повышение качества жизни человека критерий
Повышение качества жизни населения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие качества жизни
Качество жизни – это эффективность жизнедеятельности человека, его уровень удовлетворенности материальными, интеллектуальными, социальными и духовными ценностями, культурная и физическая развитость.
Важным параметром качества жизни является ее безопасность. Этот термин означает такое состояние среды, окружающей человека, которая обеспечивает его жизнедеятельность, здоровье и развитие. Всемирная организация здравоохранения определяет качество жизни, как совокупность психологического, эмоционального, социального, физического здоровья человека. Качество жизни используется в качестве показателя для сопоставления уровня социально-экономического развития стран. Этот термин включает в себя оценку состояния:
Каждая страна обладает своей спецификой, поэтому показатели качества могут быть различными. В настоящее время существует множество методик оценки качества жизни, самыми распространенными из которых являются индексы качества жизни, статистические данные о социальных явлениях, опросы, интегральные показатели.
Индекс развития человеческого потенциала, разработанный ООН, включает в себя оценку трех параметров, а именно, уровня образования, величины валового продукта на душу населения и ожидаемой продолжительности жизни.
Стоит отметить, что ВВП на душу населения является очень обобщенным показателем. Он скорее демонстрирует уровень производительности в стране, но не качество жизни. Этот показатель не учитывает расслоение общества по доходам.
Готовые работы на аналогичную тему
В 2017 году в шкалу оценки качества жизни были включены новые элементы. Среди них стоит отметить наличие профессиональных навыков, возможность пользоваться гражданскими правами, устанавливать социальные связи, а также текущее экологическое положение, уровень экономической и физической безопасности.
Критерии и показатели качества жизни населения
Уровень жизни человека определяется степенью развития его потребностей, условиями их развития, а также количеством и качеством доступных благ и услуг, которые используются для их удовлетворения. Экономическая наука выделяет следующие уровни жизни и определяющие их критерии:
Уровень жизни подвержен влиянию различных факторов. Сюда относят уровень доходов, объем потребления и его структуру, доступность жилья, качество общественных услуг, культуры, услуг социальной сферы. Так же уровень жизни оценивается с точки зрения наличия возможности отдыхать, иметь свободное время и другое. На исследуемую величины могут оказывать воздействие косвенные факторы. Например, условия труда, продолжительность рабочего дня, интенсивность труда, безопасность рабочего места и так далее. Помимо микроэкономических параметров на уровень жизни населения влияют макроэкономические факторы. Прежде всего, это темпы макроэкономического роста, характеризующие объем выпуска, скорость воспроизводства, общий экономический потенциал общества.
Для анализа уровня жизни используется совокупность синтетических и натуральных показателей, а также общеэкономические категории – занятость, продолжительность отдыха и так далее.
Методы повышения качества жизни населения
Вопрос качества жизни является важным для большинства стран мира. Обеспечение достойного существования граждан обеспечивает государство высокими доходами, создает стабильность существования страны, ее защищенность от влияния негативных факторов. Государственная власть использует общепринятые методы повышения качества жизни населения, к которым относят:
Большинство вышеперечисленных мер применяется на уровне предприятий, фирм и иных организаций с целью повышения доходов наемной рабочей силы. Рост доходов населения стимулирует к созданию форм бизнеса, востребованных обществом. Со стороны государства необходимо обеспечить такую экономическую политику, которая будет способствовать формированию стабильности национальной экономики, созданию условий для реализации потенциала человеческого капитала.
Качество жизни человека сказывается на макроэкономическом росте. Изменение качества жизни невозможно без финансового резерва, который инвестируется в общественные услуги, социально-экономические институты. Важно поддерживать единство макро- и микроэкономической политики в обществе. Эти два направления должны работать в совокупности, чтобы дать положительный результат в долгосрочной перспективе. В противном случае возникнут перекосы, и достижение цели по улучшению качества жизни станет не осуществимым.
Как параметр работы государственной власти, качество жизни определяет эффективность распределения финансовых доходов в стране. Оптимизация финансового распределения происходит в рамках налогово-бюджетного и кредитно-денежного регулирования. При этом работа вышеперечисленных институтов должна характеризоваться как справедливая, целостная и системная. Наличие негативных процессов коррупции, сокрытия информации, мошенничества ведет к снижению качества работы институтов, а значит, к проблемам в реализации социально-экономической политики в стране.
Повышение качества жизни человека критерий
Качество жизни – это понятие, широко используемое в экономике, социологии, политологии и в ряде других наук. Оно обозначает оценку показателей и характеристик жизни человека во взаимосвязи с собственной удовлетворенностью жизнью и условиями проживания. В словарях приводятся разнообразные определения этого понятия [8].
Так, качество жизни может зависеть от состояния здоровья, связей в обществе, социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессоустойчивости и чрезмерной озабоченности, организации досуга, уровня образования, доступа к культурным ценностям, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.
Вопрос качества жизни – один из ключевых вопросов, которому любое государство мира уделяет первостепенное значение. Российская Федерация осуществляет реформирование деятельности органов государственной власти, пытаясь добиться повышения уровня экономического развития и роста качества жизни своих граждан.
До настоящего времени в официальных документах, в российской доктрине никогда не проводилось сравнительно-правового и сравнительно-экономико-социологического исследования (анализа) влияния иммунитета и привилегий на качество жизни как тех, кто этим пользуется, так и тех, кто ощущает прямо или косвенно использование на практике отдельными соотечественниками недемократических по форме и по содержанию привилегий и иммунитетов.
Сравнивать качество жизни населения разных стран с различным уровнем развития экономики, различными климатическими условиями практически невозможно. При сравнении можно лишь брать похожие социальные группы, отдельные слои населения и вводить для сравнения жизненно важные показатели, но даже такое сравнение может оказаться поверхностным и неточным. Сравнить качество жизни населения разных стран затруднительно не только потому, что у каждого человека присутствуют свои собственные критерии, по которым он оценивает свой уровень жизни, но и в силу того, что национальными законами каждой страны устанавливаются индивидуальные показатели. Если, к примеру, взять методику оценки качества и уровня жизни Организации Объединенных Наций, то стоит оперировать всего тремя основными параметрами: средней продолжительностью жизни, уровнем образования и доходами на душу населения. В Российской Федерации многое зависит от прогноза социально-экономического развития и показателей, по которым можно оценить качество жизни населения, существенно больше, чем рекомендует рассматривать ООН. К таким показателям относятся и фонд заработной платы (рассматриваются отдельно как номинальная начисленная заработная плата, так и реально начисленная и выплаченная), и реальные располагаемые денежные доходы населения, и величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в разрезе социально-демографических групп населения – трудоспособное население, пенсионеры и дети (о чем речь пойдет далее), и множество показателей, характеризующих безработицу (уровень безработицы, в том числе зарегистрированный, численность безработных и т.п.).
Качество жизни в Российской Федерации: статистический анализ
Целесообразно привести ряд примеров, наглядно иллюстрирующих ситуацию, складывающуюся в современной России, в сфере вопросов, касающихся качества жизни населения.
Рассмотрим представителей высших руководящих звеньев – директоров, топ-менеджеров крупных компаний. Современный материальный уровень в России позволяет руководителю организации иметь большой набор материальных благ – служебный автомобиль, элитное жилье, загородный дом, высокая заработная плата.
При наличии коррупции в государстве часто иммунитет и привилегии не имеют границ и абсолютно бесконтрольны. Понятия «служебная необходимость» и «производственная целесообразность» легко подменяются понятиями «личный интерес» и «персональная выгода». На практике имеет место нецелевое использование и расходование средств, изымаемых не только из производства, науки, образования, но и других социально значимых государственных, республиканских, городских и муниципальных программ. Это могут быть и служебные командировки, и выездные рабочие совещания, семинары, так называемые обмены опытом, требующие большого финансового обеспечения. Таким образом, происходит неконтролируемый отток финансовых ресурсов.
Следующий пример связан с величиной прожиточного минимума. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 1275 была установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2016 г. на душу населения 9 889 руб., для трудоспособного населения – 10 678 руб., пенсионеров – 8 136 руб., детей – 9 668 руб. [6].
По различным субъектам федерации цифры разнятся. Так, в Санкт-Петербурге за III квартал 2016 г. установлены следующие величины прожиточного минимума: в расчете на душу населения – 10 449 руб. 50 коп., для трудоспособного населения – 11482 руб. 60 коп., для пенсионеров – 8360 руб. 60 коп., для детей – 10072 руб. 10 коп. [7].
Определяется прожиточный минимум в каждом регионе России по-разному. Каким же образом определяется прожиточный минимум, например, в Санкт-Петербурге? Берутся следующие критерии: продукты питания в среднем на одного человека в год (хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты, сахар, мясо- и рыбопродукты, молоко, яйца и т.д.), непродовольственные товары (обувь, чулочно-носочные изделия, головные уборы, белье и т.д.) и услуги (газоснабжение, электроэнергия, транспортные услуги, услуги культуры и т.д.), т.е. в основу заложена потребительская корзина, которая должна пересчитываться и определяться не реже чем один раз в пять лет.
Основная проблема при определении прожиточного минимума – это наличие двойных стандартов для представителей различных классов. Ни одна из государственных социальных программ не рассчитана на рядового обывателя. Достаточно посмотреть критично на размер минимального прожиточного уровня в современной России.
Статьей 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам [11].
В соответствии с действующим законодательством, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Величины прожиточного минимума устанавливаются в руб./месяц, отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров и для детей.
Размер выплат из бюджета, как правило, не сопоставим с реалиями времени и потребностями населения. Наблюдается значительный рост цен на продовольственные товары, транспортные услуги, образование, медицину. Покупательная способность заработной платы существенно падает. Это приводит к заметному социальному расслоению в обществе.
В 2009 г. вышел доклад международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса под руководством нобелевских лауреатов Дж. Стиглица, А. Сена и Ж.-П. Фитусси [12], в котором обосновано использование показателя качества жизни в качестве основного критерия экономического развития общества вместо ВВП [3].
По мнению социологов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, высокое качество жизни человека подразумевает достаточную продолжительность здоровой жизни, поддержанную хорошим медицинским обслуживанием и безопасностью (отсутствием значимых угроз жизни и здоровью), приемлемый объем потребления товаров и услуг, гарантированный доступ к материальным благам, удовлетворительные социальные отношения, отсутствие серьезных общественных конфликтов и угроз достигнутому уровню благополучия, благополучие семьи, познание мира и развитие, учет мнения индивида при решении общественных проблем, социальную принадлежность, полноправное участие в общественной и культурной жизни во всех их формах, доступ к различной информации, включая сведения о положении дел в обществе, комфортные условия труда, дающего простор для творчества и самореализации, относительно короткий рабочий день, оставляющий человеку свободное время для самореализации [4].
Качество жизни: вопросы государственного регулирования
Государственное регулирование вопросов качества жизни населения России осуществляется путем проведения социальной политики государства посредством нормотворческой деятельности. В 2009 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [9], в котором говорится, что Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века, в том числе остановила падение уровня и качества жизни российских граждан. Также в Указе № 537 речь идет о том, что в России сформированы предпосылки превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса и качеству жизни населения (п. 1 Стратегии по Указу Президента Российской Федерации № 537).
31 декабря 2015 г. вступил в силу новый Указ Президента Российской Федерации № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [10], который отменил действие Указа № 537. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента № 683 (далее – Стратегия), является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу (п. 1 Стратегии). Как говорится в тексте Стратегии, она должна объединить усилия государственных органов и институтов гражданского общества для создания благоприятных внутренних и внешних условий реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России.
В Стратегии широко используется понятие «качество жизни», причем через него определяется понятие «национальная безопасность», под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, а также устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
В п. 30 Стратегии отмечено, что повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны являются одними из национальных интересов на долгосрочную перспективу. Из следующего пункта можно сделать вывод, что повышение качества жизни российских граждан выступает в качестве одного стратегического национального приоритета, посредством которого обеспечиваются национальные интересы. Поскольку в соответствии с п. 32 Стратегии состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности, а одним из приоритетных направлений является повышение качества жизни граждан, то вопросы, связанные с повышением качества жизни российских граждан, особо выделены в отдельный блок (пункты 50–54 Стратегии). В п. 51 Стратегии названы основные угрозы качеству жизни российских граждан. К ним относятся неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.
Далее в Стратегии названы возможные способы и механизмы, позволяющие повысить качество жизни граждан России. Речь идет об обеспечении продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товарах и услугах, современных системах образования и здравоохранения, спортивных сооружениях, создании высокоэффективных рабочих мест, о достойной оплате труда, поддержке социально значимой трудовой занятости, обеспечении доступности объектов инфраструктур для инвалидов и маломобильных групп населения, достойном пенсионном обеспечении (п. 52 Стратегии).
Чтобы противодействовать угрозам качества жизни населения, органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества должны принимать соответствующие меры. Поскольку в настоящее время проводится реформа деятельности органов государственной власти, итогом которой ожидается повышение качества жизни населения страны, важная роль в осуществлении этой реформы отводится изменению инструментов и механизмов управления общественными финансами, и ряд ученых считают, что первостепенное значение имеют такие элементы, как долгосрочное бюджетное планирование, управление бюджетными расходами и финансовый контроль [5, с. 21]. Особо стоит отметить, что в тексте Стратегии в п. 54 раскрывается, за счет чего осуществляется обеспечение продовольственной безопасности. Никакие иные аспекты в рамках повышения качества жизни граждан Российской Федерации в Стратегии в этом блоке не рассматриваются.
Заключение
Определив, что входит в понятие «качество жизни», проанализировав ключевые показатели, характеризующие качество жизни населения в Российской Федерации, изучив нормативно-правовое регулирование данного вопроса, можно сделать следующие выводы:
1) национальные интересы России, а в равной мере и рост качества жизни граждан, обеспечиваются посредством стабильной внешней политики, в основу которой положены нормы и принципы международного права;
2) в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента № 683, говорится, что Россия стремится к международному сотрудничеству в рамках БРИКС, РИК, ШОС и иных международных институтов. Так, на сегодняшний день уже прошло восемь саммитов БРИКС [2, с. 53], но на деле цифры и статистика не изменились. К сожалению, не предлагается никаких конкретных механизмов, которые могли бы изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Представляется, что одним из действенных эффективных механизмов повышения качества жизни может стать нормативно-правовое регулирование данного вопроса, но не путем составления стратегий и программ, не содержащих конкретных цифр и данных, а посредством реформирования бюджетного законодательства, в том числе на уровне Постановлений Правительства.
В заключение хочется вспомнить слова великого ученого Фредерика Бастиа: «Правительство должно руководить нами не по своей, скрытой воле, а по воле открытой и одобренной нами. Кабинету министров надлежит предлагать, излагать, проявлять инициативу; нам – судить и оценивать; нам – соглашаться или отказывать. Но чтобы судить и оценивать – нужно знать. Тот, кто встает и предлагает себя в проводники, знает или, по меньшей мере, полагает, что знает, к какой цели надо прийти и какую дорогу выбрать. Он ничего не утаивает от путников, тем более если эти путники образуют целый народ. Во все время для того, чтобы управлять, нужна какая-то мысль, и это особенно важно сегодня» [1, с. 283].
«Повышение качества жизни каждого человека»: Мишустин о главной цели правительства России
В среду, 22 июля, в Государственной думе с отчёт о деятельности правительства России в 2019 году выступил премьер-министр Михаил Мишустин. Основное внимание глава кабинета министров уделил необходимости улучшения благосостояния граждан РФ, результатам борьбы с пандемией COVID-19, развитию социальной и экономической сфер страны, а также реализации национальных проектов.
В начале своей речи Мишустин отметил, что ежегодным посланием президента Федеральному Собранию были определены ключевые задачи и ориентиры на ближайшую перспективу.
«На их основе мы сформулировали главную цель правительства. Это повышение качества жизни каждого человека в стране за счёт роста экономики и развития социальной сферы, а значит — достижения национальных целей, которые поставил президент», — сказал Мишустин.
Он назвал пять базовых ценностей работы правительства РФ — выстраивание всех сервисов государства вокруг потребностей людей, действовать открыто и вести диалог на основе взаимного уважения и доверия, подавать пример этичного поведения, работать совместно, невзирая на ведомственные границы, обеспечивать результат, который должен быть важнее формальных процедур и регламентов.
«Мы ведём работу, опираясь на эти ценности, и начинали её не с чистого листа», — добавил он.
Глава кабмина выразил благодарность правительству Дмитрия Медведева, которое ушло в отставку 15 января, за создание солидного резерва, который обеспечил стране «макроэкономическую и бюджетную стабильность».
По его словам, всё это создавало хорошие предпосылки для экономического рывка, но Россия, как и весь мир, столкнулась с мощнейшим вызовом — коронавирусной инфекцией COVID-19.
«Ситуация осложнилась и тем, что распространение вируса и действия отдельных стран по наращиванию добычи нефти привели к серьёзному дисбалансу на нефтяном рынке. Это вызвало обвальное снижение цен, усилилась волатильность финансовых и валютных рынков, произошёл отток капитала. Сочетание таких факторов существенно осложняло обстановку и требовало экстренных и масштабных мер», — пояснил премьер.
Противодействие пандемии COVID-19
Говоря о принятых мерах в борьбе с распространением коронавирусной инфекции Мишустин назвал их «продуманными и проактивными». По его словам, российские власти в борьбе с распространением COVID-19 действовали на опережение — когда в России ещё не было ни одного случая заболевания.
В частности, РФ с 30 января ограничила авиасообщение с Китаем, чтобы защитить своих граждан и «выиграть время» для подготовки системы здравоохранения. Кроме того, был проведён аудит коечного фонда, запасов средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования во всех регионах, после чего было выделено около 170 млрд рублей, был создан оперативный штаб и координационный совет.
«Объединяли усилия государства и общества для борьбы с этой опасной инфекцией. Это позволило избежать коллапса, который мы наблюдали за рубежом, такого как в Италии, Испании или Соединённых Штатах Америки», — заявил Мишустин.
Он отметил, что правительство работало в круглосуточном режиме, а все решения были направлены на «спасение жизни людей».
«Теперь можно уверенно сказать: Россия справляется с коронавирусной инфекцией лучше многих стран. Число заболевших на тысячу жителей в нашей стране в два раза меньше, чем в Соединённых Штатах Америки, Бразилии и ряде других стран», — добавил глава кабмина.
Он также сообщил, что на модернизацию систему здравоохранения в ближайшие пять лет будет дополнительно выделено почти 500 млрд рублей. Кроме того, власти займутся развитием санитарно-эпидемиологической и инфекционной служб.
Поддержка населения и бизнеса
Михаил Мишустин также указал, что правительство пошло на существенное смягчение бюджетной политика для запуска программ поддержки людей и экономики. По его словам, принимаемые в этом направлении меры были «беспрецедентны и по сумме выделенных средств, и по охвату отраслей». Так, различные формы поддержки на сумму около 600 млрд руб. получили семьи, в которых воспитываются более 26,5 млн детей.
Глава кабмина также отметил, что коронавирус сильно повлиял на рынок труда — с 1 апреля число безработных, официально зарегистрированных в службах занятости, выросло в 3,5 раза, достигнув 3 млн человек.
«Максимально помогли людям, которые потеряли работу после 1 марта, в том числе увеличив пособие по безработице. Это свыше миллиона человек. Все меры поддержки безработных правительство распространило и на более чем 13 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые были вынуждены закрыть своё дело после 1 марта. Всем им назначено максимальное пособие в размере МРОТ», — заметил Мишустин.
Премьер также рассказал об экстренных мерах поддержки наиболее пострадавших отраслей и прежде всего представителей малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, работающих в них. Среди них — отсрочка по обязательным платежам для МСП, списание налогов и страховых взносов, программа льготного кредитования для системообразующих предприятий, мораторий на проведение проверок.
«Ещё раз подчеркну: все наши инициативы были направлены на то, чтобы максимально сократить издержки бизнеса и не допустить ухудшения финансового состояния», — добавил он.
Цифровизация власти
Ещё одной целью правительства является создание более эффективной, открытой и удобной системы государственного управления для граждан РФ и бизнес-сообщества. Об этом заявил Михаил Мишустин. По его словам, люди должны увидеть, что «государственные структуры — это надёжные и добросовестные помощники».
«Уверен, реализация этого запроса на практике поможет нам войти в число лидеров в глобальной экономике», — заметил он.
По словам премьер-министра, цифровизация важна, как на рынке труда, где нужно оперативно ввести в правовое поле все форматы дистанционной работы, так и в сфере образования, но это не будет означать отход от традиционного формата обучения. Кроме того, к 2024 году набор на IT-специальности должен увеличиться в 2,5 раза.
«Нам необходим технологический рывок. Нужно развивать новые направления, в том числе искусственный интеллект», — добавил Мишустин.
Экономика
Глава правительства также отметил, что для достижения национальных целей развития необходимо вернуться к росту как экономики, так и реальных доходов граждан. Для этого был составлен общенациональный план действий, в частности, включающий антикризисные меры, а также дальнейшие шаги по выходу из кризисного состояния.
Речь идёт о восстановлении роста промышленности, наращивании экспорта и импортозамещения. Также для улучшения экономических показателей экономики РФ необходимы инвестиции, которые создадут новые рабочие места и помогут внедрению перспективных технологий.
«Во-первых, это разработка комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов на федеральном и региональном уровнях, в том числе — на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Во-вторых, создание стабильных и понятных правил для поэтапного улучшения делового климата. В-третьих, — институты развития», — добавил Мишустин.
Развитие субъектов РФ
По мнению Михаила Мишустина, власти России должны повысить инвестиционную привлекательность всех 85 субъектов РФ, «найти для каждой территории какие-то особые точки роста».
«В каждом регионе уровень и качество жизни должны соответствовать современным критериям», — подчеркнул российский премьер.
При этом для 10 регионов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией уже приняты индивидуальные программы развития — им до 2024 года будет выделено по 5 млрд рублей на запуск проектов по оживлению экономики, повышению уровня жизни и доходов людей.
«Уверен, что в результате принятых нами мер каждый регион России сможет в полной мере реализовать свой потенциал», — добавил он.
Национальные цели развития до 2030 года
Как отметил глава кабмина, для реализации задач, поставленных в этом документе, необходимо изменение национальных проектов и документов стратегического планирования. По словам Мишустина, работа в этом направлении должна быть завершена осенью.
«При реализации национальных проектов необходимо сосредоточиться на результатах, которые непосредственно влияют на улучшение жизни людей, через сохранение занятости и повышение доходов, защиту здоровья, создание благоприятных условий предпринимательской деятельности и поддержку ключевых отраслей экономики», — заметил премьер.
Он подчеркнул, что работать придётся в жёстких рамках, с новой системой управления, используя современные методики, находясь в постоянной обратной связи с людьми.
«Правительству предстоит большая работа. Перед нами стоят совершенно иные задачи, чем ещё полгода назад. Но базовые ценности, безусловные приоритеты остались неизменными. Их задал президент в своём послании Федеральному Собранию, и в соответствии с ними правительство продолжает свою работу — на тех принципах и ценностях, о которых я говорил в начале своего выступления: служить людям, работать командой, добиваться результата», — заключил Мишустин.