачи и другие категории бюджетников оказались среди бедных только по экономическому критерию – доходам. Но они не являются таковыми по другим, более важным критериям, связанным с образованием, культурой и уровнем жизни. В отличие от старых, хронических бедных «новые бедные» — временная категория. При любом изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону они готовы моментально вернуться в средний класс. И детям они стараются дать высшее образование, привить ценности элиты общества, а не «социального дна»
(от французского marginal, латинское margo – край, граница) – 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.
Маргинальный
Добавлено в закладки: 0
Что такое маргинальный? Описание и определение понятия.
Маргинальный — (от лат. margo – край, граница и от франц. marginal — побочный) – несущественный, близкий к пределу, незначительный, промежуточный, второстепенный, пограничный, предварительный, неокончательный, подытоживающий, почти убыточный.
Рассмотрим, более детально, что значит маргинальный.
Суть маргинальности
Маргинальность – особое понятие в социальной психологии, которое обозначает промежуточность или «пограничность» культурной ориентации и положения отдельного человека по отношению к каким бы то ни было группам в обществе. Такая ориентация личности чаще обуславливают именно краевые формы поведенческих проявлений. Маргинализация также характеризуется невозможностью или же сознательным даже нежеланием личности адаптироваться в новых социальных условиях, что и приводит к отрицанию тех или иных культурных, нравственных ценностей и норм общества.
Маргинальный – это не имеющий особенного значения, второстепенный или незначительный. Это определение как правило относят к людям, которые находятся за пределами основной общественной среды или говорят о них, что они живут вне традиционного общества. Также обыкновенно характеризуют поведение человека, которое противоречит культурным и этическим нормам общества, или же несовместимое с общепринятыми нормами поведения. С другой стороны можно охарактеризовать как асоциальный настрой поведения человека.
Маргинальная личность
Надо сказать, что люди-маргиналы имеют свою собственную форму менталитета. Как представители разных социальных групп общества люди-маргиналы отвергают (а чаще – не принимают полностью) определенные культурные ценности и традиции того общества (в широком смысле), в котором находятся. Маргинальные личности утверждают и придерживаются своей собственной системы норм и ценностей, принятой в закрытых или полузакрытых группах. Различные маргинальные группы формируются по этническим, социальным, культурным, эстетическим, идейным и другим принципам, социально-поведенческим установкам и ориентациям.
Как видно, маргиналы – это понятие прочно связано с современным обществом, можно даже смело заявить, что маргинальность – его яркая, явная и отличительная черта. На появление такого понятия как маргиналы, в свою очередь очень сильно повлияли такие явления как: урбанизация; эмансипация этнических меньшинств; изменяющиеся способы производства — переход от жёсткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп. Следует отметить и тот факт, что понятие маргиналы, появляется и в криминологии.
Читайте также: Что такое агломерация?
Маргиналы в социуме
Из-за того, что мировоззрение и образ жизни маргиналов очень сильно отличаются от большинства представителей других социальных групп, которые имеют традиционные культурно-ценностные ориентации, они представляют своего рода проблему для общества в целом, так как их социально-действенные проявления иногда порождают конфликтные ситуации.
Как правило, именно поэтому люди с маргинальным образом жизни не могут (или не желают) в полной мере соотносить себя с разными социальными группами и идентифицироваться как их члены. В результате этого большинство людей в обществе отвергают такого индивида, что приводит к ситуации социального отчуждения и одиночества. Представителям маргиналов жить, как правило, очень непросто.
Связано это с тем, что они или не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество хотя бы частично компенсирует их бессилие (например, это может выражаться в денежных пособиях инвалидам, малаимущим, пенсионерам, безработным), либо в своем поведении игнорируют общепринятые нормы взаимодействия, что способно только усиливать отчуждение от общества.
В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, которые находятся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Типичным примером маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.
Поведение маргинала отличается сплошными крайностями: он может быть чрезмерно пассивным, или, наоборот, очень агрессивным, легко может преступать нравственные и правовые нормы и способен на совершенно непредсказуемые поступки.
Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию.
Оторванный от своих социальных корней такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.
Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и другие), а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.
Маргинальный образ жизни сегодня
Сейчас повсеместно наблюдается тенденция интенсивного процесса маргинализации общества, также все больше появляется промежуточных слоев людей, которые по каким-то причинам уже оторвались от традиционных социокультурных систем, но так и не вписались в новые структуры общества.
Вообще в условиях перехода к новым социальным условиям, к рыночным отношениям маргинализация может приобретать массовый характер (так называемая структурная маргинализация), которая так или иначе связана с потерей целыми слоями общества своего прежнего уровня культурной жизни и статуса, с разрывом прежних устойчивых связей, утратой твердых ценностных ориентиров, так сказать, социальных корней, и полноценным пониманием происходящего.
В последнее время социальные и культурные сдвиги в обществе, а равно как и технический прогресс неизбежно влияют на проблему маргинальности, и поэтому она постепенно приобретает совершенно новые качественные очертания. Процесс урбанизации, интенсивные перемешивания и взаимодействия между носителями разнородных религиозных традиций и этнокультур, массовые миграции населения (по самым разным причинам: войны, стихийные бедствия, или просто в поисках лучшей жизни), размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовых коммуникаций – все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире даже не столько исключением (как это было, например, раньше), сколько нормой существования большинства людей современности.
От маргинальных слоев следует отличать люмпенов, которые представляют «социальное дно» (сюда относятся наркоманы, алкоголики, бомжи).
По этому поводу можно только добавить, что состояние маргинальности может завершится либо переходом на более высокий статус, а может, наоборот, привести к падению, опусканию на «социальное дно».
Книжное значение слова «маргинальный» – это вынесенный или помещенный на полях книги, рукописи.
Мы коротко рассмотрели маргинальный, применение этого темина и распространенность в современном обществе.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
10 признаков маргинальной личности
Существует довольно расплывчатое представление о том, кто же такие маргиналы. Кто-то считает, что это люди, отделившиеся от общества по собственному желанию, а кто-то убеждён, что само общество оставило их за бортом социума.
И всё-таки хотелось бы иметь более конкретное понимание об этом термине.
Каждый человек, начиная от самого рождения и на протяжении всей своей жизни взаимодействует с социумом. Сначала ребёнок начинает ходить в детский сад, за тем школа, где у него появляются его первые друзья. Дальше начинаются студенческие годы и прирост новых знакомых и друзей. Потом работа и так далее. У человека есть своя семья и его близкое окружение, друзья. Но выпав из этого привычного человеку социума, он автоматические становится маргиналом в той социальной среде, где он оказался. Но это совершенно не говорит о том, что этот человек «потерян» для общества или что он опустился на дно.
Кто такие маргиналы
Маргинал — это некий асоциальный объект, находящийся на грани социальной, политической, экономической или иных групп людей.
Считается, что первыми так стали называть рабов, получивших свободу от своих хозяев. Но так сложилось, что общество не смогло принять этих людей и тогда они стали объединяться в собственные сообщества, субкультуры и касты.
В 20-е годы ХХ века это слово широко использовалось для определения эмигрантов в Америке не сумевших перестроиться и социализироваться в другом обществе. То есть это человек, оставивший привычный уклад своей жизни, свою страну, прежнюю работу и семью для того, что бы полностью изменить свою жизнь (предположительно к лучшему), но в итоге в новой для него стране и обществе у него ничего не вышло.
Их реадаптация к сложившемуся в Штатах социальному поведению, назвали маргинализацией.
Получается, что маргинал — это человек, который по своей воле или не воле оказался за чертой того привычного социума в котором он находится.Иными словами это «изгой».
Маргиналы живут в довольно стрессовой для себя ситуации, часто испытывая эмоциональное напряжение и повышенную чувствительность ко внешнему миру. Многие из маргиналов испытывают неопределённость и даже запутанность в самосознании из-за оторванности от социума и не понимания, как же себя идентифицировать. А кто-то при взаимодействии с другими людьми проявляет враждебные настроения.
Кого можно отнести к маргинальным слоям населения
Маргинальный — означает нестандартный. Маргиналами так же иногда называют представителей сексуальных или национальных меньшинств.
И всё-таки все эти определения весьма расплывчаты и не дают никакой конкретики. Тогда как определить, относится человек к маргиналам или нет?
Получается, что маргинальный образ жизни может вести, как отдельный человек, так и целая группа людей. В случае с целой группой людей, возникает целая маргинальная среда внутри уже сформированного социума (такие, как религиозные секты, национальные диаспоры и этнические меньшинства).
Одним из ярких примеров маргиналом в нашей стране, являются эмигранты из средней Азии (бывших республик Советского Союза). Семьи, в которых мужчина вынужден работать, совершенствовать свои знания языка и взаимодействовать с новым социумом, дети этой семьи ходят в местные школы, где у них происходит социализация, взаимодействие с людьми другой культуры и изучение другого языка. А мать этой семьи, например, может даже не знать русского языка и никак не взаимодействовать с местным населением, но это никак не помешает ей жить в абсолютно другом, не привычном для неё социуме, гулять по улицам и совершать покупки в магазинах. Получается, что мать семьи уже оторвана от своего общества, но ещё не социализировалась в обществе новом.
От сюда мы можем сделать вывод, что человек может стать маргиналом как добровольно (ярким примером чему являются представители контркультур, ряд молодёжных субкультур или отдельные личности с отличающимся от общепринятого восприятия мира), так и в результате политических, экономических или иных обстоятельств, которые мы более подробно рассмотрим чуть ниже.
Маргиналы и люмпены
Многие считают понятие маргиналы и люмпены синонимами, но это ошибочное мнение.
Люмпен — это человек, осознанно ведущий асоциальный образ жизни, не стремящийся его улучшать. Это морально опустившиеся, деградировавшие и постоянно опускающиеся всё ниже и ниже люди. Этот человек отказывается работать и ведёт порочный образ жизни.
Люмпенами принято считать:
Все люмпены, как правило, лишены мотивации к действию. У них отсутствуют цели или желание изменить своё материальное положение или улучшить свой социальный статус. Обычно люмпены общаются только с себе подобными, не воспринимая других людей, что часто бывает взаимным.
В некоторых случаях маргиналы могут быть люмпенами. Но всё-таки маргиналы — это люди, которые не смогли вписаться в сформировавшийся социум, имеющие свою философию и ведущий нестандартный и, возможно, непонятный обществу образ жизни.
Люмпенам свойственно попрошайничество денег, что бы обеспечить себя алкоголем или хоть какой-то едой.
Но нужно понимать, что маргинальность не является синонимом таким словам, как «оборванец», «бродяга», «бомж», «алкоголик» или «наркоман». И к определению этих понятий больше подойдёт слово люмпены.
Когда синонимами маргинала могут быть «неформал», «фрик», «изгой», «нигилист» или «деклассированный элемент».
Из этого мы можем сделать вывод, что у маргиналов и люмпенов нет ничего общего.
Маргинальность и бедность
Карл Маркс, например, относил к маргинальной категории людей бродяг, нищих, опустившихся людей и бандитов. Но в современном обществе это определение не является верным. Более того, маргинальность человека далеко не всегда соседствует с бедностью.
Как мы уже выяснили ранее, маргиналом может стать и очень состоятельный человек, который отличается от большей массы населения или, к примеру, принявший решение уехать из большого города в деревню.
Есть так же такое понятие, как дауншифтер — это человек, принявший решение ограничить или максимально сократить какое-либо общение с людьми вне своей семьи. Это маргиналы, которых устраивает их нахождение в пограничном состоянии, в котором они, по их ощущениям, испытывают свободу. Обычно дауншифтеры связывают свою жизнь с искусством: пишут книги, картины, музыку. Их творчество всегда востребовано и пользуется спросом, так как автор обладает нестандартным видением мира и мощнейшей энергетикой.
Маргинал — это хорошо или плохо
Термин маргинал является социологическим, обозначавший лишь промежуточность между разными группами общества. Поэтому считать этот термин негативным будет не совсем верным.
За все времена существования человечества, были люди, отстранённые от общества. Из всеми известных можно выделить таких, как писатели Сахаров и Толстой или Степан Разин и Емельян Пугачеве. А самым ярким примером маргинальности, пожалуй, будет Иисус Христос (на половину Бог, на половину человека в христианской культуре). С момента своего рождения, начиная с нестандартного места появления на свет (в хлеву) и на протяжении всей своей жизни Иисус живёт как бы в своём мире и вовсе не пытается «влиться» в общество, в котором он оказался. Напротив, проповедуя, он словно способствует разрушению того общества в которое он пришёл. И при этом он стал известен и почитаем не только в Христианской культуре, но так же и в исламе (пророк Иса), а так же в светской культуре.
А Льву Толстому, например, по душе была жизнь в деревне и он отрицал большую часть привилегий дворянского сословия. Создавал на бумаге революционные издания. А несмотря на то, что Толстой так же толковал христианские понятия — православная церковь его изгнала.
Тем не менее далеко не всегда маргинальный человек готов смиряться со своим неопределенным статусом и прилагает максимум усилили для того, что бы стать частью нового общества. Кстати, по итогам наблюдений специалистов социологов было замечено, что именно в связи с этим фактором некоторые эмигранты или приезжие достигают больших высот в бизнесе и науке.
Но как и любую жизненную ситуацию, мы можем рассмотреть понятие «маргинал», как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Из положительных можно выделить:
Из отрицательных, пожалуй:
К чему может привести статус маргинала
Никто и никогда не сможет сказать, как именно будет протекать адаптация человека в абсолютно новой для него социальной среде, так как это зависит от большого количества внешних и внутренних факторов.
Но если рассмотреть самый неблагоприятный сценарий, то вероятнее всего возникновение конфликтной ситуации разнонаправленного характера:
* Внешняя — агрессивный настрой маргинала по отношению к нападкам социума;
* Внутренний — маргинала разрывают противоречия из-за того, что он не может найти своё место в новом социуме.
Но при проявлении своей гибкости, умении и желании подстроиться под новый социум, у маргинала есть все шансы в кратчайшие сроки покинуть этот статус, став частью нового общества.
Факторы маргинальности
Выделяют шесть основных типов маргинальной личности:
Отношение общества
Период «маргинальности» человека может быть временным явлением. Это напрямую зависит от благоприятных событий и обстоятельств в его жизни.
Например, приехав в страну с абсолютно другой культурой, языком и национально-расовыми признаками, на первое время вы будите для этого общества маргиналом, если у вас будут проблемы с языком и адаптацией в новой культуре.
Но стоит адаптироваться в новом обществе, избавиться от языкового барьера и устроиться на работу, как вы тут же перестаёте быть для этого общества маргиналом, даже если при этом вы являетесь представителем другой культуры и религиозной конфессии.
Исключением обычно становятся люди, ставшие маргиналами вынужденно, то есть беженцы или те, кто осознанно выбрали такой образ жизни для себя (к этим категориям можно отнести радикалов, экстремистов, революционеров и бродяг).
Получается, маргиналом может стать любой, кто выбрал свои жизненные ценности и убеждения.
Как маргиналы влияют на общество
Кстати, многие учёные из сферы социологии и психологии отмечают, что маргиналы привносят отдельный вклад в рост культуры, подкидывая обществу новые взгляды на привычные вещи, идеи и задавая новые тенденции.
Признаки маргинальной личности
Важно понимать, что маргинальный образ жизни подразумевает неопределённость (которую маргиналы путают со свободой), неуверенность в завтрашнем дне в связи с чем вызвано напряжение и постоянный стресс.
Заключение
Весьма ошибочно считать маргиналов асоциальными личностями. Ведь совсем не обязательно, что человек, оказавшийся в другой среде, будет нести какой-то негативный посыл обществу. А с помощью принятия его в социум возможна взаимовыгодная интеграция.
Может ли маргинал вернуться к нормальной жизни
Маргинал действительно может вернуться к прежней жизни, если ему окажут помощь. Но, как правило, эти люди уже не нуждаются в этом, будучи увлечённые своей «войной» с социумом.