понятие о жизни будущего века
Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века
Из книги «Да обновится Русская земля», изданной Сретенским монастырем в 2006 г.
Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.
В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.
Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».
Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.
Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.
Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).
Двенадцатый член Символа Веры
И жизни будущаго века. Аминь.
Поучение 77. О жизни будущего века, или о вечном блаженстве праведных
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Так вместе с воскресением мертвых мы ожидаем и жизни будущего века, которая настанет после воскресения мертвых, и после всеобщего суда Христова. Об этой будущей вечной жизни Иисус Христос сказал: пойдут праведники в жизнь вечную ( Мф. 25:46 ). Эта жизнь, по изображению Слова Божия, в доме Отца небесного ( Ин. 3:15 ), в царствии небесном, на небесах ( Мф. 5:3, 15 ), или это есть царство небесное, уготованное праведным, от создания мира ( Мф. 25:34 ).
Поэтому, когда говорим: и жизни будущаго века, должны разуметь жизнь вечную, блаженную жизнь в царстве небесном, уготованную праведным от создания мира.
Эта жизнь будущего века есть цель настоящей нашей жизни, и цель всего того, что Иисус Христос, по беспредельному Своему человеколюбию, совершил на земле. Единородный Сын Божий воспринял наше человеческое естество, просветил мир Своим учением, совершил великие чудеса, пострадал и умер на кресте, воскрес из мертвых, вознесся на небо, и от Отца Своего ниспослал Всесвятого Духа на Своих учеников и апостолов, и все это для того, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:15 ). А состояние осужденных на последнем суде грешников в Священном Писании называется не жизнью, но смертию второю ( Апок. 20:6, 14 ), и мукою вечною ( Мф. 25:46 ).
Хотя жизни будущего века мы теперь не можем ясно представить; потому что еще не открылось, что будем ( 1Ин. 3:2 ), как говорит апостол, мы видим теперь как бы сквозь тусклое стекло, гадательно ( 1Кор. 13:12 ): но по благости Божией, имеем мы верное зерцало в слове Божием, которое верующим показывает все то, что необходимо нам знать для достижения вечной блаженной жизни. Слышали вы, что, по воскресении из мертвых, тела праведных будут чисты, духовны, нетленны, бессмертны. Тогда не будут они подвержены никаким нуждам, никаким скорбям и болезням. В слове Божием открыто, что омытые кровию Христа Спасителя праведники тогда не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и ни какой зной: – и отрет Бог всякую слезу с очей их ( Откр. 7:16, 17 ); и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло ( Откр. 21:4 ). Так в жизни будущего века не будет ничего скорбного, ничего неприятного; не будет ни труда, ни болезни, ни печали, ни вздоха. Такая жизнь, в сравнении с настоящею жизнью, исполненною скорбей и болезней, есть жизнь превосходная и вожделенная. Но мы о будущей жизни сказали очень мало.
Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Как выше всякого человеческого разумения и представления или гадания преблагий Бог чрез единородного Сына Своего премудро устроил на земле спасение человеков: так выше нашего понятия и всякого представления приготовил Он и небесное наследие любящим Его.
Когда явится Господь Иисус Христос во славе Своей и свет лица Его осветит праведных; тогда праведники будут созерцать Господа Бога лицом к лицу; во свете лица Божия будут видеть беспредельное величие Божие так ясно, как мы теперь не можем представить; всемогущество, премудрость, святость, благость, и другие Божеские совершенства раскроются пред взором их в неизобразимом блеске и величии. Ясно будут видеть они в Боге верховную причину всех созданий, их безусловную зависимость от единого в трех Лицах прославляемого Бога, будут видеть беспредельную премудрость, святость и благость Творца и верховного правителя Бога в управлении всего мира.
Пребывая в этом свете Божественной славы, праведники, как учит апостол, будут подобны Господу Богу, потому что будут видеть Его, как Он есть ( 1Ин. 3:2 ); совершенства Божии будут светло отражаться в них, потому что, преисполняясь ведения о совершенствах и делах Божиих, они будут пламенеть любовью к Богу, как высочайшему и всесовершенному Благу и Источнику всякого блага; будут неумолкно прославлять Бога, и всеми силами непрестанно служить Ему, исполняя святую волю Его. Во граде небесном ничего не будет проклятого (нечистого), говорит тайновидец Иоанн; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном; ибо Господь Бог освещает их ( Откр. 22:3–5 ). Все праведники и святые духи составят единый лик славящих Господа Бога; и ангелы соединятся с человеками; все, по слову Царя славы, будут едино ( Ин. 17:21 ). Тогда исполнится то, о чем Иисус Христос молил Отца Своего, взывая: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою ( Ин. 17:24 ). В этом созерцании Бога и в этом единении с Богом просвещаемые светом Божественной славы праведники вечно будут наслаждаться неизреченным блаженством.
Впрочем не все праведные будут наслаждаться блаженством в одинаковой степени: ибо Господь Иисус, когда придет судить живых и мертвых, воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ). Апостол учит: каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3:8 ). Кто сеет скупо, для того и жатва скупа: а кто сеет щедро, для того щедра и жатва ( 2Кор. 9:6 ). Поэтому, по воскресении умерших, и тела их не одинаковую будут иметь славу, о чем слышали вы прежде: их прославление будет соответствовать нравственному достоинству каждого. Иная слава небесных тел, говорит апостол, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная слава звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так будет и при воскресении мертвых ( 1Кор. 15:40–42 ).
Но это различие в степенях прославления не будет нарушать блаженного состояния прославленных праведников; все они, прославляя триипостасного Бога, будут наслаждаться неизреченною радостью, по мере своей приемлемости, соответствующей их нравственному достоинству. В обителях Отца небесного не будет ни вражды, ни ненависти, ни зависти, или завистливого соревнования. Все будут довольны мерою своего блаженства, преисполняющего все их духовные потребности.
Блаженство праведных никогда не окончится: ибо царству Господа Иисуса Христа не будет конца ( Лк. 1:33 ); а праведники будут сонаследниками Христу в Его небесном царстве ( Рим. 8:17 ). В небесном царстве смерти не будет уже ( Откр. 21:4 ). Иисус Христос сказал Марфе: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век ( Ин. 11: 25, 26 ). Апостол Павел говорит: мы не унываем: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно ( 2Кор. 4:16–18 ).
Братия! помните и размышляйте чаще о вечном блаженстве праведников; беседуйте о нем друг с другом; родители, говорите вашим детям; старшие члены семейств – младшим; напоминайте один другому о том, какие великие и неизреченные блага в будущей жизни уготовал Господь любящим Его и соблюдающим Его заповеди, и старайтесь удаляться всякого греха, чтобы иметь надежду на получение вечного блаженства. Апостол говорит: всякий, имеющий сию надежду на Господа Иисуса, очищает себе, так как Он чист ( 1Ин. 3:3 ), то есть каждый христианин, питающий в душе своей надежду в будущей жизни узреть лицо Господа Спасителя, всеми силами заботится хранить себя чистым от грехов, чтобы не лишиться этой надежды. Будем всегда молить Господа Иисуса, да сподобит нас вечного блаженства, уготованного святым Его в обителях Отца небесного, не ради заслуг наших, ибо мы не можем сделать ни чего достойного такой милости, но ради Своего человеколюбия и своих беспредельных заслуг, принесенных правде Божией в умилостивление за грехи всего мира. Ему, Спасителю и Богу нашему слава и благодарение и поклонение с Отцом Его и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Поучение 78. О вечных мучениях грешников
Слышали вы о жизни будущего века, или о вечном блаженстве праведных. Да будет всегда в нашей памяти и в мыслях эта последняя цель всех наших земных трудов и попечений! – Все блага настоящей жизни кратковременны, а наша душа бессмертна; потому никакие земные блага, как бы велики и разнообразны они ни были, не могут удовлетворить высших потребностей нашей бессмертной души, и не могут быть последнею целью наших желаний, забот и трудов. Сия есть жизнь вечная, учит Господь Спаситель, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Мы должны всегда заботиться о том, чтобы более и более познавать единого в трех лицах прославляемого Бога, Его Божеские совершенства и дела, что бы любить Его всем сердцем, и всеми силами соблюдать святые заповеди Его, и таким образом всегда питая живую веру в Единого Триипостасного Бога, достигать вечной блаженной жизни. Вот наше главное назначение в настоящей жизни! вот о чем должны мы заботиться более всего! вот чего должны мы всегда желать и нашим ближним, более всякого земного блага и счастья! В достижении этой последней цеди мы друг другу должны помогать словом и делом, или всеми возможными для нас способами, и особенно молитвами пред Иисусом Христом, единым ходатаем Бога и человеков, предавшим Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:5, 6 ).
Братия! помышляя о вечном блаженстве праведных, мы должны помнить и о том, какому великому и страшному несчастью подвергнутся грешники после всеобщего воскресения мертвых и последнего суда.
Грешники, неверовавшие в Господа Иисуса Христа, или не соблюдавшие Его Божественных заповедей, и не омывшие своих грехов истинным покаянием, в день последнего суда Божия, подвергнутся вечному осуждению. Иисус Христос, предопределенный Судия живых и мертвых, так изображает осуждение грешников на последнем суде: тогда речет Царь сущим ошуюю Его: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф. 25:41 ). И идут сии в муку вечную (ст. 46).
Место, куда осужденные грешники низвергнуты будут, в Священном Писании называется адом ( Лк. 16:12 ), тмою кромешною ( Мф. 8:12 ), бездною ( Лк. 8:31 ), геенною огненною ( Мф. 5:22, 29 ), пещию огненною (13:50), езером огненным и жупелом ( Апок. 19:20 ), где будут мучиться день и ночь во веки веков ( Апок. 20:10 ), и другими именами, изображающими тяжкое и мучительное состояние осужденных грешников. Вечные мучения грешников называются второю смертью ( Апок. 20:14 ).
Предложенные в Священном Писании изображения вечных мучений, которым подвергнутся грешники, показывают нам, в чем будут состоять эти мучения, и как они тяжки. Как вечное блаженство праведных будет состоят в вечном созерцании славы Божией, в озарении светом лица Божия, в вечнопламенной любви к Богу и общении с Ним в славе Его: так причиною вечного мучения грешников будет служить их вечное удаление от лица Божия и от созерцания славы Божией, – то, что свет, лица Божия не будет просвещать их, и лишенные сего света души грешников будут темны и мрачны; этот мрак обнимет и тела их. Удаленные от лица Божия грешники будут удалены и от сообщения с блаженными праведниками и со святыми ангелами; а будут, иметь общение с осужденными грешниками и злыми духами. Это общение с осужденными и страждущими будет умножать их страдания. Удаленные от лица Божия, грешники вечно будут терзаться бесполезным сокрушением о грехах своих, о своем нерадении и беспечности, коим предаваясь, не внимали учению слова Божия и не искали спасения, и потому теперь страдают в аде. Вечно и безутешно будут сокрушаться о том, что они злоупотребили время настоящей жизни; презрели величайшую благодать Божию, призывавшую их на путь спасения; не воспользовались для своего спасения теми благодатными спасительными средствами, которые всегда были открыты для них в церкви Христовой. Это бесполезное раскаяние тяжко будет мучить осужденных грешников. Так правда Божия, скажем словами апостола Павла, в пламенеющем огне совершит отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2Сол. 1:8–10 ).
Как праведники в царстве небесном не одинаково будут прославлены, но соответственно степени их благочестия и добродетелей: так и осужденные грешники будут терпеть неодинаковые мучения; каждый будет страдать по степени своих грехов. Иисус Христос говорит: Раб тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется: и кому много вверено, с того больше взыщут ( Лк. 12:47, 48 ). Поэтому, все преимущества, какие кто имеет, обязывают каждого из нас к тому, что бы, пользуясь ими, старались мы делать, сколько можно, более добра. А если этого не будет, то подвергнемся тем большему осуждению, чем более данных от Бога средств мы оставили без употребления на добрые дела, или во зло употребили.
Как за всякое доброе дело воздаст Господь небесными благами на последнем суде Своем; и напоивший ближнего чашею воды во имя Христово не лишится награды своей ( Мк. 9:41 ): так и никакое худое дело не останется без праведного наказания. Иисус Христос учит: сказываю вам, что за всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф. 12:36 ). Будем, братия, помнить о вечных мучениях грешников, о их удалении от блаженного созерцания лица Божия и о том страшном мраке, в котором они вечно будут томиться и страдать, будем помнить об этом и размышлять, что бы тем ревностнее заботиться о своем спасении, и тем более страшиться всякого нечестия и всяких пороков, подвергающих человека вечному осуждению и вечным страданиям.
Никто не думай, что, может быть, мучения грешников не вечны будут. Надобно, братия, бояться всякого помысла противного слову Божию: ибо это есть помысел искусительный, – от лукавого. Послушайте, что говорит вселенский учитель, св. Василий Великий: «Господь то решительно говорит, что идут сии в муку вечную ( Мф. 25:46 ), то отсылает иных в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (ст. 47); а в другом месте именует геенну огненною, и присовокупляет: иде же червь их не умирает, и огнь не угасает ( Мк. 9:47, 48 ), и еще древле о некоторых предрек чрез пророка, что червь их не скончается, и огнь их не угаснет ( Ис. 66:24 ): потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах Богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, что бы свободнее отваживаться на грех: то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению? И мучению и жизни равно придается одно слово: вечный. Сказано: идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный». 58
Братия! помышляя со страхом о вечных мучениях грешников, будем чаще обращаться мыслями и к блаженным обителям праведных. Если наши грехи не позволяют нам с радостною надеждою взирать на светлую страну вечности, где слава лица Божия вечно будет освещать праведников и разливать на всех святых лучи неизобразимой радости; то будем помышлять о том, что вход в этот дивный град Царя небесного еще не заключен; что благость Божия всех живущих на земле доныне призывает на путь спасения; всем возвещается Евангелие; всем предлагаются спасительные таинства; двери церкви Христовой, как дома спасения, повседневно отверсты для всех ищущих спасения. Братия! помышляя о вечном блаженстве праведников и вечных муках грешников, питайте в себе ревность к подвигам благочестия и добродетели; соблюдая заповеди Божии, трудитесь с терпением и упованием, и не ослабевайте в трудах и терпении ради Христа, до конца жизни, помня слова Господа Спасителя: претерпевый до конца той спасен будет ( Мф. 10:22 ). А кто сознает за собою нерадение и беспечность о своем спасении; тот искренно покайся в своих грехах, и с твердою решимостью вступи на путь спасения; внимай божественному учению Господа Иисуса Христа, и старайся всеми силами соблюдать Его Божественные заповеди. Иди сим путем с непоколебимою надеждою на беспредельную благость Господа Спасителя мира, ради нашего спасения пострадавшего до крестной смерти, воскресшего и восшедшего на небеса, чтобы всегда ходатайствовать о нас пред Отцом Своим, всеблагим Богом. Ему слава, честь, благодарение и поклонение, с единородным Его Сыном, Спасителем нашим, и Святым Духом, Освятителем нашим, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Твор. Св. Отц. Том. IX. Правила кратк. излож., вопр. 267.
Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: pravmolitva@mail.ru
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07
О ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА (пояснения к 12-му члену Символа веры)
ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Жизнь Будущего Века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова.
В ЧЁМ БУДЕТ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ БЛАЖЕНСТВО ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Такое блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. «Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании (как бы сквозь тусклое стекло, гадательно), тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых» (1Кор.13, 12). «Тогда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их» (Мф.13, 43). «Будет Бог всяческая во всех» (все во всем). (1Кор.15, 28.)
БУДЕТ ЛИ ТЕЛО УЧАСТВОВАТЬ В ЭТОМ БЛАЖЕНСТВЕ?
И тело также будет участвовать в блаженстве души. Оно будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе. «Сеется в уничижении, восстает в славе» (1Кор.15, 43). «Якоже облекохомся во образ перстнаго (и как мы носим образ земного, т.е. Адама), да облечемся и во образ Небеснаго» (то есть Господа нашего Иисуса Христа) (1Кор.15, 49).
БУДЕТ ЛИ ЭТО БЛАЖЕНСТВО РАВНЫМ ДЛЯ ВСЕХ?
Не все будут в равной мере блаженны. Будут разные степени блаженства, в зависимости от того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. «Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых» (1Кор.15, 41–42).
ЧТО БУДЕТ С НЕВЕРУЮЩИМИ И БЕЗЗАКОННИКАМИ?
Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами. «Иже не обретеся в книзе животней (в книге жизни) написан, ввержен будет в езеро огненное» (Апок.20, 15). «И се (это) есть вторая смерть» (Апок.20, 14). «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф.25, 41).
«И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф.25, 46). «Добрее ти есть со единем оком внити (лучше тебе с одним глазом войти) в Царствие Божие, неже две оце имущу (нежели с двумя глазами) ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает» (Мк.9, 47–48).
ХОЧЕТ ЛИ БОГ ГИБЕЛИ ГРЕШНИКОВ?
Так строго поступят с грешниками не потому, что Бог хотел бы их погибели, но они сами погибают «зане (за то, что) любве истины не прияша, во еже спастися им» (для своего спасения) (2Сол.2, 10).
ПОМОГАЮТ ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЗНАНИЯ О КОНЦЕ МИРА?
Размышления о смерти, о Воскресении, о Последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения.