правила жизни иисуса христа

Правила жизни Иисуса Христа

Терпением вашим спасайте души ваши.

Даром получили, даром давайте.

Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.

Не искушай Господа Бога твоего.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.

Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.

Кто не против вас, тот за вас.

И прилепится человек к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

Всякий делающий грех, есть раб греха.

Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят.

Не давайте святыни псам.

Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет.

Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Дух бодр, плоть же немощна.

Предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Источник

10 заповедей Иисуса Христа

Десять основных жизненных законов люди привыкли называть «заповеди Иисуса Христа». На самом деле скрижали с наставлениями, написанными самим Богом, были даны евреям и другим людям через пророка Моисея за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

Иисус Христос во время своей земной жизни проповедовал единого Бога и вместе с учениками ходил по свету. Однажды, на вершине горы, он прочитал Нагорную проповедь. Это не были заповеди, а только толкования, как их исполнять и жить в мире друг с другом и Господом в душе.

История

Когда Моисей, спасая христиан, вывел евреев из Египта, где они последние 200 лет были рабами. Когда в поисках земли для поселения, они вышли к горе Синай, то услышали заповеди Бога.

Гора была вся покрыта тучами, гремел гром и сверкали молнии. Среди буйства природа и шума ветра, евреи четко слышали голос Бога, читающего им свои заповеди. Затем Моисей по велению Всевышнего приготовил две каменные плиты и поднялся в гору. Бог сам начертал на скрижалях свои 10 заповедей.

правила жизни иисуса христа. Смотреть фото правила жизни иисуса христа. Смотреть картинку правила жизни иисуса христа. Картинка про правила жизни иисуса христа. Фото правила жизни иисуса христа

Моисей провел на горе 40 дней. Когда он спустился вниз, то увидел грехопадение своего народа. Они поклонялись золотому тельцу, забыв о Боге и правилах праведной жизни. Тогда пророк в сердцах разбил скрижали о скалу. Еврейский народ был поражен таким поступком и раскаялся. После этого Господь приказал ему вытесать еще 2 каменные пластины и принести ему, чтобы написать новые заповеди.

Согласно церковному писанию, второй текст Заповеди немного отличается от первого. Их условно разделили на еврейский и христианский. На самом деле было провозглашено девять заповедей. Православная церковь, большая часть протестантов и Греко католики делят на две 2 заповедь. Лютеранская и Римско-католическая церковь, разделяют на 2 части девятую заповедь.

Во время Нагорной проповеди Иисус Христос огласил заповеди блаженства – 9 положений жизни блаженного человека. Далее шло толкование заповедей и правил поведения во время праздников, постов и как вести себя христианину в повседневной жизни, общении с другими людьми. На страницах Евангелия от Матвея, можно прочитать речь Христа, изложенную в речитативной форме для легкого запоминания и освоения.

Десять полных заповедей

Заповеди Божьи фактически являются правилами общежития. Человек свободен в своих поступках, но он не должен причинять вреда и неудобств другим людям.

Сам Христос убеждал своих учеников в том, что он пришел на землю, чтобы исполнять закон – заповеди, а не нарушать его. Божий закон написан для пользы людей. Если сравнить Заповеди с законами любого цивилизованного, демократического общества, то они совпадают по своему содержанию.

Список заповедей первого и второго варианта, написанных на скрижалях, отличаются не смыслом, формой изложения нескольких моментов. Так же незначительно отличаются заповеди Нового Завета и старые. Они не совпадают в основном из-за многообразия значений одного и того же слова при переводе.

Заповедь первая

“Я — Господь Бог твой. Да и не будет у тебя других никаких иных богов помимо меня пред ликом моим”.

Бог един и нет никого подобного ему на свете. Во всем сила и воля Божья. Именно Господь дает все необходимое человеку или забирает, когда считает нужным. Желая обрести различные способности творить что-либо, следует поклоняться Богу и от него получать все. Есть один источник силы, могущей и животворящей – это Бог.

Заповедь вторая

«Не сотвори себе кумира либо изображения того, что вверху на небе или что на земле внизу, что в водах ниже земли; не служи ты им и не преклоняйся; ибо Я Господь, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину их отцов до третьего и четвёртого рода, тех, что ненавидели Меня, и те, что творили милости до тысячи родов любящим Меня и кто соблюдает заповеди Мои» (Исход 20:4-6).

Сотворить себе кумира означает страх предстать перед Господом в одиночестве, или сомневаться во всесилии Бога и ждать помощи еще от кого-то.

Третья из десяти заповедей Библии

“Не произноси имя Господа Бога всуе (просто так), ибо Господь Бог не станет оставлять никого без наказания, кто называет имя Его всуе”. (Исход 20:7).

Господь реагирует на каждое произнесение имени его, вместе с ангелами его окружающими. Не стоит беспокоить Всевышнего, произнося его имя по пустякам. Он может наказать за напрасное беспокойство.

Четвертая заповедь

“Помяни день субботний, дабы проводить его правильно: Целиком шесть дней недели работай и делай в их продолжении все свои дела, а на день седьмой — покоя, посвяти его Господу Богу твоему. Не делай в вышеупомянутый ни каких дел своих ни ты, ни дочь твоя, ни сын твой… Ибо в шесть дней Господь твой создал все что имеется в земле, море и небе и их самих, а в седьмой день отдыхал. Посему Господь благословил субботний день и его освятил”. (Исход 20:8-11)

Человек должен трудиться шесть дней в неделю, на седьмой отдыхать от трудов праведных. Но это не означает лежать весь день и ничего не делать. Субботу следует посвятить Богу: пойти в храм на службу, прочитать дома что-нибудь из Псалтири или Евангелия.

Пятая библейская заповедь

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои, чтобы ты хорошо жил на земле, которую даровал тебе Господь, Бог твой” (Исход 20:12)

Родители познали Бога раньше тебя и научили молиться, жить праведно. Именно отец и мать дают каждому жизнь и их надо почитать, уважать, беречь.

Шестая Божья заповедь

В переводе звучит так: “Не убий” (исход 20:13). Краткая, простая и понятная заповедь. Господь говорит, что человек не может самовольно лишать кого-то жизни — творения Божьего. Это вне человеческой власти. Тут необходимо добавить, что тяжким грехом является самоубийство. Те, кто по своему желанию лишили себя жизни, не смогут никогда оказаться в Царствии небесном, так как не заслуживают того. Этому греху (убийству) предшествуют такие чувства, как ненависть, гнев, злость. Этот список нельзя пускать в сердце христианину.

Всякое существо на земле живет благодаря тому, что Господь вдохнул в него жизнь от своей жизни. Все мы, живущие на земле, являемся временными носителями жизни Божьей. Поэтому отнимать жизнь у другого человека означает убивать и часть Господа. Человек не имеет права отнимать данное Всевышним. Это один из самых тяжких грехов.

Седьмая заповедь

Бог дает каждому человеку пару – жену. Нельзя вступать в связь с чужими женщинами.

Восьмая заповедь

Украсть означает присвоить чужую собственность, огорчить, обидит мирянина. Бог заступится за любого, кто пострадал от чужой жадности, обмана, подлости. Поэтому не стоит брать чужое, надо собственным честным трудом добиваться всего. В помощь брать Господа, молиться ему.

Девятая заповедь

“Не произноси ложного свидетельства на своего ближнего”.

Ложь, наговор на ближнего – другого человека, тяжкий грех. Всегда следует быть правдивым. Если не знаешь правды, молчи. На себя также не стоит наговаривать. Даже если о клевете знаешь только ты, о ней знает Бог.

Десятая заповедь

“Не возжелай дома, коим обладает ближний твой, ни его жены, ни раба, ни всего, что принадлежит ему”.

Достаточно перестать себя контролировать, позавидовать соседу или другому человеку, пожелать того, что он имеет, и человек уже стоит на полпути к преступлению. Если христианин вовремя спохватиться, осознает пагубность своих помыслов, он осознает греховность своего поступка и сможет исправиться. В противном случае стремление взять чужое, занять в жизни не свое место заканчивается тяжким проступком, грехом.

Желание сравнимо с семенем греха. Урожаем будет греховный поступок.

Часто можно услышать про 12 заповедей. Но к религии они прямого отношения не имеют. Самые близкие списки наставлений созданы для молодых супругов. Они основываются на православных христианских законах и учат молодых семейной жизни в любви и согласии.

Заключение

Заповеди Божьи соответствуют законам природы и любого развитого демократического общества. Каждый человек, живущий честно, работающий и заботящийся о своей семье, соблюдает заповеди Иисуса, даже не зная их.

Источник

10 заповедей Иисуса Христа

Десять основных жизненных законов люди привыкли называть «заповеди Иисуса Христа». На самом деле скрижали с наставлениями, написанными самим Богом, были даны евреям и другим людям через пророка Моисея за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

С чего все началось…

Иисус Христос во время своей земной жизни проповедовал единого Бога и вместе с учениками ходил по свету. Однажды, на вершине горы, он прочитал Нагорную проповедь. Это не были заповеди, а только толкования, как их исполнять и жить в мире друг с другом и Господом в душе.
Когда Моисей, спасая христиан, вывел евреев из Египта, где они последние 200 лет были рабами. Когда в поисках земли для поселения, они вышли к горе Синай, то услышали заповеди Бога.

правила жизни иисуса христа. Смотреть фото правила жизни иисуса христа. Смотреть картинку правила жизни иисуса христа. Картинка про правила жизни иисуса христа. Фото правила жизни иисуса христа

Гора была вся покрыта тучами, гремел гром и сверкали молнии. Среди буйства природа и шума ветра, евреи четко слышали голос Бога, читающего им свои заповеди. Затем Моисей по велению Всевышнего приготовил две каменные плиты и поднялся в гору. Бог сам начертал на скрижалях свои 10 заповедей.

правила жизни иисуса христа. Смотреть фото правила жизни иисуса христа. Смотреть картинку правила жизни иисуса христа. Картинка про правила жизни иисуса христа. Фото правила жизни иисуса христа

Моисей провел на горе 40 дней. Когда он спустился вниз, то увидел грехопадение своего народа. Они поклонялись золотому тельцу, забыв о Боге и правилах праведной жизни. Тогда пророк в сердцах разбил скрижали о скалу. Еврейский народ был поражен таким поступком и раскаялся. После этого Господь приказал ему вытесать еще 2 каменные пластины и принести ему, чтобы написать новые заповеди.

Согласно церковному писанию, второй текст Заповеди немного отличается от первого. Их условно разделили на еврейский и христианский. На самом деле было провозглашено девять заповедей. Православная церковь, большая часть протестантов и Греко католики делят на две 2 заповедь. Лютеранская и Римско-католическая церковь, разделяют на 2 части девятую заповедь.

Во время Нагорной проповеди Иисус Христос огласил заповеди блаженства – 9 положений жизни блаженного человека. Далее шло толкование заповедей и правил поведения во время праздников, постов и как вести себя христианину в повседневной жизни, общении с другими людьми. На страницах Евангелия от Матвея, можно прочитать речь Христа, изложенную в речитативной форме для легкого запоминания и освоения.

Десять полных заповедей

Заповеди Божьи фактически являются правилами общежития. Человек свободен в своих поступках, но он не должен причинять вреда и неудобств другим людям.

Сам Христос убеждал своих учеников в том, что он пришел на землю, чтобы исполнять закон – заповеди, а не нарушать его. Божий закон написан для пользы людей. Если сравнить Заповеди с законами любого цивилизованного, демократического общества, то они совпадают по своему содержанию.

Список заповедей первого и второго варианта, написанных на скрижалях, отличаются не смыслом, формой изложения нескольких моментов. Так же незначительно отличаются заповеди Нового Завета и старые. Они не совпадают в основном из-за многообразия значений одного и того же слова при переводе.

Заповедь первая

“Я — Господь Бог твой. Да и не будет у тебя других никаких иных богов помимо меня пред ликом моим”.

Бог един и нет никого подобного ему на свете. Во всем сила и воля Божья. Именно Господь дает все необходимое человеку или забирает, когда считает нужным. Желая обрести различные способности творить что-либо, следует поклоняться Богу и от него получать все. Есть один источник силы, могущей и животворящей – это Бог.

Заповедь вторая

«Не сотвори себе кумира либо изображения того, что вверху на небе или что на земле внизу, что в водах ниже земли; не служи ты им и не преклоняйся; ибо Я Господь, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину их отцов до третьего и четвёртого рода, тех, что ненавидели Меня, и те, что творили милости до тысячи родов любящим Меня и кто соблюдает заповеди Мои» (Исход 20:4-6).

Сотворить себе кумира означает страх предстать перед Господом в одиночестве, или сомневаться во всесилии Бога и ждать помощи еще от кого-то.

правила жизни иисуса христа. Смотреть фото правила жизни иисуса христа. Смотреть картинку правила жизни иисуса христа. Картинка про правила жизни иисуса христа. Фото правила жизни иисуса христа

Третья из десяти заповедей Библии

“Не произноси имя Господа Бога всуе (просто так), ибо Господь Бог не станет оставлять никого без наказания, кто называет имя Его всуе”. (Исход 20:7).

Господь реагирует на каждое произнесение имени его, вместе с ангелами его окружающими. Не стоит беспокоить Всевышнего, произнося его имя по пустякам. Он может наказать за напрасное беспокойство.

Четвертая заповедь

“Помяни день субботний, дабы проводить его правильно: Целиком шесть дней недели работай и делай в их продолжении все свои дела, а на день седьмой — покоя, посвяти его Господу Богу твоему. Не делай в вышеупомянутый ни каких дел своих ни ты, ни дочь твоя, ни сын твой… Ибо в шесть дней Господь твой создал все что имеется в земле, море и небе и их самих, а в седьмой день отдыхал. Посему Господь благословил субботний день и его освятил”. (Исход 20:8-11)

Человек должен трудиться шесть дней в неделю, на седьмой отдыхать от трудов праведных. Но это не означает лежать весь день и ничего не делать. Субботу следует посвятить Богу: пойти в храм на службу, прочитать дома что-нибудь из Псалтири или Евангелия.

Пятая библейская заповедь

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои, чтобы ты хорошо жил на земле, которую даровал тебе Господь, Бог твой” (Исход 20:12)

Родители познали Бога раньше тебя и научили молиться, жить праведно. Именно отец и мать дают каждому жизнь и их надо почитать, уважать, беречь.

Шестая Божья заповедь

правила жизни иисуса христа. Смотреть фото правила жизни иисуса христа. Смотреть картинку правила жизни иисуса христа. Картинка про правила жизни иисуса христа. Фото правила жизни иисуса христа

В переводе звучит так: “Не убий” (исход 20:13). Краткая, простая и понятная заповедь. Господь говорит, что человек не может самовольно лишать кого-то жизни — творения Божьего. Это вне человеческой власти. Тут необходимо добавить, что тяжким грехом является самоубийство. Те, кто по своему желанию лишили себя жизни, не смогут никогда оказаться в Царствии небесном, так как не заслуживают того. Этому греху (убийству) предшествуют такие чувства, как ненависть, гнев, злость. Этот список нельзя пускать в сердце христианину.

Всякое существо на земле живет благодаря тому, что Господь вдохнул в него жизнь от своей жизни. Все мы, живущие на земле, являемся временными носителями жизни Божьей. Поэтому отнимать жизнь у другого человека означает убивать и часть Господа. Человек не имеет права отнимать данное Всевышним. Это один из самых тяжких грехов.

Седьмая заповедь

“Не прелюбодействуй”. (Исход 20:14).

Бог дает каждому человеку пару – жену. Нельзя вступать в связь с чужими женщинами.

Восьмая заповедь

Украсть означает присвоить чужую собственность, огорчить, обидит мирянина. Бог заступится за любого, кто пострадал от чужой жадности, обмана, подлости. Поэтому не стоит брать чужое, надо собственным честным трудом добиваться всего. В помощь брать Господа, молиться ему.

Девятая заповедь

“Не произноси ложного свидетельства на своего ближнего”.

Ложь, наговор на ближнего – другого человека, тяжкий грех. Всегда следует быть правдивым. Если не знаешь правды, молчи. На себя также не стоит наговаривать. Даже если о клевете знаешь только ты, о ней знает Бог.

Десятая заповедь

“Не возжелай дома, коим обладает ближний твой, ни его жены, ни раба, ни всего, что принадлежит ему”.

Достаточно перестать себя контролировать, позавидовать соседу или другому человеку, пожелать того, что он имеет, и человек уже стоит на полпути к преступлению. Если христианин вовремя спохватиться, осознает пагубность своих помыслов, он осознает греховность своего поступка и сможет исправиться. В противном случае стремление взять чужое, занять в жизни не свое место заканчивается тяжким проступком, грехом.

Желание сравнимо с семенем греха. Урожаем будет греховный поступок.

Часто можно услышать про 12 заповедей. Но к религии они прямого отношения не имеют. Самые близкие списки наставлений созданы для молодых супругов. Они основываются на православных христианских законах и учат молодых семейной жизни в любви и согласии.

Заключение

Заповеди Божьи соответствуют законам природы и любого развитого демократического общества. Каждый человек, живущий честно, работающий и заботящийся о своей семье, соблюдает заповеди Иисуса, даже не зная их.

Источник

Глава 12. «Золотое правило»

За наставлением о неотступной молитве в Нагорной проповеди следует так называемое «золотое правило» 449 содержащее основополагающий принцип, по которому должны строиться отношения между людьми:

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7:12 ).

Слово «итак» (οὗν) должно указывать на связь изречения с тем, что ему предшествовало. Однако прямой связи не усматривается, так как перед этим речь шла о молитве. Скорее, это слово должно указывать на связь « золотого правила» либо со словами Не судите, да не судимы будете, представляющими собой частный случай применения правила, либо с общим контекстом того, что в Нагорной проповеди говорилось об отношениях между людьми, либо с нравственным учением Иисуса в целом.

Аналогичное изречение мы находим в Евангелии от Луки ( Лк. 6:31 ), но там оно помещено между призывами любить врагов, подставлять щеку и давать всякому просящему, которые ему предшествуют, и критикой закона адекватного возмездия, которая за ним следует. Общий контекст речи Иисуса у Луки – любовь к врагам. «Золотое правило» оказывается ровно посередине этой речи и естественно вплетено в ее контекст.

Между тем противоречие на поверку оказывается мнимым. Речь в этом правиле не идет о взаимности реактивного характера – когда человек откликается добром на сделанное ему добро. Речь идет о проактивной жизненной позиции, предполагающей, что человек будет желать другим того же, чего желает себе. «Золотое правило» прекрасно дополняет заповедь о любви к врагам и никоим образом ее не перечеркивает и не отменяет.

Более того, это правило напрямую вытекает из заповеди, которую Иисус ставил на второе место после заповеди любви к Богу: Люби ближнего твоего, как самого себя ( Лев. 19:18 ). На этих двух заповедях, по словам Иисуса, утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:38–40 ). Упоминание о законе и пророках связывает вторую заповедь с «золотым правилом», о котором тоже сказано: ибо в этом закон и пророки. Иисус как бы подчеркивает тем самым, что правило взаимности имеет корни в ветхозаветной нравственности. В данном случае Он не реформирует ветхозаветный закон: Он лишь резюмирует его, сводя к некоему основополагающему принципу.

Призыв любить ближнего, как самого себя, многократно зафиксирован в Новом Завете ( Мф. 19:19; 22:39 ; Мк. 12:31, 33 ; Лк. 10:27 ; Рим. 13:9 ). В Послании Иакова он назван «законом царским» ( Иак. 2:8 ), а апостол Павел говорит о нем: весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя ( Гал. 5:14 ). Многочисленность упоминаний этого закона на страницах новозаветных писаний заставляет считать его одним из важнейших аспектов христианской этики. Но любить ближних, «как самого себя», как раз и означает поступать с ними так, как человек хотел бы, чтобы они поступали с ним.

В Деяниях сохранена речь Петра, произнесенная на апостольском соборе в Иерусалиме. В ней он предлагает разослать язычникам письмо с призывом, в числе прочего, не делать другим того, чего не хотят себе. Такое письмо было составлено, и формула была в него включена ( Деян. 15:20, 29 ). Здесь «золотое правило» выражено в отрицательной форме. Упоминание его в речи Иакова и в соборном послании апостолов к язычникам лишь подчеркивает важность, которую ему придавало первое христианское поколение.

Даже если эта история действительно имела место во времена Шаммая и Гиллеля, а не является позднейшим анекдотом, в ней «золотое правило» выражено лишь в отрицательной форме. Если же учитывать время составления Вавилонского талмуда, то нельзя исключить влияние на его составителей и редакторов христианской этики, пусть даже косвенное.

«Золотое правило» в той форме, в которой оно выражено Иисусом в Нагорной проповеди, продолжает служить одним из основополагающих нравственных ориентиров в христианской этике. Будучи связующим звеном между христианской и ветхозаветной этическими системами, оно одновременно связывает христианство с многими другими – как более ранними, так и более поздними – философскими и религиозными течениями. Если целый ряд заповедей Нагорной проповеди (включая прежде всего заповедь о любви к врагам) определяет уникальный характер христианской нравственности как сверхъестественного нравственного закона, то данное правило удерживается в рамках естественного закона.

Понятие естественного закона (лат. lex naturalis) или естественного права (jus naturalis) имеет важное значение в латинском богословии. Оно предполагает наличие в человеческой природе таких нравственных установок, которые являются общими для всего человечества и укоренены в понятии «совесть». Мы не будем здесь входить в рассмотрение самой теории естественного права, так как она интерпретируется по-разному, в зависимости от того, в какой контекст помещается – античной философии, латинской средневековой мысли или философии нового времени. Ограничимся лишь тем изречением апостола Павла, которое легло в основу средневекового представления о естественном праве: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их ( Рим. 2:14–15 ).

Общий контекст речи апостола Павла – соотношение между законом Моисеевым и теми духовно-нравственными установками, которые существуют в языческом мире. Рассматривая это соотношение, Павел приходит к весьма радикальному выводу: если у язычников нет того абсолютного закона, который имел Божественное происхождение, то у них тем не менее есть закон, написанный в сердцах. Этот закон – голос совести, позволяющий им отличать добро от зла.

Первому поколению христиан эта мысль казалась революционной, как и вся деятельность Павла по привлечению язычников в Церковь и его настойчивость в отношении отмены для язычников таких основополагающих иудейских обычаев, как обре́зание. По данному поводу между Павлом и Варнавой с одной стороны и «некоторыми братьями, пришедшими из Иудеи», с другой, возникло разногласие и немалое состязание, потребовавшее созыва экстраординарного собора всех апостолов ( Деян. 15:1–6 ).

Однако апостол Павел в данном случае не говорил ничего принципиально нового по сравнению с тем, что уже было сформулировано Иисусом в качестве основополагающего универсального нравственного принципа. Иисус выводил его из закона Моисеева, настаивая на том, что в этом закон и пророки. Павел лишь шел на один шаг дальше, утверждая, что основополагающие нравственные принципы не сводятся к букве закона Моисеева: Бог вложил нравственное чувство не только в иудеев благодаря закону и пророкам, но и в язычников.

Нагорная проповедь не является систематическим изложением христианской нравственности. Однако она носит программный характер. Все ее установки скреплены внутренней взаимозависимостью. Начальная часть проповеди, в особенности заповеди Блаженства и шесть антитез, отличается радикализмом и новизной: Иисус переворачивает многие постулаты естественной человеческой нравственности. В заключительной части Нагорной проповеди Он, однако, показывает, что предписываемые Им нормы не противоречат естественной нравственности, а должны уживаться с ней, дополняя и развивая ее, выводя на новый, более высокий уровень, но не отменяя полностью.

В свете сказанного мы можем вернуться к словам Иисуса о том, что ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф. 5:18 ). В том месте проповеди, в котором эти слова помещены, они как бы диссонируют с ее содержанием: как можно говорить о буквальном соблюдении закона, когда Иисус перетолковывает одну за другой заповеди закона Моисеева, вводя вместо них Свои заповеди? Однако заключительная часть Нагорной проповеди в некоторой степени уравновешивает то, что на первый взгляд может казаться несовместимым: закон Моисеев, исходивший от Бога, но базировавшийся на естественной нравственности, и тот новый закон, который тоже исходит от Бога, но помимо естественных норм содержит в себе и сверхъестественные. Если исполнение естественных норм не требует от христианина ничего сверх того, что ожидается от любого другого человека, то сверхъестественные нормы предполагают духовное перерождение и нравственный подвиг.

Впервые выражение «золотое правило» употреблено английским философом Ч. Гиббоном в начале XVII в.

Meier J. P. A Marginal Jew. Vol. IV. P. 557.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *