политическая и правовая жизнь общества
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Политическая жизнь общества: понятие и признаки
Термин «жизнь» согласно словарям означает следующее: 1) совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи; 2) физиологическое существование человека, животного, всего живого; 3) время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь его период; 4) деятельность общества и человека в тех или иных его проявлениях (общественная, духовная, семейная жизнь); 5) реальная действительность (провести решение в жизнь, т.е. осуществить); 6) оживление, проявление деятельности, энергии. Это сложное и многоаспектное понятие отражает соответственно сложное и многоплановое явление.
В частности, политическая жизнь стала анализироваться как научная категория лишь во второй половине XX столетия. С середины 1950-х гг. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие «политическая жизнь». Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия.
Политическая жизнь общества, устойчивость политических структур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.
Политическую жизнь характеризуют следующие признаки:
Политическая жизнь реализуется посредством политической деятельности граждан, государственных структур, партийных и общественных организаций, движений, т.е. всей совокупности субъектов политики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Таким образом, сущность политической жизни можно определить как политическую деятельность индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами.
Основным элементом политической жизни являются политические действия, среди которых можно выделить, например, государственные перевороты и революции, крестьянские погромы и гражданские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.
Политическая и правовая сферы общества
Слово «политика» происходит от греческого politike – «искусство управления». Политическое управление появляется в сложно дифференцированном обществе одновременно с государством. Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти. Главный политический вопрос – вопрос о завоевании и удержании власти. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, т.е. организационно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.
Государство выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние функции – защита общественной безопасности, поддержание законности и порядка, координация усилий разных субъектов политической и социальной сфер. Внешняя функция государства реализуется в отношениях с другими суверенными государствами.
Различают две основные формы государственного устройства: монархическую и республиканскую. Эти формы выделяются в зависимости от того, осуществляется государственная власть одним лицом (монархия) или группой лиц – выборным органом (республика).
Помимо форм государственного устройства или форм правления, выделяют различные типы политических режимов, или методов осуществления государственного руководства. Основными типами политических режимов являются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.
Термин «демократия» происходит от греческих слов demos – «народ» и kralos – «власть»; буквальный смысл – «власть народа». Английский политик Уинстон Черчиль говорил, что демократия – самый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучше.
Основной принцип демократического устройства – подчинение меньшинства большинству. Однако в демократическом обществе он дополняется другим: право большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности. Любая личность, независимо от того, относится она к большинству или к меньшинству, имеет возможность для выражения и отстаивания своей позиции. Права меньшинства не отменяются волей большинства, защищены законом и правовыми институтами.
Другой принцип демократии – принцип плюрализма. Источник плюрализма – наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных или политических групп. Поскольку любое меньшинство имеет право на выражение и отстаивание своих интересов, плюрализм является нормой существования демократического государства. Свободу слова, являющуюся одним из признаков демократического государства, следует считать следствием плюрализма.
Политический плюрализм предполагает многопартийность. В развитом демократическом обществе соперничество партий за власть осуществляется без разрушения существующей социально-политической системы в соответствии с заданными правила политической игры, конфликты между различными политическими субъектами не носят катастрофического для всего общества характера. Правилами политической игры предполагается борьба за голоса граждан, которые предпочитают ту или иную партию в качестве правящей. Теми же правилами предполагается смена различных партий у власти, что препятствует срастанию какой-то одной партии с государством. Следствием политического плюрализма является деидеологизация частной жизни граждан. В демократическом государстве не существует единой государственной идеологии, претендующей на статус единственно верной.
Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что государство, даже если оно демократическое, является правовым. Основной характеристикой правового государства является главенство закона над властью. Нормы права обязательны для всех субъектов политико-правовой или социальной систем, в том числе и для государства. Правовое государство, таким образом, предполагает наличие своеобразного договора между всеми субъектами социально-политической системы о подчинении нормам права и верховенстве закона.
Основой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество определяется Г. Гегелем как объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребности, особенных и общих интересов для обеспечения безопасности и собственности. К. Маркс считал, что исчезновение классовых антагонизмов приведет к исчезновению насилия и государства, а следовательно, и гражданского общества. Однако исторический опыт показал, что идея К. Маркса об исчезновении государства в обозримом будущем является утопией: в современных политических системах роль гражданского общества только возрастает. Гражданское общество возникает в эпоху становления капиталистических отношений как промежуточное звено между государством и гражданами и выполняет функцию посредника между ними. Основой гражданского общества выступает средний класс (см. 7.4).
Современная социальная наука и философия настаивают на необходимости самостоятельности гражданского общества по отношению к государству. Для выстраивания политической системы постсоветской России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.
Авторитаризм происходит от латинского слова autoritas – «власть», «влияние». Авторитаризм определяется как режим личной власти. При авторитарном политическом режиме граждане являются только объектом властного влияния и ни прямо, ни косвенно не участвуют в принятии решений. При этом в политической системе могут сохраняться представительные, выборные органы власти, однако их роль сведена к минимуму. Некоторые типы авторитарных режимов поддерживают видимость политической оппозиции, однако эта оппозиция, как правило, карманная и выполняет функцию обслуживания существующего режима.
В авторитарных государствах существует единая идеология, признанная официальной, а любая критика действующей власти или официальной идеологии расценивается как подрыв существующего общественного строя. В авторитарных системах нарушаются основные принципы демократического правления: принцип подчинения меньшинства большинству, защиты гражданских прав меньшинства и плюрализма мнений. Тем не менее авторитарный режим не устанавливает тотального контроля за частной жизнью граждан и допускает проявление частной инициативы в экономической сфере. В авторитарных государствах гражданское общество либо отсутствует, либо его роль сведена к минимуму, поэтому никакого диалога между властью и гражданами не происходит.
Тоталитаризм происходит от латинского слова totalitas – «цельность», «полнота». Термин «тоталитаризм» был введен Бенито Муссолини для характеристики созданного им в Италии политического режима. В 20-е гг. XX в. феномен тоталитаризма начал осмысляться сначала в художественной литературе (Евгений Иванович Замятин «Мы», Олдос Хаксли «О дивный новый мир», Джордж Оруэлл «1984»), а чуть позже в политической науке и философии (X. Ортега-и-Гассет, Фридрих Хайек, Ханна Арендт и др.).
Основной признак тоталитаризма – растворение индивидуальности в тотальных политических институтах, отсутствие границ вмешательства государства в частную жизнь граждан. При тоталитарном режиме государство главенствует над правом, верховным правом является воля самого государства. Для тоталитаризма характерна массовая идеологизация всего общества. В качестве единственно верной принята политическая идеология, представляющая собой род религии. Все властные функции выполняет одна партия, срастающаяся с государством. Партия выступает носителем и выразителем государственной идеологии.
Английский экономист Ф. Хайек связывает генезис тоталитаризма с развитием во второй половине XIX в. антилиберальных социалистических движений, отрицавших ценность личности и рассматривавших ее как инструмент достижения коллективных внеличностных целей.
Политическая сфера общества не исчерпывается государством: в ней выделяют политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты. К политической системе относят также политическое сознание. Политическое сознание, или политическая идеология, – совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп. Идеология – это, прежде всего, осознаваемая и сознательно используемая система идей и ценностей, т.е. рациональный конструкт. Однако генетически идеология формируется на основе мифологии и несет на себе определенные характеристики мифа. Наиболее эффективными в плане общественного управления (важнейшая функция идеологии – управление социумом) становятся именно те идеологии, которые эксплуатируют глубинную символику коллективного бессознательного, т.е. иррациональные механизмы. Для того чтобы быть действенной, идеология должна нести в себе некоторые формальные и содержательные характеристики мифа. Придание идеологии мифологической формы облегчает восприятие заложенных в ней идей и смыслов за счет упрощенного и приемлемого для массового сознания уровня рационализации. Как полагает французский социолог Серж Московичи, для того чтобы стать доступными, идеологические доктрины должны отказаться от строгого языка, сложных рассуждений и понятий.
Осуществление государством властных функций невозможно без права. Право – совокупность общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей. Право охраняется и поддерживается государством. По мнению Аристотеля, право есть норма политической справедливости, или нормативно закрепленная справедливость. В Международной хартии прав человека говорится о пяти основных категориях прав:
Правосознание – необходимая составляющая правовой системы, представления и понятия, выражающие отношения людей к действующему праву, правовые теории и правовая идеология. Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии. Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Обыденный уровень правосознания тяготеет к нравственному сознанию, а теоретический – к политическому. В правосознании нравственные понятия должного и справедливого мыслятся как закон, действие которого гарантируется и осуществляется государством. Однако если с точки зрения нравственности поступки оцениваются как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, то с точки зрения права – как законные или незаконные. Право иногда определяют как минимум нравственности, юридически закрепленный в законах.
Правовая система и правовая жизнь общества
Малько Александр Васильевич, доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук.
Рассматриваются две категории, которые в современный период развития юридической науки все больше конкурируют между собой. Речь идет о правовой системе и правовой жизни общества. Если первая направлена на организацию правовой жизни общества, то вторая содержит источники (истоки) развития правовой системы.
Ключевые слова: правовая система, правовая жизнь общества, соотношение, структура, позитивная и негативная правовая жизнь общества.
Legal system and legal life of society
Mal’ko A.V., Doctor of Jurisprudence, Professor, Saratov Branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.
Key words: legal system, legal life of society, correlation, structure, positive and negative legal life of society.
В современном обществе, связанном с глобальными процессами и вызовами времени, все больше требуются научные усилия по созданию категорий, отражающих данные процессы и вызовы и способных объяснить возникающие социальные реалии, предложить решения новых экономических, политических, нравственных и иных проблем.
Вместе с тем в юриспруденции складывается ситуация, в рамках которой обостряется соперничество таких конкурентоспособных категорий, как «правовая система» и «правовая жизнь». Каждая из названных категорий претендует на то, чтобы быть предельно широкой, охватывающей все юридические явления и процессы, всю юридическую сферу.
См., например: Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 276.
Подробнее см.: Малько А.В. Теория правовой политики: Монография. М., 2012. С. 34.
Матузов Н.И. Правовая жизнь как объект научного исследования // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2005. С. 11.
Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Рецензия на монографию «Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект» / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2005. С. 250.
Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Правовая жизнь, ее содержание и формы // Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2011. С. 76.
В-третьих, по объему понятие «правовая жизнь» действительно значительно богаче и шире понятия «правовая система». При всем их внешнем первоначальном сходстве у данных категорий несовпадающие структуры. Никакая система не может включать в себя все то, что есть в жизни. В этом смысле они не конкуренты. Жизнь богаче любых систем, что, бесспорно, относится и к юридической сфере.
Шундиков К.В. Синергетический подход в правоведении. Проблемы методологии и опыт теоретического применения: Монография. М., 2013. С. 117.
Там же. С. 127.
В рамках категории «правовая жизнь» (как более масштабной) можно основательнее изучать и категорию «правовая система», которая зависит от первой, изменяется под ее влиянием. Правовая жизнь содержит источники (истоки) развития не только права, но и всех иных правовых явлений (включая правовую систему).
Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства. М., 2010. С. 483.
Червонюк В.И. Теория государства и права. М., 2006. С. 597.
Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия правовой системы общества // Правоведение. 1998. N 2. С. 50.
Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985. С. 41.
Ветютнев Ю.Ю. «Свет» и «тень» правовой жизни // Актуальные проблемы правовой политики и правовой жизни современной России: Сб. ст. Тамбов, 2008. С. 51.
Сорокин В.В. Правовая система переходного периода: теоретические проблемы. М., 2003. С. 27.
Во-первых, почему вместо исследования одних явлений предлагается исследовать другие; во-вторых, почему нужно «уделять серьезное внимание» только понятию правовой системы; в-третьих, понятие правовой жизни предлагается вовсе не взамен понятия правовой системы, а наряду и вместе с ним, поскольку это разные категории, отражающие соответственно и разные уровни юридического бытия.
Туманов В.А. Вступительная статья к книге Ж. Карбонье «Юридическая социология». Благовещенск, 1998. С. 14.
Матузов Н.И. Правовая система развитого социализма // Советское государство и право. 1983. N 1. С. 18.
Следует отметить тот факт, что до конца 90-х гг. XX столетия под правовой системой понимали в основном упорядоченную совокупность лишь позитивных юридических явлений. О негативных (но не противоправных) элементах стали писать относительно недавно и то во многом «под давлением» вводимой категории «правовая жизнь», которая как раз и содержит негативные (в том числе и противоправные) начала как свою неизбежную составную часть.
Поэтому и нужна более широкая категория, вбирающая в себя не только отдельные «избранные» недостатки и изъяны, а всю юридическую тотальность, поделенную на два противоположных сегмента: позитивную, правомерную («световую»), и негативную, противоправную, в том числе преступную («теневую»), выступающих в качестве своеобразных антиподов. Иначе полноценный анализ юридической жизни общества провести не удастся. Требуется выход именно на предельно крупные и одновременно отрицающие друг друга подразделения нашей юридической действительности, чтобы показать их масштабное взаимодействие, «взаимопереходы» и «переливы» друг в друга (например, легализацию и делегализацию, криминализацию и декриминализацию и т.д.).
Материалистическая диалектика / Отв. ред. Ф.Ф. Вяккерев: В 5 т. Т. 1. М., 1981. С. 24.
К тому же позитивные («свет») и негативные («тень») составляющие правовой жизни можно рассматривать как парные юридические категории, поскольку они:
Сорокин В.В. Указ. соч. С. 27.
Применительно к категории «правовая жизнь общества» такое беспокойство можно было бы разделить, если бы не ряд обстоятельств.
Во-первых, то, что «к настоящему моменту аналитические разработки в праве перешагнули через имеющиеся теории и накопленный теоретический материал в них уже не укладывается», отражает обычный ход развития любой науки, ее постоянные качественные изменения. Это позитивное свидетельство ее дальнейшего движения вперед к освоению новых более сложных объектов. Именно поэтому и возникает потребность в категориях более широкого плана, способных охватить данные новые аналитические разработки, «перешагнувшие через имеющиеся теории и накопленный теоретический материал». И такой категорией по отношению к категории правовой системы выступает правовая жизнь. Она вполне может преодолеть те трудности, которые возникли у категории правовой системы, связанные с охватом всей тотальности юридических явлений.
Во-вторых, правовая жизнь, как вводимое в теорию права понятие, вовсе не приводит «к игнорированию или недооценке» имеющегося категориального аппарата, например, правовой системы. Наоборот, с помощью категории правовой жизни можно попытаться очертить более точные границы понятия правовой системы (которые необоснованно стали расширяться), более четко определить функции последней применительно к той же правовой жизни (правовая система призвана поддерживать в ней определенный порядок, организовывать ее).
Сорокин В.В. Указ. соч. С. 27.
Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С. 30.
Право и культура / Отв. ред. Н.С. Соколова. М., 2002. С. 66.
Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию: Монография. 2-е изд. М., 2010. С. 18.
Из всего сказанного можно сделать определенные выводы.
Категория «правовая жизнь» приобретает все большую научную и практическую значимость, потенциал которой заключается в следующем:
Категория «правовая жизнь общества», будучи предельно широкой, позволяет к тому же, во-первых, в некоторой степени определить (а в ряде случаев уточнить) границы иных категорий, так или иначе в нее входящих; во-вторых, «ранжировать» (приводить в порядок) входящие в нее категории; в-третьих, увидеть то, как они связаны между собой и с самой категорией «правовая жизнь общества».
Синюков В.Н., Синюкова Т.В. К обновлению методологии юридической науки // Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2007. С. 38.
В условиях дальнейшего усложнения социальных связей правовое развитие общества все настойчивее требует интегрального, прежде всего общетеоретического анализа правовой жизни как различных стран, так и отдельных регионов.
Библиографический список
Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.
Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982.
Ветютнев Ю.Ю. «Свет» и «тень» правовой жизни // Актуальные проблемы правовой политики и правовой жизни современной России: Сб. ст. Тамбов, 2008.
Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Рецензия на монографию «Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект» / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2005.
Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия правовой системы общества // Правоведение. 1998. N 2.
Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Правовая жизнь, ее содержание и формы // Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2011.
Малько А.В. Теория правовой политики: Монография. М., 2012.
Материалистическая диалектика / Отв. ред. Ф.Ф. Вяккерев: В 5 т. Т. 1. М., 1981.
Матузов Н.И. Правовая жизнь как объект научного исследования // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2005.
Матузов Н.И. Правовая система развитого социализма // Советское государство и право. 1983. N 1.
Право и культура / Отв. ред. Н.С. Соколова. М., 2002.
Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства. М., 2010.
Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию: Монография. 2-е изд. М., 2010.
Синюков В.Н., Синюкова Т.В. К обновлению методологии юридической науки // Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2007.
Сорокин В.В. Правовая система переходного периода: теоретические проблемы. М., 2003.
Туманов В.А. Вступительная статья к книге Ж. Карбонье «Юридическая социология». Благовещенск, 1998.
Червонюк В.И. Теория государства и права. М., 2006.
Шундиков К.В. Синергетический подход в правоведении. Проблемы методологии и опыт теоретического применения: Монография. М., 2013.
Конспект по обществознанию. Тема 18. Политико-правовая сфера жизни общества
Конспект по обществознанию. Тема 18. Политико-правовая сфера жизни общества
Политическая система общества, её структура.
Понятие политическая система.
Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Мой конспект: дайте определение политической системы
Понятие Родовой признак Видовой признак
Функции политической системы общества разнообразны:
определение целей, задач, путей развития общества;
организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
распределение материальных и духовных ресурсов;
согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;
разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
обеспечение стабильности и безопасности общества;
политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
Мой конспект: соотнесите функции политической системы и сферы общества
Классификация политических систем:
Критерии. Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества.
Типы. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Мой конспект: вставьте пропущенные слова и словосочетания:
Критерии. Основанием классификации политических систем выступает, как правило, (1), характер и способ взаимодействия власти, личности и общества.
Типы. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, (2) и демократические.
Структура политической системы.
Политическая система общества состоит: из политических отношений, из политических организаций, политических норм и политических взглядов и идей.
Политическая наука выделяет пять основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:
К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе – несобственно-политических – относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.
Мой конспект: три группы политических институтов:
собственно политические институты
несобственно политические институты
организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный
Мой конспект: политические отношения:
Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.
Мой конспект: политические нормы. Дополните пропущенное словосочетание.
Нормативную подсистему политической системы общества составляют:правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты), уставные и программные нормы партий и других общественных организаций, неписаные обычаи и традиции.
Ответ: этико-моральные нормы.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях: теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.
Мой конспект: дайте определение понятия политическая культура
Понятие Родовой признак Видовой признак
Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государство демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда), избирается Президент, депутаты Государственной Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, главы городских и районных администраций.
В Конституции нашего государства закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реальное формирование демократического режима в России только началось.
Функциональная подсистема включает в себя формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).
Мой конспект: заполните таблицу: «Подсистемы политической системы»
Подсистемы политической системы Содержание
1. Институциональная подсистема политической подсистемы представляет собой совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти. Структурные элементы – государство, политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы), средства массовой информации, а так же церковь.
2. Нормативная подсистема – совокупность политических норм и традиций, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества. К ним относятся правовые нормы, нормы деятельности общественных организаций, неписаные обычаи, традиции, а так же этико-моральные нормы.
3. Функциональная подсистема включает в себя формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).
5. Коммуникативная подсистема – совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами, по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики.
6. Культурная подсистема является интегральным фактором политической системы, комплексом типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.
Понятие правовое государство.
Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.
Мой конспект: дайте определение правового государства
Понятие Родовой признак Видовой признак
Признаки правового государства:
Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу;
Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;
Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.
Мой конспект: перечислите признаки правового государства:
Предпосылки создания и функционирования правового государства:
производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;
режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
высокий уровень политического и правового сознания людей;
юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства ;
Мой конспект: перечислите предпосылки создания и функционирования правового государства:
Правовое государство – это государство, в котором
обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни,
признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом,
в основу организации власти положен принцип разделения властей,
осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено),
соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка.
Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.
Мой конспект: дайте определение принципа разделения властей
Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.
Основные признаки правового государства
Прежде всего, для правового государства характерно верховенство закона.
Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех – от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.
Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.
Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.
Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права.
Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.
Принцип приоритета права означает: рассмотрение всех вопросов с позицией права, соединение нравственно-правовых ценностей с формально-регулятивными, необходимость идеологически-правового обоснования решения государственных органов.
Принцип правовой защищенности человека и гражданина: равенство сторон и взаимной ответственности государства и гражданина, особый тип регулирования и формы правоотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
Принцип единства права и закона: должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти и при издании должен быть использован весь комплекс правовых средств.
Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения. Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору. Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.
Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан. Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.
Мой конспект: перечислите признаки правового государства: