предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

Конспект урока по химии для 8 класса на тему: «Роль химии в жизни человека»

Конспект урока по химии для 8 класса на тему: «Роль химии в жизни человека»

Цель: сформировать у учащихся понятие о качественных реакциях

Задачи: Продолжить формирование знаний о химических реакциях, правилах их составления, законе сохранения массы веществ, признаков химических реакций, об индикаторах

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)

— примеры химических явлений;

— примеры физических явлений;

— выполнение лабораторного опыта;

— отличие химических явлений от физических;

— роль химии в жизни общества;

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

6. Обсуждение алгоритма работы.

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть картинку предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Картинка про предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть картинку предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Картинка про предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть картинку предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Картинка про предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Конспект урока по химии для 7 класса на тему: «Признаки химических реакций»

Конспект урока по химии для 7 класса на тему: «Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций»

Конспект урока по химии для 7 класса на тему: «Дистилляция, или перегонка»

Конспект урока по химии для 7 класса на тему: «Разделение смесей»

Конспект урока по химии для 7 класса на тему: «Массовая доля примесей»

Конспект урока по химии для 7 класса на тему: «Массовая доля вещества в растворе»

Конспект урока по химии для 7 класса на тему: «Объемная доля газа в смеси»

Своя игра по биологии

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5224012 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть картинку предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Картинка про предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть картинку предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Картинка про предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть картинку предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Картинка про предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть картинку предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Картинка про предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть картинку предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Картинка про предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Смотреть картинку предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Картинка про предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока. Фото предмет химии роль химии в жизни человека 8 класс конспект урока

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по химии «Роль химии в жизни человека. Вещества»

Матешина Татьяна Александровна, учитель химии МКОУ «КСОШ №1»

Конспект урока химии в 8 классе: «Роль химии в жизни человека. Вещества»

1. Приветствие. Организационный момент

2. Проверка ДЗ. Проведение самостоятельной работы по технике безопасности (минут на 10) – Приложение 1

Что является предметом изучения физики? – Тела, то, что с ними происходит. Вот перед вами физические тела: фарфоровая ступка, стеклянный стакан, железный гвоздь. Фарфор, стекло, железо – как мы одним словом можем назвать? Вещества. Вспомним, что же за наука химия? – Это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Мы используем слово вещества очень часто, но, тем не менее, это термин, у которого есть свое определение. Может, кто-нибудь сформулирует на основе того, что мы сейчас выяснили, глядя на физические тела? А мы запишем в наш словарь в конце тетради. Итак, вещество – это то, из чего состоят физические тела.

Потренируемся. Приведите примеры тел из алюминия (кастрюля, ложка, кружка…). Из стекла, фарфора… Хорошо.

Исходя из определения химии, опять же, мы знаем, что вещества могут превращаться. Вот гвоздь. На нем под воздействием внешних факторов образуется ржавчина. Как вы думаете, это все то же вещество, железо? Нет, образовалось новое вещество, которое называют оксид железа (3).

Вещества в свою очередь состоят, как вы помните из физики, из мельчайших частиц – молекул, которые состоят из частиц еще более мелких – атомов. Давайте изобразим всю эту цепочку в виде схемы в тетрадях.

Атомы хоть и мелкие, но отнюдь не простые, их строение мы скоро рассмотрим. Они существуют разных видов. На данный момент открыто 118 видов атомов, то есть, химических элементов. Открываем словарь и пишем туда определение химического элемента.

В тетради посередине строки пишем вещества, вниз две стрелки – простые, сложные. Заполним эту схему примерами. На слайде (или на доске) – молекулы и атомы разных веществ. Назовите, где простые вещества, а где – сложные, поясните. Азот, кислород, вода, сероводород, серная кислота, водород, хлор, бромоводород.

С веществами более-менее разобрались. Вопросы? Что еще мы можем взять из определения химии? Свойства этих самых веществ. Пишем свойства веществ. Какими могут быть свойства? Всего два типа – физические и химические. Открываем учебник, стр. 10. Там есть план, из которого следует, какие свойства относят к физическим.

Запишите на полях Д/З. Ваша задача дома дать сравнительную характеристику веществ: сахарозы и уксусной кислоты. Оформляем в виде таблицы.

Источник

Химия. 8 класс. Вводный урок по теме «Предмет химии. Вещества»

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ ВВЕДЕНИЕ:

1 урок. Предмет химии. Вещества.

2 урок. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни.

Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии.

ТЕМА: ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА.

Цели и задачи урока

Сформировать у учащихся знания:

о физических телах и веществах;

о физических свойствах веществ;

о химическом элементе;

о формах существования химических элементов.

Продолжить работу над формированием у учащихся:

навыков частично – поисковой деятельности;

умение находить взаимосвязь свойств и применения;

умения работать в должном темпе;

умение пользоваться справочными материалами.

План урока:

Вступительное слово учителя.

Рассказ с элементами беседы о предмете химии.

Упражнения на подбор тел и веществ.

Беседа с элементами лабораторной работы о свойствах веществ.

Взаимосвязь свойств вещества и его применения.

Закрепление полученных знаний.

Начальная подготовка учащихся:

Учащиеся знакомы к этому уроку с понятиями тело и вещество из курсов природоведения и физики.

Урок формирования новых знаний.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Коллекция «Шкала твёрдости».

Предметы из алюминия: посуда, проволока.

В стаканах поваренная соль, сахарный песок, сера, вода.

1. Вступительное слово учителя

(объясняет причину того, что знакомство с предметом химией начинается только в 8 классе; рассказывает о том, что необходимо иметь ученику для успешного освоения этой науки)

Предмет химия вводится в обучение довольно поздно – в 8 классе, когда вы уже получили первоначальные знания по природоведению, биологии, географии, физике. Предмет химии требует взрослого, серьёзного отношения. Он поможет вам глубже понять другие естественные дисциплины, так как без знаний о веществах представления об окружающем мире будут поверхностными.

Ученики (слушают объяснения учителя)

2. Изучение нового материала. Предмет химии.

Учитель (рассказ с элементами беседы о предмете химии)

Что влечёт человека заниматься химией? Наверное, таинственная сила, заключённая в веществе. Она может быть и целебной, и страшной по своему разрушающему действию. Может подарить тепло и свет, но может погрузить во мрак и холод. А разве не интересны попытки соединить вместе несколько веществ? Что родится из смеси – новый материал, устойчивый к огню, кислотам и щелочам, непробиваемый снарядами спав, невиданная пищевая приправа.

Ученики (записывают тему урока)

Учитель (просит учащихся вспомнить определение понятий тело и вещество из ранее изученных курсов природоведения и физики)

Чем характеризуется тело?

Что такое вещество?

Приведите примеры тел и веществ?

Может ли несколько тел состоять из одного вещества?

Может ли одно тело состоять из разных веществ?

Ученики (дают устные ответы; записывают в тетрадях определения, используют слайд 3)

Тела – это все предметы, которые нас окружают.

Тело имеет размеры.

Вещество – это то, из чего состоят вещества.

Тела: стул, стол, ручка, тетрадь. Вещества: металл, древесина, пластмасса.

Из вещества пластмассы могут быть изготовлены линейка, ручка, пенал.

На изготовление автомобиля используются металл, пластмасса, кожа, краска, лак.

3. Упражнения на подбор тел и веществ.

Учитель (проверяет усвоение материала, управляет презентацией по щелчку мышки)

Линейка: металл, пластмасса, древесина.

Монеты: серебро, медь, золото.

Керамика: чашка, блюдце.

Шёлк, капрон, хлопок: платье.

Гвозди, шурупы, болты: железо.

Стол: древесина, пластмасса.

Графит, древесина: карандаш.

4. Беседа с элементами лабораторной работы о свойствах веществ.

Учитель (рассказ учителя)

Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Эти свойства веществ называются физическими. В схеме на слайде указаны основные физические свойства веществ. Некоторые свойства ( плотность, температуры плавления и кипения, твёрдость) – являются справочными величинами. С планом описания физических свойств веществ можно познакомиться на стр. 5 в учебнике.

В Книге рекордов Гиннеса заметное место отводится физическим свойствам веществ. Рассмотрим, например, металлы. Наиболее ковкий металл – золото: из 1г можно вытянуть проволоку длиной 2,4км; такая золотая проволока в 10 раз тоньше человеческого волоса. Самый тугоплавкий металл – вольфрам, он плавится при 3380ºС. При более высокой температуре (4215ºС) плавится лишь твёрдый раствор карбидов гафния и тантала. Самый тяжёлый металл – иридий, его плотность 22, 65г/см3; чуть-чуть отстал от иридия осмий (его плотность 22,61г/см3). Шар из этих металлов радиусом всего 10см вы не сможете даже оторвать от пола! Самый лёгкий металл – литий (его плотность в 45 раз меньше, чем у иридия). Самый твёрдый – хром, а самый мягкий – цезий; наибольшая теплопроводность – у серебра, наименьшая – у ртути (почти в 50 раз меньше); наибольшая электропроводность – тоже у серебра, а наименьшая – у германия (меньше в 59 тысяч раз).

Ученики (работают со схемой слайда и текстом учебника)

К физическим свойствам вещества относятся: агрегатное состояние, цвет, запах, блеск, твёрдость, пластичность, хрупкость, эластичность, растворимость в воде, плотность, температуры кипения и плавления, тепло – и электропроводность.

Учитель (рассказ учителя с использованием слайдов)

Учитель (предлагает учащимся выполнить частично лабораторную работу с использованием слайда; управляет презентацией по щелчку мышки)

Перед вами в стаканах находятся поваренная соль и сахарный песок. Справочные величины для этих веществ уже вписаны в таблицу. Необходимо заполнить пустые графы и ответить на вопросы.

В чём сходство в физических свойствах у поваренной соли и сахарного песка?

Чем отличаются по физическим свойствам эти вещества?

Ученики (выполняют лабораторную работу, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы)

Сходство: это твёрдые вещества, белого цвета, без запаха, хрупкие, растворимые в воде.

Отличия: у поваренной соли больше плотность и температура плавления.

Учитель (предлагает ответить на проблемные вопросы)

Почему у сахарного песка не отмечена температура кипения?

Каким ещё физическим свойством отличаются поваренная соль и сахарный песок (его вы используете в быту)?

Почему это свойство не отмечено в списке физических свойств химических веществ?

Ученики (думают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя)

Сахар – это органическое вещество, при высоких температурах не закипает, а начинает разлагаться.

Эти вещества отличаются по вкусу: поваренная соль – солёная, сахарный песок – сладкий.

Правила техники безопасности в кабинете химии запрещают пробовать вещества на вкус.

5. Взаимосвязь свойств вещества и его применения.

Учитель (рассказ учителя, беседа, управляет презентацией по щелчку мышки)

Зная свойства веществ, человек может использовать их с большой пользой для себя. Например, рассмотрим всем известное вещество алюминий. Алюминий обладает целым набором полезных для человека свойств. Запишите физические свойства алюминия.

На основании каких свойств человек использует алюминий и его сплавы?

Какие ещё свойства алюминия вам известны?

Какое применение находит алюминий и его сплавы благодаря этим свойствам?

Ученики (записывают свойства алюминия в таблицу слайда 9, отвечают на вопросы, используя слайд 10)

Алюминий мягкий, пластичный, легкоплавкий, лёгкий металл с сильным металлическим блеском.

Алюминий хорошо проводит ток и тепло, не подвергается коррозии, неядовит.

Малая плотность, прочность в сплавах, коррозионная устойчивость – машиностроение, самолётостроение; электропроводность – изготовление проводов; теплопроводность, неядовитость – изготовление посуды, упаковочных материалов; металлический блеск – изготовление зеркал.

6. Закрепление полученных знаний.

Учитель (проверяет усвоение основных терминов, выставляет оценки за работу на уроке)

Чем характеризуется тело?

Что такое вещество?

Чем характеризуется вещество?

Перечислите физические свойства вещества.

Выставление оценок за урок.

Ученики (отвечают на вопросы)

Химия – это наука о веществах и их превращениях.

У тела есть размеры.

Вещества – это то из чего состоят тела.

Вещество характеризуется физическими свойствами.

Агрегатное состояние, цвет, запах, температуры плавления и кипения, плотность, пластичность или хрупкость, блеск, теплопроводность и электропроводность.

Учитель (предлагает выполнить самостоятельную работу по вариантам)

Выпишите отдельно из приведённого списка названия тел и веществ:

I вариант: ложка, алюминий, льдина, вода. Медь, кирпич, проволока, водород.

II вариант: снежинка, кристалл, сода, железо, кружка, сахароза, уголь, проволока.

I вариант: некоторых веществ, из которых могут быть изготовлены стакан и линейка.

II вариант: некоторых тел, которые могут быть изготовлены из следующих веществ: алюминия и стекла.

Ученики (выполняют работу)

1. Тела: ложка, льдина, кирпич, проволока.

Вещества: алюминий, вода, медь, водород.

2. Стакан: стекло, хрусталь, металл, пластмасса.

Линейка: дерево, пластмасса, металл.

1. Тела: снежинка, кристалл, кружка, уголь, проволока.

Вещества: сода, железо, сахароза.

2. Алюминий: проволока, детская посуда, кастрюля.

Стекло: листовое стекло, ваза, люстра, блюдо.

§ 1, вопросы 3,4 на стр. 6-7.

ТЕМА: ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ. РОЛЬ ХИМИИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ХИМИИ. ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХИМИИ.

Цели и задачи урока

Сформировать у учащихся знания:

о физических и химических явлениях;

о различии этих явлений;

сформировать первоначальное понятие о химической реакции;

об условиях протекания химических реакций;

о признаках химических реакций.

Продолжить работу над формированием у учащихся:

навыков частично – поисковой деятельности;

умения работать в должном темпе;

умение пользоваться справочными материалами;

умения описывать физические свойства веществ;

умения различать понятия «тело» и «вещество».

воспитывать гордость за отечественную науку, на примере М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева,

воспитывать уважение к интеллектуальному труду;

формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Проверка домашнего задания. Полётное повторение.

Изучение нового материала. Физические и химические явления.

Рассказ с элементами беседы о значении химии в жизни человека.

Краткий очерк возникновения и развития химии.

Закрепление полученных знаний.

Начальная подготовка учащихся:

Учащиеся знакомы к этому уроку с понятиями тело и вещество, с изменением веществ из курсов природоведения и физики.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Образцы серы, железный гвоздь.

1. Проверка домашнего задания – актуализация знаний.

(задаёт короткие устные вопросы в очень быстром темпе и при правильном ответе разрешает ученику сесть, управляет презентацией)

Приведите примеры тел.

Чем характеризуется тело?

Что такое вещество?

Приведите примеры веществ.

Чем характеризуется вещество?

Опишите свойства воды.

Опишите свойства железа.

Опишите свойства серы.

Какой учёный предложил шкалу твёрдости?

Сколько минералов входит в эту шкалу?

Какой минерал самый мягкий?

Какой минерал самый твёрдый?

На чём основана шкала твёрдости?

Какие особые свойства у алюминия?

Где применяется алюминий благодаря своему сильному металлическому блеску?

Где человек использует хорошую электропроводность и лёгкость алюминия?

Почему алюминий используется не в чистом виде, а в сплавах?

Почему из алюминия изготавливают упаковку для пищевых продуктов?

(дают устные ответы, при правильном ответе ученик садится)

Химия – наука о веществах и их превращениях.

Сапоги, платье, тетрадь, книга.

Тело имеет размеры.

Вещество – это то, из чего состоят тела.

Железо, древесина, стекло, вода.

Вещество имеет физические свойства.

Вода – жидкость, без цвета, запаха и вкуса, низкие температуры плавления и кипения.

Железо – твёрдое вещество, серого цвета с металлическим блеском; в порошке блеска нет; тяжёлое, высокие температуры плавления и кипения; пластичное, хрупкое, сильно корродирует, не растворяется в воде, проводит ток и тепло.

Сера – твёрдое вещество жёлтого цвета с неприятным запахом; не растворяется в воде, хрупкая; имеет низкие температуры плавления и кипения.

Шкалу твёрдости предложил немецкий минералог Ф.Моос.

В шкалу входит 10 минералов.

Самый мягкий – тальк.

Самый твёрдый – алмаз.

Более твёрдый минерал оставляет царапины на более мягком.

Алюминий – лёгкий, не корродирует, неядовитый, хорошо проводит ток и тепло, имеет сильный металлический блеск.

Используется для изготовления зеркал.

В изготовлении электрических проводов.

Он очень мягкий, легко ломается.

(даёт задания по вариантам для самостоятельной работы)

I вариант: Назовите сходные и различные свойства следующих веществ: а) сахароза и хлорид натрия (поваренная соль); б) кислород и углекислый газ.

II вариант: Назовите сходные и различные свойства следующих веществ: а) сода и мел; б) вода и растительное масло.

III вариант: Из перечня свойств выпишите те, которые характерны для железа: твёрдое, жидкое, растворимое в воде, жёлтое, серое, нерастворимое в воде, теплопроводное, хрупкое, пластичное, блестит, тусклое, легче воды, тяжелее воды, притягивается к магниту.

IV вариант: Из перечня свойств выпишите те, которые характерны для кристаллической серы: серая, теплопроводная, легкоплавкая, жёлтая, не проводит электрический ток, хорошо растворяется в воде, не смачивается водой, твёрдая, жидкая, пластичная, притягивается магнитом.

твёрдые, белого цвета, без запаха, растворяются в воде, хрупкие

сладкий вкус, низкая tº плавл., не проводит ток

солёный вкус, высокая tº плавл., проводит ток

газы, бесцветные, без запаха, без вкуса, плохо растворяются в воде, при низких tº сжижаются, тяжелее воздуха

поддерживает процессы горения и дыхания

не поддерживает процессы горения и дыхания

твёрдые, порошкообразные, белого цвета, без запаха

не растворим в воде

без запаха, цвета и вкуса, легкоподвижная, низкие tº кипения и замерзания

имеет цвет, запах и вкус, вязкая, не растворяется в воде, легче воды, высокие tº кипения и замерзания

Железо: твёрдое, серое, нерастворимое в воде, теплопроводное, пластичное, блестит, тяжелее воды, притягивается к магниту.

Кристаллическая сера: легкоплавкая, жёлтая, не смачивается водой, твёрдая, хрупкая.

Итоги этапа актуализации знаний:

Повторение всех необходимых для продолжения усвоения темы знаний.

Мягкая посадка учащихся.

2. Изучение нового материала. Физические и химические явления.

(объявляет тему урока)

С телами и веществами, из которых эти тела построены, непрерывно происходят изменения – явления. Сегодня мы должны познакомиться с этими явлениями, научиться их различать.

(записывают тему урока)

(используя презентацию, знакомит учащихся с физическими явлениями)

Явления, происходящие с веществами, могут быть физическими и химическими. При физических явлениях изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав вещества при этом не изменяется (т.е. новое вещество не образуется).

Агрегатное состояние вещества изменяется при изменении температуры. Твёрдое вещество при нагревании до температуры плавления переходит в жидкость. Жидкость при нагревании до температуры кипения переходит в газ. При понижении температуры происходит обратный процесс: газ конденсируется в жидкость, жидкость кристаллизуется в твёрдое вещество. Некоторые твёрдые вещества способны при нагревании переходить сразу в газообразное состояние, минуя жидкое. Такой процесс называется возгонкой. При соприкосновении с холодной поверхностью пары таких веществ осаждаются, т.е. превращаются в твёрдое вещество.

Почему примеры явлений, указанные в слайде, относятся к физическим?

Приведите свои примеры физических явлений; докажите, что они таковыми являются.

( записывают в тетради определение физических явлений, указывают их признаки, отвечают на вопросы)

Происходит изменение агрегатного состояния веществ. При засахаривании варенья сироп переходит из жидкого состояния в твёрдое. При испарении воды и духов вещества меняют агрегатное состояние из жидкого в газообразное.

Разбитый стакан – изменяется форма и размеры, поэтому это явление физическое. Вода превращается в лёд – изменяется агрегатное состояние вещества, поэтому это физическое явление.

( демонстрирует видеоролики с физическими явлениями)

Просмотрите видеоролики, запишите примеры этих физических явлений в тетрадь.

(смотрят ролики, делают записи в тетрадях)

Примеры физических явлений: возгонка иода, плавление парафина.

(используя презентацию, знакомит учащихся с химическими явлениями)

При химических явлениях из одних веществ образуются другие, отличающиеся от исходных и по составу и по свойствам. Химические явления иначе называют химическими реакциями. Сейчас вы посмотрите ролики, в которых сравниваются физические и химические явления. Во время просмотра попытайтесь найти отличия этих явлений.

(записывают в тетради определение химических явлений, смотрят ролики, сравнивают явления, пытаются найти отличия)

При физических явлениях изменения веществ мы не заметили. При химических реакциях заметны изменения веществ. В первом опыте вещество изменило цвет с белого на чёрный. Во втором опыте произошло помутнение раствора.

(обобщает наблюдения учащихся, предлагает посмотреть ролики химических реакций и ответить на вопросы)

Те изменения, которые вы заметили, называются признаками химических реакций. Каждая реакция характеризуется своими признаками. Сейчас вы посмотрите ролики с химическими реакциями. Во время просмотра обращайте внимание на признаки реакций и на то, какие условия необходимо создать, чтобы химическая реакция началась и протекала.

С какими признаками могут протекать химические реакции?

При каких условиях начинаются и ли протекают химические реакции?

( смотрят ролики, на черновиках фиксируют признаки и условия протекания химических реакций, отвечают на вопросы)

Первая реакция: выпадение осадка и растворение осадка; вторая и третья – выделение газа; четвёртая – выделение света и тепла; пятая – выделение газа и изменение цвета; шестая – излучение света.

Для начала реакций необходимо соединить вещества, иногда требуется нагревание.

(предлагает обобщить наблюдения о признаках с помощью презентации, сделать записи в тетрадях)

На слайде будут появляться фотографии опытов, протекающих с определёнными признаками. Назовите эти признаки и запишите их в тетрадях.

(называют признаки, делают записи в тетрадях)

Признаки реакций: выпадение и растворение осадка, выделение тепла и света, изменение цвета, выделение газа.

(предлагает назвать условия для начала химической реакции, сделать записи в тетрадях)

На слайде появятся фотографии опытов, по которым необходимо определить условия, при которых реакции идут. Назовите эти условия и зафиксируйте их в тетрадях.

(называют условия, записывают их в тетрадь)

Условия: нагревание временное или постоянное, соприкосновение веществ.

3. Рассказ о значении химии в жизни человека.

Уголь, нефть, газ и руды химия превращает в металлы, бетон и стекло, керамику и многочисленные органические соединения, в том числе такие, каких в природе не было и не могло быть.

Прав был великий Д.И.Менделеев, когда утверждал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Это хемофилия («любовь к химии»).

Но химия – это не только пища и одежда, жилище и транспорт, средства связи и информации. Это и «озоновые дыры», химическое загрязнение окружающей среды, добавки в пищевые продукты, которые далеко не безвредны; ткани одежды, которая не всегда гигиенична; смоги больших городов; отравленные реки и озёра; лунные ландшафты вблизи отдельных производств; перекормленные минеральными удобрениями растения и белково-витаминными концентратами животные. Когда мы хотим выразить своё отрицательное отношение к качеству какого – либо продукта, мы произносим почти ругательно: «Ну, это же сплошная химия».

На химию нередко и очень часто справедливо смотрят с опаской или со страхом. А это уже хемофобия («страх к химии»).

Очевидно, что только грамотное аккуратное применение достижений химии позволит сделать жизнь человека достойной и безопасной.

Смотрите Приложение 1 «Роль химии в жизни человека»

4. Краткий очерк возникновения и развития химии.

(рассказ учителя с демонстрацией картинок на слайде)

Трудно сказать, когда и где наши далёкие предки впервые стали заниматься химией. Полагают, что примерно пять – шесть тысяч лет назад в древнейших очагах цивилизации – Китае, Египте, Индии и Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) – уже получали из руд металлы, готовили краски, обжигали глиняные сосуды, использовали травы для лечения ран и болезней.

Этот храм был разрушен фанатиками – христианами в 391г. Н.э., а кочевники – арабы, завоевав Александрию в 640г., завершили его уничтожение. Арабы – химики ввели вместо названия «химия» иное – «алхимия». Алхимию считали искусством превращения неблагородных металлов (железа, свинца, меди) в благородные (золото и серебро) с помощью особого вещества – «философского камня». Алхимики несколько веков упорно искали способы получения чудодейственного вещества. Даже знаменитый английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1643 – 1727) значительную часть своей жизни посвятил попыткам получить «философский камень».

Смотрите Приложение 2 «Алхимия и алхимики»

Химическая процедура в 3 веке до н.э.

Родина алхимии – Древний Египет.

Символ древних египетских алхимиков.

Изображение «философского камня».

Драконоподобный символ алхимии.

У истоков мировой научной химии стояли выдающиеся русские учёные: М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров. На следующих уроках мы с вами будем подробно говорить о вкладе этих учёных в мировую науку. Сегодня познакомимся с некоторыми их работами, прочитаем текст на стр. 12 – 13 в учебнике.

(читают текст в учебнике)

5. Закрепление полученных знаний.

(задаёт вопросы, выставляет оценки за работу на уроке, берёт выборочно тетради с домашней работой на проверку)

Какие явления происходят с веществами?

Какие явления называются физическими?

Чем характеризуются физические явления?

Какие явления называются химическими?

Как по-другому называют химические явления?

Каковы признаки химических реакций?

При каких условиях начинаются химические реакции?

Горение свечи – это физическое или химическое явление? Докажите.

Выставление оценок за урок.

(отвечают на вопросы)

С веществами происходят физические и химические явления.

При физических явлениях не образуются новые вещества.

При физических явлениях изменяются форма и размеры тел, агрегатное состояние веществ.

Явления, при которых образуются новые вещества.

Химические явления – это химические реакции.

Выпадение или растворение осадка; выделение тепла, света, газа; изменение цвета.

При соединении веществ, при нагревании.

При горении свечи происходят и физическое и химическое явления. Физическое явление – плавление парафина (изменяется агрегатное состояние из твёрдого в жидкое). Химическое явление – горение парафина (признаки реакции – выделение тепла и света).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *