пост в жизни христианина

Посты и их духовный смысл

пост в жизни христианина. Смотреть фото пост в жизни христианина. Смотреть картинку пост в жизни христианина. Картинка про пост в жизни христианина. Фото пост в жизни христианина

Пост (особенно Великий) святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли углубиться, посмотреть внутрь себя. Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин. Прекращаются развлечения, увеселения. В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие зрелищные заведения.

Пост — время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не насыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Это — одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее.

Второе значение пощения — жертва Богу и воспитание своей воли. Пост — установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост — первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать ото всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост — это послушание Божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное (см.: Пс 50, 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, утесняем нашу волю.

пост в жизни христианина. Смотреть фото пост в жизни христианина. Смотреть картинку пост в жизни христианина. Картинка про пост в жизни христианина. Фото пост в жизни христианина

Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью. Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.

пост в жизни христианина. Смотреть фото пост в жизни христианина. Смотреть картинку пост в жизни христианина. Картинка про пост в жизни христианина. Фото пост в жизни христианина

Надо всегда помнить, что телесный пост — средство. А цель — стяжать духовные плоды: благодарное чувство к Богу, ровное, доброжелательное отношение к людям, чистоту помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Человек, который за все дни Великого поста ни разу не впадет в раздражение и не укорит никого, больше достигнет, чем тот, кто будет есть одни сухари.

Об этом говорят святые отцы: «Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Насладимся же Господеви (Пс 36, 4) в поучении словесам Духа, в восприятии спасительных узаконений, и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших» (святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).

В Православной Церкви есть многодневные и однодневные посты.

Многодневные посты

пост в жизни христианина. Смотреть фото пост в жизни христианина. Смотреть картинку пост в жизни христианина. Картинка про пост в жизни христианина. Фото пост в жизни христианина

Великий пост, предпасхальный, в общей сложности (вместе со Страстной неделей) продолжается семь недель. Разговение (вкушение скоромной пищи) происходит только в день Пасхи после праздничной литургии. Великий пост в разные годы приходится на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост — перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он после дня Всех святых (воскресенье после дня Святой Троицы) и продолжается до 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи.

Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда продолжается с 14 августа до 28 августа (нов. ст.).

Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: с 28 ноября до 7 января (нов. ст.).

Однодневные посты

пост в жизни христианина. Смотреть фото пост в жизни христианина. Смотреть картинку пост в жизни христианина. Картинка про пост в жизни христианина. Фото пост в жизни христианина

Среда и пятница — в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и Святок. В среду и пятницу мы постимся в память страданий Христовых: в среду Иуда Искариот предал Спасителя, а в пятницу Господь был распят на кресте.

Крещенский сочельник — 18 января по новому стилю.

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября по новому стилю.

Воздвижение Креста Господня — 27 сентября по новому стилю.

Источник

Пост и его значение

Древ­не­хри­сти­ан­ский апо­ло­гет Афи­на­гор на вопрос своего оппо­нента-языч­ника о том, как телес­ная болезнь может отра­жаться на дея­тель­но­сти бес­те­лес­ной души, при­во­дит такой пример. Душа – музы­кант, а тело – инстру­мент. Если инстру­мент повре­жден, музы­кант не в силах извлечь из него гар­мо­нич­ных звуков. С другой сто­роны, если болен музы­кант, то инстру­мент без­молв­ствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неиз­ме­римо больше. Тело и душа состав­ляют единую чело­ве­че­скую лич­ность.

Бла­го­даря посту тело ста­но­вится утон­чен­ным инстру­мен­том, спо­соб­ным улав­ли­вать каждое дви­же­ние музы­канта – души. Образно говоря, тело из афри­кан­ского бара­бана пре­вра­ща­ется в скрипку Стра­ди­вари. Пост помо­гает вос­ста­но­вить иерар­хию душев­ных сил, под­чи­нить слож­ную пси­хи­че­скую орга­ни­за­цию чело­века высшим духов­ным целям. Пост помо­гает душе побеж­дать стра­сти, извле­кает душу, как жем­чу­жину из рако­вины, из плена всего грубо чув­ствен­ного и пороч­ного. Пост осво­бож­дает дух чело­века от влюб­лен­ной при­вя­зан­но­сти к веще­ствен­ному, от посто­ян­ной обра­щен­но­сти к зем­ному.

Иерар­хия пси­хо­фи­зи­че­ской при­роды чело­века похожа на пира­миду, опро­ки­ну­тую вер­ши­ной вниз, где тело давит на душу, а душа погло­щает дух. Пост поко­ряет тело душе, а душу под­чи­няет духу. Пост явля­ется важным фак­то­ром сохра­не­ния и вос­ста­нов­ле­ния един­ства души и тела.

Созна­тель­ное само­огра­ни­че­ние служит сред­ством дости­же­ния духов­ной сво­боды, об этом учили еще древ­ние фило­софы: «Чело­век должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», – гово­рил Сократ. Пост уве­ли­чи­вает духов­ный потен­циал сво­боды: делает чело­века более неза­ви­си­мым от внеш­него и спо­соб­ствует све­де­нию к мини­муму его низших потреб­но­стей. При этом осво­бож­да­ется энер­гия, воз­мож­ность и время для жизни духа.

Пост пред­став­ляет собой воле­вое дей­ствие, а рели­гия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет огра­ни­чить себя в пище, не сможет побе­дить и более силь­ные и утон­чен­ные стра­сти. Рас­пу­щен­ность в еде ведет к рас­пу­щен­но­сти и в других обла­стях чело­ве­че­ской жизни.

Хри­стос сказал: Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его ( Мф. 11:12 ). Без посто­ян­ного напря­же­ния и подвига воли Еван­гель­ские запо­веди оста­нутся только иде­а­лами, сия­ю­щими в недо­ся­га­е­мой высоте, как дале­кие звезды, а не реаль­ным содер­жа­нием жизни чело­века.

Хри­сти­ан­ская любовь – это особая, жерт­вен­ная любовь. Пост учит жерт­во­вать сна­чала малым, но «вели­кое начи­на­ется с малого». Эгоист же тре­бует жертв от других – для себя, причем чаще всего отож­деств­ляет себя со своим телом.

Древ­ние хри­сти­ане соеди­няли запо­ведь поста с запо­ве­дью мило­сер­дия. У них был обычай: деньги, сбе­ре­жен­ные на пище, откла­ды­вать в особую копилку и по празд­ни­кам раз­да­вать нищим.

Мы кос­ну­лись лич­ност­ного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – цер­ков­ный. Посред­ством поста чело­век вклю­ча­ется в ритмы хра­мо­вого бого­слу­же­ния, ста­но­вится спо­соб­ным реально пере­жи­вать через свя­щен­ные сим­волы и образы собы­тия биб­лей­ской исто­рии.

Цер­ковь – это духов­ный живой орга­низм, и, как всякий орга­низм, она не может суще­ство­вать вне опре­де­лен­ных ритмов.

Посты пред­ше­ствуют вели­ким хри­сти­ан­ским празд­ни­кам. Пост – одно из усло­вий пока­я­ния. Без пока­я­ния и очи­ще­ния чело­веку невоз­можно пере­жить радость празд­ника. Вернее, он может испы­тать эсте­ти­че­ское удо­вле­тво­ре­ние, подъем сил, экзаль­та­цию и т. д. Но это – только сур­ро­гат духов­но­сти. Истин­ная, обнов­ля­ю­щая радость, как дей­ствие бла­го­дати в сердце, оста­нется для него недо­ступ­ной.

Хри­сти­ан­ство тре­бует от нас бес­пре­рыв­ного совер­шен­ство­ва­ния. Еван­ге­лие откры­вает чело­веку бездну его паде­ния, как вспышка света – мрач­ную про­пасть, раз­верз­шу­юся под ногами, и в то же время Еван­ге­лие откры­вает чело­веку бес­ко­неч­ное, как небо, Боже­ствен­ное мило­сер­дие. Пока­я­ние – это вИде­ние ада в своей душе и любви Божией, вопло­щен­ной в лице Христа Спа­си­теля. Между двумя полю­сами – печали и надежды – про­хо­дит путь духов­ного воз­рож­де­ния.

Святые гово­рят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу – это будет благо и для самого тела, как для коня – под­чи­няться наезд­нику, иначе оба поле­тят в про­пасть. Чре­во­угод­ник меняет дух на чрево и при­об­ре­тает жир.

Пост – уни­вер­саль­ное явле­ние, суще­ство­вав­шее у всех наро­дов и во все вре­мена. Но хри­сти­ан­ский пост нельзя срав­нить с постом буд­ди­ста или мани­хея. Хри­сти­ан­ский пост осно­ван на других рели­ги­оз­ных прин­ци­пах и идеях. Для буд­ди­ста нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между чело­ве­ком и насе­ко­мым. Поэтому упо­треб­ле­ние мяса для него – тру­по­яде­ние, близ­кое к кан­ни­баль­ству. В неко­то­рых язы­че­ских рели­ги­оз­ных школах упо­треб­ле­ние мяса было запре­щено, так как теория пере­во­пло­ще­ния душ (метам­пси­хоза) застав­ляла опа­саться, что в гусе или козле заклю­чена душа предка, попав­шего туда по закону кармы (воз­мез­дия).

По учению же зоро­астрий­цев, мани­хеев и других рели­ги­оз­ных дуа­ли­стов, в сотво­ре­нии мира при­ни­мала уча­стие демо­ни­че­ская сила. Поэтому неко­то­рые суще­ства счи­та­лись порож­де­нием злого начала. В ряде рели­гий пост был осно­ван на ложном пред­став­ле­нии о чело­ве­че­ском теле как тем­нице души и сре­до­то­чии вся­кого зла. Это порож­дало само­ис­тя­за­ния и изу­вер­ства. Хри­сти­ан­ство счи­тает, что такой пост при­во­дит к еще боль­шему рас­строй­ству и рас­паду «три­ме­рии чело­века» – духа, души и тела.

По какому прин­ципу отби­ра­ется пища для хри­сти­ан­ского поста? Для хри­сти­а­нина нет чистой и нечи­стой пищи. Здесь учтен опыт воз­дей­ствия пищи на орга­низм чело­века, поэтому такие суще­ства, как рыбы и мор­ские живот­ные, явля­ются пост­ной пищей. В то же время к ско­ром­ной пище, кроме мяса, отно­сятся также яйца и молоч­ные про­дукты. Всякая рас­ти­тель­ная пища счи­та­ется пост­ной.

Хри­сти­ан­ский пост имеет несколько видов – в зави­си­мо­сти от сте­пени стро­го­сти. К посту отно­сятся:

Кроме того, во время поста реко­мен­ду­ется огра­ни­чить число при­е­мов пищи (напри­мер, до двух раз в день); сокра­тить коли­че­ство пищи (при­бли­зи­тельно до двух третей от обыч­ной нормы). Пища должна быть про­стая, не изыс­кан­ная. Во время поста сле­дует при­ни­мать еду позже, чем в обыч­ное время – после полу­дня, если, конечно, поз­во­ляют обсто­я­тель­ства жизни и работы.

Надо иметь в виду, что к нару­ше­нию хри­сти­ан­ского поста отно­сится не только вку­ше­ние ско­ром­ного, но также поспеш­ность в еде, пустые раз­го­воры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго сораз­ме­рен со здо­ро­вьем и силами чело­века. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий пишет, что неспра­вед­ливо для креп­кого и для сла­бого телом назна­чать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других – соломе».

При неко­то­рых тяже­лых желу­доч­ных забо­ле­ва­ниях в диету постя­ще­гося может быть вклю­чен опре­де­лен­ный вид ско­ром­ной пищи, необ­хо­ди­мой при этой болезни, но лучше всего пред­ва­ри­тельно обсу­дить это с духов­ни­ком.

В прессе и других сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции против поста нередко высту­пали медики – с устра­ша­ю­щими заяв­ле­ни­ями. Они рисо­вали, в духе Гоф­мана и Эдгара По, мрач­ную кар­тину мало­кро­вия, ави­та­ми­ноза и дис­тро­фии, кото­рые, как при­зраки мщения, ожи­дают тех, кто дове­ряет Цер­ков­ному Уставу больше, чем руко­вод­ству по «Гиги­ене пита­ния» Певзнера. Чаще всего эти медики путали пост с так назы­ва­е­мым «старым веге­та­ри­ан­ством», кото­рое исклю­чало из пищи все про­дукты живот­ного про­ис­хож­де­ния. Они не давали себе труда разо­браться в эле­мен­тар­ных вопро­сах хри­сти­ан­ского поста. Многие из них даже не знали, что рыба – пост­ная пища. Они игно­ри­ро­вали факты, зафик­си­ро­ван­ные ста­ти­сти­кой: многие народы и пле­мена, пита­ю­щи­еся пре­иму­ще­ственно рас­ти­тель­ной пищей, отли­ча­ются вынос­ли­во­стью и дол­го­ле­тием, первые места по про­дол­жи­тель­но­сти жизни зани­мают пче­ло­воды и монахи.

При этом, пуб­лично отвер­гая рели­ги­оз­ный пост, офи­ци­аль­ная меди­цина вво­дила его в лечеб­ную прак­тику под назва­нием «раз­гру­зоч­ных дней» и веге­та­ри­ан­ских диет. Веге­та­ри­ан­скими днями в сана­то­риях и армии были поне­дель­ник и чет­верг. Исклю­ча­лось все, что могло напом­нить о хри­сти­ан­стве. По-види­мому, идео­логи ате­изма не знали, что поне­дель­ник и чет­верг – это дни поста древ­них фари­сеев.

В боль­шин­стве про­те­стант­ских кон­фес­сий кален­дар­ных постов не суще­ствует. Вопросы о посте реша­ются инди­ви­ду­ально.

В совре­мен­ном като­ли­че­стве пост сведен до мини­мума; яйца и молоко счи­та­ются пост­ной пищей. Раз­ре­ша­ется прием пищи за один-два часа до при­ча­ще­ния.

У моно­фи­зи­тов и несто­риан – ере­ти­ков – пост отли­ча­ется про­дол­жи­тель­но­стью и стро­го­стью. Может быть, здесь ска­зы­ва­ются общие восточно-реги­о­наль­ные тра­ди­ции.

Важ­ней­шим постом вет­хо­за­вет­ной Церкви был день «Очи­ще­ния» (в сен­тябре месяце). Кроме того, суще­ство­вали тра­ди­ци­он­ные посты в память раз­ру­ше­ния Иеру­са­лима и сожже­ния храма. Свое­об­раз­ным видом поста слу­жили пище­вые запреты, кото­рые имели вос­пи­та­тельно-педа­го­ги­че­ский харак­тер. Нечи­стые живот­ные оли­це­тво­ряли собой грехи и пороки, кото­рых сле­до­вало избе­гать (заяц – бояз­ли­вость, вер­блюд – зло­па­мят­ство, мед­ведь – ярость и т. д.). Эти запреты, при­ня­тые в иуда­изме, пере­шли отча­сти и в ислам, где нечи­стые живот­ные вос­при­ни­ма­ются как носи­тели физи­че­ской скверны.

В Грузии народ тща­тельно соблю­дал посты, что зафик­си­ро­вано в агио­гра­фи­че­ской лите­ра­туре. Евфи­мий Мтац­мин­дели (Свя­то­го­рец) соста­вил ценное руко­вод­ство о постах. А в «Опи­са­нии Кол­хиды» доми­ни­кан­ского монаха А. Лам­берти сооб­ща­ется, в част­но­сти, что «мин­грельцы сле­дуют гре­че­скому обычаю (то есть Пра­во­сла­вию – Авт. ) – Вели­кий пост соблю­дают очень строго, даже рыбы не едят! И вообще едят только раз в день при закате солнца. Они так твердо соблю­дают обряд поста, что, как бы больны или стары, или рас­слаб­лены ни были, ника­ким обра­зом в это время мяса не станут есть. Неко­то­рые по пят­ни­цам вовсе воз­дер­жи­ва­ются от еды: на послед­ней неделе не пьют вина, а в послед­ние три дня ника­кой пищи не при­ни­мают».

Вера – это непо­сред­ствен­ное сви­де­тель­ство души о суще­ство­ва­нии Бога и духов­ного мира. Говоря образно, сердце веру­ю­щего чело­века похоже на особый лока­тор, кото­рый вос­при­ни­мает инфор­ма­цию, идущую из духов­ных сфер. Пост спо­соб­ствует более тон­кому и чут­кому вос­при­я­тию этой инфор­ма­ции, этих волн духов­ного света. Пост должен быть соеди­нен с молит­вой. Молитва – обра­щен­ность души к Богу, мисти­че­ская беседа тво­ре­ния со своим Созда­те­лем. Пост и молитва – два крыла, под­ни­ма­ю­щие душу к небу.

Если срав­нить хри­сти­ан­скую жизнь со стро­я­щимся храмом, то его кра­е­уголь­ными кам­нями будут борьба со стра­стями и пост, а вер­ши­ной, венцом – духов­ная любовь, кото­рая отра­жает в себе свет любви Боже­ствен­ной, как золото цер­ков­ных купо­лов – лучи вос­хо­дя­щего солнца.

Источник

Историческое оправдание поста,
или Преодоление повсеместного заблуждения

пост в жизни христианина. Смотреть фото пост в жизни христианина. Смотреть картинку пост в жизни христианина. Картинка про пост в жизни христианина. Фото пост в жизни христианина

Глубокие изменения в области религии, начавшиеся в нашей стране со второй половины 80-х годов прошлого века, имеют много проявлений. Пожалуй, для Православия самым главным из них стало массовое обращение – буквально, прорыв! – широких слоев общества к Русской Православной Церкви, ее пастырскому окормлению, внимание к церковному авторитету. Конечно же, и Русская Церковь не остается в стороне, всеми силами пытаясь содействовать приобщению страждущих к животворящему источнику евангельской истины. Это историческое явление, уже не единожды описанное и проанализированное, получило в современной публицистике меткое определение «второе Крещение Руси».

В свою очередь, возросшее внимание к Православию, его культуре способствовало широкому распространению за пределами Церкви некоторых традиционных основ христианской жизни. Как бы подчиняясь движению убегающей с берега волны, за церковную ограду в бушующий бренный мир ушли идеалы и нормы, изначально обоснованные Вселенским Православием для полноты жизни во Христе. Самый очевидный пример – пост.

Поститься сейчас «модно». Многие даже нецерковные люди стремятся соблюдать посты, в особенности главный пост православного христианина – Великий. Большинство закусочных, кафе и ресторанов, по крайней мере, в крупных населенных пунктах, предлагают в пост отдельное меню; вывески на улицах призывно зазывают отведать постные яства; в средствах массовой информации широко обсуждается проблема пользы или вреда поста для здоровья. Характерно, что нецерковное сознание восприняло только ту часть поста, которая касается пищевых ограничений. О духовной составляющей речь практически не заходит. Да и задачи телесного поста, распространяющиеся, согласно учению Церкви, на воздержание во всех формах бытия физического тела, а не только на ограничение в пище, воспринимаются в урезанном виде. Короче говоря, в мир пришла новая романтическая диета, овеянная колоритом христианского аскетизма. Но я хочу вести речь не о том.

В последнее время мне все чаще приходится слышать одну и ту же версию о «действительных» причинах введения в церковную практику поста. В ее основе – исключительно прагматические соображения, которыми, по мнению адептов версии, руководствовались политическая и церковная власти для обоснования постнических идей. Суть версии с незначительными вариациями в следующем. Светская власть средневековой Руси – не менее часто говорится о византийской императорской власти – была озабочена проблемой истощения запасов продовольствия после зимнего периода, когда к весне пищи практически не оставалось. Скудость съестных припасов угрожала голодом. Чтобы сэкономить небогатые резервы, удержать население от неуемного потребления пищи и предотвратить голод, были введены пищевые ограничения. А поскольку в ту эпоху религия имела исключительное влияние на сознание человека, запреты для пущей убедительности были основаны на религиозных мотивах.

Данная версия крайне популярна, все больше людей воспринимает ее как истину в последней инстанции, несмотря на очевидную неполноту и внутренние противоречия. Достаточно сказать, что этот прагматический подход предлагает лишь объяснение причин введения Великого поста, в то время как в Русском Православии (не говорю уже о всех многоликих традициях христианских Церквей) существует еще три многодневных поста, а также несколько однодневных, из которых посты в среду и пятницу являются постоянными практически в течение всего года; общее же количество постных дней может доходит до 200. Как быть с объяснением их возникновения? То же самое касается и истощения запасов к концу зимы: эта проблема стояла перед Русью, но никак не перед Византией с ее средиземноморским климатом, позволявшим собирать несколько урожаев в течение всего года. А ведь христианский пост пришел на Русь именно из Византии после принятия Православия, и ошибочно относить его зарождение к русской почве. Совсем уже нелогично видеть экономию продуктов в предписаниях воздерживаться во время поста от мясной пищи: мясо и так являлось редкостью на столах и в Древнем мире, и в Средневековье, и даже в Новое время. Наоборот, защищая запасы, следовало бы стремиться к сохранению «постных» продуктов, в первую очередь тех, которые предназначались для посева нового урожая (зерновые). Уже эти элементарные соображения заставляют скептически относиться к прагматической версии. Дабы расставить все точки над i, предлагаю небольшое путешествие в историю поста.

Следует начать с того, что пост сам по себе не только не является изобретением христианства, но, более того, характерен для подавляющего большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей». И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки – инки, причем пост у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Постятся ныне и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост – один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.

Во всех религиях, где существует постническая практика, пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души; пост является верным средством для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный, а в некоторых религиях и физический уровень. Согласно распространенной точке зрения религиоведов, корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами, табу. Очевидно, что на самых ранних этапах своего развития представления, связанные с постом, так или иначе зависели от конкретных условий жизни человека, но повсеместно и довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей: это хорошо прослеживается на примере современных народов, живущих при общинном строе и придерживающихся примитивных религиозных воззрений. Итак, пост сам по себе не есть исключительно христианское учреждение, более того, его можно рассматривать как определенный общечеловеческий религиозный архетип.

Теперь коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви. И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также – постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27–29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21–23).

Как можно видеть, уже ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста. В ту эпоху в большинстве случаев посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных, обычно чрезвычайных обстоятельствах. Но были и посты постоянные, предписанные Законом для всех евреев. По всей видимости, из узаконенных постов наиболее древние корни имеет пост Великого дня очищения (Йом-Кипур), основания для которого находятся в Пятикнижии Моисеевом (см.: Лев. 23: 26–29). Окончательная редакция и кодификация Пятикнижия может быть отнесена к концу VII века до Р.Х. и связана с его провозглашением при царе Иосии (622 г. до Р.Х.; поздняя датировка относит канонизацию Пятикнижия к V в. до Р.Х. в связи с деятельностью Ездры). Но очевидно, что пост существовал ранее окончательной кодификации Пятикнижия. Впоследствии к этому посту добавляются еще несколько, также приобретающих значение закона. Их становление, на основании Книги пророка Захарии (та часть, где упоминаются посты, написана около 520–518 гг. до Р.Х.), следует относить к концу VI века до Р.Х.: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8: 18–19). Традиционно установление этих постов связывается с рядом событий Вавилонского пленения: деятельностью Навуходоносора, рассеянием евреев (первая половина VI в. до Р.Х.).

На основании приведенных выше примеров можно сделать следующий вывод: уже в ветхозаветный период в еврейской среде существовал пост, за несколько столетий до зарождения христианства он был закреплен законодательно, и древнееврейское вероучение рассматривало его неотъемлемой и важнейшей составляющей духовной практики.

Перейдем и к истории поста собственно в христианстве.

Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1–2; см. также: Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 18–-20). И апостолы последовали примеру Учителя: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл… Они служили Господу и постились…» (Деян. 13: 1–2).

Помимо текстов Нового Завета о посте как существующем церковном явлении и даже спорах, которые возникали вокруг практики поста, сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I–II веков.

Особый интерес для рассматриваемой темы имеют такие замечательные раннехристианские памятники, как «Дидахе» («Учение 12 апостолов») и «Дидаскалия апостолов». Датировка и обстоятельства создания «Дидахе» сложны для точного установления. Ныне наиболее часто памятник датируют концом I – серединой II веков. В «Дидахе» сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением.

«Дидаскалия апостолов», созданная, по всей вероятности, в первой половине III века в Сирии, свидетельствует об установленной норме накладывать пост от двух до семи недель на кающихся в тяжелых прегрешениях и о шестидневном посте перед Пасхой. «Дидаскалия» также обосновывает посты в среды и пятницы, причем рассматривает их как меру, имевшую значение испрашивания милости у Бога за евреев. (Только в памятниках IV в. посты в среду и пятницу начинают непосредственно связываться с предательством и смертью Иисуса Христа).

Сведения о постах находятся в наследии святителя Ипполита Римского (ок. 170 – ок. 236), отца и учителя Церкви Иустина Мученика. Ириней Лионский († 202) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия в продолжительности говения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков». Полемикой православных с монтанистами было вызвано целое сочинение «О постах» («De jejuniis») христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 – 220), кроме того, он касается постов и в других трактатах. Тертуллиан сообщает о посте продолжением в «нескольких дней» перед Пасхой, а также о постах в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, например). Ориген (ок. 185 – 231) называл среду и пятницу постными днями и сам слыл постником. Есть у Оригена и свидетельство о 40-дневном посте. Святитель Дионисий Александрийский († 265) в послании к епископу Василиду писал, что пост перед Пасхой продолжался шесть дней и носил название «предпасхального».

Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

Весьма близко ко времени канонического закрепления в практике Церкви Великого поста стоит и утверждение поста Петровского (Апостольского). Сведения о нем находим у Афанасия Великого (296–373), Амвросия Медиоланского (ок. 340 – 397), Феодорита Кирского († ок. 457), Льва Великого († 461).

Полагаю, приведенных исторических свидетельств достаточно для того, чтобы показать всю сложность и глубину постнической традиции в христианстве, а также что такое пост в религиях вообще. В данном материале специально за скобки выводилась богословская сторона христианского поста, требующая отдельного освещения. Автору было важно продемонстрировать именно исторические примеры, убедительно опровергающие далекие от объективности гипотезы, своим духом, скорее, соответствующие упрощенной до примитивизма советской антирелигиозной пропаганде 20–30-х годов прошлого века. Конечно, помимо чисто духовной стороны, такая сложная и разветвленная постническая практика не могла не иметь и прагматических проявлений, но они явно были вторичны, являясь следствиями духовной составляющей поста. А ее преимущество, как было показано, уверенно прослеживается на широком историческом материале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *