политическая жизнь в европе в 16 веке
Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
§ 19. Новое время как особый период всемирной истории
1. Понятие «Новое время» и его периодизация
Новое время — особый период всемирной истории. Это понятие возникло в эпоху Возрождения в среде итальянских гуманистов. Расцвет науки и искусства они стали называть Новым временем. Среди них также оформилось представление о том, что развитие общества носит общемировой характер. Гуманисты разделили историю человечества на древнюю, среднюю и новую. Это разделение лежит в основе и современной периодизации.
История Нового времени начинает отсчет с XVI в. и заканчивается началом XX в. Эту эпоху принято разделять на два больших периода. Первый начинается эпохой Великих географических открытий и завершается Великой французской революцией конца XVIII в. Второй период охватывает XIX и начало XX в. Рубежным событием Нового и Новейшего времени является Первая мировая война 1914–1918 гг.
Существуют и иные взгляды на хронологические рамки Нового времени. В качестве отправной точки эпохи некоторые исследователи рассматривают открытие Америки в 1492 г. и даже падение Константинополя в 1453 г. Немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель центральным событием Нового времени считал Великую французскую революцию конца XVIII в., а позднее — немецкую Реформацию. Последняя, по его мнению, расширила внутреннюю свободу человека в противовес тотальному господству католической церкви над сознанием человека Средневековья. Карл Маркс и его последователи связывали отсчет Нового времени с началом Английской революции — важным для всей Европы событием, ознаменовавшим установление капиталистических отношений. Конец Нового времени марксисты видели в победе Октябрьской революции 1917 г.
Новое время стало периодом грандиозной трансформации во всех сферах жизни не только европейского общества, но и остального мира.
Политическая жизнь в европе в 16 веке
Новое время было важнейшим этапом в процессе становления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходит переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному». Термин «новая история» появился в европейской политической мысли еще в эпоху Возрождения. Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили трехчленное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. Это деление прочно закрепилось в историче-ской литературе. Что касается вопроса о хронологических рамках данного периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Долгое время в отечественной историографии точкой отсчета Новой истории было
139
принято считать английскую буржуазную революцию 1640 года, явившуюся характерным примером кризиса «старого порядка». Однако процесс разложения феодального общества начался гораздо раньше. В последнее время большинство историков придерживаются принципиально иной точки зрения. Они полагают, что начало нового периода мировой истории следует отнести к рубежу XV — XVI веков. В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансового и банковского дела-, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепенно стали входить в противоречие с традиционными устоями средневековой экономики. Меняется и социальная структура общества. Буржуазия и «новое дворянство», значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать «первородный грех», а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. Закономерным результатом развития гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологической основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV — XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия — все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени. Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально- освободительных движений, буржуазных революций,
140
превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни государство, ни буржуазия не могли не считаться. Успехи индустриальной цивилизации способствовали укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрессивного развития цивилизации.
Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Европа утверждала свою гегемонию в мире путем открытой экспансии. Наиболее развитые страны проводили активные колониальные захваты, истребляя и угнетая местное население, навязывая ему свои политические, экономические и культурные нормы и традиции. К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.
Верхней границей периода новой истории считается рубеж XIX — XX веков, когда западная цивилизация подошла к своеобразной исторической развилке: ей предстояло либо найти путь постепенной адаптации к новым условиям, либо резко изменить вектор своего развития и перейти в принципиально новое качественное состояние.
Таким образом, период Новой истории можно разделить на два крупнейших этапа: первый — с конца XV — начала XVI веков по вторую половину XVIII века, когда новые явления только зарождались и пробивали себе дорогу в жизнь, и второй — со второй половины XVin по начало XX веков, время ускоренного становления индустриального общества со своей специфической политической и социальной структурой.
4.1.2. Реформация и Контрреформация
Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Евро-
142
пы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества.
Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу. Почему именно в Германии?
В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспаривалось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и палой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег булл (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Священное Писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохранить только два церковных таинства — крещение и причащение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д.
143
Учение Лютера нашло поддержку широких слоев германского общества. Его поддержали многие князья Центральной и Северной Германии, стремившиеся выйти из-под власти Рима. Когда глава Священной Римской Империи Карл V признал лютеранство как вероучение, но приказал прекратить «секуляризацию» (отчуждение) церковных земель, князья-сторонники Лютера выступили с протестом, и с тех пор их стали называть «протестантскими». Затем этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.
В первой половине XVI века возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509— 1564 гг.). Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Учение Кальвина, построенное на принципах рационализма и логики, несколько отличалось от лютеранства; в его основе находился догмат о «предопределении», суть которого заключалась в том, что вера делает праведным лишь того человека, которого избрал Господь, спасение зависит исключительно от этого предначертания. Кальвинист-ская церковь управлялась по демократичесжим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений. Реформация затронула и Англию, однако здесь она имела ряд особенностей. Инициатива ее проведения исходила от короля Генриха УШ (1509 — 1547 гг.), который в 1534 г. «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви. Хотя церковная иерархия и литургия сохраняются, в Англии вводятся некоторые принципы лютеранства, активно проводится секуляризация католических земель и имуществ. Политический акцент реформы сыграл здесь большую роль, чем духовный.
Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден
144
4.1.3. Абсолютизм в Европе
В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств — Франции, Англии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм. Его характерными признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и мощную армию. Церковь полностью
145
интегрируется в государственную систему. В качестве идейного обоснования абсолютизма выступала теория божественной природы королевской власти. Под воздействием различных факторов на рубеже XV—XVI столетий традиционные сословия деформировались, оказываясь в большей мере заинтересованными в усилении королевской власти. Дворянство видело в ней источник финансовой поддержки, а также стремилось получить придворные должности, посты в армии и государственном управлении. Происходившая реформация существенно ослабила позиции духовенства, которое утрачивает прежнюю автономию от светских властей. Третье же сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживали сильную королевскую власть, видя в ней залог своей стабильности и процветания. Используя заинтересованность ряда сословий, монархии удается возвыситься до положения «надсословной» силы и завоевать абсолютную власть. В таких условиях огромное значение приобрели личность монарха, его способности и склонности. Основой политической стратегии глав абсолютистских государств стало лавирование между старым дворянством, сохранявшим значительный политический вес, и буржуазными элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. При абсолютизме утверждается новый принцип управления: государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, управление страной приобретает публично-правовой, общенациональный характер. Возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства. Абсолютизм формируется в XVI—5CVII вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в Европе. Однако в Европе на данном этапе развития существовала и так называемая «региональная» модель абсолютизма (характерна для итальянских и германских земель с их полицентризмом). Здесь, хотя и в рамках небольших государств, также шел процесс укрепления монархической власти, формирование бюрократического аппарата и регулярной армии. Безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные
146
стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие. Тем не менее, Испания при Филиппе П (1556—1598 гг.), Англия при Елизавете I (1558-1603 гг.), Франция при Людовике XIV (1661-1715 гг.) достигают пика развития абсолютистской системы.
Экономическое развитие Европы в XVI—XVIII вв.
лее богатым соседям, либо уходит в город. Дворянство также уже не представляет собой консолидированного военно-служилого сословия, распадаясь на придворную аристократию, жившую за счет поддержки короны, мелкоземельное «дворянство шпаги», главным источником доходов которого были войны, и так называемое «новое дворянство», занимавшееся торговлей и предпринимательством. С возникновением и усилением абсолютизма все большую роль начинают играть увеличивающиеся ряды чиновничьей бюрократии, происходившие из различных слоев общества. Происходит быстрый рост численность торгово-промышленной буржуазии и наемных рабочих.
Формирование капиталистического уклада шло крайне неравномерно. Наибольших успехов в развитии экономики добились Нидерланды и Англия, за которыми следовали Франция, некоторые земли Германии и с середины XVII века — Швеция. В то же время в Италии, которая на рубеже XV — XVI столетий была одной из наиболее развитых областей Европы, в последующий период наметился регресс вследствие неблагоприятной политической конъюнктуры. Португалия и Испания, обладавшие огромными богатствами, захваченными ими в Новом свете, не смогли рационально распорядиться своими средствами, которые постоянно утекали за рубеж. Втягивание областей Центральной и Юго-Восточной Европы в рыночные отношения привели к превращению этих районов в главный источник хлеба для Западной Европы, что, в свою очередь, послужило причиной возврата к тяжелым формам личной зависимости крестьянства («второе издание крепостничества»).
В XVI веке происходит замедление темпов экономического роста Европы. Начинается период длительной стагнации, продолжавшийся до первых десятилетий XVHI века. Экономический застой не затронул только Англию и Голландию; между этими странами обостряется конкуренция, связанная с борьбой за колониальный рынок. XVI век стал временем серьезных демографических проблем: за 100 лет количество жителей Европы практически не увеличилось. Это объясняется непрерывными войнами и связанными с ними бедствиями (особенно разрушительной в этом плане была Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.), эпидемиями
149
чумы и оспы, опустошавшими целые области, длительными неурожаями. Резко сокращается приток драгоценных металлов из Америки, что приводит к падению цен и снижению товарооборота. Однако неэквивалентная торговля Англии и Голландии с колониями позволяют им избежать этих трудностей. В этих странах (прежде всего в Англии) наблюдаются тенденции к развитию промышленного производства с целью сохранения тех средств, которые поступали от торговли. Развитию промышленности благоприятствуют жесткая политика протекционизма, которую проводят абсолютистские режимы. В первой половины XVIII века в Англии сложились предпосылки для начала промышленного переворота, ознаменовавшего новый этап в истории Европы.
4.1.4. Европейские революции XVI—XVIII вв.
Грандиозные изменения в социально-экономической сфере, происходившие в Европе в новое время, разложение средневековых институтов, начавшиеся преобразования в религиозной жизни, длительное время являвшейся духовной основой общества привели к серии серьезных социальных катаклизмов, выразившихся в столкновении старых и новых явлений. В ряде европейских стран произошли революции, решающую роль в которых сыграли новые, буржуазные слои общества. Эти события, затронувшие наиболее развитые страны — Нидерланды, Англию и Францию, привели не только к социально-экономическим изменениям, но и кардинальным образом трансформировали политический строй этих государств. Третье сословие, до сих пор бывшее полностью бесправным, после этих революций становится ведущим; его права закрепляются в Конституциях, в политическую жизнь начинают внедряться новые правовые элементы, основанные на идеологии гуманизма и Просвещения.
Первая в истории Европы буржуазная революция произошла в Нидерландах. Эта страна, являвшаяся одной из провинций обширной империи Габсбургов, обладала во второй половине XVI века чрезвычайно развитой экономикой. Товары, производившиеся здесь, считались в Европе наиболее качественными, а такие города, как Амстердам, Брюг-
150
ге или Антверпен уже тогда являлись крупнейшими центрами общеевропейской торговли. Нидерланды ежегодно приносили в имперскую казну более 2 млн гульденов (в два раза больше, чем вся Германия и в четыре, — чем Испания). Императоры Карл V и Филипп II активно пользовались этим, постоянно увеличивая размер налогов, что препятствовало развитию торговли и предпринимательства. Бесконтрольное господство имперских ставленников ущемляло национальные чувства местного населения. Однако катализатором революционных событий стали гонения на сторонников одной из разновидностей протестантской религии — кальвинизма, широко распространившегося в Нидерландах с середины XVI века. В результате, в 1566 г. по всей стране началось стихийное восстание, сопровождавшееся разгромом католиче-ских церквей. Массовое движение протеста было поддержано местным дворянством, недовольным засилием испанских ставленников, оттеснивших их от важнейших постов и должностей, а также буржуазией, стремящейся освободиться от налогового бремени. Движение носило ярко выраженный национально-освободительный характер, поскольку основным требованием было первоначально восстановление традиционной нидерландской автономии, а затем — полное отделение от империи. Однако император Филипп II занял крайне жесткую позицию. В Нидерланды направляются войска под руководством герцога Альбы, назначенного губернатором этой провинции неограниченными полномочиями. Испанская армия, являвшаяся тогда лучшей в Европе, наносит восставшим ряд серьезных поражений. Начинается расправа над мятежниками. Грабежи и разорения, наносимые войсками, массовые казни, чрезвычайные налоги, вводившиеся Альбой, грозили Нидерландам полной экономической катастрофой. По всей стране разворачивается партизанская борьба, участники которой называли себя гезами (оборванцами). Их негласно поддерживала Англия и лютеранские княжества Германии. После успешных действий гезов, захвативших в 1572 г. крепости Брил и Флиссинген, Северные Нидерланды полностью освобождаются от оккупационных войск и провозглашают своим правителем принца Вильгельма Оранского. В результате длительной борьбы, протекавшей
151
с переменным успехом, Нидерланды оказались разделенными надвое. Южные провинции, дворянство и буржуазия которых были настроены менее радикально, остались в составе Империи, приобретя некоторую внутреннюю автономию. Что же касается Северных провинций, то они продолжали бороться за независимость и в 1588 г. провозгласили себя самостоятельным государством — Республикой Соединенных Провинций.
Выход Северных Нидерландов из состава империи Габсбургов способствовал бурному экономическому развитию республики. Буржуазия, богатевшая на мировой торговле и экспорте высококачественных промышленных товаров, стада играть решающую роль в политической жизни страны.
Если в Нидерландах революционные события носили, прежде всего, национально-освободительный характер, то в Англии они сразу приобрели антифеодальную окраску. Причины масштабного социального протеста, охватившего Англию в середине ХУЛ столетия, крылись в самой сущности абсолютистской системы. Неограниченность власти монарха, фактическое бесправие большей части общества препятствовали развитию государства по буржуазному пути. В Англии в годы правления Карла I Стюарта (1625—1648 гг.) сложились все условия для начала революции: финансовые мероприятия правительства, ведущие к росту налогов и пошлин, внешняя политика короля, направленная на сближение с главным врагом страны — Испанией, гонения на английских кальвинистов-пуритан. Центром недовольства стала палата общин английского парламента, а идеологической основой протеста — пуританизм. Парламент был единственным учреждением, через которре общество могло заявлять свои интересы королю. Однако более 10 лет (1629— 1640 гг.) он не созывался, и Карл I правил единовластно. Лишь в 1640 г., когда королю потребовались новые средства для подавления очередного восстания в Шотландии, парламент был вновь созван. Он сразу занял весьма радикальную позицию: были приговорены к смерти ближайшие советники короля, в 1641 составляется «Великая ремонстрация», где были перечислены злоупотребления монарха и содержался призыв к власти править «в согласии с парламентом», то есть, фактически, к ограничению прав короля. После неудавшейся попытки вооруженного переворота Карл I бе-
152
жал на север страны. Начинается гражданская война. Общество оказалось расколотым на сторонников парламента и роялистов, поддерживающих короля. Длительный и ожесточенный гражданский конфликт стал главной особенностью Английской буржуазной революции. Войну можно разделить на два этапа: первый (1642—1643 гг.), в ходе которого королевские войска явно превосходили своих противников и медленно продвигались к центру сопротивления — Лон-.дону, и второй (1644—1646 гг.), Когда парламентская армия, реорганизованная О. Кромвелем, членом парламента, одним из наиболее активных деятелей революции, одержала блестящие победы при Марстон-Муре (1644 г.) и при Нейз-би (1645 г.). В 1646 г. Карл I был выдан парламенту и гражданская война завершилась.
В годы войны происходит разрушение феодальной структуры землевладения: конфисковывались земли короля, роялистов, церкви, которые передавались в свободную продажу (то есть, фактически полностью переходили в собственность крупной буржуазии). В 1646 г. был отменен принцип «рыцарского держания», согласно которому землевладельцы освобождались от государственных платежей. Крупная буржуазия добилась реализации всех своих целей, достигнув политического и экономического господства в стране.
Следующий этап революции (1646—1653 гг.) характеризуется растущими противоречиями между различными социально-политическими силами, по разному представлявшими себе будущее развитие Англии. В парламенте, еще с самого начала революции существовало две группировки: пресвитериане и индепенденты, получившие свои наименования из-за различий в осмыслении религиозных вопросов. Однако разница между ними не ограничивалась исключительно вопросами религии. Более умеренное пресвитерианское большинство, основу которого составляли представители крупной буржуазии и «новых» землевладельцев, считало, что революция уже достигла своей цели и на данном этапе необходимо искать компромисс с побежденной стороной. Индепенденты, требовавшие углубления преобразований, предполагали провести реформу избирательной системы, с тем, чтобы увеличить представительство городов, включить в компетенцию парлам!ента высшую судебную
153
вый (лето 1789 г. — сентябрь 1794 г.) — конституционный этап; второй (сентябрь 1792 г. — июнь 1793 г.) — период борьбы якобинцев и жирондистов; третий (июнь 1793 г. — июль 1794 г.) — якобинская диктатура и четвертый (июль 1794 г. — ноябрь 1799 г.) — упадок революции.
Первый этап характеризуется активной деятельностью Национального Собрания, принявшего в августе 1789 г. ряд важнейших постановлений, разрушающих устои феодального общества во Франции. Согласно актам парламента, безвозмездно отменялась церковная десятина, остальные повинности крестьян подлежали выкупу, ликвидировались и традиционные привилегии дворянства. 26 августа 1789 jr. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в рамках которой провозглашались общие принципы построения нового общества — естественные права человека, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета. Позднее были изданы законы, отвечающие интересам буржуазии и направленные на ликвидацию цеховой системы, внутренних таможенных барьеров, конфискацию и распродажу церковных земель. К осени 1791 г. завершилась подготовка первой французской Конституции, которая провозглашала в стране конституционную монархию. Исполнительная власть сохранялась в руках короля и назначаемых им министров, а законодательная передавалась однопалатному Законодательному Собранию, выборы в которое были двуступенчатыми и ограниченными имущественным цензом. Однако в целом лояльное отношение к монарху, продемонстрированное Конституцией, существенно пошатнулось после его неудавшегося побега за границу.,
Важной особенностью революции во Франции было то, что контрреволюция действовала преимущественно извне. Французское дворянство, бежавшее из страны, сформировало в германском городе Кобленце «армию вторжения», готовясь силой вернуть «старый режим». В апреле 1792 г. началась война Франции против Австрии и Пруссии. Поражения французских войск весной-летом 1792 г. поставили страну перед угрозой иностранной оккупации. В этих условиях усилились позиции радикальных кругов французского общества, небезосновательно обвинявших короля в сношениях с Австрией и Пруссией и требовавших свержения монархии.
156
10 августа 1792 г, в Париже произошло восстание; Людовик XVI и его окружение были арестованы. Законодательное Собрание изменило избирательный закон (выборы стали прямыми и всеобщими) и созвало Национальный Конвент- 22 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Первый этап революции завершился.
События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. В условиях острейшего внутри- и внешнеполитического кризиса, активизации контрреволюционных сил, экономических трудностей, связанных с инфляцией и ростом спекуляции, ведущие позиции в Конвенте занимает наиболее радикальная группировка якобинцев. В отличие от своих оппонентов — жирондистов, якобинцы во главе с М. Робеспьером ставили принцип революционной необходимости выше принципов свободы и терпимости, провозглашенных в 1789 году. Между этими группировками ведется борьба по всем важнейшим вопросам. Чтобы устранить угрозу монархических заговоров внутри страны, якобинцы добиваются осуждения и казни Людовика XVI, что вызвало шок у всей монархиче-ской Европы. 6 апреля 1793 года для борьбы против контрреволюции и ведения войны был создан Комитет общественного спасения, впоследствии ставший главным органом новой революционной власти. Радикализация французского общества наряду с нерешенностью экономических проблем ведет к дальнейшему углублению революции. 2 июня 1793 года якобинцы, обладавшие широкой поддержкой социальных низов Парижа, сумели организовать восстание против жирондистов, в ходе которого последние были уничтожены. Началась более чем годичная якобинская диктатура. Переработанная Конституция (24 июня 1793 г.) полностью уничтожила все феодальные повинности, превратив крестьян в свободных собственников. Хотя формально вся полнота власти сосредоточивалась у Конвента, реально она принадлежала Комитету общественного спасения, обладавшему фактически неограниченными полномочиями, С приходом к власти якобинцев Францию захлестнула волна широкомасштабного террора: тысячи людей, объявленные «подозрительными», были брошены в тюрьмы и казнены. В эту категорию попадали не только дворяне и сторонни-
157
4.1.5. Развитие культуры в новое время
XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Италии, это течение распространяется затем во всех странах Европы. В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродетелей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистического индивидуализма. Культура в своем развитии ориентируется на возвращение к античности, усвоение ее классического наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т,д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители — Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этиче-
159
ских вопросов, рассмотрением социально-политических проблем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное развитие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.
В XVI—XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Ученые накапливают фактический материал, полученный в результате наблюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену авторитету, что означает зарождение экспериментальной науки современного типа. Развитие астрономии вследствие деятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира — гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качественно новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обосновал ведущую роль эксперимента в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейской культуре — рационализма. В сфере искусства в XVII веке господствует барокко — стиль, обладающий очень чувственным характером, создающий иллюзию реальности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший драматизм и экспрессивность. Однако и здесь со второй половины XVII века ощущается воздействие рационализма, который нашел свое воплощение в классицизме, направлении, основанном на превалировании разумного над чувственным. Строгие, пропорциональные, симметричные формы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе — вот характерные признаки, свойственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половине XVII века во Франции, а в XVIII веке распространяется по всей Европе.
160
XVIII столетие часто именуется в науке «эрой Просвещения». Данное интеллектуальное движение затронуло все сферы жизни общества и стало настоящим интернациональным явлением. В чем заключаются причины его возникновения? По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образовывался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные достижения которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всесилии человеческого разума, вера в возможность перестройки общественной жизни в соответствии с рационалистическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителей — Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джеф-ферсон и др. Они творили в различных сферах науки и искусства и именно их труды сформировали фундамент современной цивилизации. Общей чертой для всех просветителей был настоящий «культ науки». Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к более совершенным формам организации социальной жизни. Осознание просветителями прогресса было сугубо европоцен-тричным, в рамках которого западная цивилизация признавалась эталоном, который было необходимо распространить на весь мир. Огромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которой общество передает часть своих прав государству. Что же касается государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескье. Она заключается в том, что три составляющие (ветви) власти: установление законов (законодатель-