понятие жизни в науке и философии

Научная электронная библиотека

понятие жизни в науке и философии. Смотреть фото понятие жизни в науке и философии. Смотреть картинку понятие жизни в науке и философии. Картинка про понятие жизни в науке и философии. Фото понятие жизни в науке и философии

Понятие жизнь. Смысл жизни и смерти. Свобода и счастье.

Что есть жизнь? Жизнь – это активная форма существования материи. Долгое время в философии доминировала дефиниция Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Интересно определение отечественного кибернетика, профессора А. А. Ляпунова: жизнь – это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

В настоящее время установлено, что неживая и живая материи едины. Это единство состоит в том, что все неживые вещи и живые и тела состоят из одних и тех же атомов химических элементов. Кроме того, все виды неживой и живой природы подчиняются единому закону сохранения вещества и энергии. Живое вещество получает энергию из неживой природы.

Жизнь на Земле возникла 4. 5 млрд. лет назад, неживая материя породила живую. Теория панспермии утверждает, что жизнь была занесена на Землю из космоса. По мнению А. И. Опарина (1923), разнообразие находившихся в океанах простых соединений, площадь поверхности Земли, доступность энергии и масштабы времени позволяют предположить, что жизнь возникла в океанах, там постепенно накопились органические вещества и образовался, так называемый, «первичный бульон».

Для всякого живого существа характерна «триада жизни»: вещество, энергия, информация. Белок один из необходимых составляющих жизни.

Человек есть высший продукт материи.

Еще с древности мудрецы пытались понять проблемы происхождения и сущности человека. Первый философ Гомер отметит, что человек порожден Океаном. Сейчас существует множество теорий происхождения человека, их можно разделить на 5 групп:

1 – Божественная: «сотворил Бог человека по своему образу и подобию». Теория излагается наиболее подробно в «Библии» и «Коране».

2 – Эволюционизм. Теория Ч. Дарвина (1809 – 1982), изложенная в работе «Происхождения видов» (1859). Через изменчивость, наследственность и естественный отбор человек произошел от обезьяноподобных предков.

3 – «Мутационная теория развития» («теория биологического скачка») Хуго де Фриза (30 гг. ХХ века). По его мнению, возникновение человека связано с мутационными изменениями в геноме. «Скачок» носит случайный характер.

4. – «Теория палеоконтакта», одна из самых спорных. Её сторонники утверждают, что человек – это существо, которое трансмутировало в результате «инопланетного вторжения высшего разума» приблизительно 40 – 40 тыс. лет назад, т. е. в эпоху палеолита.

5. – «Синтетическая теория», которая предполагает, что человек есть результат эволюции, но Душу в него вдохнул Бог.

Теория эволюционизма в большей степени выражает достижения материалистической науки. Развитие современной теории молекулярной биологии позволило ученым аккумулировать достаточный естественнонаучный материал для философского осмысления многообразных видов проявления жизни нашей на планете. Кроме того, открытия в биохимии, биофизике, нанотехнологии, предполагают кибернетическую картину существования и воспроизведения сложных управляемых систем в технике и живой природе, постепенно формируется иная научная картина жизни, которая способна допустить существование иных форм жизни на небелковой основе.

Но человек не просто живёт, он пытается осознать смысл своей жизни.

Проблема смысла жизни в философии рассматривается в нескольких аспектах: 1) объективистский подход (Спиноза, Гегель и др. ), он связан с христианской традицией, где человек подчинен судьбе, предписанной ему свыше; 2) субъективистский. В основе его творческая самостоятельность и активность человека.

В проблеме смысла жизни подходят с трех измерений: 1 – все живое во Вселенной имеет право на жизнь в силу своего факта рождения, 2 – жизнь конечна; 3 – поиск бессмертия.

Главный вопрос человеческого существование: в чем смысл жизни? Существует множество концепций смысла жизни, но все они сводятся к одному – смысл жизни в возможности реализовать себя как личность, найти в себе гармонию. Совершенствуя себя, личность совершенствует окружающий мир. Так само понятие «жизнь» обретает ценность, т. е. смысл жизни в самой жизни. Нередко путают смысл жизни и цель жизни, смысл жизни он состоит из целей жизни, которые актуальны в тот или иной период существование человека. Смысл жизни не должен быть зациклен на цели жизни, иначе жизнь человека потеряет смысложизненный ориентир. Смысл жизни – это смысл созидания, самосовершенствования.

Жить, что был смысл. Для чего мы живем? Смысл жизни – это всегда перспективы, будущее в настоящем.

Однако в философии существуют концепции отрицающие смысл жизни. У Ницше мы читаем: «Жить надо так, чтобы не было в жизни смысла – вот, что есть смысл жизни». Его идеи разделяли А. Шопенгауэр, А. Камю и др. Русский философ Введенский выносит смысл жизни за пределы самой жизни: «У жизни нет смысла, а если он есть, то за пределами жизни». Но может ли человек жить, зная, что его жизнь бессмысленна? Известно, что главная причина самоубийств по А. Камю – потеря смысла жизни. Смысл – это основа бытия человека, смысл жизни в самой жизни в реализации ее возможностей.

Врач, психиатр и философ Элизабет Кюблер – Росс описала 5 стадий умирания (смертельно больного человека): отрицание, гнев, попытка торговаться, депрессия, принятие.

Смертность человека порождает идею бессмертия. Одни призывали к «телесному продолжение жизни» после смерти, личному бессмертию (даосизм, учение Н. Ф. Фёдорова). Или существования после смерти некой психической сущности (Души), которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом. Платон впервые обосновывает эту мысль в диалоге «Фидон» (учение о «бессмертие Души»). Затем идея переходит в христианство – бессмертие Души и существование ее в ином мире. Идея бессмертия (реинкарнации) доминирует в индийских религиозно – философских системах, буддизме, т. е. перерождение живущих на этой Земле душ индивидов в будущие человеческие или иные живые формы. Еще одна теория: осуществление природно – биологической бесконечности человека через потомство (биогенетическое бессмертие). А так же, включение в вечный круговорот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физическо – химическое бессмертие). Может быть бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества индивида на умы, поступки, деятельность последующих поколений (социокультурное бессмертие) или проявить себя как историческая личность (историческое бессмертие)?

Русский философ Н. Н. Страхов в работе «Значение смерти» писал: «Смерть – это финал оперы, которая не может длится без конца. В этом ее гармония и красота. Если бы какой – нибудь организм бы совершенствовался без конца, то он никогда бы не достиг зрелого возраста и полного раскрытия своих сил, он постоянно бы был подростком, существом, которое постоянно растет и которому никогда не суждено вырасти». Бесконечная продолжительность жизни отдельно взятого человеческого организма закрыла бы возможность для продолжения и отбора новых форм эволюционного развития.

Но человек ищет бессмертия в продолжении рода, в своих детях, в научном и художественном творчестве.

«Есть только явь и свет,

Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.

Мы все уже на берегу морском,

И я из тех, кто выбирает сети,

Когда идет бессмертье косяком»

Сейчас очень популярны не религиозные концепции бессмертия. Это так называемая «Жизнь после смерти» (автор врач – философ Р. Моуди). После смерти, по его мнению, человек, его духовная сущность становится «чистым сознанием».

Кроме того, проблема сейчас ставится еще глубже: А есть ли жизни до жизни?

Реализовать свои жизненные ориентиры человек может, только будучи свободным. Главной ценностью общества и личности является свобода. Если в античности главное – выбор своей судьбы, независимость, в средневековье – это свобода от греха. Б. Спиноза понимал свободу как «вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой», т. е. свобода не зависит от стремлений человека удовлетворять свои потребности, смысл ее в нейтрализации вредного и использовании полезного. Свобода каждого имеет свои границы в свободе других, зависит от особенностей исторической эпохи и условий жизни, следовательно, свобода всегда социальна. Свобода связана с категорией необходимость, это связь между деятельностью людей и объективными законами общества, т. е. свобода – это «осознанная необходимость», чем более осознанно человек постигает законы бытия, тем более осознанной и свободной становится его деятельность. Кант указывает: «Ты можешь, ибо ты должен». Абсолютной свободы быть не может, т. к. желание одного индивида часто вступают в противоречия с другим индивидом и объективными законами мира (хочу жить вечно. ).

Кроме того, желание свободы и ее получение – это особая проблема. Свобода – это ответственность, это бремя, вот почему часто обретенная свобода становится кошмаром. После реформы 1861 года (отмены крепостного права) Н. Некрасов напишет: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Артур Шопенгауэр ставит вопрос: «Свободен ли тот, что свободен?». Гете: «Свободен только первый шаг, но мы рабы другого». В экзистенциализме свобода – это сущность человека: «Человек или свободен, или его нет» (Сартр), свобода для человека – это рок «дыра в бытии».

Важная составляющая человеческого бытия, смысла его существования – это счастье.

Одни говорят, что страсти,

Карты, вино, увлеченье. –

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти

В глазах секретарш влюбленных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье

Это большое участье

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Но мненью четвертых это –

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться

Еще есть такое мненье,

Что счастье – это горенье,

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья полета.

А счастье, по – моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

в зависимости от человека.

В эвдемонизме, счастье – это мотив всех человеческих целей и устремлений.

Счастье – это такое психологическое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия. Стремление к счастью – это естественное желание, определяемое природой человека. Счастье – это своего рода сплав оценки, поведения и мотива. Счастье – это личное благо, как бы оно не вбирало в себя общественные условия, счастье – это всегда личностное понимание. Однако, счастья человек может достичь, лишь уважая право на счастье других. А. Толстой писал: «Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении». Это своего рода «разумный эгоизм» Чернышевского. Кант же считал, что счастье всегда эгоистично, но при этом оно не должно объективно расходиться с нравственным законом. Аристотель абсолютизировал счастье и мораль. Античность в широком смысле слова всегда понимало счастье как наслаждение – гедонизм (учение киренаиков).

Чувство счастья зависит не от достижения или получения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Чем выше запросы (интеллект) человека, тем труднее достичь ему состояния счастья.

Чтобы быть счастливым надо иметь желание быть счастливым!

Каждый человек уникален, а его жизнь – это реализация потенциала Великой Вселенной, частицей которой он является.

Источник

Философия и науки о жизни

ЖИЗНЬ КАК ЗВЕНО В БЫТИИ МИРА

1. Философия и науки о жизни. Философский смысл понятия «жизнь».

2. Теории возникновения жизни.

3. Проблема самоценности жизни. Ценность человеческой жизни.

4. Медико-философские аспекты проблемы рождения и смерти человека.

Философия и науки о жизни

Быть для живого существа – это значит жить.

Жизнь – это понятие многозначное. О жизни принято говорить как о биологическом, космопланетарном, мистическом и культурно-историческом феномене.

Проблема жизни – это метафизическая проблема философии, поскольку затрагивает основополагающие сферы бытия: смысл жизни, ценности, цели и средства человеческого существования.

Люди с давних пор пытались постигнуть тайну жизни. Уже древние мыслители в явлениях жизни усматривали нечто существенно отличающее их от явлений неживой природы. Аристотель, наиболее полно из древнегреческих философов рассмотревший этот вопрос, считал живое существо состоящим из тела и души, материи и формы, а главным признаком жизни считал способность организма к самостоятельному движению. Эту способность к движению материальному предмету дает душа и форма, т.к. сама по себе материя неспособна к движению.

Философия обратилась к проблеме жизни в конце 19 века. Появляется направление «философия жизни», к которому относят учения Ф. Ницше, А. Бергсона, Г. Зиммеля, О. Шпенглера и др. С этого времени жизнь стала пониматься как непрерывный, творческий процесс, постижение которого должно осуществляться не в формах рационального, логико-понятийного познания, а в формах интуитивного, образно-символического понимания, чувствования.

Интерес к проблематике жизни породил множество нетрадиционных, существующих на границе науки и философии концепций. Примером может служить «торсионная модель», в основе которой лежит физическая теория торсионных полей, при помощи которой обосновывается идея единства жизнедеятельности человека и Космоса.

Среди множества современных наук приоритет в исследовании феномена жизни, бесспорно, принадлежит биологии. Биология – это наука о живом, его строении, формах активности, природных сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. В биологическом смысле жизнь – это основной признак организма.

Современная биология в основном ограничивается перечислением главных свойств и признаков живых организмов, акцентируя внимание на том, что только совокупность этих свойств и признаков может дать представление о специфике жизни.

Признаками живого являются:

— сложность и упорядоченность структуры живых организмов, существенно превышающие уровень организации в неживых системах;

— использование энергии окружающей среды для поддержания своей высокой упорядоченности;

— способность реагировать на внешние раздражения активным образом;

— постоянное изменение и усложнение структур и систем;

— способность к самовоспроизведению;

— передача потомкам наследственных признаков;

— адаптированность к среде обитания;

— способность воспринимать, накапливать, сохранять, трансформировать и передавать полученную внешнюю информацию.

Фундаментальные отличия живого от неживого рассматриваются в вещественном, структурном и функциональном плане. В вещественном плане живое отличается от неживого тем, что в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные соединения – белки и нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК). В структурном плане живое отличается тем, что имеет клеточное строение, в функциональном плане – способностью к самовоспроизведению.

В современном естествознании жизнь понимается как способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Это наиболее распространенное научное определение понятия «жизнь», хотя существуют и другие определения. Содержание этих определений зависит от теоретических и методологических подходов, которых придерживаются их авторы.

Например, с позиций синергетического подхода жизнь – это форма существования макроскопических гетерогенных открытых систем, далеких от равновесия, способных к саморегуляции и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.

Различают три уровня существования жизни: растительный, животный и человеческий. Ниже растительной жизни находится уровень существования неорганической материи, выше уровня жизни человека – уровень жизни духа, так называемая «сверхжизнь». Существование уровня «сверхжизни» ставится под сомнение современной наукой.

Но сущность жизни не исчерпывается ее биологическим содержанием. Жизнь, являясь наивысшей ступенью эволюции материи, в то же время создает предпосылку для появления мыслящей, одухотворенной материи.

Современная наука считает, что очень сложно разграничить живую и неживую материю, жизнь органическую и психическую. Науке очень много известно о видах, строении, механизмах и закономерностях существования живых организмов, но современная наука не в состоянии в лабораторных условиях создать живую клетку.

Проблема жизни, ее временные границы на Земле остается важнейшей и наиболее сложной научно-философской проблемой.

Философский смысл понятия «жизнь»

Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти смысл понятия «жизнь», определить отличия жизни от смерти, их границы. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни. Человек же обречен на мучительные пожизненные раздумья о смысле жизни или ее бессмысленности.

В философском смысле жизнь понимается как главный мотив и источник развития Мира, как жажда созерцания его человеческим мышлением, как основное содержание саморазвития и самосовершенствования человека, т.е. как осмысленная созидательная деятельность человека вообще.

В философии для понимания и определения феномена «жизнь» чаще всего пользуются сравнением и сопоставлением его с категориями «смерть», «небытие».

Смысл понятия «жизнь» в современной философии сводится к следующему: жизнь – это одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определенных условиях развития материи.

Проблема жизни в философии имеет два главных аспекта:

1. вопрос о жизни как взаимоотношении человека и космоса;

2. аксиологический (ценностный) аспект, в рамках которого осмысливаются вопросы общегуманистических и экологических ценностей, качества жизни. При этом определяются гуманные отношения в обществе, социальное равенство и близость человека к природе.

Во второй половине 20 века на основе новых естественнонаучных знаний о мере получает распространение понимание жизни как явления сугубо космического.

Большинство современных исследователей за исходную формулу жизни принимают старую идею о жизни как уникальной форме существования материи, как особом способе ее движения (биологическом). Главный смысл этой идеи состоит в том, что жизнь на Земле просто невозможна без наличия и взаимного функционирования белков и нуклеиновых кислот как «сам себя осуществляющий перманентный химический процесс».

Другая точка зрения сводится к пониманию жизни как пространственно-временного сосуществования самоорганизующейся материи, т.е. ограниченного временем физического существования как самых элементарных форм материи (клеточных и доклеточных), так и высокоорганизованных (социальных, духовных).

Жизнь представляется нескончаемым процессом самозарождения, самодвижения и саморазвития Вселенной.

К характерным проявлениям жизни относят:

— взаимосвязь с внешней средой,

— воспроизведение себе подобных,

— постоянное развитие и саморазвитие.

Ученые пришли к выводу, что живое существо – это не простая совокупность различных элементов, а некая единая (целостная) система, существующая во времени и пространстве, причем составляющая ничтожную часть нашей планеты.

Теории возникновения жизни

Древнегреческий философ Демокрит считал, что возникновение тех или иных материальных объектов, включая живых существ, из атомов происходит не беспричинно, а в силу какой-либо необходимости. По его версии, Земля вначале затвердела. Затем, «когда вследствие согревания поверхность стала приходить в брожение, она во многих местах подняла вверх кое-какие из влажных веществ, и таким образом возникли на их поверхности гниющие образования, покрытые тонкими оболочками… Когда влажные вещества в следствие согревания…начали рождать жизнь, они (гниющие образования) тут же стали получать по ночам питание от влаги, осаждавшейся из окружающей атмосферы, днем же отвердевали от жары». В конце концов «возникли разнообразные формы животных». В учении Аристотеля идея самозарождения жизни получает наиболее четкое выражение и на длительное время занимает умы ученых и философов, соперничая с теологической, прежде всего христианской, версией происхождения жизни и человека.

В трудах древнегреческих мыслителей впервые появляются идеи о некой существующей «жизненной силе» («жизненной энергии»), благодаря которой материальные предметы становятся живыми. Эти идеи легли в основу виталистических учений. Витализм – это научно-философское направление, в котором признается наличие особой «жизненной энергии», которая и делает организм живым. Например, Аристотель называл такую «жизненную силу» энтелехией.

Некоторые философы Средневековья сумели объединить идеи древних мыслителей с христианским вероучением. Например, Августин Блаженный утверждал, что всякое развитие протекает естественным путем благодаря тому, что Бог вложил в материю действенную силу. Это процесс, по его мнению, можно наблюдать на примере роста дерева из семени, в котором уже заложены будущие ветви и листья, но создаются они постепенно, в результате действия вложенной богом потенциальной силы.

В эпоху Нового времени формируются основные области научного знания, вырабатываются законы, при помощи которых ученые пытаются объяснить, в том числе, и феномен жизни, и ее происхождение. В 18 в. было доказано, что все явления жизни подчиняются строгой закономерности. Экспериментально было доказано, что в составе живых организмов нет таких простых веществ, которых не было бы в неорганической природе, что многие соединения, получающиеся в организмах в результате превращения одних форм вещества в другие, можно создавать искусственно, лабораторным путем. Большое значение для выяснения единства процессов, совершающихся в живой природе, и установления закономерностей существования живой материи имело учение о клеточном строении живых тканей. Великий химик А.Л. Лавуазье (18 в.) предложил новое естественнонаучное объяснение самоценности земной жизни. Работая на стыке химии и биологии, исследуя биологические процессы, он внес значительный вклад в комплексное изучение элементарного состава веществ растительного и животного происхождения. Лавуазье рассматривал жизнь как результат сложных биохимических процессов, в ходе которых происходит взаимопереход различных веществ.

В 18 веке в связи с большими достижениями в различных областях науки идеи витализма возрождаются и находят воплощение в новых теориях. Например, Т. Борде считал, что жизнь есть результат «согласованной» деятельности всех частей и элементов тела. В виталистических теориях появляются понятия «жизненная субстанция», «жизненное вещество».

Работы Луи Пастера (19 в.) произвели коренной переворот во взглядах естествоиспытателей и философов на жизнь и ее ценностную сущность. Пастер опроверг широко распространенную в то время теорию самозарождения жизни.

С точки зрения Л. Пастера, жизнь – это не «самосборка» веществ и даже «самособирание» организма в процессе биосинтеза. Жизнь не может возникнуть сама из себя, зародиться из ничего, самозарождение жизни невозможно.

Открытия Пастера явились революцией в научном познании жизни и кардинально изменили философское мировоззрение.

«Самосборка» – это процесс, служащий краеугольным камнем новейших теорий о самоценности жизни.

Представление о способности живых систем к самосборке играет решающую роль в философском осмыслении последовательности процессов, приводящих к возникновению клеточного уровня организации в природе и возможного воспроизведения этого в лабораторных условиях.

Научные и философские представления о сути жизни в 19 веке находились под сильным влиянием эволюционных идей, наиболее полно выраженных в эволюционной теории Ч. Дарвина.

По мнению Ч. Дарвина, жизнь или, по крайней мере, все наиболее интересные ее особенности стали результатом влияния естественного отбора на случайно возникшие разновидности. Главная идея учения Дарвина состоит в том, земная флора и фауна состоят из форм, которые дошли до нас как остаточные, а не в силу какого-либо процесса стремления к совершенству. Для объяснения происхождения множества видов живых существ Дарвин пользовался идеей естественного отбора, борьбы за существование и наследование приобретенных признаков.

Последователи учения Дарвина считали, что разнообразие форм живой природы и ее разумные представители – это следствие случайности и выживания наиболее сильных.

Ч. Дарвин не пытался объяснить возникновение жизни на Земле; его интересовало, каким образом из существующих видов могут возникать новые виды. Но дарвинизм – это непроверяемая научная теория. С момента появления этой теории многие ученые высказывали критические замечания в адрес ее основных положений. Например, биолог Ф. Хитчинг говорил, что дарвинизм «не объясняет…как безжизненные химические вещества оживились, какие принципы лежат в основе генетического кода, как гены определяют строение организмов».

Учения Л. Пастера и Ч. Дарвина укрепили мнение естествоиспытателей о принципиальной невозможности разрешения загадки живого наукой.

Философское значение дарвиновско-пастеровских учений для естествознания состоит в том, что был признан и утвердился эволюционный принцип развития живой природы (Дарвин) и принцип диссимметрии как активного движущего начала (Пастер). Выработка этих принципов направила поиски химиков, биологов и других естествоиспытателей на решение проблемы экологии жизни.

В 20 веке выдающийся отечественный ученый, академик А.И.Опарин выдвигает новую гипотезу происхождения жизни: жизнь не отделена от неорганического мира непроходимой пропастью, она возникла как новое качество в процессе его эволюционного развития.

Согласно его теории, сущность жизнь заключается в постулировании закономерного характера возникновения жизни в результате длительного процесса химической эволюции соединений углерода, приведшей к образованию различных, в том числе и полимерных, органических соединений, и последующего действия естественного отбора на уровне формирующихся из этих соединений многомолекулярных образований – предбиологических структур, обособленных от внешней среды, но постоянно с ней взаимодействующих.

А.И. Опарин предсказал (1922 г.) возможность первичного образования простейших органических веществ и был уверен, что они рано или поздно будут обнаружены на космических телах в условиях, исключающих их биогенное происхождение. В 80-х годах это предположение было экспериментально подтверждено на основе достижений химии высокомолекулярных соединений. Также он предложил применить принцип системного подхода при изучении проблемы жизни, который впоследствии стал всеобщим диалектическим принципом научного познания.

Идеи А.И. Опарина послужили толчком для многочисленных научно-философских исследований феномена жизни.

К.Э. Циолковский понимал жизнь как явление не случайное, а объективно закономерное в силу имманентных тенденций самодвижения материи. Главная идея его теории – это идея самозарождения жизни.

А.Л. Чижевский считал, что жизнь на Земле – это элемент Космоса. Весь Космос существует, подчиняясь определенным ритмам, поэтому и жизнь на Земле во всех ее формах (от простейших до социальных и духовных человека и общества) подчиняется этим космическим ритмам.

Во второй половине 20 века происходит интенсивное накопление естественно-научных знаний о мире. Появляются данные о влиянии космических факторов на жизнь человека. В первую очередь это касается влияния Солнца на все физико-химические процессы, происходящие на Земле. Созданные в 30-е годы теории взаимосвязи земной жизни с Космосом К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского начинают переосмысливаться и находить свое научное подтверждение.

С точки зрения новейших научных представлений, жизнь на Земле возникла в результате локальной концентрации некоего живого вещества, рассеянного в космосе. Существование таких «облаков жизни» возможно и на других участках Мироздания. Жизнь возникает в виде биосферы, а не отдельных организмов, т.е. в виде единого живого вещества. Этим объясняется и то, что человек, появившись в ходе эволюции, испытывает влияние жизненных процессов, происходящих в ближайшем и дальнем Космосе.

С точки зрения современной науки, Вселенная постоянно изменяется, развивается. Жизнь может возникнуть только при достижении ею определенной стадии эволюции и только в таких ее локальных системах, где предыдущее развитие подготовило необходимые условия для перехода к столь высокому уровню упорядоченности вещества. Такие условия могут возникнуть во многих локальных системах, на многих планетах, образовавшихся около звезд определенного типа. Но в настоящее время наука не располагает сведениями о распространении жизни во Вселенной и о возможных ее внеземных формах.

Общепринятым считается, что жизнь – это форма существования белковых тел. Исходя из этого, утверждается, что живое – это ничто иное, как некое состояние этих тел, отличных от косной материи.

Современные ученые особо важным свойством живого вещества считают его нацеленность на сохранение своей целостности (гомеостаз). По последним научным данным, этим свойством могут обладать и некоторые неживые структуры.

Современные синергетические представления предлагают наиболее исчерпывающую теорию зарождения и эволюции жизни.

Таким образом, науки, изучающие жизнь, подошли к философскому выводу о том, что с появлением человека жизнь приобрела качественно иное ценностное свойство.

Проблема самоценности жизни

Самоценность жизни на Земле определяется по сути дела ее естественными свойствами:

— предбиологической эволюцией целостных надмолекулярных систем;

— способностью живого ассимилировать полученные извне вещества, т.е. перестраивать их, уподобляя собственным материальным структурам, и за счет этого воспроизводить себя (репродуцировать).

Воспроизведение себя или себе подобных – это уникальное, фундаментальное свойство живой материи. В этом заключается самоценность земной жизни.

Самоценность жизни проявляется и в том, что существует огромное многообразие возможностей человека понять и объяснить смысл и механизм жизни людей на Земле.

Люди по разному относятся к жизни, ее ценности, по разному понимают смысл человеческого существования. Ценности не остаются неизменными на протяжении всего человеческого существования.

Ценность жизни меняется в зависимости от культурно-исторических условий. В древнеиндийской культуре идея реинкарнации сводила к минимуму ценность жизни как всего лишь одного из воплощений души. Культура Древнего Китая, Японии ставила ценность понятия честь выше ценности жизни.

В Античности жизнь считалась великим даром. С появлением христианского учения жизнь приобретает двойственное значение и разделяется на жизнь земную, которая не имеет иной ценности кроме как той, что она является даром Божьим, и жизнь вечную, внеземную, которой наделена душа. В Новое время появляются новые идеи, новые теории, которые можно объединить в два основных подхода: 1) разумная жизнь на Земле – явление уникальное, единственное во Вселенной и 2) кроме земной формы жизни существуют и другие разумные миры.

В современной философии при культурологическом подходе к пониманию ценности жизни считается, что жизнь не является универсальной ценностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *