помощь людям как смысл жизни
Классный час «Помощь, как смысл жизни».
Выбранный для просмотра документ кл.час «Помощь, как смысл жизни»..docx
«Помощь, как смысл жизни».
Каталина Надежда Александровна
Педагогический стаж 18 лет.
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука
Классный час «Помощь, как смысл жизни».
Если люди не научатся помогать друг другу,
То род человеческий исчезнет с лица земли.
британский писатель Вальтер Скотт
Цель: воспитание высоконравственных качеств у обучающихся.
Способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;
Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
Воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
Развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Оборудование: компьютер, видеопроектор, электронная презентация с звуковыми файлами, видеоролик, листок формата А4.
Возрастная категория – обучающиеся 7-8-х классов.
Ход классного часа:
— Добрый день ребята! Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Какой (ая) я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.
(Заслушивание ответов детей?)
— В ваших ответах часто звучало прилагательное добрый, добрая. Приведите примеры поступков, которые характеризуют вас, как доброго человека?
-«Что посеешь, то пожнешь» – говорили наши предки. Посмотрите этот видеоролик, приведите примеры, которые подтвердят высказывание предков «Что посеешь, то пожнёшь».
-Какие примеры подтверждают это высказывание? (ответы детей).
-Предлагаю вашему вниманию простое, по сути, упражнение «Сердечный отклик». Возьмите лист формата А4.
Вверху листка, на котором вы и начнете свою работу, напишите вопрос «В чем состоит истинный смысл моей жизни?» и в режиме автоматического письма начинайте записывать все ответы, которые приходят в вашу голову, не пытаясь никак анализировать или сортировать, или откидывать пришедшие к вам ответы. Сколько должно быть ответов? У всех по-разному. Кому-то будет достаточно ста, кому-то пяти ста маловато будет.
Упражнение считается выполненным, если произошел именно сердечный отклик.
(заслушиваем ответы детей)
— Для некоторых людей, помощь другим людям становится смыслом жизни. Одной из высоких моральных ценностей является забота о ближнем. Таким образом, получается, что человеку свойственно протягивать руку помощи нуждающимся, если есть такая возможность. Подобные действия можно назвать благотворительностью. И таковой она будет до тех пор, пока помощь будет оказываться бескорыстно, на добровольных началах.
В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, для не способных к передвижению людей еду развозили на повозках. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.
2. Правивший в Киеве в первой половине ХII века князь Николай Давыдович построил в городе «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за церковной оградой. Князь Андрей Боголюбский приказывал развозить по улицам еду и раздавать бедным, а князь Роман Мстиславич все свое имущество раздал неимущим и сам умер в нищете. Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич, после страшного пожара, случившегося в 1185 году, и уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, раздал горожанам средства на строительство новых домов.
Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню. Смоленский князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным все свое имущество, не оставив себе средств даже на погребение.
В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже десять.
5. И в настоящее время, есть яркие примеры благотворительности:
Благотворительные фонды, в которые уже сейчас можно обратиться, чтобы сделать доброе дело: Подари жизнь Фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями. Учрежден актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Год основания: 2006.
Дарящие надежду Международный фонд помощи животным. Основная сфера деятельности — привлечение населения к решению проблемы бездомных животных гуманными способами, в частности поиск новых хозяев для животных из приютов, стерилизация. Год основания: 2010.
Милосердие Создан более 10 лет назад для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Отличительная черта фонда — адресность и оперативность: в описании каждого проекта подробно говорится, что и для каких организаций можно сделать прямо сейчас. Год основания: 2006.
Подсолнух Фонд основан продюсером и режиссером Тимуром Бекмамбетовым и продюсером Варей Авдюшко. Цель проекта — помогать детям с нарушениями иммунитета. Всего под опекой фонда находится более 600 детей в возрасте от 0 до 18 лет со всех регионов России. Фонд развивает несколько направлений, среди которых доступное лечение, правовая поддержка семей, где растут дети с иммунодефицитом, сопровождение и развитие подопечных фонда, меры по созданию всех условий для их самореализации.
БИМ Деятельность этого фонда началась с создания первого в России приюта для домашних животных. В настоящий момент открыто пять приютов на территории Москвы и Подмосковья, в которых содержится более трех тысяч животных. Помимо собак и кошек, здесь обитают гуси, белки, вороны, голуби, совы, лисы, ежи, даже медведи, пострадавшие от вырубки лесов, или отказники из цирков и зверинцев. Год основания: 1986.
Благотворительный фонд Константина Хабенского Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями головного мозга. Основные направления работы Фонда: помощь в организации обследования и лечения детей, покупка медикаментов, организация реабилитационных программ, помощь профильным отделениям российских медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и информационная работа с родителями, направленная на улучшение ранней диагностики тяжелых заболеваний головного мозга. Год основания: 2008 г.
Классный руководитель : Запишите слово «благотворительность». Что такое благотворительность? От каких слов оно произошло? Согласитесь, мы редко употребляем эти слова сейчас. Получается, это понятие возникло очень давно. Потому что это в природе людей — делать добро. Давайте убедимся в том, что каждый из вас уже занимается благотворительностью. (Вспомните вместе с детьми про голодных птиц зимой, про бездомных кошек и собак, спросите если у них бабушка и дедушка, помогают ли они им, про маму, когда она заболела или устала. А если из класса кто-то заболел, что можно для него сделать?)
Мы помогаем — тем, кто в данное время слабый, кому нужна помощь. Когда ты сильный — ты помогаешь слабым, даже если ты маленький.
В нашей стране в 2015 году по Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, была создана организация, объединяющая школьников от 8 до 18 лет. Целью организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. где каждый ребенок может проявить свои таланты и способности в различных направлениях.
Главная задача РДШ – показать школьникам, что инициатива в их руках. Государство стремится воспитать людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые смогут организовать не только свой досуг, но и «заразить» благой идеей тех, кто рядом.
— Мы с вами знаем о том в нашей стране каждый год чему то посвящен. Например 2016 год был объявлен годом кино, 2017 годом экологии, а чему посвящен 2018 нынешний год?
-Итак, 2018 это год добровольца и волонтера.
— Кто такие добровольцы?
(Это люди ДОБРОЙ ВОЛИ, которые часть своего свободного времени, сил и энергии, знаний и опыта без всякого принуждения жертвуют тем, кому в данный момент нужна помощь и поддержка).
Доброволец в переводе на французский – это волонтёр. Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.
1. В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов. Современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.
Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей. Волонтёры «Победы» заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям.
Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Таких примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше и больше!
Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству — в душе, в характере, в культуре нашего народа.
2.Волонтёрство возможно и в школе. Взрослые хотят видеть нас подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной стране оказывает волонтёрское движение. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а нам, молодому, приглянулось «волонтёрство». Чего спорить? Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.
Итоговые слова – рефлексия.
Сегодня мы привели яркие примеры благотворительности в истории и по настоящее время. Быть может, такая информация вдохновит вас на совершение добрых поступков. Я думаю, что девизом каждого человека, могут стать слова «Я знаю! Я умею! Я научу! Я смогу помочь!»
Упражнение «Я в лучах солнца»
Нарисуйте солнышко, внутри напишите свое имя, на каждом лучике подписать какие добрые дела совершить в ваших силах.
«Помощь, как смысл жизни!» Стремление быть полезным – естественное желание человека. Служение людям делает нас более добрыми, отзывчивыми, восприимчивыми, неравнодушными к судьбам другого. Бескорыстная самоотдача подразумевает, что вы делаете добро, но не ожидаете за нее похвалы или какой – то особенной награды. И это правильное поведение. Потому как если вы ждете вознаграждения, то поступок приобретает совсем другие черты и мотивы, он теряет свое благородство. Смысл жизни как раз и состоит в том, чтобы ежедневно учиться открывать собственную душу навстречу другим людям.
«Помощь, как смысл жизни».
«Помощь, как смысл жизни».
Каталина Надежда Александровна
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука
Классный час «Помощь, как смысл жизни».
Если люди не научатся помогать друг другу,
То род человеческий исчезнет с лица земли.
британский писатель Вальтер Скотт
Цель: воспитание высоконравственных качеств у обучающихся.
Способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;
Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
Воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
Развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Оборудование: компьютер, видеопроектор, электронная презентация с звуковыми файлами, видеоролик, листок формата А4.
Возрастная категория – обучающиеся 7-8-х классов.
Ход классного часа:
— Добрый день ребята! Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Какой (ая) я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.
(Заслушивание ответов детей?)
— В ваших ответах часто звучало прилагательное добрый, добрая. Приведите примеры поступков, которые характеризуют вас, как доброго человека?
-«Что посеешь, то пожнешь» – говорили наши предки. Посмотрите этот видеоролик, приведите примеры, которые подтвердят высказывание предков «Что посеешь, то пожнёшь».
-Какие примеры подтверждают это высказывание? (ответы детей).
-Предлагаю вашему вниманию простое, по сути, упражнение «Сердечный отклик». Возьмите лист формата А4.
Вверху листка, на котором вы и начнете свою работу, напишите вопрос «В чем состоит истинный смысл моей жизни?» и в режиме автоматического письма начинайте записывать все ответы, которые приходят в вашу голову, не пытаясь никак анализировать или сортировать, или откидывать пришедшие к вам ответы. Сколько должно быть ответов? У всех по-разному. Кому-то будет достаточно ста, кому-то пяти ста маловато будет.
Упражнение считается выполненным, если произошел именно сердечный отклик.
(заслушиваем ответы детей)
— Для некоторых людей, помощь другим людям становится смыслом жизни. Одной из высоких моральных ценностей является забота о ближнем. Таким образом, получается, что человеку свойственно протягивать руку помощи нуждающимся, если есть такая возможность. Подобные действия можно назвать благотворительностью. И таковой она будет до тех пор, пока помощь будет оказываться бескорыстно, на добровольных началах.
В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, для не способных к передвижению людей еду развозили на повозках. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.
2. Правивший в Киеве в первой половине ХII века князь Николай Давыдович построил в городе «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за церковной оградой. Князь Андрей Боголюбский приказывал развозить по улицам еду и раздавать бедным, а князь Роман Мстиславич все свое имущество раздал неимущим и сам умер в нищете. Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич, после страшного пожара, случившегося в 1185 году, и уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, раздал горожанам средства на строительство новых домов.
Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню. Смоленский князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным все свое имущество, не оставив себе средств даже на погребение.
В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже десять.
5. И в настоящее время, есть яркие примеры благотворительности:
Благотворительные фонды, в которые уже сейчас можно обратиться, чтобы сделать доброе дело: Подари жизнь Фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями. Учрежден актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Год основания: 2006.
Дарящие надежду Международный фонд помощи животным. Основная сфера деятельности — привлечение населения к решению проблемы бездомных животных гуманными способами, в частности поиск новых хозяев для животных из приютов, стерилизация. Год основания: 2010.
Милосердие Создан более 10 лет назад для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Отличительная черта фонда — адресность и оперативность: в описании каждого проекта подробно говорится, что и для каких организаций можно сделать прямо сейчас. Год основания: 2006.
Подсолнух Фонд основан продюсером и режиссером Тимуром Бекмамбетовым и продюсером Варей Авдюшко. Цель проекта — помогать детям с нарушениями иммунитета. Всего под опекой фонда находится более 600 детей в возрасте от 0 до 18 лет со всех регионов России. Фонд развивает несколько направлений, среди которых доступное лечение, правовая поддержка семей, где растут дети с иммунодефицитом, сопровождение и развитие подопечных фонда, меры по созданию всех условий для их самореализации.
БИМ Деятельность этого фонда началась с создания первого в России приюта для домашних животных. В настоящий момент открыто пять приютов на территории Москвы и Подмосковья, в которых содержится более трех тысяч животных. Помимо собак и кошек, здесь обитают гуси, белки, вороны, голуби, совы, лисы, ежи, даже медведи, пострадавшие от вырубки лесов, или отказники из цирков и зверинцев. Год основания: 1986.
Благотворительный фонд Константина Хабенского Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями головного мозга. Основные направления работы Фонда: помощь в организации обследования и лечения детей, покупка медикаментов, организация реабилитационных программ, помощь профильным отделениям российских медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и информационная работа с родителями, направленная на улучшение ранней диагностики тяжелых заболеваний головного мозга. Год основания: 2008 г.
Классный руководитель : Запишите слово «благотворительность». Что такое благотворительность? От каких слов оно произошло? Согласитесь, мы редко употребляем эти слова сейчас. Получается, это понятие возникло очень давно. Потому что это в природе людей — делать добро. Давайте убедимся в том, что каждый из вас уже занимается благотворительностью. (Вспомните вместе с детьми про голодных птиц зимой, про бездомных кошек и собак, спросите если у них бабушка и дедушка, помогают ли они им, про маму, когда она заболела или устала. А если из класса кто-то заболел, что можно для него сделать?)
Мы помогаем — тем, кто в данное время слабый, кому нужна помощь. Когда ты сильный — ты помогаешь слабым, даже если ты маленький.
В нашей стране в 2015 году по Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, была создана организация, объединяющая школьников от 8 до 18 лет. Целью организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. где каждый ребенок может проявить свои таланты и способности в различных направлениях.
Главная задача РДШ – показать школьникам, что инициатива в их руках. Государство стремится воспитать людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые смогут организовать не только свой досуг, но и «заразить» благой идеей тех, кто рядом.
— Мы с вами знаем о том в нашей стране каждый год чему то посвящен. Например 2016 год был объявлен годом кино, 2017 годом экологии, а чему посвящен 2018 нынешний год?
-Итак, 2018 это год добровольца и волонтера.
— Кто такие добровольцы?
(Это люди ДОБРОЙ ВОЛИ, которые часть своего свободного времени, сил и энергии, знаний и опыта без всякого принуждения жертвуют тем, кому в данный момент нужна помощь и поддержка).
Доброволец в переводе на французский – это волонтёр. Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.
1. В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов. Современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.
Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей. Волонтёры «Победы» заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям.
Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Таких примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше и больше!
Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству — в душе, в характере, в культуре нашего народа.
2.Волонтёрство возможно и в школе. Взрослые хотят видеть нас подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной стране оказывает волонтёрское движение. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а нам, молодому, приглянулось «волонтёрство». Чего спорить? Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.
Итоговые слова – рефлексия.
Сегодня мы привели яркие примеры благотворительности в истории и по настоящее время. Быть может, такая информация вдохновит вас на совершение добрых поступков. Я думаю, что девизом каждого человека, могут стать слова «Я знаю! Я умею! Я научу! Я смогу помочь!»
Упражнение «Я в лучах солнца»
Нарисуйте солнышко, внутри напишите свое имя, на каждом лучике подписать какие добрые дела совершить в ваших силах.
«Помощь, как смысл жизни!» Стремление быть полезным – естественное желание человека. Служение людям делает нас более добрыми, отзывчивыми, восприимчивыми, неравнодушными к судьбам другого. Бескорыстная самоотдача подразумевает, что вы делаете добро, но не ожидаете за нее похвалы или какой – то особенной награды. И это правильное поведение. Потому как если вы ждете вознаграждения, то поступок приобретает совсем другие черты и мотивы, он теряет свое благородство. Смысл жизни как раз и состоит в том, чтобы ежедневно учиться открывать собственную душу навстречу другим людям.
«Подлинный смысл жизни — в служении другим»
Нынешняя социальная система государства — это монополия, в которой госорганы сами себе выделяют деньги, сами их тратят и сами себя контролируют. Именно поэтому она по определению не может быть эффективна и не ориентирована на человека, считает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов).
— Как вы сами пришли к социальному служению?
— Давным-давно, когда я был еще неверующим человеком, меня посетила мысль, что смысл жизни можно найти в служении другим. До этого я искал смысл жизни в искусстве: в театре, в литературе, в кино.
Но только когда пошел работать санитаром в больницу, почувствовал, что подлинный смысл жизни — в служении другим.
Позже я крестился и стал священником. Когда мне было 40 лет, у меня умерла жена и меня назначили настоятелем в больничном храме. Там я стал помогать сестрам милосердия, при храме возникло училище сестер милосердия. И вот так постепенно я приобщился к этому делу.
— Сейчас вы возглавляете Синодальный отдел по социальному служению. Каковы основные направления работы отдела?
— Мы стараемся помогать всем, кто в этом нуждается. Например, многодетным семьям. В нынешних условиях многодетные родители совершают очень трудный подвиг. Многие современные семьи не решаются исполнять то, что заповедано Богом, находя разные причины и объяснения для того, чтобы не рожать детей. Поэтому многодетные родители сегодня вынуждены быть своего рода белыми воронами. Помощь этим людям для нас в приоритете. В епархиях появляется все больше инициатив и проектов, которые нацелены на поддержку многодетных семей: центры гуманитарной вещевой помощи, детские сады и ясли, летние лагеря, службы добровольцев, без которых родителям порой бывает очень сложно справиться.
Конечно, в помощи нуждаются дети-инвалиды, дети из неполных семей, дети, которые лишились родителей. Им мы тоже помогаем. Сейчас на территории России действует 90 церковных детских приютов. Часто они возникали стихийно –
священники, настоятели монастырей не могли мириться с тем, что в интернатах без родительской заботы, без воспитания остаются дети. Строился приют, часто совсем небольшой по размеру, священникам передавались на воспитание дети. И сегодня мы видим, что в этих приютах в семейной обстановке вырастают замечательные люди!
Выпускники церковных приютов получают среднее и высшее образование и гораздо лучше устраиваются, чем выпускники государственных детских домов.
Мы помогаем престарелым людям. Они пережили очень тяжелый XX век, страшную войну, попрание человеческих свобод и прочие ужасы советской жизни. Сейчас они получают мизерную пенсию, у них во многих регионах нет денег даже на дрова.
Всего в России действует более 40 богаделен — мест, где одинокие тяжелобольные старики живут в условиях, близких к домашним. Их опекают сестры милосердия и врачи. В Москве тоже есть такие учреждения. В следующем году православная служба помощи «Милосердие» откроет в Москве новую богадельню, рассчитанную на 18 мест.
С технической точки зрения новая богадельня в Москве не будет уступать государственным приютам: помещение оборудуют лифтами, специальными ванными комнатами, широкими дверными проемами, пандусами. Но для пожилого человека не менее важны забота, внимание, человеческое тепло и искреннее участие в его проблемах. Часто всего этого не хватает в государственных учреждениях.
Кроме того, мы, конечно же, помогаем инвалидам, бездомным, людям, у которых есть склонность к алкоголизму и наркомании. Мы стараемся не только накормить бездомного, но и дать ему реальную возможность вернуться в общество. Когда в Москве только появился наш автобус «Милосердие», перед ним стояла одна простая цель – спасти зимой как можно больше людей от смерти из-за переохлаждения. Через несколько лет московские власти создали свой подобный проект, и благодаря этому сейчас, слава Богу, смертность среди бездомных уменьшается. И мы больше думаем над тем, как реабилитировать таких людей.
В епархиях появляются приюты для бездомных (сейчас их более 60. – ред.), которые стараются оказать комплексную помощь – восстановить документы, привить навыки самостоятельной жизни, трудоустроить человека.
Правда, в Москве до сих пор такого центра у Церкви нет, хотя мы давно просим московские власти выделить для его создания участок земли. Мы бы хотели, чтобы в нем бездомные были не просто постояльцами, а смогли начать сами решать свои вопросы, жить как в своем доме, а не как в казенном учреждении. Мы уже приобрели мобильную душевую для бездомных, которую можно поставить рядом с приютом. Но самого приюта по-прежнему нет.
Серьезным злом для нашего общества является наркомания. Церковь не отгораживается от наркозависимых людей, а стремится им помочь. С каждым годом появляется все больше церковных реабилитационных центров для наркоманов. В Москве при нашем отделе действует Координационный центр по противодействию наркомании. По его подсчетам, сейчас в стране 62 церковных реабилитационных центра, которые способны одновременно принять около 1000 человек. Наши специалисты выезжают за рубеж для ознакомления с современными методиками работы, совсем недавно была разработана церковная методика реабилитации наркоманов.
— Как вы решаете, кому именно нужна помощь? Это какие-то директивы сверху?
— Большинство церковных социальных проектов появляется не в результате директив, а в ответ на просьбы о помощи.
К тому же вы немножко неправильно представляете нашу работу. Социальная работа, конечно, поддерживается патриархом, на Высшем церковном совете, Священном синоде, Архиерейском соборе принимаются различные документы. Но это служение естественно для Церкви. Основная наша задача — не выдумывать что-то новое, а поддерживать и более эффективно использовать и развивать то, что у нас уже есть. А главное, что у нас есть, – это любовь. Служение другим — это не работа, а служение любви.
Наш отдел – это не просто какое-то министерство, которое за чем-то следит. Каждая епархия тут самостоятельна в своей работе, каждый архиерей сам решает, чем занимается его епархия, на каждом приходе у настоятеля храма есть определенная степень свободы, и он тоже сам выбирает, чем ему заниматься.
Мы не можем спустить какую-то директиву и сказать, что, например, сегодня мы идем в детдома, а завтра помогаем престарелым.
Вместе с тем, конечно, мы стараемся координировать социальную работу в методическом, организационном плане, рассказывать об успешном опыте, консультировать, помогать епархиям. Во многих приходах сейчас появились социальные работники, мы занимаемся их обучением. Приезжаем в разные федеральные округа, проводим конференции, уже несколько лет ведем на нашем сайте дистанционное обучение – в формате веб-семинаров. В этих веб-семинарах участвуют сотни людей из епархий разных регионов нашей страны и даже из-за рубежа. Тех соцработников, которые прошли этот курс, мы приглашаем в Москву на стажировку.
— Все ваши проекты только для верующих?
— Вовсе нет. Например, один из добровольцев службы «Милосердие», который занимается ремонтом на дому для наших подопечных, является некрещеным. Но он очень светлый, хороший человек. Если у человека есть искреннее желание помогать другим, делать добро — он уже на пути к Богу – источнику добра. В нашу службу добровольцев «Милосердие» иногда приходят представители других религий. Были случаи, когда в добровольцы записывались мусульмане, протестанты, католики.
— Ведение такого количества социальных проектов требует серьезного финансирования. Откуда идут средства на эти проекты Церкви?
— Частично наши расходы покрывают гранты и субсидии, но большая часть средств – это частные пожертвования. Например, в православной службе помощи «Милосердие» более 70 процентов всех поступлений составляют частные пожертвования. Есть люди, которые нам помогают очень давно, например дирижер Владимир Федосеев. Он устраивает благотворительные концерты Большого симфонического оркестра в пользу нашей службы «Милосердие» и вот уже больше 20 лет помогает нам из своих личных средств.
Нас поддерживают «друзья милосердия» — те люди, которые регулярными небольшими перечислениями позволяют выживать нашим проектам. Мы открыты, и можно проверить все, что мы делаем: финансовые отчеты каждый месяц публикуются в общем доступе на сайте «Милосердие.ru». К сожалению, в этом году пожертвования от «друзей милосердия» сократились. Чтобы наши проекты продолжали свою работу, нужна постоянная поддержка гражданского общества.
— У государства также есть структуры социальной помощи. Как вы оцениваете их эффективность?
— Социальная система государства – это монополия, в которой государственные органы сами себе выделяют деньги на свою работу, сами их тратят и сами себя контролируют. Понятно, что эта система несовершенная, она не ориентирована на человека.
Простой пример. Есть такое понятие, как социальная услуга. В развитых странах средства на оплату услуг идут за человеком. Что это значит? Вместо того чтобы сидеть в очереди и слышать хамство от единственного специалиста в единственном государственном учреждении, человек сам может выбрать, какое учреждение ему будет оказывать помощь, и по факту этого выбора государство должно будет перечислить деньги той организации, которую выбрал человек. Появляется конкуренция, улучшается качество услуг. У нас же до сих пор сохраняется система советского образца.
На ребенка-инвалида в государственном интернате в Москве выделяется больше 100 тыс. рублей в месяц. При этом, если этот ребенок живет в семье, на него выделяется средств в несколько раз меньше. Получается, сама система подталкивает людей отдавать детей в интернаты и препятствует усыновлению.
До революции милосердие было частным делом и в нем участвовали многие люди. Когда к власти пришли безбожники, которые хотели построить новый мир и отрицали все традиции, они создали ту систему, которая жива до сих пор, хотя у нас уже нет советских учреждений. В советское время государство монополизировало социальную деятельность и заниматься делами милосердия Церкви было запрещено. Если бы мы в советское время открыли приют, нас бы посадили в тюрьму. Государство хвалилось своей социальной работой и при этом прятало всех нуждающихся в помощи людей в закрытые учреждения, куда не было доступа. Для этих людей было особое гетто. Там была еда и крыша над головой, какой-то уход, но при этом жизнь тех, кто там находился, сильно отличалась от нормальной жизни. Эти люди не были включены в жизнь общества.
А ведь во всем мире инвалиды интегрированы в общество, они ездят на общественном транспорте, ходят в магазины, их стараются поддержать в обществе. А у нас старики, инвалиды, дети-сироты от общества оторваны. Сейчас тысячи, десятки тысяч людей скрыты от наших глаз в закрытых психоневрологических интернатах, детских домах для детей-инвалидов, домах престарелых, где они никому не нужны.
Постепенно государство начинает понимать, что в таких учреждениях нужны добровольцы. Принимаются внутренние документы, инструкции, которые обязывают руководство учреждений отчитываться о том, как они привлекают добровольцев. Но одними документами делу не поможешь. Нужно, чтобы в решении проблемы принимали участие реальные живые люди – добровольцы, гражданские активисты. Если их не будет, слова об открытости, заботе, уходе, общении с людьми в этих госучреждениях так и останутся словами.
В государственной системе не развита система реабилитации людей на всех уровнях – ни наркоманов, ни бездомных, ни детей-инвалидов. В России не учат этому, и в штатном расписании не предусмотрено необходимое количество людей для реабилитации.
— На социальные проекты РПЦ государство выделяет деньги?
— Да, но сейчас это скорее исключение из правил. Возьмем, например, православную службу помощи «Милосердие», которая работает в Москве. Из бюджета города целиком финансируется программа реабилитации московских детей с ДЦП в нашем медцентре, почти на 50% покрывается стоимость обучения детей в школе, детские дома же получают не больше 10% расходов — в основном средства выделяются только на питание и одежду. Также некоторые наши проекты получают разовое финансирование в виде грантов.
Но гранты хороши только для того, чтобы начать проект. Потом должны быть другие механизмы финансирования действующих эффективных социальных служб. У нас ведь не фонд, который собирает средства и просто перенаправляет их нуждающимся. Этим мы тоже занимаемся, но большинство наших проектов в Москве представляют собой законченную инфраструктуру по оказанию помощи самым разным категориям людей. В штате службы «Милосердие» — врачи, учителя, психологи, воспитатели, которые работают в детских домах, приюте для беременных, богадельне, школе. Мы должны платить им зарплату, человек ведь не может работать бесплатно – ему надо одеваться, что-то есть.
— Есть ли среди церковных социальных проектов уникальные?
— Да, конечно. В Петербурге именно Церковь была инициатором создания первого в России детского хосписа, и сейчас директором этого учреждения является священник. Уникальный проект – питерский центр реабилитации несовершеннолетних подростков святителя Василия Великого.
Туда попадают условно осужденные подростки, которых профессиональные специалисты возвращают к нормальной жизни – знакомят с культурой, искусством, ходят вместе с ними в походы, занимаются паркуром, скалолазанием и другими современными видами спорта.
Я уже говорил про автобус «Милосердие», который зимой по ночам спасает от замерзания бездомных в Москве. Этот проект во многом стал образцом для создания подобной государственной мобильной службы. Наша Свято-Спиридоньевская богадельня в Москве сильно отличается от государственных приютов для стариков. У нас это две обычных квартиры, где у каждого есть свои вещи, а не просто больничная палата, где человек должен доживать остаток своих дней безрадостно и в одиночестве.
В московской службе помощи «Милосердие» есть и другие уникальные проекты. У нас действует группа дневного пребывания для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Фактически это детский сад, куда мама может привести своего ребенка для реабилитации и общения с другими детьми. Сейчас своей очереди в группу ждут больше 100 семей.
Ни в одном медицинском учреждении не занимаются комплексной помощью больным боковым амиотрофическим склерозом (БАС) — это тяжелое редкое заболевание, при котором постепенно перестают работать все мышцы и люди умирают от удушья. Сейчас таких больных только в Москве около 700 человек. Облегчить страдания этих людей можно с помощью аппаратов искусственного дыхания, но они стоят очень дорого, и далеко не все могут себе их позволить приобрести. Поэтому в службе «Милосердие» мы открыли специальную программу «Дыхание» и собираем средства на покупку аппаратов. Наши врачи, соцработники, психологи оказывают всестороннюю поддержку пациентам и их семьям.