правила жизни такеши китано
Такеши Китано: «Мой кинематографический метод построен на математике»
На рубеже 1990–2000-х годов актер и режиссер Такеши Китано («Брат Якудзы», «Куклы», «Затойчи») стал одним из самых модных режиссеров в России — во многом за счет того, что его истории о бандитах очень напоминали происходящее в нашей стране. На некоторое время популярность Китано спала, потому что он ушел от гангстерской тематики. Но теперь он вновь вернулся к «разборкам» и «стрелкам» — в российский прокат вышел сиквел его «Беспредела». Корреспондент «Известий» побеседовал с Такеши Китано.
— «Полный беспредел» — это первое продолжение, которые вы делаете в своей карьере. Чем этот фильм такой особенный для вас?
— Всё просто. «Беспредел» был моим первым фильмом, который стал коммерческим хитом. Этого оказалось достаточно, чтобы я решил сделать его продолжение.
— Как думаете, в чем причина такого успеха?
— Не знаю. Наверно, японцам нравится смотреть фильмы о якудзе. Когда я делал более сложные фильмы, никто у нас не ходил смотреть их в кинотеатры.
— Прежде меня это очень сильно расстраивало, я нервничал. Теперь же я спокоен. Мир такой, какой есть, надо это принять, если ты ничего не можешь сделать с этим.
— К сложному кино вы собираетесь возвращаться?
— Я бы сказал даже так: именно потому, что я хочу делать сложное кино, мне нужно было снять такой хит, как «Полный беспредел».
— Так дело в деньгах?
— Знаете, прежде чем я запустил всю эту историю с «Беспределом», я действительно снял целый ряд сложных фильмов. У них даже возник своего рода культ, свои поклонники. А дальше я просто подумал: «Что-то я давно не снимал фильмов о якудзе. Может, еще парочку сделать?» Так что дело не в деньгах и не в толпах зрителей. Важно, чтобы мне не было скучно. Надо снимать разное. Иначе мне просто надоест снимать кино. Мне вообще всё быстро надоедает.
— Где вы находите идеи для демонстрации насилия на экране?
— Пользуюсь воспоминаниями и ассоциациями. Например, в фильме есть сцена, когда в парня летят мячики из автомата для бейсбола. Когда я был подростком, мы с одним моим приятелем часто ходили на эти площадки для бейсбола, которые и сейчас очень популярны в Японии. Я был плохим мальчиком и как-то раз решил подшутить над приятелем и толкнул его прямо под мячик. Мяч полетел не на биту, а ему в плечо. Заставить якудзу сыграть в такой опасный бейсбол было для меня очень любопытной задачей.
— В чем для вас отличия этого фильма о якудзе от других ваших картин на эту тему?
— Второй «Беспредел» я сделал с меньшим количеством физического насилия, но усилил ту часть, что относится к хитросплетениям сюжета и диалогам. Вырабатывал свой стиль для развлекательного кино. Принципиальным отличием является и количество диалогов. Никогда мои персонажи так много не говорили. Что же касается боев и перестрелок, то всё более или менее похоже на то, что я делал раньше. А новаторством в «Беспределе 2» я считаю смешение акцентов, с которыми говорят герои. Часть из них использует западный, более современный акцент, у которого есть свои специфические правила, легко различимые для японского уха. Мой же персонаж и ряд других героев говорят на восточном диалекте. Таким образом, я показываю столкновение разных частей страны, которое происходит и на уровне диалога.
— Вы — автор ряда программ, популяризирующих математику. Но никогда не касались этого любимого вами предмета в кино.
Правила жизни Такэси Китано
Я не ожидаю от жизни многого.
Мой отец был маляром, но говорят, что он был якудза. Мы жили в типичном рабочем районе, и все наши соседи были либо якудза, либо ремесленники. Якудза выглядели очень крутыми и были очень добры к нам, детям. Давали нам деньги на карманные расходы, покупали сладости, но при этом никогда не баловали нас. Если они видели, что кто-то из детей курит или пьет, они могли и побить. А еще они всегда говорили: «Обязательно будь внимателен к своим родителям и никогда не прогуливай школу, а то закончишь как я».
Говорят, дети учатся, глядя на своих отцов. А что если отец просто уходит каждое утро на работу?
Для нас, японцев, быть счастливым — это в любом возрасте заниматься той работой, которая тебе нравится.
Я снимался в телешоу, был комиком, актером, режиссером и писателем. Я хочу, чтобы меня запомнили как человека, который никогда не достигал вершины ни в одном деле, но был лучшим в умении делать много вещей одновременно.
Моя карьера режиссера — это просто умение переживать одно поражение за другим.
Не так давно я пересматривал «жестокого полицейского» (первый фильм Китано, 1989 год. — Esquire). Мне нужно было готовиться к интервью, и я буквально заставил себя сидеть перед экраном. То же самое ты, видимо, испытываешь в тот момент, когда тебя заставляют смотреть твои детские видеозаписи. Это очень стыдно.
Я хочу снимать кино, которое не подлежит классификации. Я хочу, чтобы зрители выходили из зала, не зная, что говорить и что думать.
Меня не вдохновляют другие режиссеры или другие фильмы. Я учусь только на своих ошибках.
Все свои фильмы я монтирую сам. Очень часто я принимаю решение не снимать какие-то сцены, которые во время съемок начинают казаться мне необязательными. Но потом, уже на монтаже, я вдруг понимаю, что именно эти сцены мне и нужны. Что я делаю? Беру куски из других сцен и использую их как замену. Я работаю так: «Ой, мы забыли сделать руль! Давайте поставим на его место запасное колесо».
Не надо давать другим людям воплощать твои идеи.
Когда в моем фильме кого-то бьют, больно становится зрителю.
Мы давно потеряли баланс между правами и ответственностью. Сегодня все вокруг говорят о правах, но никто даже не заикается об обязанностях.
Ни один человек не может решить, когда должен родиться и — кроме самых трагических случаев — когда должен умереть.
Когда в 1994-м я разбился на мотоцикле, врачи сказали, что я выжил благодаря чуду. Меня парализовало, и мне потребовалось два года, чтобы встать на ноги. Когда все это было уже позади, я подумал: «Это же такая возможность! В мире существует огромное количество историй, как люди, пережившие что-то страшное, чувствовали просветление, а с их мозгом происходило что-то такое, что мгновенно делало их гениями». Вот почему после аварии я начал рисовать. Но все эти истории про просветление оказались ерундой. Я понял это, когда нарисовал свою первую картину.
Я уважаю традиции, но я уверен, что мы всегда имеем право менять их, если чувствуем, что время для этого пришло.
Я не смотрел ни одного болливудского фильма.
Правила жизни такеши китано
Культовый актёр и кинорежиссёр предстал перед россиянами ещё и как писатель.
Его уникальные кинематографические работы получили широкое признание как в Японии, так и за границей. Он – обладатель Золотого и Серебряного Львов Венецианского кинофестиваля за фильмы «Фейерверк» и «Затойчи». Этот самый известный в мире японец последних лет наделён непревзойдённым комическим даром. Был и остаётся одной из ярких фигур на японском телевидении. Кроме того, он поэт, художник, кинокритик и писатель.
Комик, лишённый чувства юмора
Такэси Китано (в русскоязычных СМИ используется, как правило, другой вариант написания и произношения – Такеши Китано, связанный с транскрипцией с английского языка написания его имени на латинице – Kitano Takeshi) родился 18 января 1947 года в одном из рабочих кварталов Токио. Он стал четвёртым сыном в семье маляра и изготовителя лаковых фигурок Кикудзиро Китано и его супруги Саки. Имя «Такэси» было дано ему родителями в надежде, что ребёнок, сродни созвучному по имени бамбуковому побегу («такэ»), сможет справиться с любыми невзгодами жизни.
Детство Такеши было невесёлым: его отец все деньги тратил на азартные игры, так что семья порой не могла нормально питаться и оплачивать проживание. В школе, благодаря матери, уделявшей много времени и сил домашнему образованию, Китано стал одним из лучших учеников, кроме учебных занятий посещал бейсбольную секцию, а в старших классах увлёкся и боксом, что впоследствии нашло своё отражение в кинокартинах «Ребята возвращаются», «Точка кипения». Другим большим увлечением юного Китано стало ракуго (комические рассказы, анекдоты), также оказавшее на его дальнейшую судьбу значительное влияние.
В 1965 году Китано по настоянию матери поступил на инженерный факультет университета Мэйдзи. Однако уже на втором курсе ушёл из дома и вместо посещения университетских занятий бесцельно проводил дни.
Постоянно вращаясь в среде посетителей процветавших в то время джаз-баров, а также подрабатывая там официантом, Китано в этих кругах стал пользоваться репутацией тонкого ценителя джаза. Кроме работы официанта в джаз-барах, он трудился продавцом в кондитерской лавке, уличным торговцем, чернорабочим по сносу зданий, официантом в ночных клубах.
В 1972 году Китано устроился лифтёром в находящийся в районе Асакуса стриптиз-бар, для того чтобы учиться актёрскому мастерству «из первых рук», имея возможность непосредственно наблюдать за выступлениями. В позднее опубликованные воспоминания о том периоде жизни самокритичный Китано включил адресованную ему ремарку известного комедийного драматурга Хисаси Иноуэ, на которого тогда Китано произвёл впечатление «человека, лишённого чувства юмора». Тем не менее постепенно, продолжая работу лифтёром, Китано добился того, что Сэндзабуро Фуками, известный артист и арт-директор, руководивший заведением, стал давать ему уроки искусства комедийного жанра. Китано начал делать свои первые актёрские шаги, оттачивая мастерство в небольших комических интермедиях. Вместе с другом он создаёт комический дуэт Two Beats, который очень быстро стал популярным, а оба «Бита» – знаменитыми. Бит Такеши – под таким псевдонимом до сих пор выступает Китано во всех областях, кроме режиссуры.
На большом экране впервые Такеши появляется в 1980 году, снявшись в фильме Makoto-chan. Сыграв в ряде картин, в 1989 году он неожиданно получает предложение работать над фильмом «Жестокий полицейский» ещё и в качестве режиссёра.
Лучший фильм – с пистолетом у виска
«Я верю в Бога, когда мне плохо»
(Фрагмент интервью с Такеши Китано)
– Для зрителя Такеши Китано – это целый ряд масок, среди которых есть даже режиссёр-неудачник по фамилии Китано. Что для вас эти роли?
– О персонажах, которых я играю, нельзя сказать, что это я или не я. Когда я исполняю ту или иную роль, происходит некое искажение или изменение образа. Здесь много фантазии и воображения, а также «домысливания» самого образа.
– В ваших фильмах много жестокости, которую вы подаете с таким чёрным юмором. Это национальная черта?
– Видите ли, если задуматься, всегда в комическом присутствует трагическое, а в трагическом есть доля комического. Вот, скажем, показывают сцену похорон, и что-то у кого-то расстегнулось в непотребном месте. Зритель невольно улыбнётся, несмотря на трагический момент сцены. То же самое в эпизоде насилия, всегда можно найти что-то забавное, смешное, нужно уметь абстрагироваться.
– Верите ли вы в Бога?
– Я верю, когда мне бывает плохо. Но когда мне хорошо, я, к сожалению, утрачиваю эту веру.
Напоила и заставила жениться
На публике Такеши всегда слыл бабником. У него было несколько подружек одновременно, но на самом деле многие годы он встречался с женщиной-комиком, участницей женского мандзай-дуэта «Кими и Мити» Микоко Мацуда. Она понимала, что двигало Такеши. И она знала, как удовлетворить его амбиции. Именно Микоко помогала ему на заре карьеры. Она была его музой, а он был без ума влюблён в неё.
Они поженились в 1978 году. Официально Китано, конечно, заявил, что она обдурила его, напоив, а затем, подсунув свидетельство о браке, заставила его подписать. В 1981 году Микоко родила Такеши сына Ацуси, а через полтора года – дочь Сёко.
Сёко – певица и актриса, снялась в эпизодической роли в фильме Китано «Фейерверк». Что касается самого Китано, то, несмотря на свою известность, он ведёт довольно замкнутый образ жизни из любви к независимости. У него есть несколько близких друзей, два брата и сестра.
Режиссёр пишет книги
В начале этого года на прилавках российских книжных магазинов появился сборник повестей Такеши Китано о детстве и отрочестве – «Мальчик». Это первая книга японского режиссёра и писателя, переведённая на русский язык. На её страницах Китано, хулиган и беспредельщик в кино, погружает читателя в мир детства, чистый, светлый, сотканный из воспоминаний. Три повести, составляющие сборник, соответствуют трем периодам жизни автора: ранней, средней и поздней юности.
Он рассказывает обо всём, что волновало его все эти годы, но о чём он не решался говорить вслух, – о своих детских переживаниях, о проблемах с родителями и друзьями, обо всём, что в конечном итоге сделало его успешным и знаменитым.
Кстати, недавно на русский язык была переведена ещё одна автобиографическая книга Китано о детстве, напечатанная в Японии еще в 2001 году, – «Кикудзиро и Саки».
> С 2006 года Такеши Китано является рекламным лицом компании Panasonic (линейка Viera).
> В фильмах режиссёра Китано всегда присутствует сцена, снятая у моря.
> Правая половина лица у Такеши парализована. В 1994 году он попал в аварию (когда в пьяном беспамятстве гнал на мотоцикле), на всю жизнь оставившую след на его лице.
> Восстановившись после аварии, Китано занялся изобразительным искусством. Его яркий, упрощённый стиль живописи напоминает стиль Марка Шагала. Рисунки Китано были опубликованы в книгах (в качестве иллюстраций), представлены на выставках и на обложках саундтреков к его собственным фильмам.
> 7 сентября 2004 года Китано была присуждена степень бакалавра наук университетом Мэйдзи, откуда ранее он был отчислен.
> С апреля 2005 года Китано занимает должность профессора Токийского национального университета изобразительных искусств и музыки.
Дочь Такеши Китано – Сёко.
Кадр из фильма Китано «Такешиз».
Ольга РОМАНЮК,
заместитель директора ЦКТиР STRONGO:
– Мне судить о Такеши Китано – это всё равно что ветке сакуры судить о вершине Фудзи. Дело тут не в чьей-то сравнительной малости или великости, просто слишком далеко лежат друг от друга наши миры, как в пространственном, так и в духовном отношении. Думаю, значительная часть наших псевдоэстетов, с готовностью придающих лицам выражение снисходительного понимания при одном упоминании имён Китано, Осимы, Ёсиюки, Куросавы, Мисимы, Симады и других знаменитых японцев, на самом деле, даже если и читали и смотрели, всё равно вряд ли что реально поняли. По дороге к пониманию японской культуры нужно сносить не один десяток пар гэта, съесть не один пуд донбури, и даже только иллюзию прикосновения к цели можно получить, лишь имея за плечами весьма солидный объем духовно-интеллектуального багажа. И всё равно это не заменит главного – родившемуся европейцем, увы, японца полностью не понять никогда. Однако фейерверком можно наслаждаться, даже не имея никакого понятия об устройстве и технологии изготовления пороховых ракет. То же касается и «Фейерверка», и других работ Китано. Не стоит только при этом впадать в псевдоэстетство и задумчиво покачивать головой, всем видом изображая понимание некоего загадочного внутреннего смысла. Кто знает, вдруг его там и вовсе нет.
Александр НЕРОЗЯ,
дизайнер:
– Такеши Китано для меня – самый культовый японский режиссер, можно сказать, лицо японского кино во всем мире. Думаю, его можно назвать иконой Японии и Востока. Китано смог добиться признания и у себя на родине, и на западе. Это всесторонне развитый человек: он и комик, и художник, и режиссер, и актер, и писатель. Наверное, самые известные фильмы, связанные с именем этого человека, – это «Затойчи», «Королевская битва» и «Брат якудзы». Лично мне больше всего запомнился и понравился «Затойчи». В свое время это была очень популярная, раскрученная картина. В Голливуде есть похожий фильм «Слепая ярость», но, конечно, он значительно проигрывает японскому аналогу. Я уж не помню, кто у кого перенял идею, хотя она, в общем-то, не нова – это давным-давно известная легенда. А фильм Китано понравился сложным переплетением сюжетных линий, интересной развязкой и юмором. Китано-актера не могу оценить, не так много видел картин с его участием. Для меня он в первую очередь режиссер.
Александр БЛИННИКОВ,
ведущий утренней программы «Зажигание» на «Авто-Радио из Красноярска 102,8»:
– Такеши Китано, во-первых, режиссер, всё остальное – вторично. Я с большим уважением отношусь к нему, он постоянно ищет, эволюционирует. Если проследить за его творчеством, начинал Китано с телевизионных комедий, потом ушел в жесткий гангста-стайл. Всем хорошо известно японское гангстерское кино. Затем началась постепенная трансформация, и режиссер принялся за более глубокие и более коммерческие вещи. «Затойчи» можно назвать шедевром. Обалденная штука! Ну а дальше он стал делать несколько иной материал, занялся глубокими поисками себя. Но всё-таки мои любимые режиссеры – наши. Хотя Такеши Китано мне очень интересен. Он молодец, не останавливается на достигнутом, иронизирует над собой. Если у режиссера нет этих качеств, он неминуемо окажется в творческом тупике.
Сергей ЕВЧИК,
cоветник генерального директора по связям с общественностью компании «Гранд-Байкал»:
– К сожалению, я смотрел лишь немногие фильмы Такеши Китано, но увиденного хватило, чтобы понять: режиссёр действительно гениальный. Сразу вспоминаю его фильм «Затойчи» – достаточно оригинальное кино, которое произвело на меня большое впечатление. Сплав древних самурайских легенд, переплетённых с современностью, интересный, познавательный фильм. Если говорить в целом о японском кино, мне кажется, оно даёт творческий импульс, от него подпитывается весь мировой кинематограф, и голливудская киноиндустрия в том числе. Японское анимэ (мультфильмами эти произведения просто невозможно назвать, это целые рисованные фильмы) за последние годы просто произвело бум. И я считаю, что вполне заслуженно, ведь в этих рисованных фильмах зрители видят высокую технику, мастерство художников, а самое главное, в сюжетах затронуты очень глубокие темы.
Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА,
юрист:
Такеши Китано: понять якудзе
Имя Такэси Китано (или, как мы привыкли, Такеши) по сей день остается символом современного японского кинематографа. После смерти Куросавы именно он стал полновластным представителем Страны восходящего солнца в мировом кино, довольно быстро заняв свою нишу в сердцах любителей арт-хауса и авторского кино. Все из-за своеобразного стиля, странной смеси черного юмора, насилия и долгих стоп-кадров. Вчера, 18 января, Такеши Китано отметил свой 71-й день рождения.
Возникшие в 1972 году «Два четвертака» поначалу выступали в одном клубе в промежутках между стриптизом. А через два года их заметил телепродюсер и пригласил на телевидение. Дуэт сразу приобрел популярность, особенно у молодежи и студентов, оценивших искрометный юмор и поистине фехтовальную скорость диалогов Китано и Канеко.
Таков был старт Такеши на поприще шоу-бизнеса. Уже в 1976 году он и его коллега получили приз одной из ведущих японских телекомпаний как лучший комический дуэт. Но Китано идет дальше и спустя четыре года становится едва ли не самой популярной фигурой на японском телевидении. Случалось, что в один день его можно было увидеть в восьми различных шоу. Вдобавок к этому он выпускает несколько романов, сборник стихов и записывает песни, которые, как он когда-то заметил, увы, никогда не поднимались выше восьмого места в хит-параде.
Его актерским дебютом стала роль в картине Нагиса Осима «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», где Китано сыграл одного из охранников в японском лагере для военнопленных во время Второй мировой войны. Судьба фильма во многом оказалась пророческой для Китано: он был с восторгом встречен в Каннах, но остался непонят японскими зрителями, которые, завидев на экране своего любимого комика, начинали хохотать, твердо уверенные, что Китано не может сниматься в серьезной картине. Амбициозный Такеши был задет этим. Говорят, именно тогда он решил, что станет серьезным актером, чего бы это ему ни стоило. И ему это удалось, но об этом после.
Переломный момент в жизни Китано наступил, когда он собирался сняться в роли полицейского Азумы в гангстерской драме «Крутой коп». Однако из-за напряженного графика телесъемок ему никак не удавалось согласовать сроки работы. Ни один режиссер не был готов подстраиваться под Такеши, и тогда продюсеры предложили телекомику самому режиссировать этот фильм. К их изумлению, он согласился и, коренным образом переработав сценарий, начал снимать.
Но вернемся к «Точке кипения», в которой был эпизод, оказавшийся пророческим. Один из героев покупал себе мотоцикл, отказывался от шлема и уже в следующем кадре сидел у разбитой машины весь в крови. Именно так все и случилось в 1994 года, когда пьяный Такеши попал на новом мотоцикле в аварию.
И несмотря на то, что он не раз говорил о желании запомниться в качестве человека, умеющего делать много вещей одновременно, для нас, иностранцев, он остается, в первую очередь, тем, кто снимает кино. Хотя, быть может, когда-нибудь мы откроем для себя иную сторону его личности, узнаем Такеши Китано, который пишет книги, сочиняет стихи, рисует аки Марк Шагал и, конечно, играет.
Такеши Китано — двуликий от японского кинематографа
Такеши Китано довольно быстро занял свою нишу в сердцах мировых любителей артхауса и авторского кино. Все из-за своеобразного стиля, странной смеси черного юмора, насилия и долгих стоп-кадров. Широкому кругу людей Китано известен в первую очередь как режиссер, но у него много других интересов: он пишет книги, стихи, рисует аки Марк Шагал и, конечно, играет. Так кто такой этот странный японец с двумя лицами?
Текеши Китано родился в 1947 году в Токио. Родители дали ему имя, созвучное с японским названием бамбукового побега, надеясь, что сын станет, подобно этому растению, преодолевать трудности и невзгоды. Отец его был человеком интересным и своеобразным. С одной стороны, он был талантливым и изготавливал интересные лаковые фигурки, а с другой стороны, от его характера и страсти к азартным играм страдала вся семья, которая не могла вовремя заплатить аренду или купить еду. Мать, в свою очередь, страстно мечтала, что Такеши станет достойным членом общества, и уделяла мальчику очень много внимания. Она дала ему прекрасное домашнее образование, так что в школе Такеши считался лучшим учеником, проявляя особый интерес к урокам рисования и арифметики. Но не только математика радует чувака, Такеши занимается боксом и играет в театре ракуго, где актеры представляют небольшие миниатюры, напоминающие притчи и анекдоты.
В университете Такеши задержался ненадолго: был исключен за участие в студенческих протестных движениях и потому, что откровенно не хотел учиться. Его привлекала жизнь творческой элиты, все эти блеск, сцена и театры. После того как Китано ушел из дома, ему пришлось ощутить на себе все недостатки жизни в Японии семидесятых годов. Он работал официантом, грузчиком, продавцом в кондитерской лавке, чернорабочим по сносу зданий и в аэропорту. В это время жизнь Китано удивительно пересекается с жизнью классиков японской творческой элиты. И не только классиков. В аэропорту Такеши знакомится с подрабатывающим там Кэндзи Накагами, с которым он посещает джаз-клубы. В джаз-клубах Китано на короткой ноге с другими творческими личностями, которые ценят этого чувака как отличного знатока американского джаза и всего, что с ним связано. Такеши даже пересекся как-то раз с серийным убийцей и по совместительству писателем Норио Нагаямой — они работали в одной смене. Не понятны и отношения Такеши с кланами якудза, в любом случае ответы на все эти вопросы нужно искать в его фильмах.
Китано разрывается между желанием стать переводчиком и актером. Он работает вместе со своим другом в стрип-баре, где развлекает людей чечеткой, небольшими номерами и попутно учится у других комедиантов. Сначала они испытывали финансовые трудности и разочарование оттого, что им приходилось выступать перед подвыпившей публикой. Небольшой ребрендинг юмора пошел ребятам на пользу, стоило добавить немного матерных выражений и юмора на грани фола, и все пошло как по маслу. Разумеется, вход в серьезную литературу был закрыт, но зато ребят ожидали слава и деньги. Впрочем, свой куш чуваки сорвали: их пригласили на телевидение, где они продолжали шутить про якудзу, экскременты и все остальное.
Слава и связи сделали свое дело, и Китано предлагают сняться в полнометражном фильме «Жестокий полицейский». Из-за разногласий режиссер покидает фильм, и настырный Такеши предлагает себя на эту роль. Фильм был снят за рекордную неделю, что очень круто, учитывая полное отсутствие у Китано режиссерского опыта. Фильм многим понравился, а многим нет. «Точка кипения» стала следующим фильмом Такеши. Фирменный стиль Китано — исключительная жестокость, черный юмор и долгие, местами нудные стоп-кадры. Борьба против якудзы тоже в наличии (куда без нее?).
В 1994 году с Такеши приключилось страшное. На своем мотоцикле режиссер попал в аварию, сломав себе все, что только можно. Сложнейшая операция кое-как восстановила работоспособность мышц лица Китано, но странная болезненная полуусмешка до сих пор выделяется на лице нашего героя. Многие считали, что Китано больше не вернется в кино, но он вернулся и стал снимать регулярно. Слава тонкого мастера и художника пришла к Такеши после очень неплохого фильма «Королевская битва» и альманаха «Куклы», который считается самым красивым его фильмом.
Сам мастер человек интересный. Несмотря на то, что он вылетел из университета, как пробка из бутылки, он занимается популяризацией математики среди японских школьников. Параллельно он преподает в Токийском университете искусств и, черт возьми, это именно та старость, которую я хотел бы себе в ближайшем будущем.