после чего меняется жизнь гробовщика в повести
А.С. Пушкин «Гробовщик»: история маленького человека
Цикл «Повести Белкина» А. С. Пушкина включает 5 произведений, каждое из которых имеет особую привлекательность. Жизнь так называемых маленьких людей описана просто и талантливо. Гробовщик, история которого могла бы быть серой и скучной, вдруг становится жертвой своих необдуманных слов и получает массу ярких впечатлений. Фантастический поворот сюжета увлекает, и книга читается на одном дыхании.
Предыстория
Будучи уже известным поэтом, Александр Сергеевич начал склоняться к написанию прозы. Осенью 1830 года, находясь в селе Большое Болдино, он менее чем за два месяца создал цикл повестей. Опубликованы они были от лица помещика Белкина.
Причиной анонимности могло послужить преобладание в литературе того времени романтического стиля. Истории же о быте и жизни простых людей, написанные без прикрас, не вызывали большого отклика. На вопросы об авторе произведений Пушкин отвечал, что это неважно, но повести должны быть именно такими: краткими и простыми.
«Гробовщик»: история одного человека
Произведение начинается с описания переезда Адрияна Прохорова на Никитскую, где он приобрёл красивый жёлтый домик. Долгое время ремесленник желал его купить, но когда это произошло, не почувствовал радости.
В первый же день сосед-сапожник нанёс визит гробовщику и пригласил к себе на празднование серебряной свадьбы.
Ночью к Адрияну пришли званые, но нежданные гости – те, кого он когда-то хоронил, но вовсе не ждал и совсем не был рад их появлению. Реальность и иллюзия так тонко переплетены в повести, что до развязки остаётся непонятно, происходят ли описываемые события на самом деле или это пьяный сон.
Характеристика персонажа
Адриян – задумчивый и неразговорчивый человек. Он постоянно занят мыслями о своих доходах: на чём сэкономить, как получить выгодный заказ и из-за кого он понёс убытки. В отличие от персонажей Шекспира и Скотта, Адриян – мрачный гробовщик. Повесть написана о жадном, бессовестном человеке, который смотрит на всё с точки зрения выгоды и убытков. Разговаривает гробовщик в трёх случаях:
Даже встретив в своём доме покойников, он думает о них с точки зрения того, на кого сколько потратил. Видит первого клиента и вспоминает, что для него продал сосновый гроб, выдав его за дубовый. Адриян не способен искренне радоваться. Даже исполнение мечты – приобретение домика – оставляет его равнодушным. Из повести видно, каким меркантильным и недоступным для светлых эмоций и чувств был гробовщик.
Пушкин стремился показать настоящую Россию, быт не только дворян, но и представителей низших сословий.
Особенности произведения
«Повести Белкина», одной из которых является «Гробовщик», сильно отличаются от других произведений того времени. В моде были романтический стиль и длинные описания, от которых Александр Сергеевич избавляется. В его повестях присутствует тонкая сатира, насмешливость. Центральный герой – гробовщик, история которого проста: пришёл в гости, напился, увидел реалистичный кошмар. Для читателей XIX века это было непривычно.
В самом произведении Александр Сергеевич неоднократно сравнивает свой стиль с тем, как было принято писать в то время. Даже немногословный поэт Баратынский смеялся, читая «Повести Белкина». Их можно было назвать анекдотами XIX века, один из которых был написан с элементами фантастики («Гробовщик»). Пушкин поступил мудро, приписав авторство помещику, несильно отличающемуся от персонажей произведений. Такой ход дал ему возможность более свободно выражать свои мысли. Александр Сергеевич за подшучиванием над поведением героев сумел показать, что все, даже самые бедные и маленькие люди хотят быть счастливыми.
История создания «Гробовщика» Пушкина имеет свои особенности: в 1830 годы поэт подводил предварительный итог своей творческой деятельности. Это способствовало быстрому написанию произведений, которые стали первой законченной работой Александра Сергеевича в прозе. Пушкин своими небольшими повестями создал новое направление в отечественной литературе.
Анализ повести Пушкина Гробовщик
История создания
Гробовщик является одной из пяти «Повести Покойного Ивана Петровича Белкина». Написана она была в 1830 году 9 сентября, в период Болдинской Осени, которую считают одним из самых творческих периодов в жизни писателя. «Гробовщик» была написана первой, но при издании Пушкин поставил ее третьей по счету. Изданы произведения были анонимно. Образ гробовщика был не придуман, а взят из реальной жизни писателя. Напротив дома невесты писателя находилась лавка гробовщика Адриана.
Жанр определяется как повесть, что в современном литературоведение зовется рассказом.
Сюжет
Все начинается с того, что Адриан Прохоров вместе со своими дочерьми переезжает с Басманной улицы на Никитскую, в домик, который давно уже присматривал. На новом месте он открывает похоронную лавку, где ему помогают дочери. Позже к нему приходит познакомиться сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает его на свою серебряную свадьбу. Главный герой принимает приглашение. На следующий день Адриан вместе с дочерьми приходят в дом Шульца, куда были приглашены все его друзья немцы-ремесленники со своими супругами и подмастерья. Во время разговора, Гробовщик жалуется на то как трудно ему живется и что его дело приносит только убытки.
Гости распивают и пьют за тех, на кого работают. Адриану говорят « Пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Прохорова это очень разлило и он объявляет, что приглашает на новоселье тех, кого хоронил. Празднование закончилось, и гробовщик ушел спать. Ночью Прохорова разбудили с известиями о том, что скончалась купчиха Трюхина. Адриан наскоро оделся и приехал на место. Встретив племянника Трюхиной, герой договаривается о том, что обеспечит гроб, свечи и все необходимое, после чего уезжает.
Вернувшись домой, гробовщик чуть не упал с ног, комната была наполнена мертвецами. Адриан с ужасом узнал в них людей погребенных его стараниями. Мертвецы приняли его приглашение и поднялись на новоселье. Один из мертвецов, похороненный Адрианом самым первым, поздоровался с героем, напомнив ему о обмане (некогда гробовщик продал сосновый гроб, выдав его за дубовый) и распахнул свои костлявые объятия, но гробовщик оттолкнул его, и тот рассыпался. Мертвецы пришли в негодование, Прохоров уже ждал смерти, как свет солнца разбудил его. Становится понятно, что это был просто сон и Трюхина жива, что очень обрадовало главного героя.
Пушкин в очередной раз напоминает об ответственности за свои поступки. Рано или поздно в любом человеке просыпается совесть. Так же как и Адриан Прохоров, на протяжении долгого времени обманывал заказчиков, брал больше денег, чем требовалось. Кошмарный сон заставил героя пересмотреть отношение к своим клиентам и живым людям.
Главные герои
Адриан Прохоров- нечестный гробовщик
Дочери гробовщика- две молодые девушки, помогающие отцу в его лавке
Готлиб Шульц- немец-сапожник, сосед Прохорова
Мертвецы- те, кого когда то похоронил Адриан
2 вариант
Основная мысль и проблема.
Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва, имена поэтому на его новоселье приходят мертвецы.
Основной мыслью произведения можно назвать стремление к духовной жизни. Адриян сам отгородил себя от людей, так они хотели жить, а он хотел их смерти и богатства. В связи с этим основной его компанией можно назвать мертвецов, однако гробовщик отвергает этих людей. Проснувшись наутро, он осознает, что перешел границу дозволенного в своем стремлении к богатству.
История гробовщика учит читателей зарабатывать честно и не использовать чужое горе. Пока человек идет по жизненному пути, он может падать, но когда падать больше некуда. Человек умирает нравственно.
Характеристики главных героев
Главным героем повести является Адриян Прохоров, который по профессии – гробовщик. В начале повести он переезжает на новое место, и его сосед, по имени Готлиб Шульц, приглашает к себе на обед. Суть произведения появляется в ночь после этого обеда. Адрияну снится, что его будят с известием о смерти богатой купчихи Трюхиной. Далее он приглашает на новоселье всех своих клиентов. То есть мертвецов. После попытки одного из них обнять Адрияна, гробовщик отталкивает его, тот падает и ломается. Это событие послужила поводом для натиска мертвецов на главного героя. После этого он просыпается. А читатели узнют, что это был лишь сон.
Как говорилось ранее Адриян Прохоров – главный герой повести. Также весомую роль в произведении имеет тоже уже названный – Готлиб Шульц.
Адриян Прохоров.
Этот герой представляется читателю, как скупой и жадный человек. Он старается из всего извлекать максимальную выгоду, даже если у его клиентов тяжелая жизненная ситуация. Адриян запрашивал очень большую цену за свои услуги. Также доказательством его скупости является ожидание смерти купчихи богатой Трюхиной. Что впоследствии сыграло с ним злую шутку.
Готлиб Шульц.
Сосед Адрияна является его противоположностью. Он работает и зарабатывает честным путем для своей жены и дочерей. Готлиб достаточно обеспеченный человек, поскольку он в состоянии пригласить несколько людей на обед. В противопоставление гробовщику он очень добр и приветлив.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Гробовщик
Популярные сегодня темы
Интернет был задуман как удобное и доступное средство связи. С развитием техники он занял главенствующую роль в жизни людей. Как взрослые, так и дети проводят в сетевых ресурсах
Чинк жил в Йеллоустонском заповеднике. Неугомонный щенок целыми днями преследовал фургоны, всадников, сусликов. Он считал себя взрослым.
Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» представлены приключения молодого мужчины Григория Печорина. Он был богат и жаден на приключения, не боялся рисковать жизнью, играл с судьбами людей. По мере повествования
Мне кажется, жизнь всегда ставит перед нами выбор, и именно этот регулярный выбор определяет человека, и он непрестанно решает каким быть, каким образом действовать. Быть может, незначительные детали кажутся чем-то малосущественным
«Гробовщик» — краткое содержание повести А.С. Пушкина
Краткое содержание «Гробовщик» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Гробовщик
Число страниц: 9. Пушкин Александр Сергеевич. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Издательство «Литера». 2017 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1830 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Рассуждение
Данная повесть отличается своеобразностью. Автор поднимает тему смерти, о которой задумывается каждый человек. Главный герой Александра Сергеевича постоянно сталкивается со смертью в разных проявлениях. Если человек начинается смеяться перед смертью, это говорит о том, что его психика пытается защитить себя от неизвестности. Сначала произведения поднимается тема: каково человеку, который постоянно наблюдает старуху с косой? Как этот факт может изменить индивида? Адриян отличается угрюмостью и задумчивостью по той причине, что в его гостиной и кухне стоят гробы?
Читая произведение, можно заметить следующую проблему. Гость на свадьбе предлагает выпить за здоровье покойных. Ведь человек, изготовляющий гробы, живет за счет покойников. Тут возникает вопрос: «Радуют ли его смерти других людей?» Ведь их деньги составляют бюджет работника. По сути наживается на смертях. Гробовщик очень благодарен людям, которые его «содержат». Он решает созвать их на пир. Покойники решают прийти к Адрияну во сне. У гробовщика от этого факта подкашиваются ноги. Наступает крайняя точка потрясения: Адриян встречается со своим первым мертвецом, которым был сержант в отставке Курилкин. Даже здесь не обошлось без обмана. Адриян продал сосновый гроб вместо дубового. Как надо потрясти человека, чтобы он перестал наживаться через обман, причем на чужом горе.
Гробовщиком является Адриян. Он главный герой, человек, который всё делает нечестно. Нагло наживается на чужом горе и боли. Берет лишние деньги, бессовестно обманывает. По этой причине живет в постоянном напряжении и беспокойстве. Из-за его грешков во сны постоянно являются покойники. Он опасается, что где-то могут позвать другого гробовщика. Герой очень боится потерять свою прибыль. Готов говорить что угодно, лишь бы ему больше заплатили. Он может обещать, что лишнего не возьмет. Однако, это неправда.
Будочник Юрко и покойник Курилкин пытаются пробудить совести героя и донести до него, что он поступает неправильно и подло.
Данная повесть делится на две части. Первая сообщает о переезде Адрияна и знакомства с жителями деревни. Всё дошло до того, что все хорошо напились и начали выпивать за здоровье своих клиентов.
Вторая часть повествует о снах Адрияна. Покойники приходят к нему и хотят отомстить, однако, герой просыпается. Во сне он испытывал сильнейшее потрясение, но после пробуждения всё забывает благополучным образом. Для героя чуждо такое понятие, как честность. Он заботится только о том, как больше заработать и не важно каким образом.
Другие сочинения: ← Анализ повести Выстрел↑ ПушкинЛюбовная лирика Пушкина →
Главные герои
Адриан Прохоров – гробовщик, неприветливый, угрюмый мужчина преклонных лет.
Готлиб Шульц – сосед Адриана, ремесленник, весёлый и общительный немец.
Дочери Прохорова – молодые девушки на выданье, его помощницы в похоронной лавке.
Мертвецы – бывшие клиенты Прохорова, при обслуживании которых он не всегда был честен.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Композиция:
Рассказ условно можно разделить на две части: мир реальный и мир потусторонний. В первой части автор описал о переезде гробовщика, о знакомстве с соседом и праздновании свадьбы. Во второй – сон Адрияна о смерти купчихи Трюхиной. После погребения он возвращается домой и застает у себя мертвецов, которые были его клиентами.
Экспозиция – переезд Адрияна Прохорова
Развитие действия – обед у соседа Готлиба Шульца, сон гробовщика
Кульминация – нападение мертвецов
Развязка – конец сна Адрияна, его пробуждение
Композиция – кольцевая: начало и конец рассказа повествуют нам о домашних хлопотах. Все забыли о мистических предупреждениях.
Сюжет
Гробовщик Адриан Прохоров, скопив денег, переехал с двумя дочерьми с Басманной улицы на Никитскую в домик, который давно уже присмотрел для себя. Однако он не почувствовал радости, так как по природе своей обладал мрачным, подозрительным нравом, и его пугала новизна.
На новом месте Прохоров открыл похоронную лавку, и дочери принялись обустраивать её. Вскоре к нему пожаловал сосед немец из дома напротив, сапожник по имени Готлиб Шульц. Он пригласил Адриана с дочерьми в гости по случаю празднования своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, гробовщик предложил соседу чаю, они разговорились и быстро нашли общий язык.
На следующий день Прохоров с дочерьми переступили порог Шульца, в доме которого собрались все его друзья – немцы-ремесленники с супругами. Первым тостом хозяин провозгласил здоровье своей любимой жены Луизы, и началось застолье. С каждым бокалом выпитого вина и пива гости становились всё более разговорчивыми, раскрепощёнными. Дошло до того, что один из гостей предложил присутствующим выпить за здоровье своих клиентов. Гости принялись друг другу кланяться, поскольку все пользовались услугами друг друга: портного, булочника, сапожника… Когда Адриану предложили выпить за здоровье своих мертвецов, он очень обиделся. Он решил, что на своё новоселье пригласит только тех, на кого он работает.
Прохоров никак не мог прийти в себя: ему всё казалось, что это была насмешка над его ремеслом, которое было ничуть не хуже других. Придя домой, он уснул, но вскоре его разбудили, чтобы подготовить похороны богатой купчихи.
Вернувшись домой поздно ночью, он заметил у калитки мужчину, который намеревался войти в дом. Поначалу он подумал, что это вор, но лицо его показалось знакомым, и он предложил мужчине войти. Дом был полон людей, в которых Адриан с ужасом узнал мертвецов – своих бывших клиентов. Покойники были рады видеть гробовщика, и один из них даже хотел обнять его. Прохоров оттолкнул от себя скелет, и тот рассыпался. Тогда возмущённые мертвецы принялись укорять его. Они обступали его со всех сторон, припоминая, как гробовщик наживался на их похоронах. В страхе Адриан упал и лишился чувств.
Утром, открыв глаза, Прохоров стал вспоминать минувшие события. Служанка успокоила его, сказав, что в дом никто не приходил, и хозяин всю ночь спал беспробудным сном. Тут только Адриан понял, что вся история с мертвецами ему приснилась, и с облегчением вздохнул.
Вариант 2
Данная повесть является первой из цикла пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных Александром Сергеевичем Пушкиным осенью 1830, проведенной в его поместье в Большом Болдино. Главный герой, а точнее его образец, однако, был найден писателем в Москве. Им послужил некий гробовщик Адриан, державший свою лавку напротив дома невесты Пушкина на Большой Никитской.
Как и все остальные «Повести Белкина», «Гробовщика» отличает его реализм, свойственный для выбранного жанра, поскольку именно это отличает повести – возможность реального существования событий и последовательность их изложения.
Начинается произведение с описания быта гробовщика по имени Адриана Прохоров, который переезжает с одной улицы на другую, открывая там свою лавку. Там он знакомится со своими новыми соседями, семьей сапожника Готлиба Шульца, который почти сразу приглашает героя прийти на небольшое празднование. Там, порядочно выпив, участники начинают пить «за здоровье» своих клиентов, что вызывает у гробовщика Адриана злобу и неприязнь, но он говорит, что готов устроить такую же пирушку своим клиентам.
С возращением Адриана домой и последующим сном начинается вторая условная часть, на которую разделяется произведение. Сначала ему снятся похороны купчихи, семью которых он хотел «обслужить» еще давно. После этого он возвращается домой, и там его встречают обманутые им мертвецы и, после кульминации с пиром мертвых, герой мгновенно просыпается. Герой возвращается к домашним хлопотам, закольцовывая сюжет: быт-пир-сон-быт. Однако, это не только сюжетный приём, но и дань моде, поскольку произведения с сюжетом, построенным на реалистичном описании жутких событий, неожиданно оказывающихся сном, были довольно популярны в литературе 19-ого века.
Основная проблематика произведения раскрывается как раз через реплику пьяных «профессионалов» на пирушке у Шульца, и через реплики уже на пирушке мертвецов. Пушкин ставит вопрос – как изменится человек, который по своей профессии не только постоянно следует за смертью, но еще и наживается на ней?
Особенно сильно и показательно для нас жажда наживы проявляется в повести на сюжетной линии первого клиента Адриана – сержанта гвардии Курилкина, который предстаёт перед нами в виде скелета. Так же как и других своих клиентов, гробовщик обманул его, продав ему вместо дубового гроба более дешевый сосновый. После подобного нам даже не удивительна «охота» гробовщика за купчихой, смерти которой Адриан выжидает с самого начала произведения. Кольцевая же композиция как бы намекает нам, что никакие жуткие сны не изменят циничной натуры Адриана.
Толкование непонятных слов
Дроги – погребальная повозка, колесница для перевозки умерших.
Лачужка – бедная хижина, небольшой и дряхлый дом.
Кивот – особый украшенный шкафчик или застеклённая полка для икон.
Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща, ниспадающего до земли, носимая поверх другого платья.
Чепец – женский головной убор.
Купчиха – жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.
Самовар – металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.
Жанр, направление
Жанр данного произведения определяется как повесть, то есть средний жанр, где повествование хроникально, а события даны в их естественной последовательности.
Стоит отметить, однако, что по утверждению Б. Эйхенбаума, в «Гробовщике» наблюдается игра с фабулой при помощи ложного движения: развязка возвращает читателя к тому моменту, с которого началась фабула, и уничтожает ее, превращая рассказ в пародию.
Направление «Повестей Белкина» в целом определяется как реализм. В них изображены житейские ситуации, которые могли произойти в реальной жизни.
Повесть «Гробовщик» рассказана приказчиком Б. В. Произведение повествует о жизни гробовщика Адрияна Прохорова. Сама история напоминает собой шутку или анекдот.
Изначально автор описывает нам быт гробовщика, говорит о том, что герой запрашивал большую цену за свои услуги. Мы видим, что Адриян Прохоров довольно скупой человек, так как он все ожидает смерти старой купчихи Трюхиной, чтобы «выместить убыток» от пополнения запасов гробовых костюмов на ней. К гробовщику заходит познакомиться его сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает героя по-приятельски отобедать у себя дома. В ходе разговора о прибыли Адриян жалуется на то, какая тяжелая жизнь у гробовщиков, и что это ремесло приносит одни убытки (что, как мы уже убедились, не совсем верно).
Основные события разворачиваются в ночь после ужина. Это страшный сон гробовщика, в котором герой приглашает мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье. Чем-то это напоминает поминовение усопших, когда поужинать приглашаются умершие предки семьи. Вспомним также мотив страшного сна в поэме В. А. Жуковского «Светлана», где появляется образ мертвеца-жениха. Итог таких сновидений один – все оказывается мороком, наваждением. Но так ли все просто на самом деле в «Гробовщике»? Этот сон никак не провозглашается, то есть поначалу создается впечатление, что все происходит наяву. Переход от правдоподобного действия в мир снов никак не отмечается; напротив – он тщательно скрыт в повести от читателя. Сновидение вводится словами: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили». Покойники, приглашенные Адрияном Прохоровым наяву, приходят к герою на новоселье, и лишь утром все возвращается на круги своя, и мы понимаем, что видели сновидение.
Купчиха Трюхина является, с точки зрения исследователя В. Узина, своеобразной «пиковой дамой» Прохорова. Она исполняет желание гробовщика, позволяя ему нажиться на ее смерти, однако все это оборачивается настоящим ужасом, когда на него наступают мертвецы, возмущенные тем, что Адриян нечаянно погубил их товарища; и гробовщик наутро радуется, что Трюхина не умерла.
Все грехи и ляпы в повести Гробовщик
Последние пожитки гробовщика Адриана Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом.
1. И с первых же строчек произведения, повесть упорно нам говорит, что именно ПОСЛЕДНИЕ пожитки были направлены на обыкновенную повозку, когда гробовщик без проблем переезжал в другое место уже в четвёртый раз!
Заперев лавку, прибил он к воротам объявление о том, что дом продается и отдается внаймы,
2. Прибитое объявление к воротам противоречит само себе: так всё-таки данный дом продаётся или отдаётся внаймы?
Приближаясь к желтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму,
3. Ничего себе – только что повесть нам говорит, что на последние деньги гробовщик приобрёл катафалк и тут же автор переобувается и говорит что гробовщик, потратил приличную сумму денег на новый дом. Но если это и правда так, то это горе-гробовщик, который не может элементарно рассчитать и привести в порядок свою домашнюю бухгалтерию. Купить дом значит для него без проблем, а повозку уже с трудом?
старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось.
4. А повесть объяснит нам ПОЧЕМУ у старого гробовщика была такое чувство, ведь он должен испытывать прямо противоположное? Так как до этого повесть нам говорила, что этот новый жёлтый домик давно соблазнял его воображение.
Переступив за незнакомый порог и нашед в новом своем жилище суматоху
5. Какой ещё незнакомый порог и суматоха? Гробовщик что никогда ни разу не был в этом доме, прежде чем приобрести его, тем более за порядочную сумму, о которой говорит нам повесть? У гробовщика вообще с головой всё в порядке?
он вздохнул о ветхой лачужке, где в течение осьмнадцати лет всё было заведено самым строгим порядком;
6. Ну и какие проблемы, наведи такой же порядок и на новом месте, ты ведь уже в четвертый раз переезжаешь, неужели в предыдущие три раза в новых домах был идеальный порядок?
стал бранить обеих своих дочерей и работницу за их медленность и сам принялся им помогать.
7. В первую очередь ты себя должен бранить за свою тупость, безалаберность и халатность в отношении принятых тобой таких стратегических решений (порой, скорее всего, необдуманных).
Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного Амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые».
8. Т.е. повесть говорит нам, что гробовщик настолько увлёкся своей работой и потерял все правила морали, совести и приличия, что аж гробы отдавал напрокат (хотя бизнес есть бизнес, ничего личного), что напрочь забыл про элементарную домашнюю бухгалтерию и именно на последние пожитки приобрёл катафалк? Как такое возможно друзья мои, если чуть ли не один гроб мог продать как минимум от 2х раз, но никак не может позаботиться о простом транспортном средстве, который и должен возить эти гробы?
Просвещенный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми, дабы сей противоположностию сильнее поразить наше воображение.
9. Я бы сказал это ОООЧЕНЬ сильно может поразить наше воображение, поскольку гробокопатели не могут быть людьми веселыми и шутливыми (не все скажем так): ты попробуй собственноручно выкопать гроб из мёрзлой земли, пусть даже за большие деньги, а потом от души поржать над тем, что ты сделал. Это же чистый вандализм и отсутствие каких-либо «берегов» у человека!
Из уважения к истине мы не можем следовать их примеру и принуждены признаться, что нрав нашего гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу.
10. Почему ремесло гробовщика обязательно должно быть мрачным? А чьё тогда ремесло не мрачное?
Адриан Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив. Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих, или чтоб запрашивать за свои произведения преувеличенную цену у тех, которые имели несчастие (а иногда и удовольствие) в них нуждаться.
11. Автор повести прям на ходу переобувается и тут же говорит нам, что ремесло Адриана Прохорова (гробовщика) не такое уж и мрачное.
Итак, Адриан, сидя под окном и выпивая седьмую чашку чаю, по своему обыкновению был погружен в печальные размышления. Он думал о проливном дожде, который, за неделю тому назад, встретил у самой заставы похороны отставного бригадира.
12. Да что за ид**от этот гробовщик, не ту думу он думает! Лучше бы он думал, как бы ему не пришлось покупать второй катафалк, чтобы возить «клиентов».
Многие мантии от того сузились, многие шляпы покоробились.
13. Если Адриан Прохоров гробы отдавал на прокат, значит шляпы тоже были ходовым товаром и пользовались не меньшим спросом чем деревянные ящики? Отсюда вывод: если многие (или немногие) возвращённые шляпы коробились, то наверно можно и нужно было догадаться заключать со своими клиентами мааааленький «договорчик», согласно которому ВСЕ возвращённые вещи возвращались в первозданном виде, либо возвращалась сумма порченного товара, ну или хотя бы брался бы штраф за порчу имущества. А то так действительно не напасёшься ни на катафалк, ни на жизнь…
Он предвидел неминуемые расходы, ибо давний запас гробовых нарядов приходил у него в жалкое состояние. Он надеялся выместить убыток на старой купчихе Трюхиной, которая уже около года находилась при смерти.
14. Может Адриану Прохорову стоило надеяться только на себя и свою хотя бы вовремя включённую голову, а не расположение звёзд на небе в его пользу?
Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком.
15. Наверно Адриану Прохорову стоило предвидеть и ТАКОЙ момент, что они, в самом деле, могут найти другого подрядчика, а не его? И в таком случае «забросать» своих коллег чёрным пиаром и/или делать какие-то другие вещи для уничтожения конкуренции между ними и создания монополии для себя в этой отрасли хотя бы на своей территории, нет?
Сии размышления были прерваны нечаянно тремя франмасонскими ударами в дверь. «Кто там?» — спросил гробовщик. Дверь отворилась, и человек, в котором с первого взгляду можно было узнать немца ремесленника, вошел в комнату и с веселым видом приближился к гробовщику.
16. Интересно, что за такие отличительные черты были в человеке, что по нему с первого взгляда можно было сказать, что он точно немец ремесленник?
«Извините, любезный сосед, — сказал он тем русским наречием, которое мы без смеха доныне слышать не можем, — извините, что я вам помешал. я желал поскорее с вами познакомиться.
17. Если этот немец ремесленник так желал поскорее с ним познакомиться, почему он тогда не пришёл к нему прямо в самом начале, когда Адриан Прохоров только вступил на порог своего нового дома? Зачем надо было ждать какое-то время, когда последний приберётся в доме, станет пить седьмую кружку чая?
Я сапожник, имя мое Готлиб Шульц, и живу от вас через улицу, в этом домике, что против ваших окошек.
18. Ага, а зачем Адриану Прохорову знать ЭТУ информацию: кто ты, что ты и где ты живёшь?
Завтра праздную мою серебряную свадьбу, и я прошу вас и ваших дочек отобедать у меня по-приятельски».
19. А откуда ты немец ремесленник узнал, что у Адриана Прохорова есть дочки, что как минимум две, если ты только сейчас собрался знакомиться с ним и его семьёй? Ты что следил за ними? А если не следил и знал до этого он гробовщик и желал с ним скорее познакомиться, почему ты этого не сделал ещё ДО того как повесть вообще началась?
Приглашение было благосклонно принято. Гробовщик просил сапожника садиться и выкушать чашку чаю, и, благодаря открытому нраву Готлиба Шульца, вскоре они разговорились дружелюбно. «Каково торгует ваша милость?» — спросил Адриан.
20. Что за д*бильный вопрос бл*дь, сколько скажет, столько и будешь платить, ты же сам торгаш Адриан?!
Э-хе-хе, — отвечал Шульц, — и так и сяк. Пожаловаться не могу. Хоть конечно мой товар не то, что ваш: живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не живет». — «Сущая правда, — заметил Адриан; — однако ж, если живому не на что купить сапог, то, не прогневайся, ходит он и босой; а нищий мертвец и даром берет себе гроб».
21. Ага – а богатый мертвец значит не даром берёт себе гроб, так что ли?
Тесная квартирка сапожника была наполнена гостями, большею частию немцами ремесленниками, с их женами и подмастерьями.
22. Ничего себе, хотел бы я посмотреть на эту «тесную» квартирку, в которой умещаются СТОЛЬКО людей!
Из русских чиновников был один будочник, чухонец Юрко, умевший приобрести, несмотря на свое смиренное звание, особенную благосклонность хозяина.
23. Ну а почему обыкновенный, скажем так, сторож, несмотря на своё смиренное звание, не может приобрести чью-либо благосклонность?
Пожар двенадцатого года, уничтожив первопрестольную столицу, истребил и его желтую будку. Но тотчас, по изгнании врага, на ее месте явилась новая, серенькая с белыми колонками дорического ордена, и Юрко стал опять расхаживать около нее с секирой и в броне сермяжной.
24. Этому Юрко ещё повезло, что никакой другой человек не занял этот пост, после пожара первопрестольной столицы. А то бы не расхаживать ему с секирой и в броне сермяжной.
Он был знаком большей части немцев, живущих около Никитских ворот: иным из них случалось даже ночевать у Юрки с воскресенья на понедельник. Адриан тотчас познакомился с ним, как с человеком, в котором рано или поздно может случиться иметь нужду
25. Странная конечно логика у нашего Адриана Прохорова, знакомиться с нужными людьми прям на ходу, но не может позаботиться об обыкновенной повозке, наполненной его «клиентами»!?
Пиво лилось. Юрко ел за четверых; Адриан ему не уступал; дочери его чинились; разговор на немецком языке час от часу делался шумнее. Вдруг хозяин потребовал внимания и, откупоривая засмоленную бутылку, громко произнес по-русски: «За здоровье моей доброй Луизы!» Полушампанское запенилось. Хозяин нежно поцеловал свежее лицо сорокалетней своей подруги,
26. Свежее лицо значит, после многочасовой попойки? Здесь может быть только одно объяснение, его Луиза вообще к алкоголю не притрагивалась!?
и гости шумно выпили здоровье доброй Луизы. «За здоровье любезных гостей моих!» — провозгласил хозяин, откупоривая вторую бутылку — и гости благодарили его, осушая вновь свои рюмки. Тут начали здоровья следовать одно за другим: пили здоровье каждого гостя особливо, пили здоровье Москвы и целой дюжины германских городков, пили здоровье всех цехов вообще и каждого в особенности, пили здоровье мастеров и подмастерьев. Адриан пил с усердием и до того развеселился, что сам предложил какой-то шутливый тост.
27. Это конечно парадокс – гробить своё здоровье, и говорить что ЭТО во благо другого человека! Это просто нонсенс! Нет?
Юрко, посреди сих взаимных поклонов, закричал, обратясь к своему соседу: «Что же? пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов».
28. Почему это они ЕГО мертвецы, вообще то работа гробовщика – это обслуживание живых людей за определённое материальное вознаграждение. Это СМЫСЛ работы заключается в том, чтобы как можно более грамотно подойти к проблемному вопросу. Но конкретное обслуживание идёт всё-таки с живыми людьми, а не с мёртвыми.
Все захохотали, но гробовщик почел себя обиженным и нахмурился.
29. Похоже гробовщик либо очень серьёзно относился к своей работе (что аж забыл про катафалк!). Либо просто не мог дать элементарной «сдачи» и вырулить ситуацию в свою пользу (недостаток лексикона разумеется!).
Гробовщик пришел домой пьян и сердит.
«Что ж это, в самом деле, — рассуждал он вслух, — чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? чему смеются басурмане? разве гробовщик гаер святочный? Хотелось бы мне позвать их на новоселье, задать им пир горой: ин не бывать же тому! А созову я тех, на которых работаю: мертвецов православных».
31. Уууу – по ходу и сам гробовщик не знает на кого он работает!? Ты не на мертвецов работаешь д*рак, а их проводником в мир иной, ты лишь слуга тех, кто оплачивает «музыку», тем кто отправляется в мир иной, вот в чём твоя работа Адриан Прохоров!
— «Что ты, батюшка?— сказала работница, которая в это время разувала его, — что ты это городишь? Перекрестись! Созывать мертвых на новоселие! Экая страсть!» — «Ей-богу, созову, — продолжал Адриан, — и на завтрашний же день.
32. Дааа?! Гробовщик собрался проводить обряды воскрешения всех умерших в его «смену»?
Милости просим, мои благодетели, завтра вечером у меня попировать; угощу, чем бог послал».
33. Вот д*бил – твои благодетели НЕ мёртвые, а живые! Если ты сам говоришь БЛАГОДЕТЕЛИ, т.е. делают благо! Как мёртвый может делать благо?!
На дворе было еще темно, как Адриана разбудили. Купчиха Трюхина скончалась в эту самую ночь, и нарочный от ее приказчика прискакал к Адриану верхом с этим известием. Гробовщик дал ему за то гривенник на водку, оделся наскоро, взял извозчика и поехал на Разгуляй. У ворот покойницы уже стояла полиция и расхаживали купцы, как вороны, почуя мертвое тело. Покойница лежала на столе, желтая как воск, но еще не обезображенная тлением.
Адриан подошел к племяннику Трюхиной, молодому купчику в модном сюртуке, объявляя ему, что гроб, свечи, покров и другие похоронные принадлежности тотчас будут ему доставлены во всей исправности. Наследник благодарил его рассеянно, сказав, что о цене он не торгуется, а во всем полагается на его совесть.
35. Совесть у гробовщиков? Он что серьёзно думает, что у человека, который без проблем сдаёт гробы в аренду и использует один и тот же гроб несколько раз, есть совесть?
Гробовщик, по обыкновению своему, побожился, что лишнего не возьмет;
36. Ну конечно, конечно, ни о чём не беспокойтесь голубчик, всё будет втридорога впарено в цену, но ты об этом не узнаешь!
Целый день разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру всё сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика. Гробовщик подходил уже к своему дому, как вдруг показалось ему, что кто-то подошел к его воротам, отворил калитку и в нее скрылся. Калитка была отперта, он пошел на лестницу, и тот за ним. Адриану показалось, что по комнатам его ходят люди. «Что за дьявольщина!»—подумал он и спешил войти. тут ноги его подкосились. Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы. Адриан с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя.
37. Даа друзья мои – мысль материальна, не правда ли?
«Видишь ли, Прохоров, — сказал бригадир от имени всей честной компании, — все мы поднялись на твое приглашение;
38. Какое ещё приглашение? Он вас не приглашал никогда!
остались дома только те, которым уже невмочь, которые совсем развалились, да у кого остались одни кости без кожи,
39. Во-первых как кто-то мог остаться в каком-то там доме – у мёртвых дом называется гробом, который находится чёрт знает в какой земле, и чёрт знает на каком расстоянии от поверхности? Во-вторых, откуда этот «бригадир» знает, кто именно смог прийти и кто нет, да ещё и указывать конкретную причину, почему они не пришли?
но и тут один не утерпел — так хотелось ему побывать у тебя. » В эту минуту маленький скелет продрался сквозь толпу и приближился к Адриану. Череп его ласково улыбался гробовщику.
40. Как череп может вообще улыбаться, через какое место?
«Ты не узнал меня, Прохоров, — сказал скелет.
41. Нет бл*ть гробовщик должен знать скелеты всех людей, с которыми он так или иначе пересекается по жизни.
— Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому, в 1799 году, ты продал первый свой гроб — и еще сосновый за дубовый?»
42. Ты то бл*ть откуда знаешь это был первый его гроб? Ты что видел его расходные накладные на этот гроб или его документы на право предпринимательской деятельности? Во-вторых откуда какой-то труп знает что гробовщик продал дубовый гроб, а не сосновый, в загробном мире что, тоже проводят экспертизы древесины, в которых хоронят людей? Типа если сосновый гроб, то у тебя в загробной жизни в номере кровать и телевизор, а если дубовый то ещё и кондиционер, и хороший вид из окна, так что ли?
С сим словом мертвец простер ему костяные объятия — но Адриан, собравшись с силами, закричал и оттолкнул его. Петр Петрович пошатнулся, упал и весь рассыпался. Между мертвецами поднялся ропот негодования; все вступились за честь своего товарища, пристали к Адриану с бранью и угрозами,
43. Угрозами? Интересно чем это они могли ему угрожать?
и бедный хозяин, оглушенный их криком
44. Оглушённый криком? У мертвецов крик, что больше чем у реактивного самолёта?
Солнце давно уже освещало постелю, на которой лежал гробовщик. Наконец открыл он глаза и увидел пред собою работницу, раздувающую самовар. Он молча ожидал, чтоб работница начала с ним разговор и объявила о последствиях ночных приключений.
— Как ты заспался, батюшка, Адриан Прохорович, — сказала Аксинья, подавая ему халат.— К тебе заходил сосед портной, и здешний будочник забегал с объявлением, что сегодня частный именинник, да ты изволил почивать, и мы не хотели тебя разбудить.
— А приходили ко мне от покойницы Трюхиной?
— Покойницы? Да разве она умерла?
— Эка дура! Да не ты ли пособляла мне вчера улаживать ее похороны?
— Что ты, батюшка? не с ума ли спятил, али хмель вчерашний еще у тя не прошел? Какие были вчера похороны? Ты целый день пировал у немца, воротился пьян, завалился в постелю, да и спал до сего часа, как уж к обедне отблаговестили.
— Ой ли! — сказал обрадованный гробовщик.
— Вестимо так, — отвечала работница.
— Ну, коли так, давай скорее чаю да позови дочерей.
45. Вот друзья мои хорошие, последствия любой попойки, так можно и белочку схлопотать, нет?
Количество грехов в повести 47.
Все грехи притянуты за уши и не имеют под собой никакого логического объяснения.
Если в повести много грехов это не значит что повесть плохая.
Материал подготовлен и опубликован исключительно в развлекательных целях.