полное огосударствление всех сфер жизни общества

Тоталитарный режим

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, мотивов поступков людей;

4) абсолютная правовая регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) характеризуется наличием одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Источник

Что такое огосударствление общественной жизни и когда оно возникает?

Само слово «огосударствление» означает процесс становления чего-либо принадлежащим государству.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Взаимодействие общества и государства носит характер прямой связи.

Государство вмешивается во все сферы жизни общества, гражданина, личности. Эта возможность обеспечивается принятием соответствующих законов. Такая ситуация характерна для тоталитарного политического режима.

Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника. Теория государства и права // Учебник под ред А.Б.Венгерова, М.: Юриспруденция, 2003, с.104

Итак, огосударствление общественной жизни возникает при установлении тоталитарного режима и является системой действий органов государственного управления, направленных на «слияние» общественного и государственного.

Источник

Характеристика тоталитарного режима

Ему свойственно огосударствление не только общественной, но и в значительной степени частной жизни, максимальное ущемление прав и свобод граждан.

Приведенные положение американских законов З. Бжезинский и К. Фридрих взяли за основу своего определения тоталитаризма и предложили более обстоятельную характеристику тоталитаризма. Ими выделены следующие признаки:

единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

одна, единственно возможная идеология, которая должна признаваться всеми. Деление всего мира в соответствии с идеологией на друзей и врагов;

монополия на средства массовой информации;

монополия на все средства вооруженной борьбы;

легализация террора и система террористического полицейского контроля;

централизованная система управления экономикой.

Для тоталитаризма характерна особая идеология. Она претендует на охват всех сфер жизни, обосновывает свое монопольное право на истину, запрещает политический плюрализм. При таком режиме официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно привержено данной идеологии. Даже эмоции и мысли берутся под контроль. Идеи доводятся до масс самыми доступными методами (кино, песни и т.п.).

В идеологии и практике тоталитаризма особую роль играет фигура вождя, которого противоестественно наделяют всей совокупностью положительных качеств, в том числе и харизматическими способностями.

Происходит огосударствление общества. Сужается независимость общественной жизни от государства, т.е. уничтожается гражданское общество. Тоталитарное общество делит людей на врагов и друзей.

Роль права при таком режиме принижена. Власть получает безграничные полномочия. Государство становится неправовым.

Монополия в экономике, политике связана с монополией на информацию. Все средства массовой информации берутся под строгий контроль. Для тоталитаризма характерен антиинтеллектуализм.

Сохранение и упорядочение всей этой системы монополий невозможно без насилия. Поэтому для тоталитарного режима характерно применение террора. Это средство внутренней политики государства.

Тоталитаризм можно подразделить на тиранический, фашистский и военно-диктаторский.

Если подвести итог сказанному, то можно сделать вывод, что тоталитаризм держится на трех “китах”: страхе, ненависти и энтузиазме масс.

Как показывает история, тоталитарные режимы, как правило, не в состоянии длительное время обеспечивать жизнеспособность общества. Причины кроются в их природе: в ограниченных возможностях саморазвития, в плохой приспособляемости к быстро меняющемуся миру. Известный американский специалист по теории менеджмента считает, что наступление века информатики несовместимо с тоталитарным режимом власти.

Тоталитарные концепции устраняют всякие ограничения политического воздействия, исходят из всеобъемлющей, тотальной политизации общества, политического командования экономикой, культурой, наукой и т.д. В тоталитарных моделях политика непосредственно управляет всеми другими сферами, фактически упраздняет гражданское общество, автономию частной жизни.

В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость.

В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

Тоталитарная идеология проникнута патерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер.

Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

Источник

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ (от ср.-век. лат. totalis — весь, целый, полный) — один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляется в зародыше террористическими методами. Вся государственная власть сосредоточена в руках одного лица (вождя), опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной. Сохраняющиеся демократические институты (парламент, выборы, референдум и др.) лишены всякого реального содержания и играют роль декорации, используемой для пропагандистских целей,

Смотреть что такое ТОТАЛИТАРИЗМ в других словарях:

ТОТАЛИТАРИЗМ

(от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный) 1) одна из форм авторитарного буржуазного государства (см. Тотали. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

тоталитаризм м. Одна из форм устройства авторитарного государства, характеризующаяся его полным господством над всеми сторонами жизни.

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ (от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный) — форма общественного устройства, характеризующаяся полн. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ (totaliterianism) Диктаторская форма централизованного управления, регулирующая все аспекты деятельности как индивида, так и государств. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

(от лат. totalitas цельность, полнота) понятие, обозначающее ряд социальных режимов XX в., в которых структура власти базировалась на однопартийной системе, всеобъемлющем контроле и насилии, насаждении единой государственной идеологии во всех сферах жизни. В политический язык термин *Т.* ввел в 20-е годы Б. Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. При этом он использовал идеи известного итал. философа и идеолога фашизма Джентиле о тоталитарном государстве как воплощении нравственного духа народа, о растворении индивидуальности в тотальных движениях и политических структурах. В антиутопиях Е. Замятина *Мы* (1920), О. Хаксли *О дивный новый мир* (1932) тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, *расчеловечивающее* человека, превращающее его в винтик на основе психофизиологической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции Т. начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление деяний нацизма и сталинизма. А. Кёстлер, Ортега-и-Гассет, Мальро, Дж. Оруэлл, Ф. Боркенау, Н. Бердяев и другие в разной форме дали описание Т. как общества, качественно отличного от всех, которые существовали в истории. Тоталитарный режим в их концепциях слагался из следующих основных элементов: всеохватывающая идеология, обращенная не к разуму, а к инстинктам; монолитная массовая партия как носитель этой идеологии и одновременно безличная машина власти над всеми сферами жизни общества; наделяемый сверхъестественными способностями вождь; аппарат непрерывного массового террора. В послевоенное время началось систематическое исследование идеологических, политических, экономических и психологических источников и предпосылок Т. В кн. известного экономиста Хайека *Путь к рабству* (1944) генезис Т. связывался с антилиберальными и социалистическими течениями второй половины XIX в., отрицавшими абсолютную ценность личности и рассматривавшими человека как момент в движении к некой коллективной цели. В кн. Поппера *Открытое общество и его враги* (1945) фундаментом тоталитарной идеологии объявляются философские учения Гегеля и Маркса. В фундаментальном исследовании Арендт *Источники тоталитаризма* (1951) раскрывается отличие Т. от других форм государственного насилия деспотии, тирании, диктатуры; прослеживалось превращение личности в элемент тоталитарной системы, для которого характерно сочетание слепой веры с крайним цинизмом. *Тоталитарный человек* есть атомизированный, отчужденный индивид, представитель *массы*, сплачиваемый в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. В коллективном исследовании под руководством Адорно *Авторитарная личность* (1950) выявлялись общие черты людей, обнаруживающих наибольшую склонность к нацистской пропаганде. Для них характерны эрозия традиционных ценностей, отсутствие собственного Я. У подобных людей складывается *тоталитарный синдром*: невозможность самодетерминации и готовность целиком подчиниться тому, кто обещает стабильное существование. В более широком плане Т. связывается с выходом в XX в. на политическую сцену *человека массы*, описанного Ортегой-и-Гассетом в его знаменитом эссе *Восстание масс* (1930), легко подпадающего в ситуации экономических и военных потрясений под действие пропаганды национализма, антисемитизма, мифологии натурально-органического единства. Экономические истоки Т. усматриваются в стремлении пришедших к власти *вождей* решать экономические проблемы путем централизации управления и контроля над хозяйственной жизнью. Когда этот процесс разрушает рыночные механизмы самоорганизации экономики, начинается быстрое движение общества к Т. В некоторых странах, помимо других причин, Т. стал следствием *диктатуры модернизации*: правители этих обществ поставили цель провести форсированную индустриализацию и совершить экономический рывок в условиях технологического отставания, низкого уровня образования и засилия патриархальных отношений. В такой ситуации была сделана ставка на сильную власть, подавление рыночных отношений, мобилизацию народа с помощью идеологических мифов и насилия на совершение экономического чуда. Эта гонка разрушала традиционные социальные институты, вела к бюрократизации и милитаризации общества и в конечном счете заводила в тупик Т. В. П. Филатов Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990, № 10-12; Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

от позднелат. tolalis — весь, целый, полный) — современная разновидность авторитаризма, при которой государство контролирует почти все аспекты жизни личности. Термин «Т», впервые введен в политический лексикон лидером итал. фашистов Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения и режима. В западной политологической литературе понятие «Т», употребляется как общее обозначение фашизма, нацизма, сталинизма и сходных явлений (маоизм, полпотизм). В разработку проблем Т. наибольший вклад внесли: X. Арендт («Происхождение тоталитаризма»), Н. Бердяев («Истоки и смысл русского коммунизма»), 3. Бжезинский («Перманентная чистка. Политика советского тоталитаризма»), В. Варшавский («Родословная большевизма»), Г. Маркузе («Одномерный человек»), Л. Рэдел («Корни тоталитаризма: идеологические источники фашизма, национал-социализма и коммунизма»), Э. Фромм («Бегство от свободы»), Ф. А. Хайек («Дорога к рабству») и др. В художественной литературе эти проблемы нашли свое отражение в романах-антиутопиях Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «О, дивный новый мир», Дж. Оруэлла «1984». Т. типичен лишь для XX а. Это понятие точнее всего отражает сущность общественно-политической системы в СССР в период с 1929 г. до 1986—87 гг. (до и после этого периода — авторитаризм). К родовым признакам Т. относятся: 1) наличие единственной массовой партии, возглавляемой харизматическим лидером (см. Харизма), фактическое слияние партийных и государственных структур при тоталитарном режиме выражает понятие «партия-государство» («государственная партия») (см. Политические партии); 2) монополизация и централизация власти: политические ценности (власть, подчинение ей, лояльность по отношению к «партии-государству») становятся первичными в сравнении с другими ценностями (материальными, религиозными, эстетическими и др.) в мотивации и оценке человеческих поступков; исчезает грань между политической и неполитической сферами жизни, вся жизнедеятельность регламентируется, формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы бюрократическим путем (см. Элитизм); 3) монопольное господство официальной идеологии, которая должна признаваться всеми; она порождает и поддерживает теории и мифы («божественные», «сатанинские» и др.) о мире, обществе и человеке, стремясь их навязать, внушить через все средства массовой информации, обучения, пропаганды, как единственно верный, истинный способ мышления; опора на неиндивидуализированные ценности (государство, раса, нация, класс); духовная атмосфера общества отличается фанатической нетерпимостью к др. мировоззрениям; 4) система физического и психологического террора (реализуется принцип: разрешено то, что приказано властью, все остальное запрещено). Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20—30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма («марксизм-ленинизм», «национал-социализм»). Т. появился в «ситуации вызова», когда возрастает необходимость ускоренной модернизации, форсированного, догоняющего развития. Общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и сиротства, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Исторический опыт Т. свидетельствует о том, что это весьма стабильная политическая система (см. Политическая стабильность), т. к. оппозиция здесь пресекается в зародыше. Но ее устои расшатывает экономическая малоэффективность, культурная несостоятельность в соревновании с экономически и политически плюралистическим обществом. Переход от Т. к демократии — закономерность политических процессов в странах Восточной Европы и СССР (см. Трансформация). Литература: Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии, 1990, № 10—12; Арендт X. Вирус тоталитаризма // Новое время, 1991, № 11. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

лат. totalis — весь, целый, полный) — разновидность недемократического политического режима, характеризующаяся абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти, диктатом идеологии, отсутствием свободы личности. Авторами термина считаются итальянские либералы Дж. Амендола и П. Гобетти, использовавшие его в 20-х годах XX в. для обозначения установившейся в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть ее качественное отличие от предыдущих типов диктатур (деспотизма, тирании, олигархии). В политический лексикон термин был введен самим лидером итальянского фашизма Б. Муссолини. Впоследствии данный термин стал использоваться в политической науке для обозначния такой системы распределения власти, при которой политическая система полностью подчиняет себе все сферы общественной жизни, опираясь при этом на общеобязательную идеологию. В отличие от диктатур традиционных обществ, тоталитаризм имеет характерные черты, которые могут быть присущи только обществу индустриальному — с достаточно высоким уровнем развития науки и техники, разветвленной системой массовой коммуникации (способствующей идеологизации общества), политической активностью масс (развитием партий и общественно-политических движений тоталитарного характера) и др. Поэтому тоталитарные режимы возникают (а большинство из них и прекращают свое существование) на мировой политической арене только в XX в. По характеру господствующей идеологии выделяют следующие основные исторические разновидности тоталитаризма: 1. Фашизм (итал. fascio — пучок, связка), возникший в Италии в 1922 г. Провозглашал своей основной целью возрождение великой Римской империи, характеризовался массовым террором, расизмом и ксенофобией, культом вождя (дуче). 2. Коммунистический тоталитаризм (лат. communis — общий), сформировавшийся в Советском Союзе на основе идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения бесклассового коммунистического общества на основе реализации принципов коллективизма, диктатуры пролетариата и пр. Характеризовался ликвидацией частной собственности, плановой моделью экономического хозяйствования, массовыми репрессиями (было уничтожено около 40 млн человек), культом личности. 3. Националсоциализм (нем. Nazismus; от названия национал-социалистической партии Германии) — режим, существовавший с 1933 по 1945 г. в Германии и вобравший в себя основные черты как фашизма, так и коммунистического тоталитаризма. Цели национал-социализма сводились к воссозданию могущества германского рейха и установлению мирового господства арийской расы. Как и другие формы тоталитаризма, национал-социализм основывался на всеобщем руководстве партии и культе вождя (фюрера). К. Фридрих и 3. Бжезинский выделяют следующие основные признаки тоталитарного политического режима: единая (официальная) общеобязательная идеология; однопартийность; государственная монополия на средства массовой информации; централизованная экономика; система жесткого полицейского контроля над всем обществом с использованием физического и психического насилия. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

(totalitarism) — форма политического правления, особенно в новое время, при которой власть централизована и способна проникать во все уголки и все аспекты социальной жизни. Утверждение Бенжамина Барбера (1969) о том, что термин был *концептуальной проституткой. не принадлежащей одному, а обслуживающей всех*, возможно, является правильным. Употребление термина слишком часто перегружалось идеологией и часто связывалось скорее с огульными оценками, чем с внимательным анализом. Однако главные характеристики тоталитарного правления, по сравнению с прежними формами *абсолютного* или деспотического правления и с большинством современных форм демократического правления, вполне ясны. Они выделены Фридрихом (1954) следующим образом: (а) идеология тотальности; (б) единственная партия, преданная идеологии и обычно руководимая одним человеком, который правит как диктатор; (в) в совершенстве развитая тайная полиция; (г) государственный монополистический контроль и над средствами массовой коммуникации, и над всеми организациями, включая экономические институты, вооружение, средства насилия. Таким образом, данная система обладает средствами надзора и террора на уровне, просто неведомом досовременным режимам (ср. Абсолютизм; Восточный деспотизм), использование которых она оправдывает на основании национального интереса и с точки зрения общих идеологий, в том числе расизма, национализма и коммунизма. (Как пророчески заметил Толстой, *образ Чингисхана с телефоном*.) Из-за этих идеологий, а также потому, что тоталитаризм часто опирается на социальные движения, которые могут пользоваться широкой поддержкой, он вряд ли смог бы выжить, если бы держался только на силе. Именно в резкости различия, часто проводимого между современными формами тоталитаризма и демократического правления, коренятся трудности в применении понятия. Одна из причин столь острого различия состоит в том, что тоталитарная тенденция с ее всеобщими системами надзора — особенность всех современных государств. Более того, в тоталитарных, равно как и не тоталитарных режимах, именно идеология демократии в смысле *правления многих* действует в качестве оправдания потребности в привлечении и поддержке. В последних, конечно, такая тотальная тенденция гасится институционализированным принятием политической оппозиции. Однако даже эта характеристика не меняет значения термина по существу, ибо наличие оппозиции в некотором роде должно считаться характерной чертой всех систем. Ср. Либеральная демократия. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

При тоталитарной политической системе государство контролирует все аспекты политической, социальной, культурной и экономической жизни своих граждан. Государством руководит правящая элита, чья власть основана на идеологическом контроле над массами, подкрепленном репрессивными действиями. В таких обществах гражданские свободы, права человека и возможность граждан участвовать в принятии решений очень ограничены либо отсутствуют вообще. Термин «авторитарный» используется в отношении государств, также управляемых элитой, обладающей значительной властью, которая, впрочем, не всегда распространяется на все сферы общественной жизни, как это имеет место при тоталитаризме. Господствующая в тоталитарных обществах идеология может быть самой разной. Марксизм-ленинизм безраздельно господствовал в бывшем СССР, где жизнь полностью контролировалась Коммунистической партией Советского Союза. Доверенные члены партии осуществляли контроль над такими институтами общества, как профсоюзы, средства массовой информации и армия, а также над обеспечиваемыми государством услугами, например образованием, В других тоталитарных режимах господствующей идеологией может быть фашизм, при котором допускается существование только одной партии, а представительные институты, например избранные в результате прямых выборов органы законодательной власти, обычно отсутствуют. Тоталитарные режимы могут опираться и на религиозную идеологию. В качестве примера можно привести Иран и пребывающие под властью «Талибана» районы Афганистана, где насаждаются законы шариата, исламские религиозные лидеры занимают высокие политические посты, а политические партии действуют в рамках постулатов Корана и предписаний шариата. Отличительной чертой теократического правления является нетерпимость к воззрениям, идущим вразрез с доминирующим религиозным течением. Тоталитарные режимы отличны от олигархических. Олигархия представляет собой политическую систему, при которой власть принадлежит небольшой группе людей, не столько пытающихся реализовать на практике некую политическую идеологию, сколько преследующих собственные интересы. Интересы эти могут иметь экономический характер, а могут выражаться в стремлении обладать властью. См. также статьи «Гражданские права», «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Права человека», «Третий мир», «Фашизм». смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

(от позднелат. totalitas цельность, полнота, totalis весь, целый, полный), 1) одна из форм авторитарных бурж. гос-в периода империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем гос-ва над всей жизнью общества. Тоталитарным гос-вам и режимам свойственны огосударствление всех легальных орг-ций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократич. орг-ций, фактич. ликвидация конституц. прав и свобод, милитаризация обществ. жизни, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще. Крайне тоталитарными гос-вами были фаш. Германия и Италия. 2) Направление бурж. политич. мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о всеобъемлющем характере гос-ва выдвигались в прошлом с определ. оговорками нек-рыми философами (Гоббс, Гегель). Особенно широкое распространение Т. получил с развитием фашизма, став офиц. идеологией фаш. Германии и Италии. В этот период понятие Т. употреблялось бурж.-либеральными идеологами для критич. оценки сложившихся в этих странах режимов. В период «холодной войны» понятие Т. использовалось антикоммунистич. пропагандой по отношению к социалистич. гос-вам, к-рые клеветнически отождествлялись с фаш. режимами и противопоставлялись «демократич.», «свободному» обществу. Реакц. бурж. политики и идеологи и ныне пытаются использовать его в антикоммунистич. целях. В совр. условиях доктрина Т. дискредитирована в глазах широких масс и утратила былое влияние, однако обострение социальных противоречий в капиталистич. странах вызывает оживление тоталитарных, неофаш. тенденций. Борьба с идеологией и практикой Т.важнейшая задача коммунистич. движения, марксистско-ленинской обществ. науки. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

от лат. totalis — целый, полный) — общественно-политический строй, основанный на всеобщем кон100 троле государства над жизнью общества и отдельных его индивидов. В политический обиход термин введен Муссолини, который назвал тоталитаризмом порядок своего правления. Характерными чертами тоталитарного государства является идеологическая манипуляция сознанием масс, не ограниченные законом полномочия властей, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, огосударствление всех легальных организаций, существование, как правило, однопартийной системы, милитаризация общественной жизни, культ вождя, репрессии в отношении инакомыслящих и оппозиции. В качестве самостоятельного политического учения тоталитаризм был разработан итальянским философом Д. Джентиле (1875–1944), вошедшим в 1920-е годы в состав правительства Муссолини и считавшим тоталитарное государство воплощением нравственного духа. В послевоенный период в трудах Ф. Хайека (1899–1992), Т. Адорно (1903–1969) и Х. Арендт (1906–1975) был предпринят ряд попыток исследовать тоталитаризм и его природу. Хайек связывал возникновение тоталитаризма с распространением социалистических политических учений. Адорно и Арендт в своих исследованиях тоталитаризма были преимущественно сосредоточены на осмыслении нацистского прошлого и его причин. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

Торит Торизм Тори Тор Томила Томат Том Тол Тоз Титр Титор Титло Тит Тир Тимор Тимол Тимар Тим Тиара Тиазол Татра Татаро Тата Таро Тара Тамил Там Таити Таир Таз Рота Рот Ром Рол Роза Ритм Рита Риолит Рио Рим Ризалит Риза Риал Риа Рао Рамоли Рами Рам Рало Разом Размол Разлом Раз Отит Отиатр Отар Ортит Орт Орза Омар Олим Мраз Мот Мортал Мор Моир Митта Митра Митоз Мирт Миро Мирза Мир Миот Миозит Миоз Мио Мило Мила Миаз Маттиола Матт Матлот Мат Марти Март Мариотта Марат Марал Мара Маори Мао Мало Мали Маиорат Мазло Мазила Мазар Маз Маар Лот Лори Лор Лом Лоза Литр Литота Лита Лиризм Лира Лимит Лима Лизат Лиза Лиаза Латиризм Лата Лара Лама Лаз Итр Итл Ирма Ирита Иолит Иол Имитатор Иматра Илот Илим Изот Изол Изоатм Измор Измаил Изм Излом Зримо Зот Зола Зоил Зло Злато Злата Зима Зилот Торт Зил Затор Тоталитаризм Трал Зао Трамал Замот Трата Замор Зам Залом Зало Зал Тратта Триал Тризм Заир Аттрит Атто Аттил Атом Атм Трио Арт Аромат Арма Арат Аортит Трот Аорта Амитоз Амилоза Амил Алма Аларм Азот Азол Азиат Азат Азарт Тротил Аил Аир Алмаз Амати Амрита Амт Аозт Троилит Тритом Триоз Арам. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

(от позднелат. totalitas — цельность, полнота; totalis — весь, целый, полный) — 1) направление политической мысли, оправдывающее этатизм и авторитаризм, всеобъемлющий характер государства, его полное всевластие. С 1920-х гг. — официальная идеология в фашистских Германии и Италии, с середины 1930-х гг. — во франкистской Испании; 2) как социальная политика характерен для тоталитарных государств, принимая в них различные формы и выражаясь в полном (тотальном) контроле всех сфер жизни обгцества, фактической ликвидации конституционных прав и свобод, репрессиях по отношению к оппозиции и инакомыслию (см. Диссиденты). Тоталитарный режим в СССР — социальная политика, особенно характерная для 1930 — середины 1950-х гг., включавшая командно-волюнтаристские методы управления, всеобщее подчинение диктатуре аппарата ВКП(б) — КПСС, неограниченную власть и культ личности И. В. Сталина, насаждение теории марксизма и идейно-политический контроль, разветвленную деятельность карательных органов (ВЧК, ГПУ, КГБ), сопровождавшуюся массовыми необоснованными репрессиями. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

1) Орфографическая запись слова: тоталитаризм2) Ударение в слове: тоталитар`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): тоталитаризм4) Фонетическая т. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

(лат. – цельность, полнота) – способ государственного устройства и правления, при котором власть одной партии или одного круга людей насильственными средствами проводит свою идеологию как «единственно верную», обеспечивает проникновение этой идеологии во все поры общественной, государственной, культурной, производственной, бытовой и личной жизни граждан. Это обеспечивает проникновение государственного контроля и насилия во все жизненно важные вопросы. Личности, при этом, растворяется в обществе, превращаясь в винтик, в средство достижения партийных или властных целей. К тоталитарным режимам относятся нацизм, сталинизм. Тоталитаризм советского государства породил, соответственно, «тоталитарную педагогику», канонизирующую роль государства, партии и власти в воспитании и образовании граждан, выработавшую стереотипы поведения людей, освещающую деспотическое вмешательство в личную жизнь, игнорирующую индивидуальные потребности. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ а, м. totalitarisme m. Тоталитарный политический, государственный режим. Крысин 1998. Форма государственного устройства, основанного на н. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

— полное подчинение всех сторон жизни общества государственным интересам буржуазии и контроль за ними со стороны государства. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, не ограниченные законом полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще. Крайними тоталитарными государствами были фашистские Германия и Италия. В период «Холодной войны», накануне и после свержения Советской власти термин «тоталитаризм» использовался антикоммунистической пропагандой по отношению к СССР и странам народной демократии, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и противопоставлялись «демократическому» «свободному» обществу в капиталистических странах. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

от лат., целый, совокупный) — система насильственной политической власти с полным подчинением общества господствующей элите (вождю или фюреру). Одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся тотальным контролем над всеми сферами жизни общества (фашистские и коммунистические режимы). Авторитарно-диктаторские политические системы, мобилизующие массы к борьбе за официально провозглашенные идеалы. Гитлеризм направил энергию масс на возрождении Великой Германии и против евреев. Сталинизм и маоизм звали массы на борьбу с эксплуататорским классом. Для современной России, утративший мощь сверхдержавы, характерна «катастрофичность сознания», типичная для немцев после поражения в Первой мировой войне. Произошел крен от неолиберального романтизма к усилению русского национализма, создающего предпосылки для возрождения тоталитаризма. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ

(от лат. totalis целый, полный) общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим *командным* вмешательством авторитарного государства во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных личностей. Тоталитарный характер носят абсолютистские, бонапартистские, фашистские, социалистические режимы. Им свойственно огосударствление всех, легальных организации, неограниченные полномочия властей, запрещение демократических институтов, ликвидация прав и свобод граждан, существование, как правило, однопартийной системы, милитаризация экономики, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих. Человечество с трудом освобождалось от пут тоталитаризма; основополагающая же тенденция развития человеческой цивилизации это эволюция к демократическому пути развития и усвоение всех ценностей демократии. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

Точка зрения, согласно которой наилучшим строем является тоталитарный, где все без исключения подчинено контролю государства. Тоталитаризм — очевидный предрассудок, поскольку он не может быть полностью осуществлен и, кроме того, неизменно приводит к самым серьезным бедам. Но особенно очевидным заблуждением является отождествление тоталитаризма с авторитарным строем, в котором отсутствует органическая демократия. Такой строй может иметь черты тоталитаризма, как в Советском Союзе, но может и не иметь их, как это было в Древней Римской империи. Это смешение понятий вызвано тем историческим обстоятельством, что два крупнейших авторитарных государства, немецкое и русское, были одновременно государствами тоталитарного типа. См.: демократия, свобода, толерантность. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

(от лат. totalis — весь, целый, полный) — общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим «командным» вмешательством авторитарного государства во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных личностей. Тоталитарный характер носят абсолютистские, бонапартистские, фашистские, социалистические режимы. Им свойственно огосударствление всех легальных организаций, неограниченные полномочия властей, запрещение демократических институтов, ликвидация прав и свобод граждан, существование, как правило, однопартийной системы, милитаризация экономики, репрессии в отношении инакомыслящих и оппозиции. Основополагающая тенденция развития человеческой цивилизации — это эволюция к демократическому пути развития и усвоение всех ценностей демократии. смотреть

ТОТАЛИТАРИЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *