повышение уровня и качества жизни населения
Повышение уровня и качества жизни населения России
В данной статье рассматриваются конкретизация и обобщение такого понятия как «качество жизни населения». Приведены стандарты, благодаря которым можно поделить качество жизни населения на три уровня: высокое качество жизни, нормальное (базовое) и качество жизни на уровне выживания. Также проведен анализ уровня и качества жизни населения России, который показывает уровень неравенства качества жизни, что следует расслоению в обществе. В статье показан рейтинг регионов страны по уровню качества жизни населения. В работе сформулированы предложения направленные на улучшение качества жизни населения.
Ключевые слова: качество жизни населения, реальные доходы, рейтинг регионов, социальная политика.
Качество жизни — это понятие, определяющее различные стороны жизнедеятельности (образ, стиль жизни) населения; состояние самого субъекта (демографические параметры, физическое, психическое и социальное здоровье); условия жизнедеятельности (материальный доход и условия, в которых протекают рабочая, жизненная и досуговая деятельность).
Вопрос улучшения качества жизни населения страны является стратегической задачей развития общества. Это обеспечение устойчивого социального и экономического развития, при котором последующее поколение будет жить в более комфортных условиях, чем предыдущее. Чтобы определить степень удовлетворения жизнью сравнивается фактический уровень удовлетворения с базовым: субъективная самооценка и внешняя объективная оценка.
Определение качества жизни, основанное на самооценке. Данное понятие наиболее известно по определению качества жизни Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): это восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. В целом, это уровень удовлетворенности своей жизнью, определяемый ожиданиями каждого человека и принятые стандарты в социальной среде, к которой относится человек, его личной самооценке.
Определение качества жизни, основанное на внешней оценке. Это оценка по ряду объективных показателей другими людьми, имеющие полную и достоверную информацию состояния уровня жизни и обладающие необходимой квалификацией (коллектив экспертов).
Необходимо отметить, что в 1978 г. принята международная статистика уровня жизни, которая учитывает 12 основных социальных групп показателей:
1 Демографические показатели, характеризующие население: смертность, рождаемость.
2 Условия жизни с точки зрения санитарии и гигиены.
3 Показатели, характеризующие потребление продовольственных товаров.
4 Характеристика жилищных условий.
5 Уровень развития образования и культуры.
6 Показатели, характеризующие условия труда и занятость населения.
7 Динамика роста доходов и расходов населения.
8 Уровень потребительских цен и стоимость жизни.
9 Количество транспортных средств.
10 Организация досуга и отдыха.
11 Социальное обеспечение.
12 Степень свободы человека и его права.
Качество жизни можно поделить на следующие критерии:
1) На уровне выживания. Удовлетворяются только самые необходимые физиологические потребности, получение минимальные социальные стандарты, услуги, гарантии.
2) Нормальное (базовое) качество жизни. Удовлетворение всех физиологических потребностей, а также обеспечение духовных и интеллектуальных запросов разных категорий населения.
3) Высокое качество жизни. Удовлетворение самых различных потребностей, высокое потребление материальных благ, творческое и духовное совершенствование.
Рейтинг качества жизни регионов России существенно не изменился. Первая и последняя десятки регионов остались практически без изменений. В середине списка произошли некоторые изменения, однако ни один регион не передвинулся в рейтинге на 10 и более мест, а более чем на пять мест изменились позиции только 12 регионов, из которых у семи позиции улучшились, а у пяти — ухудшились.
Состав первой десятки регионов-лидеров в рейтинге остался прежним. Первые позиции, как и в прошлом году, занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, сводный рейтинговый балл у которых превышает значение 70 (возможный минимум — 1, возможный максимум — 100). Эта тройка регионов возглавляет рейтинг уже в течение многих лет, имея высокие рейтинговые баллы, пока недосягаемые для других регионов.
Последние места занимают Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Забайкальский край, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Тыва. Покинул последнюю десятку Чукотский автономный округ, который сейчас занимает 70 место.
Основными направлениями повышения качества жизни населения являются:
1) Эффективная социальная защита населения: повышение размера социальных пособий, трудовых и социальных пенсий; адресная поддержка лиц, относящихся к категории бедных и льготных категорий населения; снижение дифференциации населения по уровню доходов; полный охват бедного населения государственными социальными программами; повышение эффективности государственной поддержки семьи.
Создание условий для развития предпринимательской деятельности за счёт улучшения условий доступа к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечение высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков.
Повышение качества жизни населения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие качества жизни
Качество жизни – это эффективность жизнедеятельности человека, его уровень удовлетворенности материальными, интеллектуальными, социальными и духовными ценностями, культурная и физическая развитость.
Важным параметром качества жизни является ее безопасность. Этот термин означает такое состояние среды, окружающей человека, которая обеспечивает его жизнедеятельность, здоровье и развитие. Всемирная организация здравоохранения определяет качество жизни, как совокупность психологического, эмоционального, социального, физического здоровья человека. Качество жизни используется в качестве показателя для сопоставления уровня социально-экономического развития стран. Этот термин включает в себя оценку состояния:
Каждая страна обладает своей спецификой, поэтому показатели качества могут быть различными. В настоящее время существует множество методик оценки качества жизни, самыми распространенными из которых являются индексы качества жизни, статистические данные о социальных явлениях, опросы, интегральные показатели.
Индекс развития человеческого потенциала, разработанный ООН, включает в себя оценку трех параметров, а именно, уровня образования, величины валового продукта на душу населения и ожидаемой продолжительности жизни.
Стоит отметить, что ВВП на душу населения является очень обобщенным показателем. Он скорее демонстрирует уровень производительности в стране, но не качество жизни. Этот показатель не учитывает расслоение общества по доходам.
Готовые работы на аналогичную тему
В 2017 году в шкалу оценки качества жизни были включены новые элементы. Среди них стоит отметить наличие профессиональных навыков, возможность пользоваться гражданскими правами, устанавливать социальные связи, а также текущее экологическое положение, уровень экономической и физической безопасности.
Критерии и показатели качества жизни населения
Уровень жизни человека определяется степенью развития его потребностей, условиями их развития, а также количеством и качеством доступных благ и услуг, которые используются для их удовлетворения. Экономическая наука выделяет следующие уровни жизни и определяющие их критерии:
Уровень жизни подвержен влиянию различных факторов. Сюда относят уровень доходов, объем потребления и его структуру, доступность жилья, качество общественных услуг, культуры, услуг социальной сферы. Так же уровень жизни оценивается с точки зрения наличия возможности отдыхать, иметь свободное время и другое. На исследуемую величины могут оказывать воздействие косвенные факторы. Например, условия труда, продолжительность рабочего дня, интенсивность труда, безопасность рабочего места и так далее. Помимо микроэкономических параметров на уровень жизни населения влияют макроэкономические факторы. Прежде всего, это темпы макроэкономического роста, характеризующие объем выпуска, скорость воспроизводства, общий экономический потенциал общества.
Для анализа уровня жизни используется совокупность синтетических и натуральных показателей, а также общеэкономические категории – занятость, продолжительность отдыха и так далее.
Методы повышения качества жизни населения
Вопрос качества жизни является важным для большинства стран мира. Обеспечение достойного существования граждан обеспечивает государство высокими доходами, создает стабильность существования страны, ее защищенность от влияния негативных факторов. Государственная власть использует общепринятые методы повышения качества жизни населения, к которым относят:
Большинство вышеперечисленных мер применяется на уровне предприятий, фирм и иных организаций с целью повышения доходов наемной рабочей силы. Рост доходов населения стимулирует к созданию форм бизнеса, востребованных обществом. Со стороны государства необходимо обеспечить такую экономическую политику, которая будет способствовать формированию стабильности национальной экономики, созданию условий для реализации потенциала человеческого капитала.
Качество жизни человека сказывается на макроэкономическом росте. Изменение качества жизни невозможно без финансового резерва, который инвестируется в общественные услуги, социально-экономические институты. Важно поддерживать единство макро- и микроэкономической политики в обществе. Эти два направления должны работать в совокупности, чтобы дать положительный результат в долгосрочной перспективе. В противном случае возникнут перекосы, и достижение цели по улучшению качества жизни станет не осуществимым.
Как параметр работы государственной власти, качество жизни определяет эффективность распределения финансовых доходов в стране. Оптимизация финансового распределения происходит в рамках налогово-бюджетного и кредитно-денежного регулирования. При этом работа вышеперечисленных институтов должна характеризоваться как справедливая, целостная и системная. Наличие негативных процессов коррупции, сокрытия информации, мошенничества ведет к снижению качества работы институтов, а значит, к проблемам в реализации социально-экономической политики в стране.
7 идей, как сделать жизнь в регионах комфортнее
Предложения читателей Т—Ж
Эксперты международного рейтингового агентства Moody’s предсказывают рост внутренней миграции в России.
Читатели Т—Ж неравнодушны к теме оттока населения из регионов и регулярно делятся предложениями по улучшению ситуации. Выбрали семь идей, которые помогут сделать жизнь вне столиц приятнее и комфортнее, — от хороших дорог до участия жителей в решении городских вопросов.
Дороги, транспорт, в том числе велосипед, рекреационные зоны — это важнейшие пункты для удержания от переезда. Нужно достаточное количество учреждений, которые обеспечивают комфортную жизнь горожан, — больниц, школ, садиков. Завершающий пункт — рабочие места и поддержка малого и среднего бизнеса.
Можно добавить, конечно, справедливые суды, полицию, увидев которую не пойдешь переходить улицу, адекватные налоговые режимы и так далее. Но начать хотя бы с дорог. Уверен, даже просто наличие нормальных дорог станет стимулом остаться в регионе.
Как минимум потому что в этом случае легко приедет скорая, вовремя привезут свежие продукты, а мысль поехать в соседний поселок на новый фильм будет казаться привлекательной.
Считаю, что в управленческий аппарат давно пора брать умных, амбициозных бизнесовых ребят с повышенной социальной ответственностью. Тогда и изменения начнутся положительные, и люди подтянутся и начнут помогать.
Нужно сделать адекватный уровень жизни и благоустроить сами города. Например, у меня с октября по май только серые краски, последние три-четыре года начал появляться смог, весной и осенью — пыль столбом. Как в степи живешь. Вода — отдельная тема, не то что пить, ей мыться нельзя. Парков нет, погулять можно только в центре. В городе всего два-три нормальных ресторана, которые не стыдно посоветовать.
При этом цены на еду московские, квартиры дорогие. Поехать куда-то трудно: в Москву и Петербург можно улететь два раза в неделю, хоть у нас и областная столица. Нормальной зарплатой люди считают 25—30 тысяч рублей. С этими деньгами можно только за квартиру заплатить и поесть купить, то есть люди особо и не думают о развлечениях и еде. Городская больница вообще ужас: лучше сразу в морг, там хоть ждать не надо, а может, и надо, но хотя бы уже все равно.
Людям нужны возможности для карьерного роста и профессионального развития. Если это все не исправить, то выход один — уезжать. Как минимум в Москву или Санкт-Петербург.
Многие беды малых городов проистекают из централизованной налоговой системы. И хотя пресловутое «Москва всех грабит» не соответствует действительности, но коренной пересмотр и децентрализация решили бы множество проблем на местах.
Текущая схема «собираем в кучу и потом распределяем» неэффективна. Хотя справедливости ради регионы и сами не могут освоить выделяемые центром средства — во многом из-за коррупции и кумовства, банальной невозможности погреть руки на этих потоках. Включается логика — не можем украсть, значит, ничего и не будем делать.
Чтобы народ не убегал, нужно ощутимое улучшение качества жизни и положительные перспективы — планку задает Москва. Для этого нужно развитие и деньги, которых в регионах нет.
Даже если перераспределить налоги в пользу регионов, большую часть разворуют, так как у местных чиновников тоже есть планка «уровня жизни чиновника», а местная финансовая база значительно меньше московской. Может, стоит отдать регионы олигархам в управление — вдруг получится, как у Абрамовича с Чукоткой.
Никто не видит простых вещей. Почему грязно на улице? Потому что никто не убирает. Почему никто не убирает? Потому что нет возможности малому и микробизнесу работать на госзаказчика в лице муниципалитета. А все потому, что есть маленькая прослойка чиновников на местах, которые за счет кривого законодательства проводят тендеры по своим правилам.
Сложившаяся система неэффективна. Нужна федеральная онлайн-система закупок. Не та, что позволяет каждый раз составлять техническое задание под конкретного исполнителя и по наименьшей цене, а та, в которой есть единые требования к выполнению работ и оказанию услуг.
Жизнь в России. Читатели — о том, как жить и выживать в российских городах
Только 5 пункт имеет значение.
Остальное вытекает из него
Александр, нельзя же так. Вертикаль власти сломается
Достаточно посчитать бюджеты провинциальных городов и столицы в пересчете на душу населения и сравнить, там разница в разы, если не на порядок. Ладно бы если это просто сказывалось на уровне жизни (а это, конечно, сказывается). На больших территориях ветшает инфраструктура, малые города пустеют, снижается связанность и целостность страны. А это вопрос безопасности и целостности государства.
Aleksandr, выше Антон Крутов считает северные надбавки неуместными, хотя это один из самых эффективных механизмов удержания населения и обеспечения этой самой связности.
Никого эта надбавка не держит, зарплата все равно подстраивается под рынок с учетом этих «надбавок».
Andrey, это по сути как человек у которого уже умер мозг но его жизнь поддерживают машины.
Andrey, например, одной из мер закрепить законодательно уплату налогов по месту нахождения производства, а не центрального офиса. Но с дотационными регионами это проблемы не решит.
Aleksandr, дело не только в головных офисах. НДС это федеральный налог, прибыль организации это региональный налог, похожая история с налогами и сборами с зарплаты. Конкретному городу перепадают крохи из всей налоговой базы, даже если головной офис расположен, скажем, в Тюмени.
Andrey, у нас есть Северная надбавка, народ все равно сливается.
Соглашусь с децентрализованной налоговой системой и добавлю, что нужно вернуть прямые выборы глав регионов.
Сейчас, когда все налоги и взносы собирает центр, а потом перераспределяет целевым финансированием, у регионов нет возможности и мотивации привлекать в город инвестиции и делать сам город привлекательнее.
Также глава региона избирается центром и перед жителями не особо и отвечает, что также не добавляет мотивации что-либо делать.
>> Сделать децентрализованную налоговую систему
Ничего конкретного не написано.
Что именно нужно вернуть в субъекты?
Конкретно: ст56 гл.8 бюджетного кодекса, что именно там нужно поменять? http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/864e59f04324c21269bc47af4d5c9d0c3b68207e/
>> 1. Платить достойные зарплаты
80% моих соседей не ценит труд людей, то есть даже совсем не вежливо разговаривает с дворниками, персоналом супермаркетов и сферы обслуживания. Что уж говорить про желание заплатить чуть побольше за более качественную услугу.
>> 3. Привлекать к управлению городом профессиональные кадры
>> 4. Развивать городскую инфраструктуру
Угу, все хотят нанимать амбициозных от ответственных, а потом тыкают что эти самые амбициозные и ответственные или уводят клиентов или иным способом красиво действуют к собственной выгоде.
Alexander, у нас привлекали, но все равно сделали так, как хотели изначально. Смысл был привлекать?
Децентрализованная налоговая система убьет дотационные регионы. А на минуточку, в нашей стране НЕ получают дотации только 13 субъектов. Поэтому п. 5 сформулирован не корректно. Необходимо налоговую систему в корне реформировать, строго ограничивая полномочия тратить дотационные средства на местах, но вводя санкции за бездействие или их не целевое использование. Потому что да, сам факт наличия денег, при текущем уровне управления регионами, вопроса не решит.
В регионах иной темп и иные притязательства у населения. Поэтому и чиновники часто расслабленнее и жирнее, поэтому для политической карьеры в большей степени важно родство с верхушкой, чем персональные заслуги. Собственных налогов все равно не хватит, на корку хлеба отсыпят «сверху», ну и зачем тогда напрягаться?
Повышение уровня и качества жизни населения России
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 02.06.2019 2019-06-02
Статья просмотрена: 1491 раз
Библиографическое описание:
Морозова, М. М. Повышение уровня и качества жизни населения России / М. М. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 557-558. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60010/ (дата обращения: 21.10.2021).
В данной статье рассматриваются конкретизация и обобщение такого понятия как «качество жизни населения». Приведены стандарты, благодаря которым можно поделить качество жизни населения на три уровня: высокое качество жизни, нормальное (базовое) и качество жизни на уровне выживания. Также проведен анализ уровня и качества жизни населения России, который показывает уровень неравенства качества жизни, что следует расслоению в обществе. В статье показан рейтинг регионов страны по уровню качества жизни населения. В работе сформулированы предложения направленные на улучшение качества жизни населения.
Ключевые слова: качество жизни населения, реальные доходы, рейтинг регионов, социальная политика.
Качество жизни — это понятие, определяющее различные стороны жизнедеятельности (образ, стиль жизни) населения; состояние самого субъекта (демографические параметры, физическое, психическое и социальное здоровье); условия жизнедеятельности (материальный доход и условия, в которых протекают рабочая, жизненная и досуговая деятельность) [1].
Вопрос улучшения качества жизни населения страны является стратегической задачей развития общества. Это обеспечение устойчивого социального и экономического развития, при котором последующее поколение будет жить в более комфортных условиях, чем предыдущее. Чтобы определить степень удовлетворения жизнью сравнивается фактический уровень удовлетворения с базовым: субъективная самооценка и внешняя объективная оценка.
Определение качества жизни, основанное на самооценке. Данное понятие наиболее известно по определению качества жизни Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): это восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. В целом, это уровень удовлетворенности своей жизнью, определяемый ожиданиями каждого человека и принятые стандарты в социальной среде, к которой относится человек, его личной самооценке.
Определение качества жизни, основанное на внешней оценке. Это оценка по ряду объективных показателей другими людьми, имеющие полную и достоверную информацию состояния уровня жизни и обладающие необходимой квалификацией (коллектив экспертов).
Необходимо отметить, что в 1978 г. принята международная статистика уровня жизни, которая учитывает 12 основных социальных групп показателей:
Качество жизни можно поделить на следующие критерии:
1) На уровне выживания. Удовлетворяются только самые необходимые физиологические потребности, получение минимальные социальные стандарты, услуги, гарантии.
2) Нормальное (базовое) качество жизни. Удовлетворение всех физиологических потребностей, а также обеспечение духовных и интеллектуальных запросов разных категорий населения.
3) Высокое качество жизни. Удовлетворение самых различных потребностей, высокое потребление материальных благ, творческое и духовное совершенствование.
Рейтинг качества жизни регионов России существенно не изменился. Первая и последняя десятки регионов остались практически без изменений. В середине списка произошли некоторые изменения, однако ни один регион не передвинулся в рейтинге на 10 и более мест, а более чем на пять мест изменились позиции только 12 регионов, из которых у семи позиции улучшились, а у пяти — ухудшились.
Состав первой десятки регионов-лидеров в рейтинге остался прежним. Первые позиции, как и в прошлом году, занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, сводный рейтинговый балл у которых превышает значение 70 (возможный минимум — 1, возможный максимум — 100). Эта тройка регионов возглавляет рейтинг уже в течение многих лет, имея высокие рейтинговые баллы, пока недосягаемые для других регионов.
Последние места занимают Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Забайкальский край, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Тыва. Покинул последнюю десятку Чукотский автономный округ, который сейчас занимает 70 место [3].
Основными направлениями повышения качества жизни населения являются: