Политика. В современном обществе понятие «политика» используется в нескольких основных значениях.
● Политика — особая сфера общественной жизни, наряду с экономической сферой, духовной и социальной. В центре политической сферы жизни общества стоят отношения власти.
● Политика — это особая деятельность, связанная с борьбой за власть и оказание влияния на власть. Это сфера отношений между большими социальными группами по поводу установления, организации и изменения власти в обществе и государстве.
● Политика — основные направления деятельности государства или каких-либо иных политических субъектов. В таком значении говорят о внешней и внутренней политике государства, экономической политике, социальной и демографической политике, налоговой политике, экологической политике и т. п.
Как же складывались основные подходы к политике? Понятие «политика» имеет богатую историю. Оно появилось в глубокой древности. Большой вклад в развитие взглядов о политике внёс известный античный философ Аристотель (IV в. до н. э.).
Политика — особая сфера общественной жизни, в центре которой стоят отношения власти; особая деятельность, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на власть; основные направления деятельности государства или каких-либо иных политических субъектов.
Исторически первой формой власти была власть общественная, это такая власть, при которой все проблемы разрешались сообща, тогда ещё не было какого-либо слоя людей, стоящих над всем остальным обществом, отсутствовали особые органы принуждения. По мере развития общества власть начинает преобразовываться из общественной в политическую.
Политическая власть — это не просто способность проводить свою волю в общественной жизни, а способность делать это, опираясь на систему учреждений, организаций, законов. Высшей формой политической власти является государственная власть. Она непрерывно связана с правовыми нормами, для её реализации создаются многочисленные органы, в том числе по принуждению к использованию правовых предписаний.
Учёные выделяют различные виды власти: государственную; экономическую и политическую; светскую и церковную; законодательную, исполнительную и судебную; центральную и местную, власть лидеров, родителей и т. д. Разделение власти на различные виды осуществляется в зависимости от того, кому она принадлежит, кто её осуществляет и по отношению к кому она реализуется.
В отношениях власти всегда необходимо понимать, кто её осуществляет, кто властвует, а кто подчиняется, кто является субъектом власти, а кто объектом. В средствах массовой информации, повседневных разговорах людей можно часто услышать такие словосочетания, как «власть решила», «правительство постановило», «парламент принял закон». На самом деле решали, постановляли, принимали законы конкретные люди. Они либо объединены в коллегиальные органы власти, т. е. исполняют обязанности совместно (например, парламент, правительство, администрация), либо реализуют власть в индивидуальной, персонифицированной форме (персона — от лат. реrsōnа — личность). Президент страны, король, судья осуществляют персонифицированную форму власти. В таком случае всегда известно, какой конкретно человек принял властное решение. Но важно понимать, что в какой бы форме ни выступали властвующие субъекты, их право на власть должно быть обязательно закреплено в законе, и только на основании данного закона субъект власти обретает возможность принимать решения, обязательные для всех. Особенность отношений власти и управления в обществе и его отдельных организациях состоит также в том, что субъекты власти и управления совпадают, тот, кто обладает властью, тот и реализует управление.
Власть
Кому принадлежит
Кто осуществляет
По отношению к кому реализуется
Родитель
Лидер
Церковь
Государство
Место человека в системе политических отношений определяет политический статус личности, который означает реальную способность и возможность человека проявлять себя в сфере политики, избирать и быть избранным во властные структуры, участвовать в обсуждении и решении общественных проблем. Для развития общества важно, чтобы граждане участвовали в решении назревших проблем, выборах. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных органов государства, реализация их политических прав. По мнению Аристотеля, «гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению».
Политический статус личности проявляется в разнообразии её политических ролей: избирателя, депутата, члена партии и общественной организации, лидера, профессионального политика и т. д. Политическая роль — это индивидуальное поведение человека в сфере политики в соответствии с его статусом. Политический статус личности юридически закрепляется в гражданстве.
Личность как носитель политической культуры ориентирована на определённые ценности и формы поведения в политической жизни. Она формирует позиции:
● относительно институтов государственного управления;
● относительно других людей, партий и т. д. (сознание принадлежности к нации, государству, региону, правопорядку);
● относительно собственного политического участия или неучастия (оценка своей компетентности, влияния на политику, образцов поведения и т. д.).
Политическая культура личности включает знания о политической системе, нормах, ценностях, социальном опыте. Важны также чувства, эмоции, испытываемые личностью по отношению к участникам политических действий, институтам политической системы. У граждан формируются оценки политических событий, личное отношение к действиям и решениям политиков. Знания, чувства, оценки определяют поведение граждан, их личное участие в политической жизни.
По мнению американского политолога Габриэля Алмонда, у личности формируются следующие формы ориентации на объекты политики:
● познавательные (знания о политике, власти, политических институтах);
● эмоциональные (чувства доверия, сомнения и т. д. к тем, кто осуществляет власть);
● оценочные (суждения, мнения о политике).
Эти ориентации и составляют политическую культуру личности. Их анализ позволяет понять мотивы поведения людей, выяснить причины конфликтов, принятия и реализации политических решений.
Политика всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношениях, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. В этих отношениях люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но деятельность политических субъектов от этого не является менее значимой, поскольку они управляют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. Политика есть также средство выявления и разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений. Управлению общественными делами, особый вид общения между людьми, социальными общностями.
Важнейшим источником политики, ее решающим компонентом является активность конкретного человека или социальной группы, принимающих решения, действующих последовательно или хаотично, вяло или энергично. Ее сила подпитывается именно человеческой энергией, и выявление основных линий взаимодействия человека и политических структур представляет собой важную задачу политологии, решению которой она уделяет немало внимания.
Можно выделить три основных типа отношений человека к политике:
1) состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти;
2) отчуждение, или аномию, характеризующуюся разрывом связей между человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации частных интересов. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам здесь теряют свое влияние на человека, не рассматриваются им в качестве авторитетных инстанций, регулирующих его поведение. В аномии необходимо различать разные состояния. Она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и несогласием с ними, может наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием;
3) полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Именно тогда формируется специфический тип авторитарной личности.
Характерные черты личности при авторитарном режиме:
— конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;
— перенос ответственности и враждебности с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля;
— желание власти и боязнь ее носителей;
— оправдание своего поведения поведением других;
— вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил,
Ныне становится ясно, что формирование у человека ответственного отношения к политике возможно только при введении его в ситуацию социального и жизненного выбора. Поэтому демократизация политических отношений, расширяющая границы этого выбора и не перекладывающая ответственности с личности на структуры, служит важнейшим путем повышения влияния человека на властные отношения, позволяет отразить в них многообразие интересов, которые они должны учитывать, и потребности, которые они должны удовлетворять.
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав
Реферат: «Политика и ее роль в развитии общественной жизни»
Название: «Политика и ее роль в развитии общественной жизни» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат Добавлен 04:09:17 17 сентября 2011 Похожие работы Просмотров: 998 Комментариев: 8 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать
Тема: «Политика и ее роль в развитии общественной жизни»
Политология как наука изучает одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей – политическую. Политика с древних времен была средством преобразований в человеческом обществе. Роль и значение политики усиливается в периоды радикальных преобразований общественной системы.
Без четких представлений о политическом мире человек не сможет в полной мере осознать свои гражданские права и свободы, понять свою ответственность перед государством, увидеть возможность использования политической власти для реализации своих собственных интересов.
Предмет политологии тесно связан с предметом юридических наук. Имея общие интегральные знания о политике, ее взаимодействия с личностью и обществом, мы расширяем свои познания правовой действительности, развиваем в себе, как в будущих юристах, способность к анализу правовых явлений с общегуманитарных позиций с учетом политических концепций и методов.
Рассматривая политологию как науку о политике, власти, политических системах и процессах, мы не можем обойти вниманием такую важное явление как сама политика.
Прежде всего, необходимо уяснить значение этого термина, происхождение, сущность и основные черты политики; раскрыть типы, виды и разновидности политики, характер взаимодействия с другими сферами общества – экономикой, правом, моралью; выявить функции политики, объясняющие влияние политики на поиск и выбор путей, на направление и ход общественного развития – все то, что обуславливает значение и роль политики как общественного явления.
Так, не следует считать сферу политического ограниченным лишь государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские группы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выявления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.
· Раздел этики, связанный более с государственным или общественным организмом в целом, чем с отдельной личностью; разновидность нравственной философии.
· Политические действия, практика.
· Политическое отношения или деловое соревнование между совперничающими группами интересов, а также индивидами за власть и лидерство; политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия.
· Политическое руководство в частных делах.
· Политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности.
· Общая совокупность взаимодействующих и обычно конфликтных отношений между людьми, живущими в обществе.
И все же, как указывают американские политологи Т. Маргштадт и П. Шоттен: “Хотя политическая деятельность может быть представлена на многих уровнях, феномен, называемый “политика”, обычно наиболее значителен на уровне “нации — государства”. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.
И действительно, смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства.
В общем, политику как сферу взаимодействия различных групп, реализующих свои интересы с помощью институтов политической власти, можно представить как взаимодействие трех систем, отразившихся в различных подходах к пониманию сущности политики: мотивационной (политическое сознание), коммуникационной (политические отношения) и институционной (политическая организация).
Появление политики как общественного явления связано с процессом усложнения социальной жизни, обусловленного постоянным развитием человеческих потребностей и общественного разделения труда. Дифференцированная структура интересов и потребностей, прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям, разрушала некогда монолитное единство первобытных обществ и требовала развития средств регуляции социальных взаимоотношений. Собственно там и тогда, где и когда нет естественного согласия, но существует потребность в согласованном поведении, возникает политика.
В идеале общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере конкретные потребности реализуются с помощью органически присущих ей методов. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики. Выполняя не свойственные ей функции, политика влияет на то, что сокращаются возможности самореализации личности.
В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, способствующие нормальному развитию общества:
· Функция обеспечения целостности и стабильности общества обеспечивается благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития.
· Гуманитарная функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
Политика представляет собой многообразное явление, поэтому классифицировать ее можно по нескольким основаниям. Общая классификация политики по четырем основным основаниям представлена на схеме:
Я приведу общую характеристику нескольких разновидностей политики.
Целостность и поступательность общественного развития достигается при взаимодействии политики с другими сферами жизнедеятельности человека, в которых он удовлетворяет свои потребности. Характер и содержание этих взаимодействий выявляют специфику политики как социального института и природу ее влияния на общество. Единства мнений по вопросу самостоятельности политики и независимости ее от влияния экономических, культурных, идеологических и других факторов не существует, как не существует единой трактовки содержания и дефиниции политики.
Идею обусловленности политики имущественным и социальным неравенством обосновал еще Аристотель. Политика тогда еще не выделялась как самостоятельная сфера и включала в себя все формы взаимодействия личности и общества. После отделения государства от гражданского общества политика взаимодействует с другими сферами как самостоятельное образование. Традиция экономической обусловленности политических отношений в последствии развивалась, и теоретическая платформа экономического детерминизма, лишая политическую сферу самостоятельности, относя ее к производной от отношений собственности, интересов экономически господствующих классов, была доведена до крайности в идеях марксизма.
Противоположную позицию занимают приверженцы той идеи, что политика является самостоятельной сферой, не подвластной воздействию других социальных факторов. Теоретики макиавеллистической школы настаивали на том, что политическая власть есть самый важный созидательный и преобразующий инструмент.
Более взвешенным и реалистичным представляется подход сторонников «теории развития», согласно которой действительная динамика политических изменений рассматривается посредством анализа всех экономических, социальны, культурных и др. факторов, влияющих на политическую жизнь и на собственно политическое развитие.
Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко проанализирован в известной работе К.Поппера «Открытое общество и его враги». Согласно позиции К.Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т. д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля — самое главное в жизни общества.
Рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной науке традиционно уделяется главное внимание, это отнюдь не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества.
Однако во взаимоотношениях политики и морали одинаково опасны две крайности.
Во-первых, когда политика (на основе глобальных и часто утопических целей или классовых интересов) полностью подчиняет себе нравственные нормы и ценности. При этом интересы и потребности личности не являются значимыми по сравнению с устремлениями нации, партии, общества в целом. В результате этого устанавливаются тоталитарные режимы.
Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали, когда политика теряет свои динамизм и эффективность, потому как политика всякий раз соизмеряется с нравственными нормами общества. Нравственный максимализм опасен отрывом политики от реальности.
В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности, взаимодействуя с которыми влияет на развитие общества.
Итак, политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее не возможны социальный прогресс, существование общества и личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития; если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека.
Мухаев Р.Т. Политология// Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 1997.
Вебер М. Избранные произведения. М.: 1990.
Политология: Хрестоматия / Сост. М. Василик, М. Вершинин. М., 2000 г.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1980, Т. 3.
[1] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1980, Т. 3. р. 261.
[2] Вебер М. Избранные произведения. М.: 1990. С. 644.
[4] Мухаев Р.Т. Политология// Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 1997. С. 17.
Политика – это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
Политика – сфера общественных отношений, связанная с взаимодействием между крупными социальными группами (классы, нации и др.), ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Согласно политологической энциклопедии политика– это организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Существует еще не один десяток определений политики, раскрывающих ее суть с различных углов зрения. Но ясно одно, что для понимания природы политики необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества. Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики и ее определению. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.
Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – семье, государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или «общения» людей.
В чем же состоит суть, специфика политических отношений как отношений между социальными группами? Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти – одного класса над другим, одной социальной группы над другими. Одной личностью над массой и т. п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.
Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государствами, будь-то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает… Кто занимается политикой, тот стремится к власти». Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Н.Макиавелли, В.Парето, К.Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.
В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.
Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы) способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними.
Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.
Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными органами.
С общегосударственным, макроуровнем политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:
а) поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
б) разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
в) авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
г) предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».
Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это — поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.
Более частные, разнообразные функции политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т.д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.
В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от активной политической жизни). Далее мы увидим, какие качественные изменения происходят с функциями политики в рамках тоталитарных обществ, на поздних стадиях развития современных индустриальных государств, в переходных процессах, острых кризисах государственной власти.
Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в системном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» — воздействия общества на политику — и функции «вывода» — влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.
Структура политики включает в себя самые разнообразные компоненты: людей, организации, отношения, действия, программы и эмоции, которые определяют характер и направленность этих действий.
Выполнение политикой столь специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни.
К несущим опорам политики относится, прежде всего, ееполитическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Партии, лобби, разнообразные политические движения, средства массовой информации, профсоюзы и другие политические ассоциации и объединения вкупе с представительными и исполнительными органами государства составляют этот организационный фундамент политики.
Важнейшим элементом структуры политики является иполитическое сознание. В самом общем виде оно характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов.
Воплощенная (объективированная) часть человеческих замыслов и представлений существует в формах практической деятельности людей, институтах, механизмах и процедурах борьбы за власть, даже в архитектуре государственных учреждений и прочих материализованных формах. В то же время не выявленный мир политического сознания «живет» в поле публичной власти в виде ценностей, идеальных побуждений, оценок, мотивов поведения и т.д. С точки зрения зависимости от политического сознания политика может быть представлена как постоянный переход, преобразование различных способов мышления из духовной формы в материальную, и наоборот.
Еще одним структурным элементом выступаютполитические отношения. Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. В этом смысле политические отношения раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками «игры» за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой. Например, политические процессы могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в обществе прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Не случайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров.
Объекты политики – фрагменты политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие.
Субъекты политики – носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения.
Возникновение политического способа обеспечения межгрупповой конкуренции сопровождалось формированием особого слояуправляющих государством, которые стали профессионально заниматься регулированием социальных отношений, выработкой и поддержанием соответствующих норм и правил социальной деятельности. Появление же государства как нового центра социального притяжения качественно изменило и статусы конкурирующих сторон, для которых возможности удовлетворения их нужд и запросов стали зависеть не столько от имеющихся у них способностей или ресурсов, сколько от степени их близости или удаленности от центра публичной власти.
Этот качественно новыйтип зависимости давал группам шанс за счет одной лишь помощи государства существенно расширить набор социальных благ для своих членов. Для поддержания постоянных контактов с государством эти группы вынуждены были создавать особые ассоциации, защищающие их властно значимые интересы и цели: партии, лобби, группы интересов и др. Стали меняться способы и формы включения людей в сферу публичной власти, механизмы социализации, содержание ролевых и функциональных нагрузок человека, а также другие параметры его поведения в этой социальной области.
Совокупность такого рода изменений, связанных с процессом становления и укрепления государства, свидетельствовала о возникновении в обществеособой сферы социальных отношений, в которой группы конкурируют между собой за влияние и контроль над публичной властью. Иными словами, процесс оспаривания государственных полномочий со стороны групповых субъектов породил особый политический уровень общественных отношений, или новый вид социальности, который «уводил» общество от тех форм социальной организации жизни, что поддерживали целостность и интеграцию человеческих связей на основе структур локальной солидарности, «местечковых» нравов и физического превосходства одной части населения над другой. Политика дала людям новые, дополнительные возможности для овладения общественными ресурсами, породив при этом соответствующие способы и приемы их распределения и перераспределения.
Таким образом, политика формировалась как особая система связей, сохраняющая объединенность жизни людей и скрепляющая их социальные узы посредством публичной власти. Она стала средством приведения разрушающих общество конфликтов к необходимой для выживания общества форме и его продвижения вперед за счет повышения уровня межгруппового согласия. Политика сформировалась как механизм перераспределения важнейших материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении не только государства, но и всего общества в целом. Она преобразовала разрушительные последствия межгрупповых противоречий в созидательные импульсы общественного развития. Благодаря политике общество освободилось от варварского способа удовлетворения групповых интересов – борьбы на уничтожение. С политикой люди обрели возможность вести конкурентную борьбу по правилам, согласовывая свои интересы с интересами социального целого.
Однако, совмещая потребности и цели человеческих объединений, политика неизбежно подвергает их селекции, создавая дополнительные возможности наиболее перспективным и жизнеспособным с точки зрения общества группам. Политика как глобальный механизм социальной регуляции способна изменять и «перевертывать» статусы групп, создавая для тех или иных слоев населения условия жизни, более адекватные обще-коллективным и межгрупповым интересам. Конечно, здесь коренится постоянная возможность ошибки, возможность неверного определения и интересов общества, и возможностей отдельных групп. Позже мы увидим, как политика компенсирует свои генетические слабости, сейчас же важно подчеркнуть, что политика как способ постоянного выбора приоритетов, поиска и сознательного определения наиболее перспективных направлений общественных изменений и развития является своеобразнымискусством налаживания и поддержания социального диалога.
Как особая социальная сфера политика демонстрирует различную степень концентрации усилий власти в налаживании межгрупповых отношений. Если процессы формирования органов государственной власти и принятия ими политических решений составляют как бы эпицентр политики, ее ядро, то за его границами, на периферии этих процессов могут решаться задачи, только приближающие те или иные силы к реальной конкуренции за власть. Например, группы, не способные на очередных выборах выиграть спор за власть, используют их не для борьбы за голоса избирателей, а для «обкатки» своего имиджа в глазах общественного мнения, апробирования программ, т.е. для позитивного закрепления своего курса в сознании избирателей в надежде использовать эту память на следующих выборах.
По мере развития государства и общества, формирования традиций демократического и гуманистического использования принудительных методов для конструирования социальной жизни неизбежно видоизменяются возможности и характер политического регулирования. Если в период складывания государства политика использовалась как способ жесткого подавления социального протеста различных слоев населения, то в современных демократических государствах она последовательно обретает черты механизма поддержки социального и культурного экспериментирования групп и личности, поддержки индивидуальных жизненных проектов.
В то же время невероятная сложность формирования политики, постоянно существующая внутренняя возможность использования ее конструктивных возможностей в узкоэгоистических интересах правящей группы порождают противоречивые и даже противоположные оценки этого регулятивного механизма. Например, У. Бек делает упор на «творческую, самовыражающуюся» сущность политики, которая извлекает из группового противопоставления «новые содержания, формы, коалиции», что дает основание рассматривать ее не как «политику политиков», а как «политику общественности», ищущую новые социальные возможности для «самосогласования» интересов и развития социума. В то же время другой немецкий ученый Т. Майер считает, что современная политика «парализует общество», ставя свои возможности на службу не людям, а интересам политиков в области их карьерного продвижения, повышения служебного и общественного статуса, увеличения индивидуальных доходов и т.д.