понятие политики ее место и роль в общественной жизни
Обществоведение. 10 класс
*§ 6-1. Политика и её роль в общественной жизни
Политика. В современном обществе понятие «политика» используется в нескольких основных значениях.
● Политика — особая сфера общественной жизни, наряду с экономической сферой, духовной и социальной. В центре политической сферы жизни общества стоят отношения власти.
● Политика — это особая деятельность, связанная с борьбой за власть и оказание влияния на власть. Это сфера отношений между большими социальными группами по поводу установления, организации и изменения власти в обществе и государстве.
● Политика — основные направления деятельности государства или каких-либо иных политических субъектов. В таком значении говорят о внешней и внутренней политике государства, экономической политике, социальной и демографической политике, налоговой политике, экологической политике и т. п.
Как же складывались основные подходы к политике? Понятие «политика» имеет богатую историю. Оно появилось в глубокой древности. Большой вклад в развитие взглядов о политике внёс известный античный философ Аристотель (IV в. до н. э.).
Политика — особая сфера общественной жизни, в центре которой стоят отношения власти; особая деятельность, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на власть; основные направления деятельности государства или каких-либо иных политических субъектов.
Исторически первой формой власти была власть общественная, это такая власть, при которой все проблемы разрешались сообща, тогда ещё не было какого-либо слоя людей, стоящих над всем остальным обществом, отсутствовали особые органы принуждения. По мере развития общества власть начинает преобразовываться из общественной в политическую.
Политическая власть — это не просто способность проводить свою волю в общественной жизни, а способность делать это, опираясь на систему учреждений, организаций, законов. Высшей формой политической власти является государственная власть. Она непрерывно связана с правовыми нормами, для её реализации создаются многочисленные органы, в том числе по принуждению к использованию правовых предписаний.
Учёные выделяют различные виды власти: государственную; экономическую и политическую; светскую и церковную; законодательную, исполнительную и судебную; центральную и местную, власть лидеров, родителей и т. д. Разделение власти на различные виды осуществляется в зависимости от того, кому она принадлежит, кто её осуществляет и по отношению к кому она реализуется.
В отношениях власти всегда необходимо понимать, кто её осуществляет, кто властвует, а кто подчиняется, кто является субъектом власти, а кто объектом. В средствах массовой информации, повседневных разговорах людей можно часто услышать такие словосочетания, как «власть решила», «правительство постановило», «парламент принял закон». На самом деле решали, постановляли, принимали законы конкретные люди. Они либо объединены в коллегиальные органы власти, т. е. исполняют обязанности совместно (например, парламент, правительство, администрация), либо реализуют власть в индивидуальной, персонифицированной форме (персона — от лат. реrsōnа — личность). Президент страны, король, судья осуществляют персонифицированную форму власти. В таком случае всегда известно, какой конкретно человек принял властное решение. Но важно понимать, что в какой бы форме ни выступали властвующие субъекты, их право на власть должно быть обязательно закреплено в законе, и только на основании данного закона субъект власти обретает возможность принимать решения, обязательные для всех. Особенность отношений власти и управления в обществе и его отдельных организациях состоит также в том, что субъекты власти и управления совпадают, тот, кто обладает властью, тот и реализует управление.
Власть | Кому принадлежит | Кто осуществляет | По отношению к кому реализуется |
Родитель | |||
Лидер | |||
Церковь | |||
Государство |
Место человека в системе политических отношений определяет политический статус личности, который означает реальную способность и возможность человека проявлять себя в сфере политики, избирать и быть избранным во властные структуры, участвовать в обсуждении и решении общественных проблем. Для развития общества важно, чтобы граждане участвовали в решении назревших проблем, выборах. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных органов государства, реализация их политических прав. По мнению Аристотеля, «гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению».
Политический статус личности проявляется в разнообразии её политических ролей: избирателя, депутата, члена партии и общественной организации, лидера, профессионального политика и т. д. Политическая роль — это индивидуальное поведение человека в сфере политики в соответствии с его статусом. Политический статус личности юридически закрепляется в гражданстве.
Личность как носитель политической культуры ориентирована на определённые ценности и формы поведения в политической жизни. Она формирует позиции:
● относительно институтов государственного управления;
● относительно других людей, партий и т. д. (сознание принадлежности к нации, государству, региону, правопорядку);
● относительно собственного политического участия или неучастия (оценка своей компетентности, влияния на политику, образцов поведения и т. д.).
Политическая культура личности включает знания о политической системе, нормах, ценностях, социальном опыте. Важны также чувства, эмоции, испытываемые личностью по отношению к участникам политических действий, институтам политической системы. У граждан формируются оценки политических событий, личное отношение к действиям и решениям политиков. Знания, чувства, оценки определяют поведение граждан, их личное участие в политической жизни.
По мнению американского политолога Габриэля Алмонда, у личности формируются следующие формы ориентации на объекты политики:
● познавательные (знания о политике, власти, политических институтах);
● эмоциональные (чувства доверия, сомнения и т. д. к тем, кто осуществляет власть);
● оценочные (суждения, мнения о политике).
Эти ориентации и составляют политическую культуру личности. Их анализ позволяет понять мотивы поведения людей, выяснить причины конфликтов, принятия и реализации политических решений.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть
Политика существовала не всегда. Основными причинами её появления можно считать следующие:
— поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждавшихся в разрешении;
— возросший уровень сложности и значимости управления обществом, который потребовал формирования особых, отделённых от общества, органов власти.
Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики. Итак, политика— это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.
Российские политологи выделяют три категории граждан по степени их включения в политическую жизнь:
Субъекты 2-й и 3-й групп участников политического процесса, безусловно, являются самостоятельными субъектами политики.
Политика призвана осуществлять двуединую задачу:
— управлять политическим поведением населения (классов, этнических групп, наций) во имя сохранения целостности общества;
— выражать значимые интересы всех групп и слоев в государстве.
Политика делится на:
— внутреннюю (экономика, социальные отношения, оборона, здравоохранение, образование, культура)
— определение целей и задач общества;
— выработка программ жизнедеятельности общества в соответствии с интересами граждан;
— мобилизация ресурсов общества в соответствии с целями, задачами и программами;
— контроль за распределением ценностей;
— интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.
Политические средства:Методы политики:
Политическая власть характеризуется рядом признаков:
— легитимностью в использовании силы в пределах государства;
Власть возникает из естественноисторической потребности в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности.
Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:
— согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;
— поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;
— придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;
— осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.
Политическое руководство обществом осуществляется через государство в двух основных формах:
1) через руководство административно-управленческим аппаратом государства;
2) через парламент, борьбу входящих в него партий и движений.
Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой, определенным образом, организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле.
Политика и ее роль в жизни общества
Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.
Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.
Понятие
Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.
В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.
Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики. К таким связям можно отнести следующие:
Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.
Политика как общественное явление
Категории «политика» и «власть» относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики.
В анализе первой категории, т.е. политики, обычно выделяют два основных подхода, а именно:
В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:
В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».
Потребность общества в политике. Необходимость политики
В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства.
Общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве».
На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:
Поле политики
«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное. Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.
Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы. И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия.
«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка, при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного предпринимательства. В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству, то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.
Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий.
Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».
По-особому складываются отношения между политикой и наукой. Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.
Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали.
На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло. Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».
ИСТОКИ И СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКИ
Еще в 430 г. до н.э. выдающийся политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Судить о политике действительно могут все, и это вполне объяснимо. Политика представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек так или иначе соприкасается с миром политического – приходя в государственное учреждение или обращаясь в общественную организацию, работая, обучаясь в школе или университете, вступая в профсоюз, поддерживая какую-либо политическую партию и голосуя на выборах за ее кандидата.
Но на вопрос «Что же такое политика?» люди, как правило, отвечают по-разному. Говорят, например, о валютной политике банков, политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы, даже о политике умной жены, которая стремится управлять мужем.
Место и роль политики в общественной жизни
Политика в собственном смысле слова представляет собой, с одной стороны, сферу деятельности людей, где осуществляется взаимодействие между различными, зачастую противоборствующими или конфликтующими, социально-политическими силами по поводу власти и властных отношений между этими силами. В этом плане политика теснейшим образом связана с миром политического. Более того, нередко эти понятия используются в качестве синонимов.
С другой стороны, под политикой понимается форма деятельности государства и его институтов, общества, политических партий, организаций, движений и даже отдельно взятой личности по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферой, культурой, образованием, наукой, здравоохранением и т.д. Именно с помощью политики государство определяет общую волю и общий интерес всех членов общества.
Политика в той или иной форме и степени затрагивает всех граждан государства. В ней принимают участие огромные массы людей, преследующих свои социальные, экономические, культурные и иные интересы. Степень ее сложности и многогранности зависит от масштабов экономического, социального, этнонационального, конфессионального и других форм плюрализма в обществе.
Политика призвана решать жизненно важные для общества повседневные и стратегические проблемы, разрабатывать и реализовывать программы обеспечения жизнеспособности, эффективного функционирования и дальнейшего развития как общества в целом, так и отдельных его подсистем. В этом плане говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, о политике в области образования, здравоохранения и т.д.
Иначе говоря, с помощью целенаправленной политики осуществляется управление общественными процессами. Не случайно политику иногда называют искусством управлять. В этом смысле она включает в себя как конфликты, борьбу и конкуренцию за власть и влияние, так и совместные действия людей в поисках оптимальных путей функционирования и развития общества и государства. Поэтому и говорят о политических конфликтах, политической борьбе, политическом курсе, политических программах и т.д.
Особую важность с этой точки зрения имеет ресурс власти. Без власти не может быть нормальной, эффективной политики. Правы те исследователи, которые считают, что любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение тем или иным образом связано с властью.
Политика теснейшим образом соединяется с принятием решений. Она воплощает в себе взаимосвязь и взаимозависимость, диалектику внутренних и внешних условий и факторов развития общества и государства. Поэтому естественно, что политика разделяется на внутреннюю и внешнюю.
Поэтому очевидно, что политика теснейшим образом связана с противоречиями и конфликтами, а также с установками, формами, средствами их разрешения и нейтрализации.
Политика подразумевает участие во властных отношениях или стремление оказать влияние на распределение власти. Как отмечал М. Вебер, «кто занимается политикой, тот стремится к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти “ради нее самой”, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает».
Более того, политика тех или иных сил имеет своей целью не только обоснование, защиту и обеспечение позиций той или иной конкретной социально-политической группы, сословия, класса, партии, государства, но также дискредитацию, подрыв позиций их противников.
Таким образом, мир политического можно рассматривать как арену конкурентной борьбы представителей различных социально-политических сил за власть, за монопольное право говорить и действовать от имени этих сил. Поскольку в политике речь прежде всего идет о власти, – а власть является одним из главных ресурсов, которым располагает общество, один из главных источников авторитета и влияния, – зачастую конфликт приобретает самодовлеющий характер, нередко выливаясь в ожесточенные схватки противоборствующих сторон вплоть до гражданской войны.