польская актриса ва банк
Как сложились судьбы актёров польской криминальной комедии «Ва-банк»
В этом году исполняется ровно сорок лет легендарному фильму «Ва-банк». Он вышел на экраны в 1981 году и сразу стал необыкновенно популярным. После премьеры не прошло и года, а создатели картины уже понимали, что нужно снимать продолжение, так как успех был невероятным. Причем не только в Польше, но и во всех странах восточной Европы, включая СССР.
А в 1982 году, после призов на международных кинофестивалях в Марселе и Маниле, картину закупили десятки стран по всему свету, и польские актёры, участвующие в фильме, приобрели уже мировую известность.
Ян Махульский, исполнитель главной роли бывшего медвежатника Хенрика Квинто
Актёр на главную роль попал не случайно, так как режиссером и сценаристом картины был его сын Юлиуш Махульский. Своей основной деятельность актёр считал театр, поэтому в фильмографии 53-летнего Яна Махульского на тот момент было немного картин.
Всего он снялся в семи фильмах своего сына, но эти два комедии «Ва-банк» и «Ва-банк-2» были лучшими в его кинокарьере. Ян Махульский прожил 80 лет и до последних дней выступал на сцене драматического театра в Лодзи. Там же в Лодзи, актёр более двадцати лет преподавал в местной школе киноискусств.
Его не стало в ноябре 2008 года. Яна Махульского провожали в последний путь под регтайм из фильма «Ва-банк», а позже актёру был установлен памятник в образе Хенрика Квинто.
Это актёр был знаком советским зрителям еще задолго до фильма «Ва-банк». Ранее его можно было увидеть в польских военных фильмах «Четыре танкиста и собака», а также «Ставка больше, чем жизнь».
Актёр прожил до 90-летнего возраста и работал в кино почти до самой смерти. За свою длинную творческую жизнь собрал множество званий и наград. Его не стало в апреле 2017 года.
Леонард Петрашак, он же банкир Густав Крамер
Актёру сегодня 84 года, он проживает в Варшаве и уже более сорока лет выступает на сцене театра ««Атенеум». Первая известность в кино пришла в 1973 году, когда он исполнил главную роль в многосерийном историческом фильме «Чёрные тучи». Фильм шел только в Польше, но имел необыкновенную популярность.
Роль Кремера в фильме «Ва-банк» сделал актёра известным уже за пределами страны. Сам актёр считает, что роль банкира Крамера в двух фильма этой криминальной комедии, является самой успешной в его кинокарьере.
Яцек Хмельник и Кшиштоф Кершновский, сыгравшие братьев-мошенников Мокса и Нута
К сожалению, известного польского актера Яцека Хмельника нет в живых уже более десяти лет. В 1990 году он был назначен директором драмтеатра в Лодзи, при этом много снимался в кино, вёл на телевидение авторскую передачу. Его жизнь оборвалась в 2007 году в результате несчастного случая, когда он, в затопленном водой подвале своего дома, попытался включить свет. Актёр погиб мгновенно от удара электротоком. Ему было 54 года.
Его напарник по фильму актер Кшиштоф Кершновский в настоящее время играет в театре и снимается в телесериалах. В ноябре прошлого года ему исполнилось 70 лет.
Эва Шикульска, исполнительница роли вдовы друга Квинто – Марты
Актриса хорошо известна в Польше, более сорока лет выступает в театре, активно снимается в кино. В её фильмографии более сотни ролей, многие из которых главные. Сегодня актрисе 71 год и её карьера успешно продолжается.
В июле прошлого года ей исполнилось 62 года. Карьера этой польской актрисы сложилась более чем успешно. Уже больше двадцати лет она является владелицей крупной продюсерской компанией и одной из самых состоятельных женщин Польши. В 2010 году она учредила и возглавила фонд помощи больным детям, который сегодня входит в число крупнейших благотворительных фондов в стране. При этом она периодически снимается в кино и является учредителем многих творческих фестивалей. Роль в фильме «Ва-банк» она называет своей самой любимой киноработой.
По существующему в Польше рейтингу, криминальные комедии «Ва-банк» и «Ва-банк-2» входят в десятку самых популярных отечественных кинокартин в стране.
«Ва-банк-4»: Квинто против Сталина. Кино, которое вы не видели и не увидите
Юлиуш Махульский родился в актёрской семье, собственно, именно его отец Ян Махульский сыграл главную роль — медвежатника Квинто — в дебютном фильме сына. Будущий режиссёр поступил в киношколу в Лодзи и во время поездки на студенческие каникулы в Болгарию в 1977 году написал сценарий фильма «Ва-банк». Перед этим Юлиуш несколько месяцев читал подшивки довоенного польского журнала «Тайный детектив», и именно там нашёл прототип главного героя — варшавского медвежатника 20-30-х годов ХХ века Станислава Цихоцкого.
Тот, в частности, использовал небольшую металлическую пластинку для нейтрализации систем сигнализации, что также нашло отражение в фильме.
Кстати, в ленте есть ещё одна отсылка к реальности. Датчанин говорит, что если бы они «провернули» дело несколько месяцев назад, то он поехал бы в Италию на чемпионат мира по футболу (в 1934 году в Италии действительно проходил чемпионат мира по футболу, но поляки отказались от участия в нём). Квинто отвечает: мол, теперь придётся ждать ещё лет 40, прежде чем Польша поедет на чемпионат мира (сборная ПНР выиграла бронзу футбольного чемпионата мира 1974 года).
Для Махульского было принципиальным, чтобы его фильм описывал именно 30-е годы ХХ века, и не только потому, что режиссёр, как и большинство творческих людей его поколения, пытался максимально дистанцироваться от реалий Польской Народной Республики.
«Разумеется, события должны были происходить в довоенной Польше, потому что после войны уже не было ни серьезных денег, ни квалифицированных взломщиков, да и банки остались только государственные», — шутит режиссёр.
Хотя за сценарий Юлиуш Махульский получил от народной Польши немыслимый для дебютанта гонорар — 40 тысяч злотых (максимальная ставка тогда составляла 50 тысяч), за эту сумму можно было, к примеру, купить новый автомобиль. На съёмках «Ва-банка» молодого режиссёра опекал опытнейший Ежи Кавалерович (известный по фильму «Фараон»), а советами помогали другие мэтры польского кино.
Кстати, фильм поначалу должен был называться просто «Квинто», а нынешнее, ставшее легендарным название, предложил Ежи Гофман.
Нет смысла пересказывать сюжет фильма: большинство читателей его неоднократно смотрели. Напомню только одну из сцен, которая была снята совсем не по сценарию. В конце фильма вся компания налетчиков отмечает успех в ресторане, попивая шампанское под музыку.
«У Витольда Пыркаша, сыгравшего Датчанина, было какое-то событие, и на съемки этого эпизода он пришел уже изрядно навеселе, — вспоминает Махульский. — Но сцена сидячая, и съемки решили не отменять. И вдруг он понёс отсебятину. Оператор и я так растерялись, что не остановили камеру. А Витольд обращается к компании, говорит, что просто обязан это сделать, и, к нашему удивлению, тащит Эльжбету Зайонцувну (Наталию) танцевать. И это у него вышло совсем неплохо. Когда я отсмотрел материал, то решил все так и оставить. На следующий день пан Пыркаш пришел извиняться, а я ему за эту сцену вручил бутылку вина и сказал, что все было великолепно».
При этом одну из уже снятых сцен режиссёр в фильм не включил, и цензура тут ни при чём.
«Мы сняли продолжение вечера банкира-мошенника Крамера (Леонард Петрашак) с Натальей, которую Квинто и Датчанин подсунули ему в качестве приманки. В фильме их вечер заканчивается только её просьбой «быть джентльменом». Однако мы сняли сцену, предполагающую, что они были в постели. Но при монтаже я подумал, что зашел слишком далеко и что со стороны героини это была бы слишком большая жертва», — признался Махульский журналистам в год тридцатилетия выхода фильма на экраны. Американцы спасли российского президента, сняли об этом кино, а Министерство культуры не хочет его показывать
Успех «Ва-банка» был настолько большим, что практически сразу было принято решение снимать продолжение.
«Но вопрос был не только в успехе, — говорит Махульский. — Съемки этого фильма были таким захватывающим опытом для меня и команды, что мы действительно хотели снова его испытать. Конечно, при съёмке второй части мы были в гораздо лучшей ситуации. Создание «Ва-банка» было похоже на высадку в Нормандии, а «Ва-банк-2» уже напоминал парад в Берлине».
В 1989 году Махульский попытался снять третью и четвёртую части истории о Квинто. Действие «Ва-банка-3» должно было происходить во время Второй мировой войны.
По сюжету Крамер благодаря своему немецкому происхождению назначен нацистами генеральным директором всех банков Польши. В одном из банковских сейфов хранится список агентов гестапо, который хочет добыть Армия Крайова (АК). Наталья, которая стала курьером АК, пробирается к Квинто в Швейцарию, чтобы убедить его помочь открыть этот сейф.
Конечно, старые враги должны были опять встретиться…
«Сегодня я очень сожалею, что не снял этот фильм, — говорит Юлиуш Махульский. — Когда актеры стали становиться всё старше, мне показалось, что для «Ва-банка-3» время прошло, и нужно сразу снимать «Ва-банк-4». У меня была такая идея: в марте 1953 года Квинто и Датчанин совершают в Москве налёт в таком масштабе и крадут такое состояние, что Сталин получает сердечный приступ и умирает. Финал должен был быть сильным!»
Однако реалии первых лет новой, на всех парах несущейся в капитализм Польши мало способствовали национальному кинопроизводству. Поэтому третья и четвёртая части «Ва-банка» так и остались в планах, несмотря на их идеологическое соответствие новой эпохе. Бездарные нацисты. Почему патриотическое кино на Украине обречено на провал
Правда, в 1988-м Махульский создал собственную киностудию ZEBRA, однако первый фильм — «Дежа вю» — она сняла в 1989-м фактически за советские деньги совместно с Одесской киностудией. Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Подробный разбор и интересные факты о фильме «Ва-Банк» (Vabank, Юлиуш Махульский, Польша, 1981)
Фильмы «Ва-Банк» и «Ва-Банк 2» были сняты польским режиссером Юлиушем Махульским в 1980-е годы. Меня они заинтересовали тем, что достаточно красочно показывают довоенную Польшу, которая в те времена имела гордое название Вторая Республика или Вторая Речь Посполитая. Ситуация достаточно интересная: в 1981 году Махульскому удалось снять комедию «Ва-Банк» про довоенную эпоху, отношение к которой в течение предшествующих 35 советских лет на официальном уровне было категорически отрицательным.
Однако в «Польской Народной Республике» фильм не рассматривался на официальном уровне как антисоветский и был воспринят положительно как обычными зрителями, так и идеологически подкованными кинокритиками. «Ва-Банк» даже показали в 1985 году в СССР. В «ПНР» советский режим еще был силен, но плавно двигался к закономерному финалу в 1989 году. Антикоммунистическое и антисоветское движение еще только набирало силу.
Я покадрово разобрал все ключевые сцены фильма «Ва-Банк», обращая внимание на те отсылки, которые сделал режиссер. Считаю этот фильм знаковым для своей эпохи. В обзоре будут спойлеры, раскрывающие сюжет, так что если вы их опасаетесь, то лучше предварительно посмотрите сам фильм.
Герои и сюжет польского фильма Ва-Банк
Шел год 1934-й. Фильм начинается с момента, когда двое братьев – Фокс и Нута, грабят ювелирный магазин. Они забирают украшения в стиле джентльменов: без насилия и повышения голоса, вежливо и с аристократической выдержкой.
В первой же сцене фильма мы понимаем, что в довоенной Польше работали частные ювелирные магазины. Сегодня нам сложно отличить эту сцену от способных иметь место в любом английском, французском и американском кино. Но для «Польской Народной Республики» 1980-х это было настоящим удивлением и ярким контрастом с советской серостью повседневности.
Далее мы видим небольшой пролог к последующим событиям: некий человек приходит домой и не без помощи постороннего незнакомца падает из окна. Это событие будет ключом к дальнейшему развитию сюжета.
Незнакомец оказывается наемником, успешно выполненнившим заказ. Он довольно прогуливается по городской улице, протирая руки платком. На заднем плане можно заметить табличку с адвокатским бюро. В довоенной Польше функционировала частная адвокатская практика.
Нам показывают и заказчиков убийства. Впервые на экране предстает банкир Крамер вместе со своим помощником Ставицким. Богатый интерьер кабинета, хороший ремонт и изысканная мебель. Такова была довоенная Польша тридцатых годов.
Интерьер зала частного банка в Польше сравним с интерьерами швейцарских банков. Махульский намеренно акцентирует внимание на его роскошном убранстве, будто намекая, что все это однажды рухнет осенью 1939 года. В этот самый банк зайдут немецкие солдаты сразу после захвата Варшавы. А в Брест-Литовске, Львове, Гродно и других городах будущих «западной Белоруссии и Украины» в точно такие же банки зайдут солдаты и представители спецслужб СССР.
Крамер – деловой, подтянутый, в шикарном черном костюме. Преступник, не теряющий обаяния и харизмы. В том же кадре мы видим, что работает телефонная связь и даже функционируют защитные механизмы сигнализации. В советской «Польской Народной Республике» часто пропагандировали, что довоенная Польша с рыночной экономикой была неразвитым отсталым государством. Махульский показывает, что все было иначе.
До настоящего момента зрителю было трудно разобраться, кто главный персонаж фильма. Потому, что он не был показан. Герой предстает перед нами только сейчас: это вышедший из тюрьмы Хенрик Квинто, в прошлом знаменитый профессионал в области ограблений банков. Его уже ждут браться Фокс и Нута, узнавшие, что из тюрьмы выходит «знаменитость» такого масштаба. Однако, Квинто удается скрыться из виду.
В 1934 году наравне с автомобилями по улицам продолжали ездить лошадиные повозки. Над проселочной дорогой высятся крыши богатых вилл. Махульский намеренно совмещает такие колоритные типажи в одном кадре.
Квинто приходит к себе домой и видит, что замки на квартире сменены. Мы же замечаем, что в довоенной Польше в 1930-х у людей были свои квартиры, а не «коммуналки», где жили по 30 человек с одной ванной и туалетом. И, пожалуй, В 1934 году подъезды в Польше выглядели лучше, чем в России в 2019-м.
Выясняется, что жена Квинто не осталась ему верна. Квинто забирает из тайника припрятанные много лет назад 500 злотых и безмолвно уходит. За 6 лет (с 1928 по 1934 год) 500 злотых по-прежнему остались хорошей суммой.
Тем временем в банке Крамера разгорается настоящая драма с обманутым вкладчиком. Режиссер Махульский намеренно помещает своих персонажей в мир, который элегантен и богат, где даже жулики носят галстуки и вежливо обращаются друг к другу.
Тем временем, братья Фокс и Нут все же встречают Квинто. Они предлагают ему вспомнить свои давние таланты и организовать новое большое дело.
Братья перечисляют Квинто список его известных дел по ограблению банков: «1924 год – Львов, Польский национальный банк», «1925 год – Лодзь, Кредитный швейцарский банк», «1927 год – Быдгощь, Народный банк», «1928 год – Экономический банк»…
Махульский акцентирует внимание на том, что в довоенной Польше работали как польские, таки и иностранные банки. Страна была интегрирована в мировое экономическое пространство. При этом в состав Польши входили территории Галиции и Волыни. В 1934 году Польский национальный банк во Львове еще существовал, но меньше чем через десять лет Галицию и ждет незавидная судьба оказаться в УССР.
Квинто отказывает братьям и вводит их в заблуждение, представляясь обычным музыкантом. Он не хочет возвращаться к делам, последствия которых отняли у него 6 лет жизни.
Квинто снимает номер в отеле. И снова мы видим быт Польши до того момента, как ее разделили, разорили и практически уничтожили Третий рейх и СССР. Богатые дизайнерские интерьеры, деловые люди в строгих дорогих костюмах. В советской «Польской Народной Республике» все это исчезло. К счастью, не бесследно.
Через некоторое время в номер к Квинто пожаловал уже знакомый нам банкир Крамер. Мы узнаем, что несколько лет назад Крамер предал Квинто и дал против него показания. В качестве знака примирения (либо догадываясь, что Квинто может быть опасен), Крамер предлагает большую сумму денег. После недолгой перепалки, Квинто соглашается взять эти деньги, а Крамер уходит.
Квинто покупает автомобиль в частном магазине выкупа и продажи авто. Вновь режиссер Махульский радует приятными мелочами. В советской «Польской Народной Республике» частных автосервисов и магазинов не было.
Квинто и владелец магазина оказываются знакомы. Владелец тоже пытается уговорить Квинто принять участие в очередной афере, но Квинто отказывается. На заднем плане можно заметить плакат с рекламой автомобиля Fiat. В довоенной Польше ездило много иномарок.
В середине тридцатых годов XX века в Польше в принципе было достаточно много автотранспорта. Увы, все мы помним, что произойдет через пять лет. Те автомобили, которые в стране были до 1939 года, в большинстве своем потеряют своих хозяев, либо будут уничтожены в боевых действиях. Из территорий Польши, ставших «Западной Белоруссией и Украиной» (попавших в состав БССР и УССР), их вывезут «на материк» в СССР как богатый трофейный улов для советских чинов.
Квинто приходит домой к давнему другу и узнает, что тот погиб. Это был тот самый человек из начала фильма, которого вытолкнули из окна. В мундштуке трубы Квинто находит записку с информацией о том, что Крамер нечист на руку и причастен к этому убийству.
Квинто принимает решение отомстить за друга, приходит к банку Крамера и начинает раздумывать над планом. Мы видим городскую жизнь Польши 1930-х. Частные компании, рестораны, кафе, театры. На улицах можно было встретить велосипедистов и много иностранных автомобилей.
Квинто отправляется к своим новым знакомым. Братья Фокс и Нута радуются, что Квинто соглашается с ними сотрудничать. Оказывается, что они работают в частном автосервисе. Квинто принимает решение продать автомобиль и вернуть деньги Крамеру в полном объеме.
В короткий момент можно увидеть плакат с логотипом нидерландско-британской нефтегазовой корпорации SHELL. В Польше до 1939 года работал международный бизнес, на что режиссер Махульский в очередной раз обращает внимание.
Квинто понимает, что за ним следят. Он поручает братьям найти своего давнего друга – Датчанина. Но у Фокса и Нута ничего не получается: они узнают, что за годы отсутствия Квинто, Датчанин успел продать театр, купить кинотеатр, продать и его, впоследствии занявшись новым бизнесом. Еще одна отсылка на то, что до Второй мировой войны Польша была государством рыночной экономики, в котором можно было заниматься бизнесом и зарабатывать. Даже купить театр! В восьмидесятых годах в советской «Польской Народной Республике» это звучало немыслимо.
Квинто идет на футбольный матч и встречает Датчанина, не изменившего привычкам и увлечениям. Футбол был популярной игрой в Польше. На него любили ходить люди разных возрастов. На заднем плане можно увидеть польского военного офицера. Какая судьба его ждет через пять лет? Режиссер Махульский специально создает в фильме такие трагичные контексты. В разговоре Квинто и Датчанина упоминается, что не так давно сборная Польши по футболу проиграла сборной Германии.
В толпе на Квинто просходит нападение, но крамеровский наемник промахивается, убивая случайного человека. В дело сразу вмешиваются военный и полицейский. И вновь режиссер Махульский умело показывает печальный кадр: обоих ждет незавидная судьба. Польских военных и полицейских не щадили в 1939-м ни захватчики Третьего Рейха, ни СССР.
В кинопрокате СССР этот момент, конечно, был вырезан. Фильм «Ва-Банк» вышел в кинопрокат «Польской Народной Республики» в 1981 году, а в СССР — в 1985-м. В «ПНР» государственная цензура была гораздо слабее и на большом экране показывать обнаженные части тела в 1980-х было уже допустимо.
Датчанин уходит на разведку в банк Крамера, обращая внимание на устройство систем безопасности. Мы же вновь видим, как были устроены частные банки в Польше 1930-х годов. Они мало чем отличались от швейцарских, британских или американских банков того времени.
После 1939 года последовало около полувека забвения. Здесь следует сделать важную ремарку: в занятой Германией частью Польши многие частные банки продолжали работать в ограниченном режиме, а в занятой СССР были полностью разорены, разграблены и закрыты. После 1945 года на всю «Польскую Народную Республику» был всего лишь один государственный банк, созданный по образцу Госбанка СССР.
Вскоре Крамер узнает, что к нему в банк приходил Датчанин. Будучи давним другом Квинте, этот человек давно находился в «черном списке» у Крамера.
Крамер не придает этому значения и покидает банк. Мельком мы можем обратить внимание на профиль варшавских улиц 1930-х годов.
Тем временем Квинто, Датчанин, Фокс и Нута начинают готовиться к большому делу.
Датчанин изготавливает пластину нужной формы и размера, которая своим физическим свойством сопротивления сможет замкнуть цепь таким образом, что сигнализация не сработает.
Крамер встречает на безлюдной улице девушку, у которой сломалась машина. Разумеется, Крамер быстро соглашается ей помочь.
Девушка представляется Натальей. Модная шляпа, меховой шарфик, милое лицо, испачканное машинным маслом. Крамер еще не знает, что Наталья – это часть плана по ограблению его собственного банка и последующей компрометации.
Знакомство Крамера и Натальи продолжается. Через некоторое время он приезжает к ней домой. Режиссер Махульский вновь мастерски подбирает кадр: цветы, шампанское и сразу три дорогих автомобиля в кадре. Жизнь в Польше 1930-х годов.
В этом же самом фрагменте Махульский намеренно фокусируется на логотипе BMW автомобиля Натальи.
Крамер снимает с Натальи колье, оставляя свои отпечатки пальцев на застежке. Застежкой является та самая нейтрализующая систему охраны пластина, которую изготовил Датчанин. Теперь на ней есть отпечатки пальцев Крамера.
Внезапно Квинто задерживает полиция. Следователем оказывается тот самый человек, который увел у Квинто жену. Оказалось, что причиной задержания было подозрение Квинто в ограблении виллы, на которое его звал продавец автомобиля в самом начале фильма.
На стене в полицейском участке можно заметить герб Польши и портрет Юзефа Пилсудского – великого военного и политического деятеля, которому Польша обязана восстановлением независимости в 1920-х года практически после полутора веков забвения. Действие фильма разворачивается в 1934 году, Пилсудский умер в 1935-м.
Квинто быстро отпускают и тот едва успевает к ограблению банка. По иронии судьбы, его подвозят полицейские.
Проникнув в банк через шахту вентиляции, нейтрализовав охранников и отключив сигнализацию сигнализацию, компаньоны выносят все деньги. При этом они специально выбрасывают блокирующую сигнализацию деталь. Сейф вскрывал Квинто путем разблокировки замка, но было принято решение оставить в сейфе вырезанное аргоновой сваркой отверстие. Так, чтобы все выглядело как неумелая попытка импровизации ограбления.
По плану Квинто и Датчанина было необходимо не просто украсть деньги, а подставить Крамера, подбросив украденныю сумму ему на виллу.
Утром начинается полицейское расследование ограбления. В банк прибывает разгневанный Крамер.
Комиссар сразу же начинает подозревать, что ограбление – инсценировка. План Квинто подставить Крамера работает. Крамер упоминает, что можно потребовать компенсацию у швейцарской фирмы Циглер за ущерб, полученный из-за несработавшей сигнализации.
И вновь режиссерские отсылки: в Польше 1930-х годов функционировала рыночная экономика и была широко распространена продукция международных компаний, а советская «Польская Народная Республика» с 1945 по 1989 год года являлась изолированной от внешнего мира страной.
Вскоре у Крамера дома обнаруживают украденные из банка деньги. Можно обратить внимание на убранство виллы. Режиссер Махульский показывает, что в довоенной Польше были состоятельные люди, которые владели хорошей недвижимостью. Факт того, что Крамер оказался нечист на руку, не говорит о том, что не было порядочных состоятельных людей.
Крамер заявляет об алиби, способном подтвердить его местонахождение в злополучный вечер ограбления банка. Вместе с комиссаром они едут едет к Наталье. Однако выясняется, что в квартире живут совсем другие люди. Тогда банкир вспоминает о другом свидетеле — темнокожем мужчине, выходившем из соседней квартиры с собакой на поводке. Но оказывается, что вместо молодого темнокожего мужчины с собакой, в соседней квартире живет обычная пожилая женщина с кошкой. Она утверждает, что ни темнокожего мужчины, ни собаки здесь никогда не было. План Квинто вновь срабатывает.
Украденные Крамером деньги друга Квинто возвращают его вдове. О причастности Квинто к этой истории было принято решение умолчать. Все представляют как компенсацию.
План компаньонов удался. Датчанин танцует с Натальей танец, а Фокс и Нута обсуждают с Квинто дальшейшие планы. Квинто, явно не имея ни малейшего желания возвращаться к нарушению закона, вновь уклончиво отвечает, что всего лишь музыкант.
В последней сцене фильма Крамера ведут в суд под вспышки фотоаппаратов и наперебой задающих вопросы корреспондентов газет.
Наблюдает за этим действием довольный Квинто.
Рецензия на польский фильм Ва-Банк
Шли тридцатые годы XX века. В Польше активно развивалась деловая, экономическая и политическая жизнь. От Познани до Брест-Литовска, от Кракова до Львова, от Люблина до Пинска, от Варшавы до Тернополя. Режиссер Юлиуш Махульский показал, какой была страна до начала Второй мировой войны. Деловые костюмы, пиджаки и фраки, иностранные автомобили, банки, дорогие виллы и просторные квартиры. Режиссер Махульский намеренно рисует Польшу как мир, который элегантен и богат, где даже преступники носят галстуки и вежливо обращаются друг к другу «сэр» или «пан». Мир Махульского – это мир, в котором господствует принцип чести и в котором в конечном итоге торжествует справедливость. Хотя Квинто и его группа являются преступниками, они руководствуются моральными ценностями, которые важнее денег и счастливой жизни.
Довоенный период в истории Польши отражался в умах прогрессивных поляков 1980-х как утраченное время процветания, свободы и независимости. Благодаря фильму «Ва-Банк» ностальгия вновь смогла прийти в сочетание с мечтами о справедливости и материальной достаточности, то есть со всем, противоположностью чего являлся установленный в Польше советский строй.
Юлиуш Махульский позаботился о том, чтобы в декорации фильма входили рекламные плакаты западных брендов. Мельчайшие детали не случайны. Они характеризуют довоенную Польшу как неотъемлемую часть мирового экономического и политического пространства. Важны и типажи мирной самодостаточной жизни польского государства. Офицер, прогуливающийся по улице с девушкой. Сломавшийся на дороге автомобиль. Район старинных вилл. Частный банк с охраной. Работающая полиция с образованным детективом-профессионалом.
Фильм «Ва-Банк» создал огромный контраст с советской реальностью «Польской Народной Республики». «Ва-Банк» – это фильм-реквием. Реквием по той стране, которая была утрачена в сентябре 1939 года, когда с одной стороны в Польшу вступили войска Третьего Рейха, а с другой – войска СССР.
Считаю, что фильм «Ва-Банк» должен посмотреть каждый. В следующей статья я расскажу о его продолжении – фильме «Ва-Банк 2», действие которого происходит в 1936 году.