православие свидетельства загробной жизни

Жизнь после смерти согласно Православной традиции

Издательство Сретенского монастыря в серии «Православное богословие» выпустило книгу Жан-Клода Ларше «Жизнь после смерти согласно Православной Традиции». Перевод с французского иерея Иоанна Димитрова, С.О. Чернова, П.К. Доброцветова.

Смерть — это великая тайна. Как отмечали многие философы, она является единственным определенным фактом нашего будущего и вместе с тем остается одним из самых неопределенных явлений, если говорить о природе смерти и ее последствиях.

В этой книге мы представим учение Православной Церкви. По некоторым пунктам оно значительно отличается от католического и протестантского. Расхождения между восточной и западной традициями существуют еще с V века, однако резко они проявились в XII столетии, когда Запад, по выражению историка Ж. Ле Гоффа, «придумал чистилище». Между тем в своих истоках латинская традиция полностью согласуется с восточной. Итак, несмотря на то, что чаще всего мы будем ссылаться на греческих святых отцов, также мы будем цитировать совпадающие и дополняющие свидетельства и наставления древних латинских отцов и житий святых.

Таким образом мы надеемся лучше донести до православных христиан учение их собственного Предания, часто разрозненное и потому плохо известное, а также открыть католическим и протестантским читателям учение, им не известное или давно переставшее быть составляющей их веры, но все же остающееся частью богатого наследия единой древней христианской традиции, которая, в принципе, для всех является или должна являться единой.

Об авторе

Жан-Клод Ларше (Jean-Claude Larchet; р. в 1949 г.) — современный французский православный богослов и патролог, доктор философии, доктор теологии Страсбургского университета. Становление Ж.-К. Ларше как православного богослова происходило под влиянием его духовного отца архимандрита Сергия (Шевича), а также благодаря общению с преподобным Иустином (Поповичем), архимандритом Софронием (Сахаровым), учениками старца Иосифа Исихаста — старцами Ефремом Катунакским и Харалампием, со старцами Ефремом Филофейским, Иосифом Ватопедским и преподобным Паисием Афонским.

Жан-Клод Ларше — автор 27 книг, переведенных на 17 иностранных языков, 150 статей и около 700 рецензий. Он считается одним из ведущих современных православных богословов и одним из редких авторов, способных совмещать в своих работах научную строгость и живое восприятие внутренней жизни Церкви.

Издательством Сретенского монастыря выпущены следующие книги Ж.-Кл. Ларше: «Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом», «Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков», «Патриарх Павел. Святой наших дней», «Болезнь в свете православного вероучения».

Оглавление

Предисловие

Глава I. Смерть: ее происхождение и духовный смысл

Первая причина смерти — прародительский грех

Духовная двойственность смерти

А. Положительный аспект смерти

Б. Отрицательный аспект смерти

Победа Христа над смертью и ее значение

Глава II. Момент смерти

Испытание наступлением смерти

А. Природа этого испытания

Б. Важность семейного и церковного соприсутствия с умирающим

Что переживает человек перед тем как умереть

А. Ретроспектива всей жизни

Б. Сверхъестественные явления, видения и звуки

В. Опасность заблуждения

Г. Пограничный опыт и его ценность

Глава III. С первого по третий день после смерти:отделение души от тела

Природа смерти: отделение души от тела

Разделение души и тела проходит более или менее легко

Присутствие души на земле в первые три дня после смерти

Смерть как процесс

Отделение души от тела как испытание

Духовная поддержка умирающего со стороны его окружения и Церкви

Духовное состояние души после смерти

Сохранение связи души с телом в постоянстве ипостаси

Духовное состояние тела после смерти

Глава IV. С третьего по девятый день: прохождение воздушных мытарств

Восхождение души к небесам

Действия демонов, стремящихся завладеть душой

Прохождение воздушных мытарств

Глава V. С девятого по сороковой день: введение в мир иной

Глава VI. Сороковой день: частный суд

Кем совершается частный суд

Частный суд как следствие выбора самого человека

Частный суд как осуждение человека его собственной совестью

Частный суд и Всеобщий Суд

Глава VII. От сорокового дня до Последнего Суда: промежуточное состояние

Природа промежуточного состояния

Временный и частичный характер промежуточного состояния

Ложная концепция: сон души

Еще одна ложная концепция: переселение душ

Глава VIII. Проблема чистилища

А. Латинское учение о чистилище

Б. Новизна латинского учения о чистилище

В. Согласованность с принципами латинского богословия

Защита учения о чистилище латинянами и его опровержение православными богословами на Флорентийском соборе

А. Изложение латинской позиции кардиналом Чезарини

Б. Первое слово святого Марка Ефесского

В. Слово Виссариона Никейского

Г. Второе слово святого Марка Ефесского

Д. Третье слово святого Марка Ефесского

Учение православных богословов после Флорентийского собора

Краткий итог католической и православной позиций

А. Католическая позиция

Б. Православная позиция

Глава IX. Связь между живыми и умершими

Взаимоотношения живых с умершими

А. Запрещение Церковью оккультных связей с умершими

Б. Необходимость молитвы за умерших

В. Различные формы ходатайств за усопших

Г. Заупокойные молитвы возносятся за всех усопших

Д. Польза молитвы и иных форм ходатайств за усопших

Е. Ответственность живых за положение и участь усопших

Ж. При каких условиях усопшие получают пользу от того, что за них ходатайствуют

З. Какую пользу получают сами живые от своих молитв за усопших

Взаимоотношения умерших с живыми

А. Забвение мира при сохранении интереса к тем, кто остался жив

Б. Предстательство умерших за живых

В. Общность христиан умерших и живых в лоне Церкви

Взаимоотношения умерших между собой

Глава X. Воскресение и Последний Суд

А. Время и особенности воскресения

Б. Воскресение коснется всех людей

В. Природа воскресшего тела

Г. Состояние, которое является следствием воскресения

Д. Значение и конечная цель воскресения

Последний и Всеобщий Суд

Б. Судимы будут все люди

Е. «Страшное Судилище Христово»

Ж. Истинный и окончательный характер Суда

Глава XI. Жизнь вечная. Царство Небесное и преисподняя

Глава XII. Подготовка к смерти и к загробной жизни

Смысл понятия о загробной жизни

Размышления о конечных судьбах

Специфика христианского понимания

Библиография

Святые отцы и другие древние и новые авторы

Исследования новых и новейших авторов

Книгу можно приобрести:

· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Источник

Свидетельства раба Божьего Андрея о Загробном Мире

Его пророчества о России согласуются с пророчествами святых отцов Церкви, а также других угодников Божиих, еще не прославленных. Но в случае с Андреем есть существенное отличие: не все побывавшие в мире ином, прошли 20 мытарств и посетили такое количество селений Рая и ада, не всем было открыто будущее, не все удостоились чести видеть Триипостасного Бога, разговаривать с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, а также еще с четырьмя особо почитаемыми на Руси святыми!

(В тексте сохранены стилистические особенности автора)

Потом, вот эта часть России останется: Владимирская, Ярославская, Московская области, кроме Москвы. время будет тяжелое. Сергиев Посад будет переполнен людьми, сюда будут бежать как в святое место, спасительное место, людей здесь будет много.

— На Ивана Грозного похож? Молиться ли нам за власть.

— Власть. Знаю, что власть будет другая, власти будут сейчас меняться: одна, другая, третья, вообще до Царя вот такое будет, стабильности не будет!

Русь не погибнет, будет Воскрешение Руси, Возрождение Руси будет! До этого, конечно, много будет бед по России, не каждый доживет! До Царя! При Царе жизнь наладится.

Новые паспорта, ИНН, печать

православие свидетельства загробной жизни. Смотреть фото православие свидетельства загробной жизни. Смотреть картинку православие свидетельства загробной жизни. Картинка про православие свидетельства загробной жизни. Фото православие свидетельства загробной жизниИ вот этими бедствиями будет остановлена печать антихриста!

— Полис, ничего такого брать нельзя!

-Загранпаспорт, если он машиносчитываемый, тоже, наверное, приравнивается к таким документам?

Батюшка Серафим придет, придет, наступит Это. Живым придет, многие пойдут за ним, молодежи много пойдет, покаяние будет, бежать за ним будут люди.

Участие в крестных ходах

православие свидетельства загробной жизни. Смотреть фото православие свидетельства загробной жизни. Смотреть картинку православие свидетельства загробной жизни. Картинка про православие свидетельства загробной жизни. Фото православие свидетельства загробной жизни— Крестными ходами, вообще, спасается Россия! Крестными ходами спасается Россия!

— Там что-нибудь говорили про это?

— Участием в крестных ходах грехи какие-нибудь прощаются?

— Крестными ходами, да, прощаются грехи, прощает Господь!

— Всему роду или только участникам?

Можно ли сейчас причащаться?

православие свидетельства загробной жизни. Смотреть фото православие свидетельства загробной жизни. Смотреть картинку православие свидетельства загробной жизни. Картинка про православие свидетельства загробной жизни. Фото православие свидетельства загробной жизниСвятой Царь Иоанн

— Конечно, конечно, конечно!

православие свидетельства загробной жизни. Смотреть фото православие свидетельства загробной жизни. Смотреть картинку православие свидетельства загробной жизни. Картинка про православие свидетельства загробной жизни. Фото православие свидетельства загробной жизни

Правило схимонахини Антонии

— Андрей, насчет правила схимонахини Антонии о вымаливании абортированных младенцев?

— Выполняйте, выполняйте правило Антонии, будете этим вымаливать своих детей и сами будете спасаться!

— Ты ее видел там, в Царствии Небесном?

— Видел! Хорошо, когда грех такой, исправить покрытием его добрых дел, остановить кого-то от этого, кто собирается делать аборт, допустим, уговорить его, упросить, может быть, помочь ему деньгами или чем-то. Вот это самое прощение греха, когда останавливаем другого человека от этого, в чем и сами были повинны когда-то.

Источник

О жизни после смерти

Публикуемая ниже беседа с митрополитом Лимасольским Афанасием состоялась в рамках телевизионной программы «По особому случаю. С Фёдором Кириаку» («Επί τω αυτώ. Με τον Θεόδωρο Κυριακού») канала «Альфа Кипр». Фёдор Кириаку – кипрский богослов. Разговор с владыкой Афанасием шел о темах, которые особенно волнуют всех – как верующих, так и неверующих: что ждет нас после того, как мы испустим последний вздох, в каком состоянии мы будем пребывать, ожидая Страшного суда, каким будет сам Суд, помнит ли душа свои земные впечатления и привязанности, что такое ад и рай и как и кто совершает этот выбор, почему Церковь не принимает учение о переселении душ и о многом другом, касающемся жизни и смерти.

православие свидетельства загробной жизни. Смотреть фото православие свидетельства загробной жизни. Смотреть картинку православие свидетельства загробной жизни. Картинка про православие свидетельства загробной жизни. Фото православие свидетельства загробной жизни – Геронда, хочу поблагодарить вас за согласие поучаствовать в этой беседе. Тема смерти, а точнее жизни после смерти, касается всех людей, как верующих, так и неверующих. Прежде всего я хочу спросить: существует ли жизнь после смерти? Есть ли в Священном Писании и в учении Церкви свидетельства, которые подтверждали бы существование жизни после смерти?

– Это точно. Поскольку темой нашей беседы будет жизнь после смерти, и далее мы поговорим более детально об этом, я бы хотел привести в пример живых святых нашей Церкви, которые являют себя через чудеса. Вы прожили некоторое время на Святой Горе Афон, рядом со старцем Паисием, и сейчас мне вспомнилось явление святой Евфимии старцу Паисию, которое было потрясающим событием даже для самого старца Паисия, а он, конечно же, знал, что для святых возможно многое, в том числе и общение с верующими людьми.

– Свидетельства о жизни после смерти есть и в Священном Писании. Сам Христос в Евангелии от Луки рассказывает нам историю о богаче и Лазаре. Это не притча, а факт. Жил бедный Лазарь, который умер и Ангелами Божиими был приведен в рай. Жил и богач, имя которого не названо, он умер и попал в место страданий. «И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25: 46). Святые апостолы и святые отцы Церкви свидетельствуют, что жизнь после смерти действительно существует. Ведь если бы ее не было, тогда в чем смысл всего, что мы делаем? Это была бы жизнь, приговоренная к могиле.

– Известно, что было проведено множество исследований и написано много томов книг о предсмертном и посмертном опыте людей. Люди, которые шагнули за черту смерти, но по какой-то причине вернулись обратно, рассказывают о том, что с ними произошло. Также они говорят и о встрече с людьми, которые уже умерли. Какова позиция Церкви относительно посмертного опыта человека?

Я должен признать, что таковой опыт существует. Но позволь мне сказать, что это опыт не посмертный, а смертный, т.е. происходящий в момент смерти. Посмертного опыта нет ни у кого, потому что, умерев, человек уже не возвращается обратно. Поэтому здесь мы можем говорить только об опыте, который происходит с человеком во время смерти. Святые отцы говорят, что человек имеет силы души, и вот в тот момент, когда человек подходит к границе своего существования, активизируются эти силы души и люди действительно могут видеть и духов, и лукавых бесов, и многое другое. Весь этот опыт происходит в момент смерти. И это не выдумка, а реальность. Люди действительно все это видели и пережили. Существуют тысячи свидетельств, и я встречал многих людей, которые во время исповеди со всей искренностью мне рассказывали о том опыте, который с ними произошел. Исходя из данных свидетельств, мы можем сказать, что иной мир, т.е. мир духовный, существует.

– Геронда, известно, что разные народы имеют разное представление о смертном часе. Например, европейцы имеют один опыт, а индусы совсем другой. Насколько те или иные представления верны?

– По моему скромному мнению, у каждого народа есть свои традиции и свои предубеждения. Поскольку весь этот опыт как раз не является посмертным, но происходит во время смерти и поскольку это не есть от Бога, но от человеческой природы, то каждый человек основывается на том опыте, который он несет в себе и на который оказывают влияние традиции, народ, история. Он смотрит на эту ситуацию по-своему. Весь этот опыт не есть опыт Святого Духа. Это опыт нашей человеческой природы, который человек переживает во время смерти. Т.е. человек доходит до момента смерти, проживает все процессы, которые происходят с ним в это время, но не умирает и возвращается обратно.

– В одной из погребальных стихир Иоанна Дамаскина есть такие слова: «Как же страшно таинство смерти, когда душа из тела исторгается, гармония их силой разрушается и прирожденный их союз по воле Божией распадается». Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент, когда душа разлучается с телом.

– Это насильственное разлучение. После этого тело остается мертвым, как, например, если отсекается какая-то часть тела у человека и становится омертвевшим членом. Душа же – это «вдохновение» Божие, когда Он вдунул в лице Адама дыхание жизни (см.: Быт. 2: 7). В тот момент, когда человек зачинается в чреве его матери, Божественная энергия создает нашу душу, она дает нам как духовную жизнь, так и биологическую.

– То есть душа – некая духовная сущность?

– Это творение Божие, это наше «я», которое содержит все наши характеристики, кроме тела. Тело наше умрет, а душа никогда.

– А когда мы говорим «по образу и подобию», это имеет отношение по большей части к душе или ко всему человеку?

– Ко всему человеку, потому что Бог создал человека в единстве души и тела. Но когда это единство распадается, хоть человек и остается подобным «по образу» своим телом (поэтому мы и почитаем святые мощи, ведь биологически они мертвы, но через Бога они живы по Его благодати), остается личность человека, его совесть – все это заключается в его душе. Наша душа знает, кем она была, что делала, кто были ее родственники, где она жила и как.

Наша душа уносит с собой все элементы своей личности. Она знает, кем была, кто ее родственники

– Получается, наша душа имеет память и после смерти?

–Да. Она уносит с собой все элементы своей личности.

– Очень хорошо, геронда, что вы об этом сказали, потому что многих людей волнует вопрос, что происходит с памятью человека после смерти.

– Ничего не исчезает. Личность человека сохраняется полностью.

– Но разве это не мучение для человека уносить с собой все земные воспоминания?

– Изменяются ощущения. Переходя в Царствие Божие, человек имеет уже другие ощущения. Не телесные ощущения, но духовные. Приведем простой пример: если маленький ребенок вдруг потеряет из виду свою маму хотя бы на 15 минут, он будет взволнован, но, когда ему уже 30 лет, он в ней уже не имеет нужды даже на пять часов. То есть изменились его ощущения. Он вырастает, становится независимым, приобретает новую свободу. Когда же человек умирает, уходит из этой жизни, его ощущения полностью меняются и он получает новый «взгляд» на происходящее, через призму которого он в дальнейшем будет смотреть на свою прошлую жизнь.

– Существует мнение, что когда человек умирает, то в течение 40 дней находится в подвешенном состоянии и имеет некую связь с родственниками, с местом, где он жил, и т.д. Существует ли подтверждение данному мнению?

– Когда душа отделится от тела, она покидает этот тварный мир. Там, где она находится теперь, уже нет ни места, ни времени. Соответственно, там нет понятия 20 дней или 40. Такое исчисление времени существует только для нас живых. В подражание Христу в течение 40 дней и до Вознесения, когда Он пребывал со Своими учениками, мы посвящаем эти дни поминовению усопшего: молимся, совершаем поминальные службы. Действительно, святые отцы говорят, что в течение 40 дней человек проходит сложный духовный период, поэтому и Церковь совершает сугубое поминовение в течение 40 дней. Душа же вне времени, а мы во времени. Эти 40 дней – для нас, для души же это уже вечность.

– Но людей особенно волнует вопрос, есть ли у души в это время возможность видеть то, что происходит на земле?

– Да, я это слышал. Многие об этом говорят, но я бы не стал поддерживать это мнение, потому что отсюда рождаются разные суеверия и предубеждения. Говорят: я увидел воробья, или пчелку, или бабочку… это была душа моего сына или мужа и т.д. Святые отцы говорят, что в этот период человек проходит духовный суд, вспоминает прошлое, проходит испытание мытарствами. Все это возможно, но чтобы душа человека воплощалась в пчелу или бабочку… Это, конечно же, не так.

– Раз уж вы упомянули тему мытарств, вспомним святого Макария Египетского, который живописно рисует борьбу, происходящую между ангелами и лукавыми созданиями за дальнейшую участь души. Часто, когда люди об этом слышат, испытывают сильный страх. Можете как-то пролить свет на этот вопрос?

– Каждый грех, который совершает человек, подчиняет его определенной страсти. Свободно подчинившись своим грехам и страстям, он уже является их рабом. Каждая страсть и каждый грех, как утверждают святые отцы, управляется разными бесами. Как у ангелов есть свои чины и таланты, например у одного есть дар молитвы, у другого – бодрствования и бдения и т.д., так и бесовские чины имеют свои страсти и грехи. Когда душа выходит из тела, если она не освободилась от греха, то над ней имеют власть бесы, которые пытаются ее с пути к Богу увести. Если же душа исповедалась, решила все свои духовные вопросы, жила церковными таинствами, тогда бесы не имеют над ней власти и не могут сбить ее с пути.

Если душа не была духовно готова уйти из этого мира, тогда возникает проблема, и тут очень помогают наши молитвы

Если же она не была духовно готова уйти из этого мира, тогда возникает проблема, и тут очень помогают наши молитвы в течение 40 дней, помогают святые ангелы, наш Ангел Хранитель, Пресвятая Богородица и все святые. Поэтому каждый вечер на вечерней молитве мы просим, чтобы наша душа не встретилась с темными и страшными духами, а также просим нашего Ангела Хранителя, чтобы он предстоял рядом с нами в момент нашего исхода, чтобы он помог нам пройти мытарства, не претерпев никакого вреда.

– Из того, что вы сказали, можно предположить, что когда умирают святые, то бесы даже не появляются в их поле.

– Это так. Но не потому, что они были безгрешны, а потому, что покаялись. Покаяние освободило их от суда. Поэтому и Господь наш Иисус Христос говорит: «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14: 30). То есть он и ко Христу подходил, видно, не зная, что это Христос, и ничего в Нем не нашел. Еще очень хорошо об этом говорил апостол Иуда, брат Господний, он рассуждал о Страшном суде, об архангеле Михаиле и бесах, о Моисее.

– Люди часто говорят о некоем «среднем» состоянии души. Что под этим подразумевается?

– Фёдор, я думаю, что у нас, православных, нет такого термина. Святые отцы его не используют. Это схоластический термин Запада. Мы же знаем, что, когда человек умирает, он находится в некоем месте, вне тварного мира, и там ожидает воскресения мертвых. Это промежуток между смертью и Страшным судом, воскресением мертвых, и, конечно же, вне времени. То есть души не ждут, когда же будет Суд: завтра или послезавтра; они перманентно пребывают в настоящем времени. Поэтому у них и отсутствует тревога о времени. Это ожидание, о котором говорится в Апокалипсисе, когда души ожидают правосудия Божия и Воскресения тел, чтобы, соединившись с телами, они могли вкусить радость пребывания в Царствии Божием – те, кто сможет, конечно же.

– У них есть предчувствие, что их ждет?

– Конечно. История нашей Церкви полна таких откровений и опыта святых людей.

– Тот факт, что существует предчувствие рая или осуждения, означает, что в период между смертью и Судом все уже окончательно определено?

– Не окончательно, поэтому мы и молимся.

– Вы считаете, что наша молитва может что-то изменить?

– Конечно, может. Есть случаи, когда участь усопших менялась по молитве святых людей. Тогда какой смысл панихид, литургий, милостыни, которые нас побуждает совершать Церковь? Если бы не было от этого никакой пользы для усопших, то не было бы и смысла все это делать.

– Получается, панихиды для кого совершаются, для нас?

– Панихида – это не психологическое явление и даже не просто формальная традиция, это церковное действо. Вся Церковь, собранная во имя Христово, совершая святую Евхаристию (благодарение), преподносит благодарение за упокой душ умерших. Суть панихиды – это поминовение души во время Божественной литургии, на проскомидии, когда мы достаем частицы за усопших, и вот оттуда начинается панихида, которая достигает кульминации во время Евхаристии и заканчивается панихидой. Это не отдельная служба, это целый литургический процесс, когда вся Церковь молится за усопших.

– У нас на Кипре после смерти человека на протяжении многих лет семья заказывает поминальные службы, а в Греции, насколько мне известно, через 3–5 лет уже перестают. Чем это обусловлено?

– Я думаю, что дело в местных традициях, но наша кипрская традиция будет получше. Потому что как мы можем перестать поминать наших родителей, наших восприемников, наших дядей и тетей, родственников?

– Геронда, есть и еще одна добрая традиция, когда в день поминальной службы родственники причащаются.

– Да, и причащаются. Это своего рода выражение благодарности нашим родителям и родственникам.

– Люди рассказывают историю – не знаю, насколько она достоверна, – о молитве одного современного святого, который помог спастись своему духовному отцу. Речь об отце Ефреме Катунакском и старце Никифоре. Вы слышали эту историю?

– Я слышал ее от самого старца. Он нам много раз ее рассказывал. Когда старец Никифор почил, к сожалению, душа его не спаслась, и отец Ефрем узнал об этом через молитву. Тогда в течение трех лет отец Ефрем стал раздавать все, что старец Никифор оставил после себя – деньги, вещи и др., – в виде милостыни разным подвижникам, скитам, монастырям, чтобы те совершали литургии и молились о спасении души старца Никифора. Параллельно и сам он очень много молился, и это была пламенная молитва. Он спустился в ад своего старца и победил ад в самом себе. Он совершил огромный духовный труд. Как-то он мне говорил, что служил Литургию и увидел отказ Бога помиловать старца, он был подобен крепкой бетонной стене, и тогда он сказал Богу: «Господи, да, он попал в ад, но я, которого он мучил, я его прощаю, а Ты, Бог, Которому он ничего не сделал, разве Ты не можешь его простить?». Как видите, он боролся с Богом. Но не потому, что Бог более суровый, чем отец Ефрем, а потому, что все это было для того, чтобы активизировать духовные силы отца Ефрема. Наш святой старец Ефрем рассказывал нам, что постепенно он начал чувствовать, как душа его старца стала подниматься. Он же продолжал свой молитвенный подвиг, проливал слезы, служил литургии, поминальные службы, литии, пока не почувствовал, что душа старца окончательно спасена.

– Вы попали на Святую Гору в самое лучшее время, ведь вам удалось познакомиться с великими святыми людьми.

– Да, я с ними познакомился, но не смог им подражать, поэтому и пользы из этого не вышло.

– Ну, мы с этим не согласимся… Похожую историю я слышал и про старца Ефрема Аризонского.

– Старец Ефрем Аризонский тоже является великим святым. Для меня он равноапостольный. Когда я ездил к нему в Аризону, он мне рассказал о явлении Христа, которое случилось с ним. Когда Христос пришел и сказал ему: «Иди со Мной», он Ему ответил: «Я иду, Господи, но только я не один, что же будет с моими монахами?». Тогда Господь ему сказал: «Пусть и монахи твои идут». «А монахини?» – спросил старец. «Пусть и монахини», – ответил Христос. «А другие, которые следуют за мной, что с ними будет?» – «Раз они следуют за тобой, то пусть и они идут с тобой». Вот такое дерзновение имел старец Ефрем перед Господом.

– Очень многие люди задаются вопросом, и даже моя дочь у меня спрашивала: когда люди умирают, то узнают ли души друг друга?

– Да, конечно. Например, Лазарь узнал богача, и богач тоже узнал Лазаря. Сам Христос в Евангелии подтверждает этот факт. Ведь мы не теряем свою личность.

– Но те отношения, которые были между нами, они ведь не сохраняются, так?

– Нет, таких отношений уже не будет. Не будет и того лица, которое у нас сейчас. Допустим, ребенок инвалид, он может быть обезображен, но когда он воскреснет, то он уже не будет инвалидом и обезображенным. Или если ребенок умер в 3 месяца, он не воскреснет таким же младенцем, нет. Это будет некий совершенный возраст, зрелый как телесно, так и духовно.

Мирских отношений уже не будет. Не будет и того лица, которое есть у нас сейчас

– И нам уже не нужно будет слушаться отца или мать?

– Нет, это все человеческое останется здесь. Поэтому и Христос в Евангелии на вопрос про женщину, у которой было семь мужей: «Чьей она будет женой?», ответил, что они заблуждаются, так как в Царствии Божием уже будут пребывать как ангелы. Там уже нет тех телесных связей, которые существовали в этом мире.

– Просто людям хотелось бы, чтобы те отношения, которые они имели здесь, перешли вместе с ними на Небо…

– И это можно понять по-человечески.

– Поговорив о периоде, который проживает душа после смерти и до Страшного суда, мы дошли до темы рая и ада. Прокомментируйте, пожалуйста, эту тему. Что говорит об этом Церковь, потому что вопрос эсхатологии в основном обсуждается достаточно поверхностно, в то время как это очень важный вопрос, который, по идее, должен определять весь наш жизненный путь. Но прежде чем перейти к этой теме, вспомним, что есть три необычных случая перемещения людей в Небесную обитель. Во-первых, это Пресвятая Богородица.

– Да, Она умерла, на третий день воскресла и вознеслась на Небо ко Христу.

– То есть Богородица сейчас пребывает на Небе телесно, так?

– А Ее тело отличается от того тела, которое воскреснет после Страшного суда?

– Наша Пресвятая Богородица уже воскресла. Она же не может воскреснуть снова. А другие души пока еще ожидают воссоединения со своими телами и воскресения.

– Есть еще два случая: это Илия и Енох. Где они сейчас пребывают?

– Только Бог это знает, мы не ведаем. Святые отцы говорят, что они в «бездне великой» (Пс. 35: 7). Мы не знаем, где они, но Господь их сохраняет до Второго Пришествия. Сначала будет провозглашена правда Церкви в эпоху антихриста, антихрист убьет их, и тогда они подвергнутся физической смерти. А потом будет воскресение мертвых.

– Затронем тогда тему Страшного суда. Это, конечно же, будет самое потрясающее для всего человечества событие, когда все люди предстанут пред Господом.

– Воскреснут все. И когда мы говорим все, имеются в виду все без исключения.

– А те, кто будет жив на тот момент?

– Они изменят свое состояние в тот же миг. Что же касается Суда, то это не будет некий диалог человека с Богом. Это будет явление Христа. Христос явит себя всему миру. Все, кто любил Его и очистил свою душу, соединятся с Ним в совершенной любви, в меру той любви, которую они имели здесь на земле. Для тех же, кто не полюбил Его и не принимал Его в своей жизни, Он будет тьмой и поэтому для них Его явление станет вечным адом. То есть Христос не скажет, например: «Ты иди в ад, ты достоин наказания». Мы сами, кто возлюбил Христа, переместимся в вечный свет, а те, кто не любил, окажутся в вечном огне. Это будет наша собственная реакция на присутствие Христово рядом с нами.

Ад, как и рай, – это наша собственная реакция на присутствие Христово рядом с нами

– Про ад говорится много, но можем ли мы сказать что-то определенное?

– Давайте лучше сначала скажем, что такое рай. Рай – это Христос, это вечный свет, вечная радость, вечная жизнь. Отсутствие Христа, то есть отсутствие любви, – это есть тьма, которая вызывает страх, неуверенность и другие негативные чувства. Не Христос наказывает человека, но из-за Его отсутствия человек оказывается во тьме. И вот это состояние называется адом, мучением, наказанием. Это не значит, что Господь подготовил такое место, куда Он их потом всех поместит и будет мучить. Конечно, поскольку человек будет духовным и материальным существом одновременно, то он будет находиться в некоем месте. И вот то место, где будут находиться люди, избравшие тьму, называется адом.

– Это будет два отдельных места, или все люди будут находиться в одном месте, но в разных состояниях?

– Раз они находятся в разном состоянии, то, да, это будут отдельные места.

– Получается, что ад – это когда человек не может жить в любви Христовой, так?

– Лицезрение Христа будет для него мучением. Приведем пример. Представь, что тебя заставили жить с человеком, которого ты ненавидишь. Одно только его присутствие у тебя будет вызывать невыносимые чувства. То же самое будет и с душой. Она не захочет видеть Христа. Даже если ей скажут: «Покайся и приходи», она не захочет.

– В древней Церкви существовали и другие мнения. Мне вспоминается Ориген, который говорил об оправдании всех людей.

– Да, но неужели Господь, Который есть любовь, не может допустить того, что говорил Ориген?

– Исключено, потому что Господь был предельно четким: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46). Господь ведь не сказал, что в какой-то момент Он может все изменить. И дело не в том, что Он может или не может, Он может, конечно. Дело в том, что это выбор самого человека, и Господь не хочет препятствовать свободному выбору человека. Как вы себе это представляете? «Ты отбыл тысячу лет в аду, теперь давай приходи в рай»? Человек сам не захочет пойти в рай. Это вопрос свободы человека. Он сам выбрал жизнь вдали от Христа.

– Но, может быть, слово Христа было столь сурово чисто ради воспитательных целей, чтобы удержать человека от зла.

– Слово Христово было окончательным. Церковь отрицает утверждение об оправдании всех людей, потому что Сам Господь не оставил нам ни малейшего об этом свидетельства. Он был абсолютно ясным.

– Есть христиане, попавшие под влияние восточных философий, которые говорят, что параллельно верят в переселение душ. Объясните, почему эти два понятия, т.е христианство и вера в переселение душ, не могут существовать в человеке одновременно.

– Потому что, Федор, переселение душ отменяет воскресение. Когда я воскресну, какое тело я получу? То, которое сейчас, или то, которое у меня было сто лет назад или тысячу?

Переселение душ отменяет воскресение. Когда я воскресну, какое тело я получу?

Если я сменил сто или пятьсот тел, какое я получу по воскресении? Теряется человеческая индивидуальность. Человек – это уникальное существо, неповторимое. В случае, если существует переселение и человек становится повторяющимся существом, то теряется его уникальность. Таким образом, нет воскресения, если существует переселение душ.

– И если существует карма, то теряется свобода выбора человека…

– Да, теряется свобода человеческой воли, а также и присутствие Божие в нашей жизни. Ведь все учение о творении Божием говорит нам, что мы созданы по Его образу и подобию. А раз человек подчинен карме и у него нет свободного выбора, тогда он теряет свое подобие Богу. Мы произносим: «Чаю воскресения мертвых». Точка. Этим все сказано. Мы не можем принять никакого перевоплощения душ.

– Это, конечно, сложная тема, ведь она затрагивает очень многих людей, целые народы…

– Мы с уважением относимся к этой теории, мы не осуждаем людей, которые так верят. Кто мы такие, чтобы кого-то осуждать. Но сами мы в это не верим. Мы отвечаем только за себя, во что мы сами верим.

– Геронда, благодарю вас, что нам удалось прояснить многие вопросы по обозначенной теме. Дерзну сказать, что когда я разговариваю с вами, то вижу перед собой настоящего православного епископа, который, опираясь на нашу православную традицию, говорит о том, во что верит наша Церковь.

– И я вас благодарю. Всех вам благ. С Богом!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *